Все отзывы на произведения Ивана Сибирцева
Отзывы (всего: 2 шт.)
Рейтинг отзыва
Иван Сибирцев «Сокровища Кряжа Подлунного»
Ученик Дьявола, 5 декабря 12:15
Производственно-шпионско-фантастический роман в жанре «ближнего прицела» со всей своей ничем не прикрытой идейной простотой. В наличии: советские ученые, совершающие эпохальное открытие; злобные бизнесмены с Запада, мечтающие взорвать и разрушить страну ненавистных коммунистов; их агенты – люди без роду без племени; доблестные чекисты, от чьего зоркого глаза не укроется ни одно движение врага; морально неустойчивые советские граждане – пособники диверсантов и морально устойчивые советские граждане – надежная опора чекистов. Единственное отклонение от «магистральной линии» – роман советского профессора с коллегой-француженкой, от какового романа даже имеется сын, и, как ни странно, профессору такое «аморальное поведение» нисколько не ставится в вину.
Впрочем, любовная история проходит здесь даже не на втором, а на третьем плане, а в целом сюжет, как обычно для «ближнего прицела», крутится вокруг выдающегося открытия, разом решающего уйму проблем. Истории открытия, традиционно для «ближнего прицела», внимания почти не уделено: как говорилось в старом-престаром фильме «Весна», «сел – задумался – о! – открыл». Главное – происходящий затем сплошной триумф науки и техники. В данном случае в роли такого открытия выступает волшебная защита от всех видов излучения, которую называют по фамилии изобретателя, того самого профессора, – Стогов – стогнином. Слою стогнина в пару миллиметров нипочем радиация в десятки тысяч рентген, затем оказывается, что он выдерживает и ударную волну от ядерного взрыва, и даже температуру в десятки миллионов градусов при термоядерном синтезе. (Хотя на самом-то деле вакуумные камеры термоядерных установок делают из самых прозаических материалов вроде нержавеющей стали, никакие волшебные вещества тут не требуются, и первый токамак успешно заработал еще за несколько лет до написания книги.) Сначала стогнин становится ключом к созданию первой термоядерной электростанции, а в конце концов успехи советских ученых в деле управляемого синтеза приводят к созданию «искусственного солнца», обогревающего мерзлую сибирскую землю. Стоит заметить еще, что в книге заметны и отголоски тогдашнего повального увлечения пластмассой: тут из нее делают чуть ли не всё, от столов до зданий аэровокзалов.
По поводу названия. Кряж Подлунный – это горная цепь, где находятся богатейшие месторождения урановых руд. Венчает эту цепь пик Незримый, названный так из-за густого облака, постоянно скрывающего вершину горы, на которой, судя по всему, должно находиться что-то крайне интересное и радиоактивное. Штурмовать вершину Незримого, традиционно для фантастики тех лет, отправляется кабинетный ученый почтенного возраста – профессор Стогов собственной персоной – вместе с коллегами. На горе они обнаруживают действующий природный реактор, производящий столь нужный для термоядерного синтеза тритий. В общем-то покорение Незримого с его кипящим озером напоминает укрощение Урановой Голконды у Стругацких, с той лишь разницей, что у последних оно показано намного реалистичнее и убедительнее, хоть и находится не на Земле, а на Венере. Стругацкие, во всяком случае, не изобретали для покорителей Венеры особенно чудесное снаряжение, как это сделано у Сибирцева, и поэтому открытия обходятся их героям крайне дорого. Здесь же Стогов в стогниновом скафандре переживает небольшой ядерный взрыв, оставшись вполне себе единым целым. Правдоподобия ради автор дает нам понять, что профессору все-таки пришлось несладко, однако его быстро ставит на ноги второе чудесное изобретение в книге – биоген, усовершенствованный вариант «Настойки Для Воскрешения Больных» Джеффа Питерса: он и от лучевой болезни излечит, и разорванные кишки срастит, и вообще «хромые начинают говорить, а слепые ходить». Кстати, в книге есть и третье чудо-изобретение – «электронный глаз», свободно видящий сквозь дым и туман, сквозь землю, а когда надо – и сквозь стены (у нас же тут шпионы-диверсанты – не забыли? – а за ними надо ведь как-то следить).
Все это, конечно же, предельно наивно, однако все равно было бы не так уж плохо, если бы не традиционная тогдашняя идеологическая составляющая – здесь она подана чересчур грубо и примитивно даже для «ближнего прицела». Уже на первых страницах мы встречаем упоминание того, как «металлисты и докеры Англии приветствовали коммуниста № 1 Никиту Сергеевича Хрущева». А когда в шестой главе выводится главный злодей со своими «чемпионами рок-н-ролла», сразу как-то вспоминаются «шакалы в форме змеи». Автору, это совершенно ясно, при представлении читателю мистера Гарри Гюпона надо было написать что-нибудь этакое мерзкое, чтобы сразу было понятно, что к чему. Вот он и написал про рок-н-ролл, потому что слышал краем уха, что это какая-то капиталистическая зараза – наверное, какие-нибудь там бои без правил или прочая подобная гадость. Так вот, коварные бизнесмены во главе с Гюпоном не могут просто так стоять в стороне и смотреть, как Советский Союз овладевает термоядерной энергией, и разрабатывают потрясающий план. План наивен до идиотизма: взять и взорвать строящийся термоядерный реактор в Сибири, и коммунизм по всей Земле мигом рухнет, доказав свою несостоятельность. Правда, в реальности в термоядерных установках взрываться просто нечему, но в представлении писателя если уж мистеру Гюпону надо – значит, что-нибудь там обязательно должно взорваться. Агентов Гюпона, естественно, ловят с поличным в последний момент, «искусственное солнце» сияет над Сибирью, все счастливы и довольны. Кроме мистера Гюпона, разумеется.
Уверен, что никто из читающих этот отзыв не будет ко мне в претензии за то, что я не заключаю в фрагменты скрытого текста упоминания о событиях по ходу действия: ведь любому с первых же страниц станет ясно, о чём пойдет речь и чем дело кончится, так зачем зря разбивать текст пустыми прямоугольниками? Подобных книг в свое время навыпускали множество, и эта среди них не выделяется ровным счетом ничем. Заменить термоядерный реактор, к примеру, на новейшую подводную лодку или батискаф, Стогова назвать Копниным, перенести Кряж Подлунный на дно моря и переименовать в Кряж Подводный – вот вам и очередная шаблонная история, не лучше и не хуже других. Нет, не зря сам автор называл «Сокровища Кряжа Подлунного» своим худшим произведением…
Иван Сибирцев «Золотая цепочка»
SAG, 13 сентября 2015 г. 00:19
Отнести этого автора к писателям-фантастам, это конечно можно. Ведь он автор известного многим романа «Сокровища кряжа Подлунного». Но это отдельная история. А мы поговорим именно об этом романе и это чистый детектив, причем, именно советский. Советский не потому, что написан в соответствующее время, а потому, что весь он проникнут идеологией и понятиями того времени.
Итак история началась в Москве, где в поле зрения милиции попадают перекупщики золотых изделий. Внезапная смерть старого ювелира, спешившего сообщить в милицию, что ему принесли на опознание его работу, которую он сделал еще до революции для золотопромышленника Бодилина, слухи о кладе, который припрятал Бодилин. Истории с приисками Бодилина и его потомков, один из которых (внук) на данный момент возглавляет, как директор золотопромышленный прииск. И неизвестные, которые, мало того, что плетут свои сети вокруг родственников, но еще и появляющиеся в сюжете, как группа лиц занимающаяся хищением золота с прииска. А еще в сюжет, ну как же без этого, вставленная история молодого парня Глеба, попавшего в сети преступников, похищавшего золото при добыче и получившего задание войти в доверие к родственникам Бодилина и выведать, место клада. И влюбившегося во внучку и осознавшего свои преступные действия.
Да и история с кладом, оказывается, до смеха простой — его в военные годы, передала в фонд помощи фронту дочка Бодилина, но никому, даже сыну, — не сказала об этом. Но преступную группу, которую возглавляет сын, одного из подрядчиков Бодилина, и который организовал пересылку ворованного золота и который, скрывался под именем героя-партизана гражданской войны, усыновившего его и который зная от отца о кладе, все же решил добыть его.
Вообщем добротно запутанное произведение, с множеством участников и сюжетных линий, порой, просто запутывающих сюжет.