Чарльз Буковски «Фактотум»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Фактотум (лат.) — лицо, исполняющее самые разнообразные поручения.
Генри Чинаски — молодой парень, который после ссоры с отцом отправляется в путешествие по послевоенной Америке. Впереди — море виски, доступные женщины и разннобразная работа, которая позволяет вести свободный образ жизни и писать рассказы.
Входит в:
Экранизации:
— «Фактотум» / «Factotum» 2005, Норвегия, США, Германия, Франция, Италия, реж. Бент Хамер
- /языки:
- русский (12), английский (1)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- В. Клеблеев (2), Т. Покидаева (10)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 28 ноября 2022 г.
Наверное, для сноба, подобные «Фактотуму» произведения выглядят отвратительными, для эстета контркультуры — слишком попсовыми. Как бы то ни было, Буковски и его произведения — это чтиво для отдыха. Помнится, его «В моем супе печенье в форме зверюшек», я прочитал лет в 14, и меня впечатлило то буйство слов при простоте построения предложений и всего повествовательного ряда. Все же, допинг в виде алкоголя при написании произведений позволяет раскрывать особый шарм потомка сознания, когда автор перескакивает с легкостью перышка с темы на тему, оставаясь в канве своего основного повествования. Это, с позволения сказать, «пьяный базар», в данном случае некий ренессанс воспоминаний, как же жилось и пьнствовалось г-ну Буковски в юные годы. На войну он идти не сподобился, к учебе не приспособлен, с родителями у него отношения напряженные, да и писанину его никто не хочет печатать. но зато он приобретает опыт работы в миллионах совершенно разных мест, будучи этим самым фактотумом, выпивает и общается со множеством людей, многие из которых по сути своей от БуковскиЧинаски не отличаются. Автор привирает, герой привирает, по сути предлагая нам то, что в медицине называют «вранье алкоголика» (или нет, я точно и не помню). И вот где-то к середине книги, это примерно там, где
мы понимаем что не все его воспоминания — реальность, возможно какие-то из них часть пьяного бреда. Тем не менее, подобное чтиво интересно для тех, кто не хочет сильно философствовать, а руке лень тянуться за томиком Х.С. Томпсона или Уэлша, Буковски несколько более разбавленный вариант этого сорта пива.
А еще в издании 2000 года очень интересные примечания к главам, в виде мини-энциклопедии
fail of reality, 2 августа 2022 г.
Слово «фактотум», как подсказывает Википедия, в переводе с латинского языка означает «делай всё». Так в древности называли людей, что занимались самыми разными работами. Иногда это слово ещё любят переводить «мастер на все руки», но такой перевод я считаю неправильным. Потому как «мастер» — тот, кто умеет делать что-то профессионально. А разнорабочий — это просто-напросто грубая сила с улицы. Короче, фактотум — это современный разнорабочий.
Главный герой Чарльза Буковски — фактотум. Свою работу он делает далеко не профессионально (а чаще всего так и просто спустя рукава), и зарабатывает деньги не качеством, а количеством. Иными словами, на очередной работе он не задерживается дольше одной или двух недель. Так и кем работает главный герой, всё тот же Генри Чинаски? Грузчиком, кладовщиком, упаковщиком, уборщиком, носильщиком… И ещё много всяких длинных слов с буквой «щ».
Работать наш главный герой не любит и не хочет. Так получилось не потому, что он тупой, лентяй, или тупой лентяй. Нет. Думаю, он не хочет работать, так как хочет сохранить душу и остаться человеком среди хищных капиталистических акул. В тексте он редко говорит об этом прямо, но тут и не надо ничего разжёвывать.
Как мы все понимаем, в обществе развитого капитализма у человека есть только такой выбор: или продать душу на работе, благодаря чему он (с некоторой вероятностью) и поймает золотого тельца за яйца, или же остаться самим собой, но остаться без денег, и жить на дне общества среди таких же аутсайдеров и неудачников. Иного выбора для двуногого быдла не существует.
Мне было страшно. На самом деле, мне было страшно от жизни — от всего того, что приходится делать каждому только за тем, чтобы у него было что есть, где спать и во что одеваться. Поэтому я валялся в постели и пил. Когда ты пьян, мир по-прежнему где-то рядом, но он хотя бы не держит тебя за горло».
Действие «Фактотума» происходит в США, во времена Второй мировой войны и чуть после неё. Великая депрессия канула в Лету, и в американской экономике началось оживление. Рабочих мест было много. Это связано и с 12 миллионами американских мужчин, ушедших на войну (с которой не все вернулись обратно), и с зарождавшимся тогда обществом массового потребления, и с общим экономическим ростом… Но не об этом сейчас.
В общем, жизнь шла своим чередом. И вот на бескрайних просторах США появляется он — Генри Чинаски. Молодой и амбициозный парень, который недавно съехал от родителей и желает узнать настоящую Америку. А если повезёт, то и стать писателем. Мой внутренний голос спрашивает: «А что, так можно было?» Чарльз Буковски в «Фактотуме» описывает свою молодость до событий «Почтамта»: одиночество, пьянки, нищета, бесконечные мытарства по рабочим местам и отчаянный поиск себя. И воспоминания. Куда уж без них.
Молодость Генри Чинаски (Чарльза Буковски) прошла в бедности, запоях и сварах с первой возлюбленной, дамой по имени Джейн Бейкер. Буковски нашёл её, знатно потаскавшись по Америке в поисках денег, счастья и любви. Бейкер была возрастной алкашкой, но, в то же время, являлась настоящей женщиной с большим сердцем. Такой её вспоминал Буковски.
Описывать характер всех работ и все приключения нашего фактотума я не стану: для этого вам нужно прочитать «Фактотум». Но скажу, что данный текст отлично передаёт дух Северной Америки середины прошлого века. Со страниц книги пахнет чем-то… настоящим. В «Фактотуме» пахнет «классической» Америкой, где ещё не изобрели никакого интернета и мобильников, телевидение только входило в моду, и коль скоро ты хотел жить на дне общества — ты жил, и мог при желании выбраться оттуда и даже стать писателем…
Возможно ли такое в Америке сейчас? Я не знаю. Чарльз Буковски в одном из поздних интервью говорил, дескать, «как в молодости» уже не будет. Америка изменилась, ожесточилась; и, раз уж ты разорён и работаешь грузчиком, — вероятней всего, так ты и подохнешь. Подохнешь, а донные падальщики с радостью сожрут твоё тощее тельце — им тоже надо есть, чтобы жить, и жить, чтобы есть. И дети твои, и внуки — все сгниют на этом дне, если им не повезёт. А повезти всем не может просто статистически. Кто-то должен проиграть.
В сборнике «Чарльз Буковски: Интервью: Солнце, вот он я» Буковски вспоминал о молодости так:
— Теперь всё гораздо хуже с наркотиками, больше безработицы, меньше сочувствия к бездомным, да и выходов у них не так много. Поэтому всё гораздо печальнее. В моё время было весело. Знаете, загулять в трущобы на пару недель. Оттуда можно было выскочить. Теперь же на дне оказываются и женщины, и целые семьи, и там наркотики, и эти люди друг друга убивают, и всё это отвратительно и кошмарно, чёрт возьми. А в моё время там просто мужики, знаете, пили вино. И некоторые таким манером прекрасно проводили время: им казалось, это приключение.
Теперь же никакого авантюризма нет и в помине. На дне оказываешься просто потому, что больше тебе нигде нет места. Не знаю. Стыд и позор, что так всё происходит, и я не знаю, что с этим делать. Раньше для тех, у кого нет профессии, возможностей было больше. Если человеку хотелось работать, он, в общем, мог пойти на фабрику или устроиться на какую-нибудь неквалифицированную работу.
Теперь таких возможностей больше нет. Все автомобильные заводы закрылись. Всё просто взяло и закрылось. Одни «Макдональдсы» и быстрое питание. Так называемая сфера обслуживания, которая не нанимает население [в центре города]. Теперь, если попадаешь на дно, там и остаёшься. И всё».
О жизни на «добром» дне общества и написал Чарльз Буковски в «Фактотуме». А может быть, ему (как и всем старикам) прошлое казалось неизменно светлым, как бы плохо тогда ни жилось? Все мы были молоды, и молодость наша проходила (или проходит) в тяготах и трудах, в ссорах и нервах, в злости и обиде… Так кажется, пока мы молоды. Потом же всё резко заканчивается, и мы вдруг узнаём — это было, оказывается, лучшее время жизни, золотое время, которое ушло безвозвратно, а впереди — упадок сил, старость, смерть… И пустота.
Итак, «Фактотум» — это невероятно честный, классный роман. Он наводит внимательного читателя на размышления, а это уже признак хорошей литературы. Возможно, кто-то спросит: и на какие мысли навела меня эта книжка? Отвечаю: с лёгкой руки Чарльза Буковски в моей голове появились крамольная идейка: если меня достало придурочное начальство, никто не мешает мне поднять свою офисную жосопусу со стула и послать всех их насахусуй. Никто к батарее не приковал же, ну? А чего сидим тогда?
Ок, времена теперь другие, вокруг нас тут интернет и смартфоны, но подлинная жизнь — она по-прежнему за окном, она на улицах, в барах и притонах, а не в вылизанных кабинетиках с прилипшими к креслу бюрократами, чья жизнь — привычка, а служба — одесский шум, похожий на работу. Буковски в молодости посылал на три весёлых буквы всех кого хотел, — и ничего, жил же! И жил неплохо, да и в Вечности себе местечко выбил…
KROKS, 23 июня 2021 г.
По факту, книга, конечно, не стоит бумаги, на которой напечатана. Восхищаться дерьмом может пресытившийся эстет, и сам по себе «грязный реализм» хорош лишь в контексте протеста против того и этого, и, лишь бросая чему-то вызов, имеет право быть, но без «идеологического врага» как жанр бессилен.
И все же это лучше, чем «Макулатура», где автор пытается играть на чужом поле и делать то, чего не умеет – сочинять, вместо того, чтобы брать сюжеты из жизни и биографии.
С другой стороны, существует такой вид извращенного удовольствия, когда, придя с ненавистной работы, с мыслями о самоубийстве (или хотя бы убийстве), уставший и злой на весь мир, читаешь Буковски и испытываешь чувство какой-то гадости, которая помогает глушить гадость еще большую. Это действует умиротворяющее.
prouste, 28 октября 2016 г.
Прочитал и «Почтампт» и «Фактотум». Легко читаемая достаточно посредственная коммерческая проза, писать которую можно километрами. Быков о Довлатове пишет, что тот потворствует вкусам усредненного читателя, занижая планку художественного притязания, но на фоне Буковски Довлатов выглядит достаточно солидно. Веничка и Лимонов выглядят исполинами. Буковски очень прост и в синтаксисе и в манере изложения, которая представляет собой очень обедненное следование канонам Чандлера, у которого забрали всю детективную составляющую, цветастость фраз и лексики, ну с тоски Марлоу бы и запил.
Пропагандой алкоголизма книжки не назовешь, но до чего приятно в целом у автора все складывается с пойлом. Пьет как собака, женщины ( процентов на семьдесят очень красивые) вешаются пачками, рукаст, правила сам себе устанавливает. Мне эдакий стоицизм понятен, социальная критика относительно эксплуататоров работяг понятна куда как менее ( работник такой, что врагу не пожелаешь). Автобиографичность романов на виду, но количество и качество выпитого, условия жизни у меня никак не контаминируется с обильной эротической составляющей. Все блюющие в канаве одинаковые. а у Буковски нет ни одного романа, в котором бы рассказчику не сказали бы приятное, не восхитились бы его самостийностью. Очень все это кокетливо, совершенно «литературно». Я Буковски читал после Акунина и при всей разности качественного отличия работы с материалом не заметил. Понявшие законы жанра, уверенные ремесленники работают найденную жилу. Надо будет «Пьянь» посмотреть на предмет, какого рода глубину нашел в синопсисе Шрейдер.
Cancertid, 20 мая 2016 г.
Многие авторы стараются эффектно начинать произведения. Буковски неизменно эффектно их заканчивал.
Нет смысла описывать сюжет, ибо все как всегда. Но тут Чинаски все еще юн, больше желает понравиться главной женщине — Жизни. Не знаю, как там жизнь, но читателям ему определенно удалось понравиться.
Airwalk, 8 января 2015 г.
Если бы я встретил старину Бука вы реальности с его распухшей от алкоголя рожей и небритой щетиной-то наверняка бы испытал вполне объяснимое отвращение.однако же харизматичный чертяка был умелым писателем.А как вы знаете к таланту надо быть снисходительным.
мне нравится скользящая между его строк смесь лиричности и грубого юмора.фактотум не что иное как похождение тунеядца-негодяя рассказанное языком водопроводчика-алкоголика с особой ,свойственной только Буковски поэтичностью.но это и есть главное достоинство книги.
Securitron, 1 апреля 2013 г.
«Я человек не очень приятный — это вам любой скажет. Я и слова-то такого не знаю. Меня всегда восхищали подлецы, разбойники, сукины сыны. Мне не нравится гладковыбритые мальчики при галстуке и приличной работе. Я люблю людей отчаянных, с выбитыми зубами, шальной башкой и сломанной жизнью. Такие меня интересуют. Они полны тайн и взрывчатки. Также мне нравятся опустившиеся женщины, матерящиеся пьяные сучки со сползшими чулками и размалеванными физиономиями. Меня больше интересуют развратники, чем святые. Мне хорошо с бродягами, потому что я сам бродяга. Я не люблю законы, правила, религию и мораль. Я не позволю обществу перекраивать меня по-своему». В этом весь Буковски, а вернее малая его часть. Он просто великолепен!
Nikonorov, 26 января 2016 г.
Первая для меня книга Чарльза Буковски. Нормально так. Про нее-то особо нечего говорить. Будни бедняка-алкоголика, который живет сегодняшним днем. Читать увлекательно. Вот и все. Периодически, чтобы отвлечься и заглянуть за ширму, дабы увидеть чернуху, обязательно почитаю его еще. Беру на вооружение. Помноженные на коэффициент грязи раз в десять «Хроники Раздолбая».
9 из 10.
Все же думал, что сюжетец какой будет и концовка повычурнее.
А тут так, выдержка из дневника, коли можно так выразиться.
sham, 29 декабря 2011 г.
Несмотря на то, что «Фактотум» — второй по времени написания роман после «Почтамта», действие в нем происходят намного раньше. Мы встречаем того же молодого Чинаски, в послевоенные годы. Данный роман также сложно пересказать, как и «Почтамт» — за 300 с небольшим страниц главный герой меняет несколько десятков работ; выпивает галоны виски, портвейна, вина; и «общается» с огромным числом женщин.
Несмотря на все это главный герой симпатичен, и читать о его не простой жизни хочется еще.