Все отзывы на произведения Светланы Таскаевой
Отзывы (всего: 6 шт.)
Рейтинг отзыва
Светлана Таскаева «Двенадцать звёзд»
darken88, 11 июля 2024 г. 17:38
Четыре часа потратил я на чтение этого произведения, и, с последними закатными лучами солнца я завершил это удивительное путешествие по Мордору эпохи Исильдура и потери Врагом Кольца.
Собственно, что мне понравилось в этом романе — это еще немного мрачных и покрытых пеплом частей мозаики, которых недостает в полотне уже написанного и выверенного до идеала мира, мира, в котором многие хотели бы жить.
Итак, поздней ночью маг-«пытщик» Азраиль чувствует гибель Повелителя, которому он давал Клятву при Посвящении и решает покинуть осажденный войсками Последнего союза Лугбурз, прихватив для верности напарника — Долгузагара, коменданта Седьмого уровня Башни, военного начальника и воина чести. Оба они морэдайн, то есть именно люди. служащие Саурону, но вовсе не нуменорцы, хотя первая половина романа это навязчиво утверждает, впрочем — это создает некоторую интригу, которую я не буду раскрывать, чтобы не портить чтение тем, кто придет после меня. После этого зачина и начинается «психологический триллер». Тем не менее, триллера в этом произведении нет — но психологическая составляющая — его основная линия. Ибо мертв Враг, но оставил он Волю свою на слугах своих и воинах.
Что я хотел бы отметить — очень большой разброс между стилем и настроем написанного между первой и последней частями — вторая половина романа получилась великолепной, слаженной и выверенной. однако, заглянув в послесловие, я понял, что все это легко можно объяснить вполне объективным длительным сроком написания — от частей, созданных, как сценарий к ролевой игре, и заканчивая действительно талантливыми и сильными моментами — например очень красивым и интересным получился суд Исильдура над Долгузагаром, справедливым и величественным. Еще одним плюсом является каноничный стиль написания — то есть здесь нет апокрифических частей, намеков на ЧКА и романтизации темных героев здесь нет, чем автор, собственно очень гордится. Во многом, это является большим плюсом. Плюсом является также то, что читатель все же прочувствет, что же это — быть акованным чужой волей, которая не может вернуть потерянного когда-то ребенка, или не убить себя, следуя за Повелителем до конца. А еще мы не уйдем за границы Мордора и сможем увидеть разрушение Барад-Дура, или же проследовать по Горгороту и долине Нурнена, узнать об особенностях мышления морэдайн и прочее и прочее...
Однако...
2. Как и у Берена Белгариона немного раздражают эпиграфы перед главами — то строки из БГ, то ни к чему не обязывающие (но, возможно полные потаенного смысла) цитаты из Астрологического справочника.
3. Некоторые стихи, которыми говорят эльфы и менестрели в этом романе достаточно слабые, к сожалению... (во всяком случае, волшебства в текстах Азрафэль, использованных в романе я не прочувствовал, простите)
4. При муштровке разрозненных отрядов орков — ощущение советского прапорщика, отчитывающего своих подчиненных, честно. Как и удручает момент, с тем
, что орки практически всех своих съели (сырыми), но это допущение классического стиля — орки демонизированы, в общем.
5. Излишне много внимания отдается магии, как и во всех современных сериалах\играх — черных магов и некромантов уж слишком много.
6. При переходе к Внутреннему хребту Долгузагар отдает почти всю провизию и воду коню, но допущения, что он мог воспользоваться методикой кочевников и при необходимости пить кровь своей лошади, вскрыв вену на её шее (я склонен считать, что он этого не делал, потому что подобное могло ассоциировать его с прозвищем, данным ему воинами Лугбурза, и поэтому имел отвращение к ассоциациями с кровью, но Долгузагар, как воин не мог не знать и не использовать такой метод, все же).
В целом, роман достоин прочтения, и вызывает определенный флер Средиземья, но не полную атмосферу, к сожалению, по сравнению с той же Ольгой Брилевой.
Светлана Таскаева «Двенадцать звёзд»
tapok, 4 апреля 2021 г. 09:18
Враг ближе, чем кажется
***
Фанфики по Толкину – вредная штука. Кто-то идет на полный передел мира Профессора, кто-то пишет приквел, кто-то работает над продолжением. При этом уровень произведений довольно разный. Из хороших фанфиков стоит отметить «Край без короля», «Повелителя Мории», а так же Перумовское «Кольцо тьмы». Роман Таскаевой «Двенадцать звезд» вполне соответствует вышеназванным фанфикам.
…события романа развиваются в конце Второй эпохи. Саурон пал. Его слуги и приспешники в прострации. Но не пара черных нуменорвцев. Азраиль и Долгузагар сбегают из Тёмной башни. Им нужно прятаться как от своих, так и от врагов – эльфов, гномов, дунэдайн. Собственно, весь сюжет и описан выше – попытки убежать, спрятаться, обмануть. Единственное отступление – это трансформация сознания Долгузагара (и частично – у Азраиля).
Плюсы романа. Тематика выбрана удачно. Читать книгу от лица черных нуменорцев интересно. Это придает объем миру Арды. Второй плюс – эпоха, в которой происходят события. Это снова увеличивает объем. Третий плюс – отсылки на работы Толкина, в частности на «Лэ о Лэйтиан». Они не являются о Таскаевой таким уж значимым моментом. Любой читатель вполне может читать «Двенадцать звезд» и без знаний о «Лэ».
Минусы романа. Книга вышла достаточно простой. Сюжет как таковой описывается схемой «побег – раны – плен», причем схема закольцована. Что касаемо финала, то он смазанный и довольно скучный. Еще один минус – текст слишком современный. Упоминание таких слов как «госпиталь» возвращает читателя от восприятия сказки к восприятию чего-то довольно современного. От этого теряется дух. И таких «госпиталей» в романе довольно много. Наконец, странным выглядит как название романа, так и эпиграфы. Во многом это объясняется заключением Таскаевой.
Заключение: в целом «Двенадцать звезд» — хороший роман. В нем совсем мало экшена, зато любопытная тематика. Читается он довольно легко. Среди фанфиков «Двенадцать звезд» вряд ли затеряется, хотя тот же «Край без короля» выглядит внушительнее, выступая в той же весовой категории – в среде «приквелов».
7 звезд из 10.
Светлана Таскаева «Двенадцать звёзд»
StasKr, 16 марта 2021 г. 14:01
(Режим ревизиониста творчества Толкина включён):
Невероятно гнусная и донельзя проэльфийская литературная поделка! Роман целиком и полностью построен по замшелым штампам Профессора: орки – отвратительны, эльфы – прекрасны, верные нуменорцы – хорошие, чёрные нуменорцы – плохие, Саурон – зло. Так можно было писать семьдесят лет назад, но сегодня всем очевидно, что всё не может быть так однозначно! Надо понимать, что в Барад-Дуре собрались лучшие представители своих рас, ведомые Умом, Честью и Совестью Второй и Третьей эпохи. И именно эти люди (и орки) несли Средиземью свет, прогресс, стабильность и процветание. А противостояли им реакционеры в лице недобитых эльфов (мы все знаем про их преступления!) и их западных выкормыши (те ещё расисты!). Именно из-за них мир на протяжении многих тысяч лет прозябал в варварстве и бедности. А ведь если бы победил Мордор, пили бы мы гундабадское!
(Режим ревизиониста творчества Толкина выключен)
Очень нишевое произведение. Роман действительно построен по лекалам «Властелина Колец» и строго следует морально-нравственным ориентирам, заложенным Профессором. Так что всем, кому не нравится чёткая дихотомия на добро и зло надо тщательно подумать, а стоит ли вам вообще открывать эту книгу.
Ещё одним недостатком «Двенадцати звёзд» является высокий порог вхождения. Обилие имён, географических названий, отсылок и цитат делают чтение книги тем ещё квестом. Только помня содержания приложений к «Властелину Колец», «Акаллабет», а также сверяясь с комментарии автора, в которых Таскаева объясняет тот или иной непонятный момент, можно разобраться во всем непонятных моментах книги. Кроме этого, следует понимать, что не смотря на погони, схватки, смерти (всего это в книге более чем достаточно) основной упор в романе сделан на психологию героев. Так что любители лихих приключений – эта книга точно не для вас.
Собственно, именно здесь и кроется главное достоинство романа, поскольку редкий автор в наши дни пытается показать путь духовного воскрешения главных героев. Героев, которые на протяжении всей своей долгой жизни верой и правдой служили Тёмному Властелину и достигли при его дворе определённых высот. Но вот Властелин пал. Казалось бы, есть возможность начать новою жизнь, но только теперь, когда можно оглядеться по сторонам и задать друг другу и самому себе неудобные вопросы герои начинают понимать весь ужас своего положения…
Здесь опять же можно было бы выкатить к книге перечень претензий, связанных с сюжетом повествования. Однако мне этого почему-то не хочется. Наверное, дело в том, что не смотря на свою идеалистичность (в финале переходящую в откровенную благостность) роман оставляет после себя довольно сильное впечатление. И главное в нём не те или иные сюжетные повороты, а мысль о том, что практически каждый человек до самого конца жизни способен на изменения к лучшему. Глупо? Наивно? Безусловно. Но как бы не был мал этот шанс, сбрасывать его со счетов не никогда стоит.
Итог: очень специфичное произведение. Точно не развлекательная литература. Излишняя погружённость автора в мир Толкина и в фантазии других толкинистов превращают роман в литературу, рассчитанную на довольно небольшую читательскую аудиторию. Лично я получил удовольствие от книги, но это скорее счастливое совпадение, чем закономерный результат.
Светлана Таскаева «Гарри Поттер и Глас Народа»
StasKr, 24 июня 2019 г. 17:45
Англия, ноябрь 1916 года. Один из сквибов, работающий в военном госпитале, столкнулся с поразительным случаем проявления крайне странных и сильных видений, которые одолевают младшего лейтенанта полка ланкаширских стрелков:
Первое, что увидел Поттер, была белая башня, у подножия которой бил хвостом и изрыгал огонь огромный, каких на свете не бывает, дракон. Башня вспыхнула, словно факел, и обрушилась в пламя. Видение было настолько подробным, что волшебник разглядел и блестящее, будто сделанное из стали, тело дракона, и огненные стрелы, сыпавшиеся сверху.
А дальше видения начали сменять друг друга с головокружительной скоростью.
Сверкающие сталью драконы вдруг раскрылись посередине, и из них повалили мерзкие существа с кривыми мечами. Это были не драконы, а какие-то безумные машины.
Воин в золотых доспехах, с золотыми кудрями, ниспадающими из-под шлема, сражался с огненным демоном на краю обрыва, — и оба рухнули в пропасть: один — как золотая искра, другой — как горящая головня.
Ненадолго ужасы войны отступили, и Генри увидел, как из земли показался сначала серебряный, а затем золотой росток, которые на глазах тянулись вверх, превращаясь в два прекрасных дерева: одно в потоках голубовато-зеленоватых листьев с серебристыми цветами, как у вишни, а другое покрытое гроздьями золотых соцветий, из которых сочился и капал на землю свет.
Но в разгорающемся зареве снег на горных вершинах сделался алым, как кровь, и рукотворные драконы, блистая сталью и бронзой, извивались, наползали друг на друга, чтобы расшатать основания огромных врат высоко наверху, и вот уже белые стены пошли трещинами…
А потом все накрыла огромная, увенчанная белопенным гребнем зеленая волна, и волшебник вздрогнул и пришел в себя.
Что это: волшебная болезнь, или сглаз, или проклятие? Разобраться с данным феноменом прибывает Гарри Поттер (не тот).
В целом у автора получился добрый и очень лиричный фанфик по мотивам романов Джоан Роулинг и творчества Джона Толкина. Оно и не удивительно, ведь Профессор является тем самым младшим лейтенантом, вокруг которого и вертится вся история, а публикация рассказа была приурочена к очередной годовщине рождения писателя.
Конечно, ставя девять баллов рассказу я вовсе не имел в виду, что это литературный шедевр. Всё же перед нами, как ни крути, вторичная литература. Однако он написан с такой любовью к Толкину, а тематика «Гарри Поттера» столь ловко увязана с легендариумом Средиземья, что поставить более низкую оценку у меня просто не поднимается рука. Всем, кому нравится творчество Толкина – рекомендую прочитать этот рассказ, благо по объёму он не слишком велик.
Светлана Таскаева «Молитва Короля»
pitiriman, 21 февраля 2019 г. 10:13
Такой короткий рассказ, и так много в нём вместилось! Великолепно показана гордыня короля и «смирение» его слуги-пленника.
Отличный ход совершил Саурон в деле вероотступничества Ар-Фаразона:
Всегда хотел знать, чем же так Саурон привлёк короля на свою сторону.
Светлана Таскаева «Двенадцать звёзд»
Jebe, 12 декабря 2018 г. 01:20
Перед нами худлит, написанный историком. Как если бы специалист по русской истории написал повесть по какому нибудь запавшему в душу эпизоду, с использованием собственной мнографии. Не как Вадим Каргалов, уровне пониже, не доктор -кандидат.
Но в добросовестности сомневаться не приходится: — даже если крепость, о взятии которой речь, не раскопана (и даже не очень понятно, где её точно искать), все возможные источники изучены и учтены, все арабские записки, все подходящие саги, и надписи на камнях подходящих веков, где про то что очередной Эгиль побывал на востоке, в Гардах.
Ах да, речь идет не о нашей истории, а об истории Толкиновского Средиземья. Ну так я замечу, что история многих некогда существовавших стран в источниках представлена куда хуже и уже, чем у Толкина. И автор знает тему профессионально, уровень твёрдого кандидата. Исследователя, и, разумеется, не ревизиониста.
Забавно,но эта повесть была не первым трудом автора на ниве толкинистики, с которым я ознакомился. Первым, давным-давно, были «Письма».
Далее. Предлагаемое произведение является художественным произведением, в нём есть идея, сюжет, образы, характеры. Некоторые даже развиваются по ходу сюжета. Некоторые — нет. И это становится для них проблемой, потому что нельзя просто так взять и развить свой характер по ходу сюжета. А сюжет работает на идею, и ради идеи книга писалась.
Считаю констатацию вышеизложенного необходимой, так как большинство писателей сейчас подобным себя не отягощает.
Вдаваться в подробности не буду, в т.ч. потому что категорически не приемлю спойлеров.
Отдельно отмечу, что автор сделала попытку подхода к реконструкции средневекового сознания. Без наслоений индустриальной эпохи, романтизма, национализма, просвещения и даже гуманизма (того, что у Донателло, с ножиком в руке).
Попытка очень редкая и довольно удачная. И потому победители выглядят странными, а их поступки неожиданными.
А вот плохиши — не орки какие нибудь, воспитанные, с образованием — к нам хронологически намного ближе, и понятней, и привычней, и вызывают чувство сопереживания.
Именно потому.
Оценка — выше ожидаемого.
Любителям Толкина — читать однозначно. По степени однозначности на уровне с «Могу не копать», о тут намного строже и каноничней.
Просто читателям фентези — тоже рекомендую.
Для тех, кто Толкина не читал, могу кратко описать:
Забаффаный магически попаданец в Средневековье. Со скиллами, геологией, технологией и службой безопасности. Успел наворотить дел, но был шлёпнут завистниками при попытке к бегству из штаб-квартиры после продолжительной ея осады. Сможет ли кто из брошенных подчиненных не растеряться и найти свое место в осиротевшем мире?
Автору большое спасибо за работу.