Н.Р. Донец
Н. Роминский-Донец
Роминский Николай Родионович — живописец, график, педагог, автор исторических романов.
Родился в городе Канев Киевской губернии. В 1903 году окончил Петербургскую Академию художеств, затем совершенствовал своё художественное мастерство во Франции, Германии, Италии. В 1911 году был секретарем Русского павильона на Всемирной художественной выставке в Риме. Во время Первой мировой войны был в действующей армии, публиковал зарисовки из фронтовой жизни с текстами к ним. В 1915 году много печатался (под собственной фамилией) в журнале «Нива». Закончил военную службу в чине полковника.
После революции обосновался в Латвии, откуда родом была его жена Ида Андреевна, происходившая из семьи остзейских немцев. Родители жены подарили молодоженам большой каменный дом в Риге на углу улиц Мирной (Миера) и Казарменной (Казарму). Здесь супруги жили в десятикомнатной квартире, где располагалась и мастерская художника. Собственно говоря, вся квартира была как мастерская. Она была заполнена отличной мебелью, картинами, деревянными скульптурами. В шкафах, на столах, на полках, изготовленных руками самого Роминского, было расставлено множество мелких художественных изделий из дерева, также выполненных им собственноручно. Много места было отведено громадной коллекции кактусов и коллекции морских раковин. Одно из окон в зале изображало дно Индийского океана.
В одной из комнат в кресле сидела кукла — девушка в русском национальном костюме, в человеческий рост, с изящной фигурой, подробно разработанными чертами лица, которое при этом оставалось совершенно безжизненным. Это была «натурщица» — произведение Николая Роминского и его же модель для живописных работ символического содержания, где изображала, например, жертву Спрута (в отличие от неё изображенного очень реалистично).
Одна из картин, украшавших квартиру, называлась «Судьба» и изображала старую безобразную женщину, неотвязно следящую пристальным взглядом за вошедшими в квартиру (использовался прием изображения в профиль, прямой взгляд). Самыми удачными картинами Роминский считал картины, написанные им в конце двадцатых — начале тридцатых годов: «Разве красота — не счастье, разве жизнь — не радость?», «У золотой двери», «Девушка с кистью художника», «Девушка с фатой», «Девушка с обезьянкой». Все они были написаны с живой натуры, передавая совершенные формы обнаженного женского тела, нежную, почти светящуюся кожу. В них ясно выражено и чувство художника при созерцании и изображении натуры: «Красота — это счастье». Николай Родионович страстно увлекался фотографией. В квартире было много альбомов с его собственными фотографиями, в том числе и с фотографиями педагогов школы и самого Раминского, стоящего рядом с одной из самых удачных его работ — портретом заведующей школьной библиотекой Л.И. Жиглевич. Ещё одним его увлечением было хоровое пение; когда, как он говорил, «лишился радости хорового пения» — занялся игрой на цитре. Кроме того, художник плотничал, столярничал. Все инструменты, которыми он работал, палитры, рамы к картинам, подрамники — были изделиями его рук.
С 1919 года Николай Роминский преподавал в только что созданной Рижской городской русской средней школе (бывшей Ломоносовской гимназии), был членом Педагогического совета школы. В первые годы существования школы, когда ещё не сложился учительский коллектив, в среде учителей случались недоразумения и конфликты. И тогда Николай Родионович выступал от имени коллектива, увещевая и миря враждующих, проявляя самообладание, миролюбие, чувство юмора. На уроках рисования он часто обучал учеников хорошим манерам, объяснял, как правильно кланяться, когда подавать руку; зачастую делился с учениками своею осведомленностью и опытностью в делах, которые тех не особенно интересовали, например, как голоданием и бегом бороться с болезнями. Его считали чудаком, однако через много лет кое-кто из учеников вспомнил наставления Роминского с благодарностью.
В 1927 году Николай Роминский повёз жену на лечение в Аргентину. Его заметки о путешествии публиковались в журнале «Школьные годы» и вошли в книгу «Из Латвии в Аргентину». Для поездки потребовались большие средства; сбережений не оказалось, и дом Роминских был продан. Была и ещё одна важная статья расходов, державшаяся в тайне: Роминский оказывал большую материальную помощь русскому студенчеству, в том числе и поступающим в местную Академию художеств.
Собственные книги Роминский также издавал за свой счет — вплоть до 1929 года под псевдонимом Н.Р. Донец, а с 1930 под псевдонимом Н. Роминский-Донец. Писал он много и на самые неожиданные темы, литературная деятельность была одной из составляющих его творческой натуры, хотя успешной её назвать нельзя. С 1917 года он публиковал брошюры о «нео-социализме». В Риге им были изданы четыре брошюры по вопросам государственного права: «Учредительное собрание», «Выборы прямые, многостепенные и пропорциональные», «Республика или монархия», «Парламентаризм, его достоинства и недостатки» — в изложении чувствуется перо фельетониста. Кроме этого, Роминский являлся автором книг для подростков, посвященных этическим вопросам полового влечения: «Дичь, на которую охотятся» (1922), «История странной любви» (1928), а также дилогии «Карма»: «Царь Саул» (1928), «Царь Давид» (1929). По замыслу автора, книги, посвященные вопросам половой жизни, должны были предостерегать неопытных девушек, подвергавшихся опасностям и соблазнам со стороны «охотников до дичи». Л.И. Жиглевич долго противилась включению книг Роминского в фонды библиотеки, но когда они там всё же появились, получить их было практически невозможно — они всегда оказывались у кого-то «на руках».
Библиотека самого Роминского насчитывала множество книг на русском, французском, немецком языках. Он также считал полезным составлять отчеты о занятиях за каждый год. Например, в отчете за 1933 год Роминский сообщает, что изучал историю Отечественной войны 1812 года, отметив, что пользуется несколькими источниками: четыре всемирных истории и ряд монографий, мемуары Наполеона в 10 томах, немецкая книга «некоего К., изд. 1847 г., в двух томах», мемуары немцев, французов, поляков, служивших во французской и русской армиях — также на немецком языке и в четырех томах. Чтобы познакомиться с событиями войны с русской точки зрения, он достал от И.И. Келера «Историю войны 1812 года» в семи томах. В библиотеке хранились, очевидно, и собственные произведения Николая Родионовича.
В 1939 году семья, по праву немецкого происхождения жены, репатриировалась в Германию и поселилась в городе Познань (нем. Позен), в то время входившем в состав Третьего Рейха. Здесь Николай Роминский умер в больнице от последствий автокатастрофы. Прощаясь со своим другом, он написал: «Прощайте, и не поминайте лихом. Всю жизнь я хотел делать людям только хорошее, доставлять им радость и, если возможно, счастье. К сожалению, это не только иногда не удавалось, но получалось обратное. Помимо моей воли, конечно, по Божьей воле... Воле, которая лучше знает, что нам нужно».
Фантастическое в творчестве автора:
Некоторые источники (в т.ч. Валерий Ильич Окулов) характеризуют дилогию «Карма»: «Царь Саул» (1928), «Царь Давид» (1929) как мистико-историческую. Явно мистический сюжет в книге — явление в пещере царю Саулу духа пророка Самуила, когда колдунья окуривала эту пещеру. Но мистикой можно считать и весь роман — за счёт событий, описанных в Ветхом завете. Например, что подросток Давид голыми руками убил медведя, затем льва, а потом камнем из пращи попал в единственную уязвимую точку лба Голиафа — всё это трактуется в романе как божественная помощь.
В романе «Властью фараона» к мистико-историческому относится «Послесловие», где душа диктатора Египта «Цафнат-фанеха» Иосифа предстаёт на суд Божий и вес его грехов на весах сразу перевешивает, хотя в остальном — роман относится к приключенческой исторической прозе с психологическим уклоном, натуралистично прорисованными библейскими персонажами и вымышленными героями.
©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)