Все отзывы на произведения Владимира Фирсова
Отзывы (всего: 87 шт.)
Рейтинг отзыва
svmax50, 14 февраля 09:10
С удовольствием вспоминаю детство, Юный техник, ожидание продолжения, в то время очень понравился перечитывал много раз ...
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
montakvir7511, 15 ноября 2023 г. 11:00
Более всего мне было интересно, как же автор выкрутится на финальном поединке, когда в руки подлеца Рюделя попало Волшебное копье, всегда бьющее точно в шлем противника. И, честно говоря, самое простое решение прошло мимо меня, а вот рыцарь-спортсмен Алексей убил одним ударом (какая ирония!) сразу двух зайцев.
В целом же совершенно прекрасное произведение, которое не портят даже традиционные советские градации на свой-чужой (хотя, учитывая то, с какой скоростью западная демократическая система сбрасывает маски, можно сказать анекдотом — «Все то, о чем нам врали советские газеты, оказалось правдой»), ни некий юношеский наивный максимализм (что можно списать на то, что главный герой живет в мире победившей справедливости и роботизации, где люди, освобожденные от ежедневнего труда, не ищут простых решений для своей жизни), ни даже откровенно притянутые за уши технические решения адептов Креста.
Все это меркнет перед неожиданными поворотами развития событий, аккуратно сведенными воедино ниточками сюжета и приятной романтической линией. Одно из тех советских крупных фантастических произведений, не только прошедших проверку временем, но и достойных называться классикой жанра.
Владимир Фирсов «Только один час»
Козлов, 17 июля 2023 г. 13:27
Победа в Великой Отечественной Войне стала одним из грандиознейших достижений Советского народа и Социалистического Государства. Случались среди советских людей: и малодушие, и трусость, и предательство. И сами эти слова приобретают режущее слух звучание на фоне общего Народного Подвига. Особенно, если Вы понимаете, что находитесь в неоплатном долгу перед Героями той Победы. В результате Герои становятся всё монументальней и выспренней. Как и в рассказе «Только один час» Владимира Фирсова. Подпольщик Ганс, после пыток в гестапо, попадает в Будущее. Люди XXV века дают ему возможность увидеть достижения Человечества, которых бы не было без его жертвы. И Герой-Коммунист отправляется обратно в свое время, с полным осознанием того, что его смерть будет ненапрасной. Очередной бронзовый памятник очередному неизвестному герою. Разве нельзя было сделать человеческие отношения более реалистичными. Чтобы Герой, если не побеспокоился за свою шкуру, то, хотя бы, обложил «благодарных» потомков трех этажным матом. И показать, как Люди Будущего узреют «истинный» облик того, перед кем они в неоплатном долгу. Нет, нельзя! Потому, что монументальность рассказа стоит не на идеологических клише, а на более незыблемых общечеловеческих качествах. Рассказ «Только один час» посвящен тому, что НАДО ИМЕТЬ СОВЕСТЬ! Герой-Коммунист сражается за Светлое Будущее без Войны. И, что?! Теперь он должен сказать:«Вперед сынки — теперь ваша очередь.»?! Перед Гансом оправдываются, что оставить его в Будущем невозможно, так как это повлечет за собой более страшное развитие событий. Но Ганс о этом уже знает: он уже взял ответственность за жизни своих соратников, никого не выдавая. Такую же ответственность он берет и за людей Будущего. Герой-Коммунист не кажется обычным человеком, особенно если эти слова раздражающе пафосно пишутся с большой буквы. Но он обычный человек. Он не сломается. Потому, что все решения он уже принял. Ведь, есть только две альтернативы в отсутствии альтернатив. А, вот, Человек Будущего сломался. Его искреннее желание облегчить страдания и дать надежду обернулись опытом над человеком. Но эксперимент профессора Света — это пытка не только для Ганса. Это понимание того, что сам Человек Светлого Будущего не лучше остальных, которое может привести к сомнению в правильности самого этого Светлого Будущего. И искупление ошибки профессора тоже берет на себя Герой. Начало и конец истории говорят, что всё это могло происходить в воображении умирающего сознания. Герой может остаться благодарным за сочувствие и простить человека, который не хотел ничего плохого. Долг перед Прошлым по прежнему остается неоплатным. Точно так же, как ничем не оплачивается долг перед Будущим.
В рассказе «Только один час», конечно, есть проблема этичности изменения времени. Но суть рассказа в том, как Вы относитесь к прошлому. Уважаете ли его? Считаете Вы его своим или нет? Верите ли, что вездесущие фашисты в советской фантастике — это условность, порожденная незнанием «настоящего» Запада? Если искать столь глобальные проблемы в столь небольшом рассказе Вы считаете неуместным, то не нужно разглагольствовать о гуманизме, говоря о времени, когда людей уничтожали в промышленных масштабах, а из человеческой кожи делали перчатки, чтобы зря не пропадала. Сразу вешайте лапшу про то, как здорово пить баварское. Дорога, все равно, только одна.
Владимир Фирсов «Исполнение желаний»
Sawwin, 8 декабря 2022 г. 04:00
Хеллобобизм в чистом виде. Наивные представления малограмотного представителя советской эпохи о жуткой жизни в Америке. Единственное, чем занимается герой рассказа — пьёт виски. А уж стомегатонные гипербомбы, летающие там и тут, это конец всему. Тройка рассказу выставлена исключительно из уважения к дате написания. Хотя, помнится, в конце шестидесятых рассказ я не сумел дочитать.
Владимир Фирсов «Как писать фантастические рассказы»
Sawwin, 7 декабря 2022 г. 19:17
а) Очень скучно
б) Очень длинно, отчего становится ещё скучнее.
Читатель, хорошо ориентирующийся в советской фантастике 60-х -- 70-х годов, может развлечь себя, угадывая, кого именно оплёвывает В.Фирсов в том или ином абзаце. Я надеялся, что хотя бы раз автор критически упомянет себя самого. Не дождался.
Прокопий Антемий, 18 сентября 2021 г. 15:34
Намного слабее, чем «Авария». И если «Авария» хороша своей лаконичностью, то продолжение автор решил украсить всевозможными подробностями. В результате получилось нагромождение нелепостей, очень путаное и нудное. Притом вступающее в противоречия с первым рассказом. Например, герои много рассуждают, как повлияет на прошлое информация из XXV века. Но постойте, вот концовка «Аварии»:
«Росин еще не знал, что ровно месяц спустя он высадит на этой же поляне исцеленного Деда и Юрку, и ни тот, ни другой не будут помнить о XXV веке и о нем самом, потому что все это будет стерто из памяти».
В «Возвращении» же память никому не стирали, зато «стёрли» самого Юрку. Видимо, автор решил, что возникнут вопросы к гуманизму людей будущего, которые возвращают ребенка в пекло войны. А если возвращать одного Деда, то вопросы уже возникнут у партизан в XX веке. И вообще пострадает основной посыл произведения. Поэтому ничего и не остается, кроме как сделать вид, что «мальчика не было»...
Ну и главное — финал рассказа и поступок Росина. Его судили, отстранили от полетов, но зачем-то позволили опять отправиться в прошлое (пусть и в качестве сопровождающего). А ведь кому-то придется за это отвечать!
Владимир Фирсов «Бухта Опасной Медузы»
Darth_Veter, 5 июля 2021 г. 21:52
Рассказик на экологическую тему, явно написанный «на злобу дня». Как раз в начале 80-х в СССР началась всенародная акция «Зеленый росток», посвященная экологическим проблемам. Помню, в большинстве поселений она ограничилась высадкой зеленых насаждений разного вида. А мусор как сыпали куда попало, так и продолжали сыпать, как-будто никакой акции и не было. Вот такая двойственность у русской натуры...
Как бороться с загрязнением окружающей среды, предлагали и ученые, и политики, и даже неразумные дети, однако, «воз и ныне там». Только в этом году некоторые страны сподобились отказаться от пластиковых пакетов. Воистину эпохальное решение! Ну никак нельзя было принять его 40 лет назад! Теперь-то уж природа точно будет спасена... Лично я думаю, что ничего у этих «блюстителей экологии» не получится. Виной тому устоявшиеся методы производства товаров, костное мышление человека и стремление его во всем и всегда получать сверхприбыль. Экологически-чистое производство безумно дорогое и очень хлопотное (требует тщательного ежедневного обслуживания). В нем нельзя отклоняться в сторону ни на йоту. Опыт работы нашей советской экономики показывает, что все технологии соблюдаются от силы 5 лет, после чего начинается сущий армагеддон: на ближайшей к моему городу птицефабрике рабочие устанавливали японское оборудование, вскрывая шкафы с электронной начинкой ЖЕЛЕЗНЫМИ ЛОМАМИ! Японцы пришли в ужас от такой «технологии», тут же расторгнув контракт. А в современной России само производство сохранилось лишь в нескольких городах, да и уровень его оказался хуже советского (технологии 21-го века оказались вовсе не такими, как их представляли фантасты — сплошь вредными и ненатуральными). Бороться же с мусором описанным в рассказе способом и вовсе бессмысленно: такого количества пунктов утилизации наша промышленность просто не потянет. Мой городишко в 7000 жителей производит каждый день около 70 тонн мусора, а мусороуборочная машина приходит раз в неделю из областного центра и забирает зараз только 3 (!) контейнера. Слава богу, хоть убирают их вообще... 30 лет назад в Смоленске пытались ввести «умные» контейнеры, где хранился мусор одного сорта (бумага, пластик, железо и стекло), только ничего из данной затеи не вышло — мусороперерабатывающий завод просто захлебнулся от заполнившего его мусора, да и наши жители так и не научились сортировать мусор.
Что касается службы предупреждения цунами, то сегодня в ней используются не разбросанные по океану датчики, а обычные спутники, расположенные на геостационарной орбите. В СССР было два типа таких спутников — «Океан» и «Природа». Особых нареканий в их адрес я не видел. К сожалению, сегодня Россия уже не может похвастаться подобным арсеналом и полностью зависит от зарубежной информации (например, японской). Похоже, наша космонавтика уже дышит на ладан, опустившись к настоящему моменту ниже уровня Китая и Индии. Оптимистический тон рассказа сегодня вызывает лишь острое чувство сожаления и ностальгии.
--------------
РЕЗЮМЕ: экскурс в «светлое прошлое» нашей страны, когда небо было голубым, океан — чистым, а люди — добрыми. Кое-кто может подумать, что это обычная сказка.
Владимир Фирсов «И жизнь, и смерть»
Darth_Veter, 18 июня 2021 г. 21:36
Наверное, это самое лучшее по сюжету творение сборника фантастики за 73-74 гг. Здесь есть все составляющие стандартного приключенческого произведения: и еще неисследованная до конца планета, и малельная тайна, которой к финалу суждено превратиться в большое открытие, и отважные герои, не боящиеся испытать себя. К тому же, автору удалось избежать как излишнего пафоса при описании эмоциональной стороны событий, так и чересчур навязчивой политизации сюжета (хотя упоминание про Всемирный Союз Коммунистических республик в 13 главе всё же имеется). Основной упор делается на описание того самого Неведомого, что будет ждать за пределами Земли каждого настоящего исследователя. Именно поэтому повесть и не забывается с годами: я хорошо помню ее основные перипетии на протяжении уже почти 50 лет! Что же в них нового и оригинального?
Во-первых, необычная форма жизни на Альфа Барнарда — зеленые движущиеся шары. Что-то типа «перекати-поля», только живого. Во-вторых, необычный персонаж — космический Агасфер, который, правда, немного гиперболизирован и недоработан, но всё же привлекает к своей персоне внимание читателя. В-третьих, нормальный и адекватный экипаж исследовательского судна «Ариэль» — обычные советские люди без комплексов, излишней жестокости или меркантильности в характере, готовые всегда прийти на выручку любому попавшему в сложное положение человеку (даже если он — бывший делец и капиталист). Эмоциональный фон повести — оптимистический и жизнеутверждающий. После таких произведений всегда хочется пойти и сделать что-нибудь хорошее (даже героическое).
Недостатки тоже есть, но они не портят общего настроения. Экипаж корабля сел на планету, и только тогда выясняется, что на ней есть чужая жизнь (вероятно, разумная). Согласно Кодекса Первопроходца, описанного еще в дилогии Ефремова, никакой деятельности на планете выполнять нельзя. Как же они там со своей хваленой техникой ничего с орбиты не увидели?? Образ «космического Агасфера» также получился слишком противоречивым и ненатуральным. После стольких лет одиночества его не потянуло к людям? Я вас умоляю: прочитайте еще разок «Робинзона Крузо», чтобы понять, насколько автор преувеличил его мнимое затворничество. И этому человеку командир группы так легко доверил свое единственное оружие — лучемет?! Не совсем безупречно выписана и сцена со спасением Ахмеда — упав с такой высоты, он никак не мог остаться в живых, даже если б попал в самый центр «распавшегося» шара.
Но о всех недочетах и шероховатостях обычно думают только зрелые люди, а вот молодежь на подобном не зацикливается (я имею в виду адекватную молодежь, а не испорченную мобильниками и Интернетом «массовку»). Так что с легкой душой ставлю книгу на полку «рекомендовано для прочтения молодыми».
--------------------
РЕЗЮМЕ: приключенческая повесть о тяжелом и опасном труде первооткрывателей пригодных для жизни планет. По стилю чем-то напоминает «Робинзонов Космоса» Франсиса Карсака.
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
amak2508, 8 декабря 2020 г. 16:14
С легкой руки Кира Булычева такая вот «полудетская» фантастика, в которой популярные атрибуты жанра (далёкое будущее, космические полёты, роботы и т.д.) соседствуют с сильно упрощенным (а посему и практически неправдоподобным) изображением жизни и событий, прочно заняла своё место в отечественной фантастической литературе уже с самого начала 70-х.
Роман Владимира Фирсова, созданный немного позже (авторская дата окончания — октябрь 1978 года), вполне вписывается в рамки такой фантастики: опять далёкое будущее, чужая планета и... на редкость наивное, практически сказочное развитие событий. Ну, разве что, это произведение чуть посерьёзнее, да и трагичнее того, что писал Булычев.
Но вот что удивительно: понятно, что свою книгу Фирсов писал в первую очередь для подростков (она и публиковалась в «Уральском следопыте», а затем в альманахе «Мир приключений»), но читается она при всей своей «детскости», даже сегодня, и взрослыми читателями очень и очень неплохо. Роман настолько лёгок в чтении, а при этом ещё и увлекателен, что незаметно-незаметно, но можно не отрываясь прочитать весь его за один присест (благо страниц в нём не так уж и много — всего порядка 120-130).
Кстати, нынче он ещё и актуален так, как никакое другое произведение: что делали в нём плохие злые люди — избавлялись от «балласта», то есть от старых людей, уже не способных приносить пользу. А какие слухи среди обывателей упорно ходят нынче, во время пандемии? — Правильно, что всё это задумано с одной-единственной целью — очистить население Земли от старых людей :).
ArtTrapeza, 23 ноября 2020 г. 17:36
Повторно читать про разгадку «восстания машин» уже не интересно. Да и перфокарты не важны. Рассказ запомнился мне напряжённой атмосферой гонки по спасению космонавта. Общим стремлением к помощи «Бунт» напоминает мне уировского «Марсианина». А ещё теперь возникла загадка: резкое начало и странный «спойлер» в конце рассказа создали ощущение, что это фрагмент из большего произведения. И кстати, это уже второе, что я перечитал из Фирсова в этом году.
Владимир Фирсов «И жизнь, и смерть»
belmichael, 7 августа 2020 г. 07:22
Перечитал с интересом. Конечно, восприятие не такое, как много лет назад. Теперь чувствуется наивность произведения, немотивированность поступков космонавтов. Например, на планете, где вроде бы нет аборигенов, к космонавтам приходит непонятный дедушка и просит лучемёт. Судя по всему, страшное оружие. Но ему этот лучемёт дают безо всяких вопросов и условий. На возражение одного из космонавтов ему говорят: -Тебе жалко, что ли? Я бы лучемёт не дал. А вы? Но повесть всё-таки прочитал с удовольствием. Сейчас так не пишут.
Владимир Фирсов «И жизнь, и смерть»
ArtTrapeza, 18 мая 2020 г. 15:39
Ещё одно произведение, перечитанное мной под девизом: «Люблю загадочные планеты!» Пятидесятистраничная повесть в тринадцати главах с эпилогом, в ней нашлось место и байке о космическом Агасфере, и биографии одного из персонажей. Насыщена событиями, их хватило бы и на роман, не знаю только, стало бы от этого лучше или хуже. Лет за десять сюжет подзабылся, и перечитывать было интересно — повествование держит в напряжении. Природа и персонажи меня вполне удовлетворяют. Нет, некоторые претензии к ответам на загадки повести появились, но в целом я её оцениваю скорее положительно.
amak2508, 3 февраля 2019 г. 09:58
Эта шутливая вещица или, как назвал её в подзаголовке Владимир Фирсов — «кибернетическая сказка», могла бы выглядеть гораздо лучше, найди автор в себе смелость выкинуть из неё три четверти текста. Ну где вы ещё видели рассказ-шутку размером чуть ли не в двадцать страниц. Причём большую часть которого занимает малоинтересный чисто повествовательный текст, как бы призванный вести читателя в курс происходящего, но на самом деле включающий в себя массу подробностей, напрямую к интриге не относящихся.
Сама же суть рассказа, заключающаяся в профилактических беседах псевдообитателей леса с браконьерами, занимает от силы страниц пять и, действительно, вполне может вызвать на лице читателя пару улыбок.
amak2508, 8 августа 2015 г. 18:49
Юмористический рассказ о нашем прекрасном далеком будущем, о том времени, когда число известных человечеству разумных раз в галактике перевалило за семь тысяч. И все эти сеть тысяч очень хотели торговать....
Вот, в общем-то, ничего особенного — и замысел довольно прост, и наивности в рассказе хватает, а вещь-то, между тем, несомненно удалась: и написано по-настоящему весело, и читается рассказ очень легко и с удовольствием.
А то, что он за прошедшее время довольно-таки сильно устарел с технической точки зрения, именно в этом случае не только ничуть не портит его, но, даже, и наоборот, придает вещи некоторую пикантность :).
Владимир Фирсов «Зелёный глаз»
amak2508, 8 июля 2015 г. 20:30
Идея рассказа не нова даже для того давнего советского времени, когда он был написан. Найти золотые правила создания шедевров и поставить выпуск этих шедевров на поток — эту тему нещадно эксплуатировало не одно поколение писателей-фантастов. И как тут не вспомнить великолепную, совершенно нетрадиционную для советского времени вещицу Романа Подольного «Согласен быть вторым».
Впрочем, автор смог внести в эксплуатацию этой идеи и кое-что свое: во-первых, эдакий, совершенно, кстати, наш русский, иронично-бытовой стиль повествования. А во-вторых, достаточно неожиданный и в меру остроумный финал: с тем, что выдала машина в качестве шедеврального произведения, стоит познакомиться....
Написан рассказ довольно профессионально, явных нелепостей не содержит, увлекательности средней — о времени, потерянном на его прочтение жалеть, вероятнее всего, не придется.
amak2508, 20 июня 2015 г. 18:58
Типичный образчик обыкновенной советской фантастики. Конечно, были и в то время отличные, умные и увлекательные рассказы, причем и у того же Владимира Фирсова тоже. Но, почему-то, больше всего редакторы того времени любили публиковать вещи именно такого плана: нет, совсем не глупые, но какие-то бесцветные. Без мысли, без идеи, просто рассказы о каком-нибудь не очень обычном случае на фоне обычной советской жизни. В данном конкретном случае — об испытаниях аппарата, позволяющего нейтрализовать силу тяжести в создаваемом прибором канале.
Такие произведения и тогда-то читать было не очень интересно, а теперь и вовсе просто скучно. И это при том, что к вещи на самом деле и нареканий-то особых нет: без каких-либо нелепостей и нелогичностей, да при этом еще и вполне складная. Единственный любопытный момент в произведении — это мысль об использовании безгравитационного канала для транспортировки космонавтов с Земли на орбитальную станцию, хотя интересно, с какой же скоростью автор рассчитывает их транспортировать, если обещает, что на станции космонавт появится уже через полчаса.
Увы, но, наверное, нынче, на фоне лучших образцов мировой фантастики, время таких рассказов просто уже ушло....
petyx, 9 июня 2015 г. 22:48
Очень оптимистично. Не жуткий мир-уровниловка или открытие того, что жизнь — полная тьма и жестокость. Наоборот — вселенная полна мыслящими существами, которым не чужды страсти, эмоции и юмор
amak2508, 11 мая 2015 г. 20:34
Как все-таки приятно хоть иногда встретить вот такой вот, индифферентный ко времени его написания, рассказ. Конечно, в нем отчетливо просматриваются нотки советского времени, но это отнюдь не мешает и сегодня получать от его чтения такое же удовольствие, как и на момент его создания — тридцать лет назад.
Есть некоторое желание определить эту вещь, как «наш ответ» «Воспламеняющей взглядом» Кинга. Только это в корне неверно: задумка Фирсова гораздо проще — с определенной долей доброй иронии рассказать о жизни простого советского мальчика, обнаружившего в себе талант пирокинеза. Получилось неплохо — достаточно лирично, достаточно увлекательно, достаточно узнаваемо. Узнаваемо похоже на некоторые вещи раннего «странноватого» Колупаева, узнаваемо похоже на «Делается открытие» Гуревича. И, что удивительно, в этом рассказе практически нет прямой речи — пятнадцать страниц чисто повествовательного текста, а читать все равно легко и интересно...
Единственное, что не очень хорошо в этой вещице, так это полное отсутствие финала. Такое впечатление, что автор так и не придумал, как бы поэффективнее закончить так хорошо начатый рассказ.
Владимир Фирсов «Эликсир силы»
god54, 9 марта 2015 г. 21:32
И сказал Мальчиш-Кибальчиш, есть у советской власти тайна... Так и этот рассказ, пытали его враги, но не выдал он тайны, о том, что вся сила в единстве простых людей восставших против империализма... Но в те годы, рассказ произвел неплохое впечатление, ибо он был советским, но в целом был написан по западным империалистическим штампам, и это была очень большая редкость в те годы, этакий средний боевичок. И, надо отметить, произвел на меня хорошее впечатление после прочтения в журнале «Техника-молодежи». И, как это ни странно, даже сегодня перечитывая, я осознал, что очень хорошо его помню. Есть произведения, которые запоминаются надолго. И, похоже, это не всегда зависит от качества произведения.
Владимир Фирсов «Только один час»
god54, 7 марта 2015 г. 07:46
С одной стороны, какой благородный поступок выдернуть человека из прошлого, чтобы показать ему, что он погиб за правое дело не напрасно, мол посмотри будущее... А, с другой стороны, как объяснить человеку, что его нельзя здесь оставить? Аргументы в рассказе не выдерживают элементарной логики. Человека не сломали пытки, но такое благородство сломает точно. Напрочь. Эффект будет прямо противоположным. Такие опыты больше похоже на садизм, чем пытки садистов. Когда политика превалирует над литературой, тогда человек просто винтик в машине достижения цели.
god54, 18 февраля 2015 г. 17:31
Классический рассказ-катастрофа. Сейчас, к счастью, подобных произведений становится все меньше. Их главное отличие в том, что главным героем является не человек, а сама проблема (поломка, авария, выход из строя роботов, нехватка кислорода) ставит человека в положение ограниченности существования во времени, которое всегда должно закончится его смертью, если он не найдет вариант спасения. И тут начинается фантазия автора с самопожертвованием товарищей, роялями в кустах, вариантами наукообразных решений. И всегда, обратите внимание, всегда находится вариант спасения, который так прост, что нужно было лишь чуть-чуть вспомнить физику, химию, астрономию и тому подобные науки, либо совершить героический поступок рискуя или теряя жизнь. Одним словом этот рассказ на любителя подобных мелодраматическо-наукообразных произведений.
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
tirthika, 15 февраля 2015 г. 14:37
Повесть «Срубить крест» была одним из первых русскоязычных произведений, нынче относимых к космоопере. Как-то на тот момент в фантастике все больше Мир Полдня строили, а тут такое!!! До сих пор помню обложку журнала «Уральский следопыт» в котором она была опубликована. И очередь на прочтение и дебаты по содержанию. Сейчас перечитывать не буду, чтоб не портить впечатление.
Владимир Фирсов «Александр Петрович и Вероятностный Демон»
amak2508, 9 августа 2014 г. 20:38
Рассказов, в основе которых лежат истории, связанные с вероятностными законами, в фантастике не так уж и мало. Тем приятнее, что автору удалось написать на эту тему действительно что-то свежее, оригинальное. Да еще удачно привязанное к нашей реальной жизни. Да еще с остроумным финалом:
И читается рассказ совсем неплохо. А некоторые его идеи, вроде «духовной энтропии» просто очень любопытны. И отдельный плюс — за образ Вероятностного Демона, переводящего материю в маловероятное состояние. А маловероятное состояние для материи... догадайтесь что? Ну, конечно же, жизнь!
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
Кропус, 18 июля 2014 г. 20:16
В светлом детстве этот роман был одним из любимийших фантастических книг. Наверное раз пять его перечитывал. Космические путешествия плюс рыцарские турниры, чего ещё надо мальчишке? Недавно перечитал, даже сейчас читается очень даже неплохо. Можно конечно придраться к мелочам. Например понятно, что планете где населения всего около миллиона все дворяне должны знать друг друга хотя бы по фамилиям. Так что появление нового кавалера, неизвестно откуда взявшегося должно привлечь к себе внимание претендентов. Но похоже никого не интересует откуда Алексей Скворцов на Изумрудной взялся. Когда же он сам рассказывает, что Землянин ему неизвестно почему верят на слово. Но придераться к этому совершенно не хочется.
Крепкий приключенческий роман для подростков.
Рассуждения насчёт религии чересчур прямолинейны конечно, но на мой взгляд по большому счёту верну. Независимо от того есть ли бог или нет, Организованная религия это прежде всего социальный институт со своими классовыми целями.
Сейчас чуть ли не полстраны молиться, ну и что? Хоть одну проблему решили
Владимир Фирсов «Твои руки, как ветер...»
amak2508, 16 июля 2014 г. 18:44
Сначала пара цитат: «Он может быть рассчитан с точностью до тысячных долей бита» и «Видишь, вот перфокарта с программой, на которую под микроскопом нанесено двадцать семь тысяч меток». Впечатляет? И это ни какой-нибудь зачуханный 60-й год, это уже 75-й, когда о том, что такое бит знали уже и бабушки...
А теперь собственно о рассказе. В нем параллельно идут две любопытнейшие линии: одна — история изобретения так называемого «генератора эмоций». Много-много красивых и на вид очень умных предложений о каких-то шлемах для тестирования, обработке данных электронным мозгом и проч., и проч. Много звона, но чего-нибудь действительно интересного и путного — ноль. А ведь все это читатель должен прочитать и попытаться понять :(. Вторая линия — десятистраничные душевные страдания главного героя по поводу того, может ли он использовать свой прибор (генератор эмоций) для внушения чувства любви девушке, которая его не любит.
Вот такую вещь читателю и предлагается осилить. Тем, кто этот подвиг совершит, наградой будут сведения о том, кого вышеназванная девушка все-таки полюбила :).
Владимир Фирсов «Эликсир силы»
amak2508, 24 мая 2014 г. 21:25
Отличный пример самого что ни на есть средненького советского фантастического рассказа: динамичного, в меру увлекательного, идеологически верного (все разумные — братья), а среди нехороших героев в нем, конечно же, ни одного с русской (украинской, белорусской и проч.) фамилией :).
Идея произведения — удивительная способность усиления возможностей/способностей индивидуума в случае, если их соберется более некого критического количества — в фантастике не нова и ничуть не лучше/хуже любой другой идеи. А вот сюжетная реализация несколько подкачала — для нынешних реалий она уже очевидно наивна, в некоторых местах явно нелогична, да и нелепостей в тексте тоже хватает (чего стоит одна история с великолепными, из неизвестного материала, дорогами, которые строят туземцы, живущие чуть ли не на уровне каменного века).
Впрочем, если сравнивать с основной массой переводной фантастической литературы, то, наверное, получилось не так уж, чтобы намного хуже.
Владимир Фирсов «Сказание о Четвёртой Луне»
Pavel_Otmorozov, 3 апреля 2014 г. 07:28
Вольное переложение «Случая на мосту через Совиный ручей» Амброза Бирса. Морализаторская, эрзац-притчевая, написанная старомодным языком антиутопия о правителях, живущих за счёт жизненной энергии граждан. Кроме Бирса напомнила также «Мы» Замятина. Впрочем, у Замятина описано пробуждение героя, превращение винтика в человека, у Фирсова же — долгое блуждание во тьме, движение персонажа №1 (назвать героем язык не поворачивается) по течению событий. Собственно, персонаж ничего не решает и почти ничего не делает, все левел-апы у него случаются по воле «богов из машины», и каждый раз они настолько недостоверны и необъяснимы, что хочется воскликнуть: «Да иди ты! Что, в самом деле?».
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
23iriwa, 22 января 2014 г. 18:07
В сравнении со «Сказанием» сильно проигрывает. Здесь все проще, прямолинейнее. Между ними почти 15 лет и поэтому кажется, что писали совершенно разные люди. Как время все-таки меняет людей и их взгляды на жизнь.
Владимир Фирсов «Сказание о Четвёртой Луне»
Bizon, 14 ноября 2013 г. 17:55
Вещь очень интересная по многим критериям. Во-первых, написана была в 1969г., а издана впервые только в 1993г. Почему? Ну очень нетипичное произведение для советского периода. Сложно припомнить изданные в те, не столь далекие, времена антиутопии собственного производства. Уже один этот факт должен заинтересовать любителей фантастики. Повесть мрачная, тяжелая. Описано тоталитарное государство без просвета к лучшему. Правитель поставил на чашу весов свою вечную жизнь, а на другую жизнь граждан. Многие идеи интересны: головы живущие отдельно, и способные вновь обрести тело, перекачка энергии. Описанные интриги настолько запутаны, что голова кружится. Двойные, тройные агенты...
Честно сказать финал я так и не понял. Чем все закончилось? Эпилог выбил из колеи напрочь. Изменилась жизнь к лучшему или это невозможно? вопросов тьма, поэтому оценка будет ниже, чем могла бы быть.
Владимир Фирсов «Сказание о Четвёртой Луне»
Yevgenijz, 6 августа 2013 г. 05:21
Читал эту повесть в «Уральском Следопыте». Интересная вещица.
Нда, только к концу понимаешь, при чём тут «Совиный ручей».
amak2508, 13 мая 2013 г. 17:15
Слабая вещица, причем сразу как в литературном, так и в фантастическом планах. Уже сама тема избита донельзя, а уж ее реализация... — она ну просто очень наивна.
Единственное, что радует в этом рассказе, так это перлы нелепостей, разбросанные по тексту там и сям. Например, одна из задач полетов в прошлое, это — что бы Вы думали? — проводить предсмертные экскурсии великих людей прошлого по коммунистическому миру будущего (великие люди — это Спартак, Пугачев и иже с ними...). Затем им предлагается остаться в этом мире навсегда, но, почему-то, никто на это не соглашается и все они, как один, отправляются умирать/погибать в свое время. Или вот еще: финальное действие главного героя, хронолетчика из XXV века Росина — поддавшись душевному порыву, он бросает свой мир навсегда и остается в далеком 1941 году, решив посвятить всю свою жизнь войне с фашистами...
Ну скажите, где вы найдете другой такой столь же очаровательный рассказ?
amak2508, 3 мая 2013 г. 19:23
Рассказ написан так просто и доходчиво, что впору посчитать его детским. Впрочем, и для взрослого читателя он выглядит совсем неплохим. Конечно, вещь далеко не оригинальна, есть в ней и пара нестыковок, связанных с совершенно разным уровнем знаний главного героя о прошлом вначале и ближе к концу рассказа, а также явная нелепица — та же договоренность хронолетчика с регулярной частью Советской Армии о завтрашнем наступлениии на деревню, но.... Зато здесь присутствует такая редкая в наше время патриотическая тема, а эмоциональный настрой и последующая, принятая на его волне решимость главного героя нарушить основную рекомендацию для хронопутешествий, выглядят достойными всяческого уважения.
И как итог: эта вещь не принесёт читателю ничего нового в плане оригинальных идей и необычных ситуаций, но немного положительных эмоций обязательно добавит.
Элджернон, 8 октября 2011 г. 23:02
«Вот до чего доводит офисная вежливость», — думаешь по прочтении... Технологии продвинулись, а психология осталась. В рассказе много забавных моментов, например, молодёжная трактовка понятия «деньги» и др.
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
Stirliz77, 11 февраля 2011 г. 18:26
На Земле наступил Полдень человеческой цивилизации: — исчезли войны, продолжительность жизни увеличилась до двухсот лет, болезни отступили. Труд, как способ заработка на хлеб насущный, давно ушёл в прошлое, теперь каждый человек на планете был полностью обеспечен всяческими материальными благами. Вместо людей стали работать машины, а человечество посвятило себя искусству, спорту и научно-исследовательской работе. Неожиданный расцвет произошел в сфере ремесленного производства — широкое распространение получили своеобразные кружки «Сделай сам», где отвыкшие от повседневного ручного труда люди могли собственными руками по старинным технологиям изготавливать различные вещи, начиная от подков и заканчивая резной мебелью. К тому же, что весьма удивительно, как один из олимпийских видов спорта большую популярность приобрела имитация рыцарских турниров с парным боем наездников в полном доспехе. Доспехи и оружие, естественно, были выполнены из современных материалов и по современным технологиям, что сводило к минимуму риск получения серьезных травм во время боя. Алексей Северцев — новоиспеченный чемпион в этом виде спорта, получает от леди Ганелоны, принцессы планеты Изумрудная, интересное предложение. Дело в том, что по законам её мира, после смерти короля, она, как младшая из детей, обязана выйти замуж, чтобы её супруг стал законным королем Изумрудной. Претенденты на руку принцессы (и, соответственно, на престол) будут сражаться за неё на рыцарском турнире, где победитель получит всё. Она отказать победителю не в праве, но победитель сам может отказаться от принцессы и королевства. Основная проблема для Ганелоны заключается в том, что самый сильный боец Изумрудной, а значит и основной претендент в будущие мужья, кавалер Рюдель — садист, негодяй и просто полный подлец, которому она нужна лишь для того, чтобы достичь трона. После недолгих размышлений Северцев, как истинный рыцарь и вообще насквозь положительный человек, соглашается прибыть на Изумрудную и поломать копья с другими рыцарями, претендующими на руку и сердце Ганелоны.
Во времена здравствования Советского Союза писатели-фантасты придумали уйму разных коммунистических утопий, многие из них забылись, некоторые (Ефремов, Стругацкие) помнят и по сей день. В 1978 году Владимир Фирсов представил читателям ещё одну, назвав её «Срубить крест». Действие романа разворачивается в мире, где всеобщий коммунизм давно наступил, принеся с собой всеобщее благоденствие и небывалое процветание. Общество будущего в тексте показано отдельными мазками, не сильно отчетливыми, но создающими общее легкое и добродушное настроение. Люди наконец-то стали жить себе в радость, стараясь получить удовольствие от каждого прожитого дня. Казалось бы все проблемы и треволнения остались где-то далеко-далеко и каждое утро, как в детстве, наполнено звенящей чистотой воздуха и переливами солнечного света. Нет даже поводов для мрачных дум или тяжелых мыслей, разве что дела любовные заставят сладко затрепетать сердце. Всё зло мира сгинуло раз и навсегда, оставив от себя лишь отголоски, да и то не в благополучном Содружестве, а на населенной потомками беженцев с Земли дальней планете. Что, впрочем, не удивительно, ведь бежали они от волны коммунизма, захлестнувшей Землю, а значит были людьми не такими уж и хорошими, даже можно сказать (о, ужас!!!) капиталистами. Так что совсем не удивительно, что из гнилого семечка вырос гнилой плод в виде феодальной монархии. Такое общество, естественно, не могло не регрессировать со временем, что, в итоге, привело к потере технологий, малограмотности населения и светящей не за горами диктатуре. Но прежде чем начать своё движение по пути всеобщей деградации главные научные злодеи сделали своё мегазлодейское дело, загубив жизни многим поколениям жителей Изумрудной.
Общая атмосфера книги практически на всем её протяжении напоминает советские музыкальные комедии тех лет — не серьезные, легкие, ироничные. Главный герой, чемпион конного боя живет с бабушкой, в которой души не чает. Выполняя задание на Изумрудной он всё равно остается под её присмотром, а так же под опекой робота Петровича (роботы этой серии любят, чтобы их называли Петровичами, так как их изобрел Петр Федосеев). Сама Изумрудная более напоминает не реальную планету, а рассказанную о ней поздно вечером страшную сказку — вроде бы и опасности есть, и риск для жизни присутствует, а всё равно понимаешь, что всё это понарошку и закончится обязательно хорошо. Лишь последние главы романа дают повод попереживать за судьбу если не главного героя, так его окружения. Финальная битва с кавалером Рюделем написана с изрядной долей выдумки, хотя главный гад выглядит как какой-то опереточный злодей, и злодейство его, хотя и приведшее к сотням смертей, довольно легко и просто пресекается. Из общей наивно-несерьезной манеры выбиваются лишь некоторые моменты, которые можно пересчитать по пальцам: из основных следует упомянуть признание тренера Алексея Павла Гусева, да отношение автора к религии. На последнем остановлюсь немного подробнее. Автор неоднократно, хотя и вскользь на протяжении всей книги касается этой тематики, развивая основную мысль о том, что религия является лишь неким грузилом, тянущим любую цивилизацию назад, в глубины невежества: «Люди... искали объяснения в иррациональном, потому что верить — это проще, чем знать. Вера ни и чему не обязывает, она учит смиряться, принимать мир таким, каков он есть». Даже символом чудовищной технологии контролируемой смерти служит у него крест, в виде него сделаны антенны всех передатчиков, служащих для трансляции смертельного сигнала, что является прямым выпадом против христианства. В остальном же это всё то же приятное приключенческое чтение в утопичном антураже.
Итог: весьма неплохой роман, выдержанный в светлых и оптимистичных тонах, что делает его идеальным вечерним чтением, когда хочется немного разгрузить мозг после всех дневных проблем. Приключения героев больше позабавят, чем заставят попереживать. Главный герой идет по жизни легко, что несомненно радует, но, как это не печально, таким он может оставаться лишь в тепличных условиях данного текста, не страдающего излишней психологической проработкой или каким-либо желанием быть хоть чуть-чуть правдоподобным. Рекомендую для разгрузки мозга.
alex1970, 20 ноября 2010 г. 21:32
Интересный обрзец производственной фантастики ближнего прицела. С технической точки зрения рассказ, конечно, устарел. Но это здесь не главное
Sumy, 1 сентября 2010 г. 13:05
Браво , Владимир Фирсов , браво. Мягкий юмор и симпатичный мир будущего. И психостимуляторы хорошего настроения не нужны.
Sumy, 1 сентября 2010 г. 12:44
Пусть они режут и убивают , а мы будем спокойны , как боги. Или всё же вмешаться и вступить в борьбу ? Во время написания рассказа ответ для большинства был однозначным. Стиль простенький , но читается рассказ легко.
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
igeo, 23 августа 2010 г. 23:57
Да в детсво уводит напроч, наверно по этому и оценку хочется поставить повыше. Я его читал в странном журнале под названием «уральский следопыт».
Владимир Фирсов «Эликсир силы»
vikc, 26 апреля 2010 г. 23:00
Очень интересный и читаемый рассказ начала семидесятых. Мастерски описаны командос на чужой планете, их вооружение и взаимодействие. Туземцы и их артефакты незабываемы. Есть небольшие зачатки прогрессорства.
Но канцовка? Как она была не понятной в то время, так осталась и на сегодняшний день. Последние строки чересчур политизированы: общество -всё, индивидум-ничто.
ameshavkin, 23 сентября 2009 г. 20:01
Сюжет типовой, исполнение типовое. Такие вещи к юбилею какому-нибудь пишут.
Владимир Фирсов «Сказание о Четвёртой Луне»
Вертер де Гёте, 8 января 2009 г. 12:37
Довелось мне прочитать рецензию Аркадия Стругацкого на эту повесть Фирсова. Рецензию, в которой уважаемый мной фантаст называет повесть «непомерно разбухшей сказкой о Кощее Бессмертном» и считает её явной неудачей автора. Позволю себе с уважаемым фантастом не согласиться. Повесть всё-таки не chef-d`œuvre, но это очень качественная, на мой взгляд, антиутопия. Причём довольно необычная, тем более для своего времени. Автор объединил в произведении классические черты антиутопии (свехтоталитарное государство, кровавая диктатура, лживая пропаганда, культ личности), «авантюрного дворцового романа» (заговоры, придворные интриги, «двойная игра») и фантастические, почти мистические образы. Жаль, что повесть увидела свет лишь в 1993-ом, возможно в этом сыграла свою роль и низкая оценка Аркадия Стругацкого.
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
Вертер де Гёте, 8 января 2009 г. 11:47
Почти классический «рыцарский роман» в антураже далёкого будущего: рыцарские турниры, прекрасная принцесса, благородный герой и коварный злодей, честные поединки и закулисные интриги, а также ... роботы, космические путешествия. А ещё — мрачная религия далёкой планеты, таинственные смерти. В детстве, конечно, вся эта романтическая смесь произвела неизгладимое впечатление. История о приключениях рыцаря-спортсмена (сейчас бы сказали — реконструктора) Алексея Северцева казалась захватывающей , а местами просто страшной. Перечитал недавно. Не могу сказать, что роман плох: он наивен, но ведь и написан для школьников. Воиствующий атеизм , дифирамбы «светлому коммунистическому будущему» и откровенная «социальность» — вот это просто бросается в глаза и произведение не украшает. Но в целом — читается оно и сейчас относительно неплохо, как ни странно. Хотя свои детские восторги мне тоже уже не понятны.
Ny, 11 сентября 2008 г. 06:55
Среди, по большей части, невыразительных, хотя подчас не лишенных интересных идей и юмора, рассказов Фирсова, с которыми я познакомился, этот рассказ запомнился сильнее прочих. Запомнился не какими-то своеобразными поворотами сюжета, героями или потрясающими изобретениями. Совсем нет. В «Ангелах неба» присутствует особенная, шизоидно-обыкновенная и одновременно весёлая обстановка «рядового» чуда, чем-то сравнимая с обстановкой НИИЧАВО из «Понедельника» Стругацких.
Владимир Фирсов «И жизнь, и смерть»
Ny, 10 сентября 2008 г. 05:42
Повестей и рассказов с такой тематикой и примерно таким сюжетом вероятно сотни. Может я просто избалован обилием фантастики в наше время и не способен оценить это произведение Фирсова, но особой работы над характерами, над подачей материала (сюжет состоит главным образом из действия, места для осмысления событий совсем мало), над смыслом произведения я не вижу. Кроме внешней детективно-приключенческой увлекательной формы исполнения за повестью ничего не стоит.
Владимир Фирсов «Срубить Крест»
Ny, 10 сентября 2008 г. 05:41
Небанальное (хотя кое-что все эти десантные «грифы», всемогущие бабушки и космическое ООН напоминают), пожалуй, даже немного напоказ рыцарско-романтическое для советской фантастики произведение. Я был очень удивлён, столкнувшись с таким фортелем сюжета и вообще возможностью слияния жанров рыцарской саги с рабоче-крестьянской космооперой. Хотя и написано для старших классов советской школы, а удивляет и сейчас.
Читал с удовольствием, пока не осознал искреннее желание автора потоптаться по религии. Ну хорошо, понятно, что было принято религию отвергать как пережиток и сваливать на неё разные беды общества. Но зачем с таким цинизмом пинать поверженного в идеологическом споре противника? И уж тем более непонятно зачем автору потребовалось самоутверждаться на ниве фантастики за счёт религии вообще и христианства в частности?
Этически этот роман, к сожалению, совсем не украшает Фирсова как человека и автора, а советскую фантастику как исторический этап литературы, на мой взгляд.
ozor, 9 сентября 2008 г. 11:06
Мне кажется, рассказу мешает политико-социальная направленность, нивелирующая возможности развития сюжета до удивительных ситуаций. Уж больно все как-то обыденно.
Владимир Фирсов «Сказание о Четвёртой Луне»
Ny, 8 сентября 2008 г. 05:19
Мягко говоря, слабовато даже для 69 года. Не скучно, а именно слабовато. Фирсов, без сомнения, умеет рассказывать, пожалуй, это умение – его главный талант. Автор очень здорово умеет увлечь читателя. Однако, дочитываешь и понимаешь, что в сухом остатке нет ни восхищения идеей, ни уважения писательскому мастерству, ни желания вдумываться в текст. Вероятно, повесть была смелой для своего времени, вызывая, хоть и неоднозначные, но вполне узнаваемые аналогии из недавней истории. Ещё можно отметить мистический элемент, как мне кажется, не слишком характерный для советской фантастики того периода. Тем не менее, высокую оценку поставить не получается.
ozor, 28 августа 2008 г. 09:55
Типичная для того времени, но вместе с тем добротная детская фантастика. Помимо развития космонавтики на фоне стартов космических кораблей мечталось и о других способах перемещений в пространстве.
ozor, 28 августа 2008 г. 09:48
Добротный рассказ для детей для своего времени. А Александр Бачило писал на эту же тему гораздо позже Фирсова, надо же на дату публикации смотреть, а то всего Жюль Верна в топку можно отправить :lol:
ozor, 28 августа 2008 г. 09:44
Согласен, дети во многом превосходят взрослых в части восприятия окружающего. Быть может, раньше человек был совсем другим, и развитие его пошло не совсем по тому пути — по пути технократии.