Все отзывы на произведения Петера Жолдоша (Péter Zsoldos)
Отзывы (всего: 5 шт.)
Рейтинг отзыва
primorec, 25 ноября 2015 г. 05:41
«Иногда становишься невольной жертвой своих же благих намерений и усилий, в этом-то и проявляется самая жестокая ирония судьбы».
Все многочисленные варианты главного героя, одному из которых принадлежат эти слова, действительно стали жертвами. И жестокая ирония судьбы, которая сделала бессмысленными все жестокости, предательства и чудовищные преступления, которые стали для них инструментами выполнения Сверхзадачи, присутствовала в полной мере. Вот только не было одного — благих намерений и усилий. Их не было изначально, ничего такого, что могло бы хоть в малой степени оправдать все случившееся.
Звездолет «Галатея» открывает настоящую жемчужину для перенаселенной Земли — планету, подходящую для людей во всех отношениях, пусть и с местным, находящимся только-только в самом начале создания цивилизации, населением, но настолько близким людям, насколько это возможно законами эволюции. Но вот она первая ирония судьбы: когда успех так близок, случается катастрофа, убивающая экипаж.
Что может быть благороднее этой Сверхзадачи — доставить сведения о бесценной находке перегруженной проблемами Земле? И как это, с первого взгляда, мужественно: отбросить всё и последние часы жизни посвятить решению этой проблемы, не ради личного спасения, ради всех-всех-всех.
Только нет за всем происходящим ни благородства, ни мужества, ни решительности. Есть трусость, зависть, гордыня, эгоизм, подлость, позволяющие совершать убийства тела и души, снова и снова, ради призрачного успеха, когда-то и где-то там.
Поистине чудовищный план для решения свой Сверхзадачи — именно своей, ничего с интересами Человечества общего не имеющей — изобретает кибернетик Гилл, создавая психологические копии себя и своих товарищей по экипажу и «пересаживая» их в тела аборигенов, уничтожая и калеча личности ни в чем не повинных людей. По мне, так это самая интересная часть романа, когда Гилл методом проб и ошибок пытается создать идеальную личность для выполнения своей Сверхзадачи, постепенно избавляясь от исконно человеческого — совести, милосердия, привязанностей, производя на свет все более несчастных и ущербных. Следить, как рушатся моральные границы и личные привязанности, как идут в ход подлость, предательство, совершаются насилие и убийства, ради осуществления мелкой и эгоистичной задачи давно умершего себялюбца.
Но самое чудовищное преступление Гилла — не убийство тел, а насилие над личностями, когда чуждое сознание заставляет ни в чем не повинных людей совершать противное их природе, отказываться от надежд, предавать любовь и родственные связи, забывать все, что дорого и свято, превращая в лишенных воли рабов.
Чтобы в итоге всё происшедшее — трагедии, мучения, жертвы, несправедливости, надежды — буквально всё — в итоге рассыпалось в прах, потеряв значение и всякий смысл, только из-за того, что ещё кто-то неизвестный поверил в свое святое право совершать что угодно и как угодно из своего понимания «благих намерений».
Очень сильная и жестокая психологическая драма, где нет и намека на гимн Человеку. Более наполненная грустью и усталостью от повторяющегося из века в век оправдательного рефрена о «благих намерениях» и «целях, оправдывающих средства», чем осуждением или обличением человеческих пороков, но с безапелляционным приговором любому вторжению во внутренний мир людей. И конец что надо: резкий обрыв истории на самом пике покорности сломанной испытаниями души: «Тот, кто когда-то был Гиллом, приказал Мату наклонить голову. И Мат повиновался».
Петер Жолдош «Возвращение «Викинга»
primorec, 8 апреля 2014 г. 03:28
Каких только космических «робинзонад» я не читала. Классические и жизнеутверждающие, наполненные несокрушимой верой в Человечество- «Робинзоны Космоса». Каскад приключений — «Хрустальный дождь». Странный мир и не менее странные предпосылки- «Вынужденная посадка». Трагичный и полный неизбывной надежды и упорства «Поселок». Разные, но по-прежнему такие интригующие истории противоборства человека с судьбой...
С первого взгляда, «Возвращение Викинга» — классика жанра, крепко сколоченное приключение, без каких-либо откровений или неожиданностей. Звездный корабль землян «Викинг» оказывается заброшен на неизвестную планету, пусть и почти неотличимую по условиям от матушки-Земли. Традиционная для Робинзонад борьба за жизнь, опасности в виде агрессивной флоры, фауны и природных катаклизмов, триумф науки и знаний, позволяющих выпутаться из самых безвыходных ситуаций, и долгожданное возвращение домой. Главный герой — изнеженное дитя цивилизации в начале и уверенный в своих силах хозяин Космоса и собственной судьбы в конце. Знакомые вехи сюжета.
Обычно, ожидаемо... А зацепило. Маленькими деталями, придающими особый, неповторимый колорит. Легкими штрихами, позволяющими не просто наблюдать за приключением, а участвовать в нем, переживая с героем взлеты и падения. Скрытым за завесой слов глубоким социальным подтекстом.
Дело вот в чем. На «Викинге» отправляются не мужественные десантники, герои-космолетчики, покорители и завоеватели, а ученые и обычные люди, носители высоких принципов, уверенные в своем предназначении сеять «разумное и вечное» среди дикости и темноты Космоса. Хорошие, честные и мужественные. Верящие в свет науки и силу знаний, в нерушимые и выстраданные тысячелетиями истории духовные ценности, терпимые к чужим слабостям и ошибкам.
Таков и главный герой Грегор, оказавшийся не просто на чужой планете, а в ситуации, когда его знания, умения и весь жизненный опыт ничего не значат. Это потрясающая по внутреннему накалу часть романа- возвращение к самым истокам человеческой истории, когда духовные ценности цивилизации — не убий, не укради, будь терпим — растворяются под давлением реальности, уступая место простым животным инстинктам — есть, пить, спать, ВЫЖИВАТЬ. А затем робкие попытки вернуть утраченное вместе с «прогрессорскими» экспериментами среди дикарей. А затем — полное драматизма путешествие по реке — в буквальном и переносном смысле — реке истории человечества от первого костра до первых духовных исканий. И новое обретение собственной личности и духовных ценностей, уже не заученных, не воспринимаемых, как данность, а выстраданных.
И возвращение, как награда для возрожденного героя. Не Робинзона с заброшенного острова, полного отчаяния и одиночества. Одиссея, обогащенного опытом, новыми знаниями и умениями. Не окончательный триумф с фанфарами, а промежуточный итог с привкусом горечи и потерь. А для читателя — неожиданная и противоречивая концовка, предполагающая не окончательное решение, а новый повод для размышления.
Замечательный роман, умело сочетающий яркие приключения и глубокие раздумья. Любители робинзонад найдут в нем массу действия и приключений с дикарями, динозаврами , вполне земными и космическими опасностями. Любители психологии получат повод поразмышлять над значимостью привычных для нас ценностей, над границами дозволенного и пределами терпимости. Даже для знатоков фантастического прогрессорства есть некие новые моменты. Жаль только, роман не заслуженно забыт читателями.
pava999, 31 октября 2012 г. 15:16
Жолдош, видимо, захотел повторить успех «Соляриса», ну только не Лем он. Не хватило мастерства. Писатель намешал в роман всего, что только можно, но толком не смог раскрыть характеры. Он, правда, добросовестно, пытался создать психологичность тем, что полтекста угробил на нудные диалоги главных героев. Про наложение сознания на сознание можно было такое написать. Жолдош ограничился тем, что герои переубивали друг друга из-за абстрактной сверхзадачи. Чем Юму, Эор, Тиак и остальные этому мешали, я так и не понял.
Насчёт сюжета. Половину сюжета про пещерных людей я бы с лёгкостью убрал. Короче, роман мог бы быть интересной повестью.
Но почему я поставил 8? Потому что у рассказа, кроме недостатков, есть ещё и достоинства. Сюжет временами захватывает, научная часть на высоте (кроме того момента, когда Гилл делал репрограммы других членов экипажа. Я понимаю, когда человек копирует своё «Я», но восстановить по-памяти других людей...). И концовка. Хоть и скомканная, но сильная. Вот тут и появляется какая-то философия. Получается, люди боролись за победу разума, а восторжествовала глупость. Иначе, как чудовищной глупостью, я войну назвать не могу. На последних страницах худо-бедно раскрывается психология героев, они перестают быть картонками, произносящими пустые диалоги вперемешку с пафосными речами.
Вывод: советую прочитать это весьма объёмное произведение ради последних десяти страниц.
Петер Жолдош «Возвращение «Викинга»
sach, 3 октября 2012 г. 15:18
Очень неплохое произведение, которое, однако, не пользуется большой популярностью. Каких-то новых интересных идей тут навряд ли можно отыскать, сюжет довольно таки предсказуем и какой-либо интриги тоже не следует ожидать. Это скорее качественный приключенческий роман про героя, который попадает в экстремальные условия выживания на неизвестной планете (которая по своим характеристикам мало чем отличается от земного аналога) и на пути у него лежит много испытаний, как физического, так и морально-этического характера. Написано с душой, читается очень приятно и с интересом. Советую всем, кто любит качественную литературу и фантастику в том числе)
Петров Эдуард, 13 июня 2009 г. 19:40
Хороший роман: нестандартный сюжет, глубоко разработанная психология героев,
легкий язык (хотя последнее, возможно, заслуга переводчика). Мне понравилось!