Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Уилки Коллинза (Wilkie Collins)

Отзывы (всего: 56 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

DoctorWagner, 29 августа 15:32

Решил взяться за классику детективно-мистической литературы и познакомится с произведениями Уилки Коллинза, который написал «Женщину в белом» и «Отель с привидениями», которые уже неоднократно были, что называется, на слуху. Да и вообще, интересно почитать очередного автора Викторианской эпохи, ну и проникнутся мистическим жанром того периода времени. Внимание моё пало на «Лунный камень», ведь аннотация к книге громогласно заявляла о том, что нас тут ждёт таинственное приключение, в котором главные герои столкнуться со страшной реликвией, по пятам за которой идут фанатично настроенные сектанты, готовые сделать что угодно ради того, чтобы обладать этим самым лунным камнем.

Повествование начинается с того, что родственник некой мисс Элизабет во времена индийских войн умудряется похитить некий артефакт – ослепительно жёлтый алмаз, которому в буквальном смысле поклонялась некая религиозная группа в Индии, ну или даже культ. Этот алмаз сразу же увозится этим родственником в Англию и через много лет передаётся по наследству племяннице, в аккурат, к её дню рождения. При этом все считают, что дядя оказался проклят именно из-за того, что стал обладать этой страшной вещицей, ведь буквально все впоследствии его сторонились и даже ни одна женщина не решилась связаться с ним узами брака. Передав камень мисс Элизабет, он словно бы передал вместе с ним и проклятие указанного камня. Только вот однажды, камень неожиданно пропадает прямо из личных вещей Элизабет и за это дело незамедлительно берётся сыщик Каф, который практически сразу же нападает на след похитителей и планирует как можно скорее разоблачить их.

Если вы смотрели «Достать ножи» с Дэниэлом Крейгом, то скорее всего вам будет понятна основная концепция данной книги, в которой похожий виртуоз сыскных дел пытается раскрыть похищение невероятно ценной реликвии. Сыщик Каф практически сразу же выстраивает определённый порядок разбора произошедшего и моментально нападает на след виновных в исчезновении алмаза. Только вот от произведения ты ждёшь совсем не того, не очередного детектива, в котором шибко умный мужик в буквальном смысле разоблачает преступников. Тебе хочется почитать о каких-то приключениях, о тех самых таинственных сектах со страшными ритуалами, узнать о том, почему лунный камень так важен для группы индусов, которые фигурируют в повествовании, но при этом постоянно находятся где-то плотно на заднем плане. Но ничего этого нет, вся возня в истории происходит практически в одной локации, собственно в том самом доме, откуда и пропадает алмаз. Каф проводит дознание, опрашивает свидетелей, делает далеко вперёд идущие выводы и так далее. И только вот тебе вроде бы начинает казаться, что детективная составляющая тебя наконец-то интригует, как автор в буквальном смысле всё это распыляет очередными унылыми подробностями жизни чёртовых английских аристократов. Кто в кого влюбился, кто с кем повздорил, затем идёт череда совершенно неинтересных подробностей из жизни прислуги, ну и так далее. На кой чёрт вот это всё в детективе? Я уж ничего не говорю про мистику, именно которую я тут и ждал, и которую так и не получил. Но где хотя бы какая-то интрига? А вот нет её, она отсутствует целиком и полностью. И уже где-то после половины книги тебе не хочется её дочитывать. Из персонажей ты запоминаешь только совсем уж основных героев, которые фигурирую чаще всего, но подавляющее большинство воспринимается этакими безликими статистами.

Нередко во время чтения ты буквально ловишь себя на мысли, что то и дело теряешь нить всего повествования в данный момент времени. Кто-то там и о чём-то общается, ведёт какие-то глубокомысленные разговоры, но тебе просто плевать на всё это, ты читаешь, но даже не вдумываешься, потому что тебе просто неинтересно. Такое впечатление, что автор так и не смог определится, то ли он хотел написать драму про жизнь аристократов, то ли детектив про похищение того самого лунного камня, который вынесен в заголовок. И вот, в такой неопределённости автора проходит буквально вся книга. Читатель, тем временем, тоже находится в состоянии неопределённости, то ли читать и терпеть это дальше, то ли просто бросить всё. Я же выбрал второй вариант, так как «Лунный камень» просто невозможное произведение. Теперь нахожусь в раздумьях, а стоит ли вообще когда-либо браться за «Женщину в белом» и «Отель с привидениями»…

Оценка: 3
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Отель с привидениями: Тайна современной Венеции»

Selvaggio, 8 июня 19:21

Лорд Монтрабрри разрывает помолвку с Агнес Локвуд что бы жениться на графине Нароне , женщине с которой не так давно познакомился и у которой не самая лучшая репутация . Молодожёны едут в свадебное путешествие и снимают палаццо в Венеции . В этом самом палаццо лорд и находит свою смерть от пневмонии . Смерть эта крайне загадочная , тем более что лорд перед этим застраховал свою жизнь на большую сумму . Через некоторое время в этот дворец , перестроенный под отель приезжают Агнес , родственники лорда Монтрабрри и графиня Нарона , что в конечном итоге и приводит к разгадке странной смерти лорда ... Лёгкий готический детектив , прочитан мной буквально за вечер и если сделать сноску на время его написания — то в принципе он не так уж и плох — по крайней мере читать его мне было интересно .

Оценка: 7
– [  8  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Wongraven, 2 мая 23:32

Классический викторианский детектив, очень уютный, «ламповый». В викторианских детективах даже преступники не выглядят злодеями, особенно на фоне «героев» последующего времени, как о том с грустью и ностальгией говорил доктор Ватсон в фильме «Двадцатый век начинается».

А впрочем, в «Лунном камне» как такового преступника и нет, несмотря на неоспоримый факт пропажи алмаза. Есть цепочка невероятных случайностей, ну и, возможно, малая толика злого умысла, но вот преступления в классическом понимании этого слова здесь нет.

Пытаться что-то пересказать бессмысленно, Это необходимо прочитать. Блестящее описание того, как и при каких обстоятельствах пропал Лунный камень, как продвигалось и в итоге заглохло полицейское расследование, как постепенно усилиями разных людей была открыта невероятная истина о случившемся. Если учесть, что «Лунный камень» считается первым в английской литературе детективным произведением, можно смело говорить, что это Шедевр. Такой необычный сюжет нужно было еще постараться придумать.

А какие персонажи! старый дворецкий Беттередж, старая дева мисс Кларк, сыщик Кафф. Достаточно нестандартный подход к повествованию — оно ведется поочередно от лица разных героев, и в итоге кусочки мозаики постепенно встают на свои места. Основным рассказчиком выступает дворецкий Беттередж, и его рассказ, несмотря на всю серьезность повествования, читается как некая комическая повесть.

В общем, все бы ничего, если бы не перевод Мариэтты Шагинян, Героя Соцтруда, заслуженной писательницы и т.д. и т.п. Понятно, что в 1947 году на нее никто не мог покуситься, но прошло уже столько времени, а совершенно нелепые ошибки и многочисленные ляпы остались. Например, одежду, оказывается, не стирают, а моют. В книге не разделы, а отделы. Ну и мое любимое: де Кушки. Нипочем не догадаетесь, кто это. А это Томас Де Квинси, англичанин, употребляющий опиум))) Ноу комментс, как говорится.

А роман отличный!

Оценка: 9
– [  0  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Ellips, 14 февраля 18:45

Это было чудовищно скучно. Один балл за несколько удачных сентенций, ещё один за пару удачных образов (в действиях и персонажах) и один за великолепный пример того, как не надо делать экспозицию и слишком увлекаться логической эквилибристикой, выдаваемой за детектив.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Уилки Коллинз «Тайный брак»

Дядюшка Джо, 8 января 22:14

Отмечая юбилей блестящего мастера английской прозы 19 века (сегодня ему исполняется 200 лет), не без удовольствия прочитал этот роман и сразу посмотрел (уже довольно равнодушно) его британскую экранизацию под названием «Бэзил» 1998 года. До просмотра фильма полагал, что такой заголовок — это авторская интерпретация режиссёра . Действительно, отличие от оригинала Коллинза разительное, хотя и не в духе нашего времени, когда за экранизацию «Преступления и наказания», к примеру, могут выдать чтО угодно. Сюжет фильма частично всё же совпадает с романом, имена персонажей тоже частично. Но меня поразило то, что и роман, оказывается, в оригинале называется «Бэзил», а не «Тайный брак». И это бы не беда, если бы у Коллинза имя героя романа было бы Бэзил. Но герой «Тайного брака» Сидни. Выходит, знаменитый переводчик Анатолий Горский поменял имя героя? Однако и в издании 1996 года, где перевод сделан неизвестным толмачом, героя тоже зовут Сидни, а не Бэзил. Кто бы мне раскрыл эту загадку!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Уилки Коллинз «Армадэль»

primlp47, 5 сентября 2023 г. 11:03

Удивительно, что этот роман Уилки Коллинза впервые был опубликован в России на русском языке в журнале «Русский Вестник» с декабря 1864 по июнь 1866 года почти одновременно с первыми журнальными публикациями в Англии и США. Это третий по значимости и популярности из великих романов Уилки Коллинза после «Женщины в белом» и «Лунного камня». Очень советую всем прочитать этот классический роман с интереснейшим детективно-приключенческим сюжетом!!! А о сюжете и главных героях прочитайте в предыдущем отзыве.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

majj-s, 23 мая 2023 г. 11:53

Викторианская готика

«Все то, что известно ей о ветреных баронах и лордах, находящих особое удовольствие в том, чтобы обманом и силой завлечь невинную душу в уединенное поместье, и там...

Джейн Остен «Нортенгерское аббатство»

Если оценивать эпизод первой встречи героя с женщиной в белом: час ночи, пустынный путь, внезапно, словно бы ниоткуда появившаяся незнакомка, которая осведомляется, на Лондон ли эта дорога и почти сразу спрашивает, не знаком ли рассказчик с баронетами, и просит назвать фамилии знакомых ему — так вот, если с позиций язвительного остроумия Леди Джейн, то в «Нортенгерском аббатстве» можно увидеть пародию на этот роман. Но во- первых «Аббатство» написано куда раньше, во-вторых пародирует готические романы, которые вслед за «Удольфскими тайнами» Анны Радклиф заполнили нишу тогдашнего книжного мейнстрима. А в-третьих и главных, «Женщина в белом» больше и лучше готической новеллы.

Уилки Коллинз основоположник детектива как жанра, а «Женщина в белом» вершина его творчества. Здесь под одной обложкой викторианский детектив с элементами готики, соединенный с любовным, шпионским, феминистским и романом воспитания, а также довольно острой социальной прозой (хотя бы автор не имел этого в виду). Книга, где есть все: дева в беде. рыцарь без страха и упрека, роковая невозможность для влюбленных соединиться, светский негодяй, таинственные двойники, похищение, газлайтинг, заговоры, иностранные шпионы, тайные общества, безответственные родственники и самоотверженные друзья, грехи отцов и страдающие дети, бешеные деньги и трудовая копейка, вальяжность одного богатого английского поместья и атмосфера необъяснимой тревожности другого. И это далеко не полный список!

Молодого художника приглашают в богатое поместье для приведения в порядок коллекции картин, и уроков живописи двум юным леди, в одну из которых он влюбляется прежде, чем успевает осознать безнадежность этого чувства — Лора с детства отцовской волей обручена с аристократом много старше себя. Еще по пути в имение герой встретил на ночной дороге незнакомку, которую проводил и помог нанять кэб, после чего двое джентльменов в экипаже окликнули на его глазах полисмена и спросили, не проходила ли здесь женщина в белом, она-де, сбежала из сумасшедшего дома. При знакомстве с ученицами сходство беглянки с Лорой ошеломляет. И это только завязка.

Я читала роман в детстве, сразу после фильма с Абдуловым и Гражиной Байкштите, тогда книга произвела сильное впечатление, однако не думаю, что вернулась бы к ней, если бы не аудиоверсия, прочитанная Игорем Князевым. Первый период охватывает лишь начальную треть романа, разбить который на три части конечно жуткое крохоборство со стороны ЛитРеса, особенно имея в виду, что книга давно в общественном достоянии и бумажная-электроная-прежняя аудиоверсии более, чем доступны. Но если вы выбираете лучшее — стоит послушать в этом исполнении. Невзирая. С материалом такого уровня Князев демонстрирует способности голосовой мимикрии во всем блеске.

А на взрослое восприятие это легло просто удивительно, огромное количество ярких подробностей, которые забылись или не были поняты в первый раз подсвечивают и украшают историю. Все нереальные совпадения, боги из машин и мотивационные недостатки поведения персонажей воспринимаются скорее как продолжение достоинств. «Женщина в белом» — это «сделай мне интересно» высшего разряда.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Maximontano, 16 апреля 2023 г. 22:38

Прекрасный детективный роман, дающий возможность окунуться в атмосферу того времени. Сюжет с интригой, до конца загадка остается открытой и поэтому читать становится все интереснее. Красивая концовка, ощущение будто находишься непосредственно в Индии.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Прикосновение призрака»

Ladynelly, 8 февраля 2023 г. 11:13

Простая и незамысловатая история о призраке муже вернувшемся после смерти, чтобы предупредить жену о беде.

В целом очень неплохо, но здесь вызывает вопрос, тот факт, что женщина так легко доверилась незнакомцу, а он так легко, как говорится по зову души принял участие в ее судьбе. Наверное сейчас это кажется диким и невозможным, а в позапрошлом веке это было самым обычным делом. Тогда люди были более отзывчивые, доверчивые и открытые. И не каждый мог спокойно пройти мимо человека попавшего в беду.

В целом рассказ легкий и незамысловатый, читается легко. Не скажу, что прочел и забыл, но но не врезается в память.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Женщина из сна»

Ladynelly, 8 февраля 2023 г. 11:11

Это история о том, как обычный сон может предопределить жизнь человека.

После прочтения у меня возникло много вопросов из разряда «А что если...?»

А что если бы герой не рассказал свой сон матери, а просто забыл его и продолжил жить дальше? А что если бы мать отнеслась ко сну без должной серъезности и не стала бы зацикливаться на нем? Или посоветовало бы сыну забыть его? Имели бы герои шанс прожить нормальную, счастливую (а может быть и не очень) жизнь?

Герои повести не вызывают особой симпатии из-за своей зашоренности, зацикленности и недалекости, но все-таки их жалко. Их жизнь сломал ночной кошмар, не будь которого все могло бы быть иначе.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

its_muffin_time, 20 сентября 2022 г. 17:45

Мистера Хартрайта нанимают учителем рисования для двух молодых девушек в поместье. Буквально за день до отъезда из Лондона, Хартрайт возвращается ночью к себе домой от матери и встречает молодую девушку в белом, которая просит его указать ей дорогу до Лондона. Мужчина провожает женщину до кэбов, она уезжает, а спустя какое-то время он становится свидетелем разговора между полицейским и мужчина, что разыскивают сбежавшую из психиатрической больницы девушки, которая была одета во все белое. Казалось бы история со странной девушкой окончена, но какое же было удивление Хартрайта, когда приехав в поместье, он обнаруживает невероятное сходство между одной из своих учениц — Лорой, и той самой женщиной в белом. Он рассказывает обо всем Мэриан — сестре Лоры, и молодая женщина заинтригованная начинает поиски информации об этой женщине в белом. Прожив некоторое время в поместье, наш дорогой учитель понимает, что влюблен в Лору а она в него, но они не могут быть вместе не только из-за разных сословий, но и из-за того, что Лора обручена и ее жених — персиваль Глайд — должен вот-вот приехать. Женщина в белом не оставляет мысли героев произведения, а после приезда сэра Глайда, в жизни всех проживающих в поместье происходят большие изменения.

Книга далась мне нелегко из-за бесконечных, витиеватых описаний внешности персонажей, мыслей героев и самолюбования некоторых героев. Но сам сюжет меня просто очаровал. Сложно остановиться на каком-то одном жанре для книги: детективная линия, семейная тайна, любовный роман, драма… Мне понравилось то, как написана книга — в виде хроники от разных действующих лиц. Правда из-за этого книга может показаться затянутой и нудной, но без них читатель не увидит полной картины происходящего и мотивов.

Каждый персонаж книги неповторим и обладает своим характером. Ни один из героев не оставил меня равнодушной. Даже дядя сестер, которого довольно мало на страницах книги, вызывал бурю эмоций своим нытьем и меланхолией. А графиня Фоско… мне кажется она, за весь немалый объем, произносит всего пару фраз, Даже она своим видом, своей преданностью мужу вызывала эмоциональный шквал. .

Любимым персонажем стала Мэриам Голкомб. Эта “некрасивая, но умная женщина” . Потрясающе сильная личность и с огромным сердцем. Жалко, что она жертвует своей жизнью и посвящает всю себя сестре. Но не восхищаться я ей не могу. А это ее отважное противостояние графу Фоско, это нечто прекрасное!

Стиль автора очень красивый, хоть и иногда уставала от его повествования. Кстати, очень хорошо тренировать дыхалку чтением вслух :D Все же наверное такие произведения лучше читать неспешно, наслаждаясь каждой страницей и растягивать на недели, а то и месяцы. Но я так не умею) Очень рада, что все же знакомство с автором прошло успешно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

NS 123, 20 августа 2022 г. 20:32

моей точки зрения, это лучший роман автора. Ведь написан почти 150 лет назад, а его переиздают и читают и сейчас. Ну, конечно, это не совсем детектив, а больше приключенческий роман, с мелодрамой, сенсационным романом и немножко детективом вместе. От этого только интереснее сюжет. Персонажи очень живые, с со своими слабостями и недостатками. Дворецкий Беттеридж с его любовью к «Робинзону Крузо» (так и вспоминаются разные догматики с Библией), превосходнейшая мисс Клак с ее трактатами (она наверняка родственница мистера Коллинза из «Гордость и предубеждение»), ни у все остальные. Очень хорошо придумано и исполнено написание от лица разных персонажей с их точками зрения на происходящее, добавляет запутанности и даже правдоподобности.

В общем, хорошая и увлекательная книжка, годится для чтения и в хорошие времена, и в плохие. А такое можно сказать далеко не о о любой произведении.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

cherrybella, 28 июня 2022 г. 21:47

Добротный представитель классического английского романа: мистика, тайны, благородные герои, невинные девы и загадочные иностранцы и весьма неожиданный хэппи-энд... Я собиралась просто скоротать за этой книгой время и не думала, что она мне настолько понравится – она явно превзошла все мои ожидания.

Прежде всего подкупает эпистолярный жанр – роман состоит из дневников, писем, отчётов и записок разных персонажей. Это не только позволяет взглянуть на историю с разных, порой противоположных сторон, но также отлично раскрывает характеры героев. Мне очень нравится то, что у каждого лица повествования свой собственный стиль, своя манера письма, какие-то небольшие особенности в тексте, подчёркивающие его личность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне больше всего понравился небольшой рассказ Фредерика Фэрли – невероятно забавный, думаю, на мой взгляд, самая комичная часть книги. Хотя сам по себе этот персонаж довольно чёрствый и неприятный.

Образы персонажей этого произведения выглядят довольно обыкновенными и жизненными, это добавляет реалистичности. В большинстве своём это обычные люди с простыми чувствами и эмоциями, без особого пафоса или какой-то уникальности, исключительности. Но при этом эти будничные образы так хорошо расписаны, что хочется верить, что это всё – реальные люди (эпистолярность только усиливает впечатление достоверности происходящего, со всеми этими точными фактами и датами). Больше всего мне понравилась Мэриан Голкомб – один из главных и самых важных персонажей романа. Она умна, остроумна и рассудительна. Сила её духа поражает. На такую решительную и мудрую молодую леди хочется равняться. Также мне полюбился эксцентричный итальянец профессор Песка – он появляется в книге немного, но в итоге играет внезапно очень важную роль в сюжете. Он представляет собой чрезвычайно весёлого, лёгкого на подъём и отчасти наивного человека – и тем неожиданнее воспринимаются последующие события с его участием. Очень милый сердцу герой. Ещё один необычный иностранец, соотечественник Пески – граф Фоско, вызывает двойственные чувства. Он, несомненно, весьма подлый, хитрый, и при этом очень умный, что делает его весьма опасным противником. Тем не менее, сложно не поддаться его обаянию и харизме. Вообще, я не считаю его злодеем в полном смысле его слова – он, скорее, антагонист, противопоставленный добродетельным главным героям.

Остальные герои меня не так впечатлили. Художник Уолтер Хартрайт поначалу показался мне слишком обыкновенным и скучным, хотя под конец я его всё-таки зауважала. Сама «женщина в белом» Анна Катерик и её «копия» Лора Фэрли представляются самыми простыми нежными и наивными «дамами в беде». Они милы и чисты, но в них, по моему мнению, нет ничего особенного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А сэр Персиваль Глайд – самый обыкновенный мерзавец и мошенник, таких полно и в современном мире. К нему не испытываешь никакого сострадания. Меня только поразило то, как его «преступление» жестоко осуждается – за такое могли повесить или, в лучшем случае, посадить пожизненно. Мне кажется, в наше время подобные деяния порицаются далеко не так строго – думаю, дело ещё в том, что вся эта иерархия титулов и званий стала гораздо более размытой. Я даже слегка разочаровалась, когда узнала, что вся его «жуткая и страшная» тайна заключалась в подделке своего общественного положения. Ситуация так нагнеталась, что я думала, не убил ли он кого-нибудь, а тут...

«Женщина в белом» очень захватывающая, в ней много событий, удивительным образом переплетающихся между собой. Каждый персонаж важен для сюжета, имеет своё место и играет свою собственную роль. При этом я бы не назвала этот роман остросюжетным, даже несмотря на явные детективные элементы. Здесь очень спокойное и размеренное повествование – идеальная книга для уютных вечеров с чаем или кофе. Несмотря на некую «тягучесть», мне было совсем не скучно её читать – «Женщина в белом» медленно и ненавязчиво увлекает читателя, целиком погружая его в поразительную историю. Как только тебе начинает казаться, что вот уже всё разъяснилось и стало понятным, вдруг всплывают всё новые и новые подводные камни, и хочется поскорее узнать обо всём, раскрыть новые тайны. Здесь полно поистине неожиданных поворотов. Книга держит в напряжении до самого конца, до последней страницы. Когда я читала её, я забывала о времени и не замечала, как проходят часы.

Я поражаюсь тому, как классикам удаётся так интересно описывать самые повседневные моменты – в подобных книгах содержится некая особая атмосфера, которая очень любима и ценима мной. Я быстро привыкла к персонажам и каждый раз, когда брала в руки роман, чувствовала себя так, будто возвращаюсь домой... Но хватит сентиментальничать. Я однозначно очень советую этот роман к прочтению. Это великолепно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Женщина из сна»

Iricia, 14 мая 2022 г. 03:39

История начинается интригующе, но под конец разочаровывает.

Конечно, задумка с «призраком», который не является тенью мертвого человека, а предвещает события интересна, но в какой-то момент чувство неизвестности и опасности просто пропадает. Главный герой ощущается не жертвой каких-то потусторонних сил, а своих собственных решений и вместо того, чтобы стремиться избежать опасности, упорно усугубляет ситуацию. Ладно, он успел позабыть о сне, который перепугал его на смерть в своё время, но после того как мать указала на схожесть с невесты с женщиной, которая пыталась укокошить его в той гостинице, персонаж как будто ставит своей целью сделать хуже. Ему говорят — не женись, он и сам чувствует, что не стоит, но делает это, мать упрашивает его не делать что-то — он делает ровно противоположное.

Ну и финал как-то впечатляет меньше, когда герой страшиться женщины из плоти и крови, не какой-то посторонней сущности.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Уилки Коллинз «Женщина из сна»

Нескорений, 17 марта 2022 г. 10:29

Тема вещих снов сопутствует человечеству уже многие столетия. Очень заманчивым представляется узнать своё будущее, получить предостережение, которое позволит избежать роковой ошибки. Многие верят в возможность подобного явления, но не меньшее количество людей входят в лагерь скептиков. Если допустить существование подобного феномена, то следующим шагом следует признать, что будущее уже заранее прописано, но в таком случае какой смысл жить — двигаться по заранее начертанной колее, воспроизводя кем-то заранее написанный сценарий? Или же будущее, хоть и прописано, но вариативно и в таком случае можно, получив предупреждение, выбрать наиболее благоприятный для себя вариант сценария. Всё это пусть и ненаучно, но тем не менее интересно, будит разум, воображение, мысли...

Вернемся же однако ближе к повести У. Коллинза. Основной сюжет здесь виньетирован историей рассказчика, который узнал про «женщину из сна», оказавшись на постоялом дворе, где работал странный конюх, предпочитавший спать днём, а не ночью. Главный герой — архетипический «простой парень», которому категорически не везло по жизни. К сорока годам Айзек Скэтчард не сумел создать семью, заработать состояние и продолжает жить со своей матерью. В канун своего сорокового дня рождения, возвращаясь домой, Айзек был вынужден заночевать в придорожном трактире, где ему приснился страшный и реалистичный кошмар — возле своего изголовья он увидел красивую девушку, которая пыталась зарезать его ножом. По возвращению домой, Айзек пересказал свой сон матери, которая подробно записала его, а через семь лет в аптеке наш герой знакомится с девушкой, которой суждено стать его невестой, только вот внешне она копия той женщины из сна...

В первую очередь обращаем внимание на то, что сон приснился Айзеку в ночь, когда ему исполнилось сорок лет. По суеверию, кое живо ещё и по сю пору, этот день отмечать не принято. Сама цифра сорок имеет чёткие библейские корреляции и архетипически связана со смертью и страданиями. Судьбоносная встреча Айзека с суженой происходит аккурат через семь лет после видения. Считается, что жизнь человека делится на семилетние циклы, даже физиологически за этот период все клетки в организме успевают смениться на новые, то есть формально мы как бы заново рождаемся. Эти временные привязки сделаны автором специально для читателей с мистическим характером мышления, которое было распространенным в XIX столетии, когда религии ещё придавалось ключевое значение.

С рациональной точки зрения здесь можно найти больше материала для работы психолога. Сорокалетний девственник, живущий с родителями, обладает подсознательным страхом перед противоположным полом, но осознает необходимость брака, чтобы было «всё как у людей». Масла в огонь подливает и мать Айзека, которая не хочет отпускать от себя сына, т.е. Эдипов комплекс во всей красе. Ну а дальнейшие совпадения можно объяснить тем, что уравновешенные приличные женщины не ходят ненастными вечерами в аптеку за настойкой опиума и выбирать таких особ в качестве потенциальной матери своих детей — решение, мягко говоря, довольно спорное. Однако, эту небольшую повесть можно читать без копания в глубинных смыслах, просто как отличный образец классической прозы периода романтизма, в которой набор штампов и «роялей» воспринимается не багом, а фичей, а главную роль играет литературный слог и атмосфера самой эпохи.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

Podebrad, 22 октября 2021 г. 12:16

Современники Коллинза, вероятно, считали этот роман исключительно занимательным, поучительным и при этом чуть-чуть сомнительным. Теперь эти качества обнаружить в нём трудно. Но романы пишутся не для потомков, а для современников. Теперь же самое, может быть, интересное — наблюдать, как из готического романа рождался детектив. Здесь этот процесс идёт прямо на глазах.

Когда-то, в конце семидесятых, в этой книге больше всего раздражал главный сюжетный ход. Невероятное сходство двух главных сестёр. Теперь, после мексиканских сериалов, это воспринимается философски. Главной слабостью теперь кажется одномерность героев. Они не просто носят маски, это полбеды. Их маски неинтересны. Исключение — граф Фоско и Марион. И, пожалуй, Фоско в чём-то прав. Какую они могли бы составить пару! А так придётся прожить жизнь при детях сестры.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Без права на наследство»

Konbook, 21 августа 2021 г. 16:33

Уилки Коллинз – один из немногих представителей викторианской литературы, чье имя известно и поныне. Его романы – «Лунный камень», «Женщина в белом» и «Желтая маска» — знают все. Наиболее эрудированные вспомнят «Тайну», «Отель с привидениями», «Армадэля» и «Закон и женщина».

«Без права на наследства» (в оригинале – «Без имени») впервые переведенный на русский язык роман.

Что хочется сказать о нем в первую очередь?

Как и все произведения писателя – занимательный (не синоним увлекательности).

Легкочитаемый (отдельная благодарность переводчику).

Слог прост (специфика литературы 19 века предполагает вычурность стиля; у Коллинза в данном произведении вычурность отсутствует).

Сюжет – классический для большинства романов тех лет. Не трудно догадаться уже по названию, что стоит во главе угла. Конечно, деньги.

И не только.

Оригинальное название подскажет вам, что еще кроме денег стало для Магдален Ванстоун основной причиной пуститься в авантюру, результат которой мог быть самым непредсказуемым.

Трудновато бы ей пришлось без капитана Реджа, прожженного афериста. Одного из наиболее ярких и деятельных персонажей книги.

Интрига романа разрешается в первом акте романа (таково деление произведения; не на части, а на акты; Коллинз разыгрывает перед нами своего рода театральное действие; есть и интермедии, между актами; эта переписка между героями; она уточняет развитие сюжета, вносит ясность). Признаюсь, что не догадался, какую именно тайну хранили от девочек Ванстоун – Норы и Магдален. Здесь возможны два варианта, можно и угадать, но не угадал, посему плюс Уилки Коллинзу.

Однако автор не сумел убедить, что с ними поступили уж совсем несправедливо.

Этого, в сущности, следовало ожидать. Жестоко обошлись, да, соглашусь, не по-христиански, да, тем более со стороны того, кто должен был первым проявить участие. Но всё это следствие поступка Эндрю Ванстоуна и его супруги. (ИМХО).

Коллинз показывает нам Магдален, младшую дочь Ванстоунов, юную актрису, личностью, с одной стороны – решительной, но с другой – беспомощной, она не знает, как ей быть и что делать. Повторюсь, если бы не капитан Редж, встретившийся ей на пути, ничего бы у нее не вышло.

Внимания заслуживают два отдельных персонажа – миссис Редж, странноватая дама, добрая, но глуповатая; этакая «бедная овечка», то ли затюканная супругом, то ли по природе своей недалекая; и миссис Леконт, приближенная к дому Ноэля Ванстоуна, амебы в белом халате. Вот за действиями кого интересно следить. Ее нельзя назвать злодейкой, ее нельзя назвать положительным героем, но она антагонистка. В ее лице Магдален и капитан Редж встретят серьезного и опасного противника.

По итогу: занимательный роман с гладковыстроенным сюжетом; ничего лишнего; но не хватило закрученности сюжета и остросюжетности.

8 из 10.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Чарльз Диккенс, Уилки Коллинз «Нет выхода»

Walles, 19 марта 2021 г. 22:26

«У англичан Новый Год отмечается тем, что одни зовут к себе гостей обедать, а другие идут обедать в гости; ни чем иным этот день от прочих не отличается...»

Да, всё верно. Роман «Нет выхода» написали добрейшие господа — динозавры английской литературы Чарлз Диккенс и Уилки Коллинз специально для рождественского журнала. Произведение совсем недавно было реанимировано саранским издательством «Артефакт», и в предисловии редакция отмечает, что изначально проект имел театральную основу — т.е. задумывался как пьеса. И это чувствуется по компоновке — каждая глава содержит красочные диалоги (иногда с трагизмом, но по большей части — с завуалированной комической основой) между всеми участниками событий. [«Мне никогда не надоедает поджаренная ветчина, -это следует отнести к числу моих добродетелей; но зато у меня есть и порок: я очень подозрителен относительно свежести яиц»]. Описываемые сцены мелькают по-актёрски живо, а под конец (сразу после пересечения героями швейцарской границы) и вовсе текут стремительно. Ну разве что попутно между строк можно углядеть плохо скрываемую иронию авторов в адрес иностранцев, жительствующих в то время в Лондоне на Сохо-сквер.

«Я читаю ответ на вашем лице, и лицо ваше говорит: нет». Совершенно верно — не думаю, что имеет смысл подробно останавливаться на завязке и сюжете сочинения столь известных авторов — достаточно заметить, что писали книжку настоящие профессионалы своего дела и в данном случае они, видимо, постарались соблюсти все качественные ингредиенты развлекательного водевиля — в центре внимания модная тогда тема подброшенного в приют сироты, поиски родителей, вероломство и, конечно, счастливый конец.

Однако, непременные совпадения, свойственные старомодной «сенсационной» литературе подаются здесь последовательно и аккуратно, что показывает цепкость манеры Диккенса/Коллинза — каждое событие имеет под собой необходимое толкование, а выкладывается на страницы не просто так. Например, когда Джордж Вендейл находится в погребе и обращает внимание на «винный гриб», свешивающийся с арки, его визави сообщает, что тот, на кого попадет кусок этого нароста, не минует насильственной смерти. И ведь падает же! По шаблонам «лёгкого» жанра Вендейл теперь непременно должен умереть. Однако, сей инцидент предназначает собой совсем другое далеко идущее (и неожиданное) последствие.

В общем, вспоминая как пишет сэр Диккенс (начало то уж точно он писал): «День, месяц и год — третьего ноября тысяча восемьсот тридцать пятого года» и подводя итог: хороший язык, достойный перевод, удивительная развязка — вполне неплохое книжное путешествие в прошлое получилось.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Gourmand, 8 марта 2021 г. 23:33

Если «Лунный камень» — родоначальник детектива, то он сильно отличается от классической формы. Я бы назвал «Лунный камень» мастерским сплавом детектива, романтической истории, описания Англии своего времени, незлобного юмора (книга дворецкого + любовь сыщика к розам + брошюрки мисс Клак), восточной тайны, авантюрного романа... и да, где-то «экспериментов с сознанием». Автор даже нашёл сюжетно обоснованное место для трагедии неразделённой любви служанки к молодому дворянину с жутким финалом. Переходам отчасти помогает виртуозная форма изложения в виде серии последовательных рассказов от многих лиц. Я не только про формальное разбиение, но и про зачитанные вслух письма, и про пересказы чужих показаний. Многоголосица, благодаря умелой рука автора, ставшая не какофонией, а полифонией.

Так что книга жанрово и стилистически всеохватна и просто не может кому-то не понравиться. Тем более, что все истории так или иначе вращаются вокруг двух базовых тем, всегда привлекающих читателя: любовь и преступление.

И нет, я не считаю, что «Лунный камень» следует читать строго последовательно. Как мы поняли на примере «Робинзона Крузо», хорошую книгу можно читать с любого места и неоднократно. :) Поскольку «Лунный камень» больше чем детектив, то даже начав с самого конца, с таинственной церемонии в джунглях, читатель вернётся в начало, в старую добрую Англию... с таинственными фокусниками из джунглей.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

HOMASTI, 8 марта 2021 г. 21:38

Добротный классический английский роман — ни прибавить, ни убавить. Старая добрая классика, которую приятно читать томным вечером за чашечкой эрл грея. По канонам XIX века от детектива здесь только неспешное расследование семейной тайны. Привычного состава преступления с убийцей, уликами и кровавыми подробностями здесь, конечно же, нет. Поэтому не стоит воспринимать эту книгу как детектив, скорее Уилки Коллинз открыл очередной шкаф с викторианскими скелетами.

История начинается в мрачных предместьях Лондона, где однажды ночью случилась странная встреча с женщиной в белом. Кто она? Откуда сбежала? Почему она как-будто не в себе? Решением этой загадки и будут заниматься герои на протяжении всей книги, неспешно и с большими перерывами. По сути, само расследование активно появляется на страницах только к концу, когда читателю дают ответы на все вопросы и во всех подробностях. Повествование построено в виде дневников и отчетов лиц, причастных к событиям, которые ведутся в хронологическом порядке. Мы смотрим на ситуацию глазами разных участников и узнаем подробности одного и того же происшествия от разных людей. Где рассказ закончил художник, там продолжает говорить служанка поместья, например. В остальном же — это картина из жизни английских аристократических семей со взглядом в их темное прошлое. Здесь вы найдете и нежную влюбленность учителя рисования к богатой мисс, и коварных злодеев, и мошенническую борьбу за наследство — обычная английская повседневность. Из выдающегося могу отметить непривычный для классики юмор, довольно острый и вызывающий. Приятное открытие, что автор МУЖЧИНА XIX ВЕКА поднимает в книге вопросы ущемления юридических прав женщин, их зависимость от мужчин и невыгодное положение в обществе. Больше всего колких суфражистских высказываний из уст Мэриан, одной из самых ярких героинь. Энергичная, настойчивая, волевая леди с блистательным умом и мужским характером. Ее оппонент, — великолепный хитрющий граф Фоско, искренне восхищается строптивой дамой. То есть уже во времена Коллинза встречались мужчины, которым приелась сахарность кротких девушек их эпохи.

При всей приятной старомодности романа, читается он не сказать что крайне интересно. Сюжет ужасно медлителен и затянут почти на 700 стр. Красота классического языка с прекрасными описаниями природы быстро надоедает и утомляет. Есть в этом и вина перевода, т.к. я начала читать в электронке в переводе Татьяны Лещенко-Сухомлины, а продолжила в издании иностранки с переводом Ирины Тарасенко. Вариант Тарасенко — более строгий и классический, витиеватый, нагроможденный язык, который, честно, читается тяжело и совсем без интереса. Лещенко-Сухомлина же перевела «Женщину в белом» с легкостью, увлекательностью, простой красотой. По настроению получаются два разных романа — тяжелая на подъем нафталиновая классика или же легкий интригующий рассказ. Но даже качественный перевод не отменяет того факта, что герои топчутся на одном месте, очевидные моменты разжевываются по сто раз, информация из расследования все время повторяется одними и теме же словами. Второе, что меня смутило, — слишком заметная наивность и подчеркиваемое самопожертвование главных героев. Слащавые страдания, чрезмерный героизм одних и крайняя подлость других — только черно-белые краски. Жертвы преступлений чисто ангелы, виновники — дьяволы и мерзавцы. За шаблонностью моральных образов не чувствуются истинные характеры героев. Бедный художник Уолтер Хартрайт — разве он самодостаточная личность? Его участие в истории запоминается только как «человека, который любил Лору и был готов на все, чтобы защитить ее честь». Чем примечательна Лора? «Милое кроткое дитя, чистое и нежное, на долю которого выпало столько страданий, ах боже мой». Только Мэриан, граф Фоско и дядюшка Фэрли могут похвастаться тем, что они запоминающиеся личности, а не каноны высокой морали. Однако удивляет столь нездоровая привязанность Мэриан к Лоре — положить собственную жизнь на алтарь служения сестре, даже когда супружеская жизнь Лоры наконец наладилась. Как-будто они нитками пришиты! Никакой счастливой свободы для такой энергичной натуры как Мэриан. В сериале от BBC, к слову, финал мисс Голкомб гораздо логичнее — устроив судьбу Лоры, она отправляется в экзотическое путешествие по пустыням! И это было бы прекрасно, но Коллинз лишил ее права на личное счастья, навсегда привязав к Лоре и ее супругу. Мини-сериал в принципе понравился мне гораздо больше книги: прекрасно подобранные актеры, почти точное повторение оригинального сюжета и всех поворотов, при этом без лишней тягомотины и отступлений, которыми грешит роман. Посмотрела на одном дыхании, очень интересно и эмоционально.

«Женщина в белом» — хороший пример классической английской литературы. Отличный вариант для неспешного осеннего чтения или, скажем, непогоды. Когда есть время и возможность сидеть дома и вкушать всю прелесть XIX столетия. История интригующая, но, как часто бывает в классике, затянутая. Приятно побывать в окрестностях Лондона, последить за жизнью старинного поместья, наконец узнать, что за страшную тайну скрывают его обитатели. Но динамичности и глубокой детективной составляющей искать в этом романе точно не стоит.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Уилки Коллинз «Армадэль»

Линдабрида, 12 октября 2020 г. 10:14

Уилки Коллинз установил своеобразный рекорд, введя не двух, не трех, а целых четырех героев с одинаковыми именами! Правда, для облегчения жизни читателя со сцены довольно быстро убирают Алленов Армадэлей первого и второго. Аллена третьего и четвертого можно не путать: один белокурый, другой темноволосый, один похож на веселого неуклюжего щенка, у другого в голове маршируют откормленные тараканы. К жизни ни тот, ни другой до смешного не приспособлены. Как бы они вообще выжили, не будь в викторианской Англии стряпчих!

По стилю роман «завис» между «загадочной» готической прозой и «Лунным камнем». Между двумя Алленами и вокруг них разыгрывается запутанная история дружбы, семейных тайн, неумения выстраивать отношения с людьми и полудетективных интриг. Полудетективных — потому что здесь есть преступления разной степени тяжести, но очень мало расследований. В отличие от славного Габриэля Беттереджа, герои «Армадэля» совершенно не подвержены сыскной лихорадке. Прошлую жизнь отрицательной героини, например, все-таки извлекают из-под покрова тайны, но эта информация дальше читателя не идет; муж злодейки и ее предполагаемая жертва так и остаются в неведении. Если выбросить эпизоды с расследованием из текста, сюжет мало что потеряет.

Характеры персонажей, не только главных, но и второстепенных, обрисованы реалистично и живо. Тонкая и отнюдь не лишняя ирония придает авторскому стилю обаяние. С иронией немного странно сочетается романтический реквизит: невероятные совпадения, вещие сны, роковая красавица. Кстати, красавица как раз интересна и нешаблонна, это не инкарнация Миледи, и порой ее становится жаль. Помимо прочего, она умеет мило гадать на вишневых косточках и вести дневник остроумно и захватывающе — положительной мисс Мильрой в жизни ничего подобного не написать. Словом, добротный классический роман. Хотела бы я, чтобы он был покороче? Иногда — хотела.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Mao_Ri, 17 сентября 2020 г. 08:44

Так уж вышло, что я знатно проспойлерила себе сюжет книги, читая другую книгу. Не весь, конечно, но существенную, как мне тогда казалось, часть: я знала, каким образом алмаз пропал и что виноват в этом главный герой. Но когда начала читать «Лунный камень» поняла, что мне это спойлер по сути ничего не дал — сперва очень сложно определить главного героя.

Сперва мы узнаем о редком алмазе, похищенном в качестве трофея британскими военными из Индии. Для индусов камень является реликвией, и они все время идут по следу, пытаясь добраться до камня.

По завещанию камень достается молодой девушке Рэйчел, его преподносят ей в день рождения. Но на утро оказывается, что камень пропал. Наверняка его похитил кто-то из гостей или обитателей дома, а может быть за ним смогли пробраться три индуса, накануне ошивавшихся возле дома. Был приглашен детектив, но расследование зашло в тупик, подозреваемая покончила с собой, а алмаз как в воду канул. При этом сама хозяйка алмаза словно бы знает, кто похитил драгоценность, но не хочет выдавать и в итоге уезжает из поместья.

Прошел год, судьба камня все еще не известная, но вдруг открываются новые подробности. И теперь уже Фрэнклин Блэк, кузен Рэйчел, крайне заинтересован в разгадке исчезновения. Расследование начинается вновь.

Лунный камень — это классический детектив, повлиявший в будущем на творчество других известных авторов детективов, таких как Артур Конан Дойл, Агата Кристи. Произведению характерна камерность, ведь преступление совершенно в закрытой локации, и вором является кто-то из представленным нам героев. С самого начала сложно верно предположить виновного, хотя подозреваемые появляются почти сразу.

Сюжет интересен, но он чисто классический и ему не свойственно напряжение, резкие повороты в событиях или крайняя динамичность. Даже смерть некоторых персонажей не вызывает ярких эмоций. Но для своего времени Уилки Коллинз написал отличный детектив.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Rodman47, 16 сентября 2020 г. 18:18

Сюжет имеет собственную оригиналеность, но все же не он мне больше понравился. Повествование и стил изложения событий, джентельментские диалоги все это отлично передавало ощущение того времени. Было очень приятно читать.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Уилки Коллинз «Тайна»

Konbook, 8 июля 2019 г. 14:26

Ни в коем случае не читайте аннотацию к роману и статью в издании 1992 года, потому что потом читать книгу не имеет никакого смысла, сразу раскрывается интрига; а читать детективный роман с раскрытой частично интригой, да еще в переводе 1858 года, мучительно само по себе. Когда неверные переводы имен (Джак вместо Джек, Андрей !!вместо Эндрю) старые выражения, типа «сыму передник» и т.д...Если прислушаетесь к этому совету, получите удовольствие от чтения романа одного из зачинателей жанра — Уилки Коллинза, и окунетесь в атмосферу старой доброй Англии.

Суть романа такова: умирает богатая аристократка и оставляет своему мужу письмо, в котором содержится её страшная тайна. Прислуга, знающая содержание предсмертного послания, решается скрыть его от людских глаз, чтобы никогда строки письма не увидели свет и их не прочли те, кому послание было адресовано, и кого оно касалось.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

euthanazia, 13 июня 2019 г. 21:16

Замечательная история об алчности и коварстве, о любви и преданности, о трагических и счастливых судьбах.

Книга мне понравилась, написана в старых добрых классических традициях. На фоне современных закрученных детективов сюжет, конечно, может показаться слишком простым и медлительным, именно поэтому классику лучше читать тогда, когда разум ещё не разбалован современными остросюжетными триллерами. К тому же, как и полагается классическим романам, он довольно объёмный, но написан красивым лёгким языком, от чего читается без труда.

Я рада, что наконец-то познакомилась с творчеством Уилки Коллинза. Это была первая прочитанная мной книга этого писателя. О название данного романа можно смозолить глаза в книге Симмонса «Друд, или Человек в черном», поэтому я рада вдвойне, что теперь это не только название :)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Уилки Коллинз «Отель с привидениями: Тайна современной Венеции»

Ofort, 20 января 2019 г. 15:03

Приступая к чтению сего произведения ожидала обрести забытый бриллиант в творчестве знаменитого творца загадок, но меня постигло жестокое разочарование. Однако сделав над собой титаническое усилие дочитала роман до конца. «Отель с привидениями» это крайне аффектированное повествование из жизни богатых аристократов, никто из героев не внушил особенной симпатии, детективно-мистическая интрига вязнет как в вате в невнятной концовке, без объяснений загадочных феноменов, с притянутым хэппи эндом. Не верится что эту слащавую сумятицу написал автор великолепной «Женщины в белом». Хочется отсоветовать читателям прикасаться к этой ненужной книге.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Уилки Коллинз «Странная кровать»

Ofort, 12 декабря 2018 г. 20:10

Хрестоматийный рассказ знаменитого любителя тайн и загадок Уилки Коллинза. Зарвавшийся молодой игрок после крупного выигрыша и не менее крупной попойки заночевал в нехорошем доме, в нехорошей комнате, с очень нехорошей кроватью. Написано дотошно и реалистично, но общее настроение сродни французскому гран-гиньолю, как будто порождено больной фантазией Эркмана-Шатриана, такой облегченный британский вариант.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Vindermur, 11 сентября 2018 г. 07:53

Отличнейший детективный роман, который с самого начала погружает в свой сон. Стоит только проникнуться мыслью о Лунном камне и всё.... Я понял, что роман серьёзен, лишь когда дошёл до прочтения о Зыбучих песках, а что потом в них случалось, надо лишь читать. Песчаный берег, рыбацкая лачужка..... и эффекты от опиума, как описаны???

Ужасно представить, летящий призрак духа в пустом пространстве и что есть ещё?? Лишь другие призраки друзей и врагов...... Лунный камень завораживает и заставляет идти на безумные поступки, это да, но главное не разбить под ногами склянки с лауданумом при появлении лунатизма и когда вы обнаружите пропажу дорогой вещи......

Оценка: 8
– [  7  ] +

Уилки Коллинз «Без права на наследство»

KatrinBelous, 16 февраля 2018 г. 11:22

«Эта история посвящена предмету, волновавшему величайших писателей прошлого и настоящего,предмету, который никогда не перестанет интересовать людей. Ещё одна книга о человеческой душе, разрывающейся между Добром и Злом.» (c)

Время действия: 1846 г.

Место действия: Англия

Впечатления: Удивительно, но мне очень понравились прочитанные ранее романы Коллинза «Лунный камень» и «Женщина в белом», но при этом я давно уже не бралась читать остальные произведения автора. Тут-то меня неожиданно и настигло «Без права на наследство» — книга, о которой я раньше даже ничего не слышала.

На самом деле, это та самая редкая книга, которая поставила меня в тупик, как рассказать о сюжете, но не проспойлерить всю интригу. Можно сказать, что это история двух сестер Ванстоун, которых мы в начале книги находим счастливыми и беспечными в окружении любящей семьи, и живущих в чудесном доме. Но скоро происходит трагическое событие, которое переворачивает их упорядоченную жизнь с ног на голову и они остаются без средств к существованию и даже без права на наследство своих родителей. Больше и сказать ничего нельзя, потому как причины, почему сестры могли бы попасть в такую ситуацию, заставили меня долго ломать голову, строить догадки и выдвигать версии на протяжении первых глав, а в итоге... ни одна и них не оказалась верной!:) Так что автор начинает интриговать уже с самого начала книги, а дальше... еще интереснее) Все же как причудливы тропинки судьбы и как мгновенно может измениться уклад привычной жизни!

Если говорить о героях, то все они показались мне любопытными и характерными личностями. Было интересно наблюдать за такими разными сестрами — решительной и смелой Магдален, тогда как ее старшая сестра Нора более спокойная и серьезная. Но при этом именно младшая не стала «складывать лапки», а решила бороться за восстановление справедливости по отношению к их семье. Понравилась и их гувернантка мисс Гарт, которая давно уже стала просто близкой подругой и тетушкой, и которая могла бросить своих подопечных и устраивать собственную жизнь, но наоборот взяла за их судьбу ответственность на себя. Очень понравился мне как персонаж капитан Редж, при первом его появлении в истории я прониклась к нему неприязнью, но потом этот умный мошенник и интриган восхитил меня своими продуманными аферами и великолепно отыгранной партией в борьбе с врагами Магдален:) Ну а самым моим любимым героем стал капитан Керк, которого на самом деле в книге было критично мало! Вот тот персонаж, который не требует долгого повествования о своем характере и жизни, потому что все становится понятно итак из его поступков. В общем, у мистера Найтли и мистера Тортона появился достойный соперник за главенство в моем списке любимых книжных джентльменов *_*

А еще в произведении чудные декорации, без описаний я никак не могу обойтись))) Тут и уютный семейный особняк с садом, цветами и бегающими по дорожкам собаками. И мощенные улицы равнодушных к людским судьбам английских городов. И маленький приморский городок с аристократическими виллами, постепенно все больше скрывающийся под волнами наступающего на побережье моря. И готичное потихоньку разваливающееся поместье адмирала с промозглым бальным залом, и запутанными коридорами с утерянными ключами от закрытых дверей.

Итого: За чтением «Без права на наследство» снова вспомнила за что я так люблю Уилки Коллинза. Его книги настолько интересны, непредсказуемы и увлекательно написаны, что оторваться от чтения и выпустить книгу из рук просто нереально. История же и ее герои настолько поглощают внимание, что ни о чем другом даже думать не хочется. Полнейшее погружение в Англию 19 века и в выписанный автором сюжет, великолепно!) Всем любителям исторических детективов, английских романов и увлекательнейшей литературы рекомендую обратить внимание на этот не широко известный роман автора.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

tarasovich09, 9 июля 2017 г. 08:04

Друг Чарльза Диккенса писатель Уилки Коллинз был мастером детективного, хорошо продуманного, острого сюжета. Роман «Женщина в белом» выстроен тщательно, словно храм, ни одного кирпичика нельзя из него вынуть!

Эта книга и сейчас привлекает блеском сюжетного строения и глубиной характеров, показом традиций и нравов английского общества викторианской эпохи.

Чтобы углубить образы, лучше выстроить сюжетные коллизии, автор прибегает к такому приёму, как рассказ о событиях несколькими действующими лицами. Позже эта манера будет с блеском использована автором в детективе «Лунный камень».

Читая, погружаешься в готическую атмосферу повествования и далее от книги уже трудно оторваться, переживаешь за героев. Образы Анны Катерик, Персиваля Глайда, мистера Фэрли, графа Фоско, Мэриан Голкомб переданы безупречно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Weevil, 6 апреля 2017 г. 14:31

Семейные тайны, неожиданные повороты сюжета, уютное повествование, прославление интеллектуального расследования-вот чего ожидаешь, беря в руки английский детектив.

И данная книга оправдала мои ожидания.

Здесь Есть все чего можно желать : и умная хозяйка дома, и преданный управляющий, и любовь, долги, заговоры....

Само повествование ведется в виде записок действующих лиц -переплетаясь и дополняя друг друга, открывая нам все новые повороты сюжета.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Groucho Marx, 26 июля 2016 г. 19:16

Этот роман открыл несколько направлений в литературе и сразу же обозначил верхнюю рамку, выше которой не прыгнуть, при всём желании.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Детектив, в котором расследователь обнаруживает, что расследует своё собственное преступление и ищет самого себя в качестве преступника — самая головоломная из всех возможных детективных конструкций. Кажется, только Уильям Хьортсберг в «Падшем ангеле» смог повторить этот трюк, но не обошёлся без припутывания сверхестественных сил, а Уилки Коллинз корректно остался на почве реализма.

Я не удивлён тому, что величайший романист той эпохи, Чарльз Диккенс, позавидовал своему другу Уилки Коллинзу и сам попытался написать столь же захватывающий и сюжетно выверенный психологический детектив — «Тайну Эдвина Друда». По моему мнению, Коллинз в «Лунном камне» превзошёл самого Диккенса, создав яркие, сильные, запоминающиеся характеры — и Баттеридж, и Рэчел, и несчастная Розанна Спирманн навсегда останутся в галерее литературных героев на почётных местах, никто из читателей романа их не забудет. А ведь это непросто, создать запоминающийся образ положительного героя! Обычно злодеи у писателей получаются, как живые, а вот положительные персонажи бледноваты. Но Баттеридж с его «Робинзоном Крузо«! Он прекрасен.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

kerigma, 6 апреля 2015 г. 22:11

Редко бывает, чтобы к относительно известному автору я подошла совсем безо всяких предубеждений (как плохих, так и хороших) — но это тот случай. Теоретически я представляла себе, что Коллинз — классика, но не представляла, какого жанра и стиля ждать. Собственно, я и сейчас несколько затрудняюсь: это нечто среднее между женским романом, детективом и драмой. Элементы присутствуют от всех трех составляющих, причем сложно даже указать, где заканчивается один и начинается другой.

При этом, что мне понравилось (хотелось как раз такого стиля в тот момент), текст течет необычайно плавно, мягко и спокойно (что вообще свойственно классической английской литературе 19 века, по-моему), и несмотря на все треволнения персонажей, как-то за них не переживаешь. Нет вот этого чувства торопливости, когда лихорадочно пробегаешь страницу глазами, чтобы скорее узнать, что там дальше — можно спокойно наслаждаться текстом и никуда не торопиться. Может быть, дело в различных «репортерах» — роман состоит из «отчетов», составленных разными действующими лицами, и соответствующая стилизация под разных героев Коллинзу удалась просто отлично.

В целом сюжет куда интереснее наблюдать в процессе, чем оценивать со стороны. В процессе действия и мысли героев кажутся вполне разумными (учитывая, что каждый говорит от своего имени), а вот со стороны некоторые производят впечатление почти клинических идиотов. Мне искренне жаль, к примеру, что нет POV Лоры: очень интересно было бы посмотреть, как это существо смотрит на мир. Вообще, поучительная история о том, сколько бед какому количеству людей может принести обычная бытовая бесхарактерность: ведь если бы Лора просто сказала нет — ничего бы не было, и жили бы они себе спокойно, и Персиваль бы не погиб, и Анна Катерик могла бы не появиться на сцене. Я вообще не сторонник феминизма, но вот здесь хочется самой влезть на трибуну и заорать: женщина, не будь тряпкой, думай своей головой и отстаивай свои права! Тем более, что всем, включая присутствующих в романе мужчин, это принесло бы одну сплошную пользу.

Не могу сказать, чтобы я испытывала что-то к персонажам (помимо всеобъемлющего отвращения, которое вызывает эта бледная моль Лора) — хотя нельзя не признать, что все они интересны и очень живые. Дядюшка Фредерик забавен более остальных, пожалуй: до конца так и непонятно, то ли он правда ненормальный, то ли так ловко прикидывается, чтобы изводить окружающих (в жизни этих случаев море).

Несколько разочаровал финал: тайное общество ex machina выглядит, мягко скажем, натянутым, но дело скорее в том, что после Коллинза эта тема приобрела нездоровую популярность, так что стала к нашему времени изрядным дурновкусием. С другой стороны, в общей чехарде странных происшествий (побег из дурдома, подмена людей) и тайное общество не особенно выделяется, по мне так свидание с двойником на кладбище более впечатляюще.

В целом — роман оставляет приятное ощущение добротности и законченности — его приятно читать и приятно дочитать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Шпион, 14 декабря 2014 г. 11:23

Я читал это произведение давно. Помню, саундтреком тогда у меня была музыка группы Кукрыниксы на магнитофоне. Для меня довольно такие приятное было совпадение атмосферы музыки и книги. Сам роман мне показался тогда разрывом шаблона. Ничего похожего я ни до того, ни впредь не читал. Это было чем-то другим, не похожим на приключения того же Шерлока Холмса. В «Лунном камне» было больше описания внутренних переживаний героев, так сказать, упор делался больше на эмоции, а не на действия.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Уилки Коллинз «Мой ответ - нет»

Lunetta, 23 июля 2014 г. 16:04

Это мое первое знакомство с этим автором. Название показалось мне интригующим, и я решилась прочесть его в отпуске. Прочитала за день, буквально за несколько часов, благо время позволяло =)

А теперь по-существу. Роман-страшная тягомотина. Признаюсь, прочитав аннотацию. я ожидала что-то похожее на Остин. Но...

Я была крайне удивлена такой разницей в описании характеров женщин здесь и у Остин. И это было не в пользу Коллинза =( Несомненно, я теперь это отчетливо понимаю, — произведения Остин были шокирующими для той публики и поистине феминистическими.

Это было лирическое отступление, вернемся к данному роману: на протяжении всего чтива меня раздражали абсолютно все ГГ! За исключением простушки Сесилии и мисс Де Сор. Барышни все абсолютно ватные, сахарные и рафинированные. Эмили меня раздражала больше всех, я просто отказываюсь верить, что барышни в то время были такие изнеженные! Это раз. Второе:детектив из этого романа довольно слабый, чуть ли не с первых страниц понятно, кто есть кто.

Единственное, что меня впечатлило, как гром среди ясного неба, это концовка. Я до сих пор под впечатлением.

Поэтому оценка 7. Только за конец.

В общем и целом произведение интригующее, если принять за правду поведение и мотивы героев, что и В ПРАВДУ люди тогда так себя вели.

П.С. С моей стороны было глупо ожидать, что это хоть чем-то похоже на Д.Остин =)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

irina_bubnova, 31 августа 2013 г. 15:59

Трогательный, нежный и душевный роман. Его надо читать не столько ради сюжета и интриги (в наше время они уже не так оригинальны), сколько ради погружения в атмосферу размеренности и спокойствия Англии 19 века. Ты как будто погружаешься в то время, и размеренный слог книги совсем не раздражает, а только помогает прочувствовать темп жизни тех лет.

В общем рекомендую к прочтению всем тем, кто любит смотреть и читать Агату Кристи, в частности книги и фильмы про Мисс Марпл, и наслаждаться старой доброй Англией.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Уилки Коллинз «Женщина из сна»

Календула, 25 июля 2013 г. 23:06

Рассказы антологии «Дом с призраками» отличает одна существенная особенность — необъяснимость происходящих явлений, открытый финал. Вот и в этом произведении, при всей его интересности, при все динамике сюжета и яркости образов, финал оставляет читателю больше вопросов, чем ответов.

Да, здесь есть некое подобие призрака, но вот только это не призрак минувшего — это призрак будущего. Некое предостережение в образе женщины явилось герою, и лишь спустя много лет понял он суть своего сна. Интригует. Это весьма необычная развязка, неординарное повествование, сдобренное к тому же еще и отличным слогом мастера. Однако же впечатление портит реальное воплощение загадочной женщины — все в итоге скатывается к банальности, но мотивы женщины автор никак не объясняет, что вызывает недоумение и ощущение незаконченности. Что это: недосмотр, недоработка сюжета или написанный наспех рассказ?

Оценка: 7
– [  6  ] +

Уилки Коллинз «Женщина из сна»

evridik, 25 июня 2013 г. 09:24

Рассказы о столкновении с призраками хороши, если снабжены приличным финалом. У входящего в антологию «Дом с призраками» рассказа знаменитого Уилки Коллинза, чья «Женщина в белом» меня покорила, нет объяснимого финала. Я, конечно, всегда ратую за то, чтобы необъяснимое оставалось необъяснимым, но должно же откуда-то всё происходить. А тут некая напасть в виде женщины из сна по какой-то причине пришла, подействовала на окружающих и пропала. Действующие лица напрямую как будто не связаны с этой женщиной, но мать героя как будто что-то знает. Пояснений этому нет, хотя в этом, на мой взгляд, крылась основная интрига.

Вообще рассказ довольно слабый. В нём есть герой, которому всё никак не везёт, но который после ряда определённых обстоятельств (не подозрительных) встречает любовь всей своей жизни; в нём есть мать героя, добросердечная женщина, которая будет иметь некоторое отношение к мистической составляющей рассказа (но почему, не сказано); есть женщина из сна в двух ипостасях: во сне и вне сна. Пока женщина была главной мистикой рассказа, сюжетная линия была натянута струной; когда её роль скатилась в бытовуху, уж простите за откровенность, сама ценность мистики резко упала. Почему же эта женщина возненавидела мужа и пыталась его убить? Означает ли неприязнь матери героя к этой женщине раннее знакомство с ней?

Как будто есть какая-то недоработка в сюжете, но написано славно.

+6

Оценка: 6
– [  11  ] +

Уилки Коллинз «Отель с привидениями: Тайна современной Венеции»

Ev.Genia, 24 мая 2013 г. 10:33

«Женщина в белом» и «Лунный камень» — пожалуй, самые известные и самые лучшие произведения Уилки Коллинза, в которых присутствует романтика, интересные персонажи и загадки, связанные с ними.

В этой книге тоже присутствуют загадки, хотя с первых же страниц все очевидно и ясно кто есть кто, а еще здесь присутствует изрядная доля мистики. Как всегда здесь имеется благородный и влюбленный молодой человек, не менее благородная и добродетельная дама, преданные слуги и иностранцы с темным прошлым, а так же трагическая история с человеком, которого они все любили – все это довольно типично. Естественно присутствуют злодеи, но громких разоблачений не последует и не все тайны будут до конца раскрыты, что не идет на пользу роману, претендующему на детектив. Злодеи здесь со зловещей улыбкой, а благородный человек здоров и румян, с проблемами в личной жизни, но стиль автора известен — к финалу все должно благополучно разрешиться. Здесь же автор применяет свой известный прием, когда история рассказывается от лица разных людей, которые тем или иным образом сталкиваются с ситуацией, в результате чего складывается цельная картина.

Из персонажей особенно выделяется злодейка-графиня, которая могла бы стать интересным персонажем. Но она с самого начала прописана откровенно и до неприличия покорно идет на встречу своей гибели, видя в непорочной Агнес руку провидения и называя это Судьбой – это она то, известная авантюристка, у которой чувство самосохранения доминирующее. Но, все же, характер графини – полубезумный и противоречивый показался самым любопытным.

Мистическую толику вносит отель со своими призраками: больше всего досталось бедной Агнес: решив, что мало причинил ей страданий при жизни, лорд преследует ее и после своей смерти, как будто не достаточно ей притязаний безумной графини.

В общем и целом история получилась полумистическим полудетективом, а интрига в ней слишком откровенная, мелкая и не убедительная. Окончание отдает откровенной «розовостью» — с финальным поцелуем в конце. Увы, здесь совершенно нет тех интересных образов, присутствующих в «Лунном камне» и «Женщине в белом». Но все же нужно сделать скидку на то, что романы, созданные Уилки Коллинзом одни из первых в жанре детектива.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

evridik, 17 января 2013 г. 20:20

Именно на примере подобных книг утверждаешься в справедливости выражения, что классика — бессмертна. Уилки Коллинз открывает дверь в 19-ый век, где наряду с прекрасными Женщинами, замечательными Мужчинами и Любовью царят Ложь, Расчёт и Предательство. Изложенный необычным образом — в виде последовательных частей, рассказанных разными героями, — роман включает в себя сразу несколько жанров: любовный роман, роман-афёру, детектив и трагедию. На протяжении всего повествования не перестаёшь восхищаться мужеством и покорностью героинь и жестокостью и благородством окружающих их мужчин. Если бы это был просто любовный роман, он был бы скучен. Детективная составляющая, тайны главных героев в какой-то мере превращают блестящее произведение в подобие «санта-барбары», но это увлекательнейшая «санта-барбара», уверяю вас.

Стоит также упомянуть, что «Женщина в белом» — замечательное сочетание современной интриги и традиций позапрошлого века (последние находят отражение в нравах общества, первая — в поступках главных мужских персонажей). Когда вы ждёте от героев обморока, они собирают силы в кулак и идут на приступ врага, когда вы ждёте от них решительных поступков, они находят время для обморока. Тем не менее, эти на первый взгляд противоречивые поступки очень органично перетекают один в другой. Главные героини этого романа — сёстры Лора и Мэриан — есть представительницы разных временных периодов: Лора представляет со своими настроениями и интересами век 19-ый, Мэриан с неожиданной для барышни внутренней силой и смелостью — век современный. Эта пара одновременно и сильна, и слаба, и именно из-за этой неоднозначности возникает то чувство напряжённости читателя, когда он понятия не имеет, чем всё закончится и как героини выберутся из очередной неприятности.

Тот факт, что материал подан последовательными кусками, изложен разными, участвовавшими в романе лицами — пожалуй, самая отличительная черта «Женщины в белом». А отличительная черта самой женщины в белом — то, что она поразительно похожа на Лору. Эта интрига будет оставаться интригой очень долго, равно как и все остальные интриги, и раскрытие их приведёт к неоднозначным результатам.

Рекомендую как просто замечательную вещь. Классика на все времена и возраста.

+10

Оценка: 10
– [  7  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Ev.Genia, 15 ноября 2012 г. 17:49

Великолепная книга!!! Запутанная история завораживает с первых же страниц. Замечательные персонажи — самый яркий из них дворецкий с его безграничной преданностью семье, своеобразными умозаключениями и пристрастием к трубке и «Робинзону Крузо». Только ради него уже стоит познакомиться с этим произведением. Но и сама история рассказана автором красиво, интересно и замечательно. Перевод книги Мариэтты Шагинян великолепен. Такие книги приносят большое удовольствие от чтения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

Ev.Genia, 15 ноября 2012 г. 17:47

Потрясающая книга!!! Замечательная, красивая, интересная!!! Великолепно передана атмосфера того времени, чувства, ощущения и переживания героев, тщательно проработаны все детали. Сложно оторваться от чтения. Очень понравилось!!! Любимый персонаж — Мэриан Голкомб- преданная, сильная и смелая дама.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

solarius, 31 августа 2012 г. 07:27

Перед вашими глазами находится то, что принято считать родоначальником детектива. Именно Уилки Коллинз с «Лунным камнем» заложил этот жанр.

Несмотря на мнимую ветхость произведения, «Лунный камень» и сейчас завораживает читателя и заставляет не отрываться его от страниц, а многие авторы пишут романы с его кальки.

Из спальни молодой девушки Рейчел пропадает ценный алмаз, подаренный по случаю намедни ко дню рождения. Алмаз лежал в соседней комнате. Дом населен персонажами, которые все под подозрением. Включая потерпевшую.

Опиумные опыты Коллинза впервые воплощаются в литературе.

Для тех, кто решит пойти дальше — советую прочесть Д. Симмонса «Друд или человек в черном».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

eollin6, 23 марта 2012 г. 15:12

Прекрасная книга, многогранная и увлекательная. Детективная составляющая гарантирует интерес и остроту, а чудесный язык — чисто эстетическое наслаждение самим процессом прочтения. Образы выпуклы и ярки. Ну и, конечно, замечательное чисто английское чувство юмора, которое вызывает не гомерический хохот, но прекрасное настроение!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Уилки Коллинз «Жёлтая маска»

Линдабрида, 8 октября 2011 г. 10:18

Здесь очень мало от привычной схемы классического детектива. Повесть совсем не о том, что «убийца — дворецкий». :wink:

Детектив вообще не главное для автора — тайна Желтой маски возникает под занавес и решается стремительно. И при этом финал несколько затянут; пересказ «отчета» отца Рокко скучноват и, в общем, повторяет уже известное читателю.

Как психологическая проза, «Желтая маска» тоже далека от шедевра. Книга грешит некоторой мелодраматичностью, особенно линия Фабио — Нанины. Автор пытался избежать идеализации героев, придав Нанине — ее робость, а Фабио — склонность к суевериям, но получилось плохо. Достаточно сравнить героев с яркими, живыми персонажами «Лунного камня» и «Женщины в белом» — и какими же бледными они покажутся!

И все-таки это Уилки Коллинз. Сцены, данные через восприятие модистки Бригитты, радуют и меткими наблюдениями, и юмором.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Уилки Коллинз «Дочь Иезавели»

Yaomi Kisenjura, 9 августа 2011 г. 12:14

Великолепная книга, жаль, что мало известная. Очень хорошо написана и сюжет оригинальный)

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Уилки Коллинз «Семейная история»

Пирит, 10 июня 2011 г. 15:03

Молодая и красивая вдова вышла замуж за жадного и хитрого мужчину, который затем сбегает и женится на другой. Затем он возвращается, и его убивают...

Рассказ идёт от лица слуги (что очень большая редкость!).

Довольно неплохое приложение к «Лунному камню». Хоть герои пресны, а концовка известна заранее.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

ii00429935, 27 апреля 2011 г. 14:37

Конечно, во времена Коллинза не было понятия «триллер», но, по-моему, его роман «Женщина в белом» как раз великолепный психологический триллер, за полтора века ничуть не устаревший. Наоборот, такие книги, как хорошее вино, с годами ценишь еще больше. Сейчас так уже не пишут, даже те, кто создает стилизации под прозу 19-го века. Очень многое Коллинз взял прямо из жизни. В основе сюжета — реальное уголовное дело. Завязка романа, знакомство Уолтера Хартрайта с Анной Катерик — почти картинка с натуры, похожий случай был в биографии Уилки Коллинза. Ну и то, что не менее ценно — атмосфера «доброй старой Англии». Уверен, так замечательно ее мог передать только житель Британской империи. Запутанный клубок тайн и загадок Коллинз распутывает неспешно (все-таки ритм жизни 19-го века был другой), но сюжетное напряжение нагнетает блистательно. Казалось бы, личности преступников ясны почти сразу, их мотивы понятны, а чувство приближающейся беды крепче с каждой страницей, и за сестер Лору и Мэриан переживаешь, как за своих друзей. При этом даже отрицательных персонажей автор рисует не одной черной краской. Скажем, граф Фоско — по степени коварства стоит десяти профессоров Мориарти, но при этом абсолютно живой человек, со своими маленькими слабостями. А значит, тоже уязвимый, если не для уголовного, то для Высшего суда. Вот эта авторская вера в победу справедливости, даже если преступники знатны и с общественным положением, мне кажется особенно важной сегодня, потому и «Женщина в белом» больше, чем просто приключенческий роман.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Уилки Коллинз «Лунный камень»

Че, 25 декабря 2010 г. 20:25

Мне показался интересным авторский прием рассказа о событиях от лица разных персонажей. Он с разным успехом использовался в литературе, но у Коллинза это получилось особенно удачно. Симпатично в «Лунном камне» и ощущение Империи, громадной мировой Британской империи, «где никода не заходит солнце». Впрочем, это не только Коллинз, это любая английская книга, в которой затрагивается колониальная тематика.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Уилки Коллинз «Семейная история»

ii00429935, 4 августа 2010 г. 16:26

Долгое время (в советский период) Уилки Коллинз на наших книжных полках был представлен исключительно двумя названиями — «Лунный камень» и «Женщина в белом». И возможно, это было неплохо. Издавалось действительно лучшее. В моем издании «Лунного камня» в качестве бонуса поместили «Семейную историю», и, скажем прямо, в таком соседстве эта маленькая повесть оставляет вдвойне тоскливое впечатление. Казалось бы, слагаемые успеха налицо. Викторианская Англия — место действия. В основе сюжета — преступления и «скелеты в шкафу» (как в романе «Женщина в белом»). Плюс к тому — рассказчиком, как в «Лунном камне», выступает слуга (а судя по литературе и кино, английский слуга — явление уникальное). Однако насколько интересно и, я бы сказал, вкусно описан Беттередж в «Лунном камне», настолько плоский и скучный герой «Семейной истории». Это не живой человек, а функция, и в принципе неважно, молод герой или стар, есть у него дети или нет, читает ли он, словно Библию, «Робинзона Крузо» или вообще неграмотный... Примерно то же можно сказать и о других персонажах. Главный злодей с банальнейшей фамилией Смит ясен в своей гнусной сущности с самого начала, и понятно, что замуж за него идти не надо, и героиня повести еще наплачется. Градус сюжетного напряжения несколько повышается, когда Смит при загадочных обстоятельствах исчезает, но и эту ситуацию автор не сумел использовать «по максимуму».

Если нет альтернативы, на прочтение «Семейной истории» можно уделить немного времени, благо повесть короткая. Главное — не иметь завышенных ожиданий, иначе есть риск разочароваться в Коллинзе как писателе (а что если «Лунный камень» и «Женщина в белом» — случайные эпизоды в его биографии?)

Оценка: 5
⇑ Наверх