Все отзывы на произведения Юрия Гаврюченкова
Отзывы (всего: 17 шт.)
Рейтинг отзыва
george1109, 27 апреля 2024 г. 09:39
Вот и дошли у меня руки, после того, как с полгода назад с изумление узнал о появлении заключительной части трилогии – а трилогии ли?)) – «Работорговцы», до «Хана Орды».
Замысловатое, но достойное завершение экспедиции бойцов новгородского ОМОНа, исполняющих тайное задание князя Лучезавра. Жесткие, для впечатлительных – жуткие (впечатлительных не столь физиологически, сколь морально и эстетически), сатирические сюр, трэш и угар.
На дворе 2335 год, немногим более трех веков назад случился Большой Пиндец. Именно тогда появилось много чего нового (к примеру, из интеллигенции, «которой посчастливилось хапнуть запредельную дозу живительной радиации», появились эльфы), и обрели силу заклинания. Но последних мало, они забываются, утрачиваются без правильной устной передачи. Чтобы создать новое, необходим «ментальный концентрат из мыслей, магии, эмоций и понятия сути вещи или действия». Платят за это частью здоровья и имеющейся магии, которые больше не восполнятся.
Еще здесь звучит, вполне себе с определенными последствиями, «пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», есть кресстражи, и действует ряд старинных заклинаний, типа «экскуро» или «авада кедавра». Для полноты культурного кода модерн-постапа от Гаврюченкова, Зулейха не просто открывает глаза, но встает с колен и рвется к власти, а Кольцо расплавляется в изложнице на металлургическом комбинате. Ну, а ближе к финалу рождается Антихрист и сгорает танковый завод.
Здесь что-то есть от Пелевина, как минимум, новое понимание дискурса, гламура и ряда прочих его паттернов, переложенных на язык спальных районов. Что-то есть от Сорокина, уж от его «гаринских» роад-стори точно. И довольно многое от «Буратины» Михаила Харитонова – сюр, трэш и угар со слезами, нередко, от смеха.
Максимы автора иногда бьют в лоб своей простотой и сатирой, а язык заставляет умиляться и перечитывать абзац-другой. При этом играет Гаврюченков не только словами и смыслами, но и временем, географией, легендами и архетипами.
Только герои и персонажи не лабильны, их характеры четки и жестки, каждый – тверд, знает свой маневр и намертво влит в текст. Даже взрослеющий в долгом пути (чему не в последнюю очередь посвящен «Хан Орды») Жёлудь.
Если вы хотите трэша, угара и поржать – читайте только первую книгу «Работорговцев». По инерции, сразу может зайти и вторая, самая слабая в трилогии, несущая исключительно сюжетную, не совсем обязательную нагрузку. Готовы после этого окунуться в несравненно более гнетущую и политизированную атмосферу (краткая сталкериада и диверсантский недобоевик не более, чем форма), интересно, чем все закончится – переходите к третьей.
Цитировать любой том эпопеи можно много. Так что, как и в отзывах к первым двум книгам, не удержусь, и на этот раз не удержусь сильно.
«Святой Руси нужны герои, добрый люд пускай тусуется за рубежом».
«Изобилие пышности Великого Мурома восполнялось избытком дремучести его провинций».
«…укусила королевская вобла, и его не сумели вылечить от пивного алкоголизма».
«Природа облагораживает. Но способна пошутить до улыбки черепа».
«Тут, в натуре, у быдла два развлечения – кошмарные сны и выпивка, чтобы их забыть».
«- Он креативный творец, политжрец и на Дуде игрец.
- Каков гандон!
- Он больше, чем гандон. Он – пропагандон».
«Один старый черт с Собачьего острова как-то сказал, что патриотизм является последним прибежищем негодяев, и все манагеры его поддержали, после чего наступил Большой Пиндец».
«Здешние птицы столь суровы, что зимой откочевывают через Урал за Полярный круг, некоторые виды – пешком».
«В смерзшихся до каменного состояния песочницах играли дети – возили чугунные танчики, лепили куличики из снега и шлака чугунными ведерками, долбили лед заточенными лопатками из бронестали, стреляли из арбалетов в рыцарский доспех… На скамеечках попивали водку из горла сентиментальные пенсионеры, об их ноги терлись саблезубые кошки».
«- У шведов пароходы, у басурман паровозы и электричество почему же у нас ничего нет?
- У нас есть духовность. Мы, русские, сильны духовностью».
«Ночь же покрутилась над Белорецком и, видя, как богато ей обламываются жертвы, решила не уходить.
Наутро солнце над Белорецком не взошло».
Юрий Гаврюченков «Работорговцы»
gans2, 24 октября 2023 г. 12:13
Эпос.
«Сильмариллион».
На нашем, узнаваемом, современном нам контексте.
«Факап» для следующего поколения.
sergej210477, 21 декабря 2016 г. 01:07
Рассказ из антологии «Повелители сумерек». И он , по-моему мнению, занимает там достойное место.
Классический сюжет про вампиров. Даже нет, про упырей. Не благородных графов в плаще, а про обычных вурдалаков из славянского фольклора. Мне , вообще, ближе отечественная нечисть, не к ночи будет сказано, роднее что-ли.
Современная умирающая деревенька в российской глубинке... Хоронят обычного старого мужика, нет ничего сверхъестественного. Никто не кусал его в ночном лесу, не было никаких страшных проклятий. Умер обычный сельский пенсионер. Но...
Нет, автор не придумал ничего новенького. Все это уже было у А. Толстого в « Семье вурдалака» и у А. Пушкина, и в сборниках славянских сказок.
Все шаблонно, разве что, перенесено действие в настоящее время.
Но, написано добротно, без ляпов и неувязок. Мне лишь не хватило объёма рассказа. Герой уехал, а было бы интереснее, если бы он поборолся против нечисти.
Юрий Гаврюченков «Работорговцы. Чёрный пролетарий»
george1109, 25 декабря 2015 г. 15:14
И еще раз порадовался своему решению начать цикл все-таки с первой книги. Не читая ее, я кое-что потерял бы (уж больно понравилась!), а главное, просто не осилил «Пролетария…». Во-первых, потому что непонятна была подноготная, минимум, трети событий (остальное худо-бедно додумал бы). Во-вторых, он сильно отличается от «Руси…». Хуже? Для меня – да. Но, главное, второй том просто заметно другой. Если ситуационно автор на стороне тех же героев, то логически, он излагает/проповедует уже взгляд не то, что бы с другой стороны, но точно – с иной точки зрения.
Нет трэша, нет угара первой книги. Провокационно-социального сюра, да, больше. Заметно больше. Кровище столько же. Но при этом все больше философии и потуг на нее. А разномастная, разнокалиберная философия на фоне кровищи и разномастного, разнокалиберного юмора (юмора, кстати, гораздо меньше и он куда м-м-м… слабее, и в массе построен исключительно на антитезах и логических инверсиях) лично меня прельщает не очень. Если не сказать, не прельщает совершенно.
В «Пролетарии…» меньше дела, больше говорильни. Меньше приличных гэгов и свежих острот, зато присутствует засилье тяжеловатых словесных конструкций («затяжная лоховская жизнь сделала из лихой пулеметчицы 7-й погранроты сводного Урысского полка мятый жизнью тяжкоживый ушкварок, влачащий общественно-напряженное существование наперекор милосердным обстоятельствам») и тупейших примитивных хохм. А так же исторических, социальных, философских и квазифилософских максим.
Если в первой книге больше всего досталось славянской фэнтези, то здесь на исходе первой трети все переходит в пародийно-дешевый авантюрный роман в антураже уже не столько сумасшедшего пост-апа, сколько такого же неопаропанка.
В принципе, по чуть-чуть намешено еще много чего. Недаром немалое внимание уделено литературе, театру и издательскому делу. Но это я уже пролистывал по диагонали из-за перебора понятных сразу, а то и ничем неприкрытых аллюзий и реминисценций. В частности, Пелевин, отдаленное, пунктирное сходство с которым с любопытством прослеживалось в «Руси…», здесь просто незатейливо цитируется.
Итог. Для меня – стилистически заметный шаг назад по сравнению с «Русью измочаленной». (Идеологическую составляющую не рассматриваем))). Тем не менее, продолжения жду. Самое же любопытное, что «Черный пролетарий» запросто может понравиться (и даже очень понравиться), тем, кто не смог переварить «Русь…».
И еще о цитатах.
«Лелюд – сталкер, то есть из переродившихся манагеров и, как манагер, склонен к двурушничеству и крысятничеству».
«Либертарианство оказалось погибельной ветвью социокультурной эволюции человечества. Это было доказано на практике. После всеочистительного Пиндеца мир получил возможность развиваться в других направлениях и рабовладельческий капитализм с индустриализацией, эволюционирующий в технофашизм, может оказаться куда более естественным для природы человека и перспективным для развития общества, чем царство абсолютной свободы. Впрочем, условной, ибо в леволиберальном обществе в рабство не покупали, а брали в аренду».
«Есть такая профессия – укоризну воплощать».
Юрий Гаврюченков «Работорговцы. Русь измочаленная»
george1109, 20 декабря 2015 г. 12:25
Сначала попала в руки вторая книга. Пролистав несколько страниц, понял, что начинать необходимо все-таки с «Руси…». Нашел. И не пожалел!
Трэш. Сюр. Пародия на пост-ап и на первые несколько томов Никитинских «Трое из леса». Достается и другим пионерам славянской фэнтези, а ярым поклонникам Семеновой вообще не советую. Ибо опплюются.
И еще напоминает Пелевина. Если не совсем бездумно листать поток юмора, он начинает переходить в поток сознания, а тот, в свою очередь, в едчайшую сатиру на российскую действительность, пропущенную через призму постапокалиптики с целью пародийной, максимально доведенной до маразма экстраполяции дел наших текущих, грешных в далекое (2334-й год, если верить аннотации второй книги) будущее.
Гэги и остроты есть и заезженные и новые, и пошлейшие и отличнейшие («…у крыльца валялся оглушенный метко пущенной вдогон булавой привратник. «Не забыть наградить за удачный пуск булавы», – отметил Щавель»). Причем две последние характеристики, бывает, относятся к одному и тому же.
Отличные, как уже отметил dimon1979, персонажи.
Плюс балл за… а вот парочка цитат, за что)))
«– А ты когда самый большой выбор делал, батя? – Было такое, сынок, давно, когда мы нашу Родину спасали от нашего правительства».
«…было такое царство, где из людей произошли клерки… Потом клерки сели на корабли и уплыли в Пендостан, где начали вырождаться в манагеров. Потом приплыли обратно в Мертвые земли, когда они еще до Большого Пиндеца были населены, оттуда обманом и коварством проникли на Русь».
«Да, еще, – молвил Щавель. – Печень манагерскую не ешь, и кровь не пей. Запомоишься и тем испортишь себе будущее».
«Глуп тот, кто удобряет дерево свободы денежным навозом… Дерево свободы необходимо поливать кровью, и, если ты ленишься или жалеешь крови, оно засохнет. Тогда придет враг и выстругает из него колодки, которые ты можешь больше никогда не скинуть».
«Злокачественной Москва была до Большого Пиндеца, фильтровала через себя денежную кровь, питалась людьми, выделяла управленческие шлаки и законотворческие токсины, отравляя организм своими выделениями, пока не случилось закономерное».
«…подивился русскому долготерпению, позволяющему сажать себе на шею брокера, попа, ростовщика и всякую прочую нечисть».
kuart, 18 марта 2013 г. 16:51
Читал очень и очень давно, году так в 1999-том, и помнится так зацепило произведение, по то му времени, для меня это было «круто» оценку исходя из того и поставил, помню даже искал продолжение, но так и не нашел, видать его и нету в природе.
надо будет еще раз прочитать, освежить впечатления от книги. может что-то новое откроется или глаза на первых страницах закроются, все может быть.
Но, повторюсь, в 99-м это была реально крепкая книга (боевик, мистика) все то что требовалось душе после окончания ВУЗа, отдыха и хороших книжек.
Юрий Гаврюченков «Они сражались за Родину»
gorvzavodru, 29 января 2013 г. 22:27
Открылся проход из другого мира и на нашу землю (40-е года 20 века) проникли и воюют гномы, эльфы, гоблины и др.
Идея для романа — хорошая. Для микрорассказа — считаю, плохая.
Юрий Гаврюченков «Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха»
Игнир, 27 декабря 2012 г. 22:41
К сожалению, «Пожиратели гашиша» запомнились лишь кучей трупов, грудами золота, обилием мистических орденов и сект, персонажами, среди которых никто не вызывает сопереживания и сострадания (учитывая то, что львиная доля персонажей книги погибает). Про количество всевозможных святынь и артефактов я уже не говорю — хватило бы на десяток Индиан Джонсов или Лар Крофт.
Но главная проблема книги не в этом. В конце концов, это право автора — придумывать миры и играть персонажами. Как не прискорбно, главная проблема книги — ее герой. Герой в понимании автора — человек, который ради выгоды и личных амбиций преспокойно способен спрятать совесть, сострадание и доброту куда подальше, чтобы не мешали расправляться с многочисленными врагами и препятствиями, наводняющими сюжет.
Не знаю, для какого читателя написана эта книга. Лично мне было омерзительно (не побоюсь такого слова) отождествлять себя с «героем» (тем более что роман написан от первого лица), у которого имеется единственная и незамысловатая цель — обогащение. Цель, к которой Илья Потехин идет через трупы, особенно об этом не переживая. А чтобы читатель не возмущался, автор заготовил простые и понятные оправдания: дескать, сами полезли, первые начали, к тому же нанюхались гашиша, и вообще «чурок» мочить на-до... Герой расчетлив, циничен и зол на весь мир. За время повествования он совершает массу «подвигов», но подвигов именно в кавычках, ибо нет подвига без победы над собой. Но герой и не думает с собой бороться. Зачем, когда он и так весь такой правильный? Прочь моральные изыски, это для слабаков, надо жить в свое удовольствие и мочить всех, кто мое удовольствие нарушит. Да, и еще чтоб менты не замели!
Похожий персонаж есть у всем известного Толкиена. Догадываетесь, кто? Конечно, Горлум (см. «Властелин Колец»). И герой Ю. Гаврюченкова — именно таков. Внутри. Характерен и друг героя — «афганец» Слава. Бывший уголовник, отмороженный убийца. Как это говорится: скажи мне, кто твой друг...
Заметно, что автор просто развлекается, создавая изумительные ордена, тайные секты, колоритных персонажей и чудесные артефакты. Все это сделано на пять с плюсом. Но, увы, они созданы лишь для того, чтобы так же колоритно перебить друг друга. Автор это знает, но, похоже, ему не жаль никого из них. Это чувствуется. А если творец не любит свои персонажи, чего тогда ждать от читателей?
Нет, конечно, есть у автора и плюсы. Хороший язык, нескучные диалоги, интересные персонажи. Этого, как говорится, не отнимешь. Да и сюжет, в общем-то, неплох. Подкачала именно идейная непродуманность, «неправильный» герой, не вызывающий ни капли участия. Я допускаю, что автору чужда любая идейность, но — результат налицо.
Роман, как и его главный персонаж, оригинален и самобытен. Какое время — такие и герои, хочет сказать автор. Не спорю. Но верю в тесную взаимосвязь автора, его фантазий и реального мира. Обычно в какой-то степени мы проходим через то, что описываем. А то, что мы описываем, в какой-то степени когда-то пройдет через нас. Хорошо бы об этом помнить.
Юрий Гаврюченков «Работорговцы. Русь измочаленная»
dimon1979, 10 декабря 2012 г. 15:24
Несколько раз собирался бросить читать эту книгу, но что-то мешало оставить данный роман недочитанным. Определить жанр, в котором написана эта история тяжело, потому что однозначного названия для подобных книг нет. Автор относит свой роман к пародиям, но я с ним не согласен. Если это пародия, то почему проливаются реки крови и убиваются десятки людей?
Из названия книги можно предположить о чем будет идти речь. Рабы — ценный и необходимый для развития нового феодального общества товар. Спустя триста после лет ядерного конца света, люди не нашли более подходящего для себя пути развития, как опуститься во времена раннего средневековья и начать заново проходить все этапы построения развитой цивилизации. Всем управляет князь и его наместники. Огнестрельное оружие кое-где есть, но основным средством обороны и нападения остались лук и меч.
Единственным достоинством этого романа будут персонажи. Циничные, наглые, уверенные в себе, с задатками Петросяна (в хорошем смысле), общение между героями книги и будет самым интересным. Приключения получились несколько сумбурными и как мне показалось, напрочь лишенными смысла. Привлечение в книгу известных российских политиков, пусть и с измененными фамилиями, тоже не пошло на пользу. Может автор хотел выразить свое личное отношение к конкретным персонам и не нашел лучшего способа это сделать?
Вроде бы пишется продолжение этого произведения, но я вряд ли буду его читать, так как подобные книги — совершенно не мое.
Юрий Гаврюченков «Случайный выбор»
george1109, 31 июля 2012 г. 03:41
Кем может стать школьный учитель музыки, знающий, что такое числа Фибоначчи, перечитывающий ночами Германа Гессе и считающий прекрасным кистепёрого целаканта, идущего на кончиках плавников по морскому дну между скал Коморских островов? Кем угодно. Если только он не повстречает как-то одного из первых своих выпускников, работающего в уголовном розыске... Тогда судьба его предрешена. И — горе Питеру, горе — классикам...
Yazewa, 29 марта 2012 г. 19:20
Странная история. Оборванная на полуслове и на полусмысле. Это действительно лишь символически увязанные между собой фрагменты, так что вряд ли можно вообще назвать это литературным произведением. Наброски — да, возможно. Но непонятно, для чего их публиковать в таком виде?..
Mo3k, 29 ноября 2011 г. 15:40
Я понял! Автор написал толстенный роман, оставил его на столе и отправился отмечать с друзьями будущие гонорары! В это время Жучка в мистическом экстазе порвала рукопись в клочья!
Автор долго сокрушался и в конце концов решил склеить более менее целые куски. И получился «Провал«! Занятный каламбур!
То-то я вижу в этой миниатюре куски недосказанных историй, фрагменты без конца и начала.
alex1970, 3 апреля 2011 г. 10:11
Мрачноватый скомканный анекдот, будто бы пришедший из лихих 90-х.
Полковник ФСБ, бригада крутых киллеров, вампиры, президент, любящий, но не могущий достать корюшку.
Заинтересовали два обстоятельства – какой же киллер должен быть здоровый бугай, чтобы незаметно спрятать под курткой АКСУ (пусть и со сложенным прикладом) (даже узи или ингрем так спрятать довольно затруднительно), и второе – зачем нанимать киллера экстра-класса, если охрана бизнесмена состоит сплошь из идиотов?
alex1970, 2 апреля 2011 г. 19:32
Рассказ написан неплохим языком и история в нем рассказана довольно занимательная, однако есть одно большое Но.
Рассказ вторичен. Если взять «Семью вурдалака» и перенести ее действие в современную российскую умирающую деревеньку, то получим именно это произведение.
alex1970, 6 января 2011 г. 12:21
Если это набросок или фрагмент другого произведения то может быть неплохо, если самостоятельный рассказ – то никак, «песня ни о чем».
Бомж, путь в бездну, пропавшие строители метро, дом с мрачным прошлым – все фрагментарно и обрывочно.
Для «потока сознания» – тема мелковата.
Юрий Гаврюченков «Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха»
леший, 28 января 2010 г. 20:58
тупо, скучно, грустно
Юрий Гаврюченков «Кладоискатель и сокровище ас-Сабаха»
soulo, 22 января 2010 г. 08:37
Великолепная остросюжетная история, которая не раз заставит читателя затаить дыхание! В процессе чтения я неоднократно пожалел, что не являюсь кинорежиссёром или продюсером. Иначе сразу бросился бы экранизировать эту донельзя кинематографичную книгу.