Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Александра Мирера

Отзывы (всего: 168 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  -1  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

cyber, 3 ноября 2024 г. 02:14

В детстве наверное эта повесть мне бы понравилась. Сейчас прочитал просто для ознакомления, особо не впечатлился, хотя есть послевкусие хорошей детской литературы.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

Кропус, 1 октября 2024 г. 21:45

В моральном споре между Алёнкой и её мужем, автор явно поддерживает последнюю, но ведь вопрос не так то прост. Вообще-то ситуация с повстанцами и с режимом против которого они борются из текста не ясна. Но будем считать, что Бемба «Хороший», а режим «нехороший». (Симпатии автора в этом противостоянии явно на стороне Бембе.) Вопрос тем не менее остаётся: вызвать сапёров и тем самым почти наверняка погубить повстанцев, или не вызывать и тем самым возможно погубить иной разум.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или попробовать третий вариант — договорится с повстанцами с непредсказуемыми для всех, включая себя, последствиями, ведь если не поверят иноразум всё равно будет обречён.
Лично я рад, что мне не пришлось делать такого выбора.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Мирер «Будет хороший день!»

amak2508, 28 сентября 2024 г. 10:32

Тема коллективного разума, возникшего вследствие счастливого стечения обстоятельств на базе обыкновенного муравейника, в фантастике отнюдь не нова. Впрочем, как и то, что кончают такие коллективные разумы, созданные воображением авторов, как правило, всегда одинаково плохо :).

Впечатление от рассказа получилось неоднозначным: в тексте есть неплохие, интересные и хорошо обоснованные логически мысли, и есть хотя и складный, но скучноватый сюжет и далеко не самый интересный текст. Очевидно одно из первый произведений Мирера. Читать необязательно, разве только как в качестве того самого первого шажка автора к его известному роману «У меня девять жизней» о биологической цивилизации прошлого.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

neli mustafina, 27 сентября 2024 г. 15:02

Объясню почему 10.

Повесть 1969 года. У меня сложилось ощущение, что Гаррисон со своим Эдемом спёр идею у Мирера. Ведь его «Запад Эдема» тоже с биологической цивилизацией, — но 1984 года...

Произведение нисколько не устарело.

Очень свежо, креативно, очень современно, несмотря на его предпенсионный возраст и некоторые недочёты, наивности, свойственные советским писателям-фантастам.

Александр Мирер — действительно самый недооцененный автор в СССР и в России. С его творчеством познакомилась в конце перестроечных времён, когда вышли три серии фильма «Посредник». И этот фильм, полный тревоги помнился долгое время. Только потом я узнала по какому произведению он снят — «Главный полдень». Кстати, идея-то подселения инопланетных сущностей в человека тоже Голливудом обыграна в фильме «Гостья». И почти по Миреру: души хранились в коробочках и были бессмертны...Книгу я нашла и купила. Кстати, там и прочла «У меня 9 жизней»

В этом небольшом произведении (которое современные писатели растянули бы на 10-томники), — рассказывается о существовании в допотопные времена биологической цивилизации жившей в симбиозе с человеком. Трём советским ученым казалось, что они проникли в параллельный мир, но как оказалось, — проникли в прошлое. И как обычно, — те кто не хотел воевать, — были стёрты с лица земли.

Цивилизация симбиоза погибла под натиском кроманьонцев (надо полагать), хоть в произведении упоминаются еще две ветви «малоголовых», — вероятно денисовцев и неандертальцев (которые тоже вымерли, т.к. были «добрыми»).

Есть и предвидения, — это и сеть общения (по типу интернета), и обучение в гипнозе, и генетические манипуляции. Я всё ждала, что «дерево связи» окажется чем-то инопланетным, неземным организмом, — что-то вроде Эйвы из «Аватара» Кэмерона...

Но оно, вернее Она, — Память племени, — возникла в результате мутации, неведомой, необъяснимой. Она была эдаким биокомпьютером, вначале слабым, но год от года, подкармливаемая племенем, росла, крепла и стала его мозгом. Не знаю, мне Нарана представлялась таким огромным грибом-переростком, грибницей (а грибы, как известно, нечто среднее между животным и растением).

Однако случился где-то взрыв сверхновой и «сверхразум», руководивший этой цивилизацией, «перегорел»; возникли мутации и племени пришлось научиться думать самим, без подсказок Нараны...

Считаю, автор просто поторопился с окончанием: какой простор для продолжения, приквелов, сиквелов и прочих «квелов«!!!

Произведение обрывается неожиданно и грустно. Биологическая цивилизация не смогла защитить себя. Союз людей, зверей и растений распался.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

1001, 20 сентября 2024 г. 21:58

Эту книгу я прочел довольно поздно (в издании 1976 года), в возрасте уже давно не пионерском.

Но действие ее было сногсшибательным.

Сказать что это был хит — это не сказать ничего.

Это был фантастический боевик, очень умно написанный и страшно похожий на реальность (примерно так все бы и было, при наличии в реале аппарата для переселения душ и агрессивных пришельцев).

Кому-то сейчас он может показаться наивным и смешным (как автору аннотации) — но это впечатление идет от незнания тогдашних советских реалий.

Год написания книги — 1969.

Что это означает?

Это конфликт на острове Даманский в марте 69.

Это массовый призыв запаса «на сборы» — мы пришли утром в школу, а она занята, идет процесс, ну очень похожий на мобилизацию из фильмов про войну. Как следствие — легкая паника у взрослых, ждали начала войны (чего и близко не было в 1968).

Это невероятное чувство облегчения, когда снова (после 1962) обошлось.

Это привычное ощущение у школьников — что в любой момент может прилететь ракета с ядерной бомбой и все на этом кончится.

(да, именно так мы и жили до начала «разрядки»)

Это Вьетнам.

Это Вудсток.

Это высадка человека на Луну.

Это Ольстер.

Это ARPANET (про который мы еще не знали, но он уже изменил наше будущее)

Ну и локально — это тот год, когда на нашей улице был праздник -нам провели газ и подключили одноэтажные дома к канализации (до этого — дрова и удобства во дворе:)

Бурное было время.

Книга Мирера написана на полном серьезе, без скидок на фантастический сюжет и детского читателя. Этим она и сильна.

Особенно в сравнении с сюсюканием других детских книг того периода, включая и книги уважаемого Кира Булычева (до момента написания им «Перевала»)

Очень жесткая и жестокая книга.

Незаметное вторжение, перед которым бессильна мощнейшая машина государственного аппарата управления и вооруженные силы мировой державы.

Война миров почти без выстрелов.

По факту, Земля была спасена благодаря действиям всего одного умного человека (и при помощи подготовленного им пацана) — и это тот самый случай (очень редкий) когда веришь, что такой исход событий был реально возможным (и при этом обошлось без стандартной грязной майки, да :)

При этом автор дает понять, что финал у книги заточен под юного читателя (все хорошо), а сам он считает иначе

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
собственно как и видно из продолжения — пришельцы в любом случае не отступили бы окончательно, наличие законсервированных агентов было неминуемым и вообще сомнительно, что бы вся эта история закончилась хепп-эндом для землян

К сожалению продолжение (или вторая часть книги) получилось несколько слабее, так как жесткий реализм первой части сменился стилем приключенческого романа (что для детской книги допустимо, но только для детской).

Но в любом случае — данная книга шедевр (может быть не всеми распознанный). По сравнению с ней «Обмен телами» Шекли кажется пустой сказкой.

А дальше было продолжение — был снят фильм «Посредник». И вот уже в нем, средствами кинематографа, книга была раскрыта полностью.

Фильм абсолютно взрослый и крайне жестокий по отношению к человечеству в целом и к конкретной стране в частности (и вышел-то он как раз вовремя)

Вердикт — одна из лучших книг советской фантастики, оценка — 20 баллов.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

bobchik.ghost, 15 сентября 2024 г. 17:57

После «Главного полдня» ознакомился и с продолжением. Что ж, по мне, произведение удалось. Хотя сначала был настроен скептически, так как всё начиналось как история про «попаданцев». В общем, сначала показалось скучновато, тем более, что произведение довольно старое, и фантастический антураж выглядит архаично (инверторы из консервных банок, ага). Но тем не менее, автору удалось увлечь, благодаря довольно подробным описанием инопланетного быта, строя, идеологии, а также неожиданно оказалось, что оказывается у Мыслящих (балогов) тоже не всё так просто и гладко. Сама идея/концепция подмены/замены/компиляции личностей, её пересадка в другие тела — с целью захвата и эволюции — также прописана чётко, продуманы многие мелкие детали и моменты — ну собственно чем дольше читал, тем выше становилась моя внутренняя оценка. Автор смог меня увлечь, смог вывернуть историю в русло интриг, неожиданных ходов и благополучной концовки. Доволен, что прочитал.

ЗЫ. Сначала мыслящие со своей концепцией захвата других рас и планет напоминали зергов, тем более что титульная раса, показанная в книге — сиречь псевдожуки, потом, когда там начинается описание их технологий, строительство и запуск межзвёздных кораблей, всякие там гаджеты типа перчаток, детекторов, посредников, кристаллы Мыслящих, кастовая система, внутренние раздоры — ну чем не протоссы! Так что такие вот параллели)

А сами приборы «посредники» в целом довольно продуманное устройство, их примитивный вид и управление как раз рассчитано на то, чтобы им можно было пользоваться даже в трудных ситуациях — когда и конечности не сильно приспособлены, и сам носитель не очень удобный (кошка, заяц, та же лошадь — она к примеру зубами сможет активировать «посредника»), ну и конечно схемы пересадок))

Оценка: 8
– [  6  ] +

Александр Мирер «Три цвета Джона Толкина»

Кропус, 13 сентября 2024 г. 23:21

Писалось, видимо, как реклама к готовящийся к выходу трилогии. Утверждение о том, что зло нельзя победить оружием зла, а только кротостью и милосердием весьма спорно. Гитлера, как известно, победили несколько иначе. (А если бы взяли живым, то точно бы повесили, как и сделали с его подельниками в Нюренберге). Вообще все тираны мечтают о кротких подданых которые никогда не бунтуют.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

bobchik.ghost, 9 августа 2024 г. 08:18

Интерес к книге был вызван воспоминанием фильма из детства: про углы, треугольники, про паренька, который стрелял из пистолета по проводам, и выброшенный хлеб на дороге. Врезался в память, и спустя десятка три лет, решил пересмотреть его, обновить в памяти. В итоге посмотрел, три серии. Показался довольно нудноватым, сильно растянутое неторопливое повествование, но может сработал «синдром утёнка», в целом было интересно, и просмотром остался доволен. Соответственно погуглил информацию о самом фильме, выяснил, что снят по книге. Благо, ещё продаётся в книжных, приобрёл, решил ознакомиться (так как в вики было написано, что писатель был недоволен постановкой, что много чего изменили).

Ну что могу сказать. Произведение короткое, с фильмом да, много расхождений. В целом понравилось, но конечно при современных реалиях смотрится довольно архаично, если не сказать примитивно. Но учитывая его возраст, саму заложенную идею и её реализацию — всё равно неплохо, особенно для подростков. Благодаря бдительности и самоотверженности 13 летних ребят планы инопланетян были сорваны. В плюс могу всё таки отнести, что сначала посмотрел фильм, так как визуальный ряд того времени во многом черпал оттуда — тот же радиотелескоп, внешность персонажей (за исключением докторши конечно). Впереди вторая часть, посмотрим, что автор предложит там. В общем оценил на 6, ещё балл за год написания.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

FixedGrin, 18 мая 2024 г. 06:01

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/TMcdA).

Одно из немногих в старосоветской фантастике произведений подлинно топового уровня, без скидки на потребность отнестись с пониманием к условиям искусственной изоляции русской литературы той эпохи от мировых тенденций развития НФ. Кроме того, это еще и редкий случай, когда вторая или более поздняя вещь в цикле намного сильнее открывающей.

Сейчас воспринимается как ретроисторическая сатирическая космоопера, фактически аналог киберпанковских романов про хакеров в бегах от Системы, с сильной романтической линией — наверное, лучшее вторжение похитителей тел в истории жанра, потому что похитители-то наши, буржуинские, то есть пионерские, да вдобавок влюбленные, хотя и сами не вполне о себе это понимают. Построена очень убедительная, особенно по меркам времени написания, нечеловеческая культура, полностью отвязанная от телесной основы родоначального вида и реализующая нечто вроде нашествия фоннеймановских зондов в масштабе звездных систем и Галактики — Путь сделал бы честь даже Рейнольдсу с его Ингибиторами или Halo с Потопом.

Оставляет устойчивый волшебный привкус мечты о прорыве на иной план бытия из смирительной рубашки детства и ликвидации централизованной системы угнетения силами отважного одиночки, роднящий эту работу для меня одновременно с «Темной башней», «Голубятней на желтой поляне», «Чертой прикрытия» и «Дзен-пушкой». Ну а спасение мира любыми подручными средствами, включая консервные банки и шуруповерты, есть неотъемлемый элемент рецепта подавления недоверия в космооперах еще со времен Кэмпбелла. Если с младых ногтей не ориентировать читателя на такой подход, человечество рискует безвольно засохнуть на Великом Фильтре.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Александр Мирер «Знак равенства»

Groucho Marx, 15 мая 2024 г. 13:01

Любопытный образчик НФ в стиле «новой волны» Олдисса, Диша, Малзберга и Балларда в рамках советской научной фантастики. Не могу представить, как этот рассказ воспринимался в момент публикации (скорее всего, с недоумением), но сейчас он идеально укладывается в линию тогдашней остроактуальной англоязычной НФ о «внутреннем космосе».

В принципе, опыты с изменением психики посредством гипноза, наркотиков, направленного излучения и так далее велись (под контролем спецслужб) с конца 40-х годов. Вариант, предложенный Мирером, совсем нетривиален, поскольку речь идёт о соединении гипноза с так называемым «эффектом 25-го кадра».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что касается самой драматургии рассказа, то и она оказывается неординарной, поскольку взятый наугад с улицы «обычный обыватель» оказывается несостоявшимся гением — и это «не рояль в кустах», а сюжетный поворот, подготовленный с самого начала. Собственно, именно ради этого финального эффекта рассказ и писался.

Получилось отлично! Даже рваный и отчасти мутный «импрессионистический» стиль, напоминающий самые неудачные новеллы Александра Грина, тут более чем уместен и играет в полную силу.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

montakvir7511, 9 мая 2023 г. 08:00

Прекрасная первая часть, чересчур переусложненная вторая часть и просто откровенно запоротый финал — такие ощущения после прочтения.

Причем, что вдвойне обидно — финал слит ДВАЖДЫ, в последних двух главах. Сначала Колька собирается на битву с малоголовыми, а потом упорно искавшие его товарищи после приземления удачно натыкаются на племя с одичалым потомком Авесты. И там, и там просто обрублены концы, додумывайте, мол, сами.

Я уже не буду комментировать 300 вылетов в прошлое по поиску Кольки. Ну промахнулись во времени, бывает, пробуйте еще. Вы же три года терпели и искали, потерпите еще... Взамен оторопь в глазах при виде наскальной живописи с Колькой в главной роли, созданной пару сотен лет назад.

Обладатели машины времени должны понимать, что для них любой человек всегда жив.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

Rajt, 14 марта 2023 г. 10:36

Вот говорят: книга для совка, книга для совка — а я читал, и мне понравилась. И в детстве, когда почти все школьники ждали очередного выпуска «Пионерской правды» c продолжающимися приключениями Кати Гайдученко и её друзей. И уже будучи взрослым. И даже в состоянии «столько не живут».

Хорошая детская фантастико-приключенческая литература. И фантастический момент телепортации можно обосновать (BBC писала, что ученые регулярно публикуют в научных журналах статьи об успешных опытах квантовой телепортации — на всё большие и большие расстояния. В принципе, еще и гипотезу де Бройля можно как-то пристегнуть). И дрессировка животных (рыба — животное, ась?) хорошо известна (собаки-взрывники танков в Великой Отечественной работали только в путь), да и рыбки плавали в экспериментах к освещенной зоне аквариума за кормом. Так почему бы рыбине заряд не притарабанить к месту назначения?

Ну, теперь чуток о фантастически ненаучной фантастике. О том, что так яро обличала участница сабантуя пикейных жилетов, дама приятная во всех отношениях и с прекрасным лицом

Способность Кати общаться на английском, да еще и французский знать. Ну не бред ли? Ведь даже объяснение, что отец с ней дома фактически занимался английским и французским, не выдерживает никакой критики, будь сам папаня даже четырежды академиком и лауреатом, бывавшим на зарубежных симпозиумах. Правда, в параллельном классе (это когда я еще в нежном возрасте в средней школе учился) была девчонка из не совсем средней, но и не элитной семьи, которая в «Артеке» умудрилась щебетать на английском с девочкой из Египта. Но, думаю, это произошло, потому как занималась она с репетирами.

А мальчишка-коротковолновик! Да не может этого быть в природе. В нашей школе таких не наблюдалось, например. Но старший брат наших братишек-близняшек (уже выпустившийся из школы) коротковолновиком как раз был. Зато в радиолюбительском кружке в Доме пионеров занималась целая туча детишек. Но это уже совсем другая история.

Ну и мальчишке знать принципиальную схему атомной подводной лодки было ну никак невозможно. А вот нарисовать схему атомной или термоядерной бомбы даже я мог (спасибо малой советской энциклопедии). А когда старший брат одноклассника притащил списанный экземпляр атласа военных самолетов вероятных противников (этот нехороший человек был курсантом военного училища) — в классе семь восьмых от общего количества пацанов начали узнавать силуэты истребителей и прочих летаков.

И да, каждая страница просто истекает пропагандой тоталитарного строя. Разве могут быть идеалом летчицы-девушки полка Бершадской, сражавшиеся с фашистскими асами? Ведь все знают, что идеал девочки — фотомодель с солидным и обеспеченным тылом и с прочими прилагающимися приятностями.

Ну и напоследок. Увлекательно. И читается легко, захватывающе. Школьная реальность такая школьная, узнаваемая. Ведь и в самом деле, деревянные ручки на вкус приятней. И написана книга простым языком. И даже встречаются распространенные предложения. А вот слэнга нет. Пичалька.

Могу с чистой совестью рекомендовать к прочтению.

P.S. Подсунул книжку внуку одного из наших пикейных жилетов — прочитал буквально за два вечера, остался доволен. Чувствую себя диверсантом, удачно проведшим операцию.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Double Black, 3 февраля 2022 г. 19:28

Задумываясь о том, когда и в каких условиях писалась эта книга, надо снять шляпу. Хорошая идея, хорошо реализована. Без идеологии, но так написано, что советская цензура пропустила (и спасибо ей за это). И, кстати, одно из немногих шикарных описаний инопланетной цивилизации, основанной на совершенно иных принципах, чем наша. В золотую серию советской фантастики это произведение наряду со многими книгами Стругацких, уже упоминавшимся тут «Часом быка», и трилогией Снегова, входит однозначно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

mputnik, 15 декабря 2021 г. 18:50

Увы и ах. Чуда не случилось. Тогда — полвека тому, в момент публикации — это было чуть ли не Откровение: невероятное, необъяснимое, завораживающее. Сегодня же — при попытке прикоснуться к тому, исходному ощущению — вышел чистой воды пшик, прыжок на месте — вместо попытки улететь в космос.

В части «откровения». Два аспекта поразили тогда воображение: необычность живописуемого мира, противоречащая принципам соцреализма, и тупость предполагаемых цензоров, допустивших текст к публикации. Система ценностей действующих лиц «поданная между строк» (как «наших», так и «проклятых империалистов») была настолько необычна, что не влезала ни в какие идеологические каноны. Картинка, «формируемая» текстом — не содержала абсолютно обязательного тогда компонента, а именно: оценок «что — хорошо, что — плохо». И вот эта его «нейтральность» — в сравнении с основным потоком тогдашних публикаций — воспринималась тогда аки бесполое существо в центре разнузданной свингерской оргии.

Идеология, используемая в качестве оружия, даёт осечку именно тогда и там, когда и где игнорируется факт ее наличия в качестве обязательного фактора бытия. Ежели автор не захотел выпячивать традиционные тогда ценности, он мог бы поэкспериментировать с какими-либо иными «уклонами», это было бы понятно. Здесь же идеологии не было НИКАКОЙ, с этой точки зрения текст — по крайней мере по тогдашним меркам — был абсолютно «стерилен». И это была самая крутая «Фантастическая Фантастика», которую на тот момент можно было себе представить. Поэтому чисто технически-технологические ляпы текста не воспринимались в качестве недостатков: на фоне Глобализма Фокуса они вообще были не видны.

Сегодня же… Увы и ах. Эта консервная банка в устройстве нуль-транспортировки — она, фактически, символизирует суть современного восприятия современным читателем. Это — до обидного ПРИМИТИВНО. Настолько, что «ощущение непрофессиональности сценариста» становится уже навязчивой идеей, буквально убивающей все прочие эмоции.

Что — самым закономернейшим образом — «срывает флёр таинственности» с объекта обожания, выпячивает его обыденность и неуклюжесть, старательно игнорировавшиеся и сознанием и подсознанием «до того».

Увы и ах

Оценка: 6
– [  1  ] +

Александр Мирер «Будет хороший день!»

wolobuev, 28 декабря 2020 г. 23:08

Прекрасный рассказ, в котором нагнетание атмосферы оттеняется живыми диалогами героев и удивительно реалистичным описанием иного разума.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

wolobuev, 28 декабря 2020 г. 22:59

Странно. Говорят, этой книгой зачитывались дети в СССР, а я вот в своём советском детстве о ней даже не слышал. Ну, значит, пришло время ознакомиться.

По сюжету книга действительно подростковая, но вот реалии, которые описывает Мирер, отнюдь не для учеников средней школы. У одного из героев пьяница-отец, у другого родитель-дальнобойщик погиб в автоаварии. Очень странно выглядят эти вкрапления сурового реализма в романтическую подростковую фантастику. И в общем, неудивительно, что книга эта не приобрела такую популярность, как «Алиса» Булычёва или повести Крапивина. Мирер не просто не сумел оттолкнуться от трамплина безудержной фантазии, он даже не хотел этого делать, до конца стараясь держаться в границах правдоподобия. Для подростковой фантастики это — приговор.

Но есть и находки: хлещущие иронией эпизоды с говорящей рыбой и слом четвёртой стены, когда автор вдруг отвлекается от повествования и обращается прямо к читателям. Я такое видел только в фильмах Годара, а в литературе встречаю впервые.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

ssm17, 25 сентября 2020 г. 00:39

Особое очарование повести придаёт скрытый подтекст, усиливающийся в финале. Подростки называют десантника-инсургента, который отправил их на планету балогов «Учителем». В последние минуты пребывания подростков на планете балогов они видятся лично, а не по видеосвязи. При этом Учитель говорит следующую фразу: «Мы — Шорг. Во имя спасения» — противопоставляя квазирелигии Пути («Во имя Пути» — стандартное приветствие на планете балогов, апелляция к Пути — едва ли не религиозный культ: «Мы, Третий Великий, командор Пути Джал Восьмой! Именем Пути и ради его прямоты и величия приказываем! Балога, именуемого Сулвершем, обвиняемого в бунте, содержать под стражей»; «Цель Пути — движение в Космос. Груз и благо Пути — Мыслящие. Орудие Пути — большие корабли. А символ Пути — невесомость. Хранилище его блага, средство для постройки его орудий. Жрецы невесомости — балоги высших каст.» ) некую иную парадигму.

С учётом последующих работ Александра Мирера («Евангелие от Михаила Булгакова») можно догадаться, какой скрытый смысл автор сумел вложить в финал повести, ловко «натянув нос» советской цензуре.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

majj-s, 15 июня 2020 г. 09:37

Отроки во вселенной

Прибор содержит несколько тысяч элементов. Пока нам ясно назначение трех.

Есть то, во что внутренне расположена верить и есть — во что нет. Я верю в призраков, посмертное существование и в то, что предки помогают нам. В бытовой энергетический вампиризм и что один человек, поднаторевший в нем, может заедать век другого/других. В домового. В реинкарнацию. В астрологию. Не верю в порчу, в зомби, вампиров, вторжение инопланетных пришельцев.

То есть, в инопланетян или гостей из других измерений, периодически манифестирующих себя в нашей реальности, как раз верю. В возможность вторжения — нет. Оно кажется такой же дичью, как оживший мертвец, всем лакомствам предпочитающий человеческий мозг. Или роковой красавец, что нахлебавшись крови, бегает по потолку.

Может быть я не права и рептилоиды уже захватили Землю, заставив всех нас ходить в намордниках (потому что на подбородке у людей орган, испускающий особо опасные для них лучи). Но отчего-то думаю, что вся история с COVID — заговор бизнес-элиты и политиков, имеющий целью обогатить первых, дать больше власти последним, запугать и поработить массы. Люди как люди.

Потому идеи романа Александра Мирера не близки мне. Уж и не знаю, почему классифицирован повестью, но объемом, масштабностью, многотемьем, многофигурностью совершенный роман. Да какой: яркий, захватывающий, удивительно современный, несмотря на то, что написан полвека назад. И это инфлюэнсер — фантастика, которая повлияла на дальнейшее развитие жанра в русскоязычном пространстве.

Не то, чтобы вся она вышла из «Дома Скитальцев», как русская литература из гоголевской «Шинели», но отголоски миреровых идей и стилистических приемов разбросаны по этому пространству. Имеющий глаза, видит. Роман четко поделен на две части: земную и космическую.

«Главный полдень»: маленький городок на юге России, двенадцатилетний мальчик по пути в школу замечает странное поведение городского рубахи-парня, гитариста, любимца жен и дев. Вместо того, чтобы идти домой после явно бессонной ночи, тот сидит возле городской почты. А встретив начальника почтамта, проделывает какие-то манипуляции, после которых тот бледнеет, хватается за грудь, едва не падает, но приходит в себя, говорит: «Здесь красивая местность» и идет на работу.

Дитя продолжает наблюдение. Когда то же происходит с городским телеграфистом (а ленинская фраза об успехе любого восстания, подкрепленного захватом почты, телеграфа, телефона, в сердцах всех советских детей), ребенок Алексей мобилизует на подмогу друга, они продолжают слежку за предполагаемым шпионом, в ходе которой узнают о городе и горожанах массу вещей, каких предпочли бы не знать.

Дальше много чего еще будет: конфеты, «заряженные» гипнопередатчиками; стрельба из ружья и бластера, по живым, условно живым и неживым мишеням; перерождение вчерашних друзей в чужаков, милицейские пикеты на дорогах из зараженной зоны и свернутое пространство; доблестная госбезопасность. Приключений море, штука, на самом деле, классная. А зачем хватались за грудь и говорили про местность? Этого я вам не скажу, пусть останется интрига.

Вторая часть, собственно «Дом скитальцев» — космическая. Спустя недолгое время после изгнания передового отряда инопланетной конкисты, земные спецслужбы, уверенные, что лучше перебдеть, заручившись помощью перебежчиков из числа инсургентов Пути (идеология инопланетян), отправляют в космос подростков Машу и Севу. С целью, вы догадались? Правильно, получить детектор, позволяющий распознать внедренного пришельца. И разрушить Путь (но то уже программа-XXXL-максимум).

И тут стало скучно. То есть, крылья авторской фантазии унесли в мир, напоминающий замятинское «Мы», только организованное на порядок сложнее и описанное с невероятным тщанием. Все эти балоги-шестиноги-домашние любимцы-цветовая дифференциация скафандров-предметы местной роскоши- сложная иерархическая система. И вот, хоть режьте меня, хоть ешьте — но такая пыльная скука на меня со всем этим опустилась. Передать не могу.

Обилие инопланетных имен, бесконечный бессмысленный и беспощадный обмен телами, устройство межпланетных кораблей, хитросплетение отношений. Для того, чтобы всем этим проникнуться, прежде нужно всей головой удариться о тему. У меня она мимо уха просвистела, даже краем не задев, и в процессе мечтала, чтобы это поскорее уж закончилось. Даже ценой гибели Вселенной.

Резюмируя: книга крутая, и для шестьдесят девятого года была бомбой. Но сегодня воспринимается анахронизмом. Пусть почиет в бозе.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Александр Мирер «Этика Михаила Булгакова»

wowan, 11 марта 2020 г. 02:02

Помимо всего сказанного выше, хотелось бы отметить необыкновенно прозрачный и живой язык, которым написано это литературоведческое исследование. Писать о сложном просто, увлекательно, интересно (сам-то я ни разу не литературовед и не филолог, поэтому долго боялся открыть книгу Мирера-Зеркалова) под силу, наверное, только по-настоящему талантливому писателю и ученому. Возможно, читатель согласится не со всеми выводами автора -- это, как раз, не беда. Главное, мне думается, в том, что будь все литературоведческие исследования такими, как «Этика...» и «Евангелие...», уровень читательской культуры в нашей стране вырос бы на несколько порядков.

.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

Slow Hamster, 8 февраля 2020 г. 11:54

Мы ищем чужой разум за пределами Земли, а он рядом. Мало того, что мы не знаем самих себя, мы не знаем и нашу планету. Рассказ умный и даже некоторая шероховатость повествования не сильно его портит. Любая эволюция жизни основана на мутациях. Наиболее удачные — выживают. Что произойдёт, если муравьи смогут развиться в большой мозг? Казалось бы любопытная идея уже сама по себе, однако реальность оказывается намного сложнее, а развязка рассказа драматичнее.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г. 11:19

До чего дошёл прогресс — труд физический исчез,

Да и умственный заменит механический процесс.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек.

Юрий Энтин, для к/ф «Приключения Электроника»

Стандартизация — это основа не только любого современного промышленного процесса, но и залог благополучия сегодняшнего общества. Ведь только строгая унификация может обеспечить скачок развития техники, инженерного дела. И науки — если все учёные думают одинаковыми терминами, то лучше понимают друг друга. Неудивительно, что познав вкус яблока стандартизации и упорядочивания, человек начал выравнивать и упорядочивать всё, до чего сумел дотянуться. Вот только что делать, когда хвост начинает вилять собакой? Из костыля, из помощника инструмент превращается в командира? Наступает леность мышления. Наши шаблоны — как очки, которые помогают видеть, но одновременно искажают перспективу. Чтобы разглядеть у себя под носом что-то новое, нужно их снять. А потом подумать: стоящая ли идея нам попалась — или нет. И пусть в девяти случаях из десяти труд окажется бесполезен… Оставшийся, десятый раз может дать нам прикоснуться к новым, удивительным горизонтам, подтолкнуть к новым мыслям. Или наоборот предупредить о грядущей катастрофе.

Вот только слишком часто мы ленимся снимать эти очки. В них комфортно, в них уютно. Особенно когда они густого розового цвета, и окружающий мир не бьёт по глазам яркой пестротой. Всё новое тогда проще объявить ерундой, глупостью. И выкинуть. Именно такая судьба, к сожалению, постигла в своё время книгу Александра Мирера «У меня девять жизней». Её очень неприязненно восприняли редакторы-современники, её пропустили и мы-сегодняшние. Во многом это связано с тем, что в 1969 году книга вышла в усечённом и исковерканном варианте: эдакая упрощённая исковерканная версия «Трудно быть богом» Стругацких про очередного землянина-прогрессора. Увы, тогда, как и сейчас, тоже была тяга редакторов к проверенным, гарантирующим успех шаблонам. Полная авторская версия вышла впервые в 1990 году, когда стало поздно. Меньше чем через год страна на своей шкуре ощутила те проблемы, о которых Мирер призывал рассуждать за двадцать лет до этого. А в полной мере «У меня девять жизней» можем оценить скорее мы-сегодняшние, с высоты последующих двадцати пяти лет истории уже современной России.

Итак, группа исследователей отправляется в экспедицию в рамках эксперимента Совмещенных Пространств. То ли в прошлое, то ли в параллельную реальность. В результате некоей катастрофы один из учёных остаётся, а корабль стартует без него. И вот Николай можно сказать голый в совершенно чужом обществе (здесь тоже живут люди, стопроцентные хомо сапиенс современного облика). Примитивными они кажутся только на первый взгляд и человеку, столкнувшемуся с обществом совершенно иным, построенным на непривычных принципах. Ведь Мирер задолго до появления Интернета умудрился придумать и точно описать информационное общество под управлением глобальной компьютерной сети. Только на биологической основе: в каждом крупном поселении живёт некая Нарана — биологический суперкомпьютер. Эти системы управляют Равновесием (так называется вся цивилизация). Сколько надо Скотоводов, сколько Кузнецов, сколько думающих, а столько Учителей. Дети ещё в утробе матери проверяются, контролируются нарушения, усиливаются способности. Потом их старательно воспитывают: учитель одна из самых престижных профессий. Выведены множество новых животных, нет ни насилия, ни преступности. Ведь даже если человек сломает вшитые чуть ли не до рождения социальные нормы, его мгновенно вычислит та самая глобальная информационная сеть.

Утопия, развиваются науки, все сыты и счастливы. Образец информационного постиндустриального общества, как нам его сейчас рисуют… А система-то на грани гибели. Из-за влияния внешних факторов началась прогрессирующая деградация глобальной сети. Но люди слишком привыкли больше полагаться на её советы, чем на собственный анализ. За внешним блеском биотехнологического прогресса — деградация. Торжество обывателя: он видит только ту часть прогресса, которая нужна самому. Ну может ещё восхититься изысками чистой науки: удумают же головастые… Про остальное забыли, сытому ленивому обществу настоящий прогресс, способный сломать спокойную размеренность жизни, не нужен. (К слову, как и сегодняшним потребителям айфонов не нужны дорогостоящие полёты спутников, разве что из присланных фотографии сделать прикольную картинку на компьютер. И только заикнитесь, что ради постройки межзвёзного корабля придётся отложить покупку нового смартфона на пару лет). Николаю не раз и не два попадаются уникальные, полезные животные, но уже невостребованные создателями. На изобретателя, который пытается создать первый самолёт смотрят как на забавного сумасшедшего…

А из-за границ Равновесия всё сильнее накатывают волны дикарей. (Что-то вроде тупиковой ветви гоминидов, которая принципиально застыла на уровне раннего каменного века, но уже готова убивать любого чужака только за то, что он чужак). А в Равновесии господствует та самая, хорошо знакомая нам толерантность: дикаря надо нежно прогнать, не нанеся вреда. Он же не виноват, что вырос не в нашем высококультурном обществе? Надо отнестись с пониманием даже к его жажде крови. И вообще, есть Охотники, в обязанность которых входит отлов опасных животных — пусть они и разбираются. Жители равновесия старательно забыли, что терпимость к чужим нравам и поведению тоже должна иметь свои границы, не превращаясь в бесхребетную угодливость.

О том, что это тупик, за которым пропасть — понимают немногие. И потому, убедив Николая помочь, пытаются наладить производство высокотехнологичного огнестрельного оружия. Пусть вооружённые винтовками Охотники сумеют поддержать порядок и удержат границы, дадут Равновесию ещё хоть немного времени. А там оно может и переменится к лучшему?

В отличие от редакторов, навязавших в печатном варианте 69 года счастливую концовку, Мирер был реалистом. Николай у него — не герой-прогрессор, не супермен, а человек. На него тоже давит груз сомнений, он может ошибаться. Слишком мало в Равновесии людей, готовых не только принять новые, противоречащие укладу жизни идеи… но и рисковать жизнью ради остальных. Слишком многие согласны, что надо что-то менять и «готовы поддержать морально», но чтобы при этом их самих никто не трогал. Пусть придут и сделают, они не против. «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение», — как-то сказал Томас Джефферсон. Но как часто наступает момент, когда фразу продолжают: «Но на мой взгляд, достаточно только убивать тиранов»? Забывают, что свобода — это не право, а возможность, отстоять которую люди должны сами. И если мы все не будем бороться за свою Родину и своё будущее, а свалим это дело на кого-то другого, сами забившись в уголок поукромнее, ограничившись тем самым «моральным одобрением» — потеряем всё. Причём бороться когда надо — делом, когда надо — примером, а когда надо — отстоять с оружием в руках.

Жители Равновесия понять этого не захотели и не успели. Как не поняли один раз этого и мы. Потому-то Александра Мирера со своей повестью «У меня девять жизней» и остаётся нашим современником. Прочитать. Остановиться. И задуматься…

Оценка: 10
– [  9  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

mputnik, 17 июня 2019 г. 23:29

Великолепная фантИдея. Захват планеты при помощи внедрения в сознание аборигенов психоматриц «десантников». Компактная такая штучка летающая, а в ней — армия вторжения. Готовая, сформированная, поделённая на боевые подразделения, с полной структурой управления. Оригинально «поименованы» эти «управленцы» армией вторжения, на универсальном языке всех мыслящих существ: Точка — Линия — Угол — и т.д. Один «десантник» в разум первого аборигена попадает, дальше берет с собой некое устройство в виде старинного пистолета, а в нем — целый батальон «десантников»: «выстрелил» в аборигена — и вот уже в его теле новый «десантник».

Просто безгранично шикарная фантИдея.

Что же касаемо конкретики литературной реализации..., эээ... — на любителя, скажем так. Полвека прошло с момента издания. Само собой — что-то да не так. Сама «фактура повседневности» — уже чистой воды фантастика. Люди, вон, попаданческие эпопеи рожают на базе этой самой «повседневности 50-летней давности», обмусоливая только, собственно говоря, отличия дня сегодняшнего от дня «тогдашнего». А тут — как бы требуется «осознать себя дома» в таковом антураже.

Ну..., повторюсь: на любителя. Я, к примеру, как бы ничего и не забыл, 1969-ый — это шикарные и незабвенные детство и юность, тогда и солнце было ярче и трава зеленее и — вообще.. А, вот, внуки мои — не поймут, как бы, о чем речь, и это — тоже вполне понимаемо, почему собственно.

Короче, такая, вот, тонкость восприятия материала

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Мирер «Перелепи моё лицо»

Pavel 1983, 14 мая 2019 г. 14:01

Вот честно я как то не ожидал от простого вроде бы рассказа такой «внутрянки».

Для того чтобы в него «в ехать» нужно прочитать его не один раз ,ну и настрой должен быть на книги из старой школы.Иначе будет «затуп»,нет я абсолютно серьезно первый раз когда прочитал кроме вопроса «Ну и что?И в чем здесь фишка?» не вызвало.Нет здесь все намного серьезней чем автор написал,просто за чтением современной фантастики ты забываешь что иногда нужно еще и включать мозг.Раньше книги вас не сколько развлекали а развивали именно мозг,ваше мышление и поэтому многим щас не нравится старая советская фантастика, которая помимо развлечения еще и заставляла думать (по крайней мере мои знакомые смотрят на меня как на чудного и слова из разряда «А зачем ты это читаешь?Это же хрень!» самые мягкие).

Рассказ не так прост как может показаться,читайте вдумчиво и не обращайте внимание на «слог» немного «колючий» (так надо).Маленький рассказ с большим смыслом.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

sergej210477, 4 ноября 2018 г. 15:12

Роман, составленный из двух повестей.

Первая — «Главный полдень», подростковая приключенческая фантастика, про то, как злобные пришельцы пытаются завоевать Землю. А пара пионеров-героев, с легкостью, предотвращают вторжение. Простенький стиль, интересно, но незатейливо.

Вторая часть, написанная через восемь лет, произведение совсем другого уровня. Здесь — пара героев попадает во Вселенную пришельцев. Теперь их миссия — захватить власть. Т. е. нанести превентивный удар, остановить вторую попытку завоевания Земли.

Вторая часть — сложное фантастическое произведение. Нет, здесь тоже есть приключенческий элемент, но больше — производственных, социальных и философских тем. Много психологии, морали.

Лично мне читать эту половину романа было довольно трудно. Герои постоянно перемещают своё и чужое сознание из одного тела в другое. Плюс, во второй сюжетной линии, на Земле, спецслужбы тоже не бездействуют.

Разветвлённый сюжет, множество героев. Читать сложно, но интересно.

Немного снизил оценку за первую часть, слишком детскую. Ну и время написания романа тоже нужно учитывать. Много всего, характерного для советской фантастики.

Но роман прочитать стоит — классика.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

sergej210477, 4 ноября 2018 г. 14:58

Продолжение повести «Главный полдень». Написана эта книга через восемь лет после первой. И объединены они автором в один роман.

По сравнению с «Главным полднем» — совсем другой уровень, другая литература. Это — как «Хоббит» и «Властелин колец». Первая повесть — приключенческая фантастика для подростков. Простой, незамысловатый стиль, сюжет завершается чересчур просто.

И вот — продолжение. Это совсем другой жанр, и изложено все по другому. Сложная книга, с разветвлённой сюжетной линией. И читать ее довольно трудно, хоть и интересно.

Тут хватает и научной фантастики и приключений. Много социальных направлений, есть целые страницы с философским содержанием.

Из минусов — все-таки, немного устарела. Сверхмощные приборы, смонтированные из консервных банок, немного пропоганды превосходства коммунистического строя — черты, характерные для советской фантастики.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

sergej210477, 1 ноября 2018 г. 22:09

Фантастика для подростков. Жалею, что в детстве не прочитал, когда открыл для себя Беляева, Казанцева, Ефремова.

А сейчас — не тронуло. Ну, конечно, нужно сделать скидку на то, что повесть написана в 1969 году. Чувствуется стиль книг тех лет.

Идея крепкая, классическая. И герои — подростки, мне нравятся произведения такого типа.

Но, как-то, все слишком просто, банально.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так у пришельцев все хорошо начиналось! Ну ещё бы! Пол-галактики пролетели, схема отработана многократно.

А тут — победа уже в руках, и так глупо все развалилось.

Как подростковая литература — да, все в жанре — герои-мальчишки спасают мир. А если рассматривать книгу как серьезную научную фантастику — несерьезно.

Ну и немного непонравился суховатый язык произведения.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

alekscooper, 28 июля 2018 г. 23:52

Поскольку я повесть читал после того, как посмотрел «Посредник», которого я очень люблю, перебить впечатление от фильма я не смог. Фильм тотален и погружает в атмосферу. Повесть лишь иногда пробуждает интерес ускорением сюжета. Оценку ставить не буду. Спасибо автору за то, что дал такой сюжет. PS Продолжение не читал — не смог, еле осилил несколько страниц (сколько — не знаю, читал fb2).

Оценка: нет
– [  12  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

de_the, 20 марта 2018 г. 18:09

Обожаю Мирера перечитывать. Один из лучших он, кто писал фантастику на русском. Под настроение и на разный возраст его тексты по-разному заходят, и каждый раз от этих заходов дух захватывает. «Дом скитальцев» — это не просто прекрасная проза, это ещё и тёплая вещь, как старый мамин свитер, в который ты закутываешься после горячего душа в конце промозглого ноябрьского дня. Это каким надо быть мудрым человеком, чтобы провести читателя вместе с героями через страшные испытания и, — на выходе — вы внезапно оказываетесь на сияющей вершине, понимая, что жизнь напрасна не бывает. Всё это довольно путанно, понимаю, простите!

А если по тексту, то буду краткой: это лучший роман о чужаках на русском языке. И одновременно — блестящий рассказ о нас самих, людях.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

igorgag, 25 октября 2017 г. 23:25

Автор не угадал с рядом важных реалий нынешнего века (не предвидел теракта с «Близнецами», появления евро да и столь бурного прогресса компьютерной техники), однако сумел закрутить-таки интригу.

В середине книги повествование немного провисло; мне подумалось, что автор малость увлекся чисто детективной составляющей сюжета, решил блеснуть, типа, мастерством детективщика. Но, пожалуй, все эта игра в тотальную слежку действительно была необходима для дальнейшего (убедительного) развития сюжета.

Роман написан бойким, немного даже развязным языком; персонажи обрисованы ярко, выпукло. Никоим образом не обычная, стандартная поделка. Да, подлинная история XXI века развивается совсем не так, совсем не так. Но читать было интересно!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

Max_xxx_nik, 4 мая 2017 г. 06:37

Люди, я один не понял, почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
уничтожили
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Клуб
? Ведь хотели его спасти...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Александр Мирер «Летящие сквозь мгновенье. Глава 2»

god54, 8 февраля 2017 г. 19:31

Если слегка подправить начало в части разъяснений из главы один, то вполне получится самостоятельный и самодостаточный рассказ-боевик в современном стиле со стрельбой, убийствами, шантажом и хэппи-эндом. Одним словом вполне нормальное чтение, даже как часть чего-то большого.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Александр Мирер «Перелепи моё лицо»

god54, 8 февраля 2017 г. 19:13

В целом вполне удачный рассказ, который в свое время был довольно интересным и оригинальным. Конечно, в наше время он многое потерял, такие приборы описываются почти в каждом произведении, как обычные вещи, на значении которых даже не останавливаются. А вот сюжетная часть совсем не впечатлила, она получилась какая-то обрывочная, без разъяснительных стыковок и совсем не динамичной. Одним ловом на любителя советской фантастики или историка.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

nenas, 17 января 2017 г. 23:47

Мирер — один из самых недооценённых советских фантастов. Ну, тут, конечно, сработало то, что он был именно советским фантастом, то есть имел несчастье родиться и жить в СССР. На Западе или хотя бы в «соцстране» типа Польши он был бы несопоставимо более известен.

«У меня девять жизней» — это первое и единственное в советской фантастике полноценное биопанковское (как мы сейчас бы сказали) произведение. Где описывается общество, основанное не на «-ургии» (делании), а на «-гонии» (выращивании и селекции). «Биологическая цивилизация». Стругацкие со своей Леонидой — заявка была на то же самое — и близко не лежали: сначала они сочинили банальность, потом — убогую советскую антиутопию с «критикой административной системы». Мирер же честно вложился в продуманный образ. Сейчас по книжке можно снимать отличный голливудский фильм типа «Аватара», только интереснее и с НАСТОЯЩИМ конфликтом внутри сюжета. Не когда «злые скверные земляне рушат красивую природную цивилизацию», а когда она сама гибнет, потому что оказалась слишком уязвимой против природных же факторов. И приходится брать в руки камни и железяки, далеко не такие красивые и удобные — просто потому, что нет другого выхода.

В общем, это и сейчас можно читать без скидок на время. А уж тогда — это был шедевр.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

trest, 30 декабря 2016 г. 16:31

Был пионером в 1968г в Пионерской правде читал и ждал прихода следующей пионерки.Это очень интересная вещь-Субмарина Голубой кит.

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

Sygsky, 3 декабря 2016 г. 02:10

<Ссылка на сообщение REXTHER | 2012-04-28

Да! Повесть детская. Но как изящно там процитирован запрещённый тогда Гумилёв?>А я не знал и читал. И спокойно жил без этого знания.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

amlobin, 24 сентября 2016 г. 15:55

Одна из лучших повестей советской НФ в теме Контакта. Это не боевик и не детские приключения, но экшна здесь достаточно. Инопланетяне хотят захватит не просто землю но и тела землян — на тот момент это была довольно таки новая идея. Но дело не в идее а в ее воплощении — четко простроеный сюжет, отличный стиль, продуманные детали — никаких багов и косяков, все края сходятся — это классика жанра!

ГГ — дети. Не ново, но убедительно и сюжетно оправдано. И является частью идеи, которая утверждает наличие иррационального человеческого в противовес нечеловечески-рационального, что и воплощается в поведении детей наиболее полно.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

vam-1970, 4 апреля 2016 г. 18:24

Интересная параллель между сюжетом романа и действительностью. Когда-то мы тоже хотели создать автомобиль без бензина. Было решение техническое. Обдумав перспективы -отказались — нас бы всех пристрелили. Отказываясь от нефти , лишаешь всех доходов многих людей. И роман как раз описывает тех людей -изобретателей и талантливых управленцев, которые рискнули. И роман как ИНСТРУКЦИЯ для таких как они. Может быть и на будущее. Как выжить в этой звериной конкуренции.

Сюжет задел за живое — я вот не имел в прошлом таких ресурсов и отказался от борьбы.

Талант Мирера чувствуется. Не буду его критиковать, написано увлекательно.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Александр Мирер «Перелепи моё лицо»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 20:55

Тема стара -чудо-изобретение , которое теряется, но успевает немного поработать на благо некоторых людей и в окончании всегда -эх! жаль!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 20:52

Рассказ похож по сюжету на «У меня девять жизней» этого же автора. Видно тема коллективного разума сильно интриговала Мирера. Здесь — отсутствие взаимопонимания между Разумами, что привело к уничтожению одного из них. И фактически копия рассказа «Будет хороший день».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Александр Мирер «Будет хороший день!»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 20:49

Рассказ похож по сюжету на «У меня девять жизней» этого же автора. Видно тема коллективного разума сильно интриговала Мирера. Здесь — отсутствие взаимопонимания между Разумами, что привело к уничтожению одного из них.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Мирер «Знак равенства»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 16:01

пошутили , поэкспериментировали над человеком — обычным кассиром, в итоге, загипнотизировав , заставили забыть происшедшее, но не тут- то было -обычный кассир запомнил формулу изобретения.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Александр Мирер «Обсидиановый нож»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 14:21

Одна из версий путешествий во времени. 1966 год год написания рассказа. Наши авторы только начинают нащупывать тему перемещений во времени. Здесь основная тема -ограничения при таких путешествиях. Довольно таки тяжело перемещаться -можно прихватить наследственные болезни — почему и умирает изобретатель.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Мирер «Остров Мадагаскар»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 11:29

Психологический детектив. Социалистическая утопия -поставить под контроль сознание каждого человека и модулировать его по желанию Кураторов. Много зла? -подкрутим регулятор и т.д.

Вот и Мирер на этом фоне , не знаю сознательно ли, показал срез жизни будущего. Человек не может принимать каких-то серъёзных решений, не будь рядом Куратор, регулирующий сознание уколами всевозможной химии.

Даже при контакте с инопланетным Разумом , чтобы направить на решение проблемы и устранить последствия , пришлось делать укол ученому.

Все страсти разгораются в сюжете из-за ничего -просто инопланетяне направили луч прожектора на Солнечную систему (а это оказался необычный луч) и экипаж корабля оказался в его зоне. И чтобы инопланетяне убрали луч прожектора , пришлось погибнуть космонавту, но ...... предварительно обработанному Куратором.

Вообще-то очень сильная вещь Мирера -понял только на второй день.

Везде Кураторы -погиб вначале один Куратор -на расследование его гибели присылают второго Куратора, оказывается на корабле ещё один Куратор. Тотальный контроль. А в итоге 2 трупа, паника и безрезультативность всех этих Кураторов. Все живут вроде счастливо, но внутреннее напряжение чувствуется у каждого перед Кураторами.

Так Мирер разворотом сюжета перечеркивает вроде бы счастливое будущее -гениальность автора поражает. Завершение счастливое — но осадок остается от тотальности контроля в «счастливом будущем».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

vam-1970, 10 февраля 2016 г. 09:52

Повесть для детей. Прочитал заодно со всеми произведениями А.Мирера в серии «ШФ». Такая лучезарная романтическая фантастика -напоминает , если по сценарию повести снять фильм, фильмы 30-40х годов, где всё просто, весело и удачно. Чудаковатый ученый, храбрые дети, догадливые старики, злодей- капиталист и прочее.... Но мастерство Мирера чувствуется на протяжении всего сюжета -интересно читать, хотя и 1968 год. Вот такими книгами воспитывали нас. Реальность же была другой. Приятно было окунуться на несколько часов в детство. Почувствовать его лучезарность , вспомнить свои надежды на будущую жизнь, как это виделось в детстве.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

vam-1970, 1 февраля 2016 г. 10:15

самая интересная мысль в романе -симбиоз живых существ некой планеты, похожей на Землю.И выращенный мозг -компьютер, который всем управляет, вплоть до мелочей. Если посмотреть на время написания романа -1969 год, то тогда было модной задумка академика Глушко -кибернетика — всё в организации экономики страны планировать и осуществлять через гигантский компьютер, вплоть до мелочей. Вот Мирер это и развил, но в живом мире. Очень спорная идея -не обеспечивает развития цивилизации, что видно автор и показал в концовке. Нет Равновесия уже через несколько десятилетий.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Александр Мирер «Обсидиановый нож»

stas-no, 2 декабря 2015 г. 00:16

Рассказ интересный, хотя, на мой взгляд, не совсем фантастический. Путешествие во времени в нем предстает чем-то вроде сеанса сна-гипноза или погружения в виртуальную реальность (если говорить современным языком). И еще я бы назвал рассказ анти-попаданческим, поскольку в нем герой, отправляющийся в прошлое, не сохраняет себя как личность, а становится личностью, характерной для того времени, куда он попадает. Т.о. оказывается невозможным традиционное попаданческое прогрессорство, ничего изменить такой герой в другом времени не может.

После завершения чтения осталось стойкое ощущение, что чего-то в тексте я не понял, какую-то соль, вложенную автором, но мною непонятую. Это плюс, не так часто встречаются худож. книги или тексты, которые обладают таким свойством.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 7 ноября 2015 г. 00:14

Две части цикла отличаются друг от друга, но не в смысле «хуже-лучше». как пишут в некоторых отзывах. Мне это напомнило отношение «Хоббита» к «Властелину колец». «Главный полдень» это все же книга скорее детская, или скажем так — подростковая, как «Хоббит». А «Дом скитальцев» — уже достаточно масштабная вещь с более сложными вопросами и куда более усложненной интригой.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 6 ноября 2015 г. 23:56

Роман «взрослее» и сложнее, чем повесть «Главный полдень». Здесь на главных ролях уже не дети, хотя и они действуют (и, вроде бы, формально «на главных ролях»). Две линии: земная и далеко-галактическая — держат в напряжении, хотя, может быть, иногда хотелось несколько более частого переключения планов. Приключения и интриги, загадки и поиск ответов — все это выписано очень классно. Язык романа простой, но точный, без излишеств и бросающихся в глаза красот, но это очень прозрачный художественный язык, который не утомляет и не отвлекает. Есть одна несуразность, вызванная, вероятно, тем, что роман писался-переписывался в советско-российское время: одновременно присутствуют КПСС и губернаторы (их, конечно, следовало убрать). В итоге: отличная фантастика.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

stas-no, 30 сентября 2015 г. 22:27

Так получилось, что повесть я стал читать сразу же после знакомства со статьей о творчестве Мирера в «Мире фантастики». От этого и несколько завышенные ожидания. Поэтому моя оценка — оценка произведению для юношества или детей. Это хорошая детская повесть про то, как дети противостоят инопланетному вторжению. Я особенных глубин отметить не могу. Но написано хорошо, читается с интересом. Большой плюс повести — идея, воплощенная в самих инопланетянах. В последние годы она не может поразить своей свежестью (даже если вспомнить кино- и телепостановки), но можно предположить, что ко времени написания она была весьма необычной. Надеюсь, что продолжение получится несколько более «взрослым».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

Tighhr, 20 июня 2015 г. 04:15

Сказать, что повесть детская- язык не поворачивается, сейчас современные детские произведения в этом плане значительно более сложные и в языковом плане и в сюжетных линиях. Очевидно влияние ( или попытка «достать») Адамова, «Тайна двух океанов», плохие империалисты и шпионы, юркие пионеры, затонувшие сокровища и так далее. И как то вспоминается В.Крапивин с своими мальчиками и борьбой против зла вселенского.... Для тех времен повесть, вне всякого сомнения, представляла интерес, да и печаталась в изданиии миллионных тиражей, неудивительно, что ею зачитывались. Сейчас вызывает улыбку мальчишка знающий все о военном флоте потенциального противника и его ядерном потенциале:)

Приятно читается и вызывает легкую ностальгию. Но именно после прочтения оного, я лично не удивлен, что после этого Мирер написал свое самое сильное произведение «Дом скитальцев», в «Субмарине Голубой кит» обкатывались прообразы будущих персонажей Дома и сюжетные ходы с перемещениями..

Настоящий подарок для любителей фантастики с элементами приключений и прекрасное издание для коллекционеров Рамки

Оценка: 8
⇑ Наверх