Йозеф Лада (Josef Lada) — известный чешский художник и писатель, автор многочисленных рисунков для мультфильмов, карикатур, книжных иллюстраций. В литературе известен более всего своими детскими сказками, но всемирную известность Ладе принесли в первую очередь его иллюстрации к «Похождениям бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека.
Йозеф (по-чешски простонародно – Пэпа, Пэпичек, по аналогии с итальянским Джузеппе) родился 17 декабря 1887 года в семье простого сапожника, в деревне Грусице, что между Прагой и Сенограбами, в тогдашней Австро-Венгрии, в маленькой, но старинной (13-го века) деревеньке. Йозеф был четвёртым, младшим ребёнком в бедной семье, которой перманентно не хватало денег. Но Йозеф потом говорил, что прожил 15 самых счастливых лет в Грусице: пас гусей и коз, строил плотины на ручьях, ловил раков, рвал чужие груши... Из окружавшей его деревенской жизни, местной природы он почерпнул впоследствии целый ряд идей для своих картин и литературного творчества.
Большое влияние на него оказали родители: отец, популярный шутник и собеседник, которого приглашали на все свадьбы, и мама – отличная рассказчица чудесных сказок. На восприятие Йозефом окружающего мира сильно повлияло и одно трагическое событие: в полугодовалом возрасте из-за травмы Йозеф ослеп на правый глаз. Таким образом, Лада всю жизнь смотрел на мир одним глазом. Лада факт полуслепоты скрывал; в автобиографии «Хроника моей жизни» (Kronika mého života, 1942) он о несчастье упоминает лишь мельком, мол, был освобождён от воинской службы ввиду «глазного дефекта».
С шести лет Лада ходил в грусицкую школу, но учёба его не сильно привлекала. Зато любовь к рисованию проснулась уже в раннем детстве. Его талант и рвение заметил грусицкий приходской священник Йозеф Ружичка, страстный рисовальщик-любитель, который и давал Йозефу Ладе первые уроки графики. Отец художника хотя и гордился талантливым сыном, но считал, что потомку сапожника и думать нечего о художественной школе, но после долгих размышлений родители в 1902 году отдали мальчика в Прагу, учиться на маляра и мастера по изготовлению театральных декораций. Правда столь грубоватую и прозаическую учёбу Йозеф вскоре бросил и перешёл в обучение книжно-позолотно-переплётному делу. По вечерам Йозеф читал книги, принесённые домой для переплетения, или же рисовал. Так будущий блестящий иллюстратор познакомился с работами Макса Швабинского, Франтишека Киселы и других чешских художников, одновременно самостоятельно пробуя кисть и перо.
В 1904 году еженедельник «Май» опубликовал два рисунка Лады – изображения вышеградского Славина и ротонды святого Мартина, что распахнуло молодому художнику дорогу в большой мир искусства. С октября того же года Йозеф начал посещать курсы рисования профессора Якеша при Художественно-промышленной школе. Потом ему с третьей попытки удалось поступить на дневное отделение этого же учебного заведения. Но спустя всего лишь семестр Лада понял, что академическая муштра, в которую явно не вписывался его талант, ему не по душе. Школа казалась ему напрасной потерей времени: лекции по истории искусства его не интересовали, а начертательная геометрия представлялась полным кошмаром. И он бросил учёбу, к которой так стремился. Таким образом, курсы рисования оказались единственными «его университетами», что не помешало Ладе сказать громкое слово в чешском и мировом искусстве.
Он продолжал самообразование, живя в Праге и зарабатывая деньги работой иллюстратора и карикатуриста в газетах и журналах. Уже в 1906 году вышла в свет первая книга с его иллюстрациями — «Сказка о Гонзе и златовласой Исоль» Ярослава Гавличека. А в 1911 году Йозеф Лада опубликовал свою первую собственную книжку для детей — «Мой алфавит». Молодому человеку и в голову не могло прийти, что эта азбука будет сопровождать многие поколения чешских детей в их первых путешествиях за тайнами родного языка.
Постепенно его сатирические картинки, анекдоты и дерзкие карикатуры становились всё более популярными среди читателей. Главной темой карикатур были порядки и бюрократизм в изрядно поднадоевшей её обитателям монархии Габсбургов, а также жизнь простых обывателей, где всегда есть место весёлому юмору.
Лада редактировал и иллюстрировал книги таких известных чешских писателей, как Божена Немцова, Вацлав Ржезач, Йиржи Маген, Карел Яромир Эрбен. Создавая собственные популярные книги для детей, он вызвал такой интерес у юных читателей, что они толпами приходили к нему, чтобы рассказать о своих впечатлениях от его произведений. Для него критика детей была всегда очень важной. Безусловно, из таких совместных бесед рождались новые идеи для сказочных «сериалов».
В 20-30-х годах Йозеф Лада стал известным художником. Это были переломные годы в жизни будущего замечательного мастера: он представил своё творчество на Выставке декоративного искусства в Париже, издал первый том книги «Весёлый учебник Лады», а в феврале 1926 года организовал первую самостоятельную выставку в пражском зале «Манес». Заказы пошли один за другим. С тех пор он уже не знал столь мучившего его в молодости материального недостатка, но финансовая уверенность в завтрашнем дне всегда основывалась у Лады на жёсткой художественной работе, темп которой никогда не ослабевал.
Особое место в творчестве Лады занимает его всемирно знаменитый цикл иллюстраций к бессмертному роману о бравом солдате Швейке. С его автором, будущим классиком чешской литературы Ярославом Гашеком Лада подружился ещё в 1905 году. Они работали в одном журнале «Копршивы» («Крапива»), а в 1913-15 годах (вплоть до того момента, когда Гашек ушёл на фронт) даже жили вместе в холостяцкой квартире Лады, в доме на пражской улице Диттрихова близ Влтавы.
Именно к другу Йозефу обратился Гашек за советом перед своим сватовством. А вернувшись в Чехословакию в 1921 году, после шести лет военно-революционных мытарств, Гашек снова обратился к другу, на этот раз с просьбой нарисовать обложку к его книге «Похождения бравого солдата Швейка». Парадоксально, но факт: Гашек никогда не видел Швейка таким, каким его знаем мы. Первого его героя из тетрадного издания 1922 года Лада изобразил стройным провинциальным простаком, обросшим подмастерьем. Кругленький улыбающийся Швейк, а также другие колоритные фигуры книги – это всё плод творчества Лады уже после преждевременной кончины Гашека. Этот образ и стал каноническим. В представлениях миллионов бравый солдат Швейк уже навсегда будет связан с вечно улыбающимся толстеньким человеком с круглой головой и оттопыренными ушами, — таким его нарисовал Лада. Многие «швейковеды» сходятся во мнении, что внешность ладовского Швейка — это рукотворный памятник Лады своему другу Ярославу. Всего из под кисти художника вышло ни много ни мало, а 1339 иллюстраций к Швейку, которые издаются даже отдельными изданиями от самого произведения.
Помимо амплуа создателя Швейка, которым он более известен российским почитателям, Лада был еще и знаменитым сказочником. Наряду с Карелом Чапеком, Витезславом Незвалом и Владиславом Ванчурой, он стал одним из основоположников так называемой современной чешской сказки. Его произведения были всегда веселыми и озорными. «Веселье — половина здоровья, гласит старая чешская пословица, и мы должны её руководствоваться,» говаривал он. Пожалуй, самым известным литературным произведением Лады стала детская сказка «Кот Микеш»: она им и написана, и проиллюстрирована. Блестящего «Микеша» напечатали потом даже на лужицко-сербском, японском, китайском и корейском языках; почему-то его особенно обожают японцы. Также его перу и кисти принадлежит великолепная «Сказка о хитрой кумушке Лисе». В 1992 году был издан её перевод на русский язык.
Многие его произведения (те же «Микеш», «Лиса», «Озорные сказки») позже появились на телевизионных экранах в виде мультипликационных фильмов. Вообще же в течение своей творческой жизни Йозеф Лада нарисовал около 15000 рисунков и иллюстраций и более 400 картин на вольные темы. Он создал незабываемые графические композиции для ряда книг классиков чешской литературы: иллюстрировал «Тирольские элегии», «Короля Лавру» и «Эпиграммы» Карела Гавличека Боровского, сказки Карела Яромира Эрбена и Яна Дрды, а также многое другое. Он был автором декораций и костюмов девяти оперных постановок, созданных коллективом Национального театра. Самая знаменитая из них – «Проданная невеста» Сметаны. За свои замечательные произведения Йозеф Лада получил в 1947 году звание народного художника Чехословакии.
Был женат с Анной Ладой, имел двух дочерей — Алену (1925–1992) и Еву (1928–1945). Алена также стала художницей и иллюстратором, а в 1963 году издала биографическую книгу про отца «Můj táta Josef Lada».
Йозеф Лада умер за три дня до своего юбилея, 14 декабря 1957-го. Через пять дней после смерти Лады в пражском Доме художников (Рудольфинум) проходило торжественное прощание, гроб был обёрнут государственным флагом. Урна с прахом была установлена в семейном склепе на Ольшанском кладбище. «Зачем эти скорбные соболезнования? – написал один из его друзей. – Я уверен, что Ладу позвали на небо, чтобы он там нарисовал настоящий рождественский Вертеп…»
Чтобы понять истоки возникновения феномена Лады, надо обязательно, будучи в Чехии, съездить в Грусице. Каждый житель этой деревеньки, которая живет и сейчас, подскажет, как пройти к музею, а если повезет, то может предложить себя в гиды. Проведёт дорогой возле домика приятеля кота Микеша, поросёнка Пашика (того, который научился говорить и всю жизнь соблюдал диету, чтобы избежать «колбасного» финала); покажет тропинки, где гуляла кумушка Лиса; расскажет, как любят и уважают здесь своего именитого земляка. В память о нем стоит в Грусице бронзовый бюст работы Здэнека Шейноста. Вилла художника и писателя сегодня превращена в Мемориал Йозефа Лады со специально подготовленной экспозицией. По местному краю (в рамках микрорегиона «страна Лады», объединяющего 17 окружающих сел) проходят два туристических маршрута – „Тропинка кота Микеша“ и „Сказочная деревушка Грусице“. Говорят, где-то именно здесь кот Микеш разбил свою роковую банку сметаны и именно отсюда он отправился в путь, чтобы мир повидать и себя показать.
Сам же музей напоминает скорее скромный информационный центр, нежели классическое хранилище «художественного наследия». На экскурсии ходят, в основном, младшие школьники или дошколята. На полном серьёзе задают вопросы, связанные с личной жизнью кота Микеша, и допытываются, не сохранились ли школьные тетрадки говорящих поросят… Так что сказки Лады не только переиздаются, они реально живут своей жизнью в режиме настоящего времени. Это совершенно закономерный процесс, потому что Лада сказки не сочинял, а только умело списывал и срисовывал из жизни Грусице.
Фантастическое в творчестве. Перу Йозефа Лады принадлежит сборник волшебных сказок «наоборот» — «Озорные сказки». Данные сказки напоминают классические, но рассказанные автором по новому, как бы наизнанку. Автор был одним из первых, кто переиначил некоторые сказки в подобном стиле. Так, в его сказках дракон красит ногти и не хочет похищать принцесс, а принцессы вынуждены спасать невесть куда попавших незадачливых юношей и давать балы, чтоб потом искать своего суженого по оставленному впопыхах сапожищу; король бегает к Гонзе, лежащему на печи, и упрашивает его жениться на принцессе и взять себе пол королевства; украденного лисой Будуленка не надо спасать — лиса сама готова играть на скрипке и делать что угодно, лишь бы выманить его со своего дома и заставить убраться обратно к себе домой; вместо семи гномов, принцесса попадает к семи разбойникам, которых переиначивает сообразно с собственным представлением про хорошее воспитание и т.п.
Кроме сборника Озорных сказок снискали популярность у читателя такие объемные по тексту сказки как «Микеш» и «О хитрой куме-Лисе». Первая о приключениях говорящего кота Микеша. Вторая про Лису, которую еще маленькой взял из лесу своим детям один лесничий. Лиса оказалась настолько умной, что научилась понимать людей, читать и даже говорить на человеческом языке, а в последствии сама стала лесничим.