Все отзывы на произведения Джо Р. Лансдэйла (Joe R. Lansdale)
Отзывы (всего: 285 шт.)
Рейтинг отзыва
Джо Р. Лансдэйл «Звёзды падают»
sergej210477, 7 декабря 00:00
Мрачный, но, по-своему, грустный рассказ.
История про «потерянное поколение». В стиле Ремарка и Хемингуэя. О мужчинах и мальчишках, которые ушли на войну. И, остались на ней. Даже те, кто вернулся домой. А жизнь продолжается. Мирная жизнь. Но, в ней уже нет места тем, кто душою до сих пор на войне...
Трагичный рассказ.
Герой, защищающий свою страну, возвращается на родину. В свой дом. К своей жене. К своему сыну. Ну, какая радость! Все живы, и, будут жить дальше счастливо...
Как бы не так!
Жестокая история, но, по-своему, сильная и красивая.
Джо Р. Лансдэйл «Солдатское житьё»
sergej210477, 5 декабря 23:45
Роскошный вестерн.
Хотя, наверное, тут больше от жанра «реализм».
Рассказ старого негра (пардон, «афроамериканца», хотя, автор, как только не называет своего героя: «чернокожий», «цветной», «негр») о том времени, когда он служил в кавалерии.
Суровый армейский быт, стычки с индейцами.
Но, тут, по-моему, главное, неповторимый колоритный язык. История ведётся от лица полуграмотного чернокожего. И рассказывает он о своей жизни именно так, как ее видит. Используя свой неповторимый жаргон.
Очень атмосферно. Правдиво. Кроваво, жестоко и реалистично. Неповторимый «черный юмор».
Приключения в духе Майна Рида, но, написанные без поэтической романтики прерий, а, с суровой натуралистичностью.
Эрик Дрейвен, 23 ноября 19:25
Американская глубинка, начало 20 века. У Джека Паркера и его сестры Лулы, от эпидемии оспы умерли родители. Их дедушка, который ещё бодрячком несмотря на годы, похоронив умерших, решил доставить сирот на попечение тётушке. Но вот беда — на переправе бойкого дедка угораздило повздорить с главарём банды грабителей банков Беспощадным Биллом, вследствие чего дедок отправился на корм сомам, Лула была похищена, а Джек лишь чудом унёс ноги. Добравшись до ближайшего городка, Джек собирает весьма колоритную команду спасателей и пускается в погоню, надеясь не только выручить сестрёнку, но и воздать негодяям за поруганную девичью честь (то что честь уже поругана, юный мститель не сомневается). Команда, надо сказать, получилась на загляденье:
Здоровенный, чернокожий могильщик Юстас. Который за умеренную плату закопает любого. А если своевременно не заплатят, то не поленится выкопать обратно.
Карлик по прозвищу Коротыш. Несносная маленькая хренотеть, которая любит чередовать филосовско-глубокомысленную болтовню с довольно злыми и язвительными шуточками. Затыкается он крайне редко, а когда это всё таки случается — можно начинать беспокоиться. Стреляет Коротыш как тот чукча из анекдота — за 100 шагов белке в глаз. Этакий Тирион Ланнистер, с прокачанным на максималках функционалом.
Ну и наконец питомец негра Юстаса — боров, по кличке Боров. Да-да, свинья, которая здесь следует за нашими «охотниками за головами», как пограничный пёс Алый.
Забыл добавить, мотивы у Юстаса и Коротыша сугубо коммерческие — помимо обещанных Джеком участков земли, есть вполне резонная перспектива получить награду за головы грабителей. Неважно, будут головы на плечах или придётся отделить. Мщение за поруганную девичью честь (Юстас с Коротышом тоже не сомневаются что она уже поругана, причём группой лиц и не однократно, с особым цинизмом) где-то на задворках мотивации.
И вот подросток, верзила негр, «Тирион на максималках» и боров по кличке Боров, устремляются в чащу .......
В этом романе, Джо Лансдейл в своей стихии. В атмосфере американской глубинки начала прошлого века, с бандитами, индейцами, судами Линча и лихими перестрелками — автор чувствует себя буквально как рыба в родном пруду. Заметно и без пенсне, что старина Джо совершенно раскован и получает максимальное удовольствие от своей безумной, кровавой, жестокой и одновременно, временами очень смешной истории. У читателя, в моём скромном лице, не было шансов спокойно усидеть на месте — я устремился в чащу вслед за этой странной компанией и ни на секунду не пожалел содеянном. Густая «хоть ножом режь» атмосфера; сюжет, развивающийся со скоростью несущегося за кормёжкой борова по кличке Боров, персонажи один другого краше (или омерзительнее, решать вам) и впечатляющее количество трупов на не слишком уж большой объём; не говоря уже про чернейший, как ночная чаща юмор, периодически заставляющий всхрюкивать — это Джо Лансдейл на пике своей формы. Напившийся до белой горячки Марк Твен, посмотревший на своих героев сквозь искажающее реальность стекло пустой бутылки из-под виски и стреляющий из штуцера Юстаса в потолок дешёвого салуна.
Джо Р. Лансдэйл «The Tall Grass»
sergej210477, 13 ноября 14:52
Незатейливый рассказ.
Воспоминания обычного пассажира, попавшего в жуткую переделку во время ночной вынужденной остановки поезда.
Сюжет простой. Больше загадок, чем объяснений произошедшего. Схематичные герои.
Но...
По-моему, все удовольствие получаешь от ощущения реальности происходящих событий. Ощущаешь иррациональный страх, панику главного героя. Вместе с ним понимаешь, что в любой момент можешь столкнуться с такими вещами, о которых в обычной жизни не имеешь и представления.
Очень атмосферная зарисовка.
Ночь. Лунный свет. Море травы, качающийся от ветра...
Джо Р. Лансдэйл «Повелитель лесных демонов»
Prosto_Chitatel, 31 октября 12:58
Будучи в некотором роде даже фанатом товарища Лансдэйла, не мог пропустить сборник «Юная Венера» в немалой степени как раз из-за наличия в нем нигде больше не публиковавшегося у нас рассказа мэтра. Лансдэйл — настоящий визионёр от пера и чернильницы, мастер приключения и человек, способный поднять любой т.н. «низковатый» жанр на куда как более значимую высоту. В его казалось бы простых историях в действии можно найти массу интереснейших мыслей и концепций, чем во многих скучнейших описательных абзацах других именитых любителей фантанировать фэнтезийными фантазиями. Кроме того, он множество раз доказывал, что способен работать не только в узком жанре ужасов, фантастики и фэнтези, но ему подвластны литературные просторы вообще не связанных с фантастическими элементами горизонтов. Именно поэтому его произведения порой гораздо более объемны по внутреннему наполнению, чем может показаться из заявленных на них аннотаций.
Тем печальней было увидеть, что в данном случае, в этом сборнике, Лансдэйл решил отдохнуть по полной программе. (Это особенно странно, учитывая, что в похожем тематическом «Древнем Марсе» его рассказ просто прекрасен и точно украшает собой всё издание). Он не то, что сделал стилизацию под Берроуза — он просто-таки взял и почти пересказал его основной роман, перенеся героя с Марса на Венеру. Тут даже язык изложения такой — морально устаревший. Дело доходит до того, что, скажем, если бы этот самый рассказ прислал в издательство какой-нибудь начинающий автор, его бы точно обвинили в плагиате. А тут, видимо, подобное сошло за дань уважения или ремейк.
Возможно, кто-то, не испытав подобного разочарования, увидит в «Повелителе...» чуть бОльшее, но в моем ИМХО-мире для Лансдэйла — это поделка, сделанная на коленке между двумя перекурами. Печалька и боль.
Джо Р. Лансдэйл «Случай на горной дороге»
ArtemTolmachev, 27 августа 20:05
Жуткий, напряжённый триллер, где буквально кожей и нутром ощущаешь все злоключения главной героини. Однако молодая женщина — не промах, и способна за себя постоять. Она оказывает сопротивление психу, пустившему в расход целую группу людей. Уроки выживания в своё время не прошли даром. Финал стал своеобразной вишенкой на торте.
10 из 10.
Джо Р. Лансдэйл «В горах Безумия»
Prosto_Chitatel, 26 августа 17:22
«В горах безумия» очень похож на другой рассказ того же Лансдэйла про приключения в снегах «Как в приключенческом романе», только с поправкой на подтягивание текста под мифологию Лавкрафта и обязательную обреченность героев, которых на девяносто процентов ничего хорошего не может ждать в финале при общении с высшими существами пантеона Мастера. И надо сказать, что «Как...» на голову уделывает довольно неплохой «В горах...», просто потому, что там есть настоящий приключенческий дух Джека Лондона и какой-то позитивный заряд, дающий читателю гораздо более мощный настрой. Возможно, так вышло потому, что Лансдэйл работал не на своем поле, вынужденный подчиняться законам чужого книжного мира. Эту теорию поддерживает и то, что он явно совершенно нехотя ввел в действие тех самых «знаменитых» Старцев и сделал их максимально непохожими на то, о чем даже пишется в последующей статье Тайсона.
Нет, это все равно достойный приключенческий рассказ, у которого прекрасная динамика, раскрытие персонажей в действии и мощные образы различных неприятных существ. Лансдэйл еще никогда не выдавал откровенную халтуру. Но есть в «В горах...» дух какой-то обязаловки, нехватки искренности происходящих событий. И в результате, когда двух главных героев настигает нехорошее, совершенно не ощущаешь трепета по отношению к их судьбе, не рождается сопереживание, как появлялось оно в том же «Как в приключенческом романе», когда за попавшую в переплет девушку буквально болеешь душой.
Итог: хорошо. Но Лансдэйл может гораздо лучше.
Джо Р. Лансдэйл «Ночь, когда они не пошли на ужастик»
Sowyer, 25 августа 07:35
Данный рассказ у меня вызывает настоящую дрожь некого психологического ужаса. Даже само название, которое обозначает лишь несовершенное действие полностью формирует рассказ. Сам ни раз задумывался, что, если бы пошёл туда, а не сюда, какой беды мог бы избежать. Так же и в рассказе: парни не пошли на ужастик, из-за чего случился настоящий ужас. А эти громилы, которые так сочувствуют собаке, так жестоки к подросткам, а чернокожий парень вообще ниже всякой букашки, которую стоит без сожаления раздавать. Хоть жестокость и чересчур переборщена в рассказе, но несомненно хочется сочувствовать парням — переживать за них, но нисколько не симпатизировать. Они тоже не положительные герои, но все же лучше бы они пошли на ужастик...
Джо Р. Лансдэйл «Угольная чернота»
vanishrap, 24 августа 18:12
Это просто экшен, насыщенный тестостероном, с непобедимым и справедливым, но при этом жестоким проповедником, который готов на всё ради своей цели. Он врывается в логово бандитов и с помощью огня и оружия доминирует над всем плохим, неся свою версию справедливости с определённой силой.
В рассказе также присутствуют мистические существа, такие как гоблины и кобальты, есть приключения и даже некие любовные линии, если их так можно назвать. Но всё это выглядит скорее как аттракцион, который развлекает читателя мужественными и сильными образами, как в типичных боевиках. Однако, кроме развлекательной ценности, рассказ, на мой взгляд, не предлагает ничего более глубокого или художественно значимого.
fernirgod, 21 августа 14:30
Лансдэйл очень интересный писатель: с одной стороны прямолинейные сюжеты, простой язык, герои без какой-либо глубины (правда как правило живые и в которых веришь); с другой стороны в некоторых текстах встречаются яркие, как вспышка молнии, образы которые врезаются в память если и не навечно, то уж надолго точно.
Сборник «Бог Лезвий» как раз очень наглядно это демонстрирует. Несложные хоррор истории в духе ужастиков (или боевиков) 80-90 годов прошлого века, однако, сцены с богом лезвий очень яркие, необычные и пугающие (хоть их и не много). Автора сложно рекомендовать всем, вместе с тем для читателей хоррора пройти мимо Джо Р.Лансдэйла было бы ошибкой. Лично у меня осталось приятное послевкусие после прочтения и читать другие произведения автора буду непременно.
Джо Р. Лансдэйл «Дом-оборотень»
vanishrap, 16 августа 17:30
Возможно, рассказ был бы интересным, если бы образ таинственных и зловещих домов, где окна похожи на злые глаза, не был бы уже так глубоко укоренён в популярной культуре последних десятилетий. Если бы этот образ не был столь привычным, мне, возможно, было бы действительно интересно и страшно.
Но мне кажется, что в моей жизни уже было слишком много историй о домах-монстрах, чтобы этот рассказ выделялся. Он ничем не хуже, но и ничем не лучше всего, что я когда-либо слышал о домах-монстрах. Это абсолютно стандартная история, короткий рассказ, в котором из-за ограниченного объёма нет места для предысторий, объяснений или мотивации персонажей. Это скорее скетч-зарисовка, неплохая, но не более того.
Джо Р. Лансдэйл «The Tall Grass»
vanishrap, 5 августа 19:42
Рассказ в стиле 'реальной истории' о мистическом месте, где поезд останавливается в определенное время, и выходить из поезда нельзя.
Рассказ описывает пережитый опыт в жуткой форме и заставляет задуматься о многих местах и вещах на нашей планете, которые человечество еще не знает. Описание пейзажей красивое, ситуация с поездом необычная.
Однако, несмотря на все это, рассказ показался средней историей, которую можно прочитать и забыть
Джо Р. Лансдэйл «На дальнем краю пустыни Кадиллаков с мёртвым народцем»
Prosto_Chitatel, 4 июля 17:02
Суровый постапок в антураже Дикого Запада от Лансдэйла — что может пойти не так? Тем более, он уже собаку съел и обгладал на своем преподобном Мерсере, а тут еще можно развернуться явно поглобальней: в историческом антураже все-таки куда как больше ограничений, а тут и любые технологии могли «выжить», и мутациям никто не удивится, и люди с более современными мозгами вокруг сюжета бегают. Должно было получиться, и почти получилось.
Почти, потому как задумка с культом, управляющим зомби, сильно уступает непосредственно ураганному началу самой истории, где события в баре и описание некоторых аспектов постапка вышли круче и интересней продолжения. Вот если бы автор пошел развиваться в этом направлении, получилось бы жестче, оригинальней и сплаттерпанковей. Да, многие из чититатей не приняли бы некоторые аспекты подобной жизни трудящихся в недалеком будущем после тяжелого трудового дня, зато основной костяк почитателей остался бы точно доволен буйной фантазией и бескомпромиссным социальным посылом на уровне отрицания любой морали, в том числе, и сексуальной.
Но Джо решил расширить его мир чуть в бОльшем объеме и показать в небольшой повести и то, и это, и пятое-десятое. И в результате история, мощно начавшаяся, слегка забуксовала в середине, а под конец уже не смогла набрать тот самый темп, с которого начинала. Нет, это все равно очень и очень забавный и креативный мир, обследовать его с помощью букАв все так же интересно, но в конце все-таки не покидает ощущение несколько упущенного потенциала. Возможно, если автор вернется сюда еще с каким-нибудь рассказом или повестью — а почему бы и нет? — и покажет нам всего его «неприятные» стороны, о которых так много разглагольствовал поначалу, то «На дальнем краю...» от этого точно выиграет, став частью увеличившейся книжной Вселенной, как одна из многих удивительных историй, там случившихся. Тогда это все будет смотрется уже совсем по-другому.
Джо Р. Лансдэйл «Ночь, когда они не пошли на ужастик»
Prosto_Chitatel, 3 июля 19:46
Чем больше читаю Лансдэйла, тем ясней понимаю, что у него есть три основных фетиша: это собаки, это негры и это баптисты. Честно говоря, наталкиваясь на все новые и новые весьма жесткие негритянские персонажи, я даже одно время не сомневался, что Джо и сам негр — потому что просто удивительно, как его даже еще в те времена — а тем более сейчас — не распяли за такие штучки: ведь он не только описывал совершенно стремных чернокожих в ужасных обстоятельствах, но и чернокожих ужасных самих по себе, как людей, без всяких дополнительных обстоятельств. Но нет, блин, Лансдэйл белый, как снег (возможно, на который пописали для легкой желтизны, но все же), и до сих пор живой и даже вроде как не отмененный задним числом. Просто удивительно!
Так вот, в «Ночи...» сошлись все три его любимые фишки. Только вместо отдельных баптистов он использовал живейшие образы южноштатовских деревенщин, к которым у него тоже особое отношение (ну, вы поняли). И играет он здесь на классической фишке, когда зло сталкивается с еще большим злом, и за первое зло начинаешь переживать просто потому, что оно зло меньшее (такое, например, проделал Тарантино в своем «От заката до рассвета»). И плюс то, что тоже любят авторы его поколения: когда незначительные мелочи, следуя одна за одной, приводят к чудовищным последствиям (привет Лаймону). Как здесь, если бы подростки всего лишь отправились смотреть кино, то продолжили бы жить и не были бы зверски убиты культом маньякамов-насильникамов.
Вот это как раз — полноценный сплаттерпанк, сосредоточенный на крови и прочей жести, но один из лучших его образцов, потому как все это ведет к удивительным картинам порочного общества, пожирающего самое себя. Подростки, которых чуть ли не специально выращивают полноценными дебилами и моральными дегенератами. Межрассовые отношения на уровне человека и животного. Целые сборища отморозков, спокойно процветающие за счет безразличия окружающих и нежелания вмешиваться во что-то, что не касается лично тебя. Все это Лансдэйл умело выплескивает на читателя, совершенно не пытаясь морализаторствовать. Хотите, как бы говорит он, принимайте это, стыдливо отводя глаза. Хотите — задумайтесь. Хотите — просто дрочите на красненькие лужи, кишки и насилие. А показывать сочное насилие Джо умеет.
Джо Р. Лансдэйл «Буря проходит»
Prosto_Chitatel, 3 июля 07:46
Есть стойкое ощущение, что это такой же не самый приятный трюк, который Лансдэйл уже проделывал с «Парни есть парни» и «Пронзающие ночь», когда выдавал отрывок без начала и конца из своего романа за отдельный рассказ. Вот и тут: все тот же шикрный литературный стиль, мощные образы, классный главный герой, легкий ненавязчивый юмор в сочетании с жизненной жестью — и все опять не заканчивается ничем. Плюньте мне в третий глаз, но это сто пудов первые одна-две главы очередного романа Ланслэйла, который есть где-то там. И если я его когда-нибудь найду (а я ведь поищу!), то пойду и не постесняюсь не смотря на его семьдесят с хвостиком — укушу Джо за его хитрый жадный нос. Нельзя людей подсаживать вот так на что-то хорошее, даже не сообщая хотя бы, где потом это хорошее можно прочесть в полном объеме. Да и в целом — не могу одобрить подобные рекламные ходы, если история из-за этого выглядит оборванным куском. Почему бы вообще тогда не сделать целый сборник из отрывков своих лучших романов да еще и отказаться от пояснений, откуда какой кусок взялся? Вот была бы литературная веселуха. И бабла можно было бы срубить на одном и том же материале дважды.
P.S.: Написал, а потому подумал: а вдруг это что-то, что Лансдэйл начал, как будущее большое произведение, но так и не довел до конца. И оно осталось исключительно в таком виде, и никакого романа нет? Стоит ли тогда этот отрывок из ничего, из пустоты отдельной публикации? Если так — то стоит. Но только если верна именно эта теория. Читать было увлекательно и интересно. Но отрубленный финал просто убивает.
Джо Р. Лансдэйл «Тугие стежки на спине мертвеца»
Prosto_Chitatel, 30 июня 13:38
Как отдельно взятый апокалипсис превратил очередного мужика в тряпку и мазохиста. Обычно такими штуками балуются эмансипированные авторессы или писатели с пенисом, слишком много накропавшие про мужчин-маньяков и теперь отрабатывающие обязательый номер про опущенного себе подобного, чтобы их не сочли женоненавистниками. Шутка, в которой только доля шутки.
Шикарный постапок от Лансдэйла, где фантазия автора разгуливается без ограничений. Поскольку речь идет об уничтожении всего населения, то с жестью отдельных персоналий можно не мелочиться, и описания гибели человеческой будут сочными, креативными и антидушевными. Казалось бы, полнейшая глупость с развившими активную деятельность кустовыми розами выливается в настоящий праздник жести, который мог соорудить только воспаленный мозг Лансдэйла. Да и все остальное гармонично вплетается в угарный трэш, не переступающий грани клоунады, но явно намекающий, что перед нами нечто с изрядной долей иронии, хотя вроде как и драма.
Жаль, что автор несколько поверхностно прошелся аж по двадцати с хвостиком годам жизни людей в бункере под землей. По некоторым вброшенным идеям и коротеньким воплощениям из этого мог бы получиться настоящий полноценный роман-выживалити в антураже садизма, кровищи, разсчлененки и вылезания наружу истинной животной человеческой природы. Лансдэйл шагает по годам истории жирными сочными мазками, показывая общую картинку на фоне трагедии отдельно взятой семьи муж-жена-дочь. Его фирменный «психологизм в движении», когда герои отражаются, в первую очередь, в поступках, а не в описательных абзацах внутреннего мира, работает, как всегда, на ура. Хотя и рефлексии здесь тоже хватает, но она гармонично вплетена в ткань хорошего экшУна, не дающего банальностям о самобичевании и бессилии перед собственной глупостью в глобальных масштабах вылезти наружу слишком явно, чтобы тем самым испорить общее впечатление.
Отличный пример того, как на небольшом количестве страниц можно поместить целую разрушающуюся всленную: как внешнюю, так и внутреннюю.
Джо Р. Лансдэйл «Поезда, не везущие никуда»
Prosto_Chitatel, 27 июня 13:44
Для настоящих любителей литературы В ПРИНЦИПЕ. Для тех, кого не оттолкнет находка в жестко тематическом сборнике произведения совершенно другого жанра (этим особенно любили баловаться Мартин+Дозуа в собою любимыми составленных сборниках, и получалось иногда здорово, хоть и опасно). В данном случае — один и тот же автор, но совершенно другой жанр и настроение, нежели почти все предыдущее содержимое. Стоило ли так делать — большой вопрос. Судя по камментариям, основная фан-база не слишком довольна, хотя из уважения и ставит шестерки-семерки.
И их можно понять. Рассказ направлен на людей 35+, чтобы его прочувствовать, надо иметь определенный жизненный багаж, при чем, именно тот, о котором говорится в рассказе. Естественно, не дословно, но разочарование в семейной жизни, переживание об упущенных возможностях, не смотря даже на успешную работу, свалившийся на голову возраст, который до этого не чувствовал, жена, которая больше тебя ненавидит, чем любит — все эти ощущения весьма пригодились бы для полного слияния с лансдэйловским «Поездом». Ну, или хорошее воображение и способность глубоко погрузиться в чужую шкуру.
Получилось офигенно лирично, драматично и — что самое важное — под конец оптимистичено. Лансдэйл не просто оставляет человеку надежду. Он «говорит», что верит в возможность перерождения. И этот шанс может быть дан каждому, кто готов его вовремя заметить и считать. Пусть это будет даже на секунду появившаяся в твоей жизни секс-незнакомка, с которой у вас никогда ничего не будет, но зато ее улыбка, искренность которой была тебе отдана, способна решить целую судьбу. И этот выход из поезда фактически в никуда — без прошлого и без вещей из прошлого — настоящий вызов судьбе, на который обязательно нужно решиться, если всё катится в задницу, внешне оставаясь пристойным и стабильным.
Великолепный рассказ не для всех. Но речь идет не об избранных литературных эстетах — мы тут не ради понтов собираемся, — а о возрастной категории.
Джо Р. Лансдэйл «У моря, где камень огромный лежал»
Prosto_Chitatel, 26 июня 16:54
Изредка бывает такое, когда краткость — действительно оказывается сестрой таланта, и на совершенно незначительном количестве листочков рождается что-то путевое. Ландсэйл, как мастер рассказать историю в движении, не пережимая излишними подробностями характеров и описаний мыслительнх страданий, без лирического отображения жизни природы на многие буквенные километры, как отражения состояния общей атмосферы произведения, и в данном случае сумел остаться верен самому себе и буквально из ничего выжал по-настоящему тревожную картинку с суровым финалом и необычным существом с необычными свойствами. Более того, он даже умудрился обойтись без расписывания кровавых подробностей и непосредственно актов убийств — и это все так же удивительным образом сработало на результат. Сказывается его работа в разных жанрах, когда человек знает, где нужно подпустить жести, а где эта жесть более зловеща, когда остается за кадром и мы видим только ее последствия.
Прекрасный образчик байки-пугалки, которую можно рассказывать поздней ночью у костра, держа за задницу подрагивающую от страха подружку. «Жила-была одна добрая светлая любящая семейка. И вот в один прекрасный момент им всем настал кровавый пи...ц...»
Джо Р. Лансдэйл «Джанет находит бритву»
Prosto_Chitatel, 23 июня 13:35
«Рекламный ролик» мира Бога Лезвий. Он же — финальный рассказ в сборнике «БЛ», что, так сказать, накладывает определенные обязательства. Классический мехнизм попадания под влияние милого существа, фанатеющего от всего остренького: от нахождения знаменитой раскладной бритвы и самопореза, случившегося неизвестно каким образом, до жутких убийств и самоубийства, что ожидает всех — и судя по предыдущим рассказам срок этот не слишком-то велик и исчесляется буквально днями, — кто попал под влияние Бога. Что одновременно подкупает и пугает — так это неизбежность. Будь ты хоть трижды положительным товарищем, но если БЛ решил, что ты нужен ему, то рано или поздно ты «найдешь» эту бритву и обязательно так или иначе порежешься. А дальше — все по схеме, и обязательно пострадают еще и самые близкие тебе люди.
Хотелось бы, чтобы в какой-то истории нам все же показали, что есть возможность выпутаться из сетей Бога Лезвий, и что с ним все-таки как-то можно бороться. Но пока такого рассказа нет, будем наслаждаться кровавыми зарисовками а ля «Джанет...», которая сама по себе малоценна, но как образ творящейся в мире Лансдэйла жести — точно запоминающаяся и провокативная. Фактически это заметка из вашей утренней газеты на странице криминальной хроники, где расписана мертвая 15-тилетняя девочка, самым жестким образом зарезавшая родителей, надевшая их головы на ноги и отправившаяся в новой обувке вслед за ними на поиски котла погорячее и чертей поболтливей. А виноват в этом какой-то Бог Лезвий, гены или недосмотревший социум и больная психика — тут уж можно выбирать для себя самим. В данном случае, поскольку все происходит в голове Джанет, автор оставляет нам такую возможность.
Джо Р. Лансдэйл «Случай на горной дороге»
Prosto_Chitatel, 22 июня 20:12
Великолепная выживательная история, эдакий слэшер, где все убийства уже совершены заранее, и только дорога для спасающейся жертвы повсюду устлана уже «готовенькими» телами. Их положения, места нахождения, одежда, повреждения — все помогает нам быстро понять в действии, что с ними произошло и чего хотел от них старый добрый маньячилло. Никаких длинных рассуждений, экспозиций на несколько страниц, ненужных описаний природы и персонажей. Чистый драйв погони охотника за жертвой, оборачивающийся замечательным твистом, который вполне можно угадать по периодическим флэшбекам из прошлого главной героини, но на это просто нет времени и желания: действие по-настоящему захватывает и держит от начала и до конца, как это умеет Лансдэйл. Действительно один из лучших рассказов сборника «Бог Лезвий».
P.S.: Кстати, у данной истории есть прекрасная экранизация, что неудивительно: рассказ очень кинематографичен сам по себе. И фильм сделан на славу — даже если вы читали, то все равно получите удовольствие от смены некоторых деталей и локаций, ввиду чего были изменены частично и экшУн-сцены. А главное — режиссер сумел передать настроение и атмосферу рассказа, а так же не потерять в динамике.
Джо Р. Лансдэйл «Король теней»
Prosto_Chitatel, 22 июня 07:49
Иносказательная история про переход в подростковые проблемы, а так же про то (по классике вашего неприметного вежливого внимательного соседа), как из тихони с комплексами могут вырастать хорошие качественные маньяки.
Шутка. Думаю, Ландсэйл так глубоко не копал, хотя образы определенного типа взросления срисованы им замечательно. Тихий бунт, желание понравиться сверстникам любой ценой, выделиться среди себе подобных, непонимание, как общаться со ставшими вдруг далекими близкими родственниками, и т.д. А для контраста — забитый инвалид, постепенно попадающий под власть Бога Лезвий фактически из-за отторжения общества и нежелания окружающих глубже залезть в голову ребенку, у которого папка зарезал мамку, а потом и сам вскрылся, покинув этот веселый человеколюбивый мир.
Как можно понять, прочитав несколько рассказов о Боге Лезивий, основное слабое место этих историй — это появление самого Бога и его длинное описание, к которому автор вынужден возвращаться раз за разом. Нет, оно, это описание, очень даже крутое и действительно производит впечатление, но только не в сборнике про подобное существо, где мы читаем один рассказ за другим и снова и снова натыкаемся на это описание, ставшее уже не шокирующим, а, скорее, навязшим зубах. Первые пару раз — действительно по-хорошему жестко, и картинка в голове вырисовывается мощная, а вот уже в третий и далее...
Но это, пожалуй, единственное замечание к рассказу, тем более, что в серии про Бога Лезвий этих самых рассказов пока не так уж много. В остальном — отличный триллер про сложных подросков и постепенное затягивание оных в кровавый мир БЛ. История сочная, великолепно написанная и — отдадим должное — прекрасно переведенная. В плане плавности повествования и нарастания градуса напряжения — просто супер гут.
Джо Р. Лансдэйл «Дом-оборотень»
Prosto_Chitatel, 21 июня 13:33
Американский вариант существа а ля Избушка-на-курьих ножках. Идея, опять же, как не скрывает сам автор, родившаяся все из тех же «Пронзающих ночь», где был очень колоритный и мрачный домик с затопленным подвалом, и доведенная до абсурда, когда строение способно передвигаться, летать и пожирать (высасывать) «жизнь» из других домов.
Что всегда приятно у Ландсэйла в таких экшУн-случаях, не будет никаких длинных предысторий, сложных описаний человеческих характеров и прочей кинговской мишуры, когда все равно все приходит к классическому противостоянию добра и зла — здесь полностью очищенная от лишней буквенной листвы жесткая сладкая кочерыжка, поданая в соусе из фирменной иронии и сарказма. Особенно радует, что в главных человеческих ролях вместо поднадоевших подростков или любовной парочки два старых пердуна, которым уже чуть ли не за 90 (!), а они — бегают и со злом борются. Это придает еще больше гротеска происходящим событиям. Сразу вспоминается еще один лансдэйловский дедушка-герой из тех же «Пронзающих ночь», умирающий от инфаркта и разваливающийся на ходу от старости, но все равно активно спасающий изнасилованную учительницу от того, чтобы ее еще и на ремни порезали — тоже весьма запоминающийся образ жизни на всю катушку до последнего.
Забавный небольшой рассказ, способный поднять настроение и вызвать улыбку. Хотя, вроде как, ужасы.
Джо Р. Лансдэйл «Такое с конвейеров в Детройте не сходит»
Prosto_Chitatel, 20 июня 15:32
История о жизни на краю смерти и о том, на что способен человек ради другого человека, когда тот ему по-настоящему небезразличен. Лансдэйл воплотил смерть в живого комивояжера, который разъезжает по стране на мрачном автомобиле и стучится в твою дверь совсем не тогда, когда хочет что-то продать. Смелость главного героя позволяет ему на мизерный срок вернуть себе любимую, но, как всегда, когда имеешь дело с чем-то неотвратимым, за все придется как следует заплатить.
Лансдэйл воплотил шикарный образ Смерти. Буквально ощущаешь ее глобальность и усталость. И ту искренность, когда она забирает двоих вместо одного и дает им возможность насладиться поездокой по-полной. Одно из лучших неюмористических воплощений девушки с косой, в данном случае — бесполого создания, вызывающего одновременно и страх и сочувствие. На совершенно коротком текстовом участке Лансдэйлу опять удалось зацепить воплощенными через действие характерами и уж точно дать прочувствовать ту чистую лирическую нотку между двумя умирающими стариками. При чем — без натуги и без пафоса.
Prosto_Chitatel, 17 июня 13:31
После шикарного романа «Пронзающие ночь» следует ряд рассказов, так или иначе вышедших из этого романа. То ли это не вошедшие и позднее переработанные в самостоятельные произведения отрывки (как, собственно, сообщает сам автор, что несколько не соответствует местами их содержимому), то ли — навеянные сутью идеи рассказы. «Бог Лезвий» — можно сказать, первое каноническое продолжение, где непосредственно тот самый Бог является во всей красе и более не считается «больной фантазией», а действительно — существом вышедшим из парарллельного мира, чтобы кромсать и кайфовать, используя для этого подручных человеков с неустойчивой психикой.
Частично образ Бога Лезвий нам уже раскрывали в романе, но здесь это развернули еще более качественно и зрелищно. Кроме того, уже буквально для дурачков Лансдэйл объяснил, каким образом попадают под его влияние и становятся его рабами. И то, что те, кто принял его в качестве Хозяина, тоже долго не живут. Как и любые маньяки, которым становится все мало и хочется больше и больше.
Получилась весьма атмосферная зарисовочка на тему встречи отдельно взятого товарища с одним из таких адептов. В том самом доме, о котором идет речь в романе «Пронзающие ночь». И «переход хода» от одного носителя к другому. Жутенько и, как всегда у Лансдэйла, драйвово.
Джо Р. Лансдэйл «Пронзающие ночь»
Prosto_Chitatel, 16 июня 17:26
Навел меня на этот роман сам Лансдэйл, нагло использовав его отрывок в другом своем сборнике в качестве отдельного рассказа и обозвав его «Парни есть парни». После него ужасно захотелось узнать, о чем же, собственно, автор и так же ли хорош роман с литературной точки зрения, как и псевдорассказ.
Перед нами — затравка серии о Боге Лезвий. Причем затравка такая, что Лансдэйл во время написания еще сам не знал, что создает культового самостоятельного персонажа, поэтому пошел по классическому пути «существует ли Бог Лезивий, или же это психопатическая игра ума больного сознания — решать вам, дорогой читатель». Это потом он уже сам не будет сомневаться, что Бог Лезвий существует, а тут пока еще играется в это заезженное клише, не до конца сам понимая, что в романе есть места, где определенное действие делает отрицание этого божества бессмысленным. Возможно, поэтому позднее он и осознал, что надо двигаться по дорожке развития такого мощного персонажа и не делать из него просто чью-то фантазию ради попытки реализма.
Можно сказать, что «Пронзающие Ночь» — это еще не совсем тот Лансдэйл, который укрепился потом. Здесь это больше Стивен Кинг, в которого вселился Джо Лансдэйл. Нам выдают одновременно и развитое знакомство с персонажами (куда более глубокое, чем обычно), и мясной экшУн (но без тех «изысков» Джо, которые появятся у него в более позднем творчестве), и расписанные психологические зарисовки. Обычно Джо идет по более простому пути, показывая своих героев в динамике, а не в болтовне или описании внутренних переживаний и рефлексий. Так же он сдерживает себя и в плане кровавой каши, оставляя ее на последнюю треть книги. И, кстати, от этого чудовищные поступки подростков смотрятся еще страшней из-за определенной недосказанности, но в то же время постоянных мельканий всякой жести, которую то ждешь, то уже не ждешь, понимая, что с тобой играют в психологические кошки-мышки.
Но Лансдэйл не был бы самим собой, если бы даже в одном из первых своих романов под занавес не устроил кровавый ахтунг, заставляющий героев пересмотреть не только свои взгляды на жизнь и писовое целКомудрие, но и выйти из зоны комфорта настолько, чтобы испытать не себе всю «прелесть» состояния хищника, а не жертвы. И получилось это у него, как обычно, на все сто. Уж что-что, а в экшУн этот товарищ умеет по-взрослому.
Прекрасная вещица. И главный плюс — это действительно мог бы быть Стивен Кинг. Только Кинг бы затянул всю эту историю страниц на семьсот и не выдал бы такую колоритную движуху (при всем моем к нему искреннем уважении), а Лансдэйл справился за триста страниц и включил драйв от начала и до самого конца.
Джо Р. Лансдэйл «Ад в лобовом стекле»
Prosto_Chitatel, 16 июня 07:33
Эссе, которому можно позавидовать его художественности. Читается, как полноценный рассказ, по-настоящему увлекает темой, которая совершенно не близка нашему народу. Более того, не очень-то даже хотелось начинать чтение, ибо казалось, что ничего интересного из этого выжать нельзя. Однако Лансдэйлу в большинстве случаев можно довериться, и он в очередной раз не подвел. Об автокинотеатрах написано так, что их воспринимаешь, как какой-то единый живой организм, разбросанный по стране, как какую-то грибную систему, незримо связанную между собой невидимыми корнями, идущими глубоко под землей. И от этого становится даже немного жутко, чего, собственно, и добивался автор. И все эти дополнительные истории, добавляющие колорит и настроение, работаеют на общую атмосферу, как надо.
Эссе заканчивается почти полноценным рассказом-фантазией на тему, и этот рассказ так же хорош, как и эссе. Его вполне можно было бы издать отдельной полноценной историей, но Лансдэйл решил не пожалеть материала, чтобы он располагался именно сдесь всего лишь дополнительным придатком, и это говорит о том, что это действительно важная для него тема. Воспоминания, как часть детства-юности, часть его взросления и развития Америки. И это не может не подкупать. Тем более, что, как всегда, написано замечательно.
Джо Р. Лансдэйл «Толстяк и слон»
Prosto_Chitatel, 13 июня 17:02
Пожалуй, единственный рассказ Лансдэйла, который я так до конца и не понял. Лансдэйл — это не тот автор, который прям блестает сложностями, его конек — это действие и раскрытие героев в этом действии. Тут же нам предлагается что-то с началом, серединой и... отсутствием какого-то логического конца. Ну, то есть, конец-то есть, но он такой невыразительный и без твиста, напрашивающегося всю дорогу. Недалекий человечек баптист Сонни хотел прозрения, прошел ритуал и... получил прозрение. И это финал?
То, что Лансдэйл не долюбливает (мягко говоря) баптистов, это понятно, и это он не забывает транслировать при каждом удобном случае. Ради этого отдельный огород городить без особой сюжетной идеи? То, что баптизм для него — это танцы с бубнами, и для этого он придумал, что они, баптисты, в своем «творчестве» руководствуются чем угодно, включая даже африканские шаманские галлюцинации? Забавно, конечно, но не нам, россиянам. Наверное, американцам это будет смешнее.
А в целом — мимо. Хотя написано, как всегда, хорошо и захватывает. Но... никуда не приводит, а это просто обидно.
Джо Р. Лансдэйл «Парни есть парни»
Prosto_Chitatel, 3 июня 13:47
Начиналось все, словно сон сурового наркомана, продолжалось а ля лучшие галлюцинации Ницше и... закончилось. Трудные подростки были выведены Лансдэйлом на новый уровень, от которого наши парни 90-х на райончиках тихо плакали бы от зависти. Фактически два готовых маньяка, чьи желания блестят на солнце, как орудия Бога Лезвий. Е...ться и убивать — вот смысл жизни, доминировать каждую секунду, бросать вызов всему и вся каждый божий день. Нагибать пенитенциарную систему Америки любыми доступными способами, включая собственный юный возраст, и жить, зная, что есть определенный порог, за которым все становится бессмысленным.
Лансдэйл опять берет прямо за уши и не отпускает до самого конца. Вроде бы, тут не то его классическое действие, скорее, кинговские психологические разговорно-хожденческие выкрутасы, но все равно именно лансдэйловский стиль исполнения превращает все это в ту самую движуху (в данном случае, в головах героев), за которые его так и любит народ. Тонко подмеченные мелочи, странный, практически такой же маньячный дом, где живет главный отморозок, колоритные подручные на подсосе и забитые затраханные девчонки, жертвы уже по природе своей с точки зрения новых властителей мира. Читаешь — и понимаешь, что автор ничем хорошим заканчивать не собирается, и оттого атмосферка сгущается по самое не балуйся. Читаешь-читаешь-читаешь-читаешь. И автор действительно... ничем хорошим на заканчивает. Он просто обрывает рассказ на полуслове.
P.S.: И только в меру своей природной любознательности, а так же непонимания такого наглости я узнаю, что это — всего лишь слегка переработанный отрывок из романа Лансдэйла «Пронзающие Ночь». Один из цикла историй про Бога Лезвий. Хамство, конечно. Но отрывок настолько офигенский, что теперь просто срочно надо читать этот роман.
Джо Р. Лансдэйл «Письмо с южной стороны»
Prosto_Chitatel, 2 июня 17:01
Забавная зарисовка про альтернативную историю, так и не до конца мною понятая: то ли южане победили в гражданской войне с примкнувшими к ним индейскими племенами, то ли индейцы победили с самого начала всех переселенцев, а потом была все-таки американская гражданская война, и южане были у индейцев на подсосе против северян. Много изложено в коротеньком письме исторических перевертышей, вызывающих улыбку, и в целом идея религиозной направленности, ведущей к чудовищным преступлениям, как к естественной форме жизни, как к исполнению суровой, но необходимой божьей воли, тоже ясна. Но как-то получилось слишком коротковато и не до конца внятно. Хотелось бы, чтобы этот ручеёк черного юмора был развернут более мощным потоком, и картика образовалась полней, насыщеней и даже пусть суровей.
Возможно, Лансдэйл решил, что именно в такой жесткой ударной микро-концентрации рассказ будет работать лучше, и его идей вовсе не хватит на что-то большее. Однако тут уж вынужден сказать, что один из моих любимых авторов хоть и не потерял в качестве мастерства рассказчика, но слишком запутал то, что можно было высказать не менее ярко, но более просто. Тем более, что как раз Лансдэйл-то это умеет очень хорошо.
Джо Р. Лансдэйл «Говорю вам, это любовь»
Prosto_Chitatel, 30 мая 12:47
Попытка залезть в голову маньяка и проанализировать его изнутри, с его же точки зрения. Довольно стандартная апелляция к человеческой сущности, когда в каждом из нас сидит зверь, которого мы кормим через визуальное потребление насилия в виде агрессивного спорта, боевиков, фильмов ужасов и т.д. и т.п. И только смелые и действительно великие духом ребята и девчата способны пойти дальше и кормиться уже реальными страданиями и смертями. И что нет в этом ничего, кроме реального кайфа и истинного единения со Вселенной.
Стандартный набор идей, однако поскольку за дело берется Лансдэйл, у него получается и нагнать общей мерзопакостной атмосферки, и дать почувствовать жутковатую «правду жизни» отдельно взятого отморозка. Да еще интересно показать маньяков в связке, когда один поддерживает другого, из-за чего им кажется, что они уж точно правы во всем. И при всех тех «мудрых» мыслях мы видим, что маньяк — это неконтролируемое животное, который просто не может остановиться. Ему всегда нужно еще и еще. И в бОльших количествах. И все эти побасенки ведут не к вершинам человеческого духа, а в лучшем случае к психушке, в худшем — к собственной смерти.
Неплохая зарисовка на тему.
Джо Р. Лансдэйл «Валентинка из стали»
Prosto_Chitatel, 29 мая 12:29
Очередное безостановочное приключение от Лансдэйла, где герой раскрывается в своих поступках. Напряжение происходящего зашкаливает, особенно учитывая, что «хорошие» у автора далеко не всегда побеждают. Никогда не понятно, кто кого сожрет (если, конечно, ты не из франшизы про Преподобного), убъет или изнасилует, и кто в итоге выйдет сухим из воды.
Здесь, правда, все по классике. Рогатый муж, конечно же — злодей и тиран, иначе месть была бы не так очевидно принята читателем. Например, если бы товарищ просто под влиянием измен жены решил наказать ее и любовника (что называется, в измененном состоянии сознания), но при этом во всем остальном был бы исключительно положительным человеком. С другой стороны, вряд ли бы хороший человек вообще был бы способен придумать подобный изощренный способ мести.
Лансдэйл, как всегда, вложил всю мощь своего мастерства в динамику, сделал акцент на колоритнейшем противостоянии человека и зверя и зафиналил хоть и очевидным, но мощным твистом. История не нова, но воплощение — великолепно. Особенно если вы любите яркий зрелищный, буквально влетающий в голову красочными картинками экшУн. Но и психологизма поведения героев вполне достаточно, чтобы это не были просто два картонных персонажа, а наоборот — живые люди со своими страстями, за которых не зазорно и посопереживать.
P.S.: Много читал в комментах о безобразиях, творящихся в переводах серии «Мастера Ужасов», но до этого момента был вполне доволен, параллельно «уписывая за обе щеки» два тома Лансдэйла. Пока не наткнулся в этом рассаказе на то, что у собаки вдруг вместо лап в паре предложений появились... ноги. Пока это единственный серьезный косяк, слегка испортивший чтение, который я спишу на усталость перегруженного работой переводчика и легкую расхлябанность редакторов. Надеюсь, подобное будет встречаться нечасто, ибо еще несколько томов серии все еще собираюсь в будущем зачесть.
Джо Р. Лансдэйл «Руками гнева»
Prosto_Chitatel, 28 мая 20:18
Сплаттерпанк для меня — это все-таки нечто такое, что может шокировать даже много читающего близкое к материалу человека. А мысль в том, что жанр этот — он не нечто устойчивое, это термин в движении, когда то, что тебе когда-то казалось реальной жестью, сейчас воспринимается если не на уровне детского утренника, то уж точно не задевает тех струн души, когда хотелось помыть хотя бы руки после прочтения, но при этом и... прочитать еще нечто такое. То есть, скажем, для тебя то, что пять лет назад казалось мощнейшим сплаттерпанком, сейчас уже не сплаттерпанк, хотя текст при этом ни на грамм не изменился.
Вот примерно то же самое и с «Руками Гнева». Прочитай я его лет двадцать назад — это бы показалось настоящей жестью. Ну, как же: такие мясные описания, плюс совершенно ледяное зло, вообще не осознающее себя таковым. Да еще это зло вообще не будет наказано и так и не поймет, что оно — зло. Раньше бы такое реально выбило из колеи и точно шокировало. Сейчас я уже воспринимаю такой рассказ больше, как тонкую сатиру на жанр, некий жесткий стеб, манипулирующий специальными некорректными в классическом понимании приемами, маскирующими сие для более «голодного» читателя под жуткую педофильскую маньячно-религиозную мясную лавку.
Ну, серьезно. Сражение черного пастора с неубиваемой мамашей — верх юмористического экшУна за душу и тело девочки, которая вообще никогда не знала, что у нее есть душа, и что ее тело можно использовать как-то еще, помимо выковыривания из носа козявок или бега вокруг дома за местными лягушками. А эта фишка с фанатичным желанием крещения! А маниакальное стремление маньяка к цели, когда автор вообще «стирает» окружащее пространство, и эту погоню с визгами, криками и прочей веселухой никто не видит и не слышит, а сам маньяк даже и не думает о том, что это кто-то может увидеть и услышать. Рассказ Лансдэйла полон такого стеба, что при всей драматичности темы невольно возникает местами улыбка от происходящего. Но это — опять-же — именно «ДжонниТоВское» развитие персонажей в действии, когда убираются ненужные элементы и остаются только ярко описанные поступки, характеризующие лучше любых дополнительных описаний и погружений в лирические отступления. Лансдэйлу подобное удается, как никому другому. И при всем при этом до самого конца и не теряется понимание, что здесь нет никакого оправдания зла и нет описания насилия только ради самого насилия. Многое Лансдэйл мог бы описать куда подробней (и вот это был бы сплаттерпанк — так сплаттерпанк!), но он сознательно дозирует количество жести, не боясь ее, но и не перебарщивая.
Замечательный ироничный рассказ о зле. Но о таком зле, которое никогда не поймет, что оно зло. Более того, оно даже считает и будет считать себя добром.
Джо Р. Лансдэйл «Утиная охота»
Prosto_Chitatel, 27 мая 22:06
Слишком предсказуемый рассказ, твист которого лежит на поверхности. И если бы это был не Лансдэйл, который любой примитив может превратить если не в конфетку, но точно во что-то удобоваримое, то и читать бы его не стоило советовать. Но Лансдэйл — это Лансдэйл. Здесь ему, конечно, сложней развернуться из-за микро-концепции и микро-хронометража, но даже в такой крошечной книжной вслеленной он умудряется нагнать атмосферы и заинтересовать героем-подростком, вполне себе классическим, но с особенным лансдэйловским колоритом.
Какой-то культ у меня получился из вышеописанного, хотя товарища Джо Л. я не возвожу на пъедестал абсолюта ни в коем случае. Просто это человек стабильности и если и эксперимента, то в строго отведенных собственных рамках, знающий, что нужно его поклонникам. И какая бы идея ни пришла ему в голову — она будет заходить его адуитории просто потому, что он станет нанизывать их хотелки в той или иной форме на нужные, четко выверенные букАвы. А отменное местерство рассказчика ему в этом особенно поможет.
«Утиная Охота» — ничего выдающегося. Но в исполнении Лансдэйла — чуть лучше, чем ничего выдающегося.
Prosto_Chitatel, 23 мая 14:44
Как-то все привыкли к тому, что Лансдэйл — это, прежде всего, ураганный экшУн. Но почему-то без особого внутреннего содержания, как многими принято считать. И совершенно не учитывается классическое «ДжонниТовское» развитие персонажей в действии. Когда не нужно лирических отступлений, дополнительных описаний характеров, множественных около-рядом диалогов без особой привязки к сюжету — в первую очередь, о человеке говорят его поступки ундер действия. Персонаж раскрывается именно в том, что он делает, а не говорит или думает. Более того, именно в действии наиболее ярко можно отобразить изменение персонажа, как короткое эмоциональное, так и более пролонгированное психологическое.
Именно этим часто и занимается Лансдэйл, когда устраивает свои безостановочные приключения. И именно поэтому они настолько увлекательны, что нам не надо ничего дополнительного, чтобы вжиться в шкуры персонажей, прочувствовать их и ощутить изменения в их личностях на протяжении экшУн-истории безо всяких дполнительных опций, кроме, казалось бы, откровенного развлечения.
«Яма» — как раз и относится к таким рассказам Лансдэйла. Это не Преподобный Мерсер, где действительно во главу угла ставиться чистая адреналиновая развлекуха. Здесь главный герой проходит целые стадии развития, хотя, казалось бы. на первый взгляд, это просто мощные колоритные описания сначала драки собак, а потом — схватки людей. Недаром нам подаются сразу два героя, вроде бы, разноплановых, но на поверку — одинаковых, просто на разных уровнях отрицания и принятия действительности. Эмоционально рассказ захватывает с головой, но он больше не про читсый экшУн (хотя казалось бы!), а про то, кем/чем способен стать человек в безвыходной ситуации. Как он может пересмотреть свою прошлую жизнь, свои «незыблимые принципы», свое отношение к жизни и смерти.
Шикарный рассказ, один из лучших у Лансдэйла.
Prosto_Chitatel, 20 мая 14:21
Экранизированный рассказ, о котором многие узнали благодаря «Любви, Смерти и Роботам». И после прочтения становится понятно, почему, скажем, мне не понравился мультик и понравился рассказ. Казалось бы, изменено несколько не слишком значительных деталей, но многие акценты из-за этого смещаются. Рассказ Лансдэйла — он жестче, куда менее романтичен и вместо безбашенности юности (мульт) заточен на безысходность старости (рассказ). Тут все мрачнее и натуралистичней, что ли. Нет, тут нет классических лансдэйловских особенных мясных подробностей, но сама история как-то больше приближена к земле, из чего весь этот призрачный мир океана работает при появлении куда лучше. К тому же, на удивление мульт смотрится просто скучноватым и затянутым, а рассказ наоборот — пролетает, как пуля.
В любом случае, спасибо как Лансдэйлу за очередную необычную и интересную историю, так и мультипликаторам за возможность сравнить два мира: литературы и кино (мульта). Кстати, Лансдэйл сам по себе очень кинематографичен, и то, что по нему не снимают — очень и очень странно. Надо только не пытаться выпендриваться и лепить отсебятину при полностью готовом материале, а в данном случае — переносить практически дословно, потому как материал вполне позволяет. Надеемся, когда-нибудь это произойдет.
Джо Р. Лансдэйл «Рыжеволосый мертвец»
Prosto_Chitatel, 19 мая 16:54
Напоследок Лансдэйл вообще решил не заморачиваться с предысторией да и сюжетом в целом. Просто экшУн-приключение от начала до самого конца. Противоборстово с отдельно взятым слишком подвижным мертвецом в отдельно взятой локации, ограниченной буйством отдельно взятой стихии. Можно было бы поругать для проформы за отстутствие чего бы то ни было — ни классческого встреченного рассказчика ориджинала, ни нового подручного в деле, ни каких-то попыток объяснить, почему Преподобный оказался в этой местности. Но вот совершенно не хочется. Опять чистый незамутненный драйв на десяток страниц перекрывает желание поворчать по поводу художественной нагрузки в виде дополнительных опций. А гнать качественный продуманный экшУн Лансдэйл умеет. Просто мчишься вместе с ним по по словам, поглащая предложение за предложением и... неожиданно оказываешься у финиша. И при этом не кажется, что прочитал какую-то пустышку, после которой вообще ничего в голове не остается. Тут как раз приключение оседает внутри черепушки, и удовольствие от чтения остается с тобой. Лансдэйл до самого конца эпопеи о Мерсере сумел сохраниться замечательным рассказчиком.
P.S.: Кстати, лошадь опять умрет. Не везёт — ха-ха — Преподобному с этим делом. Лошади четыре пришлось сменить за все шесть историй.
Джо Р. Лансдэйл «Угольная чернота»
Prosto_Chitatel, 18 мая 20:49
Рассказ, открывающий нам новые грани характера незабвенного, но пока еще живого Преподобного Мерсера. То, что он может отшмалять с особым цинизмом напавших на него грабителей — правда, тоже с явным садистским уклоном, что нечто новенькое, — это понятно. Но он уже и пачками людей в городе кладет без малейших сомнений. Да, эти люди довольно агрессивные, но уже не та смертельная опасность, что на большой дороге. Более того, одного из двух кузенов Преподобный валит только за то, что тот обещал ему припомнить смерть своего родсвенника. Да, там в целом все ублюдки, однако это первый рассказ, где нам показывают Мерсера куда в более жестком ключе, чем обычно. Это интересно, и это развитие персонажа. Только не слишком мотивированное, потому как в предыдущих историях у него так же были возможности поиграть в жесткие игры с людьми, а не с нечистью, но он решал проблемы по-другому. Например, в тех же «Дурных знамениях».
В остальном — перед нами все тот же старый добрый Лансдэйл: жесть, кровища, безостановочный экшУн. Истрия несколько прибавила в юморе, когда к Преподобному присоединилась в качестве компаньонки мисс Флауэр, пероснаж весьма колоритный и объемный во всех отношениях. Дама спорной наружности и приятной окружности. Казалось, что она будет только раздражать, учитывая ее «мощное» половое прошлое и весьма уродливый вид, но даже тут Лансдэйл, как толковый рассказчик, умудрился сделать из нее шикарного полноценного камеди бадди, и вот уже за нее начинаешь переживать не меньше, чем за Мерсера. Тем более, что Флауэр весьма активный перс, более того, только благодаря ей Преподобный сможет в дальнейшем продолжать свои путешествия, а не бултыхаться в желудках десятка кобальдов, разорванный на вкусные куски. Кстати, это первый из рассказов, где он оказался в таком положении, когда его пришлось выручать кому-то другому.
Еще одна скоростная экшУн-история про дела странного посланца Божьего. Да еще и приправленная забавным ироничным юморком.
Джо Р. Лансдэйл «Ползучее знамение»
Prosto_Chitatel, 18 мая 14:27
Лансдэйл продолжает держать марку, выдавая ровно то, чего от него ждут люди, знакомые с его творчеством. Мир достаточно детализирован, будут всякие мелкие фишки для антуража, но ровно настолько, чтобы не перегружать основную историю излишними подробностями. Второстепенные герои подствечены так, чтобы до конца не было понятно, кто останется в живых кроме Преподобного. а кто — нет (единственное, не хотел бы я быть его конем, им постоянно не везет). Будет обязательный рассказчик ориджинала, чтобы не удлиннять историю всякими ненужными походами да поисками как, где и что зародилось. И, конечно, безостановочный экшУн практически от начала до конца, расписанный на множество страниц, где фантазия автора орудует со всей ему присущей элегантностью и изобретательностью.
Говорят: простота — хуже воровства. Но только не в случае с Лансдэйлом. Это чистейший экшУн-движок, настроенный на прямое изложение полноценного приключения, за которым хочется следить от начала и до финала. И никакого испанского стыда за то, что где-то было чутка наивно, а где-то — слишком упрощенно-комиксово. Все вписывается в рамки излжения. Стилистика работает на автора на сто процентов. Пока сколько ни читал товарища Лансдэйла — всегда получал ровно то, на что рассчитывал. Надеюсь, и дальше будет так же. А эксперименты с лирикой, драмой и сложными сюжетами будем искать у других авторов. Которые не способны настолько здорово подавать хоррор-экшУн.
Джо Р. Лансдэйл «Джентльменский отель»
Prosto_Chitatel, 16 мая 16:53
Обожаю Лансдэйла за его стабильность. Он выдает четко то, что от него ждешь. Те, кого хлебом не корми — дай поэкспериментировать, возможно, и правы с точки зрения поиска, но при таком обилии авторов найти именно того, в ком точно не будешь разочарован по причине постоянного определенного качества материала, просто здорово. Возможно, у него еще все впереди, и мы увидим еще нечто такое, что выведет товарища на совершенно другие литературные горизонты, но пока так. Незамысловатое приключение, шикарная скорость повествования, пунктирные по характерам, но очень мощные по восприятию герои, куча мелких деталей мира, в котором они живут, и — длинные продуманные захватывающие по самое небалуйся экшУн-сцены.
«Отель для Господ» ни в чем не отходит от этой концепции. Чистое хоррор-развлекалово на все проценты. Никаких заигрываний с драмой, никаких длинных ведущих в никуда диалогов с целью «усложнить» окружающий мир, никаких пафосных попыток показать. что у него тут где-то на огороде зарыты вторые и третьи смыслы. Вроде бы, совсем не хвалебные вещи. Но, блин, — это здесь вещи хвалебные! Убраны все элементы, мешающие кайфовать и получать адреналиновый заряд. Правда, для этого надо еще быть прекрасным рассказчиком, уметь поставить экшУн не хуже Джеки Чана и расписать его так интересно, чтобы читатель глотал страницу за страницей. И даже некоторая комиксовость происходящего в виде совсем уж несерьезного персонажа-ковбоя-призрака, нужного исключительно потому, что все вокруг мертвы, а рассказать ориджинал про появление нечисти кому-то надо, не портит дело. Да, несколько сниажает градус накала страстей и, да, слегка теряешь ощущение «реалистичности» происходящего, но Лансдэйл своей бескомпромиссной брутальной движухой все равно заставляет всех своих персов работать на себя и на общее дело, поэтому читатель тупо принимает все вынужденные обстоятельства и снова попадает в ловушку обаяния Скоростного Джо.
Молодца.
Джо Р. Лансдэйл «Дорога мертвеца»
Prosto_Chitatel, 12 мая 21:09
Фактически прямое продолжение «Смерти на Западе», ибо действие разворачивается буквально через несколько дней и осбытия предыдущего романа даже упоминаются. Что совершенно не мешает читать рассказ, как вполне самостоятельную историю, так как Рейнс — это эдакий самодостаточный, аккумулирующий вокруг себя приключения различной степени мистичности и жутковатости перец. Скажем, как тот же Пуаро, который куда не поедет или не пойдет — там обязательно кого-то грохнут (я бы такого товарища в гости звать не стал). Так и Преподобный: увидел его поблизости — жди беды. Или же она уже здесь, как в данном конкретом рассказе.
Забавно, что уже во второй истории Рейнс сам о себе говорит, как о прожженном борцуне с нечистью, хотя в первом романе он сам явно был в шоке от того, что за ним бегали живые мертвецы да их демон-руководитель в виде дохлого индейца. Нам явно давали понять, что для него это тоже вновинку. То есть, после первой же всречи с потусторонним он заматерел так, что перестал воспринимать все эти дела, как нечто нереальное.
Лансдэйл — мастер прямолинейного экшУна. Он у него получается просто шикарно. Безо всяких лишних отступлений, без траты на излишние описания характеров, пейзажей и лирических драм он умеет отлично нагнетать атмосферу и затягивать в кругворот событий. Вот и в «Дороге Мертвеца» он пускается с места в карьер и до самого последнего листа не отпускает, давая возможность насладиться своим фирменным разнообразным текстовым драйвом, когда, начиная читать, уже трудно оторваться до самого конца. Нечисть будет повержена длинно и креативно, а читатель — любитель хорошей движухи — точно останется доволен.
Джо Р. Лансдэйл «Умереть на Диком Западе»
Prosto_Chitatel, 11 мая 18:11
Автор, не стесняясь, заранее раскладывает создание романа по полочкам и честно заявляет, что это его же переработынный сценарий. Помниться, в 90-ые была такая серия книг, где под видом романов, связанных с блокбастерами Голливуда, помимо оригиналов того же Моррелла издавались совершенно наглые подстрочники сценариев, лишь слегка приведенные в вид художественной книжки, читать которые было просто невозможно, если, конечно, ты не адовый фанат какого-то отдельного фильма. Фильм Лансдэйла так и не вышел, но то, что этот роман до этого был сценарием, чувствуется. Стиль изложения, отрывистость, отсутствие художественных приемов, которые бессмысленно запихивать в сценарий — все это есть и здесь. Более того, главки здесь разбиты на микроскопические разделенные сценки, фактически описывающие отдельные «картинки» происходящего, так что вообще есть ощущение, что еще и какой-то комикс, изложенный в тексте, читаешь.
ОДНАКО. Казалось бы, ничего хорошего у автора при таком подходе получиться не могло. Но Лансдэйл — прекрасный экшУн-рассказчик и буквенный визионер от Бога, поэтому через какое-то время на все вышеперечисленное перестаешь обращать внимание, потому как он умеет завлечь читателя отличной динамикой и полным отсутсвием ненужных сюжетных линий, служащих только провисанию сюжета и замедлению его динамики. Некоторая картонность персонажей и отсутствие их глубокого раскрытия пугают только поначалу. Потом идею улавливаешь и просто погружаешься в полноценный ужастиковый экшУн-вестерн, где нет ничего, кроме пыли, грязи, индейских проклятий да суровых подлецов. И никакого заигрывания с тем, что перед нами нечто большее, нежели чистой воды развлекательное чтиво.
Мерсер у Лансдэйла получился при всей ходульности его образа неоднозначным товарищем. И выражается это в том, что «по ходу пьесы» он вызывает весь спектр эмоций: от раздражения, неприятия до полноценного сопереживания. Пусть это сопереживание и не такого уровня, что кто-то мог бы пустить слезу от его кончины, но расстроиться, что у подобного персонажа не будет книг-продолжений, вполне можно. Конечно, из-за некоторой условности характеров всех описанных в романе товарищей их действия и поступки выглядят порой неубедитльными с точки зрения мотивации (например, когда преподобный вдруг начинает признаваться в любви не только своей новой подружке, но и тут же пацану, которого видел пару раз в жизни и поучил его один раз пострелять из пистолета). Зато грамотное развитие событий, гармонично раскрученное по экшУн-спирали от начала к концу, когда несколько десятков страниц в финале происходит полноценное побоище и противостояние с силами зла, с лихвой компенсирует подобные недостатки.
Чистой воды литературный аттракцион. Любителям забыть обо всех проблемах и всласть прокатиться на американских горках. Лансдэйл умеет делать добротный экшУн, от которого трудно отказаться даже фыркающему на всякое бульварное эстету.
Джо Р. Лансдэйл «Как в приключенческом романе»
Prosto_Chitatel, 24 апреля 16:49
Лансдейл создал потрясающий фактически новый мир, не загаженный марсианскими стереотипами. ПОЧТИ. И действие у него не в песках и пустянях, а во льдах и снегах, и его усопшие марсиане выглядят куда более монументально, чем в рассказах многих его предшественников, и фауна Марса совершенно необычна, хотя по сути это все те же пернатые да акулы.
Лансдейл — большой любитель кропать вестерны да ужасы, это, можно сказать, его основная специализация. И все элементы этих двух жанров присутствуют и здесь во всей красе. Фактически перед нами то же путешествие на санях по какой-нибудь Аляске в упряжке собак (ближе даже к Джеку Лондону, но суть та же), только в фантастическом антураже Марса. А за пугалки отвечает отмороженная ледяная акула, неотступно преследующая главную героиню не только подо льдами, но и на поверхности: дело в том, что местные клыкатки вполне себе спокойно могут долго и с пользой для желудка перемещаться по любой поверхности.
Рассказ называется «Как в приключенческом романе» и действительно — получилось приключение — что надо. Перед нами безостановочное движение от начала к концу без единой возможности передохнуть, с постоянными новыми сюжетными открытиями. Казалось бы, куда сюда можно приплести марсиан, если девушка просто везет вакцину из одного места в другое и по дороге сражается с внешними врагами-животными? Ведь оное будет просто лишним звеном в выверенной истории совершенно про другое. Но Лансдейлу и это удается гармонично вплести в сюжет, не выплеснув, что называется, дитя вместе с грязной водой. Вообще, товарищ — великолепный рассказчик, замечено уже не раз. И тут он еще раз подтверждает свое мастерство.
Чистый адреналин. Без всяких философствований и второго дна. Иногда так и надо. Кайф.
5T2, 6 апреля 20:58
Хороший, атмосферный, скоротечный и довольно предсказуемый рассказ. Сюжета в такой короткий промежуток текста удалось вплести по минимуму, но здесь это и не особо надо — весь смак в атмосфере и добротном описании Бога Лезвий. Ещё отмечу, что история в истории под чистую копирует описанное в «пронзающих ночь», но полагаю, сделано это специально, дабы читатель лучше усвоил алгоритм действий этого самого Бога.
Мистическая часть всё ещё остаётся под вопросом, и это однозначно радует.
Джо Р. Лансдэйл «Дорога мертвеца»
Эрик Дрейвен, 4 января 13:01
Преподобный Джебидайя Мерсер, вооружившись Библией и кольтом 45-го калибра, колесит по Дикому Западу и уничтожает всякую нечисть ..... ну и разных плохишей за компанию. Сборник состоит из повести «Смерть на Западе» и пяти рассказов. Повесть изначально была сценарием, но поскольку фильм так и не состоялся, то была переработана по принципу «не пропадать же добру». Предельный минимализм в диалогах, описаниях и характерах героев поначалу «резал глаз», но в процессе чтения преобразился скорее в достоинство — кристально чистый, аки слеза, зомби-хоррор, где нет ни одной лишней буквы, только драйв, мочилово и атмосферно-брутальное «кровь.кишки.распидорасило». Рассказы не менее хороши и достаточно разнообразны и по «поголовью» нечисти — вампир, оборотни, гоблины ...... и по жанру — лавкрафтовскую «тварь из глубин» сменяет вполне себе говардовская героика. И всё это великолепие в густой, сочной и буквально физически осязаемой атмосфере Дикого Запада. На мой вкус превосходно.
Джо Р. Лансдэйл «Руками гнева»
Эрик Дрейвен, 4 января 13:00
Этот сборник мне понравился значительно меньше, чем «Дорога мертвеца». С одной стороны разнообразие тематики рассказов должно было бы наоборот, сыграть «за» автора ...... но на мой взгляд, мягко говоря, не пошло на пользу. Потому что сам Лансдейл далеко не универсал, которому всё подвласно. Джо как рыба в воде чувствует себя там, где надо «дать грязи и треша», приправить чёрным как задница ниггера юморком и всё как следует залить атмосферой юга американской глубинки. Фирменное блюдо получается острым и привлекательным, несмотря на возможную изжогу. А вот «выход за флажки» чаще всего выходит неубедительным. Добрая половина рассказов напомнила мне скорее какие-то невнятные наброски, в некоторых случаях с отличным началом, но безжалостно запоротыми серединой и концовкой, вызывающими вопрос «Ну и зачем было огород городить?». Единственное исключение — «Тугие стежки на спине мертвеца», добротная и жуткая постапокалиптика, идеально от первого предложения до финальной точки.
Джо Р. Лансдэйл «Солдатское житьё»
Prosto_Chitatel, 17 декабря 2023 г. 08:09
Великолепная вестерн-зарисовка от имени простецкого черногокожего беглого, неграмотного, туповатого, относящегося к жизни, как к течению из точки А в точку Б, но при этом совершенно искреннего и не боящегося грязной правды бытия, ибо для него она — единственная, другой ему жизнь не предоставила. Отсюда и стиль повествования, для кого-то вполне способный показаться излишне жестким и даже местами мерзким, но попробуйте родиться в жопе мира рабом, каждые утро, день и вечер которого состоят из работ в поле, постоянной личностной деградации, физических истязаний и унижений, врожденного ощущения себя человеком даже не второго, а самого последнего из сортов — вряд ли тут заговоришь сонетами Шекспира и духами будешь пахнуть. Отсюда и совершенно свободные разговоры про дерьмо, вонь, смерть, убийства и прочее.
Рассказ написан прекрасным языком — с учетом того, о чем говорилось выше и о ком говорилось выше, — быстро вовлекает в себя и не смотря на то, что история фактически такая же прямолинейная, как и жизнь самого героя, она становится целой вехой и вызывает интерес не менее, чем какая-нибудь знаменитая битва, изменившая судьбы мира. Один из лучших рассказов в сборнике «Воины». Хотя опять не имеющий отношения к темному фэнтези. Ну, к фэнтези уж точно.
Джо Р. Лансдэйл «Лето бешеного пса»
arey951, 14 декабря 2023 г. 08:28
Действительно, произведение во многом повторяет сюжетную основу романа «Убить пересмешника», но все же это не простое подражание, а скорее вдохновение. История написана интересным языком, который удерживает внимание читателя до самого финала. К сожалению, в тот момент, когда ты осознаешь параллели с Харпер Ли, нетрудно предугадать дальнейшее развитие событий. И особенно концовку. Я заранее знал, чем все закончится, а потому испытал легкое разочарование, когда оно действительно именно так и закончилось. Автор не оставил никаких сюрпризов и до последнего слова следовал своему более великому вдохновителю. Да и личность убийцы, честно говоря, тоже довольно предсказуема. Но прочесть определенно стоит.
Джо Р. Лансдэйл «Ночь, когда они не пошли на ужастик»
pontifexmaximus, 7 декабря 2023 г. 16:12
Если чтение скучного рассказа уместно сравнить с перелистыванием таблиц Брадиса, памятуя о том еще, что таблицы эти имеют вполне осязаемую пользу...
То с чем сравнить чтение мерзкого рассказа? Ну, вот был в 1183 году такой случай, когда в Эрфуртском замке провалился пол, и многочисленные князья и рыцари погибли в скопившихся под оным нечистотах. И лишь император Фридрих Барбаросса чудом спасся, ибо ему все же суждено было утонуть в реке, а не в фекалиях...
И вот в рассказе этом тонут все надежды на эстетическое удовольствие, на интересный сюжет, на вообще какие-либо чувства и эмоции, кроме брезгливости и отвращения...
И ты, как император Фридрих, лишь чудом спасаешься от отвращения к жанру ужасов, поскольку все же знаешь, что есть окно в мир нормальных леденящих кровь произведений, через которое ты по веревке спустишься, оставив позади смердящее вместилище всяческой мерзости...
Bachman, 8 ноября 2023 г. 21:24
Роман неплох, но точно не «один из лучших хоррор-романов», даже из того, что успел прочесть я. Нет, и близко.
Достаточно динамичный сюжет и взрывной финал, но напряжение нагнетается какими-то полудетскими приемами.
Недотянул автор, на мой взгляд, и все тут. По мне было бы интереснее, если бы он взял идеи из рассказов, связанные с придуманным им персонажем, перенес в роман, переработал его и расширил, сделав что-то более цельное.
В рассказах чувствуется какая-то сырость, что ли. Создается впечатление, что автор толком не продумал концепцию монстра, и он все время предстает в несколько разном свете, как если бы это были черновики или наброски. Не чувствуется целостности образа, какой-то он размытый, поверхностный.
Но некоторые рассказы очень понравились: «Такое с конвейеров в Детройте не сходит», «Король теней» и в особенности «Случай на горной дороге».
Джо Р. Лансдэйл «Джанет находит бритву»
Bachman, 8 ноября 2023 г. 21:24
Даже не рассказ, а, как говорит сам автор, «атмосферная зарисовка».
Сложно ее оценивать, сложно даже сказать, понравилась мне она или нет. Вроде неплохо, но ничего нового о Боге Лезвий из нее не узнаешь. Те же «головы», «цилиндр» и так далее.