Все отзывы на произведения Джеймса Типтри-младшего (James Tiptree, Jr.)
Отзывы (всего: 150 шт.)
Рейтинг отзыва
Джеймс Типтри-младший «Любовь есть Замысел, а Замысел есть Смерть»
Tullma, 25 августа 11:05
Поначалу даже странно — описание чувств какого-то существа, очень много любовных признаний, но потом всё таки вырисовывается интересный сюжет жизненного цикла инопланетного существа с зачатками разума, но движимого инстинктами. Это действительно интересный взгляд как бы изнутри общества чем-то похожих на пауков существ. Рекомендую почитать определенно.
Джеймс Типтри-младший «Все ваши «Да»
слОГ, 7 мая 10:25
Специфический текст. Очень-очень ньювэйвовый, да и напечатан был впервые в таком сборнике. Потому и оценивать трудно — драйва и текстовых экспериментов много, а сюжет достаточно прост. Так что, очень на любителя.
Джеймс Типтри-младший «Мы, угнавшие «Мечту»
kavarkad, 11 апреля 19:17
Борьба за свободу и за добро — это всегда прекрасно. К счастью этот рассказ даже не был затянут. А то ведь растянуть можно на роман.
Джеймс Типтри-младший «Хьюстон, Хьюстон, как слышите?»
kavarkad, 11 апреля 19:11
Поди это одно из первых произведений о женской цивилизации после вымирания мужчин?
Вот тут-то авторша и прокололась, выдав себя. Потому что стоит понаблюдать за женщинами и становится понятно какой это гадюшник и эмоциональный беспредел по любой мелочи. Женская цивилизация не фига лучше современной не будет, с чем большинство рассказов на эту тему согласны. Сам сюжет... Опять затянут. Подозрения, подозрения, болтовня.
Джеймс Типтри-младший «Мимолётный привкус бытия»
kavarkad, 11 апреля 19:09
Идея триллера хорошая, но устаревшая ещё тогда. Отличается лишь философское объяснение в виде сперматозоидов и зиготы. Но это расстраивает. Как и частые мысли персонажа о сэксе. Также весь этот триллер построен на нарушении техники безопасности и тупом поведении персонажа при обнаружении угрозы (или это вина описания автора)
Джеймс Типтри-младший «Что нам делать дальше?»
kavarkad, 11 апреля 18:44
Идеал попаданца-прогресора в кратком пересказе (но довольно гладко и подробно). К этому все такие романы и должны стремиться, и в конце своего сюжета приходить.
Естественно, стоит учитывать что рассказ про персонажа Марти Сью, который всех уделывает во всём (даже в постели) и одним своим указом может построить галактическую империю.
Поэтому в начале слегка нудно, потом предсказуемо (читали ведь про таких целые тома), и лишь концовка шикарна. Она прямо вселяет надежду, что про нагибаторов можно сочинять хорошо, с моралью.
Джеймс Типтри-младший «И так далее, и так далее»
kavarkad, 11 апреля 18:38
Ни о чём, кроме декларации философии социальной энтропии, мол, если цивилизации некуда расти, некуда сливать энергичных людей, то она развалится, сама себя пожрёт.
Наш Переслегин тоже что-то такое продвигал.
Джеймс Типтри-младший «Мамочка пришла домой»
kavarkad, 11 апреля 18:26
Первый контакт с хитрыми инопланетянами в виде красоток (ростом в 3 метра и соответствующим масштабов всё остальное). А заодно хитроумный способ от этих богоподобных женщин избавиться.
Однако это затянувшаяся шутка, в которой много жестокости.
Джеймс Типтри-младший «Рождение коммивояжёра»
kavarkad, 11 апреля 18:21
Описаны интересны особенности галактической службы перевозок. Служащий разрывается, пытаясь согласовать упаковки (в другом отзыве написано), протолкнуть реформы и позаботиться о сотрудниках.
Но слишком затянуто только для этой темы, а сверхидеи я не увидел.
Джеймс Типтри-младший «Счастье — это тёплый звездолёт»
scafandr, 3 апреля 15:12
Джеймс Типтри-младший — имя практически неизвестное в наших широтах. По крайней мере лично я до выхода этой книги понятия не имел о таком авторе. А на покупку меня сподвигла больше история об авторе, нежели обещания маркетологов об интересных фантастических сюжетах. Оказывается, Джеймс Типтри-младший — это псевдоним Алисы Шелдон, американской писательницы, родившейся в 1915 году. Алиса читала много фантастики, писала рассказы, публиковавшиеся в Weird Tales. Псевдоним был взят потому, что пишущие женщины с фантастикой не вязались, а с мужским именем было проще найти издателя и читателей. В итоге игра затянулась надолго. Типтри-младший много переписывался с другими известными фантастами, часть из которых до последнего были уверены, что переписываются с затворником-мужчиной. Разоблачили Шелдон поклонники, и это стало финишем ее карьеры писателя. Спустя два года она выбросила все свои черновики и незаконченные произведения в камин. В 80-х у Шелдон сильно ухудшилось здоровье, она перенесла несколько сердечных приступов и испытывала проблемы с язвами. Также пишут, что она давно страдала от депрессии. Как итог, она застрелила своего мужа, а затем пустила пулю себе в голову. Странная история для знакомства с творчеством писательницы, но на меня это сработало именно так.
Когда я уже дочитал этот сборник, ко мне в гости заехал брат и спросил, что я читаю. И мне было сложно как-то охарактеризовать книгу, потому что в ней много самых разных рассказов. Сначала я думал, что рассказы в книге можно описать, как хаос на вокзале в фильме «Люди в черном». Море инопланетян с разных планет, кто-то кричит, кто-то поет, что-то рожает, кто-то похищает, кто-то браконьерствует, кто-то насаждает свою религию. И всё жужжит, как в муравейнике.
Но потом вдруг инопланетяне куда-то пропали, мы стали наблюдать за путешествиями людей в космосе. Потерянные во времени и в космосе, болезнь, заставляющая мужчин убивать женщин, настоящий киберпанк про жизнь в двух телах с одним сознанием и многое другое. Множество разных сюжетов на самые разные темы.
Мне больше понравилась вторая половина сборника, где собрались более поздние рассказы. Часть рассказов из первой половины мне показались хаотичными, когда сюжет скачет из одного угла в другой и ты понять не можешь, что вообще происходит. Видимо, где-то была потеряна нить повествования, но мне лень было перечитывать. Некоторые рассказы могут начаться с одними героями и одним сюжетом, а потом вдруг щелчок пальцев, и жанр меняется, одни герои уходят, другие приходят, и вот уже не комедия перед тобой, а трагедия. Поэтому в первой половине рассказы были оценены на 6 и 7 в основном.
А вот вторая половина книги более крепкая, там уже сплошные 7 и 8, и даже одна 9 (да, я люблю киберпанк, и в рассказе «Девушка, которую подключили» он хорош).
Есть темы про права женщин, есть рассказы, где угнетают женщин, но и есть и рассказы, где прессуют мужчин. Есть отличный рассказ про смерть, когда вождь умирает, а его племя продолжает бороться.
Если честно, мне странно то, что книга вышла 6 лет назад и до сих пор продается. То есть продажи у нее плохие. Книга ведь действительно занятная. Возможно, любители фантастики решили, что никому не известный автор, который писал в 60-70-х годах прошлого века, не достоин внимания. Но я уверен, что хотя бы парочка рассказов понравится любому, открывшему книгу. Я ни капельки не разочарован сборником, и если бы я мог вернуться в прошлое и отказаться от покупки, я бы этого не сделал, а с удовольствием перечитал книгу еще раз.
Не скажу, что влюбился в рассказы Типтри-младшего, но для меня это точно не проходной автор. Очень зря он лежит в стоках.
Джеймс Типтри-младший «Но мы душе твоей не изменяли, Терра»
kavarkad, 26 марта 17:16
Название вообще не в тему рассказа.
Он ведь о бюрократической возне-бардаке Олимпийского комитета галактического уровня. В его задачу входит не только следить за правилами и допингами, но и просто устанавливать гравитацию и прочие параметры среды так, чтобы каждый оказывался в тех же условиях, что на родине (спасибо чудотехнологии!).
А название затрагивает лишь одну фразу главного из этого МОК, про то, что
Трогательно это звучит лишь в переводе «Тебе мы, Тера, навсегда верны», а не в «Но мы душе твоей не изменяли, Терра», поэтому и читать стоит первый.
Джеймс Типтри-младший «Поднимай нас, Скотти»
ender123, 10 февраля 09:50
Замечательный рассказ, трогающий до глубины души.
Особенно здорово удалась неоднозначная концовка.
Я, наверное, более склоняюсь к пессимистическому варианту концовки рассказа. Она куда более вероятна и реалистична, нежели фантастическая.
Один из самых сильных рассказов Алисы Шелдон, талантливой писательницы с трагической судьбой...
Джеймс Типтри-младший «Девушка, которую подключили»
deepnight79, 1 февраля 21:33
Со всех сторон просто офигенная повестуха. В ней одной и запрятаны все без исключения пласты того, что чуть позднее оформится в киберпанк. Этакий сжатый архив всех атмосфер, идей и стилистик, которыми пользовались знаменитые «отцы» поджанра (вот же бяда, оказывается, не первопроходцы). По сути, все они просто коллективно переписывали этот самый один рассказ. Вильям наш Гибсон, разумеется, неспроста обозвал кинозвезду из «Муравейника» не иначе как Тэлли Ишем. Вообще, Гибсону, Стерлингу, Суэнвику сотоварищи полагалось бы одной вежливости ради таскать Алисе десятину от полученных гонораров или почтой высылать ей по ящику вискаря с носа. А после, как она покинула наш мир, хотя бы раз в год зажигать по свечке на её могиле. Ибо влияние того произведения в их творчестве заметно аж по сию пору (заглянуть хотя бы в гибсоновские штуковины последних лет, как то «Периферали» и «Агент влияния») – 50 лет уж как.
Джеймс Типтри-младший «Человек, который шёл домой»
Sergio Blanc, 27 января 12:48
Эта очень аллегорическая история о бесконечном (состоится ли оно вообще?) возвращении домой.
Глобальный катаклизм, произошедший в результате научного эксперимента, привёл к весьма неоднозначным последствиям как для человечества в целом, так и для отдельного индивида в частности. Майор Джон Дельгано — так зовут нашего «вечно возвращающегося героя», который со временем становится для будущей цивилизации... .
Автор умеет, ууух, живописать. Вернее — «жуть описать». Без всяких лишних деталей и подробностей он даёт нам понять, что главным страхом и ужасом для людей является НАУКА. Именно она готовит нам грядущий финал бытия. Каким он будет? Вот в этом-то и вопрос!
Читайте. Отлично написанная НФ с глубокими смыслами. Отдельное спасибо писателю (точнее писательнице) за мысли о времени, религии, а главное о сути людской.
«Да минует нас багрец греха!» Время милосердия ещё не пришло. И придёт ли? Как представлю себя на месте главного героя, так... .
Джеймс Типтри-младший «Последний полёт доктора Аина»
Darth_Veter, 30 июня 2023 г. 15:43
Интересной особенностью данного рассказа является то, что сюжет его сложно понять без спойлеров. Так что либо смиритесь с раскрытием интриги, либо же вовсе не читайте этот отзыв.
А суть всей рассказанной писателем истории проста, но значима с философской точки зрения: человеческий род уже устарел морально и должен уступить свое место на планете новому разумному виду. Почему люди устарели и перестали играть положительную эволюционную роль, думаю, не нужно никому объяснять — достаточно посмотреть, как на нас реагирует матушка-природа. Например, погодой: зимой 2023 года в России было аномально холодно (включая даже июнь-месяц), зато Европа просто плавилась от необычно теплых дней. А в Африке вообще выпал снег — прямо на пески Сахары! Если кому-то этого мало, вспомните про того, как обычный вирус гриппа целых 3 года терроризировал население всей планеты, вызвав необычное количество мутаций. Кроме того, на нас обрушилась целая лавина солнечных бурь, и полярные сияния стали наблюдать даже жители экватора! Что уж тут говорить: Природа всерьез на нас обиделась. Осталось только немного ей помочь, чтобы очистить от людской скверны этот чистый мир. Именно этим делом и занят профессор Аин (Эйн). Его имя недаром созвучно имени библейского Каина: он создал необычайно вирулентный вирус, который способен убить до 90% зараженных им высших приматов. Заразив себя этим вирусом, профессор ... отправился в кругосветное путешествие. Всё вполне логично: если хочешь уничтожить человечество, помоги разнести по свету созданную тобой заразу! По такому же алгоритму развивалась и недавняя пандемия 9-й версии короновируса гриппа: зародившись в Китае (возможно, искусственным путем), она быстро перекинулась на Америку и Европу (партнеров Китая), после чего оплела собой и оставшуюся часть планеты. ВОЗ впервые за последние полвека была вынуждена объявить о пандемии и ввела весьма жесткие меры противодействия. Подобные меры ранее принимались против т.н. «испанки» в самом начале ХХ века. Но даже несмотря на принятые меры, количество жертв болезни превысило прежние достижения (более 20 миллионов). И это не чума или оспа какая-нибудь — обычная простуда! Лишний раз показано, насколько род человеческий стал уязвим против простейших болезней. Может, нам действительно пора уступить пальму первенства другому виду? Например, тем же динозаврам, которых Природа так необдуманно уничтожила 600 миллионов лет назад.
-------------
РЕЗЮМЕ: почти что философская притча о настоящей роли всех пандемий в этом мире. Возможно, за прошедшие 3 миллиона лет Природа наконец-то поняла, что сделала фатальную ошибку, дав разум обезьяне, и теперь пытается исправить ее стандартными способами.
Джеймс Типтри-младший «Мы, угнавшие «Мечту»
Славич, 10 апреля 2023 г. 01:05
Такой хороший рассказ — и не одного отзыва. Будем исправлять.
История, которую рассказал(а) нам Джеймс Типтри-младший, вписывается в традицию антиимпериалистической и антинеоколониальной фантастики семидесятых, вектор которой задала Урсула К. Ле Гуин в повести «Слово для «леса» и «мира» одно». Земляне грабят ресурсы других планет, у доведённых до отчаяния туземцев-пацифистов заканчивается терпение... Зачин стандартный, а вот дальше идут оригинальные находки автора. Джулиане оказываются не совсем аборигенами, себя они считают потомками инопланетных колонистов. После того, как на навигационных картах землян они замечают знакомые символы, начинается эпическая история побега, одна лишь подготовка к которому растягивается на несколько десятилетий. Угнавшие «Мечту» — что они обнаружат на своей исторической родине? Конец немного предсказуем.
Беглецов приняли весьма радушно и согласились переселить на мирную сельскохозяйственную планету, к единоверцам. Но история-то, история какая впечатляющая!.. Такой замечательный повод для войны с Терранской империей, если вдруг.
Всё ещё жёстче, чем у Ле Гуин или в повести Джорджа Мартина «И берегись двуногого кровь пролить». Что примечательно, в рассказе неплохо раскрыта психология тех, для кого непротивления злу насилием и, шире, непричинение зла живым существам — больше чем умозрительная этическая концепция, хотя сама Алиса Шелдон, как мы помним, её отнюдь не придерживалась.
Оценка 7,5 баллов. Пометка «только для взрослых».
Джеймс Типтри-младший «И я очнулся поутру на диком склоне»
Славич, 8 апреля 2023 г. 21:04
Человек — существо, склонное к ксенофобии, а не к ксенофилии. Вот жестокая правда. Отдельные исключения погоды не делают. Так называемое «перемешивание генов», если пользоваться терминологией рассказа, происходит в результате длительных контактов и под влиянием сложных социальных процессов, часто в отсутствии выбора, а отнюдь не из-за тяги к «существам с необычной внешностью».
Чего хотеть? 1972 год, сексуальная революция, тогда подобная ерунда была в моде. На тему того, как земляне оказались в роли полинезийцев или африканцев, продающих пришельцам свои территории и ресурсы за бусы, куски ткани и зеркала, читать было бы интереснее, но тема не раскрыта. Впрочем, к началу семидесятых об этом было написано уже достаточно много.
Было бы жаль, если бы кто-то из читателей впервые познакомился с творчеством Типтри по этой чепуховине — может сложиться превратное представление о неглупой и талантливой писательнице.
Джеймс Типтри-младший «Счастье — это тёплый звездолёт»
Читач, 29 марта 2023 г. 08:29
16+. Практически в каждом тексте фигурируют голые персонажи, фаллосы или тройные фаллосы (у инопланетных тварей), мошонки, интимные отношения брата и сестры, онанизм и т.д. Имейте это ввиду, если сами не читали, но собираетесь купить книгу в подарок. Есть действительно великие произведения в жанре фантастики. А мимо этой примитивщины можно и пройти. Ничего не потеряете.
Джеймс Типтри-младший «Счастье — это тёплый звездолёт»
Славич, 23 марта 2023 г. 17:42
История-луковица, многослойная социальная фантастика, замаскированная под лёгкую и смешную космическую оперу. Сейчас так, конечно, уже не пишут. В наши дни принято считать, что «общественно-политический месседж» должен быть прямым как палка, простым как пять копеек и разить с меткостью валенка, брошенного кому-то в голову.
Так ли уж нужна негуманоидам интеграция в рамках галактической федерации, если она будет проходить на условиях землян? Вероятно, нужна многим, но меньше всего — экипажу патрульного катера. Пришлют ещё земных офицеров по обмену, станут навязывать свои технические регламенты, свои уставы..
Заметна ироническая перекличка со «Звёздным путём», во вселенной которого хотя и действует Первая директива, но вхождение достаточно развитой цивилизации в состав Федерации рассматривается как безусловное благо. Главный герой даже называет офицера по науке «мистером Споком».
Диалоги очень хороши. Рассказ перечитывается с неизменным интересом. Рекомендуется любителям всевозможных телесериалов о приключениях на борту космического корабля.
Джеймс Типтри-младший «Мимолётный привкус бытия»
Ябадзин, 5 июня 2022 г. 08:51
С одной стороны — шикарная идея про инопланетную форму жизни и его связь с человеческим разумом. Отдает немного «левомским» настроем, что космос в целом чужд человеку и ничего хорошего там нет.
С другой стороны, тяжеловесный стиль и перебор линии про взаимоотношения героя с другими членами команды. Вся эта психология в финале сюжетно не выстрелила.
Местами тяжеловато читать, но стилистика и подача удачно сделаны, сочетается с сюжетом и темой. Обреченность наше все.
В целом хорошо, читать допускается.
Джеймс Типтри-младший «Последняя из могикан, или Небо в алмазах»
Darth_Veter, 23 февраля 2022 г. 23:52
Весьма насыщенный необычными образами рассказ, написанный, к тому же, непростым фигуральным языком. Сложно представить себе, что ТАКОЕ могла написать ЖЕНЩИНА. Тем не менее, Типтри-младший — это псевдоним доктора психологии Элис Шелдон, решившей сменить свое жизненное амплуа на хлеб писателя. Я считаю, что получилось это у нее неплохо, хотя понять, о чем она конкретно говорит в своих произведениях, удастся далеко не каждому желающему. В данном конкретном рассказе речь идет о первых покорителях дальних рубежей Солнечной системы, которым повезло остаться в живых, чтобы увидеть плоды трудов своих. Впрочем, слово «повезло» всё же придется взять в кавычки, ибо время не пощадило последнюю из экипажа «Рагнарёка» и большого счастья из своего скрытного существования она явно не испытывает. Корабль практически потерял возможность свободно перемещаться, большинство систем на нем не работает так, как нужно, да и лететь теперь уже некуда — весь ближний космос поделен корпорациями на зоны влияния (франшизы). Если б не сострадательная помощь одного из инспекторов Компании, бывшую героиню человеческой экспансии уже давно бы поместили в гериатрийную клинику, а ее корабль отправили б на стоянку ближайшего музея.
Автор рассматривает в своем произведении хорошо известные ей психологические (и даже психиатрические) вопросы грядущей космической цивилизации. Люди фактически разделились на три расы, исповедующие разные пути и принципы своего развития и отношения к окружающему миру: кроме обычных людей существуют еще киборги, модифицировавшие отдельные свои органы электронными вставками. и фаги — те, кто электронным модификациям предполчел химические и биологические. В такой вот каше разнообразия и завязывается фабула рассказа. Разобраться в ее перипетиях не так-то просто, поэтому нужно сосредоточиться на чтении и не торопиться особо. чтобы не упустить ничего главного. Тогда вы наверняка сможете понять, как престарелая космолетчица смогла совершить свой последний в жизни подвиг и в чем он, собственно, заключался.
-------------
РЕЗЮМЕ: футуристская зарисовка о продвинутом мире будущего, развивающаяся вокруг древнего корабля, первым прибывшего в систему Сатурна. Предназначено для терпеливых читателей, которым не впервой расшифровывать сложные тексты Олдисса, Желязны и Дилэни.
Джеймс Типтри-младший «Trey of Hearts»
arcoiris, 21 января 2022 г. 16:51
Ого! Неожиданный эротический рассказ от Алисы Шелдон-это круто! Своего рода «Межгалактическое практическое пособие для внеземных рас как довести земную женщину до мультиоргазма» :). Ощущается ее ностальгия по молодым годам, возможно, о каких-то встречах, которые могли бы перерости во что-то более серьезное, но увы.
Рассказ хороший, он именно таков и должен быть по длине, понимаю нежелание Алисы урезать его в угоду удобного для женского сборника формата, из-за чего он «простоял» 15 лет, так как просто эротика, без фантастики, ей не была интересна. Ксенофантастика на ее обычном высоком уровне, особенно понравилась фотография в ванной как выглядят ребята на самом деле. И читается легко. У Типтри есть такие опусы, что можно мозг сломать, а тут все ясно и понятно:) Рекомендую, хотя не уверен, что переведут когда-либо.
Джеймс Типтри-младший «Столкновение»
arcoiris, 18 января 2022 г. 13:53
На мой взгляд, Типтри уж слишком перемудрила и затянула в последней повести цикла о Разломе. Понятно, что она попыталась показать людей с точки зрения другой расы и как сложно поменять сложившееся представление о ком-либо, если после первого знакомства не возникает никаких других чувств кроме ненависти, но первая половина уж слишком хаотичная какая-то, затянутая, и только вторая часть оставляет положительное ощущение. По-моему, это худшая из 3-х историй цикла, но любителям ксенофантастики, думаю, должно понравится, так как раса зиэлян описана в мельчайших подробностях вплоть до кончика хвоста.
Джеймс Типтри-младший «Спокойной ночи, милые»
arcoiris, 15 января 2022 г. 19:52
Типтри во второй истории старается расширить и показать новые черты характера присущие людям, так как основная идея библиотечных рассказов- показать студентам другой расы, которые никогда не видели людей, какие же были Homo sapiens на самом деле. В рассказе мы читаем про мужчин и женщин в экстремальной ситуации, хороших и плохих людей разных профессий, где смешивается героизм, любовь, корыстные чувства, жестокость и т.д . Спектр характеристик намного шире, чем в первой истории, где героиней была лишь одна правильная 16-летняя девушка (как же она мне напоминала Спенсу из цикла Сандерсона!). Возможно, первый рассказ получился более выигрышным в плане того, что сопереживаешь намного сильней юной героине, но и второй получился не хуже, по-моему. Уж никак не проходной рассказ.
Мне кажется, Типтри специально написала такую концовку, дабы получился резкий контраст с первой историей, где она показательно-нравоучительная, книжная, именно такая, какую любят книгокритики. А тут рассказ заканчивается вполне заурядно, буднично, как обычно и происходит в реальной жизни. Понимаю выбор капитана, но не знаю как поступил бы сам.
Мне рассказ понравился, для меня Типтри- одна из немногих авторов которые могут так красиво и мощно передавать чувства своих героев, когда начинаешь им сопереживать и начинаешь читать читать без остановки, а что там будет дальше.
Джеймс Типтри-младший «Человек, который шёл домой»
mputnik, 11 декабря 2021 г. 12:29
Какая прелесть. Чистокровное, породистое, чуть ли не марочное НФ-чтиво. Без каких-либо примесей мейнстрима и боллитры. НФ-абстракция — исключительно и ради НФ-абстракции: композиционно, структурно, стилистически — текст представляет собой неотъемлемый компонент Светлого Храма Фантастики.
Что же до прочих его качеств и потребительских свойств, уважаемый потенциальный читатель, то — не серчай, не шибко вчитывался. Да, есть некая мораль, есть вполне сущностный тематический фон, имеется фактурный антураж, короче — в порядке всё с оными качествами. Да и технически (в смысле редакционном) — чтиво вполне кондиционно.
Но ежели ты, уважаемый потенциальный — подобно сонму истовых любителей Жанра, принципа ради и спортивного интереса для — «коллекционируешь» тексты, по сути и по духу составляющие неотъемлемую часть оного Жанра, олицетворяющие его смысл и неповторимое своеобразие, его Уникальность, то — вот она, очередная Жемчужина, ты её нашёл. Правда, не ахти что в смысле рейтинга шедевров и редкостей. НО. Жемчуг — он и в Африке жемчуг
Джеймс Типтри-младший «Любовь есть Замысел, а Замысел есть Смерть»
kuzN8, 17 августа 2021 г. 15:50
Очень живописно и необычно. Определенно стоит почитать.
Джеймс Типтри-младший «Эффективное решение»
maxxx8721, 24 июня 2021 г. 17:04
Жутковатый рассказ. Своей задумкой, своими масштабами и своим сюжетом. Читается напряжённо, достигая максимума, когда Алан возвращается домой. Фантастический хоррор, роман с необъяснимой катастрофой, когда происходящее трудно обосновать человеческой логикой. И это делает его более пугающим.
Но вот подобные рассказы меня всякий раз озадачивают. Какое назначение этого рассказа и в чём его посыл? И оказывается, что сам рассказ — это страшилка ради страшилки. Есть фантдоп — фемицид, который запустили инопланетяне, чтобы мужчины уничтожали женщин. Они их стали уничтожать, это достигло грандиозных масштабов... При этом получаем фактическую безнадёгу и лишь тлеющий во мраке фитиль в образе учёного Берни. Без намёка, что из искры возгорится пламя. И? Что я, как представитель человеческой расы, должен осознать, какой урок должен извлечь? Как я или кто-то другой на Земле вообще может подготовиться к такому раскладу? Попытка вырулить на дорогу вечных истин неизменно закончится падением и счёсанными коленками, потому что выглядит нелепо.
Ведь это фантазия самого автора, и в его силах если не придумать решение, то хотя бы дать надежду, показать, что человечество даже при такой опасности может выживать, уйти в пещеры, найти способ борьбы, переформатировать сознание, сплотиться в группы и т.д. Но этого нет. И это обидно, потому что рассказ с интересным фантдопом превращается в пустышку без какого-либо ответа. Лишь возглас «Мы не готовы к вторжению инопланетян!» Такая идея подойдёт только для создания новой политической партии («Партии Землян»), но не для рассказа уровня престижных премий.
Джеймс Типтри-младший «Дар ангелов»
DedIago, 6 июня 2021 г. 20:51
Интересная идея у рассказа:
Я бы не обратил на это внимания, если бы в своё время внезапный укол вдохновения не заставил накатать язвительный отзыв на современный рассказ с аналогичным посылом, чем тот и запомнился.
Повествование стремительное, динамичное — как и само путешествие героев, — акцент на развитии событий. Эта история вполне могла бы стать основой для серии американского фантастического ситкома, буде таковые существовали в '74 году. Возможно, она и писалась для какого-нибудь The Outer Limits.
Но интереснее всего, конечно, концовка. Не могу сказать, что она оригинальна — и тут очень кстати можно ввернуть поговорку про единственный источник бесплатного сыра, но одна-единственная фраза переворачивает всё впечатление и заставляет вспомнить другую — про отличие рыбы от человека.
Невольно напрашивается параллель с 'Городом' Клиффорда Саймака, но там люди далёкого будущего с головой нырнули в новые ощущения, отказавшись от человечности ради нечеловеческого удовольствия.
А Дж. Типтри-младший устами героя-инопланетянина подчёркивает, что
Конечно, такой финал рассказа можно представить и иначе —
Но, признаться, меня подобная трактовка почему-то не убеждает.
Пару лет назад на форуме Фантлаба было высказано мнение, что _нормальный_ 'попаданец в начало XX века' будет заботиться прежде всего о своём благосостоянии, будь он уроженцем хоть процветающих и сравнительно благополучно переживших эту эпоху США, хоть страны, прошедшей в этот период сквозь череду трагичнейших переломов и катастроф.
А если человек не просто 'нормальный', но специально отобранный 'хороший'?
Норма есть норма — со статистикой не поспоришь. Но почему _всем_ хорошим людям Земли автор отказала в способности любить родину и дорожить ею, я не понимаю. Профессиональная деформация? 'Несовковое' воспитание? Необходимое сюжетное допущение?
И именно в этом оказались удивительно схожи оптимистическая современная история о побеге -из Мордора в Польшу- <зчркн.> со счастливым концом и классический рассказ, несмотря на внешнюю забавность сохраняющий довольно пессимистичный тон авторского сборника. Для хороших людей обе истории окончились хорошо — они оставленные земли и не вспомнят. Но если вы из тех, кто пишет слово 'Родина' с большой буквы, то, покидая её, помните — обязательно найдётся тот, кому придётся по вкусу оставшийся без присмотра фремс.
Джеймс Типтри-младший «Предисловие»
Стронций 88, 31 мая 2021 г. 21:36
Интересное предисловие к сборнику Дика «Особое мнение». Короткое, но очень информативное. Да, что-то и мной уже было подмечено; и я люблю Дика именно за то, что он не такой как все – за его странную и безудержную фантазию, за его непредсказуемые сюжеты, за то, что темы его глубже и выше «технической стороны», что она о человеке – психологии, душе. Но автор этой статьи глядит глубже. Он, тоже отличный писатель (писательница), выуживает механику Дика, его стилистические особенности – от привычки на первой же странице показывать, кем работает герой, тем самым делая его приземленным и близким для читателя, до привычки через проявления окружающего мира показывать непрерывную цепь жизни даже в уничтоженных войной мирах... И этот взгляд очень ценен – для меня лично он приоткрыл ещё несколько «секретов», несколько рецептов такого невероятного и самобытного автора как Филип Дик.
Джеймс Типтри-младший «Рождение коммивояжёра»
montakvir7511, 21 марта 2021 г. 15:57
Теперь понятно, откуда растут ноги у следующего написанного Типтри рассказа «Тебе мы, Терра, навсегда верны». Только в «Терре» ушлый землянин мастерски разруливает многочисленные спортивные противоречия, связанные с физическими данными или обычаями инопланетян, а в «Рождении коммивояжера» точно такой землянин точно так же лавирует между сотнями цивилизаций, выдавая разрешения на торговлю с другими планетами.
Там нельзя использовать красный либо розовый, здесь требуется убрать с логотипа товара виноградную гроздь, так как она вызывает у аборигенов неприятные ассоциации с деторождением. А эти вот звуки нашей музыки не переносят.
Собственно, больше ничего и не происходит, сплошь новые посетители, звонки, такие же, как в «Терре», инопланетные помощники главного героя, со своими физиологическими закидонами и психическими проблемами.
Милая безделушка ни о чем. Такие можно километрами мотать, знай придумывай клешни да щупальца и что им противно.
Джеймс Типтри-младший «Дым её восходил во веки веков»
Кот Леопольд, 27 августа 2020 г. 06:52
Рассказ кажется какой-то фантасмагорией, набором малопонятных и явно надуманных сюжетов. Финал, где всё обретает смысл, производит сильное впечатление. Но произведение состоит не только из финала.
Джеймс Типтри-младший «Райское молоко»
slavserg, 4 августа 2020 г. 22:51
Неприятная для многих читателей тема и крайне рваное повествование. Один из самых противоречивых и слабых рассказов талантливой писательницы.
Джеймс Типтри-младший «Что нам делать дальше?»
slavserg, 4 августа 2020 г. 22:40
Милый пародийный рассказ, но довольно слабый на фоне лучших произведений автора.
Джеймс Типтри-младший «Эта ночь и каждая ночь»
slavserg, 4 августа 2020 г. 22:27
Проходной рассказ про своего рода ангелов смерти в довольно слабом любительском переводе.
Джеймс Типтри-младший «Мимолётный привкус бытия»
Hostis, 16 апреля 2020 г. 12:10
Идея интересная, но сама повесть довольно затянутая. Слишком уж много страниц во всех подробностях описываются взаимоотношения экипажа, которые в итоге не особо влияют на концовку. Действие развивается только в самой последней части повести.
Джеймс Типтри-младший «Счастье — это тёплый звездолёт»
А. Н. И. Петров, 6 ноября 2019 г. 14:57
«Счастье — это теплые звездолет» – первое официальное русскоязычное издание повестей и рассказов американской писательницы Элис Шелдон, публиковавшейся под псевдонимом Джеймс Типтри-младший (иногда – Ракуна Шелдон). Типтри – автор с мировым именем, общепризнанный мастер короткой формы, ее именем до недавнего времени называлась премия за лучшее фантастическое/фентезийное произведение об отношениях полов (потом пришли SJW и все опошлили), но в России до 2018 года ее публиковали только пираты-самиздатовцы, да и то как-то тухло – суммарный тираж семи книг с романами, повестями и рассказами писательницы составляет всего 225 экземпляров. Наконец-то, стараниями главреда «Азбуки» Александра Жикаренцева мы получили Типтри в выверенных переводах, с комментариями и сразу в премиум-исполнении красивой рамкообразной серии «Мир фантастики».
Казалось бы, событие так событие, но – вот прямо сейчас, пока я пишу эти строки 5 ноября, я вижу в Читай-городе 200 экземпляров, сотню на Бук24, на Озоне 18 штук, в Буквоеде 26 штук, неизвестно сколько в Майшопе и кучу предложений на вторичке (Фантлаб, Алиб, Либекс). Издатели с сожалением отмечают, что Типтри застряла в продаже, грустит на складе, возвращается из магазинов. Да я и сам очень долго не покупал сборник, хотя о писательнице знал.
Причина невстречи Типтри с российским читателем, на мой взгляд, очень простая: текущее издание – это такая вещь в себе, что там внутри, из имеющихся отзывов понять очень сложно, потому что они, что официальные, что любительские, рассказывают совсем не о том. Все почему-то огромное внимание уделяют непростой биографии Шелдон/Типтри, тому, как писательница берегла анонимность и как ее деанонимизировали, как тяжело она это переживала и как, в конечном счете, убила мужа и покончила с собой. Скажем прямо, это не те сведения, которые могут мотивировать на покупку 800-страничного сборника повестей и рассказов – какая читателю ДО чтения разница, как там жил и умер писатель? Ну, женщина маскировалась под мужчину, ну престарелая мужеубийца и суицидница – о ее творчестве это ничего не говорит. Сами-то рассказы и повести о чем?
***
Как оказалось, они по большей части о трех вещах: сексе, смерти и пришельцах. Секс как смерть, секс как оружие против смерти, секс с пришельцами, смерть от секса с пришельцами, секс пришельцев, побег от секса к пришельцам, побег от смерти к пришельцам. При этом заметная часть историй стоит на твердой научной основе: автор берет какой-либо установленный факт, как правило, биологический, применяет его к человеку под необычным углом и показывает, что в итоге получится. Что если люди – это гаметы? Что если сместить акцент в либидо с удовлетворения на агрессию? Что если у времени тоже есть сила трения? Такая фантастика для взрослых – но не потому, что она 18+ про вагины и фаллосы, хотя их там есть, а потому, что она повествует о проблемах жизни и смерти (и места в них секса), о которых начинаешь задумываться только с определенного возраста.
Под необычным углом – это я еще мягко выразился. Читаешь и удивляешься, как та или иная идея автору в голову вообще пришла, хотя идея-то вполне достойная, можно о ней порассуждать, но как Типтри до нее добралась? Что будут чувствовать и как будут себя вести в галактическом сообществе земляне, если Земля будет безвозвратна потеряна? Что ощутят мужчины, оказавшись в будущем, где остались одни лишь женщины? Откуда берется интерес людей к инопланетянам и к чему он приведет? Как пришельцы могут захватить Землю и очистить ее от людей, не сделав землянам ничего плохого? Почему пришельцы заинтересованы в земной ксенофобии? Как на самом деле должно выглядеть путешествие во времени для сторонних наблюдателей? В чем состоит неустранимая проблема прогрессорства, даже если у прогрессоров все получилось? И каждый раз ответы далеко не очевидны.
Надо отдать должное мастерству составителя сборника – это тоже Александр Жикаренцев – поставившему первым рассказ «Рождение коммивояжера», очень мягко вводящий читателя в творчество Типтри: это довольно смешная история об одном муторном дне работы бюро сертификации земных товаров, где на нескольких страницах автор раскрывает целую бездну проблем в контактах землян с инопланетянами, причем даже самых протокольных и технических. Товар или его упаковка неправильной формы или с неудачным запахом, или с неуместным звуком, или вообще не пойми из-за чего может застрять в любой из транзитных систем, потому что инопланетные грузчики откажутся перегружать эту мерзость или, наоборот, набросятся на эту прелесть и никому не отдадут; возможны и более сложные ситуации, когда, присосавшись к грузу, аборигены одной планеты оказываются на другой, вызывая там переполох. И все это необходимо учитывать земным сертификаторам, для чего им приходится держать штат капризных, диких, чувствительных и просто странных коллег-инопланетян для проверки товаров на приемлемость. Лучшего рассказа для начала сборника не найти – он веселый, энергичный, демонстрирует неуемную фантазию Типтри и ярко раскрывает тему пришельцев, пряча до поры до времени темы секса и смерти.
***
В целом, пришельцы у Типтри – это инструментарий для работы с человеческими историями. К примеру, в «Рождении коммивояжера» они работают зеркалом, показывая, как сложно достичь понимания представителям разных культур и как легко нарваться на скандал. Пришельцы-зеркала у нее вполне логично появляются в рассказах о неравенстве – ксенофобии и, наоборот, ксеномании, социальном расслоении, гендерных ролях, религиозных конфликтах и любом другом угнетении человека человеком.
Чаще пришельцы выступают в роли помощников/спасителей – они могут забрать страдающего героя в свой мир или даровать ему бессмертие, предложить человечеству решение какой-либо насущной проблемы, спасти целую цивилизацию или помочь ей обрести новый смысл в жизни. И наоборот, есть пришельцы-разрушители, заставляющие людей истреблять друг друга, обрекающие их на невероятные мучения, убивающие последнего человека на Земле. И те, и другие действуют как средство раскрытия авторских идей о человеке (из чего состоит наша жизнь, чего не хватает людям, что люди не ценят, что лежит в глубине конфликтов и что же, в конечном счете, движет человеком). Историй о пришельцах ради пришельцев вы здесь не найдете; даже в рассказе о гигантских шестиногих чудовищах речь идет об универсальных для всего живого единстве и борьбе любви и смерти.
Смерть как одна из центральных тем присутствует почти во всех произведениях сборника. Даже, наверное, как постоянный злодей, преследующий персонажей в той или иной форме. Шансы на спасение от злодея 50/50, вернее, 35/65 – я посчитал число текстов с хотя бы относительно хорошим концом, их всего 10 из 28, так что каждый раз переживаешь и за героев, и за будущее человечества, надеясь на их победу над смертью, но понимаешь, что силы тут ну очень неравные. В сборнике есть один рассказ, который целиком посвящен торжеству смерти – главная героиня выживает, но лишь потому, что сама является воплощенной Смертью. Есть рассказы, где человечество целиком вымирает или обнаруживает себя давным-давно вымершим, апокалипсис и постапокалипсис фигурируют в историях писательницы очень часто – ее интересуют и причины возможной массовой гибели, и пути восстановления жизни после этого. И тут тоже, можно сказать, 50/50 – в ряде сюжетов жизнь еще восторжествует, а в других смерть оказывается окончательной.
Одной из особенностей творчества Типтри можно назвать сюжет о смерти от исполнения мечты – будь то желание совершить открытие, колонизировать планету, войти в высшее общество, найти любовь или просто вернуться домой. У всего есть цена, подчеркивает автор, и плата за каждый своевольный шаг к лучшему за границы привычного будет неизбежной. Поэтому тема смерти неизбежно присутствует здесь в каждой истории об утопии: добрые люди могут жить в мире и согласии, но только если все плохие переубивают друг друга или умрут от какой-нибудь болезни; человек попадет в лучший мир, только если рискнет своей жизнью, а если этот мир будет лишь виртуальным, рано или поздно реальность его уничтожит; наконец, утопия может в действительности оказаться горькой антиутопией, которая убьет и мечту, и героя.
Ответ смерти очень простой, даже банальный – любовь, секс, размножение (в одном из рассказов сказано, что смерть – это лучший афродизиак). Однако писательница далека от восторженного порнографизма, секс в ее историях – это целый комплекс проблем. Будучи оружием против смерти, секс требует умения обращаться с ним, причем на уровне общества, и перекосы в отношении к нему регулярно приводят к цивилизационным катастрофам. Если мужчина считает своим долгом оплодотворять все, что движется, женщины могут и сбежать с планеты куда подальше; если человек будет бездумно переносить страсть на инопланетян, человечество зачахнет, а Земля достанется пришельцам; если гендерные роли резко сменятся, мир преобразуется до неузнаваемости; если секс будет строиться на насилии, итогом его будет смерть; ну а если люди вдруг забудут о сексе и устремятся в жизнь вечную, то от цивилизации останутся одни руины.
***
Формулой «секс, смерть, пришельцы» сборник «Счастье – это теплый звездолет», конечно, не исчерпывается. Для Типтри важны и другие аспекты человеческого, в частности, регулярно используется бинарный мотив родины/чужбины – автор показывает, какую роль в жизни человека играют представления о доме, о том месте, где он должен быть. Роль эта огромна, и персонажи расстаются с жизнью, лишь бы оказаться на родине хотя бы на мгновение, а память о доме становится единственным, что поддерживает жизнь в целом народе.
С юмором у нее тоже все в порядке, особенно в раннем творчестве. Первые три рассказа и заглавная повесть «Счастье – это теплый звездолет» сначала навели меня на мысль, что Типтри – автор легкий, ироничный и склонный к сатире, но потом у «Но мы твоей душе не изменяли, Терра», написанного, вроде бы, в том же суматошном стиле, что и «Рождение коммивояжера», оказалась драматическая концовка, которая, на мой вкус, идеально иллюстрирует способность писательницы совмещать веселое с печальным, так как горькая правда о землянах раскрывается прямо посреди балаганного безумия межпланетных спортивных соревнований. И наоборот, даже в самом тяжелом тексте найдется место для малой толики юмора, причем не для того, чтобы разбавить трагический пафос – зачем? – а для сохранения правдоподобия, ведь смех и слезы всегда идут рука об руку.
И это главное, что меня покорило в рассказах и повестях Типтри – ее истории неизменно жизненны и правдоподобны. Веришь, что да, если б мужчины оказались в мире из одних женщин, они бы вели себя именно так, а планету и правда можно бескровно захватить, переселив с нее всех, у кого есть честь и совесть; что толерантное отношение к пришельцам для них самих же смерти подобно, а безудержное прогрессорство не создаст самостоятельную цивилизацию даже из самых старательных дикарей.
В итоге в «Счастье – это теплый звездолет» каким-то фантастическим образом все оказалось замечательно: автор делает умные предположения и умно их воплощает, но не умничает, как бывает у мастеров научной фантастики; ставит философские вопросы и философски на них отвечает, но не занудствует, чем грешат мастера фантастики социальной; ведет драматургию между трагедией и комедией, нигде не теряя баланса, и не стесняется говорить о человеческих проблемах прямо, но делает это не ради эпатажа. Короче, Джеймс Типтри-младшая, она же Элис Шелдон, классная. И я был бы рад, если бы «Азбука» или кто угодно другой опубликовал официально другие ее рассказы и повести, а также оба романа.
***
В этой рецензии не будет цитат в картинках по той же причине, по которой я старался избегать названий конкретных произведений, разбирая мотивы и смыслы – Типтри строит композиции повестей и рассказов так, что едва ли не каждое слово о развитии сюжета за пределами завязки является большим-большим спойлером, портящим впечатление при чтении. Ее истории – это многослойные разгадки, поэтому приводить цитаты и уточнять, где именно какой мотив встречается, было бы неправильно. Зато я напишу то, чего, наверное, сборнику не хватает еще больше, чем пространного общего анализа – возрадуйтесь те, кто дочитал до этого абзаца! – краткие аннотации ко всем текстам.
«Рождение коммивояжера». Юмористическая история о тяжелых буднях бюро сертификации товаров межзвездного экспорта: клиенты меняют спецификации и не признаются, транзитеры отказываются перегружать возмущающие/пугающие их товары, коллеги-инопланетяне скандалят и творят дичь вместо работы. Ну хоть у этого крема с упаковкой, запахом и прочим все в порядке… Хотя погодите, что-что он делает?!
«Мамочка пришла домой». Первый контакт с инопланетянами оказался потрясающим – на Землю прибыли умопомрачительной красоты и сексапильности трехметровые женщины. Все зовут их к себе в гости, они с удовольствием общаются с людьми, и все хорошо, вот только что за секрет они прячут?
«Караул!». После сексапильных великанш и каких-то странных динозавров на Землю спустились умилительные коротышки. Маленькие пришельцы выглядят безобидными и не склонными к агрессии, ну разве что многовато внимания уделяют человеческим религиям, чья символика имеют некоторое сходство с яйцом на шесте, которому инопланетяне поклоняются.
«Оплошность». Человек, совершивший преступление против инопланетянина, наказан непонятной инопланетной казнью «скольжения». Поначалу он не чувствует никаких перемен, но с течением времени окружающие начинают замечать, что с беднягой происходит что-то очень-очень странное.
«Счастье – это теплый звездолет». Адмиральский сынок после учебки распределен на гнилую посудину, в экипаже которого есть они – инопланетяне. Парень горит желанием доказать, что он выше ксенофобских предрассудков, к тому же не хочет, чтобы его проблемами с негуманоидными сослуживцами (а на звездолете творится сущий бардак) воспользовались лоббисты антиинопланетянского закона – но тут выясняется, что у коллег весьма специфический взгляд на отношения с людьми.
«Но мы твоей душе не изменяли, Терра». Планета Состязаний – любимое место всей галактики, здесь в тысяче видов спорта соревнуются миллионы атлетов, миллиарды зрителей делают ставки. Гостям из Магелланова Облака не дает покоя вопрос: почему все должности на Планете Состязаний заняты землянами и как это гарантирует честность соревнований?
«Поднимай нас, Скотти». Обычный американский парень всю жизнь верил, что он инопланетянин и рано или поздно сородичи заберут его с Земли. Но что же они все не прилетают?
«Снега истаяли, снега сошли». Безрукая девушка и волк убегают от здорового, рослого мужчины. Куда девушка заманивает его? Зачем он вообще им нужен? Да и в целом, что тут происходит?
«Последний полет доктора Аина». Гениальный ученый летает по всему свету, рядом с ним женщина, которую никто не видит. Мало кто обращает на них внимание, пока на планете бушует чудовищная эпидемия.
«И так далее, и так далее». Группа скучающих пассажиров космолета жалеет молодежь – на ее долю уже не выпадет захватывающих открытий и переворачивающих историю достижений. Чем же в это время занята сама молодежь?
«Специалист по боли». Герой мечтает вернуться на Землю, но не может; его работа – десант на очередную планету, смерть от рук аборигенов и регенерация на корабле. Он не может умереть, может только испытывать боль изо дня в день, из года в год. Однажды он получает шанс избавиться от страданий навсегда, но того ли он хочет?
«Я буду ждать тебя, когда потушат свет и солью воду». Благовоспитанный земной юноша не может удержаться от прогрессорства на захудалой планетенке. Аборигены оказываются превосходными учениками, разве что упущен один очень важный момент.
«Безмятежность Вивиана». Вивиан, вечный ребенок, любил наблюдать и рассказывать обо всем, что он видит, то на одной планете, то на другой. В этом нет ничего плохого, друг всегда с интересом его слушал – так зачем же эти люди поймали его и чем они недовольны?
«В последний вечер». Старейшина одичавших колонистов знает, что единственный способ спасти поселение землян от нашествия местных гигантских монстров – попросить об этом загадочный объект. Объект предлагает ему вместо этого обрести личное бессмертие. Что же выберет старейшина, если желание всего одно, а монстры уже на подходе?
«И я очнулся поутру на диком склоне». Молодой репортер жаждет взят интервью у инопланетян, прямо перед их прибытием с ним заговаривает станционный техник. Он тоже вожделеет инопланетян, и уже много лет, но так ли это хорошо, как кажется восторженному юноше?
«Путем затерянным явился я сюда». В обществе Ученых он аутсайдер, результаты его исследований ничтожны, а уж его привычка выходить из звездолета ради контакта с аборигенами просто омерзительна. Завтра они наконец-то покинут эту скучную систему, и даже его побег ради доказательства нелепой идеи-фикс о Горе Покидающих их не остановит.
«Человек, который шел домой». Цивилизация разрушена до основания после катастрофического эксперимента с путешествием во времени. Каждый год в день катастрофы в одном и том же месте на мгновение с громом и молниями появляется странная фигура. Проходят века, и людям удается свести обе загадки воедино.
«Любовь есть Замысел, а Замысел есть Смерть». Он – огромное черное шестилапое чудовище, она – его очаровательная розовая малютка. Приближается зима, а с ней приходят воспоминания об их любви. Но может ли любовь победить зиму?
«Девушка, которую подключили». Уродливая девушка становится оператором очаровательного рекламного биоробота. Сама она заточена в душную кабину, но разум ее в новом теле живет словно в раю. Однажды она находит свою романтическую любовь – мятежного сына ее работодателя.
«Женщины, которых мужчины не замечают». Из-за крушения самолета двое благородных мужчин и две необщительные, невзрачные женщины оказываются на необитаемом острове в тропиках. Мужчины всего лишь хотят выбраться на большую землю, ну и немного женского внимания, куда уж без этого; у женщин планы заходят намного дальше.
«Дым ее восходил во веки веков». Некий мужчина раз за разом вспоминает самые тяжелые эпизоды своей биографии, когда восторженное ожидание счастья разбивалось в кровь о циничную правду жизни. Что с ним? Почему он не помнит ничего другого и не может остановиться?
«Дар ангелов». Забавный пришелец предлагает хорошим людям скромную помощь в их нелегком ежедневном труде. Подарок работает только с хорошими людьми и очень им нравится. Вроде бы, у этой истории хороший конец – или нет?
«Мимолетный вкус жизни». Переполненная людьми Земля направила к Альфа Центавра поисковую миссию, и, о счастье, нашла у одной из звезд идеальную для переселения планету. Планета так бесподобна, что первая экспедиция на поверхность остается там жить, а единственная вернувшаяся на корабль женщина зовет всех скорей на посадку. Еще она привезла с собой местную форму жизни, контакт с которой меняет историю человечества.
«Ждет всех земнорожденных в своем саду она». В мире, выжившем после апокалипсиса, рождается слепая девочка-альбинос, знаменуя новый цикл вымирания, который не раз переживала жизнь на Земле.
«Хьюстон, Хьюстон, как слышите?». Качок, святоша и умник попадают в будущее, где миром, опустошенным неведомым псевдовирусом, правят женщины. Как отреагируют они на это путешествие во времени и попадание на планету женщин? А главное, что сделают с ними сами женщины?
«Эффективное решение». Мир поражен жутким психозом – повсюду мужчины убивают женщин, полагая, что это очистит их перед Богом. Что движет ими на самом деле и в чем спасение для женщин?
«Мы, угнавшие «Мечту»». Бесправные рабы жестоких землян узнают, что далеко в космосе существует их родная звездная система. Ценой множества жертв эти существа сбегают с планеты, ставшей им тюрьмой, но как и кто встретит их на исторической Родине?
«Медленная музыка». Последний земной юноша направляется к Реке, космическому духовному потоку, пересекшему Землю, чтобы уйти в вечную жизнь вместе со всем человечеством. По пути он встречает последнюю земную девушку, которая желает остаться. Что выберет юноша – бесконечное бесплотное существование в Реке или реальную жизнь здесь и сейчас со своей новой знакомой?
Надеюсь, среди всего этого вороха загадок вы нашли хотя бы несколько интересных лично вам, и встреча Типтри с российским читателем все-таки состоится.
Джеймс Типтри-младший «Мимолётный привкус бытия»
Immersturm, 11 августа 2019 г. 22:17
Одно из гениальных фантастических произведений. Пробирает до дрожи, навсегда отпечатывается в памяти. Такой развязки точно не ждёшь, так как до этого автор дотошно описывает деятельность медика на космическом корабле.
Единственная проблема — как это перечитывать?
Джеймс Типтри-младший «Девушка, которую подключили»
mputnik, 3 февраля 2019 г. 18:46
Продолжаю попытки «реабилитации «для себя» текстов Алисы Шелдон (в данном случае — ее «литературной персоны» (псевдонима) Джеймса Типтри младшего). Согласись, уважаемый потенциальный читатель, есть некая тайна, некая загадка — в том, что не принимает организм оных текстов, почитая за чуждые абсолютно. Ведь в чисто техническом плане — в смысле литературной «техники исполнения» — с оными текстами, вроде бы, особых проблем не фиксируется. Тогда — почему?
Единственная возможность получить адекватный ответ — «отключить эмоции», сформулировать Тему текста как набор конструктов, формирующих проблематику повествования, и оценить приемлемость восприятия этого набора. Вот теперь — если реализовать все вышеозначенное — тайны никакой нет. Даже несколько жаль, что интрига — исчезает. В данном тексте Автор живописует нам некое действо, основными сюжетообразующими базовыми блоками которого являются следующие:
*** попытка нейтрализовать негативные аспекты периодических кризисов перепроизводства за счёт высокотехнологичных адресных воздействий на сознание потенциальных потребителей;
*** допустимость использования сознания Личности в качестве базовой программы дистанционного управления биороботом — в определенных обстоятельствах, связанных с данной Личностью;
*** приемлемость принципа: «...если человек не способен — в силу ряда обстоятельств — обеспечить своё существование самостоятельно, допустимо использовать его Личность на благо общества — как элемент высокотехнологичной системы...».
В чем может быть мой «интерес» чтения «этого»? Мне это — ЗАЧЕМ? Чтобы «убедиться» в том, что это отвратительно и безобразно? Так, пардон, я и без этого текста в оном абсолютно уверен. Услышь меня, уважаемый потенциальный читатель: «Я вырос на текстах Стругацких, Крапивина, Булычева, Логинова, Кларка, Азимова, Шекли, Герберта...» (всех перечислить не смогу — места не хватит). То, что мне предлагает в своём тексте Алиса Шелдон — это издевательство над самой идеей Фантастики. Для меня это абсолютно чуждо. И — надеюсь — для миллионов таких же, как я».
Вот, как-то так. Второй текст — и, пока, результат стабилен
Джеймс Типтри-младший «Счастье — это тёплый звездолёт»
mputnik, 2 февраля 2019 г. 20:14
Не понял ничего. Вообще ничего, от слова «совсем». С моей точки зрения весь этот текст — бессмысленный набор слов: ни Темы, ни Идеи, ни Антуража, то бишь — абсолютно пустая литТриада. Третий случай подобного «рефлекторного отторжения» в моей практике. Первые два — «Ложная слепота» и «Вокзал потерянных снов».
Я подчеркну: никаких уничижений с точки зрения чисто литературной оценки. Это — весьма профессиональная работа, без всяких сомнений — литературный текст, не какой-либо опус какого-либо графомана. Но — абсолютно для меня ЧУЖДЫЙ, от первой и до последней буквы. Это — как и первые два примера — отторжение на уровне инстинкта, сравнимого с психологическим блоком, с неким защитным эффектом Подсознания.
Сказал бы кто лет пять тому, что такое, в принципе, возможно — не поверил бы. Н-да. «...Есть многое на свете, друг Горацио...»
Джеймс Типтри-младший «Померкнет воздух рая»
vam-1970, 12 января 2019 г. 20:09
Роман — лауреат Премии Сэйун 2008 года, после 20 лет после кончины автора!
Алиса Шелдон написала всего 2 романа, но каких!!
Как-то они прошли мимо русскоязычных читателей — на сайте только 7 оценок, нет ни аннотации , ни отзывов. Точно же такая картина и с первым её романом «Границы Бытия».
Поэтому подробно о романе. Может кто-то и заинтересуется им.
Автор намешала хорошее меню в сюжете — не каждый так может:
события происходят на фоне научной фантастики- планета Дамьем вращается вокруг системы двойной звезды, одна из которых взорвана во время войны и распространяет свою сброшенную оболочку и излучения в направлении планеты. Прохождение остатков звезды через атмосферу планеты — это незабываемое зрелище, на которое прилетают зрители и авантюристы.
На планете живут аборигены — летающие разумные, охраняемые Патрулём от уничтожения. Эти аборигены- дамейи — выделяют из себя «звёздные слёзы», необыкновенной силы транквилизатор. Вот за ним и прилетели трое авантюристов. В этой же группе туристов — артисты Голливуда, планирующие снять порнофильм на фоне полярных сияний в атмосфере планеты.
Тут же наследный принц Пао 12-ти лет, но по способностям не уступающий взрослым. Чужой, представитель уничтоженной цивилизации, горящий местью за гибель звезды.
И плюс ещё несколько женщин.
Смысл сюжета — противодействие трёх сотрудников ксенологов попыткам авантюристов силой получить эти самые «звёздные слёзы».
Лихо закрученный сюжет с интригами и скелетами в шкафу и не одним.
Три последние главы — это раздача всяческих благ победителям в этой напряженной схватке, тем , кто остался жив. С таким продолжительным облагодетельствованием победителей я ещё не встречался -Дюма отдыхает.
Но.... финал -это ожидание смерти и смерть героини романа, в своё время в юности нажавшей кнопку запуска бомбы на уничтожение звезды, и нашедшую свою смерть в рассвете сил от рук Чужого. Смерть необычная -ускорение старения организма за пару дней всего и приведшее к смерти.
В этом пронзительном эпизоде Алиса Шелдон как бы прогнозирует свою смерть, наступившую через менее 2-х лет. Это самая сильная часть романа. Психология и философия жизни.
Джеймс Типтри-младший «Границы бытия»
vam-1970, 7 января 2019 г. 12:17
Просмотрев фантлаб по этому роману , был поражён, как мало, ничтожно мало читателей ознакомились или прочитали данное произведение — 5 человек!!!!!! Нет ни отзывов , ни аннотации!
Хотя роман и не имеет премий, могу смело сказать, прочитав почти все рассказы А.Шелдон, роман начисто забивает её рассказы, получившие премии, и на порядок выше по целостности и весомости, и по содержанию , и по психологии.
И непонятны позиции ведущих издательств, не издавших его.Только самиздат решился на это. И не прогадал. На сегодня это единственное окно доступа к замечательным произведениям, ускользнувшим от русскоязычного читателя.
Автор, наверно, впервые в литературе взялся за масштабное описание цивилизации и, особенно — Разума, негуманоидов. Слегка коснулся Разума Сверхцивилизации. Отобразил взаимный контакт трёх Разумов: Сверхцивилизации, Разума негуманоидов и Разума экстрасенсов человечества.
Финал не хэппи-энд, но положительный, хотя как это назвать- персонажи живы, но потеряли родные миры навсегда.
Подробно анализировать роман трудно — не знаешь, с какой стороны подступиться. Настолько он всеобъемлющ.
Могу только написать, что Алиса Шелдон посвятила роман своему мужу -HDS -«Вместо несбывшегося». HDS — Хантингтон D. Шелдон.
Роман о ВЕЧНОМ БЫТИИ.
Замечания к переводчику- негуманоиды не могут себя называть людьми и человеками, как в вашем тексте. Очевидно, что вариации этим словам — «разумное».
А так получается аналогия , когда инопланетяне имеют ФИО английские и говорят по -английски.
Даже , если автор так написала, переводить надо логично. Но спасибо за перевод -в остальном он блестящ — трудно понять психологию негуманоидов в фантастике, но вы перевели очень доступно и понятно. Текст довольно труден для изложения.
Джеймс Типтри-младший «За Мёртвым Рифом»
vam-1970, 2 января 2019 г. 11:01
Рассказ — лауреат премии Локус 1984 года. Крик души автора против загрязнения морей и океанов. Самому приходилось видать плавающий мусор и в Средиземном море и в Атлантике. В отличии от суши — никто его там не собирает. Видно сложно. Создается новая среда для мутаций организмов, что автор и отобразила в сюжете. Добавила мистики и получился рассказ -предостережение. Как можно напугать человека? — мистикой.
Джеймс Типтри-младший «Бобровые слёзы»
vam-1970, 31 декабря 2018 г. 16:37
Сюжет словно из библейских заповедей -...как вы будете поступать, так и с вами поступят...
Не надо лить бобровые слёзы, если вы бобров насильно перемещали в другую среду обитания, а теперь вас пришельцы также насильно перемещают на новое местожительство. А цель в обоих случаев одна — исправляйте чужой вред.
Джеймс Типтри-младший «Дар ангелов»
vam-1970, 31 декабря 2018 г. 10:28
«Бойтесь данайцев, дары приносящих» — вот был бы прекрасный и правильный эпиграф к рассказу.Проблема перед любой нацией — что делать с «плохими парнями»? Дебилами, преступниками, проститутками, жадинами и прочим барахлом человеческой генетики и воспитания. А ничего -оставить их одних на планете — переселив «Хороших парней» в другое измерение -Рай. И ждать — пока «плохие парни» за несколько поколений не перебьют друг друга.А потом планета чиста для чужих рас. Стоит подумать...
Джеймс Типтри-младший «Мимолётный привкус бытия»
vam-1970, 31 декабря 2018 г. 10:22
Повесть — номинант премии Небьюла 1975 года. Сногсшибательная идея сюжета написанная впечатляюще талантливо!После этого произведения моё уважение к писательнице неизмиримо выросло, при чём и ранее было высоким. Брать совершенно фантастические темы и с блеском на грани фола их описывать!А что? — может быть и такой путь развития человечества, как ступень дальнейшего развития другой расы, после чего , придав ей (чужакам)импульс, самими исчезнуть, выполнив миссию. Произведение «на века».
Джеймс Типтри-младший «Неприметные женщины»
vam-1970, 27 декабря 2018 г. 17:19
В этом сюжете есть что-то личное от Алисы Шелдон. И так, как она выбрал мужской псевдоним, и героини её здесь полностью не принимают мужское общество- общество в смысле возглавляемое мужчинами. И путь бегства , выбранный героинями — на другую планету , в другую цивилизацию, но рассчитали всё , хитрые бестии — даже дочь забеременела , чтобы иметь наследника и опору в жизни среди инопланетян. Но почему-то приятный рассказ, хоть и феминистский. Как бы улёт от нашей реальности, которая некоторых достала.
Джеймс Типтри-младший «Девушка, которую подключили»
vam-1970, 25 декабря 2018 г. 16:36
Рассказ -лауреат премии Хьюго 1974 года, номинант премии Небьюла 1973 года.
Пронзительный сюжет, страшная история. Нет, не ужастик. Как полюбить биоробота, не зная об этом? Трагедии нашей жизни -как их много. Впечатлительный рассказ.
Можно ли манипулировать сознанием чужого человека?Можно и скоро это произойдет, если не происходит уже сейчас.
Джеймс Типтри-младший «Человек, который шёл домой»
vam-1970, 22 декабря 2018 г. 19:21
Главная мысль сюжета — был Век Опасной Науки.Это о нашей современности.В рассказе уничтожена была часть цивилизации и автор показывает на примере возрождения селения- деревни-городка-города появление новой цивилизации, где с опаской смотрят на технические новинки. Мысль не нова.Часто отображается в произведениях.
Наш век -это всё-таки век Опасной Науки- АЭС, ядерное оружие, биооружие. Проявил себя газ «Новичок» на днях.
Автор предупреждает который раз, но у власти троечники , которые книг не читали и не читают. А жаль ! — остальным миллиардам населения планеты.
Джеймс Типтри-младший «Райское молоко»
vam-1970, 21 декабря 2018 г. 20:04
Это тот случай, когда автор решил оторваться на всех, кто ему неприятен. Здесь и личности зашифрованы названиями городов -Оттава, Сантьяго, Тимор, Сеул и почему -то Скауты.И им всем придан резко противный облик и поведение — мягко говоря — нетрадиционная ориентация в вопросах полов. Я так понял сюжет.
Джеймс Типтри-младший «Что нам делать дальше?»
vam-1970, 21 декабря 2018 г. 19:33
Сюжет на тему прогрессорства. Но запечатлелась одна яркая мысль -надо постепенно уничтожать главарей, пока не найдутся главари, способные договариваться , а не воевать.Герой сделал фантастическую вещь — силой заставил помириться противостоящие народы. В этом вся соль прогрессорства .