Леонид Кудрявцев «Чёрная стена»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Жизнь после смерти | Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Возраст читателя: Любой
Во владениях могущественного мага Ангро-майнью настали неспокойные временая: бродячие маги не оставляют попыток захватить принадлежащие ему миры. Подданные совсем распоясались, стража несет службу как попало, да тут еще и мятеж в одном из миров. Эх, бросить бы все и отдохнуть пару лет в каком-нибудь отдаленном мирке. Но нет, появляется новая, еще большая опасность — стерх, стремящийся донести семя великого священного дерева до Черной стены и тем самым уничтожить все миры цепи. Вот тут то в игру и вступают крысиный король и его необычный друг — зомби по имени Эрик.
Входит в:
— цикл «Мир-цепь» > цикл «Крысиный король»
— журнал «Миры/Worlds 01’1993», 1993 г.
— сборник «Чёрная стена», 1995 г.
— сборник «Дорога миров», 2004 г.
— антологию «Mroczny Bies», 2006 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 74
Активный словарный запас: очень низкий (2397 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1994 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1994 // Средняя форма |
- /языки:
- русский (7), польский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1)
- /перевод:
- Э. Дембская (1), Е. Дембский (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dxbckt, 25 марта 2023 г.
Лет 10-15 назад, это был один из самых лучших «миров», которые только можно придумать... И это при том, что (на первый взгляд) ничем большим (кроме фэнтезийной свалки) вся вышеописанное вроде бы и не является... Но сначала «цепляет» идея некой обреченной реинкарнации (отчего-то только для тех, кто погиб не от старости, а был расстрелян, отравлен и просто умертвлен всеми иными способами)).
Дальше «цепляет» сама идея «цепочки миров», по аналогии с некими «кругами ада» (Данте)... И с одной стороны — вроде бы есть почти вечная жизнь, с другой — это вечность мертвеца (как раз доставшаяся ГГ), и никакой радости (словно ты — не ты, а некая пустая оболочка) она не приносит... В общем — сильно похоже на некий «сильно затянувшийся спектакль»))
Фоном же (для всего происходящего) служит некая реальность (чем-то похожая) на мир Глена Кука из цикла про «Гаррета»... То ли почти «арабская ночь» и путешествие на «Летучем голланде» (по дюнам), то ли нечто почти откровенно Бушковское (смотри сборник «Волчье солнышко»), где вокруг тебя просто толпы разных фентезийно-сказочных персонажей (живущих по закону «дикого рынка», где каждый питается ближним, и это не аллегория)) Взять к примеру забавных (полуразумных) балабошек — которые несмотря на свою мнимую потешность, могут внезапно навалиться толпой и обглодать тебя (как стая мошек))
В центре же данного рассказа — два героя: Крысиный король и Зомби Эрик (страдающий амнезией из-за разнесеного выстрелом, затылка)). Причем — если дальше (см.«Коысиный король») главным героем будет как раз Крыс, то конкретно здесь (большей частью) это тов.Эрик (невинно убиенный, как оказалось то ли в ходе чисток 37-го, а то ли еще раньше — на заре становления самого лучшего из государств))
Собственно все иное (некий «боевой Кузнечик Апокалипсиса», и смертельно уставший «повелитель 23-х миров» (палящий то и дело из ручного пулемета) лишь придают всему происходящему, конечный смысл и мотивацию...
Я же читал данную вещь не из-за сюжета или финала, просто читал — наслаждаясь чтением, т.к словно встретил «давно забытого ХОРОШЕГО знакомого» из прежних времен)) И конечно «за далью лет» все написанное уже не воспринимается так эпохально (как прежде), но сказать что я разочаровался — было бы НЕ ПРАВДОЙ)) Ибо «главная фишка» здесь совсем не приключения героев, а сама атмосфера происходящего...
P.s кстати — вся эта идея с «обнулением миров» (семечком Великого Древа и тп), очень напоминает (гораздо более позднее произведение) С.Зайцева «Искатель», и «Палач»)) Там тоже было обыграно что-то похожее...
Дописано 2023.09.04
В данной книге — по хронологии сначала идет «Клятва крысиного короля» и только потом «Черная стена»... и это правильно тактически)) Однако если читать ее именно так — боюсь «вдумчивый читатель» несколько «понизит планку» собственного суждения и выскажется несколько небрежно (мол, «...ну что там... очередной образец юмористического фентези и не более») а это уже «не правильно стратегически»))
Я же (начавший в свое время) пусть и случайно именно с «Черной стены», уже (вольно или невольно) воспринимаю все происходяещее (в «Клятве...) уже не как «случайную сказку», а как часть общего цикла (пусть и с некоторыми «небольшими шероховатостями» — по сравнению с частью второй).
Вообще — мне настолько дико понравился этот мир (идея «Цепочки миров»), что я (как ни странно) сначала прочитав часть вторую («Черная стена») и затем наконец-таки осилив часть первую («Клятва крысиного короля») в итоге (почти закономерно) вернулся к «Черной стене» и перечел ее заново...
Так что если воспринимать все произведение как одну большую часть (и прочесть без отрыва), то это безусловно и стопроцентно подымет «субъективный рейтинг» данного цикла...
MarchingCat, 1 октября 2015 г.
Неплохо автор пишет. Очень неплохо. Главное, что — самобытно, не штамповка. Это объективно.
А субъективно — ну напрочь не моё. Ибо, если вдуматься — каша из всего ранее уже описанного в книгах других авторов. В одной куче зомби, дэвы и прочие единороги. Стиль автора — тоже не моё. Не люблю неуклюжую смесь направлений. В одном произведении антураж, который иначе как пародийным не назовёшь (суккубы проституируют, единороги тележки с овощами таскают), а внутренний мир героев типа с драмой и глубокими переживаниями подан. Мотивация рядовых поступков героев регулярно под вопросом оказывается. Типа «-а давай то-то сделаем -- а давай». И сделали. Хотя это им и не нужно было. Зато нужно было автору чтобы сюжет завязать
Конечно, написано повыше среднего. Но не более того.
Bizon, 13 ноября 2013 г.
Прочитал эту повесть благодаря ретро-конкурсу. В очередной раз убеждаюсь, что затея проведения сего конкурса очень и очень правильная. Для себя открыл уже несколько интересных авторов и Леонид Кудрявцев входит в это число.
Это нетипичная повесть. В первую очередь своими главными героями. Зомби, который стремится вспомнить прошлую жизнь и тоскует по забытой любви. Крысиный король, отнюдь не коварен, и очень умен. Ангро-майнью, маг, у которого больше 20 миров задумывается о таком вроде понятном слове — друг. Он даже собирается ввести должность «друга». После прочтения все детали приключений стираются, остается лишь стойкое ощущение, что автор хотел написать о дружбе и любви. У него это получилось. И как тут разорваться: с одной стороны Эрик (зомби) стремится к встрече с той, которую уже не помнит, и получает это благодаря стечению обстоятельств. С другой он теряет в цепи миров своего друга Крысиного короля. Не исключено, что он снова погибнет. и в виде зомби встретится с Крысиным королем, кто знает?
Идея разрушения миров ради рождения одного дерева тоже интересна и заслуживает внимания. Жаль, что автор уделил ей мало страниц.
В целом будет интересна не только тем, кто читает российских авторов, но и всем, кто хочет ознакомиться с хорошо прописанным миром изложенным в небольшом объеме.
wax, 3 марта 2013 г.
Я могу ошибаться,но,по-моему,Кудрявцев-единственный автор,у которого зомби являются не просто мертвыми ходячими мешками с мясом.Его зомби наделены чувствами,мыслями,сознанием.И это здорово.
В этой повести рассказывается о Любви и Дружбе.Да,вот так вот пафосно,с большой буквы,потому что ..это действительно искренние и настоящие чувства.
А потом история с Ангро-Майнью.Он ведь может всё.У него есть всё: двадцать пять миров,магия,дворцы,драконы........
..И в то же время у него нет ничего.Он мудрый,это видно,но он не понимает таких простых вещей,что становится как-то больно,обидно за него...Он могуществен,но..одинок.Одинок так,что даже сам этого не понимает.Ощущает тоску,а причин понять не может..И наивно полагает,что можно учредить должность друга..
В конце повести было дикое потрясение.Плакать хотелось.Жалко до слез и Ангро-Майнью и Эрика,правда почему жалко Эрика я могу с трудом объяснить.Может,потому,что трогает и ужасает тот восторг,с которым он реагирует на отмерзшие уши и руки..Может,дело в его любви,которая возвращает его к жизни..Я поймала себя на мысли,что очень боюсь,что та,кого он любит-его забыла.И я правда очень сильно надеюсь на то,что это не так.
В общем...куча мыслей,эмоций,впечатлений.Прекрасная вещь,заставляющая думать.
FixedGrin, 22 ноября 2011 г.
Отменная вещь. Пожалуй, лучшее из всего написанного Кудрявцевым. Продолжения не идут ни в какое сравнение с этой шикарной повестью. Несмотря на «низкий словарный запас» (почините детектор, други), плоский мир, населенный персонажами авестийского эпоса вперемешку с трикстерами и демонами совсем уж архаичных преданий, кажется беспредельным и неисчерпаемым. Сцена, когда Эрик смотрит вниз с моста, напоминает гравюры Эшера и невозможные лестницы Пенроуза.
duke, 28 мая 2011 г.
Душевная вещица. Поэтому и дочитал. Других хвалебных эпитетов добавить, к сожалению, не получается. История на любителя, как мне кажется.
Главное, что не понравилось — это огромное количество второстепенных деталей. Я понимаю, что фантазией писателя бог не обидел, но нельзя же столько всего выплёскивать на небольшую повесть. Во всём этом «неуёмном антураже» главные герои попросту теряются. Там же теряется и главная мысль повести. Кто-то в ней (в мысли этой) найдет глубину, а кто-то (типа меня) — заезженную банальность.
PS Язык можно было бы назвать превосходным, если бы отсутствовали словесные конструкции, подобные, например, этой: «Эрик шел вдоль по улице, машинально поглядывая на единорогов, тащивших разукрашенные поникшими от жары цветами тележки мимо чайханы, где...» Три причастия подряд как-то не укладываются в моей голове в понятие «превосходный».
pavelgubarev, 11 марта 2009 г.
Чертовски доволен. Вещь поначалу читается тяжело обилием фэнтезийных (а потом, как выясняется, сюрреалистических) деталей, но потом именно от них и ловишь кайф. В целом -- очень увлекательно, красиво и душевно.
ааа иии, 10 сентября 2008 г.
К этой вещи хочется прикрепить ярлык «сделано гениально». Не «автор-гений», именно «сделано гениально».
Вещица маленькая, но отшлифованная и продуманной структуры. Действие неоднократно переключает скорости, где надо ускоряясь, где надо плавно вписываясь в поворот. С такой нагрузкой из множества оригинальных деталей это не просто.
Хотя бы вселенная Цепи миров. Здесь читателю обычно угрожает встреча с бессмысленными перечнями и умозрительной экзотикой. Кудрявцев избрал более сложный путь. Стерх — не птица мира и семьи, а гонец апокалипсиса. Правда, что для одних апокалипсис, для других — способ размножения.. Путешествия между мирами — на телегах, мафия — крысиная, загробная жизнь — вариант зомби. Дружба и одиночество сильных предстают под логичным, но экстравагантным ракурсом. Много там разбросано щедрой рукой автора подобных постмодернистских штучек, сочных, мягких, аппетитных, поданых с размахом и широтой души.
Низок словарный запас, если верить анализатору — «гусарам наплевать». Если знаете контекст, то согласитесь — эта фразочка достойна увековечивания не менее, чем памятные «желтые штаны».
Или персонажи. Речевые характеристики, гоголевская выпуклость характеров. В общем, развлекательная повестушка, но, среди постмодернистского маскарада образов, звучат глубокие эмоциональные нотки. Сам по себе тоскующий о воспоминаниях — шаблон, растереть и забыть, однако трогает искренностью без пафоса.
Если подбирать аналоги — Каттнер. Ну, или представить, что Желязны проникся настроением Брэдбери.
Считаю «Черную стену» шедевром отечественной фантастики. Для девяностых — вообще вершина, восьмитысячник. К моему сожалению, Кудрявцев не удержался на достигнутом уровне (говорю, как одолевший всего «Охотника на магов»). Но не теряю надежды, кредит доверия открыт под прекрасный залог.
amak2508, 8 ноября 2008 г.
Типичная для Кудрявцева вещица:не очень длинная, чисто развлекательная, без претензий на глубину и умные мысли, но зато весьма и весьма добротно написанная. Повесть в меру интересна, имеет роскошный фантастический антураж, очень легко читается и, что самое удивительное, при наличии в тексте множества штампов, в целом выглядит вполне оригинальной. Кроме этого приятно, что и в этой повести у автора в финале нашлась пара совершенно неожиданных фраз, позволяющих по-новому взглянуть на все произведение.
Yazewa, 22 сентября 2008 г.
Немного скучновато читать подряд произведения этого автора. Очень однообразно. Одни и те же приемы, антураж, похожие герои. При этом нет ощущения множества путешествий по одному миру — именно чувство однообразия. Эта история, пожалуй, более целостная, чем рассказы, — все же есть логика сюжета. Но общее впечатление слабое: и мир воспринимается не ярко, и происходящее в нем эмоционально почти не задевает. Пожалуй, только концовка... но этого так мало.
alexey1978, 30 марта 2008 г.
Уже в который раз убеждаюсь, что недооценивать русских авторов только потому, что они не приорели широкой известности не стоит. Вот и на этот раз — повесть «Черная стена» Леонида Кудрявцева. Если бы этак нига не попалась мне случайно на распродаже за сущие копейки, я бы, наверное, так никогда и не познакомился с удивительным, загадочным и увлекательным миром Ангро-майнью. Место действия задумано автором с большим размахом — цепь из множества миров, каждый из которых не похож на другой, населен своими обитателями, среди которых попадаются драконы и зомби, домовые и балабошки и еще великое множество разнообразных живых и не очень существ.
Сама повесть написана очень живо и интересно, автор ведет повествование настолько динамично, что оторваться от чтения просто невозможно. Да и сам сюжет очень не плох — странная дружба крысиного короля и зомби Эрика, семя священного дерева..... В прочем, раскрывать суть сюжета не стану, пусть это останется сюрпризом. Ставлю твердые 9 баллов и советую читать всем любителям качественной фантастики.
Sawwin, 13 марта 2008 г.
Прежде всего обращает внимание великолепный язык автора (я был очень удивлён, прочитав в лингвистическом анализе, что у автора низкий активный словарный запас). Радует неуёмная фантазия в сочетании с умением органично встроить в текст любую из фантасмагорических придумок. Ничего нет просто так, всё работает на сюжет. Плюс психологичность... приведу лишь один пример: Крысиный король недоумевает, почему его друг с лёгкостью меняет всю сияющую цепь миров на один, тот в котором его убили и почти наверняка убьют вторично. А ведь дело не только в том, что в реальном мире у Эрика осталась любимая женщина. В мирах Агро-Манью Эрик живёт в беспамятстве, а там «через секунду вспомнит всё». И уже неважно, что настоящий мир злобен и жесток, он настоящий, а сияющая цепь состоит из плоских миров.
Повесть -- лучшее, что я на настоящий момент читал у Леонида Кудрявцева.
chimera, 9 мая 2008 г.
Произведение вполне увлекательное, но чрезвычайно сырое. Создается впечатление, что автор пытается выплеснуть все свои мысли на бумагу сразу. Получается некий сумбур, некая какофония. Цельного повествования нет, а есть лишь набор зарисовок или ситуаций, в которые попадают главные герои. Тут рядом находятся попытка бегства от смерти и неспешное путешествие в компании мертвых, спасение мира и размышления о дружбе. Самое удивительное, что никаких переходов в тексте нет. Следующее предложение может быть вообще никак не связано с предыдущим. Кажется, что это, как будто, первая книга молодого автора, в которой он пытается высказать все, что наболело за годы его жизни, но постоянно сбивается на другие мысли, потом снова возвращается и т.д. К плюсам можно отнести хороший язык, которым написана повесть, и мир, где разворачиваются действия. Цепь миров вполне годный для романов и циклов мир, чем и воспользовался автор.
klan, 22 ноября 2006 г.
Великолепная притча о человеке, его месте в мире, любви и долге, верности и предательстве.
Очень красивая и печальная.
Заораживающе грустная и трогательная.
И почти не страшная....