Борис Вальехо (Валледжо; исп. Boris Vallejo) — американский художник, работающий преимущественно в жанрах фэнтези и эротики.
Вальехо родился в Лиме, столице Перу, в семье состоятельного юриста. С детства обучался музыке и готовился к карьере скрипача, однако первое образование он выбрал медицинское, и потратил на него два года (позднее знание анатомии пригодилось Вальехо в рисовании). Недоучившись на врача, Вальехо поступает на отделение графики в Национальной высшей школе изящных искусств, получает стипендию на обучение как лучший ученик, и — приглашение продолжить образование во Флоренции. Вальехо отказывается от Европы и в 1964 году, в возрасте двадцати трёх лет, приезжает в Нью-Йорк, США. Сначала он работает в отделе рекламы страховой компании в Коннектикуте, потом возвращается в Нью-Йорк. Через два года он встретил Дорис Майер, будущую жену и соавтора по литературной части, и увольняется из страховой фирмы чтобы стать художником-фрилансером. В 1968 году у молодоженов появляется первенец — Дориан Вальехо, через некоторое время и дочка — Майя Вальехо. (Надо отметить, что дети Вальехо пошли по стопам родителей — сын тоже стал художником, а Майя — фотографом). В конце 1960-х — первой половине 1970-х Борис Вальехо рисует рождественские открытки, рекламу ботинок и галстуков, принимает заказы на доработку комиксов для Marvel, ищет свою тему и оттачивает мастерство.
В 1975 году Вальехо оформил первую книжную обложку — роман Э.Р. Берроузa «Я — варвар» для издательства Ace Books. Лестер дель Рей, писатель и редактор Ballantine, был в восторге от нового художника и заказывал у него обложки как для новых книг, так для и переизданий жанровой классики. Вальехо успел поработать практически на все крупные издательства США. В 1970-е он оформлял книги Филипа Фармера, Джона Нормана и Майкла Муркока, а так же романы таких популярных межавторских циклов как “Конан” и “BattleTech”.
Первый альбом избранных картин Вальехо, который представляет собой брошюру на скрепке и содержит два десятка черно-белых фотографий картин, выпущен небольшим тиражом в США в январе 1978 года и назывался бесхитростно «Boris: Volume 1». Книга имела небольшой тираж, быстро была вся раскуплена и допечатана в апреле, но всё же не была доступна массовому читателю. Следующий альбом, «The Fantastic Art of Boris Vallejo», изданный Ballantine в мае 1978 года, содержал 40 полностраничных цветных картин, стал лонгселлером и допечатывался до 1987 года как в твёрдом переплете так и в мягкой обложке. С тех пор альбомы с фантастической живописью Вальехо регулярно появляются с периодичностью раз в несколько лет, особенно качественно их выпускает Paper Tiger.
В 1989 первый брак Бориса Вальехо подошел к концу, и в 1994 году он женится на художнице и бодибилдирше Джулии Белл, и переезжает в Пенсильванию.
В Россию мода на Вальехо пришла из Венгрии, где в 1990 году был отпечатан альбом «Boris Vallejo fantasztikus világa», легально распространявшийся в СССР. В период становления частного книгоиздательства репродукции картин Вальехо хаотично и безо всякой связи с текстом использовались на многих сотнях книг как фантастического, так и детективного жанра. В середине 1990-х несколько альбомов живописи Вальехо было издано фирмой «А.В.К.-Тимошка» в Санкт-Петербурге, а с 2006 года их печатало московское издательство «АСТ».
Работы Бориса Вальехо входят в число эталонов фантастической иллюстрации, и, в первую очередь, его иллюстрации героического фэнтези — все эти полуобнажённые воины и воительницы с героическими профилями. Популярность его работ привела к заказам на постеры к фильмам, рекламным плакатам, обложкам музыкальных дисков.
В картинах Бориса Вальехо поражает, прежде всего, высочайший уровень фотореализма, каким бы фантастическим ни был сюжет.
Вальехо известен в первую очередь как автор обложек к книгам в жанре фэнтези. Его картины отличаются обилием обнажённой натуры, как мужской, так и женской. При этом, натурщицей часто выступает жена Бориса, художница Джулия Белл, а сам он служил натурщиком для её картин.
«Дело в том, что я сам занимаюсь бодибилдингом с шестнадцати лет. По-моему, нет ничего удивительного в том, что мне интересно изображать людей с красивыми и сильными телами. Обнажённое тело — это естественно. А если бы не было секса, то никого из нас бы просто не существовало».