Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Виктора Пелевина

Отзывы (всего: 1826 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

flying_kitten, 4 февраля 17:40

Виктор Пелевин может писать о чём угодно, но его книги непременно ультрасовременны — повествование всегда об актуальных российских реалиях, даже если книга вроде как о будущем. Со «Священной книгой оборотня» в этом смысле вообще всё просто — никаких параллелей и иносказаний — действие происходит в Москве первой половины 2000-х и, за исключением фантастичных главных героев, всё как в жизни. Ну может только самую-самую малость гиперболизировано.

Лисы-оборотни, как известно, живут очень долго. Одна из них, с чудным именем А Хули (это совсем не то, о чём вы сейчас подумали), после многих столетий блужданий осела в России. Страна менялась, переживала бурные перемены ХХ века, меняла свои очертания и название, а потом вновь стала Россией и вступила в век ХХI-й. Жизнь в Москве весёлая, чтобы девушке (ну а лиса не мальчик же, в конце концов?) прожить, нужно крутиться, вот она и выбирает древнейшую профессию — так себе, конечно, но всегда востребована. И в один прекрасный (а может и не очень) день начинается цепь случайностей, которая полностью изменит жизнь А Хули. К лучшему ли?

Роман, на удивление, гораздо менее издевательский, чем другие читанные мной книги Пелевина. Да, много сатиры на тогдашнюю российскую действительность, да, много параллелей, не всегда, мягко говоря, лестных для нашего общество, но какая-то книга по-своему вышла лиричная. Так то, Виктор Олегович вполне в своём фирменном стиле — множество постмодернистских литературных отсылок, достаточно словесной игры (чуть не сказал — словоблудия) — при чтении ассоциативный ряд иногда выстраивается сам собой, а иногда узнаёшь что-то новое. :) Перестраивающаяся после 90-х жизнь, бурно растущий достаток и относительная свобода 2000-х сейчас, спустя 20 лет, видятся со страниц книги очень ярко и с ностальгией. :)

Ещё одна сугубо «пелевинская» книга, неплохая, но и не шедевр, читающаяся приятно, иногда заставляющая подумать, иногда — улыбнуться. Не жвачка, но и не блюдо высокой кухни.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «iPhuck 10»

FayValentine, 27 января 08:40

Мало того, что не успеваю за выходом книг, так еще и не умею глубоко в смыслы. Я только хотела получить те же эмоции, что испытала при прочтении SNUFF или истории Рамы. Детективная линия — та, что удерживала мое внимание, закончилась, и после главы о жанне, я перестала понимать, зачем Пелевин рассказывает то, что рассказывает.

Какие-то идеи конечно показались занятными, одна из них о современных любовных романах для женщин. А вот рвота желчью на критиков оставила недоумение, и че-то как-то даже уважение к автору поубавила. Но, дело хозяйское, как говорится.

В целом не так плохо, но и не ах, как хорошо.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

Lider Ataki, 7 января 22:41

Как перевести на русский «cyberpunk»?

-Электро Петух

Вот главы про электро петухов и лагерные разборки реально получились интересными, жаль что весь роман не выдержан в этом сеттинге.

Все остальное просто банальщина, натянуто, посредственно, жалко, беспомощно, кровь из глаз, отсутствие воображения, ода конформизму и отвратительно скучно.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»

Lucie Morton, 4 января 11:39

За всей этой неподъёмной для простого обывателя философией проглядывают то командирская фуражка незабвенного Абделя Кадер-хана, то борода Александра Васильева, который целым был и был разбитым, был живым и был убитым, подсудимым и конвойным... Проглядывают гора-а-а-а-аздо чётче, чем хотелось бы. Только судьбы разные. Вот и получается, что это впечатляюще, но и осуждаемо.

Концовка, при всей своей вроде-бы-логичности, могла бы быть хоть сколь-нибудь отличаться от того, что Пустота уже пережил. Как там у Толстого... «Поездом всё началось, им же и закончилось». Ну бросься ты под броневик!!! Так нет, он в него просто сел.

А, если серьёзно... Не хватило чего-то. Возможно, как раз кругозора людей, которые накатывают по данному рулону простыни.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Затворник и Шестипалый»

Lilian, 29 декабря 2024 г. 18:48

Я не планировала читать эту повесть, но надо же было убедиться, насколько «ранний» Пелевин отличается от «позднего».

Прочла. Убедилась.

Повесть — история двух вынужденных соратников. История познания, душевных поисков и преодоления границ изведанного. И всё это на примере… Скажем так, не людей, но существ, людям хорошо знакомых. Что добавляет возможностей для иронии и разных аллюзий.

Довольно увлекательно. И даже немного философски.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

Lilian, 26 декабря 2024 г. 17:01

Я не знаю, как оценить эту книгу.

О Пелевине, конечно, наслышана. Эпатирующий, таинственный, популярный. Пример отличного издательского маркетинга и причудливой моды. Но читать ранее не доводилось. А в этот раз внезапно зацепила обложка — есть в ней что-то удивленно-невинное, интригующее. Крайне обманчивое впечатление, как оказалось — особенно когда понимаешь, кто именно из персонажей там изображён.

Тем не менее, благодаря обложке и легкому любопытству у меня появился повод наконец прочесть что-то у Пелевина. И я это сделала.

Странный мир, странные персонажи. Сюжет, рассыпающийся на отдельные эпизоды и повторяющиеся по форме сцены (вроде вкушения виртуального коньяка виртуальными личностями). Огромное количество эпатажа и по форме, и по сути. Когда исковеркано и отражено в кривом зеркале вообще всё — от гендерных ролей до национальных идей. Религия, пороки, криминальная культура, феминизм, загадочная русская душа и психологические девиации. От концентрации кринжа просто «глаза на лоб лезли», даже не совсем метафорически.

Ну, постоянные читатели Пелевина, наверное, привычные.

Так-то книга относительно небольшая и относительно легко читающаяся (если немного отстраниться от кринжа). Есть в ней, насколько я поняла из медийного шума, и главная философская основа текстов Пелевина. Про иллюзорность мира, главенство сознания и духа, всё в этом роде. Лекция от тиранозавра/злого духа/Ахилла в наличии.

Что в итоге? Образы яркие, эпатаж всеохватный, текст злой, сюжет… не самый сильный. А, ну да, вроде бы тут есть отсылки и посвящения (злые, конечно же) к реальным медийным фигурам. А может и нет их, и всё в глазах смотрящих. Я оставлю этот вопрос более маститым и опытным читателям Пелевина.

Возвращаясь к оценке книги, а точнее к определению своих впечатлений от неё. Я не знаю. Мне не понравилось эпатажное кривое зеркало, меня не зацепили его изломанные герои. Но в то же время обличать автора и клеймить его за «нападки» на что-то одно (будь то образ женщины или национальные идеалы) не вижу смысла. Нападки, это когда мишенью острого слова становится что-то одно, ну максимум парочка объектов. А как назвать, когда весь авторский мир построен на эпатаже и искажении вообще всего «доброго и вечного» или «привычного и знакомого»? Строго говоря, литературные эксперименты никто не отменял. Особенно, если у них есть своя большая аудитория.

Что могу точно сказать — это стопроцентно не «мой» автор. И теперь я в этом убедилась.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Жёлтая стрела»

amak2508, 25 декабря 2024 г. 17:00

Ну, а почему бы и не посмотреть на нашу жизнь как на бесконечную, от рождения до смерти, поездку в неком условном поезде. Написал об этом Пелевин в меру интересно, финал, хотя и предсказуемый (понятно, что герой в конце концов должен бросить этот вонючий поезд и ступить на твердую землю), всё равно выглядит эффектно и даже красиво.

Что же касается глубинного смысла написанного (ведь очевидно, что весь этот поезд одна большая метафора), то он может трактоваться очень широко — всё зависит от взглядов читателя. Поэтому додумывать, что же здесь всё-таки хотел сказать автор, бессмысленно. Если нормальный писатель желает донести до читателя какую-то конкретную мысль, то он делает текст таким, чтобы тот мог трактоваться только так и не иначе. У Пелевина такое не получилось, да наверное он и не ставил перед собой именно эту цель, наоборот — пусть, мол, народ фантазирует о том, что я хотел сказать, кто во что горазд :).

Оценка: 6
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

jamuxa, 20 декабря 2024 г. 19:25

Огромный аквариум Бога

Зачем-то назвали Вселенной.

Бывает в нём моет Он ноги,

Ему-то воды по колено,

Хотя не всегда Он пьяный

От замыслов сотворенья, —

Не спит Он башкой в бурьяне

И нет колтунов от репея...

А всё в том акварюме — рыбы:

И небо, и горы, долины:

Наброски, шаблоны, хотимбы:

На всём плавники кринолином.

Да ты оглянись: да всё рыбы!

Да даже и ты, человече:

Ты просто набросок, ибо

Ты был, как и Он же, вечен.

Ты рыба, ты раб пустышки,

Ты просто ла-ла, без смысла:

Селёдкой не только подмышки:

И даже (она) прокисла...

Причём ожидание чуда? —

Эскизы сжигают в печке,

А рыбий скелет не трудно

Ему будет в плоть, беспечно...

Вот так и живём: аз, буки...

Не нами сложится слово...

К чему же мозолим руки,

Ведь он же тот тип, Обломов.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Фокус-группа»

Гол Гойдыч, 9 ноября 2024 г. 21:13

Не знаю, как вам, но для меня «Фокус-группа» это сатира на представление загробной жизни в религии. Пелевин как бы говорит, рай не может всегда быть таким же, как в Библии, так как она написана очень давно в довольно таки в очень консервативном обществе.

Наш мир прогрессирует, меняется, значит и послесмертный мир также должен обновляться и даже делать поправки в допуски в рай или ад, так как мейнстримная культура может искажать моральные принципы, при этом делая заблуждения. А вдруг за 2000 лет после смерти и воскресенья Иисуса рай и ад поменялись местами? Вдруг эти два мира объединились в один мир? Вдруг Ницше убил Бога, а вместо него встал именно это Светящиеся Существо, сделав невообразимую реформу, которую верующие и священники не знают и узнают только тогда, когда сделают последний выдох?

Оценка: 10
– [  0  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

Yaspis, 9 ноября 2024 г. 00:57

Благодаря этой книге мы узнали от женщин главную тайну феминизма — он уже давно устаревший и не актуальный))

Оценка: нет
– [  10  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

PeregaRrr, 30 октября 2024 г. 07:02

За окном дроны, оснащённые взрывчаткой, по всему миру взрывают нефтехранилища, солдат, мирные дома. Восток бурлит, как никогда не бурлил. Ракеты пересекают границы государств так же свободно, как пассажирские суда. По миру колесит коротышка в камуфляже и клянчит денег на независимость ради демократии. Один грозный и пузатый бородач в России имеет личную армию с крутыми джипами и даже Теслой, оснащённой пулемётами. Да вот забава – армия эта снимает в основном вертикальные видео. Времена нынче лихие, страшные.

Интересно, какими мудростями в этом году поделится с нами Олег Викторович. Чем обнадёжит верного и преданного читателя? Какие, со своей вершины мудрости, ПВО видит решения для расхлёбывания всей этой заварившейся каши? Будем посмотреть.

Открываем и начинаем читать. А у нас тут снова страпоны, гендерная

коррекция, снова симуляции и симуляции в симуляциях… опаньки, да тут ещё замешали ГУЛАГи в Сибири. Ого какая актуалочка!

«Круть» начинается с того, что Маркус Зоргефрей, лучший агент Трансгуманизма Инк, прямиком из прошлого романа вываливается в кабинет своего начальника адмирала-епископа Ломаса. И сходу, успев только отхлебнув великолепного коньяка да затянуться лучшей сигарой, получает новое, самое секретное на свете задание по спасению мира. Древнейшее зло, лично знакомое с богами этой реальности, решило уничтожить человечество и вернуть Ад на Землю. Зло надо остановить. Благо удалось выяснить при помощи баночных монашек и медитаций, где это зло по-динозаврьи вылупится. Там его и надо встретить, разгадать его гнусные планы и остановить.

Злу, по правилам нашей вселенной, нужно вселиться в воина. А в победившей баночно-гендерной реальности мужчины не очень то и воины. Тестостерон перекачивают женщинам, а их под завязку накачивают эстрогенами. Так что воин этот оказывается петухом из сибирской колонии, в которой крутят ветряки и добывают национальное достояние Добросуда — ветер.

Ну петух и петух, чего гундеть то. У Пелевина петухи крутые. Мир то перевернулся с ног на голову. Так что они рулят зонами, лагерями и уважаемы в преступном мире. С ними считаются, а начальство старается найти точки соприкосновения и дружить.

А кто противостоит петухам? Ну конечно куры. Да не просто куры, а куры-заточницы, последовательницы таинственной Варвары Цугундер. Куры с заточенными страпонами. Куры, которые никогда не оставят в покое ненасытный и коварный патриархат!

Бульон заварен, замешан, ингредиенты накиданы и бульканье пошло!

Признаюсь вселенная Трансгуманизма просто задолбала. Она хоть и самобытна по-пелевенски, но чего-то в ней откровенно не достаёт. Помнится в первой книге столько времени было уделено «кукухам» — таким ошейникам, работающим в паре с чипом в голове, но я уже не помню, почему не обойтись просто чипом и зачем эта приблуда на шее? Слишком много в этой вселенной феминизма. Им уже сыты по горло абсолютно все.

В романе большое внимание уделено старому персонажу из прошлой книги. А именно литературоведу Рыбе. Сообщество признало, и не без оснований, в этой рыбыне госпожу Юзефович. В том году она, госпожа, довольна была как рыба-кит, что попала к Пелевину на страницы. В этот раз Пелевин её задорно отсрапонил. Что-то от Галины не видать ежегодной рецензии на Виктора Олеговича. Обиделась наша уважаемая критикесса?

В «Крути» опять много пелевинской философии. И лично мне это нравится. Книги ПВО я читаю не так что бы часто, поэтому от этих его философских завихрений не устал и получаю настоящее удовольствие.

Роман имеет цельный сюжет и логическую, даже вполне неожиданную развязку. Очень часто слышу, что у Виктора Олеговича с сюжетом проблемы. Хоть убей не понимаю, где эти проблемы? Я могу принять, что кому-то надоел солипсизм, буддизм и прочие киберпанки с банками, но сюжет в его романах всегда органичен и завершен. «Круть» не исключение.

В аннотации к книге имеется прямая и некрасивая хитрость, что бы книгу лучше раскупали. Написано в аннотации, что роман хоть и связан с предыдущими баночными книгами, но читается вполне себе отдельно. Читается то он может и читается отдельно, но уж больно много отсылок, да даже прямых упоминаний героев и событий из предыдущих трёх книг. Не читая предыдущие романы не поймёшь очень многих нюансов. Так что это практически прямое надувательство. Минус в карму маркетологам.

Подведём итоги:

Я не ищу в Пелевине пророка и провидца. И как только перестать этим заниматься и не ждать каких-то просветлений с откровениями, а просто брать в руки книги одного из любимых авторов, то читаются эти книги на ура.

«Круть» всё так же кишит идеями, она обладает бешенным темпом, в книге полно юмора и тоски. Так что вещица вышла годная.

П.С. Приятно было услышать, что Шарабан-Мухлюев ратует за консервативные идеи, а Маркус в конце с грустью гордится тем, что сердце у него русское.

П.С.С. Крамола! Я жду третий романа про Ломаса и Маркуса Зоргенфрея. Ну тут просто необходима трилогий. И пускай эта трилогия завершит великое пятикнижие Трансгуманизма и пелевенских феминисток съедят динозавры!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

getoutaway, 24 октября 2024 г. 09:14

Никогда не был поклонником творчества автора, похоже что и не стану.

Если объективно то концепция трансгуманизма inc. любопытна и хороша, в самом романе мне не хватило более детального описания мира, да и событий то же, осталось впечатление смазанной истории, тут наляпали, сюда мазнули и так сойдёт. Незавершённость, вот что осталось после прочтения, нет, автор конечно логически «замкнул» все цепочки, но осадочек остался.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

черепахыч, 18 октября 2024 г. 20:37

Виктор Олегович в очередной раз смачно приложил отечественных обожателей повесточки...

Вой рукопожатных тому порукой )

Браво, Мастер !

Оценка: 7
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

genametr, 14 октября 2024 г. 16:39

Если рассматривать только в рамках крайней борьбы Пелевина со страпонами может оно и «Круть», но немного плосковато для «мастера» Что до прикладывания либероты к больному месту, так хитрый наш вбойщик приложил туда же и любителей повестки патриотической. Такой вот крэп сразу на двух стульях. Впрочем эту особенность своей скользкой «музы» Олегович раскрыл в предыдущем ежегоднике — «надо создавать у зрителя впечатление, что за правду тебя вот-вот стащат со сцены и зорко следить чтобы этого не случилось на самом деле».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Т»

majj-s, 14 октября 2024 г. 10:35

Графские развалины

«В том духе, что весь так называемый тибетский буддизм – это совместный проект ЦРУ и английской разведки.»

Осень — пора Пелевина, а октябрь между финалом «Ясной поляны» (10.10) и премьерой нового «Преступления и наказания» (26.10) словно специально создан, чтобы дочитать брошенный некогда роман, где Толстой и Достоевский выступают супергероями. К слову сказать, не они одни, там еще философ Соловьев, обер-прокурор Победоносцев, княжна Тараканова. И Чапаев, не вставить которого в еще хотя бы одну книжку Виктор Олегович просто не мог. Вы уже поняли, что речь о постмодернистском романе, и да, это он, со всем набором характерных особенностей: фабуляция, ирония, пойоменон, девальвация ценностей, мир как текст, смерть бога и смерть автора — можно еще непростых слов, вроде эпистимологического кризиса добавить, однако мы и без них все поняли. Будет непросто, но чертовски интересно (это же Пелевин), пока ум за разум окончательно не зайдет, тогда мы на время возненавидим их (писателя и роман). но к финалу опять полюбим. Все как всегда.

Начало приводит на память «Доктора Живаго» — двое в поезде беседуют об усадьбе, которую вот прямо сейчас проезжают ее владельце, его учении о непротивлению злу насилием и непростых отношениях с церковью. Продолжение не менее драматично, хотя в ином роде. Один оказывается полицейским агентом, а второй — собственно тем самым графом Т, за которым прозрачно угадывается Лев Николаевич. В купе ломятся полицейские, чтобы арестовать героя, он как-то мгновенно сооружает из рясы гибрид дельтаплана с парашютом, обращаясь в подобие белки-летяги, и выпрыгивает в окно аккурат над рекой. Потеряв память от удара о воду, спасен хозяйкой речной яхты-баржи, которая представляется княжной Таракановой, но тут являются амазонские пигмеи, стреляющие отравленными дротиками из духовых трубок и всех убивают. Кроме t, которому удается уйти вплавь.

Покруче. чем в «Крути», правда? Пелевин образца 2009 еще думал о том, как развлечь читателя и «сделать ему интересно», чему и команда сценаристов, всякий со своей специализацией, которые описывают приключения графа в реальном времени книги, немало способствует. А в остальном все то же, что у него везде: «где я», «кто здесь», «кто управляет мной когда я думаю, что реализую свободный выбор» и прочие основы буддизма, которые Главный Чародей русской литературы исподволь вдвигает в мозги компатриотов.

Он гений, даже когда хочется швырнуть очередную книгу с размаху в стену. И счастье, что он у нас есть.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Виктор Пелевин «Трансгуманизм»

yna2021, 14 октября 2024 г. 07:32

Увы, даже рядом не стоит с литературой, сплошная графомания.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

majj-s, 7 октября 2024 г. 13:56

Андалузские щенки

»- Молчите в тряпочку.

– Именно в тряпочку?

– Именно, я вам выдам служебную. Мы все в такие молчим.»

Давайте так: Виктора Пелевина мы читали, читаем и будем читать, невзирая... Ну, я сейчас о тех, кто читает в принципе. И дружная ненависть критического истеблишмента к новому роману скорее послужит генератором дополнительного интереса, чем оттолкнет от него. А коли так, нужен инструмент (ступенечка. приступка), чтобы адаптировать порог вхождения, довольно высокий. Признаюсь, я злилась, начиная читать, потому что большая часть понятий вселенной Transhumanism Inc. благополучно забылась за год с последней встречи. Когда все это обрушивается на восприятие, когнитивный диссонанс неизбежен. Так вот, мой текст чтобы максимально облегчить вам вхождение в роман.

Мир отдаленного будущего, где оцифрованные личности богачей, знаменитостей и властителей хранятся в банке, в глубоком подземелье где-то под Лондоном, пребывая в самых упоительных симуляциях, какие может измыслить фантазия, а остальное человечество вырабатывает энергию для их благоденствия, попутно пытаясь заработать или украсть на собственный кусочек цифрового бессмертия: первый тайер — 100 лет в банке, второй — 200 и так до бесконечности. В нашем отечестве у власти сердобол-большевики, газово-нефтяная монополия схлопнулась, но мы нашли возможность удержать за собой лидирующую позицию в энергетической отрасли. Мир теперь борется за уменьшение углеродного следа и экологически чистые источники энергии, что ж, станем вырабатывать на просторах Сибири ветер. Заключенные множества колоний крутят педали, подавая импульс крутящего момента на громадные ветряки, которые генерируют ветряные потоки.

Новая реальность изменила гендерные ролевые модели, женщины в ней агрессивны и доминантны, мужчины более женственны и склонны к подчинению. В местах заключения проблемы общества предельно обостряются, гротескно отражаясь, «последние станут первыми» выразилось в этом мироустройстве возвышением петухов, изгоев прежней криминальной иерархии. Теперь петух то же, что вор в законе раньше, держит зону. И нет, он не занимается однополым сексом, коронуя неофита, авторитетные петухи пробивают консервную банку — такая символическая пенетрация. Кукер — петух зоны имени Кая и Герды с наколкой «Book» (это не то, что вы подумали, но аббревиатура «В отказе от крутилова») так авторитетен, что мужская зона, по его примеру, сплошь отказники — не идут крутить педали. Ветряки не крутятся, ветра нет ладно бы еще экология — но генерал на этом зарабатывает нехилое бабло на свой карман, а это уже нехорошо.

К Кукеру подсылают киллершу, авторитетную «куру» с женской зоны, загримированную под петуха, чтобы убить. Но он уже успел побывать в симуляции мезозоя, где не только сталкивался с агрессивной Дарьей в образе динозаврихи, но и повстречался с Древним Злом, персонификацией которого предстоит стать ему самому. У Зла, почти всемогущего и владеющего технологиями, которые воспринимаются как магия, есть ряд ограничений, среди них обладание физическим телом, которое носитель добровольно предоставит, и уязвимость — потенциальная смертность этого тела. А цель его, ни много, ни мало, ввергнуть планету снова в юрасик — юрский период, рай для динозавров и кирдык для человечества, как вы уже наверняка догадались.

Ну вот, отсюда будет уже понятнее в смысле сюжета и связности, хотя образ андалузского щенка и ветряных мельниц сознания не случайно лейтмотивом звучит в романе. Если вы помните, Бунюэль говорил, что единственным правилом, которым они с Дали пользовались при написании сценария «Андалузского пса», был запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение». В этом смысле «Круть» скорее виндмилз ов ё майнд. И уж точно без желания как-то особенно задеть или обидеть любимую пелевинскую и нашу критикессу. Роль временного вместилища для Всемирного Зла во спасение Земли и человечества всяко круче истории критика, утопленного в сортире, а Пелевин и такое делал. Понимать надо

Оценка: 8
– [  14  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

IlyaT, 7 октября 2024 г. 11:02

Недавно в одном сообществе дискутировали на тему пиратства и всего такого. Я там высказал своё мнение примерно в таком ключе: «сложно однозначно сказать сколько вреда приносит пиратство, но излишняя коммерциализация вредит однозначно». А тут как раз хороший пример подоспел. Кажется, что если бы Виктор Олегович не был связан контрактом на один роман в год, то его творчеству это могло бы пойти на пользу. Он бы мог взять творческий отпуск, съездить куда-нибудь за границу — может быть даже в Россию, поднабраться новых впечатлений, зарядиться новыми эмоциями и родить что-нибудь по-настоящему ценное — талант ему позволяет. Вместо этого происходит бесконечное, самокопирование самокпирования...

Оценка: нет
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

Manowar76, 7 октября 2024 г. 07:31

«Небинар-трансгендеры зеленых совершат то, чего не сумели сделать панцер-гренадеры СС.»

Есть хорошие шутки-афоризмы. Но неловко, что они тебе нравятся, такие они неловко-банальные. Про колючую проволоку хорошо, но ведь так избито:

«А если у нас забор с колючкой между женским и мужским юнитом, тогда проблемы нет. Называется «надлежащая методология эксперимента».

Майор Тоня вздохнула.

– Да уж, колючка у нас все проблемы решает.»

Сюжет, честно слово, во всей серии «TH INC» настолько неважен, что и говорить о нем смысла нет.

Стоит отметить достаточно громоздкую экспозицию: мостик от «Элевсина», долгие вводные от разных персонажей. Когда началось новое расследование вторжения предвечного царя демонов Ахилла, я не сразу понял. Решил, что это всё ещё подготовка.

Роман понравился. Остроумно, легко.

Но даже у меня, ярого поклонника творчества автора, появляется смутное ощущение, что Пелевин «отбывает номер».

Слишком легкомысленно, как будто очередной выпуск не самого интеллектуального комикса прочитал. Интересно, но мало.

Даже какого-то кардинального раскрытия мира «TH INC» не произошло. Эпическое спасение мира промелькнуло, как серия-филлер.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

Kartanion, 5 октября 2024 г. 20:37

Внятный сюжет, состоящий из более более-менее стыкующихся частей. Внятный финал. Отсутствие, или минимальное количество построений вида «А есть Б и А есть не Б, потому что ни А ни Б не существуют». Каламбуры и шутки в количестве. Кроме того, чувствуется, что автора в иных местах «прет» — давно я за ВО такого не замечал. Книга мне понравилась.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

genametr, 5 октября 2024 г. 14:48

Вот глянул чтоб понять с чего так бомбит либеральных журналисток от нового романа Пелевича. Сплошь хейт и критика нашего необоримого Солнца всея Элевсина. Читаю Пролог и все нравится. Ну думаю так кртикессам и надо обозвал их курами и поделом. Инквизиторы-епископы-мистика все как я люблю. Но счастье длилось недолго. Ровно до Сердюкова. Все же у мастера на старости лет крыша съехала. Конкретно на перекачанных фемках со страпонами. Нет ну я понимаю разные бывают у людей предпочтения но зачем вот так на всю страну-то об этом? В то время как мы боремся за звание дома высокой культуры быта? Сколь можно лохматить бабушку придумал бы уже хоть что-нибудь новое, вылез из банки. Похоже отъезд из России в далеком уже 2019 не лучшим образом сказался на творчестве.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В польском киберпанке 2077 есть подобный «бодхисатва» (квест Красный пророк) вещает в киберпространстве антикорпоратскую заумь, а все гадают кто этот «мудрец» и где. В итоге оказалось это рекламный терминал которому хакер прицепил программу по генерации «смыслов» Если пошаманить с терминалом можно добавить лузлов, сделав генерацию лозунгов совсем уж случайной. «Страстная лоббистка нагрянет когда вы совсем не ждете развязки классовой борьбы! Средства производства должны принадлежать коллективному бессознательному!» Не удивлюсь если проджекты читали последние книги Пелевина. А может айфак у Олеговича кто-то взломал :)
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С другой стороны и сюра в нашей жизни явно прибавилось достаточно последние инициативы депутатов глянуть. Борьба то с квадроберами, то с чайлдфри, теперь вот тарологов запретить собрались... Так что чему я удивляюсь

Отдельное неспасибо автору за Россию где у него теперь только зоны, колючка, кумхаты, да петухи в законе. И совершенно не спасает что и на Западе у него не здорово. Словесные «находки» вроде «малявы от мававы» заставляют лишь поморщиться, да и сравнение руководства с рукоблудством так себе деконструкция. Начальников никто не любит, но вот дёшево это, бледная тень «раннего Шарабан-Мухлюева»

Оценка: 6
– [  12  ] +

Виктор Пелевин «Круть»

Осанов, 4 октября 2024 г. 23:04

Почему от Пелевина чего-то ждут в эпоху, в которой он просто ведёт ежегодник? Потому что Пелевин важный писатель, создавший «Чапаева и Пустоту», блистательные ранние рассказы, визионерский «S.N.U.F.F.» и многое другое, что, быть может, уже нельзя повторить, но хотя бы отдалённо припомнить в каком-нибудь свежем тексте.

И хотя неудачная вселенная «Transhumanism inc.» не соответствует прежнему размаху Пелевина, она вполне удовлетворяет его новым потребностям. Как в компьютерной игре Пелевин придумал себе хаб, откуда удобно отправляться на миссии. В 2023 он посетил древний Рим, до этого странствовал по России, куда и в текущем году пришлось заглянуть безопаснику Transhumanism Inc. Маркусу Зоргенфрею:

«Ад хочет возродиться. И у него есть предводитель. Это древний царь динозавров. Он же — один из предвечных духов зла по имени Ахилл.»

Пожалуй, впервые одиозность взятого материала мешает Пелевину связно о нём рассказывать. Астероид-Христос, петухарх, пайкинг, мавава, фраермоны, злобро добло, Влагалла — незапоминающиеся, дурно придуманные слова и концепции оставляют впечатление пьянки нескольких тугодумных нейросетей, последствия которой решил прибрать Пелевин. Лексически — полный провал, ничего из этого не уйдёт в народ, как ушли туда дискурсмонгеры.

Лексическое расстройство плавно перетекает в образное. В романе есть неплохая дневниковая вставка о том, как со времён Ахилла от побеждённого к победителю передаётся дух абсолютного зла, о чём рассказывается в тревожной ориенталистской атмосфере. Но тёмная эпическая тональность вдруг разрывается хохмой, что ахейцы собрали не Троянского коня, а вообще-то Троянского динозавра. Начавшееся было зарождаться ощущение потустороннего рассеивается. Причём рассеивается не для улыбки, а для тщеты. И так в романе везде — он паштетный, при этом плохо перемешанный, с перьями и чешуёй, динозаврами и феминистками. Прежде у Пелевина удавались экзотические, но всё же калорийные блюда. С появлением «Transhumanism inc.» он начал варить баланду. На сей раз вполне тюремную, с шутками уровня:

«Любви дают три года, но иногда она выходит по УДО…»

Плохо и то, что повествователь у Пелевина давно только функция, хотя ранний Пелевин очень лиричный и добрый писатель, для которого было важно сойтись с рассказчиком. Через него Виктор Олегович неумело сотрудничал с миром. Это было по-дружески. В ответ хотелось чем-то помочь, подержать книги, пока писатель завязывает шнурки. Но в поздних романах Пелевин отчуждён от реальности уже не в высоком буддистском, а в презренном постмодернистском обычае, находится в так и не отремонтированном провале, откуда всерьёз насвистывает о влагалищах. Разъединившись с героем, Пелевин разъединился с реальностью, которой перестал сочувствовать и сопереживать. Оказывается, формальные признаки романа не такая уж бесполезная штука! А сам Пелевин не бодхисатва, и кроме благих намерений его текстам требуются такие мирские штуки как эволюция героя и художественная выразительность.

Без них из романа нельзя вытянуть эссенцию, то, ради чего нужно осваивать несмешные шутки и повторные приключения. Так было даже в трёх предшествующих неудачах — из них кое-что извлекалось, где-то метафора («Путешествие в Элевсин»), где-то посыл («KGBT+»). Но из «Круть» взять нечего. Роман не распахан и пуст.

Его главный посыл в «злобро добло», идее, что в мире, где злу не получается открыто сопротивляться, нужно совершать нечаянное добро. Но эта идея не звучит ни как правило партизана, ни как религиозное откровение, ни как революционный призыв, ни как мещанский кодекс, ни как застенчивая насмешка. Просто такая же справка, как и десятки других. Упоминается в начале, затем упоминается в конце. Здесь нечем искрить. А кому нужна идея, в которой нет тока?

Зато Пелевин опять шарился по помоечкам. Если в прошлых романах присутствовал даже Егор Просвирнин, в нынешнем упоминается Мурз: «последнего левшу опять довели до могилы». Писатель питает слабость к новостям с мертвечиной, которую охотно перчит каламбурами. На этот раз про аналоговую и цифровую радиосвязь. Из тех же пристрастий можно выделить компьютерные игры: непроницаемый купол, накрывший в романе тюремную колонию, явно взят из вышедшего в 2024 году переиздания «Готики». Наряду с древним уже интерсекционизмом — это не тот навоз, на котором можно взрастить умную книгу.

Лучшая часть романа опять связана с образом Галины Юзефович. Вопреки корпоративному возмущению, там не так уж много страпонных баталий. Чуть позже литературного критика наказывают куда жёстче —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
делают сбрендившей серийной убийцей, которую на веки вечные заключают в камеру собственного сознания.
А ведь Галина Юзефович хвалила годный «iPhuck 10», заканчивающийся примерно тем же! Если сексуальные фантазии кажутся по-стариковски потужными, метафизическая расправа выглядит чрезмерно и мелко, несоразмерно не только Пелевину, но в принципе человеку. Будто бы Галина Юзефович — это абсолютное зло. Серьёзно? Кто-то сильно ошибся с масштабом.

Но отрывочек всё равно лучший. Основной объём занимает задиристое критическое эссе. Местами оно написано под Галковского, в одном месте под Сорокина и полно хорохорящихся словечек, от которых всё ещё требуют собачить постмодернизм. С ним Пелевин воюет не столько по привычке, сколько из необходимости: будучи писателем совсем другого лагеря он вынужден действовать на территории соседа и заимствовать его методы. Порою весьма удачно:

«Вот Славой Жижек. Фирма (не путать с нашей конторой, которая исключительно закручивает) позиционирует его так: «самый опасный философ Запада». Почему? Как почему. Когда он вылизывает яйца неоконам и истеблишменту, его зубы всегда рядом. По западным меркам, реально тревожная ситуация.»

В остальном «Круть» остаётся бессодержательным текстом, откуда не получится извлечь чего-то необходимого. Пелевин даже не пытается заместить дефицит действием: вопреки петушино-динозавренным темам в романе только две боевых сцены, по одной на биологический вид. Сцен «со смыслом» нет вовсе. Зато много громких абсолютистских слов.

Как-никак, древнее зло пробудилось.

Жаль, что так можно сказать и о романе Пелевина.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Чапаев и Пустота»

gramlin, 1 октября 2024 г. 17:54

Перечитал второй раз. Всё та же прекрасная, классическая пелевинская проза. Цитаты хотелось выписывать через страницу. Не так много сюжета, хотя и он вполне себе есть, но много грубоватых вопросов в лоб читателю: «кто ты? где ты?» и прочее. Внутренний прокурор, внутренний адвокат и конвой — прекрасно, конечно... Абсолютно светлое послевкусие и желание перечитать еще через несколько лет

Оценка: 10
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Девятый сон Веры Павловны»

LORD_ZR, 11 сентября 2024 г. 23:20

Я увидел этот рассказ так. Если место было отхожее, то оно таким и останется, и если долго делать вид ,что это не так, то потом польётся изо всех щелей. Спорить с данной мыслью трудно, но многие умудряются.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

LORD_ZR, 11 сентября 2024 г. 23:18

После прочтения, я понял, что автор ходит к психологу. Прыганье по мирам и оставление в старом мире то, что уже не нужно, а в новом новые приключения, это классическая терапия травмы. Кто проходил, тот знает. Там и раздавленные в детстве муравьи вылезут и много чего интересного. Ну а «don't suck my dick» шутка за гранью реальности.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Т»

LORD_ZR, 11 сентября 2024 г. 23:13

Это редчайшая книга, в которой сам Пелевин разговаривает с читателем. Если Ариэль создает мир с Т, а мы сторонние наблюдатели, случайные участники, то в конце романа, из-за Ариэля появляется невидимая рука настоящего писателя, который соприкасается с тобой с читателем и вы можете реально пообщаться, по крайней мере, почувствовать, и эта связь будет вне понимания объективной реальности. Автор слома не пятую стену, а в принципе убрал все стены.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

LORD_ZR, 11 сентября 2024 г. 23:10

Когда читаешь Пелевина, находишь очень много интересных отсылок и книг. Как я говорил в другом отзыве, он двигается по пути исследования духовности и высмеивая оборотней при этом даёт ссылки на мифы, в которых и есть корни всех историй, баек и сказок, а для кого-то и реальности. Благодаря Пелевину я нашёл для себя старую советскую книгу «сборник восточных сказок» или как то так. Нашёл именно такую, какая описана в рассказе. Никак не найду время, прочитать. Но обязательно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Числа»

LORD_ZR, 11 сентября 2024 г. 23:06

Писатель явно двигался по пути исследования эзотерических, нумерологических и прочих духовных учений. что не книга, то об этом. При этом, отлично подмечено случайное совпадение чисел, реализация собственного страха, смех над реальными людьми, за личные обиды. Ну а стрельба по Кандагарский и лицо правоохранительной системы 2000х годов, великолепны. Браво. Ах да, и вся эта гомосятина в те годы была смешной, сегодня над ней смеяться нельзя, а тогда было можно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Омон Ра»

LORD_ZR, 11 сентября 2024 г. 23:00

Это особый взгляд на «Лунный заговор». Если ставим под сомнение полёт на луну, то ставим под сомнение и весь космос. Не знаю, кто там видит антисоветчину или другие обиды, тут каждый обижается на себя. А вот шутка вокруг теории заговора получилась отличная. Не всем понятная.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Жёлтая стрела»

LORD_ZR, 5 сентября 2024 г. 20:54

отдельный мир, у него есть тайные ходы, неизвестные коридоры, есть мудрецы и жители, есть криминал и диктатура, у него есть край, а что за краем? неизвестность, которую вам не покажут, но вы её чувствуете, ощущаете, представляете и что интересно, всё это происходит именно так, как представляет себе автор. Короче, это всё онимэ посоны. Настоящее Аниме.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Вести из Непала»

LORD_ZR, 5 сентября 2024 г. 20:50

Отличная атмосфера рабочего дурдома. Идея выхода из мытарств великолепна. Каждый из нас может просто уволиться, уйти. у нас есть каждый день ,что бы начать жить по новому, но мы продолжаем жить по старому. Поэтому... «неведомая сила, вновь толкает нас».

Оценка: 6
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Жёлтая стрела»

kindral1976, 3 сентября 2024 г. 20:16

Возможно, что в 1993 году, да вообще в те «святые 90-е», данное произведение могло поразить и взволновать взрослых людей. Но, спустя 30 лет, уже не катит. Выдохлось. Молодым, особенно тем, кто в 16 лет пытается судить о жизни в целом и о геополитических катастрофах в частности, наверняка понравится сюжет. Им будет интересно анализировать текст, проводя аналогии с теми событиями, о которых им блогеры рассказывали доморощеные,и находить тайный смысл, о котором, естественно, обычные люди и не догадываются, ибо погрязли в быту и не слышат стук колёс времени. Мне же было интересно ознакомиться с текстом, как образчиком иной манеры изложения, чем мне привычна. Я допускаю, что творчество Пелевина глубоко и многогранно. Допускаю. Но не более. Ничего сверхъестественного не обнаружил. Обилие восторженных отзывов напомнило времена, когда помешались все на книгах г-на Д. Брауна, занявшись поиском черной кошки в тёмной комнате.

В общем книга данная вполне может быть переделана под любую страну, где проложены рельсы. Основная масса людей, как и Антон с Наташей, живут толтко своим миром, и ходят на работу только потому, что за это платят деньги, которые можно потратить на семью. Всё. Это реалии современного мира. В который окунули всех советских людей в одночасье. Сорвали двери с души каждого! Вот о чём писать нужно было бы. Да хрен кто напишет, с этим не прославишся.

Посему, в плане глубоких умозаключений, мне ближе творчество Казанцева, Ефремова, Снегова и ранних Стругацких. А Пелевину до гениальности упомянутых писателей, как Феде Бондарчуку до своего отца. Коньюктура, она так притягательна.)

Оценка: 5
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Generation «П»

flying_kitten, 29 августа 2024 г. 17:52

Пожалуй, самая читаемая книга автора, в 1999-2000 годах можно было регулярно наблюдать людей, читающих её в метро, несущих в руке или под мышкой на улице. Предыдущие книги автора были широко известны в достаточно узких кругах, а «Generation «П» вывел популярность Пелевина на новый уровень — его читали люди, далёкие от эстетства, а цитаты-афоризмы можно было услышать в самых неожиданных местах.

Вавилен Татарский, выпускник Литинститута, успевший поработать на весьма символичной для 1990-х должности продавца в ларьке, через своего сокурсника устраивается на работу в рекламное агентство. Он занимается придумыванием слоганов, адаптирует западную рекламу к российским реалиям, разрабатывает PR концепции. Потихоньку, полегоньку он продвигается по службе, обрастает полезными и не очень знакомыми, пока не попадает в святая святых 90-х — на телевидение, где его ждут весьма интересные открытия.

Что это, постмодернизм или поп-арт? После «Чапаева и Пустоты» Пелевин делает плавный поворот и пишет книгу про достаточно типичного человека второй половины 90-х (и для него же). Только что из всех телевизоров Spice Girl рекламировали Пепси — напиток для следующего поколения, GeneratioNext, а вот тут и книга тоже о каком-то generation, о поколении, которое выбрало Пепси, о знакомой окружающей действительности. Но не вот этой серой и будничной, а такой яркой, с социальными лифтами и пусть непростой, но вполне реальной дорожкой во власть и к красивой жизни. И что же, люди стали читать. Кто-то видел внешнее, кто-то толком не понял ничего, кого-то раздражал мат и невычитанность книги, но равнодушным не остался никто.

Критики книгу раскритиковали (извините за каламбур) и сделали вид, что не заметили, люди постарше пожали плечами, ну а целевая аудитория, родившиеся в 1970-х и увидевшие в героях себя, приняли роман на ура. Действительно, все культурные коды тех лет, детали вещественного мира и образа жизни хорошо узнаваемы, читая по прошествии многих лет, испытываешь даже некоторую ностальгию. Эта же особенность, делающая книгу остросовременной тогда, сейчас играет против неё, для молодого поколения читателей далеко не всё ясно с полунамёка, а таких восторгов, как когда-то, книга уже не вызывает. Однако технологии манипулирования сознанием никуда не делись, переселившись (а скорее — клонировавшись) из телевизора в интернет, так что эта саркастически-сатирическая история, обильно приправленная мифологией, про рекламо-пиарщиков, правящих человечеством, всё так же актуальна.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Виктор Пелевин «Непобедимое солнце»

dsal, 13 августа 2024 г. 23:03

Если кратко: «Непобедимое солнце» не рекомендую. Разве что, особым любителям «фирменного» пелевинского загадочно-парадоксального философствования (его там, как обычно, хватает). Впрочем, не такого уж и загадочного — тем, кто читал хотя бы пару его предыдущих романов, будет скучновато. Зато очень не хватает эмоций, интриги и действия.

Это история о приключениях «чрезвычайно продвинутой и развитой девушки Саши». В свои 30 лет она:

- феминистка-активистка, «полная, но не окончательная» лесбиянка,

- индуистка-абсурдистка, встречавшая живого Шиву,

- смотрела «Андалузского пса», читала Венечку Ерофеева (и, судя по всему, ей понравилось),

- эксперт по совку (любит его и ненавидит одновременно) — при том, что в силу возраста никогда в нем не жила

- владеет английским Proficiency, разбирается в педофрастии, а заодно и вообще в истории и философии...

и т.д. и т.п.

Но главное — она когда-то давно выяснила, что все мужики сво. Даже не сво, а недосво. Что, впрочем, не мешает ей частенько трахаться с ними (ясен пень, не по любви — что за банальщина?), а... из жалости, например. Или как с «почтительным слугой», возвращаясь к забытому культурно-инсторическому гештатьту.

Семья, дети?.. Может, карьера?.. Неа, не слышала. Вот такая сложная натура.

Вообще, Саша — существо настолько мощно и далеко продвинутое, что 30-летней девушкой ее даже как-то сложно представить. Как, впрочем, и 30-летним парнем, или там, 30-летним трансгендером )). Скорее можно представить (как тут уже справедливо замечали) 50-летнего, двинутого на тырнете, циничного прокуренного мужика с протертыми штанами, иногда украдкой выходящего в реальность в маске Луны (для конспирации). Маску Солнца на такого не напялишь — не удержится ). И зовут его, скорее всего, Виктором Олеговичем )).

Ну, может я и не прав. Наверное, в мире существуют девушки, делающие вид, что они 50-летние циничные мужики. Только какой смысл писать про них книги?

Вообще, как неоднократно уже замечено, все персонажи Пелевина — это один и тот же персонаж. Вот этот стареющий роботизированный циничный некто, не лишенный, впрочем, чарующего обаяния и отменного умения рассказывать истории, но при этом давно и упоенно теряющий связь с реальностью. Не со всякими там «облаками Шивы», а с обычной, фуфлыжной реальностью, которая формируется в нашем мозге посредством осязания, зрения, слуха, обоняния..

В этом плане «Непобедимое солнце» — не исключение. Тут нет людей, только марионетки. Хуже того, тут практически нет и действия. Это тоже характерно для книг ВО, но здесь по ходу повествования он пару раз издевательски дает нам надежду, если не на лихой сюжет, то хотя бы на какой-то легкий драйв. Это, наверное, будет что-то типа «интеллектуального» Дэна Брауна, думаем мы, но каждый раз нам кажут интеллектуальный же кукишь. Каждый раз все зачатки действия превращаются в нескончаемые философствования, перемежаемые описаниями какого-нибудь ретрита, или методов съема шлюх в Варадеро. Такое ощущение, что автору просто захотелось поделиться своим спорным экспириенсом, что он и сделел, особо не заморачиваясь, к месту оно или нет.

Все говорят одинаково, используют одну и ту же лексику, мудры, бодры и безэмоциональны, как однояйцевые близнецы. 17-летний мальчишка-бастард императора, его косящий под евнуха старик-учитель, продвинутая лесбиянка, моложавая богиня, оливковая проститутка с Кубы... Люди, боги, лошади... У Пелевина всегда так. Его персонажи — куклы (довольно искусно сделанные, этого не отнимешь), приоткрывающие рот для изречения длинных философских сентенций, взирающие на читателя снисходительно, отстраненно, но и услужливо, как седовласый официант в римской траттории. Или как яндексовская «Алиса» )). Они мало двигаются, но много и пространно говорят, охотно и подробно разъясняют. Им не сопереживаешь. В них не веришь. Их как бы и нет вовсе. И хотя в тексте романа встречаются словосочетания типа «мое лицо блестело от слез» или «мне стало действительно страшно», но такое ощущение, что они написаны как бы в скобках — минимально необходимый комментарий к ленивым подергиваниям дорогих марионеток.

Как по мне, этот роман — один из худших из позднего Пелевина. Эх, Виктор Олегович, Виктор Олегович... Хорошо, что я прочитал «Трансгуманизм» до. Он будет значительно получше. «После» читать бы не стал.

И напоследок, уж простите за это извечное сравнение Пелевина с Сорокиным, но у последнего с эмоциональной составляющей гораздо лучше. Порой попадаются вполне себе булгаковские или даже гоголевские типажи, которые натурально «живут» в книге, а не вяло подёргиваются.

Короче говоря, роман не рекомендую никому. Лучше уж «Т», или «Трансгуманизм», если предпочитаете позднего. Но 5 баллов «Непобедимое солнце», конечно, заслуживает — хотя бы за интересную завязку, приятные речевые обороты, «фирменные» околополитические пассажи, органичные вкрапления русского мата и английского языка. За то и любим. Но, блин, как же хочется иногда наподдать Виктору Олеговичу, чтоб очухался и вспомнил, что жизнь — она красива, эмоциональна и про людей )))

Оценка: 5
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Жизнь насекомых»

flying_kitten, 17 июля 2024 г. 16:58

С чтением Пелевина у меня что-то вроде качелей — одна книга нравится, следующая — нет. «Жизнь насекомых» — это как раз то самое «нет».

Герои романа живут в двух ипостасях, они и люди, и, одновременно, насекомые. Американский москит, приехавший в Крым попить кровушки, потусить с девчонками, мухи-проститутки, мотыльки, ищущие смысл жизни. Сквозной сюжет, можно сказать, отсутствует, книга состоит из эпизодов-притч. На дворе 1993 год, старая жизнь ушла в прошлое, новая реальность выставила на всеобщее обозрение новых, практически неведомых ранее типажей, все бурно копошатся, кто-то ловит рыбку в мутной воде, кто-то пытается свести концы с концами, кто-то, крутясь на водоворотах, просто плывёт по бурному течению жизни. Повседневность стала сюрреалистичной, полубессмысленной и суетливой, это хорошо видно сейчас, оборачиваясь назад, это увидел и показал автор, но большинство участников тогдашней фантасмагории разумеется воспринимали всё вокруг себя очень серьёзно. Мир насекомых — разнообразных букашек, занятых своими мелкими делами — как проекция мира реального, символ тщеты существования.

Наверное эту книгу надо было читать тогда, в первой половине 90-х, но я прочитал её недавно, буквально пару лет назад. Да, конечно нельзя не оценить остроумие и фантазию автора, его способность отойти чуть в сторонку и нарисовать этот злой и язвительный портрет постсоветской реальности, но получить удовольствие от чтения или пищу для ума мне, увы, не удалось.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

eatenbrain1, 15 июля 2024 г. 00:54

«Тайные виды» мне очень понравились содержанием. Как говорится, всем, кто хоть немного слышал о восточной философии и «практиках», — посвящается. Автору прекрасно удалось облечь в слова те вещи, что обычно так запросто не пояснишь. Это я про его описания «инсайтов» — то, как передана их суть, действительно поражает. За это господину Пелевиду отдельное спасибо.

А форма мне не понравилась капитально... Не люблю я этот «тёмный» мир под названием «вечные девяностые». Да и градус цинизма в тексте невероятен. Пусть это и вкусовщина, но именно из-за антуража я к этой книге больше никогда и не вернусь.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

WoroH, 13 июля 2024 г. 18:15

Авансом

Мне было недостаточно мистики, разнообразия, сюжета.

Люблю книги Пелевина за игру слов, литературные загадки, магический реализм, псевдофилософию и мескалиновый бред. Во все это веришь.

Но вот именно эта книга, да, хороша, но написана, мне кажется, уже как мейнстрим. Такое лайтовое погружение в «настоящий» мир. Мир, где все не так просто как кажется, где есть место размышлений из пустого в порожнее, где общественный туалет — это жизнь, а где музыка со столба — это целая Вселенная. А пока...

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Виктор Пелевин «Generation «П»

keellorenz, 7 июля 2024 г. 15:40

Роман «Generation П» — это футурологическое высказывание о России пред-интернетной эпохи, когда она стояла , по мысли автора, на развилке : встроиться в мир Запада и попасть под власть корпораций и виртуализированной политики (все западные и российские политические персоны в мире романа моделируются с помощью компьютерной графики «иллюминатами»), или переобуться в лапти, избрать президентом страны мужичка от сохи с воззрениями левого популиста , надеть косоворотку и идти по полю куда-нибудь в даль... Начинается роман как биография интеллигента-гуманитария и философа, в котором угадывается сам автор (член южинского кружка, кстати, того где Дугин и Головин). Он пытается встроиться в рыночную экономику, попадает а мир рекламы и делает карьеру типичного работника масс-медиа, пока не сталкивается на самых верхних ярусах руководства с мистикой и мировым правительством, которое управляет человечеством через рекламный бизнес и высокие технологии типа нейросетевых личностей-фантомов. И тогда герой начинает менять систему изнутри доступными методами, обеспечивая России баланс интересов (уж не говоря о лаптях и косоворотках). Учитывая мировую политическую повестку того времени и оглядываясь на четверть века в прошлое скажу так — пророчество Пелевина было из разряда самосбывающихся (сбылось по написанному буквально). В этом и состоит главная слабость романа — он подсознательно влияет на читателя, убеждая его в бесполезности участия в политике (все выборы подтасовываются)что в РФ, что в США, но при этом ностальгирует по Империи (сцена с колоссальной заброшенной станцией РЛС) и считает, что её можно восстановить, пробравшись во власть с чёрного хода. Позиция конечно так себе, т.к. ничего, кроме упадка духа она не вызывает: народ буквально низводится до стада баранов, которых можно загнать обратно в совхоз ссср (с некоторыми элементами нэп) с помощью бесчестных методов, которые оправдываются автором. По итогу — самая ошибочная философская концепция в русской литературе, вводящая читателя в иллюзию предопределенности вообще всего и лютую конспирологию. Философские заблуждения — самые опасные. Не читайте. Тут и 1 балла много.

Оценка: 1
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Generation «П»

Error9211, 1 июля 2024 г. 08:07

Роман «Поколение П» оставил двоякое впечатление. С одной стороны, хочется выразить признание за интересные идеи, красивые образы и атмосферу 90-х годов. С другой стороны, кажется, что содержание романа слишком запутанное и заполненное хаосом. Хотя автор хорошо передал атмосферу и образы того времени, наркотические приходы главного героя и мистические элементы делают повествование менее понятным и связным. Магическая развязка и ответственность, переложенная на третьи силы, также добавляют неопределенности и путаницы. В целом, роман вызывает двоякие ощущения и требует внимания к деталям и смыслу.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Любовь к трём цукербринам»

Pomida, 26 июня 2024 г. 10:56

Не хочется многословить. Одно из любимых произведений для меня, особенно первая часть. Есть тексты, которые рождаются, и есть те, что конструируются — этот родился. Спасибо автору, в который раз снимает пелену.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Empire V»

Manowar76, 24 июня 2024 г. 09:26

Перечитывая ПВО

Прекрасный роман, один из самых знаковых у автора, с Эверестом злых афоризмов.

Продолжение и развитие «Genetarion П», один из важных кирпичиков в основание авторской вселенной.

Над халдеями из «Поколения», оказывается, стоят вампиры. О сюжете достаточно.

Роман практически полностью состоит из каламбуров и хлестких и метких рассуждений обо всем на свете.

Гламур и дискурс, ложная дихотомия о клоунах и пидорасах, пять тысяч маркетологов, смайлик-дезодорант, баблос, ты щаслеф и так далее.

Из 2024-го, спустя почти двадцать лет после написания, роман читается мило и уютно. Многие вещи в тексте стали доступнее и проще, не зря нам Виктор Олегович их так долго ежегодно разжёвывает.

Просто отдохнул душой.

10(ЗАМЕЧАТЕЛЬНО)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Искусство лёгких касаний»

strannik102, 20 июня 2024 г. 09:49

Карабас-Барабас и другие владельцы кукольного театра…

За что мы не любим книги Пелевина? За некий выпендрёж. За ощущение собственного тугоумия и недостатка собственных знаний. За сложность мыслительных конструкций и впечатление, что ты не успеваешь двигаться в том же темпе, в котором движется автор и его персонажи. За отсутствие в собственном лексиконе некоторых словечек, фраз и выражений, которыми изъясняются герои книг Пелевина. За…

А теперь попробуем составить список того, за что мы любим книги ПВО. И если не лукавить перед самим собой, то довольно скоро поймём, что читаем мы повести и романы Пелевина ровно за то же. Т.е. и за новизну тем и способов их выражения и раскрытия, и за ум пелевинских персонажей, и за некоторую вычурность, и за некоторый налёт загадочности и прикосновения к некоей тайне — тебя как бы делают посвящённым в неё, дают тебе допуск.

Вот и в этом романе Виктор Олегович посвящает нас в тему, которая кажется искусственной. Это управление огромными людскими массивами, управление сознанием страт народоноселения государств и целых народов. Вот и правда, как возникают все те мощные, охватывающие миллионы умом и сердец движения и умонастроения? Как возникает мода на то или иное? Что служит триггером для того, чтобы миллионы людей в течение очень короткого периода времени оказались одержимыми одной и той же идеей и были готовы на какие-то решительные действия?

А просто таковы реалии мира информационного, глобально повязанного всемирной Сетью. И всегда, когда есть куклы, то есть и кукловоды…

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Generation «П»

lwiw, 17 июня 2024 г. 16:23

Уже к первой трети появилось стойкое желание бросить книгу. По лихим 90м ностальгии не испытываю, к рекламе равнодушен, а наркотрипы мне не близки. Больше в этом романе ничего для себя не обнаружил. Вроде бы неплохой слог, но чувствовалась содержательная пустота.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Виктор Пелевин «Generation «П»

priori, 13 июня 2024 г. 22:14

С одной стороны хочется похвалить роман за некоторые идеи и образы, с другой стороны сказать какая же это мусорная книга. Есть красивые находки, но они посреди кучи навоза и грязи. Очень двоякое впечатление.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

keellorenz, 9 июня 2024 г. 18:09

Эпоха хипстерства началась не с айфона, а с началом развития it индустрии, когда люди получили возможность работать и зарабатывать в условиях, деликатно скажем, корпоративного государства. Но задолго до сладостной зори неолибертарианства член эзотерического южинского кружка Виктор Пелевин выпустил роман, в котором как раз и сталкиваются независимые от обстоятельств судьбы, свежие для идей, что постельное белье из ИКЕИ и пофигистичные люди пост-ссср и люди 80х годов из силовиков — ФСБ. Причем столкновение идёт не по пути противостояния, а чернз заманивание отважного чекиста, являющегося мистическим повелителем-волком нефтяной отрасли России в постель (нору-противоатомное убежище) малолетней проституткой-оборотнем (лисой) из Китая. Сцены секса 11+ перемешаны тут с какой-то заумной гностической мистикой и по итогу все заканчивается крахом России 90х и переходом её, видимо, в некий аналог Китая. Через секс с малолеткой — к божественному гностическому опыту, смене концепции, нирване и концу пост-ельцинской эпохи. Вот только глядя через 20 лет на те времена начинаешь думать, что пелевинское предсказание о смене водки на велосипед, нефти на интернет, девушек в мини на девушек в трусах и спортивных найках, мобильников на айфоны а царя в погонах на царя в кроссовках и майке с рок-группой не особо-то и сбылось. Китайский и любой Восточный опыт в России живет не дальше пограничного столба между московской областью и остальной 1/6 частью суши. Так что увы — время свершения пророчества Пелевина о грядущем ещё не настало. Настанет ли? Виктор Олегович не сомневается, а я, глядя со своего китайского смартфона ролики с китайского тиктока про полуголых китайских фури-лисиц с хм... хвостом не знаю что и сказать...

Оценка: 6
– [  1  ] +

Виктор Пелевин «Жизнь насекомых»

ОвеСсСалом, 15 апреля 2024 г. 19:17

Я это вот всё слышал еще в 90-е по радио России, читали. Тогда произвело крайне неблагоприятное впечатление, и за годы оно ничуть не изменилось. Какой-то комок ерунды, с отдельными вкраплениями чего-то немного получше. Про комаров скажем местами забавно, про клопов ... Чуть забавно, не более того. Вообще напомнило вязкие бредни Делёза, через текст которого, по меткому замечанию Р. Скрутона, надо «продираться». Насилу дочитал, как когда-то насилу слушал (лень было приемник выключить)

Оценка: 4
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Омон Ра»

ОвеСсСалом, 15 апреля 2024 г. 19:07

Такая довольно лёгкая и занятная мешанинка из Филипа Дика, Андрея Платонова, Виктора Суворова (это который Резун) и «Гарантийных человечков» Эдуарда нашего Успенского. Ну и, конечно, знаменитое учение о подделанном американцами полете на Луну в самой основе — но только вывернутое наизнанку. На мой вкус, в «антисоветчине» упрекнуть довольно трудно — ведь в момент выхода романа этой самой антисоветчины были уже вагоны, притом далеко не первый год и самой разнузданной. Скорее уж — по крайней мере сейчас — воспринимается как насмешка над тою дичайшей антисоветчиною конца 80-х — середины 90-х. А читать весело и приятно. Мне понравилось, хотя ни оригинальности особой, ни талантливости нет. Однако ж развлекуха вполне добротная

Оценка: 6
– [  5  ] +

Виктор Пелевин «Путешествие в Элевсин»

gramlin, 10 апреля 2024 г. 17:00

Я очень люблю ПВО, но эта — абсолютно проходная книжка. У Пелевина всегда в книгах 3 нарратива (говоря его же языком): какая-то история, введение в буддизм для чайников и перефразы современной попкультуры и культуры в широком смысле вообще. И в этой книге подкачали все три. Древний рим невыразительный, и без занятных исторических подробностей, как было в Непобедимом солнце, да и баночная вселенная гораздо лучше раскрыта в первых двух книгах. Пересказ буддийских притч какой-то блёклый и без огонька (я, правда, столько их вариантов переслушал у него, что честно говоря, просто скипаю). Из современного — только описание работы ЛЛМ, которую и так, по-моему, уже каждая бабушка у подъезда знает.

При этом небывало много отсылок к своим произведениям, такого у него не припомню. Сходу, кроме уже отмеченных трёх книжек я узнал отсылки к Iphuck, Empire V и T.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Ананасная вода для прекрасной дамы»

PeregaRrr, 9 апреля 2024 г. 07:56

Намедни решил почитать старенького Пелевина. В руки попался сборник 2010-ого года «Ананасная вода для прекрасной дамы». Сборнику 24 года стукнуло. Шутка ли?

Сборник состоит из 2 частей:

«Боги и Механизмы» и «Механизмы и Боги».

Довольно сложно описать, чем отличаются части. Я понял так. Первая про то, как божественные практики и просветления используют в политических целях, вторая про то, как и при помощи каких механик и механизмов постичь этого Бога и достичь пресловутого просветления.

«Боги и Механизмы» ЧАСТЬ 1.

Операция «Burning Bush» (Повесть).

Бодрое начало сборника. Перед нами повесть о работе отечественных и западных разведок, которые годами внедряют божественные мысли лидерам враждебно настроенных партнёров.

В повести очень едко, с иронией и юморком, но правдоподобно и метко, описывается постижение Бога за довольно короткое время (сроки то поджимают) и ещё более быстрое грехопадение. А пасть надо, что бы понять механизмы работы Сатаны. Ведь отечественный Великорусский Коммунистический Православный и Демократический президент России поверит только Люфиферу!

Из занятного, что за 20+ лет толком то ничего не изменилось. Шутки про Путина и Кадырова всё так же актуальны. Ну разве что в Америке тогда республиканцы у власти были.

Твёрдая 8! Отличная повесть.

Зенитные кодексы Эль-Эфезби (Повесть).

На мой взгляд лучшая вещь сборника. Да и вообще по-пелевинским меркам – это эталонное произведение. Тут с лихвой и философии, и политической сатиры. Снова в центре событий отечественные и американские спецслужбы.

Поразило, что автор тут размышляет о пресловутых беспилотниках, о которых сейчас не знает только отшельник из ветхого скита, а в те годы это был явный и провидческий взгляд в будущее.

В повести много размышлений о радикальном исламизме и кафирах. Мысли смелые и заставляют думать.

Горько стало от посыла, как в России не ценят редкие кадры и сорят ими без сожаления. А порой не просто сорят, а забывают, как старый дождевик на даче…

Однозначно 10-ть! ВЕЛИКОЛЕПНО!

«Механизмы и Боги» ЧАСТЬ 2.

Созерцатель тени (рассказ)

А вот со второй частью не всё так гладко, тут восторгов я не испытал. Созерцатель тени на мой взгляд – это идеальный плохой Пелевин. Нудная философия и скучные мытарства в поисках просветления. В этот раз главный герой общается с собственной тенью и она ему рассказывает о мироустройстве. В рассказе слишком много упрощений и допущений. Например, ГГ профессиональный экскурсовод в Индии, собаку съевший на эзотерике и прочих буддизмах с ведами, вдруг верит в наивную сказочку про учение теней.

В рассказе есть неплохой юмор, финальное просветление действительно интересное и даёт пищу для ума, но нудно… Впервые мне было скучно читать ПВО. Текст перегружен притянутой за уши философией. Абзацы липнут, сливаются, приходится их перечитывать, ибо мысль теряется и куда-то пропадает….

6-ть. Извините.

Тхаги (рассказ)

Небольшой рассказ о природе зла и молодом человеке, который хочет стать адептом тёмных сил.

Интересненько, не скучно, занятно. Но не более того. Никаких прорывных идей или «ВАУ эффекта». Просто ровно. Но в отличие от предыдущего рассказа хотя бы не скучно.

7-мь.

Отель хороших воплощений (рассказ)

Ещё более коротенький рассказ. Сам по себе он почти не ценен. В нём есть идея, но для Пелевина она не нова. Но рассказ воспринимается, как эпилог ко второй части сборника. Совсем немножечко у него получается соединить в единое полотно предыдущие 2 произведения. Но по-моему белыми нитками.

6-ть.

Итоги:

Первые 2 повести просто шикарны. Особенно вторая про БПЛА и борьбу с ними.

С рассказами дело намного хуже. Они не провальные, но до первой части сборника им как улитки до горы Фудзи.

Среднеарифметическая за сборник выходит 7,5.

Но не могу я поставить меньше восьмёрки из-за Зенитных кодексов! НЕ МОГУ!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

r9snick, 29 марта 2024 г. 10:38

Ох и трудно писать о Пелевине, чесслово.

Мне скорее понравилось. С одной стороны — здесь есть цельный, последовательный и липкий сюжет, что для Пелевина нехарактерно по большей части. Во-вторых, он предельно афористичен и философичен, из 2004 года то что он писал выглядит ещё более выпуклым и интересным в 2024-м, хотя отчётливо слышен контекст эпохи.

Ну и третье, это и правда очень интересная оригинальная история любви. Сложная, необычная для нашей литературы и яркая. А Хули — потрясающая героиня, одна из уникальнейших вообще в нашей литературе.

Тем не менее, книга всё ещё странная. Пошлая с перебором, неровная, слишком уж застрявшая в умозаключительностях автора. Не всем зайдёт, далеко не всем.

Оценка: 7
⇑ Наверх