Рынин Николай Алексеевич (11[23].12.1877, Москва — 28.07.1942, Казань, в эвакуации) — советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов ЛенГИРД, писатель-популяризатор, один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики.
Родился в Москве, отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. В 1886 году отец скоропостижно скончался. Его жена Мария Васильевна, оставшаяся одна с двумя детьми (сестре Николая Рынина — Ольге шёл восемнадцатый год), приняла решение переехать жить в Симбирск (ныне Ульяновск) к своему отцу, подпоручику В. Маркову, где проживал дед по материнской линии. При его поддержке в 1888 году одиннадцатилетний Николай Рынин поступил в Симбирскую мужскую классическую гимназию. Ту самую, которую за год до этого окончил Владимир Ульянов.
Прилежный гимназист Рынин штудирует математику, физику, а после уроков с упоением глотает книги. «Я уже тогда перечитал всех русских и иностранных классиков, — вспоминал он впоследствии. — Но особенно нравились мне сочинения Жюля Верна, Майн Рида и Густава Эмара». Скорее всего, именно фантастические романы Жюля Верна на всю жизнь заразили мальчишку интересом к межпланетным космическим путешествиям.
Пройдя полный курс 8-ми классов, несмотря на низкий материальный достаток семьи, в 1896 году Рынин отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения. За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 годы, каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. По окончании института, с осени 1901 года Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирование металлических конструкций. В 1902 году был приглашён преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт.
В 1907 году принял активное участие в создании Всероссийского аэроклуба, который был учреждён 16 января 1908 года, а 12 ноября 1909 — Совет Института инженеров путей сообщения утвердил проект аэромеханической лаборатории, предложенный Н.А. Рыниным. В октябре 1908 года при МТУ (Московское техническое училище) создаётся кружок воздухоплавания, основателем которого был Жуковский, членами кружка — Туполев и Рынин. В декабре Рынин выпускает первый номер печатного журнала «Аэромобиль». С 1909 года Рынин читает в МТУ курс воздухоплавания. А в 1913 просит уволить его, прекращая прекрасную карьеру, с преподавательской работы — он решил полностью заняться воздухоплаванием.
Летом 1910 Рынин совершает свои первые 5 полётов на аэростатах и 31 августа, после сдачи экзаменов, установленных Международной аэронавтической федерацией, ему было присвоено звание пилота-аэронавта, дающее право управлять сферическими аэростатами любой конструкции, и вручено удостоверение № 3 (номер удостоверения указывал очерёдность его получения по списку гражданских пилотов России). Одновременно начинает учиться летать на аэропланах и 25 июня 1911 года он уже сдавал экзамен на право управления аэропланом. Для получения звания пилота-авиатора требовалось выполнить два полёта по кругу (не менее 5 километров), подняться на высоту более 50 метров, выполнить несколько «восьмёрок» и приземлиться на расстоянии не далее 50 метров от указанного места. Рынин блестяще сдаёт экзамен, прекрасно выполняет полёты и вечером в тот же день получает удостоверение № 24 пилота-авиатора. 4 октября 1911 года Рынин успешно сдаёт экзамены на право управления дирижаблем, выполняет пробные самостоятельные полёты и получает удостоверение № 1 пилота-аэронавта дирижабля.
26 марта 1914 года по приглашению Сикорского он принимает участие в полёте над Петербургом. Сикорский по просьбе Рынина снижается до 500 метров над зданиями Института инженеров путей сообщения и делает несколько кругов. Рынин видит родной путейский институт, свою аэромеханическую лабораторию и с гордостью говорит Сикорскому: «...эта лаборатория будет рассадником инженеров новых воздушных путей сообщения».
8 июня 1920 года Рынин организовал в Институте инженеров путей сообщения факультет воздушных сообщений, целиком переключился на научную деятельность в области изыскания, проектирования, строительства и исследования экономической эффективности аэротранспорта. В декабре избран на должность профессора воздушных сообщений, а 18 декабря утверждён деканом факультета воздушных сообщений.
Увлёкшись идеями К.Э.Циолковского, Рынин уже в 1928 году в Институте инженеров путей сообщения организует секцию межпланетных сообщений и избирается её председателем. В 1931 — один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года.
За свою 40-летнюю инженерно-научно-преподавательскую жизнь Рынин написал 268 трудов-монографий, из которых воздушно-космической тематике посвящено 190 работ, начертательной геометрии и строительной механике – 65, прочитал около 300 лекций и докладов. И это не считая всё ещё не опубликованные работы, рукописи которых хранятся сегодня в фондах Российской национальной библиотеки. По результатам исследования, проведённого сотрудниками РНБ, полная библиография работ профессора Н.А.Рынина только по авиации, воздухоплаванию и космонавтике насчитывает 800 наименований! Беспрецедентное научное наследие… 30 октября 1930 года Циолковский писал Николаю Алексеевичу: «Ваши прекрасные труды и возвышенность чувств создадут Вам бессмертное имя...». Все работы Рынина были переведены на английский НАСА в 1970-м, считаются и за рубежом шедевром популяризации космонавтики.
Популяризатор полётов в космос, а заодно и фантастики о космических полётах, Рынин ведёт большую пропагандистскую деятельность. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолёт», «Природа», «Техника — массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета».
И ещё Рынин был коллекционером в самом высоком и благородном смысле этого слова: один, он собирал, чтобы отдать всем. Он собирал всё, что относится к воздухоплаванию и плаванию там, где воздуха уже нет. Его ленинградская квартира была похожа на музей: стенды, витрины, афиши. На стенах — фотографии, в шкафах — папки с документами, рисунками, чертежами. Главный труд его жизни — «Межпланетные сообщения» — выстраивался из его коллекции в течение четырёх лет: с 1928-го по 1932-й. За это время вышло 9 выпусков «Межпланетных сообщений», охватывающих буквально все вопросы, связанные с космонавтикой,— от мифологии до конкретных конструкций ракет.
Тираж некоторых выпусков составляет всего 800 экземпляров, и сразу после выхода превращается в библиографическую редкость. Маленький тираж «Межпланетных сообщений» объясняется тем, что Рынину не удалось заинтересовать издателей книгой на столь «легкомысленную» тему. О седьмом выпуске он писал Циолковскому: «Печатание за свой счёт и в долг».
Потребовалось время, чтобы подвижнический труд Николая Алексеевича был оценён по достоинству. Только через пять лет после выхода последнего выпуска журнал «Природа» писал: «Межпланетные сообщения» — это непревзойдённая, оригинальная, выдающаяся, исчерпывающая девятитомная энциклопедия по вопросам теории и техники реактивного движения. Эта работа едва ли не единственная в мире по собранным воедино источникам этих актуальнейших проблем современности. Она положила начало возникновению специальной литературы по перечисленным проблемам и открыла необозримые перспективы для мировой науки и техники».
В августе 1941 Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии перебазировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР — Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжёлую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942, в крайне ослабленном состоянии, самолётом был вывезен в Йошкар-Олу, откуда его отправили на лечение в госпиталь, в Казань. 28 июля 1942 года Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.
Незадолго перед смертью, работая над монографией «Завоевание неба», Николай Алексеевич Рынин писал: «Когда в 1924 году я начал знакомиться подробно с вопросом межпланетных сообщений, меня вначале смущал иногда вопрос: не за химерой ли я гонюсь? Достижимы ли и осуществимы когда-нибудь эти сообщения? Победит ли человек в конце концов земное тяготение и унесётся ли в неведомый и таинственный космос? Однако подобные сомнения и колебания скоро уступили место твёрдой уверенности в положительном опыте. Я осознал, что да, цель достижима...»
Он умел убеждать, умел заглядывать в завтрашний день и твёрдо верил, что наступит час, когда будущий космонавт постучит в дверь его квартиры... Космонавт Георгий Гречко рассказывал, что ещё школьником он решил, что непременно будет строить космические корабли. Но он не знал, в какой институт ему надо поступать, где его могут этому научить. Никто из его ленинградских знакомых ничего присоветовать ему не мог, но он вдруг вспомнил, что тут, в Ленинграде, есть человек, который знает о космонавтике всё. И он решил пойти к этому человеку. Разыскал адрес в старой книге: улица Жуковского, дом 4, квартира 9, и пошёл. Поднимаясь по лестнице старого дома, волновался: как-то его встретят... Остановился перед высокой, обитой клеёнкой дверью. Позвонил. Никто не отпирал. Позвонил ещё раз. Где-то из глубины квартиры послышались шаги, и тихий женский голос спросил:
- Кто там?
- Простите, а Николай Алексеевич дома?
Звякнула цепочка, дверь распахнулась. Старая женщина стояла на пороге, рассматривая Жору. Потом тихо сказала:
- Но ведь он умер, мальчик. Он давно умер, в 1942 году...
... Да, встретиться они не могли, но глубоко символично уже то, что будущий космонавт пришёл к Николаю Алексеевичу Рынину, человеку, который действительно знал всё о космонавтике.
Фантастическое в творчестве автора:
Художественное творчество Н.А.Рынина ограничено НФ повестью «В воздушном океане» (1924), а также оставшейся незаконченной и неизданной научно-технической фантазией-предсказанием «Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем» (рукоп. 1929).
Значительно более известна другая работа Рынина: вышедшая в 9 выпусках энциклопедия «Межпланетные сообщения» (Вып. 1—9. 1926—1932) — её 2-й и 3-й тома, почти полностью посвящённые обзору НФ литературы, содержат богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней НФ. Эти книги представляют собой, вероятно, одни из самых ранних образцов отечественного фантастоведения, хотя фантастическую литературу Рынин и рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники.
© borch для fantlab.ru (по материалам сети)