Анатолий Андреевич Димаров (Анатолій Андрійович Дімаров) — советский украинский писатель.
Родился на хуторе Гараськи близ Миргорода (Полтавская область, Украина) в семье зажиточного крестьянина Андроника Гарасюты, мать была дочерью священника. Это был второй брак отца — первая жена рано умерла, оставив Гарасюте двоих сыновей; мать Анатолия была лет на 20 моложе отца и, кроме Анатолия, имела ещё одного, младшего, сына. Когда семью раскулачивали, родители ради безопасности детей расстались: мать указала, что муж умер, сменила документы и дала детям свою девичью фамилию. Она даже нашла «свидетелей», которые подтвердили, что отцом был сельский учитель Димаров, который жил одиноко и умер незадолго до раскулачивания Гарасюты. Так Анатолий вырос под фамилией Димаров и под ней же достиг известности. Про отца же он почти ничего больше не слышал.
В возрасте 10-ти лет пережил голодомор в Украине (1932-1933), о чём вспоминает в своих мемуарах. После окончания средней школы в 1940 году был мобилизован в армию. Воевал как стрелок 371 стрелкового полка 37 стрелковой дивизии на Юго-Западном фронте с 26 июня 1941 года. 17 июля 1941 года был тяжело ранен под Могилёвом-Подольским, в результате стал инвалидом II группы. После излечения оказался на оккупированной территории. Стал партизаном, командиром отряда. С возвращением РККА был снова призван в действующую армию. Награждён как активный участник войны орденами и медалями (в частности медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны I ступени).
После войны А. Димаров переехал в Луцк, где прожил шесть лет, работал завотделом редакции в газете «Советская Волынь». Cтихи начал писать ещё до войны, даже получил третью премию на всесоюзном поэтическом конкурсе. Как и многие другие известные поэты в то время, писал стихи к датам, годовщинам. За стихи о любви получил строгий выговор в обкоме партии в Луцке, с тех пор решил писать прозу. В 1949 году издал первый сборник рассказов — «Гості з Волині».
В Луцке А. Димаров познакомился со своей будущей женой Евдокией Федоровной, с которой в согласии прожил оставшуюся жизнь. Имеет сына Сергея. Писатель считает Луцк своей второй родиной, именно здесь изменилось его мировоззрение: как вспоминает сам писатель, здесь он из сталиниста стал националистом.
В 1950—1951 годах А. Димаров учился в Литературном институте имени М. Горького в Москве, в 1951—1953 годах — во Львовском педагогическом институте. Закончив обучение, работал редактором в разных издательствах.
У Анатолия Димарова было хобби — коллекционировать камни. С 1955 года, когда его на некоторое время запретили печатать, на протяжении многих лет работал в геологических экспедициях, побывал на крымском Карадаге, Алтае, Забайкалье, Кавказе, Памире, Тянь-Шане, Урале. В произведениях писатель не раз обращался к теме камней (в частности, повести «Вершины», «Поема про камінь»). По словам писателя, его охватила «каменная лихорадка». И он считал эту «болезнь» неизлечимой. Рабочий кабинет Димарова похож на геологический музей. Здесь много образцов минералов, на стенах — картины в камне, которые Димаров творил самостоятельно. Кроме того, писатель имел большую коллекцию украшений с разнообразным камнями, собранными вручную в горах.
Димаров — член Союза писателей Украины (1949), член Демократической партии Украины (с 1990). Его произведения переведены на несколько языков, по двум произведениям («Симон-різник» и «Українська вендета») сняты фильмы, при этом Димаров участвовал в написании сценариев к ним.
Последние 15 лет жизни Димаров с женой прожил на хуторе Мохнач Черкасской области, где занимался приусадебным хозяйством. Умер писатель 29 июня 2014 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Творчество писателя составляет несколько десятков томов. Любимым его жанром в годы творческой зрелости стали «истории»: сельские, местечковые, городские — начатые сборником «Зінське щеня» («Зинский щенок»), написанным на полесском хуторе Малый Тикач, жители которого «породнились» с большинством человеческих добродетелей и пороков. Потом были сборники «Постріли Уляни Кащук» («Выстрелы Ульяны Кащук») — позже вошедший в сборник «Сільські історії» («Сельские истории»), — «Містечкові історії» («Поселковые истори»и) и «Боги на продаж. Міські історії» («Боги на продажу. Городские истории»).
В произведениях Димаров поднимал социально и психологически больные вопросы, не боялся изображать времена принудительной коллективизации, голодомора 1932-1933 гг., массовые репрессии — отрезки истории, на которые было наложено строгое табу. Но редакторы и цензура работали умело: вычеркивали целые абзацы, обрывали сюжетные линии. Тут прежде всего речь идёт о его романах «И будут люди» и «Боль и гнев» — историческую эпопею об украинском народе, его судьбе в XX веке. Как результат — из обоих произведений изъято около 300 страниц. Но даже урезанный вариант «Боли и гнева» в 1982 году был удостоен Шевченковской премии. Неоднократно обращался писатель и к темам навеянным пережитой войной.
А. Димаров написал несколько книг для детей: «Блакитна дитина» («Голубой ребёнок»), « На коні й під конем» («На коне и под конём»), «Про хлопчика, який не хотів їсти» («О мальчике, который не хотел есть»), «Для чого людині серце» «(Для чего человеку сердце»), «Вторая планета», «Тирлик», сборник рассказов «Повість з дитячих літ» («Повесть из детских лет»)... Детские книги Анатолий Димаров начал сочинять в угоду своему сыну Сергею, который в юном возрасте уже требовал от отца написать что-то и для себя. В старших классах сын уже начал интересоваться техникой, другими планетами и цивилизациями и требовал от отца других произведений — так и возникли у ранее очень реалистического писателя две фантастические повести.
О своём творческом кредо писатель говорил так: «Я бы никогда, наверное, не стал бы педагогом, потому что не люблю поучать людей. Я писал произведения не для того, чтобы они внушали вечные ценности, как любят об этом говорить некоторые важные метры, а чтобы человек взяв мою книгу, забыл о проблемах и ему немного стало легче на душе от того, что он прочитал. Это моя основная задача».
Фантастическое в творчестве автора.
В рассказе со сказочной формой «Для чого людині серце» говорится о племени деревянных человечков, которые не имели сердец, поэтому не могли ни любить, ни ненавидеть, не знали, что такое радость и гнев, злость или сочувствие. Но судьба свела одного из человечков с врачом, который собирал сердца умерших людей. Он и подарил деревянному человечку сердце доброго человека. Этим рассказом писатель подчёркивает, что только сердце отличает настоящего Человека от деревянного человечка, даёт возможность наслаждаться жизнью, даже жертвовать ею ради другого человека, именно сердце является настоящим богатством человеческой души. Уже упомянутые фантастические повести «Вторая планета» и «Три грані часу» («Три грани времени») рассказывают о детях двадцать пятого века. Они живут в квартирах на двухсотых этажах, путешествуют на Венеру, жаждут приключений, попадают в бесконечность прошлого и будущего, их ждут невероятные испытания и неожиданные опасности. В рассказе «Крила» («Крылья») главный герой, имевший крылья и свободу полёта, после женитьбы попал в семью невесты, где постепенно под натиском мещанского быта был вынужден избавиться от своего чудесного подарка. В рассказе «Порцелянові чоловічки» («Фарфоровые человечки»), написанном в жанре политической фантастики, ведётся осмысление политической ситуации в Украине глазами журналиста всемирного телевидения. В центре сюжета — коммунисты, для которых больше не нашлось места в современном мире, и тогда они ушли в подземелье, организовав там Советский Союз. В сказке «Про хлопчика, який не хотів їсти» («О мальчике, который не хотел кушать») главный герой, ослушавшись маму и доктора, становится маленьким, размером с горошину. Его брат отправляется с ним на крайний север, чтоб вернуть ему нормальный размер. Фантастический элемент содержат и некоторые другие произведения автора.