Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)

Отзывы (всего: 1302 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Король Чума»

darken88, 30 января 17:45

Когда я слышу сочетание «макабрический рассказ», часто вспоминаю именно эту увеселительную новеллу Э.А. По. Хотя, на сей раз, перечитать ее меня побудил сборник Чамберса, взятый с полки, где также очень горячо и непредвзято говорилось о макабрическом и гротескном. И, мне снова доставили удовольствие приключения двух ротозеев, не заплативших за выпивку, а потому убежавших от хозяев таверны для матросов в самые зараженные уголки Лондона, без приглашения ввалившись на пир Короля Чумы.

Считается, что этот рассказ, по сути сатира на некоторые произведения, в частности «Вивиан Грей» Бенджамина Дизраэли, однако, в отличие от этого забавного в чем-то и чрезмерно растянутого, аристократично-гедонистического произведения, «Король Чума» короток, весел и, одновременно страшен. Он воспринимается, как матросская байка, где герои бахвалятся не столько встречей с демонами Чумы, но своим азартом выпивки, ну а финал, безусловно, намекает и на то, что во-многом — это макабрический и гротескный пьяный бред двух забулдыг. Впрочем, никакого поучительного эффекта рассказ не несет, поэтому все, что произошло — вполне могло случиться и не в зачумленном Лондоне, а хоть на островах Юга, или в снегах Севера — везде, где алкоголь — хорошая потеха для джентльменов, особенно если они не перебирают.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»

anka_hobby, 13 декабря 2024 г. 17:06

«Сообщение Артура Гордона Пима» Эдгар По,

Артур Гордон Пим жаждет приключений, именно поэтому он уезжает не как обещал родителям на обычном судне, а прячется в трюме китобойной лодки. Нужно всего пару дней посидеть взаперти, пока корабль уйдет подальше в море, чтобы никто не отправил его назад. И вот здесь начинаются первые странности, трудности и даже опасности такого путешествия.

У меня сложные отношения с книгами, где львиную долю сюжета занимают морские приключения. Обычно несмотря на многочисленные опасности, окружающие героев в бескрайнем океане, они вызывают у меня скуку. Самые большие исключения в этом плане составляют «Морской волк» Лондона и «Террор» Симмонса. И я надеялась, что и а этой историей будет также.

И по началу мне действительно было интересно, даже загадочно, что же такое происходит с героем. Его сны, записка, пропажа друга — все это навевает на определенные жуткие мысли. И наверное ровно до середины книги мне было интересно, но дальше, несмотря на все многочисленные опасности и ужасы, мне было скучно. Особенно когда три главы подряд автор расписывал нам буквально через предложение о том, какая сейчас широта и долгота. Возможно это делалось с целью, чтобы читатель смотрел на карту и в самых подробнейших образах увидел маршрут. Но даже сейчас, когда не надо искать все эти координаты, а можно вбить их в поисковик и проследить путь — мне не захотелось этого делать. Почти три главы бесконечных цифр, которые никуда и ни к чему не ведут, без которых можно было прекрасно обойтись. Упомянули бы координат в 10 раз меньше — это не испортило бы книгу. А так я откровенно заскучала настолько, что даже последующая встреча и все события не смогли толком вернуть мое внимание.

Говорят, что это единственный оконченный роман автора, но дочитав его до конца, у вас возникнут вопросики. Потому что финал очень уж неоднозначен. Настолько, что даже другие авторы не удержались и придумали свою интерпретацию продолжения — «Ледяной сфинкс» Жюль Верн, «Странное открытие» Чарльз Ромин Дейк и даже «Хребты безумия» Говарда Лавкрафта (которые я, к слову, очень люблю).

Тем не менее финал истории цепляет, события там довольно интересные и я понимаю, почему людям захотелось придумать свою концовку истории. И знакомство с одной из версий я начну в ближайшее время.

Как по мне, интересная задумка, но слегка смазало мне впечатление исполнение, выполненное местами таким образом, словно специально, чтобы отпугнуть читателя.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Остров феи»

traveller54, 2 ноября 2024 г. 14:04

Замечательный рассказ-размышление о природе, красоте и скоротечности жизни. Особенно хороша его художественная часть — о фее на челне. Здесь — ожившая картина природы, в которой из реального буквально выплывает воображаемое и создается ощущение единства яви и грёз. Но — всё скоротечно: картинка возникает и гаснет. Но нет и мрачного оттенка, свойственного многим произведения Э. По, посвященным темам жизни и смерти. Очень тонко, очень лирично.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Вильям Вильсон»

Стронций 88, 31 октября 2024 г. 17:59

Тема двойничества часто присутствует в рассказах По – но больше сокрыто, являясь частью мозаики намеков и неопределенностей, которые и создают в историях мистический налёт. А тут он вывел тему на поверхность, обозначил её четко и ясно. Но, вместе с тем не лишая истории всё той же многозначительной неопределенности и тонких странностей, что, накапливаясь, вызывают тревогу и легкий суеверный страх. В конце концов, жутковатая догадка только крепнет – является ли двойник героя человеком в принципе? – и эта мысль в накале не подтверждается и не отвергается (вот вам рецепт стойкого мистического послевкусия).

Эта же неопределённость играет и на вариативность восприятия. Историю можно воспринимать буквально и реалистично (такое роковое совпадение, усиленное конфликтом детства), можно романтически (двойник как некий дух противоречия, или даже, погибающей совести героя), а можно – да! – психологически, совсем по современному канону. Ведь, возможно, и не было никакого двойника – лишь раздвоение одной личности, психический конфликт с самим собой, всё более разрывающий героя. Мне кажется, современный режиссер, возьмись он снимать экранизацию рассказа, непременно уперся бы в последнюю версию.

Одно, на мой взгляд, несомненно – Эдгар По со своим художественным мастерством привел готическую тему двойников в такой крепкий многогранный вид, что в нём угадываются зачатки многих даже современных (как, например, «Бойцовский клуб») историй о двойниках, моральных падениях и психических расстройствах.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Стронций 88, 31 октября 2024 г. 10:46

Последнее время я читаю (перечитываю) Эдгара По медленно – я в нём вязну и смакую его. Да, противоречивое сочетание. Но, в данном случае, созвучное самой истории, двойственности рассказа. Готическая раздвоенность образов, перерастающая в тревожную многозначительность и создающая мистический трепет. Намёки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Намеки на родовое проклятье (очень туманные, и потому действенные), намеки на то, что мхи и лишайники старого замка могут обладать памятью и волей (и это куда страшнее банальных приведений), намеки на тонкие мистические связи – связи между близнецами, и связи между людьми и самим домом; и так далее…
Тесное смещение образов и идей в возвышенном погребе готических драпировок и воздуха, полного скорби. Действенное смещение, так как По имеет несомненный аптекарский дар меры. В итоге – одна из самых тонких и впечатляющих его работ, практически, его фирменный знак.

Кстати, перечитывая, мелькнула мысль, что тот же Лавкрафт вполне мог выйти из одного этого рассказ – здесь та же (но более легкая) уклончивость в описаниях (например, в описаниях картин Ашера), здесь неизъяснимость тревоги и страха, здесь даже – список старинных книг мистического содержания, неизменный спутник прозы Лавкрафта. И нет ничего удивительного. Будь у Эдгара По всего один рассказ – вот этот – он один уже мог бы заражать своей манерой и своей атмосферой поколения новых авторов.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Червь-победитель»

Стронций 88, 19 октября 2024 г. 13:46

В рассказе «Лигейя» это стихотворение принадлежит перу загадочной главной героини. В составе рассказа оно будто бы олицетворяет ту силу, с которой борется её непоколебимая воля. И побеждает.

Не могу поставить оценку выше. Либо таков огрех перевода (переводила ли стихотворения Л. Гурова, переводившая сам рассказ, или кто-то другой?), либо автор сознательно упрощал его под жесткий стиль своей героини – но есть в нём что-то топорное, грубость простых очевидных рифм, которые как ступени ведут к финалу, к главной его идее. Хотя, в это есть и любопытный контраст с пышной готичностью всего рассказа.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Лигейя»

Стронций 88, 16 октября 2024 г. 18:51

Сейчас, в который уже раз перечитывая этот классический рассказ По, я не могу не отметить его многозначности. Изысканная готическая обстановка и опиум. Меланхолия. Это может быть (и есть) рассказ о классическом вампиризме. А может быть (и есть) о власти женщины – власти, вызывающий мистический трепет, ведь неземная красота и ум Лигейи вызывают легкую внутреннюю тревогу; красота как сила неизвестного, мистического свойства, роковая красота. Это может быть (и есть) рассказ о власти памяти, превращающей будущее в прошлое, фатальная привязанность и невозможность отпустить, что как призрак встает вновь и поглощает настоящее,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
заставляющая реальную Ровену заместиться утерянной Лигейей.
Это может быть (и есть) рассказ о воле – не имеющей преград даже в смерти; и, соответственно (возможно), безволии – не способной жить дальше и губящей невинные существа. Но это – не возможно, а точно – прекрасный классический рассказ Эдгар По, который и в одиночку способен предъявить читателю всю его эстетическую и художественную, мрачную и возвышенную красоту.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Бочонок Амонтильядо»

David Blain, 27 сентября 2024 г. 12:58

Это произведение — один из самых знаменитых случаев «ненадежного рассказчика» в мировой литературе.

Многие авторы ниже задавали один и тот же вопрос — что же это за огромная и жгучая обида, за которую Монтрезор так изощренно и зверски отомстил? Попробую и я порассуждать на эту тему.

Первое что я хочу отметить — Фортунато не считает Монтрезора врагом! Ровно наоборот — увидев его на празднике, Фортунато начинает кричать «ДРУЖИЩЕ» и трясти его за руку. Если я считаю кого-то врагом — то я с ним даже разговаривать не стану, и уж тем более не буду орать «ДРУЖИЩЕ», и совсем точно не пойду к нему домой в темный страшный подвал. Даже если между ними была какая-то ссора или обида — Фортунато давно про все забыл. И если остальные не удивляются увидев их вместе — скорее всего остальные об этой обиде тоже давно забыли, или даже не знали о ней.

Итак, осталось только три варианта.

Первый — Монтрезор крайне мнительный человек, и посчитал смертельной обидой то событие, которое Фортунато и остальные даже не заметили, или не придали значения. Более того — похоже его не может вспомнить даже сам Монтрезор!

Второй — Монтрезор психически болен (как впрочем и многие другие персонажи Эдгара По), и эта обида — лишь бред его больного мозга. Как возможно и вся эта история!

Третий — Монтрезор просто завидует богатому, сильному и красивому Фортунато; прямо говорится что Монтрезор из обедневшего дворянского рода, и не пользуется успехом у женщин (скорее всего он некрасив). Он убил Фортунато именно из зависти, а потом, чтобы успокоить совесть, он придумал всю эту историю со страшной обидой, и так часто её повторял, что постепенно и сам в нее поверил.

Но даже если история с обидой подлинная — Монтрезор всё-равно полное чудовище!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрем»

Нэнбала, 8 августа 2024 г. 12:55

Один из моих самых любимых рассказов у По. На мой взгляд, в нем сошлись все те элементы, обычно раскиданные по разным произведениям, которые у него получаются лучше всего. Это и «рассказ-катастрофа», основанный если и не на реальных событиях, то с привязкой к действительно существующим местам и явлениям. Немалый акцент здесь сделан на душевном состоянии рыбака-авантюриста на грани гибели. Обычно рассказчик у По – интеллигентный джентльмен из высшего общества, чувствительный и романтически настроенный, здесь же значительная часть повествования ведется от лица бывалого моряка, впечатлить которого – и это ощущается – не так просто, поэтому переход его мыслей от задачи выживания к благоговению перед силой стихии производит на читателя куда как более сильное впечатление. Достаточно в рассказе и «готики», присущей По образности – полная луна в просвете штормовых туч, радуга над бездной посреди бушующего моря… Красиво. И эта красота – не самоцель, чем отличаются некоторые ранние произведения По, она именно поддерживает, органично дополняет повествование. Наконец, здесь есть и «торжество человека», «торжество науки» — вера в то, что человек, вооружившись логикой и знанием, способен – пусть и не без помощи удачи – вырвать свою жизнь из лап стихии, изменить судьбу. Лейтмотив о разуме, развеивающем тьму, в произведениях Эдгара По тоже звучит постоянно, и в «Низвержении…», на мой взгляд, одна из наиболее удачных его реализаций.

Кажется, этот рассказ я перечитывала раза три, в разные периоды своей жизни – и каждый раз он заново меня очаровывал. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Метценгерштейн»

vanishrap, 5 августа 2024 г. 19:39

Рассказ не захватывает на каждом этапе.

Начало с пересказом вражды людей было неинтересным. Появление коня тоже не вызвало особого интереса. Развитие персонажа, который стал зависим от коня, оказалось скучным. Концовка, несмотря на символичность, оставила безразличным из-за неинтересного фундамента всего рассказа.

Это один из первых рассказов Эдгара Аллана По, который я прочитал в этом году, и он мне абсолютно не понравился и был непонятен.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Разговор с мумией»

Нэнбала, 3 августа 2024 г. 00:14

Как всякий отличный сатирический рассказ, «Разговор с мумией» содержит в себе даже больше смыслов, чем автор, полагаю, в него закладывал. С одной стороны, это жесткое высмеивание современных По «подпивасных» ученых, которые лезут изучать древности на ночь глядя после пяти бутылок портера, и чей естественнонаучный метод включает в себя такие фокусы как «а не ударить ли нам древность током в франкенштейновском стиле?». С другой – здесь можно уловить легкую грусть человека 19-го века, которому весь современный прогресс кажется мышиной возней, а достижения, хоть в области инженерии, хоть социальные – чем-то мелким и незначительным относительно «золотого века» из далекого прошлого, когда небо было синее, а пирамиды выше. Забавно, что в качестве «новых достижений» приводилась френология и животный магнетизм – не знаю, каково было мнение самого Эдгара По об этих вещах, но по степени модности и научности для того времени их можно сравнить с мемным «дыханием маткой» от интернет-коучей века 21-го. Неудивительно, что гость из прошлого был неприятно впечатлен. Для усиления эффекта По добавил древним египтянам еще несколько великих достижений вроде умения с помощью бальзамирования проживать свой восьмисотлетний срок жизни с перерывами на сколько-то столетий. Понятно, что после таких откровений люди 19-го века, только что кичившиеся своей просвещенностью, почувствовали себя вырожденцами и захотели посмотреть на мир лет через двести, полагая, видимо, что если прогресс такими темпами идет назад, то в 2045-м году уже они будут взирать на новое общество свысока (подождем двадцать лет, конечно, но очень похоже, что так бы и было).

Интересно, кстати, замечание об искажении истории – и тут уже во мне проснулся человек, который работает в музее, специализирующимся на античном периоде. Люди периодически задают вопросы в стиле «а не могли бы бусины такой формы быть амулетом, или это просто популярный дизайн?» — приходится кивать на лежащий под стеклом скелет, мол, за ответом надо обращаться не ко мне, а вот к нему, но тут есть трудности. И хотя присутствуют сильные сомнения, что разговор с нашими скелетами даст ученым столько откровений, сколько разговор с мумией из рассказа, общая мысль верна – в истории достаточно небольших пробелов, и, пусть оживление трупов нам недоступно, всегда стоит иметь в виду, что новые открытия могут внести коррективы в старые теории, и слишком сильно держаться за свои убеждения некоторым ученым не стоит.

Если обобщать, разговор с мумией не дал читателю практически никакой полезной информации о Египте времен этой мумии, но про эпоху, современную По, рассказал немало, с огоньком, с юмором.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Сфинкс»

Нэнбала, 2 августа 2024 г. 23:34

Не самый удачный, на мой взгляд, рассказ у По. Здесь явно первой была придумана мораль – а вот с сюжетом, который должен был мораль отразить, что-то пошло не так. Идея хорошая: многие суеверия и народные придания родились из того, что у страха глаза велики – наука поможет преодолеть этот страх. Но сама ситуация, иллюстрирующая зарождение очередного мифа, какая-то странная. Если По желает провозгласить торжество логики и естествознания, стоило бы учесть тот факт, – сейчас поумничаю – что бинокулярное зрение человека в нормальном состоянии отлично позволяет определить расстояние до предметов и их расположение относительно друг друга – это залог выживания людей как вида, не меньше. Так что ту загадку, которую в финале блестяще решил друг рассказчика, читатель сам решить не сможет по вине автора – меня это немного расстроило (ожидала какой-нибудь экзотический экскаватор, эх). Но даже зная ответ и проведя некоторое время в гугле, рассматривая этот «ответ» со всех сторон – соотнести описание с увиденным удается с очень большим трудом, и то не целиком. Так что интрига в рассказе достигнута, я считаю, не честным путем – но интрига все равно держала, подгоняя читать быстрее, так что рассказ в целом оцениваю средне.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «Золотой жук»

Нэнбала, 31 июля 2024 г. 23:20

Взяла сборник рассказов Эдгара По с твердой уверенностью, что большинство из них, включая «Золотого жука», читаю в первый раз. Твердо верила, что до этого момента я с рассказом знакома не была, всю его первую половину. Но когда дело дошло до объяснения способа, которым был найден пиратский клад, оказалось, что в моей памяти хранятся и все указания пути к сокровищу, и даже способ дешифровки криптограммы (с такими подробностями, что, когда в университете на занятиях по лингвистике спросили, какая самая часто используемая буква в английском языке, сходу ответила «e», не имея ни малейшего понятия, откуда я это знаю). Очевидно, что когда-то в детстве «Золотого жука» я уже читала – но, кроме разгадки дороги к кладу, в воспоминаниях не осталось ничего, и причина, я полагаю, в том, что именно ради этой задачки и ее решения рассказ и был написан. Весь же сюжет вокруг «карты сокровищ» больше нужен был По для антуража, чтобы рассказ имел полноценную структуру с завязкой, кульминацией, развязкой, и увлекал читателя настолько, чтобы тот дочитал до длинного объяснения решения загадки с жуком. Сюжет неплох, он и правда интригующий, и персонажи весьма яркие, как и диалоги (что у По совсем не в каждом произведении бывает) – но все равно остается ощущение, что сюжет здесь не главное; потому, наверное, он и не так запоминается. Я, кстати, была уверена, что эпизод с черепом, который видно строго с определенного места определенной скалы – это путь к пиратскому кладу из «Острова сокровищ», который читала когда-то давно, примерно в одно время с отдельными рассказами По. Пришлось перечитать отрывки и из Стивенсона. В целом, неудивительно, что в моем сознании два сюжета сплелись в один: в «Острове сокровищ» на месте и высокое дерево как ориентир, и скелет в качестве компаса. Но там загадка значительно менее заковыристая – Флинт свои богатства спрятал куда хуже Кидда. И, в целом, у Стивенсона внимание сосредоточено на другом – «Золотой жук» же представляет из себя очищенный от всего лишнего поиск клада путем логических построений, без пиратской романтики, кораблей и перестрелок. Так что, если вдруг у Стивенсона и других авторов приключенческих романов вас больше всего цепляли сцены разгадывания шифров – «Золотой жук» это для вас.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»

strannik102, 30 мая 2024 г. 06:04

По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там...

Этот единственный роман Эдгара По с полным правом относят к фантастике. Хотя с не меньшим правом его можно отнести и к маринистике, и к путешественным книгам, и мимо некоторой доли хоррора не проскочишь, и триллера здесь хватает. Не говоря уже о натурализме. А всё дело в том, что мистер По сумел все эти жанры сюда поместить таким образом, что они ничуть друг другу не мешают и не выпихивают один другого из книжной формы.

Начинается книга вполне реалистично и довольно долго так и продолжается, постепенно приобретая черты триллера и приключенчества. Это примерно первая четверть романа, в которой мы знакомимся с его главными героями и отправляемся вместе с ними в морское путешествие. Довольно скоро превратившееся в череду испытаний и бедствий, кораблекрушений и даже людоедства.

Затем мы просто находимся в теме географических открытий и путешествий, знакомясь с их историей и географией. И постепенно наше морское путешествие начинает приобретать черты фантастики — это когда наши друзья оказываются в самых южных широтах, настолько южных, что они уже вполне имеют право называться полярным районом. И вот тут уже пошла волна и фантастики, и фантасмагории, причём к концу книги герои попадают в такую ситуацию, из которой сложно было бы найти разумный выход. И мистер По не стал заморачиваться поисками достойного финала, попросту перескочив к эпилогу, из которого мы просто понимаем, что как-то друзья из переделки выбрались.

Немного покоробило, что когда автор описывает историю поисков южного полярного материка (мы его знаем как Антарктиду), то рассказывая о плаваниях Кука и прочих мореплавателей, он вообще не упоминает о экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, хотя на тот момент она уже состоялась и Антарктида была фактически открыта. Возможно Эдгар По попросту не знал об этом обстоятельстве…

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Трагическое положение. Коса времени»

Groucho Marx, 24 мая 2024 г. 11:08

Как уже отмечали, рассказ является пародийным дополнением к памфлету «Как писать рассказы для Блэквуда». Но — не только. Здесь мы видим первый набросок к шедевру Эдгара По «Колодец и маятник», поскольку «коса времени» описана — правда, в несколько ином виде — и в более поздней новелле.

Разумеется, это в первую очередь упражнение в манере «черного юмора», однако «как бы смешной» рассказ содержит нечто большее. Тема неотвратимо, механически, безлико и безморально приближающейся смерти — очень важный мотив творчества Эдгара По в целом.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «Маяк»

Groucho Marx, 24 мая 2024 г. 10:47

В коротком, на полстраницы, фрагменте сказано очень много.

Одинокий маяк в изоляции от мира.

Писатель, желающий поработать в одиночестве, но почти сразу начинающий скучать. Что-то там с ним было, его не хотели брать на работу на маяке.

Огромный верный пёс Нептун.

Странное затишье на море.

Странное эхо внутри башни маяка.

Маяк построен на меловой скале (мягкий камень) и заглублён внутрь скалы даже ниже уровня моря. То есть, это, собственно, и не маяк вовсе, а какая-то башня, используемая в роли маяка.

Очень концентрированно подана информация. Если бы это был текст ХХ века, можно было бы предположить, что именно Нептун окажется опасным для повествователя. Но сам По, кажется, хорошо относился к собакам и вряд ли стал превращать верного друга в опасность, подобную Куджо Стивена Кинга. А вот эхо и заглублённая внутрь скалы башня, это уже предчувствие каких-то лабиринтов под фундаментом маяка.

Очень лафкрафтианский по духу фрагмент... Жаль, что только фрагмент. Чем-то напоминает «Дом в порубежье» Ходжсона. Вернее, это Ходжсон напоминает По.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Маяк»

Julia Light, 24 мая 2024 г. 10:03

Так необычно, что Эдгар По вдруг взял да и написал неконченое произведение...

Оценка: 5
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Julia Light, 21 мая 2024 г. 21:38

Лично меня больше всего удивил конец расссказа...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот это поворот!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Береника»

Bluegrass, 19 мая 2024 г. 22:45

Обычно рассказы По вызывают страх или смех. Иногда сочувствие, как «Продолговатый ящик». Однако же эта история вызвала в основном гадливость. Может быть, По хотел доказать себе и другим, что и так тоже умеет. Ему удалось.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «На стенах Иерусалимских»

Zombie 1st class, 11 апреля 2024 г. 20:09

Сатирический рассказ в историческом антураже. За простецким анекдотом, где все сводится к ситуации «язычники подсунули еврейским святошам трефное вместо кошерного» скрывается достаточно остроумное высмеивание лицемерия, псевдо-учености и фарисейства (здесь — в обоих смыслах слова). Очень густо приправлено древней мифологией и иудейской религиозной лексикой, это добавляет колориту, но в то же время и утяжеляет повествование (сносок было как бы не больше, чем текста).

Оценка: 6
– [  0  ] +

Эдгар Аллан По «Украденное письмо»

strannik102, 8 марта 2024 г. 04:03

Бабушкины очки...

Последний рассказ в серии про Огюста Дюпена. В котором мы вновь встречаемся с великолепной способностью сыщика ставить себя на место подозреваемого и путём логических заключений искать и успешно находить решение криминальной головоломки.

А если о сюжете, то почитатели Шерлока Холмса наверняка помнят историю с похищенным письмом, которое затем стараниями великого сыщика было разыскано и успешно возвращено владельцу, что в результате предотвратило европейскую войну (так, кажется, в рассказе Артура Конана Дойла). Вот здесь внешний антураж немного иной, а так рассказ как раз об этом — найти спрятанное...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Эдгар Аллан По «Тайна Мари Роже»

strannik102, 8 марта 2024 г. 04:02

Всё решают мелочи и детали...

Следующие за убийством на ул. Морг расследование, проведённое Огюстом Дюпеном. На этот раз автор (Аллан По) проводит параллель с похожим преступлением, совершённым в США и получившим широкую огласку в газетах того времени. И сначала читателю излагают последовательно материалы дела по исчезновению Мари Роже и последовавшему затем обнаружению её тела в Сене — всё это широко опубликовано в местной прессе, а затем Огюст Дюпен методично и последовательно исследует все обстоятельства совершённого, анализируя и критикую разные версии, опубликованные в газетах.

Читать всё это дело не слишком увлекательно, ибо скрупулезное копание в мелочах и деталях мало динамично, и скорее познавательно, нежели интересно. Тем не менее это был второй вклад Эдгара Аллана По в развитие детективного жанра, ставший затем классическим и продолженный другими маститыми авторами.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Эдгар Аллан По «Убийство на улице Морг»

strannik102, 8 марта 2024 г. 04:01

Смотреть и видеть...

Классика детективного жанра с участием детектива с дедуктивными аналитическими способностями. Способность наблюдать и понимать увиденное, видеть взаимосвязь между деталями и выстраивать логически верные варианты развития событий — эти и другие способности человеческого ума являются важным свойством для того, кто занимается расследованием всего таинственного и загадочного, в том числе и преступлений. И именно такими свойствами обладает Огюст Дюпен. И в этом рассказе, первом из трёх с его участием, он расследует тайну загадочного двойного убийства на улице с «говорящим» для русского языка названием Морг.

Слушал аудиоверсию рассказа, но не постановку с актёрской игрой, а начитку в чистом виде всего текста. Способностей чтеца хватило на то, чтобы прочесть доступно и без излишней аффектации, чем иной раз грешат малоопытные чтецы.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Тысяча вторая сказка Шехерезады»

Bluegrass, 10 февраля 2024 г. 17:26

Рассказ получился тяжеловат. Пародийный цветистый стиль «восточной сказки», которым изложены научные открытия, сильно затемняет суть, поэтому без кучи сносок современный читатель уже не ориентируется. Мне такая пропорция примечаний по отношению к самому тексту не встречалась нигде: даже в «Гулливере», даже в «Уллисе»...

Параллельно еще сквозит простенькая и вредненькая мыслишка: с сильными мира сего лучше не связываться. Ведь видела же Шахерезада, что не нравится «сказка», чем дальше, тем больше, что бы ей умолкнуть и сказать: «Спать хочу»... Но не может она молчать. И тут еще несколько мыслей: то, что талантливые люди, поэты, писатели, художники, ученые, замолчать не могут. Для них это хуже смерти.

Вот сколько интересных мыслей пробуждает этот простенький рассказ, который далеко не является определяющим в творчестве По.

P.S. Но вот с юмором у него на сей раз не очень получилось, хотя юморист из По был отличный, возможно, он был лучшим в Западном полушарии, кто умел рассказывать о смешном и о страшном.

Оценка: 7
– [  -4  ] +

Эдгар Аллан По «Элеонора»

vl690001x, 23 ноября 2023 г. 14:40

Как я понял, смысл в том что он не нарушил свою клятву, потому что мир един, и Бог живет в каждом человеке одинаково. Именно поэтому он узнает об этом только на небесах

Оценка: 10
– [  4  ] +

Эдгар Аллан По «Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней бугабускокикапуской кампании»

Zombie 1st class, 31 октября 2023 г. 21:07

Рассказ на стыке комедии, хоррора и научной фантастики (о как!). Главный герой повествует о своем знакомстве с генералом, героем войны с индейцами и человеком прекрасным во всех отношениях, который однако… Впрочем, некие стечения обстоятельств постоянно мешают рассказчику узнать, что же случилось некогда с заслуженным военным, и что с ним не так. Пока он решает обратиться с этим вопросом к генералу напрямую.

Интересно, как автор изобразил аугментированного-киборгизированного по самое не балуйся человека, когда и слов-то таких еще не было. Хотя этот образ, конечно же, является своеобразной аллегорией. Тема рассказа, как мне показалось – искусственность и ее востребованность в окружающем обществе, которое порой начинает ценить фальшивое гораздо больше, чем настоящее, даже зная или догадываясь об этой самой фальшивости.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Эдгар Аллан По «Метценгерштейн»

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. 19:21

Еще немного традиционной готики от По в форме легенды о вражде двух венгерских дворянских родов в стародавние времена. Над обеими семьями довлеет высказанное в иносказательной форме пророчество об исходе их противостояния. И вот, когда поместье Метценгерштейнов возглавляет молодой наследник, предсказание сбывается – но не в той форме, как кто-либо мог бы предположить.

Тут все довольно простенько выполнено, по канонам жанра: аристократы-дегенераты, проклятие, зловещие предзнаменования, загадочная картина на стене, черный конь сотонински косит лиловым глазом и всякое такое. Но атмосферно, невзирая на малый объем. Разве что остается много недосказанностей (а из-за чего поссорились-то семьи, и т.п.)

Оценка: 7
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Фолио-клуб»

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. 19:19

Рамочная история к условному циклу «байки клуба Фолио». Слегка юмористическое описание вымышленного клуба, участники которого обязаны регулярно радовать товарищей интересными историями, причем автор лучшего рассказа получает награду и избирается временным председателем, а автор худшего – проставляется на всю компанию. Достойный почин, и конкурсы интересные. Все это, как водится, наверняка содержит кучу каких-то отсылок к современникам и знакомым автора, но нам таковые вряд ли будут понятны без подробных комментариев. Сами рассказы, “входящие” в условный цикл, абсолютно ничего друг с другом не связывает, а потому и рассматривать их вместе не вижу смысла – объединяли их в сборник уже без всякого участия автора и в основном после его смерти. Сам По включил в истории клуба только один рассказ «Метценгерштейн».

Оценка: 6
– [  0  ] +

Эдгар Аллан По «Сфинкс»

Zombie 1st class, 21 октября 2023 г. 14:58

Рассказик, выросший из забавного бытового инцидента, надо полагать. Из серии «большое и малое видится на расстоянии». Которому автор придал несколько гипертрофированную (во всех смыслах) форму и снабдил остроумно-поучительным заключением. Короче говоря, рассказчик и его друг, спасаясь от эпидемии холеры в Нью-Йорке, проживают в загородном доме. Там главный герой однажды наблюдает из окна невероятную и пугающую картину: гигантское чудовище причудливой формы взбирается по склону далекого холма. Что это – галлюцинация, мистический предвестник бедствий, реальный монстр? Или у загадочного зрелища есть более материальное объяснение? Разгадка наступит вскоре. Заметно, что позднее творчество автора, поскольку содержит заметный элемент ироничного самоцитирования.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Морелла»

Zombie 1st class, 15 октября 2023 г. 21:36

Не самый известный рассказ По, но в принципе он довольно плотно ложится во все шаблоны его «меланхолично-романтично-готического» творчества. Многие из этих рассказов названы женскими именами (Лигейя, Береника, Элеонора и т.д.), и многие, что не удивительно, включают в себя эпизод с трагической смертью молодой женщины, что становится либо триггером к дальнейшим событиям, либо кульминацией предшествующих. В данном случае – и то, и другое. Главный герой не особенно любил и по большому счету игнорировал свою жену, но та сумела привлечь его внимание после своей смерти – да таким способом, что это им никогда не забудется.

Не самый экстремальный, но все равно мрачный образец нездоровых семейных отношений изображен в этом рассказе. Которые, наверное, страшнее любой мистики – каковой здесь не так уж и много по большому счету.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Селеста, 15 октября 2023 г. 11:33

Моё знакомство с Эдгаром По началось с поэзии — мрачной, пропитанной безумием. «Падение дома Ашеров» же стало первым шагом в мир его прозы. И не скажу, что шагом головокружительным. И дело вовсе не в том, что рассказ устарел. Без сомнения, читать его сложно из-за громоздкого языка, свойственного литературе тех лет. Однако если, к примеру, «Поворот винта» Генри Джеймса, написанный в том же столетии и столь же тяжёлым для восприятия языком несёт в себе историю, атмосферу, идею и смысл, то «Падение дома Ашеров» кажется мне пустоватым. Или взять рассказы Говарда Лавкрафта, написанные по тому же лекалу нагнетания страха перед неизведанным — не все они удачны, но в большинстве своём цепляют сильнее. «Падение дома Ашеров» несомненная классика жанра, с которой обязательно стоит ознакомиться, если вы поклонник творчества того же Говарда Лавкрафта или Ширли Джексон, но не стоит ждать чего-то крышесносного. Возможно, не хватило объёма: герой только-только приехал, и вот уже три страницы спустя сестра-близнец Ашера умирает от неизвестной, а ещё через две страницы мы узнаём, что на самом-то деле

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поехавший Ашер похоронил её живой.
А проклятие, висевшее над домом Ашеров, то ли было, то ли нет. Очень мало, очень скупо — невозможно за пятнадцать страниц (одну из которых занимает стихотворение) раскрыть такую историю и, тем более, заставить читателя ею проникнуться. И даже для вполне простой идеи упадка аристократии, которую Эдгар По вложил в свой рассказ, не хватило страничного объёма. Семь рыцарей из десяти.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»

alena_korf, 17 сентября 2023 г. 16:06

Прочитала эту небольшую повесть лет в 9 наверное. Произвело на меня сильнейшее впечатление и до сих пор остается одним из моих любых произведений.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Эдгар Аллан По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»

Кропус, 12 сентября 2023 г. 00:45

Пожалуй это единственный известный мне роман морских приключений

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где людоедство от голодухи довели до логического конца. У Жюль-Верна и Майн Рида герои стояли на грани, но всё же её не переступили, пусть и не совсем по своему выбору. К сожалению ситуация вполне реальная. С другой стороны есть и обратные примеры. Но герои По на Крючковсковского, Поплавского, Федотоваи Зиганшина Асхана явно не потянули. Кто не знает, Высоцкий написал песню о совершенно реальном случае, ныне, увы, почти, забытом.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Эдгар Аллан По «Береника»

Zombie 1st class, 11 августа 2023 г. 21:50

Вот этим рассказом По меня сумел удивить. Ожидал я очередного готического меланхоличного бубубу в духе «Элеоноры» или «Дома Эшеров» (ничего не имею против, такое тоже люблю). А получил весьма криповенький психо-ужастик, вполне пугающий даже по прошествии стольких лет. Хотя по первым страницам этого и сказать нельзя. Завязка традиционная для автора вообще: астеничный и впечатлительный герой, наследник старинного рода, влюбленный в свою кузину, страдающий от редкого психического заболевания, все происходит в древнем замке с библиотеками, сквозняками, склепами и подземельями. Отлично передано мышление нездорового человека со склонностью зацикливаться на деталях, также используются некоторые элементы «ненадежного рассказчика». Финал шокирующий и на удивление натуралистичный в своей жестокости.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Свидание»

Zombie 1st class, 5 августа 2023 г. 21:28

Рассказ оставил странное впечатление. Делится он на две неравнозначные части. В одной рассказчик делится впечатлениями от необычной и драматичной сцены, свидетелем которой стал в Венеции. Маленький ребенок богатой графини упал в воду канала, и слуги тщетно пытаются спасти наследника. Но помощь приходит с неожиданной стороны. Странная история, которую мы видим очевидно не с начала и не до конца, и можем лишь строить догадки обо всем, что осталось за кадром. Затем следует продолжение – личная встреча рассказчика с одним из участников той самой сцены в неформальной обстановке. Интересна очень ярко показанная вычурная, душная обстановка, где роскошь интерьеров дополняется столь же причудливыми цветастыми отрывками стихов и пафосными фразами. Финал с мрачным трагическим вот-это-поворотом в духе романтизма – ну, уже даже и лишний, как мне показалось, после предыдущих усилий автора по созданию обволакивающей атмосферы.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

arey951, 24 июля 2023 г. 22:58

Честно, когда я начинал чтение рассказа, он сразу же показался мне неоправданно размытым тяжелой словесностью, а множество готических оборотов казались вымученной попыткой автора создать нужную ему атмосферу. Но чем дальше я читал, тем больше я проникался этой небольшой и таинственной историей, разворачивающейся в доме Ашеров. Мне сложно сказать, что она меня очаровала. В ней явно не хватало некоторых деталей, и в особенности внимания к третьему действующему лицу, которое навестит наших героев в конце рассказа. Хотелось большего. Но все же я оказался заинтригован. Я понимал, что здесь, в этой истории, есть свой темный секрет, к которому я приближаюсь с каждой страницей.

Кульминация оказалась… оригинальной. Прием, когда главный герой читал рыцарский роман, события которого накладывались на происходящее в реальности, мне очень понравился. Стало даже немного страшновато. Но секрет, который я жаждал разгадать, так и остался неразгаданным. У этой истории нет конца. Она просто прерывается на самом интересном моменте, оставляя читателя, то есть меня, наедине со всеми терзающими его вопросами. И моих предположений явно недостаточно для чувства полного удовлетворения.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»

Ramonak, 27 апреля 2023 г. 15:40

Долго откладывал чтение (прослушивание) этого романа. Дело в том, что в целом творчество По мне нравится, но всё же мне его несколько тяжеловесно читать после моего фанатизма по писателям эпохи Weird Tales (Лавкрафт, Говард, Смит, Дерлет, Блох и другие), поэтому рассказы По я читаю по одному за раз, и какое-то время отдыхаю от него. А тут целый роман. Думал увязну. При том, по отзывам отмечают, дескать это далеко не лучшее творение По. Но по итогу, может это и не лучшее произведение По по мнению литературных критиков, но оно понравилось мне больше из всего, с чем ознакомился у писателя. Это настоящее морское приключение на стыке творчества трех авторов, с которыми я знаком: приключенческая часть от Даниэля Дефо, элементы некоего сумасшествия и безумия По, и фантастический слой Лавкрафта в финале. Собственно, финал смотрю многих обескуражил. Ну есть такое. Это как в сериале LOST, уж да простят меня за такое сравнение, просто оно будет понятно большому количеству современников. Вот вам пару тайн, а что там дальше — думайте сами, гадайте сами.

Но мне всё это понравилось. И сами приключения интересные. И повествование довольно легко идет, в отличие от многих других рассказов писателя. И атмосфера загадочная и авантюрная. И мрачные моменты есть. И экшен есть. И фантастика есть. И «сон собаки» есть, но это не точно )

Очень хороший роман.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Истории Огюста Дюпена»

drugndrug, 27 апреля 2023 г. 14:12

Некоторые мои знакомые из числа авторов “малого пера”, так сказать, признались мне недавно, что завидуют писательской репутации определённых мэтров литературы. Например, завидуют г-ну По. Он написал всего лишь несколько детективных рассказов, но этого хватило для того, чтобы теперь называть его отцом детективного жанра. Кажется, ему приписывают “изобретение” литературного жанра ужасов.

Однако, мне кажется, что г-н По был драматическим героем собственной жизни. Детективчики, ужастики и страшилки он писал ради денег и писательского успеха, чтобы хоть какое-то местечко застолбить себе под литературным солнцем. По-настоящему его интересовали иные сюжеты. Сюжеты о людях, которым порой почему-то трудно жить, которым не дают покоя кошмары реальной жизни, которые такие же, как он сам – пытающихся выйти из строя серых обывателей своего века…

Оценка: 7
– [  6  ] +

Эдгар Аллан По «Убийство на улице Морг»

stenny, 27 апреля 2023 г. 06:34

Отличный пример чисто умозрительного расследования.

По стилю, языку и обилию фактографических подробностей напоминает рассказы Теофиля Готье.

Еще одного умственного интеллектуала-француза. Впрочем, время было такое, что даже Рембо писал стихи употребляя множество «умных» словечек, характерных именно для той эпохи.

Основной посыл рассказа — противопоставление обыденного, шаблонного метода рассуждений и ассоциативного, интуитивно озаряемого метода в сочетании с банальной наблюдательностью.

Зачем автор приводит описание случая с Шантильи?

Здесь описан ассоциативный метод «расследования».

Рассказчика толкнул зеленщик с корзиной, прямо на кучу камней, приготовленных для ремонта мостовой. Человек идет, уткнув нос в булыжники под ногами. Затем под ногами появляется гладкая деревянная мостовая, которая имеет название «стереотомия». На слух очень похоже на «стерео» и «атомы». Эпикур разработал учение о том, что вселенная состоит из атомов, и недавняя статья в парижской газете подтвердила некоторые его утверждения о космогонии.

Так как друзья чрезвычайно эрудированны и любят Ночь, а значит и ночное небо, то при мысли о космосе рассказчик поднял голову вверх, где в данный момент времени (сезон года, широта-долгота и т.д.) в небе виднелся Орион.

Орин раньше звался Урионом, поменялась первая буква. И как раз буквально вчера выражение «поменялась первая буква» было приведено в стаье о низкорослом актере Шантильи. Тут спутник Дюпена улыбается и выпрямляется во весь рост.

Таким образом, если в шахматах, шашках и повседневной работе сыщиков типа Видока чаще всего идет в ход анализ, статистика и информаторские донесения, т.е. грубый расчет. Здесь есть 4 фигуры, которые ходят вот так, здесь надо искать мотив, выгодополучателей, либо любовь-ненависть-зависть и проч.

Собственно, по большей части работа следователей и типичных полицейских сводится к тому, чтобы узнать, не появились ли гастролеры в городе, кто прогорел, кто собирал «на дело» специалистов-взломщиков сейфов, всплыли ли украденные вещи — рутинные, шаблонные действия.

При карточной игре в вист или покер есть такое понятие как блеф, психология игроков, психология игры и всякие физиогномика, наблюдательность и интуиция. то, что уважает Огюст Дюпен.

И весь рассказ основан на точных, но умозрительных расчетах. Орангутанги с Борнео, он же Калимантан больше по размеру, около 1,5 метров в высоту. В 19 веке средний рост людей был около 165-170см для мужчин и 1,5м для женщин.,

Цвет шерсти калимантанских орангутангов буровато-рыжий, похож немного на волосы европейца.

Орангутанги одни из наиболее способных к обучению обезьян, что доказывается стремление «побрить себя» животным. однако дикое животное, хотя и частично прирученное за несколько месяцев плавания через Индийский океан, может помимо Борнео плавали еще куда-то дальше и только потом вернулись в Париж ( а это и сейчас может занимать минимум месяц) было напугано/ приучено бояться человека, особенно с хлыстом.

Жертвы ради большей интриги накануне забрали 2 мешочка золотых, 4 тыс. франков, но не были ограблены. До 2-х часов ночи разбирали бумаги, при этом могли выпить, закусить, почитать газету, расчесать волосы. На работу утром им не надо, так что можно не спать до скольки угодно. Вон, матрос возвратился в 2-2 -30 ночи с гулянки. Аристократы могут веселиться до 5-6 утра, а жертвам надо было сверить свои долговые и прочие финансовые расписки/записи с полученной суммой, вдруг их обманули?

Орангутанг видит освещенное окно, а Дробышевский утверждает, что животные часто более сообразительнее людей в методах и способах обхода препятствий и ловушек, и пытается закончить «бритье», раз уж ему не дали и у него есть бритва.

При этом точно рассчитано расстояние между громоотводом, который как в фильме 1986 года может иметь вид металлической трубы с крепежными элементами, которыми он крепится к стене дома. 5 футов (средних) — это 1м 50 см, а с откинутыми ставнями с поперечными рейками — всего 60 см. Размах рук орангутангов гораздо больше длины их туловища. Да и матрос тоже мог дотянуться до ставня, главное, чтобы тот держался крепко.

Надо заметить, что в это время отмечался интерес ко всяким путешествиям, заметкам путешественников, к заморским животным и древним и экзотическим артефактам. (Египет, Индия, Бирманский Ангкор), так что спрос на животных, оружие, ковры, вазы династии Мин был высоким. поэтому матрос и поймал орангутанга.

Кстати, в 8-9 часов или еще раньше укладывались в Средние века и то, бедные крестьяне. в 19 веке уже были газовые фонари, да и керосиновые и масляные лампы никто не отменял, камины в богатых домах, так что сидеть можно было и до 2, и до 5 , и хоть ночь напролет, что собственно и делали ночные гуляки Дюпен с рассказчиком, шлялись всю ночь по улицам.

Кстати, тот же Дробышевский говорил, что маньяки встречаются и среди животных, и что некоторые обезьяны могут быть достаточно агрессивными.

Таким образом, «интрига» рассказа не в мотив-возможность-выгода-улики, а в знании фактов по самому широкому кругу вопросов, эрудированности, начитанности, наблюдательности и способности «ассоциативно» или нестандартно мыслить.

Полицейские, в отличие от Дюпена, искали шаблонные следы (мотив, следы, выгода и проч.), а надо было обратить внимание на необычность преступления и исходить из отличий от шаблонного подхода.

Поэтому метод Дюпена хорош только для чрезвычайно редких, почти исключительных случаев преступлений.

Ведь не всегда матросы теряют засаленную ленту для волос, или носят эту самую ленту, завязанную морским узлом.

Впрочем, Дюпен, как наблюдатель и снайпер мог автоматически замечать разные детали, как кто завязывает узлы, ленты, какие фасоны предпочитает просто видя всякий рабочий и матросский люд, в порту, во время поездок к морю и т.д.

И он момент с ленточкой считал не сильно привязанным к делу, но возможно указующей деталью.

Этот рассказ показателен наличием предполагаемого знания как у действующих персонажей, так и у читателей, которые между делом могут ссылаться на Леконта де Лилля или созвездие такое-то, либо на латинскую или греческую цитату.

Сейчас большей частью от нынешних читателей такого уровня не требуется.

ПС. Еще Джейн Остен описывала, что «новые аристократы» вставали не раньше 12-13, ужинали в 21 час, и веселились на балах до 3-5 утра. а она писала в конце 1700 — начале 1800 годов!

цитата: 1794—1816 годы — период написания прославивших её произведений. В силу стечения обстоятельств почти все романы подолгу «отлёживались» и медленно дорабатывались. «Нортенгерское аббатство» было написано в 1794 году, принято к изданию, но не напечатано; роман был опубликован посмертно. Роман «Гордость и предубеждение» первоначально носил название «Первые впечатления» и был написан в 1796—1797 годах, однако отвергнут издателем и впоследствии дорабатывался; в частности, он был заметно сокращен. Роман «Чувство и чувствительность» был написан в 1797—1798 годах, но его корректуру автору удалось выдержать лишь в 1811 году.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эдгар Аллан По «Украденное письмо»

ааа иии, 2 марта 2023 г. 19:46

Конан-Дойль, устами Холмса, был суров: «Дюпен — очень недалекий малый. Этот прием — сбивать с мыслей своего собеседника какой-нибудь фразой «к случаю» после пятнадцатиминутного молчания, право же, очень дешевый показной трюк».

Хорошо, трюк напоказ, но в паузе весь Дюпен. Он из тех, кто ставит капкан, лишь с уверенностью, куда именно ступит нога жертвы его дедукции. Бежать по следу с собакой не его, а рассуждение и психология требуют времени. Кстати, о психологии: пусть «прячь на видном месте» критикуют и у Вудхауса, но доказано, что избирательная слепота, хотя с оговорками, факт. Вывернутое письмо еще что, см. эксперимент с «невидимой гориллой».

За рассказом целый шлейф толкований, у психоаналитиков даже сборник есть, «Похищенный По». Сам Лакан выдал на удивление вменяемое: «Речь идет о символе, перемещающемся в чистом виде, о символе, которого невозможно коснуться, не оказавшись немедленно в его игру втянутым». Как не согласиться.

Разве что... игр-то, две, первую вел префект парижской полиции с Дюпеном. И можно оказаться втянутым, а можно быть игроком.

Кто Дюпен до «Похищенного письма»? Обедневший аристократ, библиофил, сова и затворник (в среде полагавших суть жизни в раутах и визитах). Сделал себе репутацию у полицейских, но почти ради развлечения.

Здесь он другой. Не благороден образ мысли: объявив себя на стороне шантажируемой, не торопится на помощь даме, ждет с месяц, пока та реально раскошелится. Такие же навыки: подменное письмо Дюпен заготовил, подделав «вензеля Д. с помощью хлебного мякиша». Он в курсе насчет «длинных иголок» при обысках, значит, имеет от профессиональных параноиков допуск выше развлекающего себя бесплатными советами дилетанта. Затворник, но вхож к министру в любой день. Знает, где и как нанять стрелка, пунктуального и отчаянного (задержание при шутках такого рода... см. насчет добровольца в «Старом гении» Лескова). Что ж, «шевалье» в пост-наполеоновском это кавалер Почетного легиона. Не боле.

Правда, следует уточнить: все же «Украденное письмо» близко к мистификации. От эпиграфа (из Петрарки, не Сенеки), до дьявольской остроты зрения через синие очки. А действия полиции карикатурны — не только бесполезные обыски, к отставке префекта повода и не придумать легальней двух «ограблений» министра.

Насчет карикатуры и места действия есть мнение Борхеса: «Конечно, и преступления, и сыщиков можно было поместить в Нью-Йорк, но тогда читатель стал бы раздумывать, как развивались события на самом деле, так ли ведет себя нью-йоркская полиция или иначе. По решил, что ему будет удобней, а его воображению — вольней, если все произойдет в Париже... описывает все случившееся американец, и ему нужен непривычный герой».

Про случай орангутана с бритвой и труп цветочницы — логично. Однако, «Похищенное письмо» касается почти уникального (на год написания) парадокса. Власти видели реальную силу полицейского контроля и институт выживал при каждой смене режима — ждать которого приходилось недолго. Рушились правительства, укрепленные агентами, горничными-осведомителями, досье и т.п. ключами «с помощью которых можно отворить любую дверь в Париже», пока не пришли 1870-1871 года. У По акцент не на силу, а на то, как легко приватизируется ресурс. Вместо, цитирую реальный круг обязанностей, наблюдения за книжной торговлей, фальшивомонетничеством, ложными слухами, тайными объединениями и выдающимися представителями всех партий и идеологических течений, руководитель структуры (статусом выше мэра столицы) занят мхом между кирпичами и промерами линейкой ради обещанной награды.

Еще следует уточнить финальный намек Дюпена «План такой зловещий. / Достоин если не Атрея, то Фиеста».

Слов этих в русском переводе не нашел. Но в кребийоновском «Атрее» конфликт разрешается суицидом Фиеста, напоследок проклинающего Атрея. Пока тот, в классицистическом катарсисе, вопиет: «Ты погиб злодей / И посмеюсь твоим я предсказаньям./ Хвала, хвала отмстителям богам, /Он сам предупредил мои желанья!» Прочее примерно того же характера.

Хитроумием не пахнет, смысл же «достоин» в принципиальном согласии с тем, что план гнусный и даже за рамками. Ну так и под прицелом дрянь редкостная.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Эдгар Аллан По «Украденное письмо»

URRRiy, 17 февраля 2023 г. 10:48

Произведение, ценное своим первопроходческим статусом — камерный детектив, поиск артефакта, напряжение серых клеточек головного мозга — и вуаля — лёгким движением руки загадка для полиции превращается в лёгкий источник заработка для умнющего интеля.

И загадка, и отгадка, и все остальное особенно безумная цена в пятьдесят тысяч тогдашних франков за бумажку с компроматом — абсолютная условность, текст — откровенный ребус для мозгоклюйства. Тем не менее, именно своим жанром — литературой не для развлечения, а для напряжения извилин и прославил себя автор.

В общем, один из первых примеров использования печатного текста для развития, а не отмирания умственных способностей, за что Эдгару По почет и долгая память.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Эдгар Аллан По «Тайна Мари Роже»

URRRiy, 6 февраля 2023 г. 13:49

Гимн теории вероятностей, логике и анализу психологии толпы. Разбор пропажи, а потом — убийства молодой и красивой женщины Мари Роже (по уверению автора — на основе реального случая с Мэри Роджерс в Нью-Йорке) кабинетным гением Огюстом Дюпеном на основе изучения газетных вырезок с подробным изложением по каждому элементу события.

Повтор в целом не особенно сложного происшествия — пошла юная дама якобы к тётке (пирожков снести), а потом — исчезновение, обнаружение трупа со следами насилия, одежда изорвана, частью пропала, потом внезапно обнаружилась в недалёкой чаще. Плюс сомнительные свидетельские показания, и обнаружение прочих вещественных улик, типа лодки на реке без паруса и руля.

Тем не менее, следствие зашло в тупик, и только поэтому решили дать награду за раскрытие этого дела. С учётом того, что награду гений дедукции получил, интеллектуальный труд иногда бывает хорошо оплачен.

В целом, весьма поучительная история для разминки мозгов, для лёгкого чтения подходит не особо.

PS. Да, с финалом автор читателей «слегка кинул», кстати подобный прием — главное вскрыть, а остальное — «доработать по месту напильником» — будет успешно практиковать сэр А.К. Дойль.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Преждевременное погребение»

URRRiy, 5 февраля 2023 г. 04:08

Классика готической прозы, действительно раскрывает один из самых «ступорно — остолбеневающих» страхов современников писателя — быть захороненными заживо. Очень грамотно разворачивается интрига сюжета, с проведением примеров мнимо умерших, кстати, один из эпизодов вовсю коррелирует с тезисом: «вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия». То есть По вовсю пропагандировал прогресс в медицинской науке и значение патологоанатомии.

Добавляет нужного автору читательского настроя и кошмарный сон рассказчика, и подводимые в качестве элементов сюжета придумки механического гроба с сигнальной системой.

В общем, мастерство писателя, который создал свою многоуровневую интригу в рамках небольшого рассказа, вызывает уважение. Отличный пример неустаревшего литературного произведения, рекомендую.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Чёрный кот»

URRRiy, 1 февраля 2023 г. 21:12

Отличный по литературному качеству рассказ. Мистика в рассказе приговоренного к смерти преступника плавно переходит в хоррор. При этом обыденная и легко представляемая ситуация — будни пьяницы, потом мучителя животного, а потом — убийцы, представлены очень наглядно, а сочувствие, которое невольно создаётся у читателя к несчастному Плутону и супруге падшего грешника вполне искреннее.

В общем как развязка, так и уровень изложения рассказа безусловно сделаны с вдохновением и талантом.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Трагическое положение. Коса времени»

Zombie 1st class, 26 декабря 2022 г. 12:57

Это сугубо пародийная вещь, конечно – которую стоит читать вместе с «Как писать рассказ для Блэквуда». Стилизация под определенный тип литературы, популярный в модных журналах того времени. Самое смешное, что автора этой пародии читают и знают до сих пор, а вот пародируемых им современников – навряд ли. Вряд ли кто-то внесет данный рассказ в число лучших творений По, но он определенно необычен для автора и заслуживает ознакомления.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Эдгар Аллан По «Чёрный кот»

Zombie 1st class, 26 декабря 2022 г. 12:54

Исповедь приговоренного преступника о его скатившейся под откос жизни и совершенных страшных злодеяниях. А началось все с нездорового пристрастия к спиртному и издевательств над безответным животным в приступах алкогольного делирия. Забавно, что я смотрел кучу киношных адаптаций этого классического рассказа, но непосредственно его не читал никогда. В каком-то смысле, одно из самых мрачных и жестоких произведений По, который был способен к саморефлексии, будучи сам подвержен долгое время пагубному влиянию алкогольной зависимости. При том, содержит одновременно мотивы из рассказов «Сердце-обличитель» (патологическая тяга героя к совершению злодейства и необычная улика, его выдавшая) и «Бочонок амонтильядо» (замуровывание в стену).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдгар Аллан По «Колодец и маятник»

Tullma, 19 ноября 2022 г. 00:29

Хороший атмосферный рассказ. 1808 год, испанская инквизиция, психологические и физические пытки, безнадежность и крысы, полчища крыс. Ужас. Удивительно то, что Антуан Лассаль реальный персонаж и он со своей армией действительно вошли в Толедо в этом году. Его Эдгар По рисует как спасителя. Хочу теперь почитать про испанскую инквизицию и действительно ли она лютовала в 1808 году.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Эдгар Аллан По «Ворон»

Walles, 7 октября 2022 г. 19:51

«Секрет стихотворению, равно как и удачно исполненной шутке, придает лишь слух того, кто слушает *...», — примерно с этих слов начинается предисловие Эдмунда Кларенса Стедмана к нью-йоркскому изданию «Ворона» 1884-го года. (Тот случай, когда не стоит сожалеть о том, что небольшое произведение занимает отдельную книгу -велика вероятность, что любое другое творение, будучи размещенным рядом, неминуемо поблекнет).... Меня же перечитать стихотворение сподвиг попавший под руку фильм Роджера Кормана 1963-го года по сценарию Ричарда Матесона (вот каково было и мастерство кинопродюсеров тех лет — сюжет поэмы аналогично растянут на целый фильм!). И, несмотря на чрезмерные кривляния Винсента Прайса (он явно старался переиграть в тот раз Питера Лорре и преклонного Бориса Карлоффа), видеоряд удался — особенно в сценах где появляется живая Птица... А чтоб было интереснее перечитывать, я вставил в найденный скан упомянутого старинного издания Harper & Brothers с иллюстрациями Густава Доре ** (от кончины По до его выхода отделяло тогда всего-то тридцать пять лет -меньше числа лет, прожитых поэтом из Балтимора...) перевод К. Бальмонта — параллельно английскому тексту. Кстати, малоизвестный факт (из того же предисловия Стедмана) — у стихотворения есть разные редакции, и книжная от журнальной отличается одиннадцатью (!) правками...

Мужчина, птица, и ... вместо живой женщины лишь призрачное воспоминание о ней — вот три компонента, и шедевр готов. И еще по поводу иллюстратора Доре — символично, что «Ворон» стал его последней работой — явно что-то с По у них было общее в подходе к работе и фантазии...

О влиянии «Ворона» на иные произведения массовой культуры тоже много всего сказано. И как тут соригинальничать, сказать что-то новое? Хотя вот, вспомнились строчки от некого эльфийца Рональда Падавоны. И если это не влияние По, то чье же?

«Ад и пламя впереди горят

Доступно стало мне, что будет после.

Часы идут, пока я зряч

Мой смех затих навеки

Never more...» (©) R.Dio & Walles.

* Явно с Вильяма Шекспира содрали.

** А вот русскоязычного аналога такому изданию — чтоб был только «Ворон», и только с Доре, без «винегрета» из надерганных отовсюду картинок, похоже что и нет. Не считая «подарочных» штучных экземпляров по восемьдесят тысяч рублей...

Итого: тот случай, когда растекаться в дифирамбах совершенно излишне, все уже давно сказано.

Оценка: 10
– [  -4  ] +

Эдгар Аллан По «Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»

vl690001x, 25 сентября 2022 г. 14:43

Чрезвычайно интересный рассказ, читая который, живо представляешь себе... нашу страну, Россию.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Эдгар Аллан По «Ворон»

cherrybella, 30 июня 2022 г. 16:55

Я совсем не поклонница поэзии, я очень далека от неё – больше предпочитаю прозу, особенно длинные и увесистые романы. Но великий Эдгар Аллан По – это один из немногих, для кого я делаю исключение.

Восхитительное произведение, произведение искусства; не побоюсь сказать этого слова, – шедевр. По моему мнению, это вообще лучшее стихотворение в мире. Оно такое мрачное, драматическое и готическое... «Ворон» пропитан тоскливой и печальной атмосферой, но при этом он невероятно красив и эстетичен.

Мне сложно выразить словами свою любовь к этому стихотворению. Скажу только: его следует читать в оригинале, чтобы как можно более точно прочувствовать рефрен и игру слов. Даже если не знаете английский – можете сверяться с переводами, но я очень рекомендую, если хотите проникнуться «Вороном», ознакомиться именно с оригиналом. Ещё я очень советую прочитать поразительное эссе По «Философия творчества», в котором он подробно рассказывает о процессе создания «Ворона», буквально расставляет всё по полочкам. Честно, По – гений.

Quoth the Raven “Nevermore”...

Оценка: 10
⇑ Наверх