Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Йена Пирса (Iain Pears)

Отзывы (всего: 16 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Йен Пирс «Перст указующий»

verydevilear, 2 января 13:03

Одна из лучших книг не только за этот год, а вообще. Очень размеренный, степенный роман, поначалу кажущийся скучным, но потом вовлекающий в круговорот лжи и недомолвок, коими нас потчуют персонажи, заставляющий сомневаться в каждом описанном случае, в каждом произнесенном слове, выстраивающий, а затем рушащий картину происходящего. Четыре раза.

Первая часть, каюсь, показалась мне очень нудной. Конечно, тут было убийство, но уже в самом конце, к тому же главный герой вовсе не располагал к себе, он постоянно отвлекался на какие-то лишние детали, ругал Англию, фантазировал о том, что сейчас нам всем кажется очевидным, рассказывал как человеческая кровь переносит животворящую господню силу и пил мочу пациентов. И описано это все не так весело, как у Стивенсона в его «Ртути», а прям аутентично так, занудно. Читал ее через силу, только потому что было больше нечего. Но потом первая нужная часть кончилась, началась задорно-мистическая вторая, потом шпионско-триллерная третья, и зашлифовала уже все это меланхоличная четвертая, где все сестры получили свои серьги, паззл сошелся. Рассказывать что-либо о последующих частях книги — только портить удовольствие будущим читателям, поэтому говорить ничего не буду. Лишь самую малость без спойлеров.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нет, конечно, пространные рассуждения и философия (иногда подспудная, иногда явная) будут иметь место. Но так же поочередно на первый план будут выступать политика, много политики, триллер, немного любви и даже религиозное откровение, которое весьма и весьма меня удивило сначала своим наличием, а затем и вовсе масштабом. Читатель побывает в шкуре шпионов, убийц и благородных мужей и негодяев. И с каждым твистом (а их тут вагон и маленькая тележка) будут меняться впечатления об этих самых «шкурах». Благородный дон через секунды может оказаться подлым мерзавцем, а убийца — почти святым человеком. К тому же, очень здорово вышло, что я закончил читать книгу как раз к новогодне-рождественским праздникам — очень символично получилось.

Итого. Это было по-настоящему круто, без скидок и преувеличений. Очень круто. Прошло уже болше недели, а я до сих пор под впечатлением. Теперь боюсь трогать другие книги этого автора. Такое пишется раз в жизни.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Йен Пирс «Загадка Рафаэля»

kagury, 30 ноября 2023 г. 15:59

Йен Пирс довольно давно был у меня в планах, его обычно хвалят и относят к интеллектуальным авторам. Пару раз я бралась читать «Перст указующий» (купленный тыщу лет назад), но так ни разу и не смогла пробраться сквозь занудное начало. А тут мне попадась относительно небольшая его книжка, обещающая приятный искусствоведческий детектив. Почему бы и нет?

Начало было неплохим. Некий английский студент под покровом ночи проникает в одну из старых римских церквей, чтобы посмотреть на висящую там картину. Его отлавливают полицейские, как еще одного туриста, решившего сэкономить на ночлеге в дорогом отеле. Но оказывается, что все не так просто. Картина третьестепенного художника предположительно скрывает под собой полотно Рафаэля.

Из этого сюжета можно было бы сделать что-нибудь изящное и эффектное, если уж не в детективной интриге, то хотя бы, раскрывая темные стороны музейного бизнеса. Но увы. Детектив вял и скучен, закулисная сторона работы искусствоведов не радует никакой новой информацией, итальянские имена путаются в голове, так как их обладатели напрочь лишены не только характеров, но и хоть каких-то отличительных признаков.

Ко всему этому, расследование ведет некий полицейский, которого почему-то называют генерал (когда это генералы снисходили до оперативной работы), его помощница Флавия, которая вообще не работает в полиции, о чем не забывает регулярно напоминать всем и каждому, а также упомянутый выше «студент» 28 лет от роду. Такой себе студент.

Возможно, беспомощность сюжета могла бы хоть немного скрасить сочная итальянская атмосфера (я не люблю Италию, но тем не менее), но даже этого нет. Что Рим, что Лондон – абсолютно одинаковые.

Из всей книги запоминается только пара искорок иронии вроде: «К тому времени, как Аргайл уложил Флавию на диване, она уже крепко спала. Во всяком случае, должна была спать, поскольку не проронила ни звука, когда он уронил ее на лестнице».

И еще. Студент убегает от потенциального убийцы по лестнице церкви вверх (что само по себе лишено логики) и его настигает красота итальянского пейзажа:

«Аргайл продолжал плестись, упорно переставляя ноги. В другое время он непременно залюбовался бы великолепным видом, открывающимся со смотровой площадки, но даже сейчас, привалившись к стене и закашлявшись при первом же глотке свежего ночного воздуха, он подумал, что отсюда Сиена кажется сказочным городом. Яркий месяц заливал призрачным светом опрокинутый купол площади Кампо и средневековые здания, бликовал на мраморных плитах, из которых была сложена башня главного собора». Самое время.

В общем, неинтересно, нелепо и бесцветно.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Йен Пирс «Падение Стоуна»

majj-s, 3 мая 2020 г. 10:53

КАПИТАЛ И МИДАС

...Пару месяцев назад я прочел книгу Карла Маркса о капитале. Он первым понял сложность капитала и его тонкости. Его описания — это хвала влюбленного его возлюбленной, но, описав ее красоту и чувственность ее власти, он отворачивается от ее объятий и настаивает, что его любимую необходимо уничтожить...

Искусствовед Йен Пирс умеет насытить свою прозу мифологическими аллюзиями. Они легко берутся подсознанием, будучи архетипами в океане коллективного бессознательного, откуда черпаем, не задумываясь, и вода принимает форму содержащего ее сосуда. Помните легенду о царе Мидасе, наделенном даром обращать в золото все, к чему прикоснется? А помните другую, согласно которой у него были ослиные уши? Но то мифология, одноименный исторический персонаж, славен был огромным богатством. Тем, что делал богатые пожертвования. Что перебил сограждан и сделался тираном.

«Падение Стоуна» можно трактовать как историю Мидаса. В том числе, как ее, это не единственный возможный метод интерпретации, но действенный и удобный. Смотрите, такая история: Англия начала прошлого века, погибает финансовый гений, странно и глупо — упав из окна собственного особняка на заостренные колья чугунной ограды. Безутешная вдова нанимает молодого криминального репортера, дабы выяснить — нет, не обстоятельства смерти, тут ни у кого не возникает сомнений — найти ребенка, упомянутого в завещании. Дело в том, что совсем незадолго до смерти, Стоун, он же лорд Рейвенсклифф, изменил завещание, вписав в него внебрачного ребенка.

Ни о матери, ни о возрасте, поле, обстоятельствах зачатия и рождения ничего не говорится. Но без выполнения этого пункта, завещание не может вступить в законную силу. За тем леди и нанимает Мэтью Бреддока, буквально: пойди туда, не знаю куда, разыщи то, не знаю что. Платит, впрочем, хорошо, а намеки чуть лучше осведомленных людей, что добром это не кончится, парень предпочитает игнорировать. Тем более, очень скоро гранд-дама превратится для него из нанимательницы в предмет обожания. Ничего, что леди на двадцать лет старше, она божественно хороша, а любви все возрасты покорны.

С расследованием Метью мы окунемся в детектив немного в честертоновском духе, и в бытописание — отчасти в диккенсовом. Переживем эйфорию и муки ревности любовного романа, восхитимся размахом созидательного труда в производственном, ощутим холодок под ложечкой криминального, нескучно погрузимся в пучины экономических исследований, испытаем глобальное прозрение относительно подлинных причин Первой Мировой с политическим триллером. Чтобы, оставив героя рассказчика, переместиться во времени на двадцать лет назад, в Париж конца XIX века, где Стоун знакомится с будущей супругой, и узнать предысторию.

Теперь это будет шпионский роман и авантюрная история куртизанки. Нам откроются основы экономического шпионажа (прямая зависимость боеготовности флота от поставок угля, например) и перестанет быть тайной тотальная вовлеченность дипломатических работников в разведдеятельность. Коррупция на всех уровнях и этапах, как залог бесперебойной работы отлаженного механизма политэкономии — и похищенные дневники. История девушки, которая стремилась с самого низа наверх и преуспела, умело используя природные данные, к несчастью, не миновав криминала.

Удивительным образом, обилие сведений из самых разных сфер не создает впечатления солянки сборной. Роман с крепко сбитым сюжетом. Многословный и богатый на подробности, но не скучный и не раздражающий. Который делает очередной отъезд на двадцать лет назад во времени, передавая эстафету повествования третьему рассказчику, самому почившему лорду Рейвенсклиффу. И эта часть, посвященная революционным научным изобретениям, патентному праву, а также... психическим отклонениям — окажется самой интересной, А главное, распутает все узлы.

Не говорите о боге из машины и рояле в кустах. Традиция ввергать героев в такого рода коллизии берет начало от «Эдипа царя», распутал — и молодец. Кстати же, вторая легенда Мидаса об ослиных ушах нашла удачное отражение. Равно как и та часть сведений о подлинном историческом Мидасе, который перебил граждан. Кто выпускает военные корабли и оснащает их торпедами, того никакая благотворительность не отмоет.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Йен Пирс «Падение Стоуна»

Изенгрим, 19 июля 2019 г. 10:44

В первую очередь стоит сказать за перевод. Он в книге хромает довольно сильно: перлы вроде «мои мысли перебились», «прийти на память», «небольшой паштет» попадаются почти на каждой странице, как будто пара толмачей даже не пыталась найти истинно адекватный (и по смыслу, и по стилю) аналог английского выражения, а хваталась за первый более-менее годный. «Ужасно и потенциально выгодно», «большой и хорошо разбитый сад» «храброе лицо» — ощущение, что переводчики боялись хоть на йоту изменить жесткую структуру английского предложения, громоздя в результате конструкции, для русского языка непривычные. Мне вообще кажется, что Гурова и Комаринец и русский-то знают со словарем, они его просто не чувствуют, не слышат, каким зачастую покалеченным он звучит в этом романе.

Эпоха и нравы восстановлены более-менее убедительно, но довольно поверхностно. Слишком мало деталей там, где надо, и многовато — где не надо, да и атмосфера подкачала — не чувствуется и все тут. Роман вообще сюжетно, стилистически и фактически поверхностный — попсовый, в общем, хотя кажется, что если бы та же история была рассказан более талантливым автором, она бы могла заинтересовать меня сильнее.

В целом это даже хуже, чем Алиенист Калеба Карра: там хотя бы были отлично нарисованные декорации, и великолепно переданный дух эпохи, а вот совершенно не интересный сюжет и какие-то плоские персонажи с вымученными интеракциями совпадают. Все герои созданы по шаблонам столетней давности, думают свои маленькие шаблонные мысли, полагая себя оригинальными, и ваяют свои маленькие шаблонные делишки, возводимые автором на пьедестал шедевров.

Супружеская пара, прошлое которой расследует главный герой, выглядит абсолютно нереальной. Автор накрутил вокруг них столько противоположных параграфов, что они похожи на оскароносных актеров, шизофреников и гениев разведки одновременно. Для современности такая пара еще могла бы быть реальной — пусть и с допущениями, для столетней давности — просто невозможно. Персонаж из названия — покойный Стоун — настолько гениальный, прогрессивный и выдающийся, что временами кажется, что он сам лично придумал капитализм.

Интересно, что книга состоит из рассказов трех участников и дает объемную картинку. Точнее, могла бы дать, если б Йен Пирс контролировал свой рассказ, а не пытался запрячь в одну колесницу коня болливудских фантазий и трепетную лань исторического парадетектива.

Диалоги настолько правильные, что кажется, будто персонажи перед разговором тщательно зубрили текст, чтоб не дай бог где ошибку сделать и не сказать что-нибудь спроста. В результате все говорят одинаково, и речь уличного мальчишки ничем не отличается от речи светской дамы, а криминального журналиста — от экономического шпиона. Разговоры скорее театральные, нежели хоть сколько-нибудь реалистичные.

Кажется, что роман написан с целью показать, как зарождалась банковско-финансовая система мира в том виде, как мы ее знаем, но сделано это несколько по-детски, с вылезшими белыми нитками и наляпанным повсюду клеем. Множество мелких, но от этого не менее стремных ошибок. Например, фраза «клиент всегда прав» появилась только в 1909, раньше никому бы даже в голову не пришло бы такое сказать; никакого Банка Москвы до развала Союза не существовало и т.п и т.д.

Книга обладает значительным потенциалом, но из-за посредственного перевода и неглубокого нарратива он так и остается не использованным, если не сказать — испоганенным. Это, конечно, самая натуральная мылодрама, только немного замаскированная под что-то более интеллигентное, и герои ведут себя по всем мелодраматическим законам латиноамериканских сериалов конца прошлого столетия.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Йен Пирс «Перст указующий»

CharlieSmith, 3 марта 2019 г. 16:08

События романа происходят в средневековом Лондоне, преимущественно в районе Оксфорда.

Роман построен, как чтение мемуаров доктора (Антони) Вуда, в которой он ссылается на мемуары, записки, манускрипты трех других персонажей: венецианца Марко да Кола, врачующего явно без необходимого образования и опыта, участвующего в медицинских опытах, а на самом деле имевшего и реализовавшего куда более серьезную цель (Вопрос первоочередности); Джека Прескотта, разыскивающего документы, доказывающие невиновность в преступлении (предательстве) своего отца Джеймса Прескотта (Великое доверие); Джона Уоллиса, профессора геометрии в Оксфордском университете, талантливого криптографа, злобного, подозрительного «инквизитора», занимающегося в основном почему-то заговорами (в том числе, по его мнению, Марко да Кола), выслеживанием врагов короля и веры (Тайнопись соучастия); Антони Вуд, историк, раскритиковавший (надо сказать, справедливо) вышеупомянутые мемуары, записки, манускрипты остальных, давший куда более справедливую нелицеприятную оценку самим … вышеперечисленным «писателям», не идеальный сам (прежде всего в отношении с Сарой Бланди), хотя и вызывающий у меня симпатию (Перст указующий), оценивающие себя, как знать…люди благородного происхождения. Наверное, это чрезвычайно скупые характеристики, данные этих персонажей.

Упомянутые истории, мемуары, записки, манускрипты касаются приблизительно одного времени. В них авторы описывают свои и других действия, оценку характеристик и черт других героев, событий, зачастую противоречивых, несправедливых, неверных. И вот эти все герои общаются, просят, соглашаются или отказывают в удовлетворении просьб, пишут, говорят, спорят, угрожают, злословят, лжесвидетельствуют, …конечно кроме Вуда… Персонажи романа, как вымышленные (Джек Прескотт, Сара Бланди и др.), так и являющиеся известными историческими: Генри Беннет, Эдуард Гайд, граф Кларендонский (Кларендон), Джордж Дигби, Король Карл II, Ричард Кромвель, Джон Локк, Роберт Бойль, Кристофер Рен и прочие. Собственно, перечень героев и упоминаемых персонажей, равно как и хронология действительных событий 1625-1688 годов, приведены в конце книги. И, наконец, доходящее до убийств и войн соседство религий Римской католической церкви, Англиканской и Пресвитерианской церквей. Тайные заговоры, убийства, переговоры, отказ «подчиняться» церковникам, будучи помазанником божьим, гонения, религиозные войны, свержения, жалования и опалы, казни, неуемная коррупция, и, наоборот, тайное намерение перейти в лоно католической церкви… Вот такая атмосфера…

Постоянные соревновательное цитирование персонажами мыслей, отрывков из религиозных трактатов…

Первые 50 страниц прочитал с удовольствием. Эдакое средневековое «расшаркивание»… в условиях чудовищной грязи и нищеты, даже указанных персонажей… А потом надоели эти записки персонажей, отличающиеся друг от друга собственным мнением, выспренностью… И я готов был уже проклясть этот роман (чтение которого обязано подарку племянницы)… Но последние 50 страниц изменили, как мои чувства, ощущения, мысли, так и оценку романа…

Я не буду говорить кто, но один из персонажей …оказывается пророком, проповедующим, несправедливо обвиненным в убийстве, хотя и признавшим вину, казненным, чудесным образом воскресшим и… Невероятно похожая на историю Христа. Собственно автор речами и мыслями Вуда прямо об этом говорит… И что будут вечно появляться пророки, проповедовать, подвергаться злословию, зависти, ненависти, обвиняться, подвергаться казни и … воскресать…

Только вот хочется задать вопрос: «А каков замысел автора?». Историческое повествование религиозно-политических тайн? Лечении больных такими лекарствами, как высушенный собачий кал, естественнонаучных изысканий, опытов и открытий (переливание крови, заключение договоров об использовании тела, органов после казни)? Историко-уголовный детектив? Не о чем говорить! Самопожертвование? В некоторой степени… Немного смелости, честности, порядочности… Проповедь? Наверно… Но все это можно было изложить не на 600 стр., а …на 200…

Не.. Планировал, но не могу больше писать, перебирая сотню закладок…

6,7 первые 550 страниц, 8 — 50 страниц правдивое описание истории, мотивов, поступков, мыслей и слов пророка, обстоятельств осуждения и казни, мотивов и поступков героев. Итого 7,4… Ну не могу я никак поставить 8 этому произведению…IMHO…

Оценка: 7
– [  13  ] +

Йен Пирс «Сон Сципиона»

kerigma, 15 ноября 2016 г. 21:20

Очень интересный по структуре роман, состоящий из трех переплетающихся линий: галльского аристократа времен заката Римской империи, французского поэта времен Авиньонского пленения пап и французского историка, живущего в первой половине 20 века и захватившего, соответственно, и Первую, и Вторую мировые войны. Галльский аристократ Манлий Гиппоман пишет на досуге философский трактат, называющийся «Сном Сципиона» — спустя много веков его найдет и будет пытаться изучать непутевый поэт Оливье Нуайен. А еще спустя много веков их обоих уже будет изучать наш современник.

На протяжении всего текста главы, посвященные всем троим, переплетаются, и истории жизни героев развиваются, можно сказать, параллельно — с поправкой на существенную разницу в возрасте смерти, правда. Здесь, конечно, таится очевидная опасность: смешение героев, но Пирс отлично справился со своей задачей. Они совершенно разные, и при этом у них много неожиданно сходных черт. Одна, впрочем, является основной: приверженность культуре в самом широком и возвышенном смысле этого слова, почитание ее за величайшую ценность и попытки сохранить в то время, когда, кажется, все рушится. Окраинам Римской империи угрожают варвары, на улицах Авиньона 14 века равно бушуют чума и чернь, во Франции века 20 — немцы. Все, что для героев дорого, рассыпается на глазах и, кажется, кроме них никто не озабочен особо сохранением этого — больше преследуют свои шкурные интересы или просто пытаются спасти свою жизнь.

Помимо культуры, у каждого из трех героев есть еще одна ценность, столь же не взаимная в плане счастья — любовь. Даже притом, что та самая волшебная женщина к герою и не равнодушна — но все равно отношения в ней не приносят того комфорта взаимной любви, а лишь прустовские мучения. Притом, что избранницы у всех различаются еще больше, чем сами герои, и троих дам уж, пожалуй, кроме любви героев к ним не объединяет ничего — разве что очень тонко проведенные исторические параллели.

История развивается в разных веках, но в одном месте географически — Авиньон и окрестности, поэтому каждый последующий герой может найти буквально материальные остатки жизни своего предшественника (прежде всего, конечно, копию рукописи Манлия, потом — заброшенную часовню, построенную при Оливье). В этом плане роман — такой маленький рай для тех, кого трогает археологическая романтика; мысль о том, что много веков назад на том же самом месте реальный человек, о котором ты читал в книгах, был, воевал, молился.

В целом, несмотря на очень широкую и качественную историческую проработку (с этой точки зрения ужасно интересно) текст очень прустовский в плане описания эмоций и мыслей героев. Несмотря на обилие событий и широкий временной разбег эмоциональная часть преобладает над всем, и текст воспринимается не как история, рассказанная со стороны, а именно как выстраданное каждым из героев настоящее. За каждого из троих переживаешь по-своему, хотя умом я симпатизирую, пожалуй, только галльскому аристократу, ради спокойствия своего мира ставшему христианским епископом.

В возрасте героев тоже есть, собственно, некоторая символичность. Несмотря на то, что мы последовательно переживаем детство, юность и зрелость каждого (кто до скольки дожил), в итоговом восприятии Манлий остается пожилым умудренным человеком, Оливье — юнцом и Жульен — человеком средних лет. С другой стороны, по тексту можно провести много значимых параллелей, иногда полных, иногда — нет. Каждый из троих героев, кстати, в определенный момент оказывается перед выбором: чтобы спасти свою любовь, им нужно рискнуть собой и всем, что им дорого. Двое выбирают одно, третий — другое. Вопрос моральной оценки правильности выбора, конечно, исключительно частный, но я опять же голосую за Манлия — и не могу взять в толк, почему его выбор в итоге осуждается его же женщиной, когда она сама его именно этому и научила. Так же распределяются и их характеры: Манлий — человек жесткий и умный, Оливье — порывистый, а Жульен — скорее, ни то, ни другое, просто обычный, не слишком уверенный, но и не слишком пассивный человек. Двое ломаются и гибнут под гнетом чудовищных обстоятельств, третий прогибает обстоятельства под себя, принеся для этого в жертву то, что было, по сути, его «человеческой» частью жизни «ради общего блага».

Очень важное и, пожалуй, основное достоинство для такого рода романов: он очень качественно сделал с точки зрения исторического и культурного контекста. В нем нет никаких глупых и очевидных оплошностей, ни в общем, ни в частном. С одной стороны, автор отлично проработал фактаж, с другой стороны, этой работы и усилий в тексте не видно, что свидетельствует в его пользу. Но дело даже не в фактаже, а в общем впечатлении, которое остается от каждого витка истории: ощущение исторической верности не фактов, а поведения и мыслей героев в их временном контексте — а на этом проваливаются часто даже те, кому удается справиться с фактами. В общем, роман смогут без ужаса и с удовольствием читать люди, которые не от меня только что узнали про Авиньонское пленение))

И все же текст очень лиричный. В нем нет никакой загадки, тайны, внезапного поворота, который нельзя было бы предсказать страниц за 50 — просто три жизни в непростые эпохи. Текст из тех, что читаются ради удовольствия в процессе, а не сколь-либо выдающегося финала, потому что по сути эта история трех жизней, а финал всех жизней всегда один, и довольно грустный, вне зависимости от того, сумел ли герой добиться желаемого или нет.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Йен Пирс «Перст указующий»

Shoezqt, 16 ноября 2015 г. 13:08

Лично мне не понравилась. Буквально заставлял себя читать это...

Видимо причина в том, что я больше поклонник фантастики более-менее динамичной, а здесь оооооочень много воды

Оценка: 2
– [  16  ] +

Йен Пирс «Перст указующий»

Ev.Genia, 2 апреля 2015 г. 15:12

Об этой книге мне говорили давно и даже, можно сказать, настоятельно рекомендовали её прочесть. Я всё понимаю, что есть читатели, которые найдут в ней своё очарование и придут в полный восторг от прочитанного. Но я с ней не совпала.

Для получения удовольствия от чтения не обязательно должен присутствовать драйв и экшн. Я люблю вдумчивые и неторопливые рассказы с экскурсами, с загадками. Но у этой неторопливости есть предел. Чтение этой книги оказалось очень и очень непростым делом. В данном случае многословие, пространные описания, долгие отклонения в историю, что естественно, наводили скуку и не раз возникало желание закрыть книгу навсегда. Но обещание её прочесть удерживало и, добравшись до самого конца я, всё ж таки, не жалею, что её прочла, хотя высоко оценить эту книгу не могу.

Я отдаю должное Автору за его труд и способность так здорово передать характеры персонажей, согласно времени и месту в истории. Этот роман полон сюрпризов и лжи, а от некоторых персонажей буквально воротит с души, мне никто не был симпатичен – были те, кого было просто жаль.

Роман представляет собой одну историю, обыгранную и представленную совершенно разными людьми, принадлежащими к разным слоям общества. Абсолютно здорово, как одни и те же участники событий предстают в разном свете, когда о них рассказывают разные люди, согласно имеющейся у них информации, согласно собственному вкладу в развитие событий, согласно необходимости обезопасить себя, согласно своим представлениям и желаниям, согласно недосказанности и заинтересованности и прочему – Автор изрядно запутывает читателя. Но в результате верить или не верить рассказчикам он однозначно предлагает самому читателю, ведь каждый из них вроде бы убедителен, но их поступки и намерения в корне не позволяют им доверять и ставят под сомнение их рассказ. Я решила никому не верить, пока не прочту четвёртую часть. Первый рассказчик вызвал множество вопросов своей неоднозначностью и непохожестью – он иностранец, оказавшийся среди незнакомых людей. Второй – с первых слов казалось, что это жертва обстоятельств, но в действительности он первостатейный мерзавец, как и его фанатичный папаша. Третьего я реально возненавидела – мерзкий, хитрый, ядовитый паук, для которого не существует никого и ничего, кроме его недюженного ума, цинизма и жажды контроля. И когда я утомлённая, изрядно измученная чтением, объёмными описаниями, цитатами из Библии, насытившаяся кознями, россказнями и ложью готова была сдаться, появляется четвёртый рассказчик и реально спасает книгу. Но эта воссозданная картина не доставит радости, хотя удовлетворение, в общем то, будет. Всё окажется просто и сложно одновременно. Хотя прорицательство и святость мне ещё больше помешали проникнуться, но видимо этим Автор хоть таким образом подчеркнул значимость женщины, потому что ничего ей не было дано в том мире.

Книга насыщена событиями – научные, философские, политические, религиозные размышления и споры, а также медицинские опыты, картинки жизни и быта, воссоздающие облик Англии конца 17 века – Автор всему подробно уделяет внимание. Она пестрит реальными историческими личностями, а также событиями, имевшими место быть в прошлом – где–то они представлены открыто, где-то Автор умело завуалировал под созданную им историю.

В итоге, книга конечно будет интересна и знатокам истории, и любителям интеллектуальных загадок, и тем, кто способен вынести пространственность, глубину и многословность повествования. Мне же как не была интересна книга, её постороение и всё, что загадал Автор, было скучно и утомительно её читать.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Йен Пирс «Перст указующий»

Anahitta, 30 марта 2015 г. 13:36

Невероятно скучная книга. Хотя замысел интересный и необычный, исполнение мастерское. Но вот что касается исполнения, то этот тот случай, когда недостатки оказываются продолжением достоинств. Четыре части, четыре рукописи, написанные разными людьми показывающие одни и те же события под своим углом зрения. Стилизация под язык и манеру письма 17 века великолепна. Очень пространные велеречивые описания с длинными морализаторскими рассуждениями. Читателю 21 века очень трудно это воспринимать.

Это детектив с политической подоплекой, ибо в событиях оказываются косвенно замешаны государственные деятели той смутной эпохи первых лет реставрации монархии в Англии. Психологизм глубочайший – глубину проникновения в души некоторых персонажей можно сравнить с анатомированием, которое производит в романе компания врачей.

Итак, четыре человека, каждый излагает свою версию событий. У каждого своя правда. Каждый оправдывает свои поступки, взгляды и моральные принципы. Каждый как на ладони предстает перед читателем. Причем второй и третий рассказчики были так отвратительны, что хотелось бросить чтение и из-за них тоже, не только из-за длиннот.

Первый – добродушный венецианец, во многих вещах наивный и недалекий. Второй – молодой англичанин, агрессивный, оправдывающий свои неблаговидные поступки дьявольскими наваждениями. Он упорствует в намерении снять со своего отца обвинения в предательстве, которые видятся абсолютно заслуженными для всех, включая читателя. Третий – шифровальщик и тайный агент, который во всех видит только худшее, подозревает каждого и измышляет для своих подозрений доказательства, бесспорные только для него. Четвертый – молодой историк, это история страстной любви к девушке, стоящей на более низкой социальной ступени. Именно в этой четвертой части находят разрешение все загадки, в том числе и имя убийцы. Именно здесь выясняется, что один из рассказчиков допустил в своей рукописи сознательные умолчания и фальсификации. И именно здесь открывается подлинный финал истории. Именно четвертая часть подняла оценку книги на балл – благодаря неожиданным поворотам сюжета и изящно сошедшейся головоломке.

В общем, эту книгу стоит читать, если вы никуда не спешите, если вы способны вытерпеть пространные рассуждения о религии, морали и политике в духе неторопливого 17 века, а также не имеете ничего против натуралистических описаний врачебных анатомических опытов.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Йен Пирс «Перст указующий»

Шербетун, 24 декабря 2014 г. 17:40

Захватывающая, завораживающая книга, полная интриг и обмана. «Перст указующий» нельзя назвать легким чтивом и вряд ли книга понравится любителям динамичных детективов. Это не просто исторический детектив, это отличный непредсказуемый интеллектуальный эпистолярный детектив, ма′стерская головоломка, хранящая множество сюрпризов, дающая возможность насладиться процессом поиска отгадок, постепенно показывающихся из сумрака, словно ножка кокетливой девицы из-под платья. И лишь прочитав этот нестандартный роман понимаешь, что ларчик просто открывался.

"…самое очевидное обычно и есть правда».

Маэстро-автор совершенно незаметно водил меня за нос вокруг ответа. И мне это чертовски понравилось.

Роман представляет собой одну историю, обыгранную в четырех плоскостях совершенно разными людьми, принадлежащими к разным слоям общества, и при этом каждый типаж дополняет собой остальных (и ведь веришь каждому, оставляя подозрениям лишь небольшую лазейку). Только вместе они создают целостную красочную картину, только в сопоставлении они подчеркивают характерные черты друг друга, — кто-то омерзителен, кто-то симпатичен, и адская смесь характеров героев рождает потрясающее полотно английского социума 17 века.

Весьма интересно описаны первые опыты в трансфузиологии, анатомические изыскания, «вульгарное занятие» — искусство расшифровки тайнописи, коллизии законодательства того времени, политические и религиозные столкновения и заговоры,.. Изюминок в этом английском пудинге хватает.

Здесь не только преследуешь таинственного убийцу, читая книгу, но и ищешь ответы на множество вопросов политики, религии, медицины, страстей, истины, разума... Задумываешься о собственном окружении, переосмысливаешь свою роль в существующем миропорядке.

Книга достойна восхищения. Для меня она стала изумительно вкусным лакомством. До сих пор не отпускает ощущение, что я прокатилась на машине времени, настолько все ярко и достоверно описывает автор.

Огромная благодарность переводчику за красивую работу!

Советую перед чтением «Перста указующего» познакомиться с произведениями Томаса Гоббса и Фрэнсиса Бэкона, так будет намного легче и интереснее погружаться в мир романа Йена Пирса.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Йен Пирс «Падение Стоуна»

Кунгурцев, 26 августа 2014 г. 08:35

Исторический детектив известного английского писателя. В чём-то напоминает его самый знаменитый роман «Перст указующий». Есть три истории, рассказанные тремя персонажами. Но если в «Персте указующем» с разных точек зрения рассказывалось об одних и тех же событиях, то здесь рассказаны три истории, происходившие в разное время и разных местах – в Лондоне, в 1909, в Париже, в 1890 и в Венеции, в 1867. Как водится в романах, в финале все истории будут сведены воедино.

Первая часть, написанная от имени репортёра начала XX века, куда живей и интрига сразу начинается. А вот две последующие части, где действие происходит в XIX веке соответственно стилизованы под тогдашние романы и весьма затянуты. Герои ещё успевают вкратце поведать о своих детстве и юности, прежде, чем приступить к делу, да и о чём собственно дело будет далеко не сразу становится понятно.

В общем написано увлекательно, интрига закручена хорошо. Кроме того автор устами своих героев делится соображениями о роли капитала, спецслужб и политиков (и есть о чём поспорить). Но вот развязка несколько разочаровала. Перестарался автор, как на мой вкус. Рязановские «ботиночки» вспомнились, хотя аналогия не совсем прямая.

И таки заметно, что автор искусствовед, а не историк. Ляпает иногда на ровном месте. Ну где, к примеру, он взял «более чем вековую оккупацию» Венеции? Да и «эстонские националисты» в 1890 не водились ещё, во всяком случае такие, которых бы в Париже убивать понадобилось.

Но при всех недостатках книга будет куда получше большинства того, что издаётся под маркой «исторического детектива».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Йен Пирс «Джонатан Аргайл»

prouste, 3 мая 2013 г. 15:06

Ладно бы, что персонажи цикла Пирса малоэмоциональные, неинтересные и предсказуемые, что интрига нехитра и второго дна в вяловатых детективах нет и в помине. Но вот не выжать из среди искусствоведения Италии ничего вкусного, цепляющего глаз — это надо постраться. Ни тебе каких-то специальных профессиональных деталей из мира реставраторов-антикваров, коллекционеров, ни эксцентричных типов, ни отсылок к биографиями итальянских гениев. Увы мне. Пара страниц нне понравившегося Бонфильоли, в которых эксцентричный фрик выддал на гору рассуждения о картинах, находящихся в комнатушке знакомого в плане имеенно умения красиво подать искусствоведческий шик стоит всех романов Пирса. Уж и не говорю о соответствующих страницах «Клуба Дюма» и «Фламандской доски» Переса- Реверте. Персонажи Пирса и в моральном плане не вполне себе доброкачественны, срденго достоинства чтение. У Пирса есть великий роман, пара похуже ( про сон Сципиона и недавнее падение Стоуна), а уж его «искусствоведческие» детективы находятся внизу турнирной таблицы.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Йен Пирс «Падение Стоуна»

prouste, 20 апреля 2013 г. 17:37

Готов присоединиться к отзывам, размещенным на обороте, в части того, что роман элегантный и старомодный. Читается не без интереса. Пирс решил повторить старый трюк с принесшим ему успехом «Перстом указующим», разделив канву среди трех расска-чиков, каждый из которых, надо отметить, яркой индивидуальностью не отличается. Структурно использованы аналогичные ходы вплоть до шпиона как одного из рассказчиков, отвлекающей тайны ( здесь — в виде якобы загадки смерти Стоуна) и сильной женщины как центрального образа. Композиционная вторичность «Стоуна» имела бы подчиненное значение, найди автор столь же сильный ход, как в четвертой части «Перста», когда последние ( фактически урод и потаскушка) стали первыми и рассказ влюбленного иным образом осветил довольно мрачную историю, сделав второстепенными эмоционально всю мышиную возню с тайным документом и совершенные мерзости во имя этого.

В «Падении « эмоционального маловато, зато многовато суперчеловеков — ту и сам Стоун и фаталь фемме, в создании которой собраны все штампы мировой литературы. Из грязи в князи, выросшая сиротка, любовь к чтению, прекрасные манеры, золотое сердце, никто не мог устоять и проч. Суперженщина сильно уступает бедной Саре, а сам Стоун не слишком интересен. Первые две части читались легче. Но когда дело дошло до Венеции с ее гнилостью, романом в таких же тонах и особенно до развязки, говорить о которой ну никак нельзя, я испытал сильнейшее разочарование. «Падение» — развлекательная литература с вполне себе закрученной интригой, тасовкой раассказчиков, однако попытки придать иное измерение за счет авторских суждений о природе империализма ( финансововго капитализма) меня совершенно не убедили, а история предотвращения краха Английского банка выдержана в духе Бориса Акунина. По мере чтения романа я Акунина вспоминал не раз, много общего в манере изложения, выстраивании сюжета и облегчении психологической мотивации героев. У Пирса в романе все они картонные.

Роман увлекательный,занятный, определенно не дэнбрауновского уровня, однако поставить именно эту оценку вынуждают два обстоятельства: структурная и организационная вторичность по отношению к «Персту», а также эмоциональная бесцветность, которую призван компенсировать очень неоднозначный финальный трюк, являющий некоторый перебор в части разумности в сторону мелодраматического эффекта. Второго дна не видно, но роман хотя и коммерческий, но определенно выше среднего уровня.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Йен Пирс «Последний суд»

SAG, 6 октября 2012 г. 21:56

После « Загадки Рафаэля» и « Комитета Тициана»- эта книга выглядит значительно бледнее. Да и отнести ее к арт- детективу можно условно. Да, вся интрига закручивается вокруг картины, малоизвестного художника, да и вообще роль картины- это просто место хранения компромметирующих документов. А вот сам детектив довольно интересен, хотя натяжки со спецслужбами лезут как белые нитки на черном пальто. Ну « на вкус и цвет». Хотя у Пирса, мне больше нравиться когда Аргайл лезет в прошлое и открывает загадки в жизни художников, к сожалению, в этом романе эта линия отсутствует и вся интрига- зачем убили, почему убили — человека купившего ворованную картину. А вся история, кто, когда ее купил, где она хранилась в годы войны и после. Вот разгадка этого и ведет к разгадке убийства.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Йен Пирс «Джонатан Аргайл»

Asiatic, 17 июля 2012 г. 11:11

Мой отзыв является рекламой, причем очень беззастенчивой и ,наверно, неуместной. Беззастенчивой,потому что целью написания является попытка привлечь внимание лаборантов к этому циклу и автору. А неуместной из-за отсутствия какой-либо связи с фантастикой. Увы, Й.Пирс мастер детективов , причем самой интересной и редкой направленности -искусствоведческой.

Й.Пирс британский историк и искусствовед получил известность не благодаря серьезному историческому роману «Перст указующий». Что несомненно его очень расстраивало. Но конкурентов в рамках исторического романа у него много (Эко У.,Грегори С.,Сэнсом Д.), а сам сюжет требует хорошего знания достаточно специфичных перипетий эпохи Кромвеля. Большой успех автору принесли не философия с историей, а достаточно незамысловатые истории про Д.Аргайла . Мало приспособленного к жизни торгового агента и представителя частных худ.галерей. Три-четыре персонажа, отсутствие стрельбы драк и крови, почти обязательных для современного бестселлера, очень простенькая любовная линия.. Описание работы итальянской полиции,вообще,близка к шаржу. В общем идеальное легкое и незамысловатое в сюжете чтение. Есть только одно достоинство, которое и делает серию значимой и заметной. Пирс пишет о преступлениях в мире искусств, а тема арт детектива в России,практически, отсутствует. Есть только «мода» на книги про артефакты: картины с тайными посланиями, рукописи хранящие чьи-то тайны и т.д. Но в подавляющем большинстве, шедевр лишь часть антуража. И язык не поворачивается, связывать такие сюжеты, с реальным миром покупки и продажи, созданий и краж произведений искусств. Именно это нам и предлагает Й.Пирс .

Очень простенькая, «приземленная», интрига (поиск картины Рафаэля, которая 200 лет назад была спрятана под полотном второразрядного художника, кража бюста работы Бернини, или смерть одного из составителей полного каталога работ Тициана) и продуманность сюжета — придает книгам реализм. Сами герои ведут себя естественно и обстоятельства их расследований вполне могли бы быть реальностью. Более того, в неких ситуациях, неблаговидные поступки основных персонажей, делают их более живыми и близкими читателю чем классический «непотопляемый герой без страха и упрека». Реализм дотошно соблюдается и в деталях, которые для меня и представляют основной интерес. Механизм работы аукционов Сотбис и Кристис, проблема легализации и составления «псевдоисторий» для краденых артефактов, кражи из музеев и коллекций, особенности творчества Джотто и Тициана...

Цикл не претендует на нечто более серьезное и основательное, чем развлекательное чтиво. Но уровень и качество делают его приятным и, отчасти, познавательным исключением в нескончаемом сером потоке детективов и триллеров.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Йен Пирс «Комитет Тициана»

SAG, 22 мая 2012 г. 17:30

Книгу можно поделить как бы на две части. Первая -это детективный сюжет, с убийствами, коррумпированными членами Тициановского комитета

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эта тема нопомнила недавно прошедшие скандалы с русскими экпертами подтверждающими авторство поддельных картин

Но детективная состовляющая очень натянута и как говориться « шита белыми нитками» Вот вторая часть сюжета понравилась. Автор ведет разговор о жизни и творчестве Тициана и предлагает свое версию одного из эпизодов из жизни великого художника и объясняет, словами своих героев, кого изобразил Тициан на своих полотнах в определенный момент жизни. Читая описание полотен или фресок, причем мало известных , так и хочется найти их изображение и взглянуть и на Виоланту де Модена и коварного Пьетро Луцци, да просто узнать действительно ли подобное происходило в судьбе Тициана или это просто фантазия автора.

Оценка: 8
⇑ Наверх