Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Владимира Баканова

Отзывы (всего: 22 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Владимир Баканов «Мы совершенно незаметны…»

netlgbun, 1 июля 18:39

Владимир Баканов с грустью констатирует падение качества современных переводов по сравнению с советским периодом. Конечно, и в советское время всесильная партийная цензура могла основательно испортить перевод — например, изменить название «1937» на «1935» во избежание ненужных ассоциаций, или вычеркнуть из брускинского перевода «Соляриса» целую главу с рассуждениями о Боге. Но литературное качество перевода у сложившейся русской школы было на уровне.

После гибели цензуры количество переводов для изголодавшегося по фантастике читателя сразу возросло на много порядков, что не замедлило трагически сказаться на их качестве. До сих пор не могу забыть фразу «Офицер, хотя и был в тунике Галактической Полиции, оказался женщиной» (слово «tunic», то есть «мундир», часто попадалось в разного рода триллерах и сразу выдавало доморощенных любителей). Баканов приводит многочисленные примеры аналогичных ляпов — «арка Ноаха» вместо «ковчег Ноя» (Noah's Ark), «мозаичный закон» вместо «закон Моисея» и т. п.

Но главную опасность Баканов видит даже не в откровенно безграмотных переводах, а в посредственных, к которым трудно придраться с позиций словаря.

Баканов приводит классический критерий качества перевода, который сформулировал ещё Корней Чуковский («Искусство перевода»): хороший, адекватный перевод должен произвести на русского читателя такое же эмоциональное впечатление, как на читателя оригинала, для чего должны быть тщательно продуманы лексикон и стиль перевода. «Забив место», неадекватные переводы могут навсегда испортить репутацию талантливых авторов среди русских читателей.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Антология «Человек, который дружил с электричеством»

omaksimov, 25 сентября 2023 г. 03:30

Очень неплохой сборник Американской фантастики 40-х — 50-х годов составленный известным переводчиком Бакановым. Все писатели — за исключением Шерреда — классики жанра. Но зато Шерред представлен очень сильным рассказом (одним из лучших в сборнике), так что Баканов правильно его включил. Возможно рассказы и не лучшие у писателей, но все достаточно интересные. Подборка очень разнообразная — Баканов явно пытался охватить все темы: путишествие во времени, контакт с инопланетянами, роботы. Особенно хочется отметить замечательные переводы. Многие рассказы были преведены самим Бакановым, среди превеодчиков остальных рассказов — Галь, Иорданский, Корженевский.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Владимир Баканов «Ирэн»

Тимолеонт, 26 июля 2020 г. 08:55

Я уж и не знаю, в чём смысл данного рассказа. Мораль — отшельник всегда должен оставаться отшельником, не поддаваясь ни на какие соблазны и искушения? Если да, то можно воспринять это как неплохую, хоть и странную историю. В ином случае получается какая-то бессмысленная муть из разряда претендующих на некий глубокий смысл.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Владимир Баканов «Ореховый торт с селёдочной начинкой»

Тимолеонт, 26 июля 2020 г. 08:17

Никогда не читал Ганна, но подобную тематику «мирного геноцида» через стерилизацию и неприятия полов тем или иным образом, видел уже раз пять и у наших писателей, и у зарубежных. Но этот рассказ, надо признать, получился достаточно убедительным — за пару страниц автор сообщил достаточно подробностей, чтобы поверить в своеобразную сюрреалистичную правдоподобность и проникнуться трагедией стерилизуемого мира.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Владимир Баканов «Чёрное чудовище»

Тимолеонт, 23 июля 2020 г. 17:38

Грустная история несчастной женщины хороша, хоть и банальна, но автор не сумел придумать достойного повода её рассказать. В итоге получилась стандартная ахинея в стиле «а пусть читатель сам решит, что же я, глубокомысленный автор, имел в виду». Так-то неплохо и можно было бы провернуть неплохую историю в стиле «нашлись два одиночества», но Баканов почему-то решил эту тему не дожимать.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Антология «Альфа-1»

Нескорений, 16 марта 2017 г. 04:58

С первого взгляда на обложку и название этой книги невозможно правильно угадать, что ждёт внутри. «Космическая фантастика?» — робко предположил я и предсказуемо ошибся. Сразу же привлекает внимание личность составителя, в качестве которого указан известный переводчик В. Баканов. Несмотря на то, что Владимир перевёл лишь один рассказ из восьми имеющихся в наличии, за качество остальных можно не переживать, одно только имя И. Гуровой чего стоит. В связи с тем, что ни вступительной статьи ни послесловия в книге нет, суть концепции подбора рассказов мне пришлось постигать самостоятельно. Если вкратце, то антологию можно было назвать «Мир будущего: преступления и наказания», не так лаконично и загадочно, как «Альфа-1», конечно, зато сразу понятно, с чем нам придётся иметь дело.

Однако, речь пойдет не о фантастических детективах, а скорее о изменениях в системе правосудия, исполнения наказаний, оперативно-следственных мероприятий и о преступлениях, конечно же. Хотя часто вся эта криминальная тематика проходит фоном, и здесь мы подходим ко второму принципу отбора рассказов, уже не внешнему, но внутреннему. Составитель предлагает нам знакомство с самыми необычными, нестандартными рассказами, которые способны удивить или поразить читателя внезапными сюжетным поворотом, ударным финалом или же просто нетипичной манерой повествования. Каждая история содержит свою изюминку, рассказы, собранные Бакановым, не похожи друг на друга, но вместе создают причудливый калейдоскоп, а главное, что удалось достичь ощущения внутреннего единства антологии, и это немаловажно.

Не нужно быть продвинутым футурологом, чтобы предположить, что в будущем роботы если не вытеснят человека из всех сфер деятельности, то будут играть определяющее значение. В рассказе Р. Гуларта «Пора в ремонт» действие происходит в земной колонии на планете Барнум, главный герой — инспектор полиции, который шагу не может ступить без своего крим-фургона — машины с помощью которой можно не выходя из закусочной обнаружить, задержать, судить и приговорить опасного преступника. Удобно, спору нет, но кто может поручиться за то, что хитроумный искусственный интеллект всегда будет работать безотказно? Характерно, что даже замечая странности в поведении фургона герой не отказывается от его использования. Финал немного предсказуем, но последнее предложение просто шикарно, хороший пример ударной концовки.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят — справедливость этой истины стремится проверить космический пилот Джонни Безик из рассказа Р. Шекли «Стандартный кошмар». Планету Лорин можно запросто назвать утопией — высокий уровень технологий, отсутствие преступности и бедности, но всегда найдётся тот, кому и в раю покажется скучно. Землянин в данном случае выступает в роли возмутителя спокойствия, вступая в конфликт с местными законами, но как его остановить, если коренные жители Лорина издавна придерживаются принципа ненасилия? Финальный поворот, намекающий на то, что и против лома есть свои приемы, довольно остроумен.

Видимо, склонность к нарушению закона у человечества в крови, если даже в далёком будущем, если верить П. Андерсону, преступность не будет побеждена. Однако, технический прогресс открывает новые возможности для системы исполнения наказаний. Герой рассказа «Цель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным» за некий серьезный проступок отправлен из своего времени в середину XX века. На первый взгляд, суровым такое наказание не кажется — человек ко всему привыкает, а владея информацией и знаниями он может занять высокое положение в обществе и жить припеваючи, но вся изощренность замысла правоохранителей раскроется лишь в финале.

Пожалуй один из самых необычных рассказов, которые мне встречались, если не брать в расчет сюр и психодел, конечно, — это «Человек, который шёл домой» Дж. Типтри-мл. Оригинальный гибрид хронооперы и постапокалиптики, после глобальной катастрофы 1989 года общество было отброшено на примитивный уровень. Автор последовательно описывает изменения мира, поднимающегося с колен, перед нами проносятся десятки и сотни лет. Однако, это лишь одна из сюжетных линий. Вторая, наиболее эмоциональная, о чувствах и стремлениях того самого человека из заглавия рассказа. Читателю предстоит установить связь между двумя линиями сюжета, и когда вся картинка складывается в мозгу в единое целое, поражаешься изобретательности автора. Кстати, мотив проступка и наказания, растянутого во времени, здесь также прослеживается.

Данная антология стала уже 4-ым изданием, в котором мне встречается рассказ Д. Писерчиа «Наваждение», причем другие произведения этого автора мне неизвестны. Главный герой обнаруживает себя в помещении, похожем на тюремную камеру — как он здесь оказался, кто он на самом деле — этого мы не знаем. Вопросы, вопросы без ответов... Автор грамотно вводит читателя в заблуждение на всём протяжении рассказа, чтобы в конце поразить финальным откровением.

Главным фантдопущением полицейского детектива Л. Нивена «Весь миллиард путей» становится существование мультиверсума. Действие происходит в альтернативном Нью-Йорке жители которого открыли секрет перемещения в параллельные миры. Город захлестнула эпидемия преступлений и самоубийств, постепенно накапливая факты, главный герой начинает подозревать, что всё это как-то связано с перемещениями в альтернативные миры. Очень удачно у автор получилось художественными средствами передать бесчисленную вариативность каждого решения человека, особенно ярко это проявилось в финале рассказа, где нам открывается разгадка.

В очередной раз задуматься о смысле жизни читателю предлагает рассказ Р.А. Лафферти «Раз по разу». Свою идею автор раскрывает в виде философской притчи с явственным налётом сюрреализма. В небольшом провинциальном городке появляется странный незнакомец, который не знает меры в еде, выпивке, женщинах и драках. Однако, самое невероятное, что он утверждает, что помимо прочего ему доводилось умирать, причём неоднократно и по собственной воле. Рассказ мотивирует жить каждый день, как последний. Да, и если говорить о привязке к теме закона и порядка, то в рассказе фигурирует полицейский участок, а главные герои с удовольствием предаются хулиганству.

Завершает антологию «Время — предатель» А. Бестера, само начало рассказа уже нестандартно — высокооплачиваемый специалист, продающий Решения крупным компаниям, по неизвестной причине убивает всех по фамилии Крюгер. Вот первый, но далеко не последний крючок, цепляющий интерес читателя. Постепенно рассказ превращается в сентиментальную мелодраму, где определяющую роль начинают играть вопросы времени. Известно, что в одну реку нельзя войти дважды, но вдруг получится?

Жаль, что сборник получился таким коротким, только входишь во вкус, как перед тобой уже последний лист. В данном случае небольшой объем я склонен расценить как недостаток. Ещё одним минусом является несоответствие обложки и названия книги содержанию, сюда же — отсутствие вводной статьи и дополнительных материалов. В остальном же всё просто замечательно — качественный перевод, грамотный выбор рассказов, каждый из которых удивляет необычным финалом. Книга понравится тем, кто любит нестандартные сюжетные ходы, ждёт ударных концовок и готов воспринимать окружающую (не)реальность с широко открытыми глазами.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Антология «Альфа-1»

olpo70, 22 сентября 2016 г. 18:56

Не удивляйтесь столь высокой оценке за данную антологию. Я всегда ставлю высокий балл тем сборникам где впервые напечатаны на русском языке произведения зарубежных фантастов. А здесь впервые один из лучших рассказов Шекли. Здорово. А так же несколько рассказов из журнала « Техника и наука». Согласитесь не у многих был этот журнал.

А так это обычное издание в мягкой обложке. Очень характерное для начала 90х. Очередная попытка срубить денег по легкому. Тираж 100 000 . Это говорит о многом. Но всё равно спасибо, в то время это было нормально и полезно.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Антология «Завещание Джеффри»

Нескорений, 22 июня 2016 г. 06:38

На стыке эпох перед нашим читателем стали постепенно открываться ранее неизвестные горизонты зарубежной фантастики, цензура дала солидную трещину, и то, что раньше было нельзя, стало можно. Одной из первых ласточек стала антология «Завещание Джеффри», составителем которой является замечательный отечественный переводчик В.И. Баканов. Книга была выпущена солидным по современным меркам тиражом издательством «Мысль» в 1990 году, несмотря на мягкую обложку — это достойный кандидат в коллекцию каждого любителя фантастики. Среди авторов, чьи произведения вошли в состав антологии есть как звезды первой величины — Р. Шекли, Р. Желязны, Б. Шоу, так и менее известные в нашей стране авторы. Стоит отметить также хороший состав переводчиков, кроме составителя антологии здесь отметились И. Гурова, А. Корженевский и И. Можейко, более известный под псевдонимом К. Булычёв. Многие произведения антологии были изданы впервые, а некоторые вполне достойные рассказы впоследствии не переиздавались.

Вступительная статья принадлежит Э. Геворкяну, который обозначил общие темы антологии, отметил, что с падением Железного Занавеса наши читатели получили доступ к большому количеству ранее недоступной литературы, а данная антология — это попытка познакомить нас с наиболее интересными, ранее не издававшимися в книжном формате произведениями. Среди основных направлений представленных в антологии произведений можно выделить постапокалиптику, экофантастику, рассказы, поднимающие проблему первого контакта и преодоления связанной с этим ксенофобии. Нас ждёт путешествие на далёкие экзотические планеты, приключения в открытом космосе, некоторая мозаичность коллекции, по заверениям Геворкяна, идет сборнику только в плюс. Открывает антологию роман Р. Шекли «Хождения Джоэниса», который представляет автора в амплуа писателя-сатирика. Это первое издание произведения в нашей стране, в нем ещё отсутствует скандальная глава «Джоэнис в Москве», она будет напечатана в первом выпуске легендарного журнала «Если» через год, в 1991-ом. Не самый сильный роман Р. Шекли, на мой взгляд, но сам факт его публикации символичен.

Ещё одной вехой наступления нового времени стала публикация остросюжетной постапокалиптической повести Р. Желязны «Долина Проклятий». В советское время о подобном не стоило и мечтать, цензура рубила подобные опусы на корню, а ведь произведение просто великолепно. Однако раньше оно было обречено — «голливудщина», «похабщина», «ничему хорошему не учит», «герой-преступник» — всё это было возможно только «там», а не у нас. Всё течет, всё меняется, можно по-разному относиться к подобным произведениям, я, например, просто в восторге от такой литературы, а кто-то добровольно повторит все штампы советских цензоров, но самое главное — человек должен иметь право самостоятельно решать, определять личный круг чтения вне зависимости от политической конъюнктуры, одобрения окружающих и переменчивой моды. Уже только за подаренное ощущение свободы, когда издавалось порой такое, чего никогда не пропустят сейчас, хочется сказать тем ветрам перемен искреннее спасибо.

Продолжает постапокалиптическую тематику рассказ Дж. Типтри-мл. «Человек, который шёл домой» — после серьезной аварии в американской исследовательской лаборатории, случившейся в 1989 году, мир на долгие века погрузился в новую эпоху варварства. Перед нами последовательно рисуются этапы восстановления цивилизации, параллельно развивается сюжетная линия, объясняющая истинные причины катастрофы. Хороший синтез постапокалиптики и хронооперы, проникнутый легкой грустью и ненавязчивой философией. «Идеальная команда» Б. Шоу напомнила мне отличный рассказ Р. Шекли «Специалист» — начало строится по схожей схеме. Получивший серьезные повреждения во время космического путешествия корабль пришельцев делает короткую остановку на Земле, чтобы забрать на борт одного землянина. Главному герою обещано, что его вернут на родину после двухнедельного путешествия, а также достойно наградят, но сомнения, возникшие в ходе полета, заставляют героя прибегнуть к необдуманным мерам. Очень хорошо и экзотично прописаны образы пришельцев и их корабля, а также понравилось финальное объяснение автора — остроумно, но можно предугадать такой поворот.

Раньше мне казалось, что «Сбалансированная экология» Дж. Шмица — рассказ какой-то уж чересчур детский, но после очередного прочтения я всё-таки проникся атмосферой, для взрослых тоже вполне годится, напомнило некоторые рассказы Р. Янга по духу. Сюжет довольно простой — на далекой планете, уникальной наличием алмазных деревьев, находится семейная ферма главных героев. Богатый делец, не чурающийся грязных методов, пытается совершить, говоря современным языком, рейдерский захват фамильного предприятия, но сталкивается с непредвиденными сложностями. Качественный образец доброй, даже уютной экофантастики для семейного чтения, стоит отметить интересные описания необычного инопланетного биогеоценоза, в котором человек также может найти свое место. Рассказ «История с песчанкой» известен нашему читателю даже больше, чем его автор, К. Энвил. Действие происходит на Венере, информация подается в виде официальной бюрократической переписки. В центре сюжета история Сэма Мэтьюза, который сумел выжить в безводной пустыне и выйти к людям — история поднимает темы гибкости сознания учёных, трудности продвижения новых идей, идущих наперекор официальной науке. Финал у истории довольно жизненный, что добавляет дополнительное очко в копилку автора, которому удалось задеть, заинтересовать меня, как читателя.

Небольшой рассказик малоизвестной у нас писательницы Д. Писерчиа называется «Наваждение» — завязка довольно интересная, хоть и не слишком оригинальна — главный герой обнаруживает себя в незнакомом окружении и пытается определить кто он и где находится. Вся соль рассказа заключается в неожиданной ударной концовке — неплохая история, но при повторном прочтении сильных эмоций у меня не вызвала. А вот М. Коуни и его «Погонщики айсбергов» мне очень понравились, практически сразу я уловил, что именно этот рассказ стал источником вдохновения для повести Г. Гаррисона «Калифорнийский айсберг», написанной спустя 3 годе после «Погонщиков», и это редкий случай, когда переосмысление Гаррисона оказалось на порядок хуже оригинала — действие перенесено на Землю, сделан больший акцент на производственный характер, а также естественно выпилилась вся инопланетная экзотика, доставлявшая в рассказе Коуни. В оригинальной истории действие происходит в далёком будущем на планете Кантек — двое землян и местный абориген перегоняют айсберг, чтобы продать на местном рынке пресной воды, для перемещения используется гигантский ледяной червь — в общем-то несложный процесс осложняется наличием «конкурирующей фирмы», поэтому нам предстоит стать свидетелями гонки на время за денежным призом. Очень хорошие впечатления оставили экскурсы в ксенобиологию Кантека, образ гигантского снежного червя и сама цивилизация кантеков, которая так похожа на земную, образца XX столетия.

В заглавном рассказе антологии, принадлежащем перу Б. Кларка центральной является проблема контакта двух цивилизаций — землян и фуили, причем повествование ведется от лица инопланетянина, которого люди прозвали Джеффри. Здесь обрисовывается пропасть двух разных мировоззрений — люди всегда считали, что во Вселенной существуют иные носители разума, но проблема фуили в том, что они считают себя уникальными и не могут воспринимать людей как равных. Автор пытается найти точки соприкосновения, преодоления односторонней ксенофобии и это ему блестяще удается. Рассказ доступен только в составе данной антологии, хотя вещь вполне достойная. Завершает сборник ещё один рассказ Б. Шоу под названием «Амфитеатр». Действие происходит на далёкой планете Хассан-IV, куда прибывает молодая супружеская пара с целью заснять на плёнку проявления уникальной местной формы жизни — петраформов, а также по возможности раскрыть тайну исчезновения предыдущей съемочной группы. С точки зрения ксенобиологии рассказ довольно интересный, но лично меня оттолкнуло навязчивое продвижение автором своей точки зрения — по его мнению исследователь природы не должен занимать позицию стороннего наблюдателя, должен проявлять сострадание и активно вмешиваться в борьбу видов за существование. Понятно, что автор здесь пытается блеснуть гуманизмом, надавить на эмоции, но с точки зрения практики научных исследований такая позиция некорректна.

Если говорить в общем, то сборник оставил приятное впечатление — некоторые произведения встречались мне раньше, и здесь я получил шанс пересмотреть сложившееся в их отношении мнение, немало было хороших рассказов, которые я прочёл впервые. Все произведения сборника по-своему интересные, встречаются редкие произведения. Соглашусь с автором вступительной статьи — мозаичность здесь идёт на пользу, по крайней мере мне во время чтения скучно не было — постапокалиптика, иные миры, необычные формы жизни — в наличии фантазии большинству авторов не откажешь. По уровню материала антология получилась довольно ровной, хотелось бы особо отметить «Долину Проклятий» Р. Желязны, «Идеальную команду» Б. Шоу, хотя уверен, что у каждого читателя здесь будут свои фавориты, но рекомендовать эту книгу к прочтению, я думаю, стоит.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Антология «Ключи к декабрю»

Нескорений, 8 января 2016 г. 01:46

Когда берешь в руки этот потрепанный томик, то словно наяву вновь ощущаешь запах книжной пыли, вспоминаешь приглушенный свет читального зала школьной библиотеки и часы проведенные за чтением этих историй. Кажется, что всё это было недавно, но с момента выхода антологии уже прошло четверть века — не так уж мало, если вдуматься. Своеобразным знаком качества является то, что в качестве составителя здесь выступает В. Баканов — один из лучших переводчиков фантастики на русский. Этим же фактом обусловлено и качество подобранных переводов вошедших в антологию произведений. Отдельно хотелось бы отметить замечательные иллюстрации, предваряющие каждый рассказ — почти фотографический натурализм совмещен с сюрреалистическим символизмом — за это отдельный плюс. Стоит также сказать, что эта сборка по духу во многом перекликается с «мировской» антологией из серии «Зарубежная фантастика» «Мир — Земле», правда авторский состав там не такой авторитетный, зато составителем является В. Гопман, который написал послесловие к «Ключам к декабрю».

Пожалуй, перед нами одна из лучших антологий, представляющих поджанр гуманитарной фантастики — составитель постарался собрать действительно лучшие вещи, многие из которых могут по праву претендовать на звание шедевра. В центре внимания авторов — человек, его внутренний мир, личные качества, а фантастический элемент чаще всего выступает в роли красочной декорации. Авторский состав в особом представлении не нуждается, достаточно лишь нескольких имен — Брэдбери, Гаррисон, Шекли, Желязны, Саймак, Хайнлайн — начинающих и малоизвестных писателей здесь попросту нет, только самые сливки, так сказать. Тематический набор типичен для жанра НФ — путешествия во времени, колонизация иных миров, социальное устройство общества будущего, контакт с представителями внеземного разума, космические приключения и прочее.

Открывает антологию рассказ П. Андерсона «Зовите меня Джо» — для колонизации Юпитера люди используют т.н. Ю-сфинксов, существ дистанционно управляемых с помощью пси-лучей людьми-операторами, т.е. перед нами своего рода «аватары». Прикованный к инвалидному креслу оператор всё больше и больше ассоциирует себя со своим протеже, получая возможность снова быть живым, подвижным и полным сил — психологически все описано вполне достоверно, довольно сильная история, с моей точки зрения, достойная роли «открывашки» для данной антологии. Один из лучших рассказов в творчестве Г. Гаррисона «Смертные муки пришельца» — это история о том как христианский миссионер прибывает на планету, населенную разумными аборигенами, там его ждет встреча еще с одним землянином — атеистом, мирно сосуществующим с местными. Особо отмечу довольно жесткую, пронзительную концовку, которая раз и навсегда врезается в память.

«Странные колонисты» Г. Диксона — про двух землян, высадившихся на необитаемой планете и приступивших к освоению нового мира. Первопроходцы даже не подозревают, что за ними непрестанно наблюдают два сверхразумных представителя внеземных рас, которые придерживаются политики невмешательства. Любопытно взглянуть на человечество со стороны, повествование с точки зрения «чужих» — это всегда удачный и интересный ход, по моему мнению. Заглавный для антологии рассказ Р. Желязны оставил двойственные впечатления. Подвергшиеся генетическим изменениям люди приступают к терраформированию предназначенной для колонизации планеты, что приводит к стремительной эволюции одного из местных видов фауны. Главный герой становится перед выбором — ему предстоит решить кому достанется в итоге планета — новому разумному виду аборигенов или же его соотечественникам. Фантастический антураж выглядит шикарно, но вот позиция автора, который в духе современного общества трактует волю человека к самопожертвованию, мне кажется неприемлемой.

Повесть Д. Холдемана «В соответствии с преступлением» — фантастический детектив о расследовании загадочных событий на планете Бруух. Отличный фантастический компонент, заключающийся в описании мировоззрения, обычаев, быта и традиции аборигенов, сочетается с довольно посредственной детективной линией, тем не менее удовольствие от чтения получить вполне реально. Космос таит массу опасностей, ряд историй базируется именно на описании чрезвычайный ситуаций, который поджидают отважных астронавтов во время перелетов, но опять же чаще всего это просто фон. Превосходный рассказ Р. Брэдбери «Калейдоскоп» начинается сразу после взрыва космического корабля после которого выжившие астронавты разлетаются в разные стороны, надежды на спасение нет и перед лицом неизбежной смерти каждый покажет свое истинное лицо. Здесь мне понравилось всё — и описание неприглядных сторон человеческой психологии, и проникнутая ощущением светлой грусти философская концовка — один из лучших рассказов как в рамках антологии, так и в творчестве Брэдбери.

События ещё одного произведения Брэдбери «Лёд и пламя», хоть и разворачиваются на поверхности планеты, но непосредственно связаны с темой космических катастроф. Здесь описано замкнутое человеческое сообщество, ведущее пещерный образ жизни — по стечению обстоятельств вся человеческая жизнь здесь протекает за восемь дней — прекрасная метафора бренности нашего существования. По сути это ода сверхчеловеку, стремящемуся выйти за грань, разорвать неумолимое вращение колеса сансары и, пожертвовав личным, добыть общее счастье для будущих поколений своих сородичей — вот трактовка способности человека к самопожертвованию, которая кажется мне единственно верной. Ознакомившись с рассказом Э.Ф. Рассела «Эл Стоу» я понял откуда растут уши романа Г. Гаррисона «Космический врач» — в очередной раз Гарри использовал чужую идею для собственного произведения. По сюжету в результате столкновения с метеоритом, космический корабль должен неизбежно сгореть, приблизившись к солнцу — для того чтобы спасти экипаж нужен настоящий герой. Кстати, концовка здесь смотрится гораздо более интересно и неожиданно, чем в переделке Гаррисона.

Рассказ Р. Хайнлайна «Зеленые холмы Земли» наполнен романтикой и поэзией жизни отважных исследователей космоса — это история жизни поэта и авантюриста, ставшего легендой. На склоне лет главному герою, подобно Элу Стоу из рассказа Рассела, придется проявить себя в критической ситуации, доказать, что настоящий астронавт всегда готов действовать быстро и решительно и не остановится перед любой опасностью.

Ряд историй, призывающих бороться за мечту, идти к заветной цели несмотря ни на что, отличается пессимистичным финалом. Рассказ К. Воннегута «ЭПИКАК», выполненный в фирменном авторском стиле, выделяется привкусом «ретро», который тем не менее не мешает восприятию — в центре сюжета огромный суперкомпьютер, который влюбился в девушку, но, ограниченный законами роботехники, вынужден помогать в завоевании сердца возлюбленной своему сопернику-человеку. «Цветы для Элджернона» Д. Киза — история слабоумного уборщика Чарлза Гордона, который в результате операции стал гением. На мой взгляд, автор, следуя традиции Л.Н. Толстого, неправильно трактует евангельскую заповедь «не противься злому» — здесь мне хотелось бы вспомнить отличный рассказ К. Саймака «Дурак в поход собрался» на сходную тематику, где герой, получив сверхспособность, становится своего рода орудием Провидения, воздавая каждому по заслугам.

Не только благие порывы занимают людские умы, Р. Матесон в рассказе «Кнопка, кнопка...» предлагает читателю поразмыслить какой выбор он сделал бы на месте героини, которой предоставилась возможность получить крупную сумму денег, если она просто нажмет на кнопку, после чего в мире погибнет один случайный человек — история довольно простая, но поучительная. О том как важно верить в себя расскажет ещё один рассказ Э.Ф. Рассела «Мы с моей тенью» — здесь главный герой типичная «тряпка», его унижают все, начиная от жены и сослуживцев до случайных посетителей бара. Случайная встреча с волшебником оканчивается тем, что герой получает способность общаться с собственной тенью, которая дает так необходимую ему уверенность в собственных силах — довольно интересный рассказ в жанре городского фэнтези.

Мечта о том, что вечный конфликт поколений всё же когда-нибудь разрешится, прослеживается в «Воспителлах» К. Саймака. Главный герой — пожилой директор школы, замечает, что ученики становятся взрослыми гораздо быстрее, чем обычные дети. Его подозрение вызывают три инопланетянки, которые поселились в городе и приглядывают за детьми, не требуя никакой платы, при этом и дети и родители счастливы. Ещё один рассказ Саймака — «Дом обновленных» — воплощает мечту всех пожилых людей — найти уютное пристанище в любимом уголке Земли и при этом чувствовать себя нужными, приносить пользу окружающим, не быть обузой.

Бороться за свою истинную любовь призывает Д. Уиндэм в рассказе «Другое «я» — главный герой встречает на улице свою точную копию в компании со своей бывшей возлюбленной, выясняется, что это пришельцы из параллельного мира. Проблема в том, что в нашей реальности главный герой уже женат, а его бывшая любовь выщла замуж... О том как важно в своей вере в мечту идти до конца рассказывает Д. Финней и его история «О пропавших без вести». Главный герой узнает о существовании некого туристического агентства, которое может отправить клиента в страну мечты, но сумеет ли герой пройти все испытания на пути к цели, сможет ли сохранить истинную веру в заветное — вот в чём вопрос.

О любви, не знающей временных преград, поет свою лирическую песнь Р. Янг в потрясающе трогательной истории «Девушка-одуванчик». Главный герой, будучи в отпуске, встречает девушку, которая утверждает, что она из 23 века. Постепенно он влюбляется в юное создание, и девушка отвечает ему взаимностью, но проблема в том, что главный герой уже женат и у него есть взрослый сын — отличная концовка заставляет верить в судьбу, в том что счастье рядом с нами, стоит лишь протянуть руку. Ну и наконец ряд историй о мире будущего с привкусом антиутопии. Ещё один рассказ Р. Янга «Любовь в 21 веке» удивляет необычным антуражем — в будущем все люди вместо привычной одежды носят т.н. автоплатья — кто-то пикап, кто-то роскошный гоночный автомобиль или изящный дамский кабриолет. Те кто отказывается от автоплатья переходит в разряд «нудистов» и переселяется в резервацию, но где найти свое подлинное счастье, верно ли то, что с милым рай в шалаше — задается вопросом автор.

«Победитель» Д. Уэстлейка рисует еще более мрачную картину — в будущем всех несогласных с тоталитарным режимом заключают в тюрьмы, гарантией от побега служит устройство, которое вшито под кожу и при удалении от лагеря вызывает непереносимые физические муки. Это история о том, что никакие стальные прутья не удержат свободный разум, о том что пока мы не смиряемся с рабством — победители мы, а тюремщики — проиграли, пускай пока они и стоят по ту сторону «колючки», а на нас надеты серые робы — замечательная история о триумфе непокорного духа над Системой. «Премия за риск» Р. Шекли напоминает фильм «Бегущий человек» — по мысли автора развитие шоубизнеса приведет к появлению в будущем реалити-шоу в которых на кону будет жизнь участников. Главный герой прошёл через горнило испытаний и вот — финальный акт, в течение которого он без оружия должен убегать от банды профессиональных убийц. За процессом неотрывно следят сотни телекамер, но является ли физическое спасение и солидный куш достойной заменой изломанной психике, когда человек уже не может остановиться и как заядлый игроман продолжает игру, даже когда обречен на поражение.

Что мы имеем в итоге? Очень сильный сборник — звездный авторский состав, отсутствие проходных и слабых историй. Несмотря на то, что я поставил довольно высокую оценку, она основана в первую очередь на субъективных предпочтениях, если оценивать чисто с позиций художественной ценности представленных здесь произведений, то оценка будет даже выше. Ещё раз хочу отметить хорошую работу составителя, мастерство иллюстратора и качество переводов — эта книга по праву может занять достойное место в библиотеке каждого любителя фантастики.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Антология «Человек, который дружил с электричеством»

artem-sailer, 15 октября 2014 г. 07:41

Сборник скорее разочаровал, нежели понравился. Ожидал большего. Понятно, что произведения преимущественно старые, и всё такое. Но ведь и авторская представленность более чем впечатляет! Скорее всего, просто выбор самих рассказов мне не по душе. Ну да ладно, о вкусах не спорят.

Из понравившегося могу выделить «Спокойной ночи, мистер Джеймс» Саймака, «Зачарованную деревню» Ван Вогта, «Человека, который дружил с электричеством» Лейбера, «Посыльного» Тенна и особенно «Замочную скважину» Лейнстера.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Антология «Жизнь коротка»

Yazewa, 22 февраля 2011 г. 18:04

В этом сборнике есть очень много весьма достойных работ, многие из которых мной были прочитаны еще до этой антологии. Учитывая принцип создания этой книги, хочу отметить, что уровень переводческой работы здесь очень хорош...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Антология «Человек, который дружил с электричеством»

galos_gann, 26 декабря 2010 г. 03:14

Очень хороший сборник. В своё время с удовольствием прочитал, найдя в библиотеке. Подборка рассказов хорошо дополняет сборник 1988 года (Антология «Американская фантастика»).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Владимир Баканов «Ореховый торт с селёдочной начинкой»

Ny, 15 июля 2010 г. 07:55

Этот короткий рассказ по сути является переложением на российские реалии 90-ых годов блестящего рассказа Д. Ганна «Девушки, сработанные по науке».

Ну, взял В. Баканов немного другой ракурс (пессимистический и критический, вместо оптимистически-озорного у Ганна). Ну, несколько упорядочил ситуацию, намекнув, что человечество можно угробить этим же способом, но быстрее. Ну и что?

Всё равно получилось скучно и вторично до неприличия.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Владимир Баканов «Чёрное чудовище»

Ny, 5 мая 2010 г. 08:59

Приличная проза, во главе угла — психологизм.

Минусов отмечу всего два:

1) Про одиночество в толпе не писал только ленивый,

2) К фантастике данный рассказ не имеет отношения — в нём нет ни одного фантастического элемента.

Странный выбор для публикации в антологии, посвящённой фантастике.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Владимир Баканов «Ирэн»

Ny, 5 мая 2010 г. 08:52

Конечно, если бы этот рассказ опубликовать где-нибудь в «Сельской молодёжи» в 1974 (год начала работы над произведением), то он произвёл бы определённое впечатление (правда, боюсь, обратное современному) и в чём-то был бы новаторским. Однако, печатать такую вещь в сборнике фантастики 2005 года — вытаскивать на свет довольно уродливый, на мой взгляд, анахронизм.

От лидера отечественных переводчиков в качестве автора я ожидал гораздо большего.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Антология «Предел желаний»

sanchezzzz, 9 апреля 2009 г. 18:15

Прекрасная антология, вобравшая в себя полтора десятка историй отборного качества (в большинстве своём). Да и авторы, сплошь Имена с большой буквы, кроме разве что малоизвестного Рэя Рассела (кстати, с потрясающе смешным рассказом!), да Типтри с Ганном, хотя и они выступают здесь с неплохими вещицами. И всё же, ставка на Мастеров сыграла полностью, и она же была определяющей при выборе оценки этому сборнику: коли уж почти все рассказы исключительно высоко мной оценены, так и в целом книга эти оценки только в несоменнной степени подтверждает. Очень жалко, что подобных антологий сейчас не выпускают, но мне приятно, что я ещё то время застал, и влюбился в фантастику благодаря таким вот сборникам.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Антология «Лалангамена»

Mandor, 16 января 2009 г. 12:38

Составить хороший сборник — задача не простая, по крайней мере для меня точно! Каждый, кто хоть раз, серьезно пытался сделать сборник, ну хотя бы музыкальный, наверное, со мной согласиться. Какие композиции выбрать и, самое главное, в каком порядке расположить их чтобы получилось гармоничное, цельное произведение, а не просто «каша»?

В хорошем сборнике, отдельные произведения не похожи друг на друга, но все-таки, что-то общее у них есть,чем-то они друг-друга дополняют. Одни композиции успокаивают, другие мобилизуют, третьи нейтральны, а четвертые возмутительны, тогда как пятые забавны, а шестые трагичны... И в этом вся суть СБОРНИКА!

Авторам этого сборника, задача оказалась по плечу. В условиях ограниченного выбора и цензуры (все-таки 85-й год, это вам не 95-й) им удалось подобрать необычайно интересные повести и рассказы, объединенные по одному принципу — человек, вот главный герой этих рассказов. Причем, не супермен, а обычный человек, впрочем, не совсем правильно, — ЧЕЛОВЕК, так будет точнее.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Антология «Жизнь коротка»

chimera, 11 декабря 2008 г. 18:28

Назад в будущее...

В последнее время меня потянуло на короткую форму. Стал читать антологии. Возможно, сыграло свою роль их большое количество на современном рынке фантастики в России. Действительно, выбор велик: хочешь читать новинки, которые выходят каждый год с соответствующим индексом — нет проблем. Хочется конкретной тематики — тоже, пожалуйста. Можно найти себе книгу на любой вкус и язык. Общей проблемой, с которой я столкнулся в таких собраниях, стала зажатость их составителей определенными рамками. Будь то время или конкретная тематика. Вот и получается, что наряду с действительно блестящими произведениями попадаются довольно посредственные, а иногда и откровенно слабые вещи.

Антология «Жизнь коротка» отличается от всех антологий, которые описывались выше, именно отсутствием этих рамок. В нее Баканов, который является как ее составителем, так и переводчиком всех рассказов и повестей, включил только те произведения, которые понравились ему самому. Конечно, у каждого свой собственный вкус, но выбранные истории действительно заслуживают внимания. Перед нами классика признанных мастеров западной фантастики. Причем не какие-то неизвестные произведения, а именно те рассказы, которые и сделали этих авторов великими. Основу составляют коротенькие рассказы на полтора десятка страниц, перевод которых выполнен очень легко, я бы даже сказал, с любовью. Как сообщает сам Владимир Баканов, ни одно произведение не было переведено на заказ. Венчает же антологию повесть Гарри Тертлдава «В низине», которая ставит жирный жизнеутверждающий восклицательный знак в окончании этого собрания.

Данная книга, как мне думается, никого не должна оставить равнодушной. Как принято писать: «Читать всем». И в дальнейшем, в творчестве уже современных авторов, можно найти множество перекличек с произведениями, которые вошли в эту антологию и составляют золотой мировой фонд фантастики.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Антология «Ключи к декабрю»

sanchezzzz, 7 ноября 2008 г. 09:01

Антология вполне приличная, может быть даже одна из лучших, но далеко не новаторская в 1990 году. Большая часть произведений её состава – уже сложившиеся в головах любителей фантастики образы и эта некоторая вторичность минусует качество. Но тот факт, что множество отличных писателей и их идей собраны под одной обложкой, минус этот нивелирует полностью. Неплохо бы иметь такую книжку у себя в библиотеке, но, кажется это вряд ли возможно…

Оценка: 8
– [  5  ] +

Антология «Лалангамена»

sanchezzzz, 14 октября 2008 г. 11:51

Сборник, если судить по моим оценкам, для меня оказался довольно средним, пресным что ли. Насыщенность политическими и социальными проблемами во многих историях из этой антологии, не прибавили ей плюсов в моих глазах. Две по-настоящему потрясающие, гениальные вещи (по большому счёту покорившие меня ввиду как раз их невниманием к выше описанным проблемам) – «И веки смежит мне усталость» Уильяма Нолана и «Ключи к декабрю» Желязны – находятся среди довольно простых, невзрачных даже историй, вроде «Автоматического тигра» Кита Рида или «Победителя» Д. Уэстлейка. Не большой отпечаток отложили и рассказы Диксона, Холдемана, Силверберга. Неплохо, читабельно вполне, но не лучшее для меня.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Антология «Лалангамена»

ermolaev, 20 сентября 2008 г. 13:33

Согласен с Zhelezjaka. Если выбирать десятку самых сильных книг серии «Зарубежная фантастика», то «Лалангамена» туда, безусловно, войдет. Тут что ни рассказ, то маленький шедевр. Изданий, кстати, было два — в 1985 и 1988, и в чем у Zhelezjaka претензии к изданию, я не очень понял (может быть, имелось в виду то, что книга в мягкой обложке и после пары десятков прочтений начинает разваливаться?).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Антология «Лалангамена»

Zhelezjaka, 5 мая 2008 г. 02:10

На мой взгляд, самый «сильный» из всех сборников, выпущенных в данной серии. Издание, увы, подкачало...

Оценка: 10
⇑ Наверх