Генри Лайон Олди «Восставшие из рая»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Мифологическое )
- Общие характеристики: Философское | Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Анджей Линдер, его друг по прозвищу Бакс и сын Талька обнаружили в лесу дом, в котором умирала странная старуха.
А странных старух всегда лучше обходить стороной — ибо никогда не знаешь, что именно получишь от неё в наследство: благословение, или, наоборот, проклятие?..
Героев ждёт встреча с таинственной Книгой, обладающей властью над миром и людьми. А любая книга должна быть закончена. И только от Анджея с друзьями и женой зависит, каким станет финал...
Роман был написан в 1993 году.
Входит в:
— цикл «Бездна Голодных глаз»
— сборник «Витражи патриархов», 1996 г.
— сборник «Восставшие из рая», 1996 г.
— сборник «Зверь-книга», 1996 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 200
Активный словарный запас: средний (2899 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mikereader, 24 августа 2018 г.
Очень трудно читать. Во-первых, кучу вроде бы интересных сцен между которыми просто нет никаких переходов. Читаешь как во сне — нет целых кусков текста! Как мы тут оказались, что происходит, кто все эти люди, почему мы мертвые? Ничего не понятно. Как наркоманский приход — ярко, но бессвязно. Ужасное бессмысленное начало, из которого непонятно ни место действия, ни время, ни отношения людей к друг другу и к происходящим вокруг нелепым событиям.
Потом вроде повествование становится более менее нормальным, ну как в средних представителях серий Сталкер, Метро и т.п., и вот опять переключается на описание всяких глюков и пограничных состояний. Опять ничего не понятно, что это все значит? Реальность, сон, магия? Наборы слов и образов, от которых дурно становится. Хочется просто пропустить всю эту муть.
А потом начинаются энциклопедические статьи, целыми абзацами из ниоткуда вываливают на тебя истории о мире и его законах... Почему бы не вложить это в уста героев? Непонятно. Конечно, лучше набить книгу цитатами через каждый абзац. Да я уже понял какой ты умный и эрудированный, хватит мучить меня фразочками для пацанских пабликов! Герой не может и в кусты сходить, чтоб Шекспира не вспомнить. Это не только раздражает, но еще и ломает и без того хрупкую и неоригинальную атмосферу книги. Ну, блин! Параллельный мир, магия! К чему тут эти Высоцкие и Конфуции???
glupec, 12 мая 2018 г.
Книга начинается с откровенного перестебывания своих же, «раньшенных» придумок. Были Вошедшие в Отросток -- типичнейшая совковая НФ, про семейку попаданцев на старой машине, коим вместо отпуска светит целый сезон провести в Некросфере. Побеседовать о вечном с разбойником Варравой (привет Михаилу Афанасьевичу?..), посмеяться шуткам местного гаера (снова привет ему же?..) Атмосферного Черепа...
Теперь, значит, будут Попавшие в Переплет. Анджей вместо Андрея, Бакс (!!) вм. Арсена. И вместо скучной мамы Нины -- тонкая, нервная, временами о-очень несдержанная Инга. Бакс еще подпускает двусмысленных шуточек насчет того, что «у нас на троих один пацан»; а если вспомнить, что у него в прошлом тюрьма -- так его отношения с Энджи вообще неожиданной стороной могут д\читателя вывернуться... (Ключевое слово -- МОГУТ ;-))
Потом -- вот эти все приколы для своих: жители Переплета не отбрасывают тени (случайный читатель подумает: ну, не отбрасывают, так и что?.. А кто читал «Сумерки» -- хмыкнет и скажет: «ЭГЕ!»)
Ну и т.д., и т.п. Беглые упоминания «Махабхараты» и «Нюргун Боотура» (и ведь аукнулось!.. В книгах Олди случайностей не бывает :))
...но, к счастью, эта книга все-таки -- не только пасхалки для об-Олделых, и уж тем паче -- не стеб ради стеба. Философская идея тоже есть (как обычно в ранних романах Олди, проходящая «двойным дном» и не застилающая основной сюжет ВиР, а дополняющая его).
Люди не могут совершать только хорошие поступки -- иначе бы они не были людьми. «Будни палача; исповедник, нарушающий тайну исповеди убийцы-маньяка; содержательница борделя, подобравшая на улице умиравшую от голода девочку и давшая ей работу – это добро или зло?» В начале лихих 90-х, когда были о-очень популярны всякие «Черные хроники Арды» и прочая галимая перумовщина, Олдям удалось сказать то же самое... по-новому. Не банально и без перекоса в чернуху. И это -- жирный плюс Олдям. Жирнейший... Надоели уже «непонятые толпой» страдальцы-мелькоры, чесговоря ;))
Ну и по современной политкорректности тоже ребята знатно прошлись -- Попавшие в Переплет не могут, например, хамить другим, иначе грубое слово от Переплета отразится и по ним шарахнет. Понятно, чтО имеется в виду (93-й год, самое начало зарождения «типа бандитской» демократии...)
Почему это так важно д\меня? А вот представьте, важно. Ведь есть и хорошие писатели (скажем, Доктор Ливси с его «Осенними визитами»), к-рые эту проблему -- НЕОБХОДИМОСТЬ ЗЛА -- пытались расписать по-другому. Без инфантильных розовых соплей, как уже упоминавшиеся Ник или Ниэнна. И что вышло в итоге? Прекрасный роман (я про «Визиты», да) -- но вот эта конкретно идея (в исполнении Марии... тут еще и на «белых братьев» зачем-то намеки... ну вот ЗАЧЕМ?!) 8-)
...короче, идея все равно выглядит банальной. Ходульной. Псевдо... ну, скажем так: ПСЕВДОСТНОЙ. Видимо, любой автор, пишущий про равновесие между Ч. и Б., а также про полутона, неизбежно рискует вымазаться в мелькоровском дегте. Пополам с олмеровским.
И вот к чести Олдей надо сказать, что они НЕ попались на эту удочку. Вполне себе умно, рационально, со смыслом -- таки сумели объяснить. Наверно, это единственные люди, способные написать добрую и светлую фэнтези на матерьяле «темной» философии ;)) В общем, мои аплодисменты.
Но и это еще не все: я же не сказал про отсылки к Лорке, Шекспиру (здесь они, по-моему, даже избыточны. Не сравнить с гениальным «Страхом» или «Войти в образ» -- там это все было как раз к месту. С др. стор., как ни крути, а хорошо, что эти отсылки есть). И -- пронзительные, трогательные женские образы: то ли девушка, то ли старуха Вилисса; новая Мадонна (в сельско-«ведьмачьем» варианте) -- Ганця; а также Инга. Про нее, впрочем, я уже говорил. Романтизм пополам с грубым реализмом (и разговоры о вечном, и «пивечко, пивец«!.. ;)) дают вместе оч. хороший, а главное, жизнеспособный сплав.
А еще -- где происходит действие романа?.. Польша? Германия? Литва?.. Очевидно, где-то на границе. От того, что авторы не уточняют, все становится лишь пикантнее.
А еще -- крестовый поход Болботуна. Падлюк Львиное Сердце. Размышления о том, как убить дракона (Евгению Шварцу -- тоже привет горячий!) Фраза, случайно оброненная Зверь-книгой -- что финал д\любой книги хуже смерти (но даже Зверь в итоге понял: финала не избежать!..) В общем, интереснейшие примочки. + Намеки на реальных харьковчан той поры. («Юхрим-печник» -- это ведь Саша Охрименко, на литературном кружке у которого мне и повезло познакомиться с Олдями).
Кстати, о птичках: Бакс запоминается в 1-ю очередь очечками. + его кучерявая бородка...
А еще -- окончательное разъяснение, ктО есть Сарт -- варк или человек. (Правда, мне не очень понравилось ТАКОЕ завершение его истории. Ибо банально.
Можно было, конечно, написать без самостеба. Без очередной «желязной» Руки (в «Пути меча» было лучше!) Без отсылок к «Ожидающему», Черчекову хутору и прочим случайным образам, из к-рых при всем желании много не выжмешь. Без Тальки-Витальки (Олди не очень-то умеют выписывать детскую психологию; кто читал их ранние вещи, тот наверняка это замечал).
Ну и по прочтении книги остаются каверзные вопросики: напр. -- была ли дописана та, в т о р а я Книга, что в мире «Страха»? И если ее все-таки успели закончить -- то не воплотится ли Бездна? Ггерои думают, что победили, но ведь это только Даймонова Книга уничтожена! (Вот она, «темная прелесть» недосказанного. Вживую. Так сказать, «я додумаю сам»...)
Итог. Неплохой роман. Очень, очень неплохой. Хотя могло быть и лучше.
kovalenko910, 4 мая 2018 г.
Добро пожаловать в своеобразную утопию, что находится ТАМ, за Переплетом, куда попадают умершие ЗДЕСЬ. Где Зверь-Книга пишет судьбы людей, воплощая в Переплете закон кармы, реагирующий на Поступки, продиктованные свободной волей людей. Закон всеобщей справедливости, действующий достаточно быстро, чтобы эта самая свободная воля выродилась, оставив формальный ритуал, который заменяет местным жизнь.
В этот рай попадают трое пришельцев: Отец, Сын и третий, который Дух Святой…
Здесь Олди сводят в одну точку сюжетные линии предыдущих произведений, сталкивают знакомых читателю персонажей, заставляя их выполнить предначертанное и дописать последнюю Главу Зверь-Книги.
Отдельно рекомендуется читать тем, кто хочет узнать, почему дар Ведунов усиливается в пожилом возрасте, как справляться с Книгой Шредингера, которая и есть, и нет ее, и о том, каковы особенности обращения с запечниками и подвальниками на примере харизматичных Болботуна и Падлюка.
P.S. На мой взгляд, одна из главных идей произведения отлично передана в данном диалоге:
— Э-э, — усмехаюсь, — друг Пупырь, а ты, я смотрю, в душе сявка!..
— Какая-такая сявка? — не понял Пупырь. — Это плохо или хорошо?
— Да как тебе сказать… Не очень хорошо, в общем. Это когда захотелось человеку — он выпил, захотелось — в морду кому дал или еще чего в этом роде…
— Ага, понял! — расплылся в улыбке Пупырь. — Как ты!
Я чуть самогоном не поперхнулся. А потом мозгами пораскинул — так ведь правда! Пью? Пью. Морды им бил? Бил. Что хочу, то и творю.
Выходит — сявка. По моему же определению.
— Да, — подтверждаю, — как я. Вот и не бери с меня пример. Что хочу, то и творю — не лучший, знаешь ли, вариант. Вот хочу, а не творю — и не из-за Переплета, а из-за себя самого — это уже серьезнее.
Это надо уметь — вот так просто и понятно, с помощью нехитрого диалога, показать конфликт между буквой закона и его духом.
p-azarenkov, 9 мая 2018 г.
Дочитал «каноническую» часть «Бездны голодных глаз» прочитав один из самых потрясающих романов цикла — «Восставшие из рая». Роман вызвал ассоциации с такими произведениями, как «Свет в окошке» Логинова и «Пандем» Дяченко. Но не по сюжету конечно, а по посылу, идее, духу что ли. Мир Зверь-Книги жесток, что нас ждет за Переплетом? Что делает нас людьми? Мы ежесекундно совершаем Поступки. Должны ли мы думать о последствиях к которым они могут привести? А если «карма» будет моментальной всегда, всю жизнь, здесь и сейчас? Рай ли, ад?
Приступаю к последнему произведению цикла, который косвенно завершает «Бездну...». Осталась повесть «Ваш выход».
AlisterOrm, 24 июля 2015 г.
Ближе к концу этого романа просматривается его стержневая идея. В стране, где в начале 90-х мало кто был знаком с идеями постмодернистов и постструктуралистов, мысль о мире — Тексте, мире — Книге была удивительно свежей и интересной. Люди как семантические единицы, как объекты бесконечного и причудливого культурного кода... У Олди всегда были замечательные идеи... Которые они высказывали, но не всегда развивали.
Что подкачало в этом случае? Реализация. Нет, написано хорошо, но висит в воздухе... Трое изначальных героев. конечно, стараются двигаться по заданной авторами линии, однако ближе к концу теряются на фоне множества других, не совсем ясно очерченных персонажей. Крепкая сюжетная линия после полусотни страниц начинает рассыпаться на глазах, превращаясь в многоуровневый, пафосный, красивый, но подёрнутый плёнкой марева винегрет. А действительно, что пудрить голову? Если читать повнимательнее, то можно невооружённым глазом увидеть и чёткие линии сюжета, и параллели с другими вещами «БГГ»... можно найти всё что угодно — кроме глубокой философии.
Ещё один роман, величие которого поклонники Олдей не могут никак объяснить... Скорее всего потому, что он назван шедевром только на волне популярности других вещей писателей. Язык — прекрасен. Задумка неплохая. Но слишком много пустого многословия и важной надутости, за которыми скрывается ведь не так много...
O.K., 5 августа 2017 г.
Сама Зверь-Книга, как идея, так и воплощение, достойны авторов. Но всё остальное выглядит слишком… дёшево? Начиная с попаданцев, рушащих всё устройство параллельного мира благодаря свалившимся на них способностям, и заканчивая сборищем персонажей всех предыдущих частей, в котором не было никакой смысловой необходимости, и который был вставлен исключительно ради эффектной финальной точки. Самая противоречива часть, т.к. именно здесь сошлись рядом и самая гениальная находка, и самый посредственный сюжетный ход.
sollita, 10 июля 2016 г.
Красиво. Увлекательно. Легко читается. Лучшая часть цикла, если не считать «Ваш выход», но он вставлен позже.
Если бы я была автором, то и оставила бы эти две части, а остальные спрятала подальше и никому не показывала. Мне жалко убитого на цикл времени. Рекомендую взрослым людям читать только «Восставшие из рая» и «Ваш выход» как самостоятельные произведения.
gloker, 15 апреля 2013 г.
Замечательное окончание хорошего цикла. Всегда интересно встретить полюбившихся персонажей в других историях. И, как часто это случается у Олди, жирное многоточие в конце.
Тимолеонт, 21 февраля 2012 г.
Идеальное завершение цикла. Закончить всю эту историю лучше было б нельзя.
В романе нет вообще ничего лишнего или слабого — все персонажи до единого исполняют свою роль, цель, служат развитию сюжета, объяснению деталей или созданию атмосферы.
Единственный недостаток — мутноватый финал, всё остальное на высшем уровне.
wertuoz, 31 мая 2011 г.
Действительно Олди могут удивлять..Если судить о цикле в целом, то после таких провальных «живущий в последний раз» , «витражи патриархов», «войти в образ..» эта книга — просто бальзам на душу! ОТЛИЧНЫЙ сюжет, просто детальные и стучащиеся в душу герои, стреляющий в нужные места юмор, легкий и понятный язык повествования, что, наверное, редкое удовольствие от авторов, ну и конешно возващающиеся старые герои..все просто ИДЕАЛЬНО!!
LAN, 10 февраля 2008 г.
Один из двух самых любимых мною романов из «Бездны голодных глаз».
Действительно ли мы всего лишь знаки, слова, строки или страницы в Книге, которую кто-то читает? Можем ли мы что-либо изменить в этом мире, в нашей жизни?
Роман сделан изумительно. Очень живыми получились не только главные герои (хотя и Бакс, и Анджей, и Талька написаны просто превосходно). но и все второстепенные персонажи (сразу вспоминаются Пупырь, охотник Ах, страничник Свидольф...).
Прекрасный русский язык. А какие замечательные подобраны эпиграфы...
Потрясающая линия «Инга в нашем мире» (особенно мне понравился сбор бредунов). Логичные «связки» с другими романами цикла (Сарт и Марцелл просто великолепны).
Блестяще сделан «закольцованный» финал.
Darinella, 11 апреля 2009 г.
Оригинальная, неожиданная, увлекательная концовка потрясающей по красоте и силе «Бездны Голодных глаз». Здесь замечательно все — от манеры изложения до сюжета. Ну и герои, конечно — яркие, непохожие ни на кого — и в то же время как будто знакомые всю жизнь. Ну и долгожданное возвращение — как же без него...
Konst, 5 сентября 2008 г.
Тот редкий случай, когда финальное произведение объемного цикла оказывается лучшей книгой во всем цикле. Получилось эдакое фэнтезийное воплощение идей постмодернизма как философского течения.
Главное достоинтсво: интереснейшая и неординарная идея. И пусть кому-то не «отзовется» , кто-то не все поймет, кому-то не понравится манера изложения, но... ИМХО мир Зверь-Книги по достоинству оценит каждый любитель фантастики.
antc, 15 июня 2008 г.
Моя любимая книга из цикла про Бездну Голодных Глаз. Радует, что главные герои наши родные поляки. Лихой детективный сюжет переплетается с невероятно мистическими героями, люди-Буквы, люди-Странички и Зверь-Книга. Я пока не дочитал, не оторвался от книги.
Ruddy, 22 июня 2006 г.
Поражён.
Поражён исполнением, сюжетом и глубоким, наиглубочайшим смыслом произведения.
А может быть и мы просто знаки в чьей-то Книге? И не мы любим читать книги, а эта самая Книга Бытия читает нас?
Как знать, как знать.
Несколько дней на размышления у меня появилось, это точно.