Все отзывы на произведения Карло Гоцци (Carlo Gozzi)
Отзывы (всего: 7 шт.)
Рейтинг отзыва
ужик, 31 июля 2017 г. 09:41
Драматическая сказка «Турандот» появилась в 1762 г. Сказочная история о трех загадках, разгадав которые герой получит принцессу и царство в придачу, совсем не нова. Как всегда, акценты смещают фантазия и мастерство автора.
Говоря откровенно, пьеса тронула меня скорее на эмоциональном уровне. Для современного читателя все-таки не совсем понятны мотивы многих поступков героев, а твердая уверенность персонажей в том, что небесная красота Турандот должна обязательно идти в комплекте с добрым сердцем, не выдерживает никакой критики. ))) Тем не менее, история меня захватила.
А вот перевод показался «шершавым». Тем более удивительно, что читала я пьесу в серии «Библиотека всемирной литературы». Вот ничего плохого о переводе не скажешь, но не хватило какой-то искорки души, что ли. За это и оценка 8 баллов из 10. Хорошо, но могло быть и лучше, и претензии не к Карло Гоцци, а к Лозинскому.
Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам»
glupec, 1 января 2015 г. 22:38
Блестящее подтверждение старой истины, что для хорошего писателя не так важен сюжет, как отточенный слог, мастерство, владение поэтическими приемами... Жаль, что пьеса не сохранилась вся. Но и те отрывки, которые есть в «синопсисе» самого Гоцци, показывают буйство его фантазии, пышность красок, то, как упоенно он творил.
«Детская сказка тоже может стать сюжетом для качественного увлекательного приключалова», — рассудил Гоцци. Сейчас это для нас прописная истина (дай писателю волю — он и «Колобка» превратит в кровавый триллер, обычное дело, по нашим-то временам ;)) А тогда это нужно было читателю — вернее, зрителю — ДОКАЗЫВАТЬ. И, конечно, чтоб доказать, сперва требовалось дать какую-то «замануху»; ею стала литературная полемика, популярные (во все века) холиворы на книжном и театральном фронте...
Насмешки над культом античности, характерным для классицистской лит-ры конца 17 в., сейчас тоже сохраняют свою актуальность — в нашей интеллигентской среде, увы, хватает «ученых колпаков», не в меру идеализирующих древнюю эпоху. Луиджи Кьяри — великий итальянский поэт, не особо-то известный на русском, но считающийся на родине «класиком» — был административным чиновником в одном из тогдашних университетов и, видимо, всех учеников порядком достал (отчего и появилась в пьесе Гоцци ужААсно пафосная мымра Креонта — и ее не менее пафосная страсть по любому поводу изъясняться гекзаметром!..) Плюс еще Моргана, которой также свойственна сия дурная привычка.
А с другой стороны, классической напыщенности противостоит маг Челио (то есть, комедиограф Гольдони) — грубый мужлан, зачастую не стесняющийся в выражениях (конечно, таким он на самом деле не был, но это же все игра, «не всерьез» малость...) Разницы между этими колдуном и колдуньями, правда, не чувствуешь: тот самый случай, когда «оба хуже». Но потому-то и ржёшь во весь рот, глядя на них... Вообразите себе Мандоса и Мелькора, чтоб переругивались за душу Берена целых три часа (вообразите!!)... а потом, не успев даже как следует обуть сандалий, примчалась запыханная и патлатая Лютиэн, да и умыкнула любимого у них из-под носа. Представили?.. Ну вот… Теперь вы знаете сюжет «Трех апельсинов»… :D
Постановочное, насыщенное и романтичное действо, веселая забава, развлекающая и поучающая: прежде всего тем, что здесь нет никаких ПРЯМЫХ поучений. Таким мы видим (сквозь века) этот спектакль, дошедший до нас только в виде краткого «концепта». Потом еще будет «Зеленая птичка» — продолжение этой истории; и, как всегда, у Гоцци не получится дважды войти в одну и ту же воду. А потом будет журнал Мейерхольда, потом — опера Прокофьера, разудалый и не-совсем-пристойный стёб великого Л. Филатова... Словом, творение почтенного итальянца живет в веках. И удивляться тут, собственно, нечему — тонкий итальянский юмор старика Карло ничуть не уступит таким же тонким британским остротам, например, сэра Птерри.
Но и это уже совсем другая история...
glupec, 5 июля 2014 г. 20:57
Пьеса значительно уступает нашему фильму (тот же Юрский в роли коварного министра чего стоит — жутковатая мимика, жутковатые черные брови и костюм «наглухо», один в один как у зловещей шварцевской Тени. Можно даже сказать, что Сергей Юрьевич своей гениальной игрой предвосхитил Тень-Райкина. А потом не менее гениально отыграл доброго, гуманного Дерамо — вынужденного прятаться в теле злодея.
А Волшебник (Ефремов)? «Друзья мои, я только поэт!» Человек, который сам не совершает чудеса, а просто будит творческую фантазию в людях (но это и есть самое большое чудо).
Одним словом, фильм смотреть обязательно. Там, правда, открытый финал, нет четкого торжества Добра над Злом — но это и делает его по-своему интересным, неповторимым...
Ну, а пьеса Гоцци, хотя уступает ему (я с этого начал свой отзыв), тоже — «зачётна». Особенно хорош Тарталья — он, конечно, не очень похож на Тарталью из фильма, но черт побери, насколько же он вышел сочным, колоритным, истинно «темным» душой (хотя — не надо забывать, что это театр, и в поведении кошмарного злодея, разумеется, есть некая наигранность. Я бы сказал — прелестная наигранность:
«Страсть, честолюбие меня сгубили.
Вот чем я стал... От боли умираю,
От корч...
(Дрожа.)
От бешенства! Вот смерть моя!
Вот страшный бес. О, горе мне! Я умер».
А до чего ж прекрасно выписан Дурандарте! кто читал «Бурю» Шекспира, тот должен помнить: там тоже был примерно такой маг, в финале — гордо ломающий посох и (ради счастья дочери) становящийся обычным человеком. Мне кажется, финальные строчки «Короля-оленя» — своеобразный реверанс Гоцци в сторону Вильяма нашего:
«Дурандарте
Не хочет власти! Всем он возвещает,
Что ныне тайнам магии конец!
Я больше не волшебник! Пусть упрямо
Разгадывает физика загадки...»
«Пусть возобновится
С мышами и толченым табаком
Веселый пир! А вы, мои друзья,
Раз мы, звериный образ принимая,
Чтоб вас развлечь, достойны снисхожденья,
Утешьте нас, по крайней мере, знаком
Хвалимой всеми вашей доброты!
(Обратите внимание: герой Ефремова — просто не волшебник. Его таковым считают, он же — отнекивается. А в пьесе Гоцци Дурандарте «БОЛЬШЕ не волшебник», т.е., сперва он действительно им был. У сказки и философской притчи — разные законы...
Вот этим и хорош Гоцци: его не получается воспринимать серьезно — в отличие от старого советского фильма. Мир старины Карло — это идеально-романтический мир, немного безумный в своей колдовской веселости... и потому — незабываемый. Как Средиземье Толкина: его нет и не может быть, но кто из нас не мечтал там оказаться? ;))
фрейзи, 6 октября 2013 г. 01:58
Я эту пьесу не читала. Получилось гораздо лучше, я её посмотрела вживую, на сцене театра. «. Постановка была просто великолепна и я прям не знаю чему больше я отдаю респектов — пьесе или спектаклю
Из биографии Гоцци я узнала что он был сторонником не просвещения простого народа средствами искусства, а наоборот создания для народа искусства попроще и эта пьеса наглядный тому пример. Обьяснеия героеями своих поступков выглядят как откровенное враньё. Король первую часть пьесы имеет совершенно идиотский вид. Министры разнузданно алчны и коварны. Всё в лучших традициях комедии дель арте где вместо людей маски. Конец — появление бога из машины.
Была бы пьеса-сказка написана сейчас — обвиняли, но для своего времени вроде как и ничего. В нашем времени талантливая постановка всё вытянула. Вы что ожидали когда на сцене где должны играть пьесу-ксказку 18 века увидели офисную мебель, кулер, микроволновку? Ой, чего мы пришли, чушь будет несусветная! А вот и нет! Все предметы органично всплетены в действие. Запомнившаяся мне на всю жизнь фишка — появление колдуна из микроволновки, это прелесть!
Очень хочу посмотреть и с другим актёрским составом, а читать опасаюсь чтоб не испортить впечатление.
Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам»
voroncovamaria, 8 августа 2012 г. 00:47
Сюжет этой сказки не придуман Гоцци, это восточная сказка, но Гоцци написал отличную пьесу и познакомил Европу с детищем Востока. Персонажи настолько яркие, что нескольким композиторам захотелось написать музыку для этого произведения.
voroncovamaria, 8 августа 2012 г. 00:44
Занятная, блестящая вещь о преданности и любви. Как хочется, чтобы такой литературы было больше. Актриса, сыгравшая главную роль в фильме по этому произведению, отсидела 9 лет в тюрьме, ее обвинили в убийстве парня, который покончил с собой (закололся). Но она выжила и не сломалась.
voroncovamaria, 8 августа 2012 г. 00:40
Моцарт советовал Сальери: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку и перечти «Женитьбу Фигаро». А я посоветую перечитать Гоцци. Насколько веселее становится жить! Себя перестаешь всерьез воспринимать, а жизнь превращается в игру. Для москвичей «Турандот» особенная вещь, благодаря которой появился один из ведущих столичных театров. Работая над постановкой «Турандот», режиссер угасал от рака. Пьеса помогала человеку забывать о своих страданиях. Много произведений могут похвастаться подобной миссией?