Все отзывы на произведения Антона Чижа
Отзывы (всего: 24 шт.)
Рейтинг отзыва
Podebrad, в 09:46
«Анна Каренина» 20 лет спустя.
Ещё раз вынужден повториться — нельзя продолжать чужие книги. Тем более, классиков. Уровень таланта несопоставим. Отсюда результат, даже при самых благих намерениях.
Здесь уже прозвучало сравнение «Опасной фамилии» с аналогичными опытами Акунина, притом в пользу Акунина. Не согласен. У Акунина хуже. Он пытался сохранить основную линию сюжета и при этом переделать героев по своему усмотрению. Результат соответствующий. Чиж, наоборот, сочиняет независимый сюжет при бережном отношении к героям. Таким, какие они есть у Толстого, и какими они могли бы стать через 20 лет. Это уважение к первоисточнику, пожалуй, лучшая сторона романа. Конечно, таланта не хватает, чтобы удержаться на должном уровне, но тут у любого бы не хватило. Потому не надо и продолжать. Отрывается автор на молодом поколении, которое 20 лет назад лежало в пелёнках или ходило за ручку с гувернанткой. Вот эти на редкость неприятны.
Что касается чисто детективной стороны, скажу одно. Холмс находил преступника после первого преступления, иногда даже раньше. Пуаро — максимум после третьего убийства, но никак не позже. Великий сыщик Ванзаров пропустил шесть убийств. Многовато даже по меркам Фандорина.
Антон Чиж «Красный, как жизнь»
majj-s, 9 ноября 15:14
Незамысловато как грабли
Антона Чижа вы можете знать по серии ретродетективов «Агата и сыск», которых я не люблю, но вполне возможно. что вы из числа его горячих поклонников. Если так — радуйтесь. Сборник рассказов «Красный как жизнь» (странное название ассоциируется у меня с тем, о чем в приличном обществе и в присутствии детей лучше не говорить, не потому, что я испорченная или сексуально озабоченная, а потому, что чувство языка, оно или есть, или простите) — так вот, у этого сборника малой прозы с детективами ничего общего, но с ретро — вполне.
Семерка рассказов, в которых автор вспоминает свое советское детство на западной окраине империи, и юность в ее культурной столице, пронизана нежностью к Союзу, самому себе образца того времени: малышу, школьнику, подростку, юноше, молодому человеку. Героев, которые не он, Антон любит меньше. Рано познав женское коварство ( «Любовь советская, третьего класса, под знаменем будущих войн со всякими фашистами»), красивых молодых девиц не особенно жалует, проводит через суровые испытания, в которых одни чудом выживают («Любовь у края империи»), а другим везет меньше («Рыжая шкурка»).
Зарисовка из лихих девяностых, два дурачка, автор с другом Максом, решили подзаработать частным извозом в Новый год, когда, известно, счетчик тройной, и что из этого вышло («Будет, что вспомнить», так и хочется продолжить «нечего детям рассказать»). «Их нравы», ожидаемо скверные («Узники Монако»), но русские не сдаются, как объяснил нам фильм «Брат 2».
Титульный рассказ «Красный как жизнь» — это такой вариант огенриевских «Персиков» с поправкой на ветер Чижа, который ни разу не О.Генри. Не юмористический, а военно-патриотический. Семейная легенда о бабушке, молодой ленинградке, оказавшейся в эвакуации с двумя детьми. Слабенький младший заболел двусторонней пневмонией и, когда кризис миновал, важно было дать ему той еды, какую малыш попросит — именно это запустит механизм выздоровления. Он просит помидор. Нереальный зимой в этой медвежьей дыре, где о теплицах отродясь не слыхали.
Не буду спойлерить, я же все-таки думаю, что вы поклонники Антона Чижа и захотите сами узнать, чем все кончилось. А я поклонница Игоря Князева, который исполнил аудиоверсию сборника.
Антон Чиж «Правила счастливой свадьбы»
Semarg, 31 июля 11:45
Казалось бы зачем убийце убивать убийцу убийцы. Собственно так я обычно вижу детективы. Произведение Чижа тоже не сильно удивило. Читабельно, но не более. Хотя я скорее всего, просто придираюсь. Ну не люблю я детективы. Даже исторические.
Из плюсов могу отметить тонкий юмор и хорошую проработку мира. Хотя специалисты по дворянскому быту Москвы конца позапрошлого века может и плеваться будут, но для меня описано нормально.
Ну, и все. И да интрига сохраняется настолько до конца, что даже когда дело раскрыто не сходу понимаешь кто виноват и что делать.
Антон Чиж «Королева брильянтов»
majj-s, 12 июня 17:59
Эй, ямщик, гони-ка к Яру
«А преступников Пушкин ловить будет?»
С тех пор, как Леонид Юзефович открыл для современной русской литературы ретродетектив как жанр с великолепным сыщиком Путилиным, Борис Акунин сделал народно любимым с блистательным Фандориным, а Юлия Яковлева подхватила эстафету с Зайцевым и Муриным, по этому пути устремились все, кому не лень. С содроганием вспоминаю свои попытки читать Свечина, которого мне сильно хвалили, и хвалили читатели со вкусом. Теперь познакомилась с Антоном Чижом, который не так плох, но немногим лучше. Не знаю, сквозной его персонаж Алексей Пушкин или появляется разово. Думаю, что и не узнаю — вряд ли стану читать в дальнейшем, но детектива с таким идиотически бестолковым сюжетом и героями, не вызывающими примерно никакого эмоционального отклика мне давно не встречалось.
Предупрежу, будет незначительное раскрытие сюжета, если вы твердо намерены приобщиться к этой благоуханной прозе, не упустив ни толики, то лучше не читайте. Итак, богатый московский купец бросается как в омут в любовь к прекрасной юной цыганке, чьей благосклонности ему приходится добиваться долго и трудно. И в самый тот момент, когда девушка сдается под давлением неопровержимых доказательств его любви, выраженных брильянтовым колье цены немыслимой — купчина просыпается рядом с ней, имеющей перерезанным горло. Да, понимаю, что звучит неуклюже и выглядит надругательством над языком, но такова моя читательская особенность — хорошая проза вдохновляет на стилистически недурные отзывы, а , хм, разная — вот на такое.
Это только пролог, основное действие развернется много позже, когда купцу. которого все, да и сам он себя, считают убийцей — когда ему удается избежать ответственности, мать той цыганочки проклинает его страшным проклятием, что не мешает ему прожить остаток дней в довольстве. А вот к сыновьям призрак убиенной девы начинает являться. И дальше разворачивается собственно детективная линия расследования, с участием, непонятно к чему, еще и авантюристки экстра-класса Агаты, прозванной «Королевой брильянтов» за любовь, угадайте с трех раз, к какому камушку?
Это бесконечное. унылое, реально идиотическое и продленное во времени расследование, бесконечно получающее новую пищу для размышлений, но не обнаружением каких-то улик а... новыми трупами. Сыновей купца как магнитом притягивает роковой нумер. где погибла девица и каждый принимает в нем смерть сообразно своей тупости (а ее с избытком, но даже они не заслужили того, что творит с ними авторская фантазия). Следствие ведет красавчик Пушкин, на все вопросы отвечающий, что это подсказала ему загадочная «формула сыска» — очевидно призванная быть неким аналогом дедуктивного метода Холмса, с той разницей, что Шерлок охотно раскрывал ход собственных умозаключений. Поклонникам Пушкина приходится верить на слово.
А чтобы нескучно (не помогло) в повествование введен начальник Алексея, человек ленивый, недалекий и без конца сыплющий искаженными поговорками. В общем, единственное утверждение Чижа, с которым я согласна, что твердая рука позволяет поддерживать на вверенной территории видимость порядка, но лишь пока она тверда. И на том спасибо.
Корделия, 28 июня 2023 г. 12:40
Книга является прямым сюжетным продолжением «Машины страха». Но автор предпослал ей занятное предисловие, в котором уверил, что текст вполне можно читать, не зная предшествующих событий. И даже в обратном порядке.
Тем не менее в романе много отсылок к предыдущим событиям. И мне кажется, лучше читать книги одну за другой, а не с большим перерывом, как вышло у меня.
Сюжет интересный, события разворачиваются быстро, действие перескакивает из одной локации в другую, в центре внимания (а порой — и повествователями — с помощью несобственно-прямой речи) оказываются самые разные, даже эпизодические персонажи. Это придаёт книге объём и вес не только в прямом, но и в переносном смысле.
Хороши моментальные зарисовки Петербурга с точным указанием адресов!..
Но минусом для меня оказались следующие моменты. Во-первых, с трудом верится в огромное количество гипнотистов на единицу места, времени и действия — и, соответственно, огромное количество загипнотизированных. (Впрочем, здесь можно вспомнить, какую популярность всякая мистика приобрела на рубеже XIX-ХХ вв.) А во-вторых, опечатки в солидном издании «Эксмо», редактор которого пропустил даже откровенные речевые ошибки в классическом вкусе. Например:
«Свернув с Пантелеймоновской на Литейный проспект, Лебедеву потребовалась цель».
После такого хочется воскликнуть: «Стыдно, Чиж!»
Podebrad, 2 мая 2022 г. 15:00
Вот всё вроде бы на месте. Язык грамотный, не суконный. Местами даже присутствует ирония. Главные герои имеют каждый своё лицо. Нестандартная завязка сюжета, хорошо проработанное развитие и не вполне ожидаемая развязка. Даже мысль иногда мелькает. Чего ещё можно требовать от детектива? А читается всё равно без интереса. В чём проблема?
Я твёрдо уверен, что исторический детектив требует более высокого уровня таланта, чем современный. Всё-таки проблемы полицейских агентов XIX века от нас далеки. Можно попробовать как-то связать проблемы предков с нашими собственными. Можно погрузить читателя в море интересной и разнообразной информации, как это делает Свечин в наиболее удачных книгах. Можно взять просто литературным талантом, как это умеет делать Акунин. Можно попробовать очистить душу читателя, вместо того, чтобы опускать её, но это совсем уж трудно. Автор пошёл по простейшему пути. Надо взять какое-то преступление из газетных статей того времени или, как вариант, выдумать аналогичное в духе тех же репортажей. Расцветить подробностями и развернуть в серию преступлений. Ну и вести читателя по этой линии, периодически заводя в тупики. То есть всё в духе репортажей в бульварной прессе. Но читатели тех лет сами жили в этом мире, и им было интересно. Нам не так интересно. Информация об ушедшем мире здесь сводится, в основном, к чисто полицейским проблемам. А создать живую картину жизни не получилось. Может быть, дело в этом.
Антон Чиж «Мёртв только дважды»
thosik, 7 апреля 2022 г. 05:37
Странно. Меня всю книгу терзали сомнения: а тот ли это Чиж вообще? Нет, ну правда, тот автор, которого я знаю, пишет отличные ретро-детективы, слог у него приятный, а здесь будто чья-то не очень удачная проба пера. Написано очень плохо — с точки зрения текста.
По сюжету тоже ничего хорошего сказать не могу. Я не так много читала шпионских триллеров, но все-таки представление о них кое-какое имею. И вот у меня сложилось впечатление, что сюда автор постарался все самые дешевые трюки и клише этого жанра запихнуть. И не очень умело, надо отметить, все слишком явно. Единственное, что хоть как-то зацепило, это описания Будапешта.
Сравнивают с Дэном Брауном... Хм, в каком месте сходство? Я что-то не понимаю. Ну артефакты, ну раскопки, и что дальше?
Осилила с огромным трудом. Совсем не понравилось. Пойду лучше про Ванзарова почитаю.
lammik, 24 августа 2021 г. 17:20
После «Смерти мужьям!» я не скоро рискну обратить внимание на творчество Антона Чижа. И причин тому масса. Но как первую из них нельзя не отметить удивительное авторское косноязычие. Местами просто оторопь разбирала.
«Парадный облик здания не смущал дворника Игната Карповича основательно страдать от жары.»
«А Родион с радостным трепетом охотника, поймавшего удачу, приступил к телу.»
«Чашечка кофе опустела наполовину решительным глотком.»
Подобные перлы разбросаны по тексту регулярно.
Во-вторых, автор постоянно описывает женские наряды, в описаниях этих половину слов надо смотреть в словаре, никакого отношения к собственно действию они не имеют. «Она предстала в костюме из плиссированного газа цвета «маис» на чехлах из тафты того же цвета, широкая юбка-клош без всякой отделки и корсаж, надеваемый вниз, перед его свободно задрапирован белым, широким кружевом, образующим на спине род берта, и ниспадающий на рукава в стиле «жокей». Пышные, короткие рукава-ballon были украшены изящными бантами из черного атласа на плечах и у локтя. Талию схватывал черный атласный кушак, воротник-рюш из черного газа, отделан вместо шу – пунцовым маком. Длинные белые перчатки и большая шляпа из соломы, отделанная плиссированным газом цвета «крем», с пунцовым маком и зеленью. Изящный зонтик из шелкового газа цвета «маис» завершал впечатление.»
Ну и в третьих, свойственная всем низкопробным детективам кровожадность, трупы так и падают в петербургских гостиных и на мостовые столицы. При этом внятной мотивации убийца лишён. Было бы извинительно, окажись эта книга первой в творчестве детективщика, проба пера и так далее, но и это не так.
Три из десяти трупов романа появились благодаря впрыснутой в конфеты синильной кислоте. Но сахар нейтрализует последнюю, о чём видимо не знали ни князь Юсупов с партнёрами по убийству Распутина, ни Антон Чиж.
Исторический детектив как жанр предполагает наличие у автора элементарных знаний эпохи, в том числе и используемых тогда мер. А то приходится читать что-то в этом роде: «Крыса была крупной, чуть менее вершка, считая с хвостом...». Вершок — это примерно 4,5 сантиметра. Прямо не крыса, а монстр какой-то.
Для полного комплекта в детектив из жизни культурной столицы конца позапрошлого века просочилась модная ныне ЛГБТ-тема.
Антон Чиж «Мёртв только дважды»
prouste, 1 августа 2021 г. 10:58
Балансирующий на грани приемлемости шпионский боевичок, легко читаемый, со всякого рода надуманными персонажами, один ярче другого. В плюс автору- действие происходит в Будапеште, топонимика и основные туристские достоинства которого воспроизведены добросовестно. Пляжное чтиво и некоторым образом — идеал для Абдуллаева, если бы он умел писать.
Корделия, 14 апреля 2021 г. 19:50
Детектив развивается по традиционной схеме: преступление — расследование — разоблачение. Ну, разве что некий мистико-гипнотический флёр нависает над событиями, ибо в центре действия — гипнотизёры, магнетизёры, сеансёры и прочая и прочая.
А вот финал озадачил. Ванзаровская «психологика» привела куда надо, преступник разоблачён и схвачен, пора задёргивать занавес и прощаться с читателями. И вдруг в финале новые трупы и надпись: «Конец I сеанса». То есть нас обманули, ничего не кончилось, и должно последовать продолжение?..
Романы Чижа про Ванзарова читать интересно. Любопытно наблюдать, как полицейский чиновник умело распутывает нить интриги с помощью своей «психологики» и логики Сократа. Да, у Холмса дедукция, у мисс Марпл сплетни, у Ниро Вульфа Арчи Гудвин, а у Ванзарова «психологика». И ведь работает! :) Но зато гениальность криминалиста Лебедева (Ватсона при Ванзарове), на мой взгляд, заявлена чисто декларативно, а фактами подтверждается мало. Разве что эксцентричность и самомнение зашкаливают. Но, безусловно, персонаж колоритный.
Всяческих похвал заслуживает портрет столицы конца XIX века. Общая атмосфера города, узнаваемые адреса и пейзажи, знаменитые «Донон» и «Палкин» — и множество разнообразных штрихов и деталей, милых сердцу любого петербуржца, интересующегося историей своего города.
Антон Чиж «Красный треугольник»
Т_ЕЛЕЦ, 27 февраля 2021 г. 00:14
Мы входили под дождь, мы пили воду из луж...
В. Цой
Год назад мне понравилась «Золотая пуля» Врочека и Некрасова, теперь вот это...тоже понравилось. Начинаю опасаться за своё психическое здоровье.:)
Нет , я и рассчитывал на такой результат, знал что покупаю. Нравятся мне истории про мистические безвыходные места, в духе Шахназаровского «Город Зеро», с примесью абсурда и жути. У Шахназарова командировочный приезжает в некий город, который затем никак не может покинуть. У Чижа банковский служащий прибывает в некую фирму, офис которой располагается на территории бывшего завод «Красный треугольник», для заключения контракта. С тем же результатом. Контракт заключён, и даже откат получен, но как выбраться с этого чёртова завода? Лабиринт какой-то, трущобы, разруха. Напоминает планету Шелезяка: воды нет, еды нет, электричества нет, населена... нет, не роботами, а какими-то стрёмными бомжами, всякими торбниками да лужниками, что изъясняются на каком-то птичьем языке — «отпустил» вместо «убил», кровь величают Тёплой Водицей, и все талдычут, что выхода нет. И кто это там орёт: «Ночь спущена!» Что такое началось-то?
Ночь упадёт, словно кончился свет,
Вступит в свои права.
Видел табличку «Выхода нет»?
Это не просто слова.
Точно нет выхода? Точно-точно? А если найду?
Старые принципы здесь не важны —
Всё по другому тут.
Люди друг друга жрать не должны,
А вот поди ж ты — жрут.
За отсутствием воды и еды здесь пьют ту самую Тёплую Водицу и едят мясцо... Ага, каннибализм во все края. Что нос воротишь? Не хочешь — ешь пыль, жуй резину, пей воду из луж. И станешь ты лужником. Или лизнецом.
Здесь бесполезно хранить цивил,
Прятать в ладошки лицо.
Или противника ты отпустил,
Или — пойдёшь на мясо.
Кроме торбников да лизнецов, есть и местная элита: месрезы и глабы, а ещё противцы и таинственный Темнец. А вот ты, пришлец лютый, кем будешь?
Тёплой водицы испить поспеши,
Сцеженной в алый надрез,
Ты в Треугольнике — он решит,
Торбник ты или месрез.
Когда начинаешь понимать, что тут происходит и кто такие эти глабы и месрезы, становится ясно, что роман этот — не жуткий абсурд и не абсурдная жуть, а очередная шпилька в сторону офисного планктона. Жаль, лучше бы поменьше сатиры и побольше жути, как по-мне...
И да, «...место этой книге — на полке рядом с шедеврами антиутопии Дж. Оруэлла, Л. Кэрролла, Т. Толстой...» (так на обложке!) — это всё-таки перебор.
s-iron, 16 ноября 2020 г. 23:24
Хорошо замешанный детектив с русским Шерлоком Холмсом. Но непозволительно серьезному (надеюсь, Чиж себя таковым считает) делать мелкие ошибки в русском языке. Например, на судне или корабле паруса крепятся к рею, а не рее. Т.е. «Нас вздернут на СОБСТВЕННОМ рее», а не «собственной рее«!
Корделия, 10 октября 2019 г. 10:17
Интерес вызвали странные, не поддающиеся объяснению, абсурдные преступления. Казалось, что придумать им логическое обоснование невозможно, но автор вместе с ванзаровской «психологикой» справились.
Убедительно показан политический фон, на котором разворачиваются события, отчаянность и жертвенность революционеров-«бомбистов» (причём в жертву предназначаются помимо основной цели и они сами, и огромное количество оказавшихся рядом людей. Вот они — истоки страшного терроризма, пришедшего в наш мир!).
Забавно выглядят рекламные объявления и путеводители — лёгкая пародия на современную рекламу и одновременно штрихи к портрету той эпохи.
Провинциальный Павловск, летняя великокняжеская резиденция и тихий городок, жизнь в котором начинается с приходом летнего сезона, нарисован ярко и убедительно, исторические детали, топонимика и достопримечательности — всё на своих местах. По крайней мере на мой взгляд — взгляд читателя-неисторика, довольно часто бывающего в Павловске.
Смутила лишь мистическая сторона книги. По-моему, она совершенно лишняя. Не стоит выводить вполне реалистические романы о сыщике петербургской полиции в эзотерический план.
И опять Чиж заигрывает с литературным предшественником Ванзарова. Раз у Эраста Петровича была весьма внушительная череда предков, будет она и у Ванзарова. Будет вам и Дитрих Ванзариус, и Карл Ванзархофф, и Рутгер Ванзар...
Ну и, конечно, раз Акунин включает в свои романы чужих персонажей, будет и здесь отголосок Достоевского...
Раз Акунин играет с читателем (например, в «Квесте»), будут такие игры и у Чижа (заполните, впишите, угадайте преступника, раскрыв шифр)...
Viradan, 1 августа 2019 г. 12:54
Цикл о сыщике Родионе Ванзарове часто позиционируют как хороший вариант «продолжения банкета» для поклонников приключений Эраста Фандорина. После прочтения двух романов с сожалением приходится признать, что он не тянет на это звание.
- Автор излишне «кровожаден». Большое количество персонажей второго и третьего плана убивают, и это выглядит не как логичное развитие сюжета, а как дешевая попытка удержать внимание читателя. Хотя для этого есть и более изящные приемы.
- Ближе к развязке возникает стойкое ощущение, что источником вдохновения книги послужила печально известная газета Speed Info с ее кричащими заголовками вроде «гей-вампир убивал своих сестер — карликовых лесбиянок». Причем проблема даже не в намерении эпатировать читателя, проблема в том, что выброси этот шок-контент — и кульминация ничуть не изменится.
- Не хватает мелких деталей и моментов, которые нарисовали убедительную картину эпохи, а ведь конец XIX — крайне любопытное время.
- Из позитивов можно выделить достаточно ненавязчивый стеб на чиновниками разных рангов. Самое обидное — понимание того, что с тех пор в этом плане практически ничегошеньки не поменялось.
- Отступления и прямое обращение автора к читателю. Их уж слишком много и ближе к концу книги изрядно утомляет.
Эрго: не самый плохой детектив на «убить время» в поезде/шезлонге на пляже. Однако все же стоит признать, что даже в этой нише чтива есть экземпляры получше.
Антон Чиж «Красный треугольник»
new71, 21 января 2019 г. 12:23
Давно не было такой вкусняшки. Тема не заезженая, попаданцы в замкнутую от мира промышленую зону где процветает трэш угар и канибалия. Этакий Биошок и You Are Empty. Жаль что все скатилось в какую то подростковую философию о сверхчеловеке и офисных рабах. Название перекликается с Красный броневик Елена Арсеньева, как и сюжет «Острова доктора Моро»
Корделия, 11 октября 2017 г. 00:40
История бессмысленная и нелогичная. Ради чего Чиж написал этот роман? У меня родилось несколько предположений: то ли чтобы поиздеваться над Эркюлем Пуаро, который выглядит здесь как неуважительный плевок в сторону королевы детектива; то ли ради заключительных философствований Ванзарова о параллельных мирах; то ли ради возможности поразвлечься за счёт читателей, слишком серьёзно относящихся к жанру детектива и требующих продуманности событий, логики поступков, умного преступления и тщательного расследования. Последнее предположение кажется наиболее верным, поскольку автор то и дело иронизирует над «внимательным читателем», обращаясь к нему напрямую. Разумеется, вспоминается «Что делать?» Чернышевского с его «проницательным читателем» — объектом авторской насмешки.
В общем, в этом романе автор посмеялся над всеми: и над читателями, и над персонажами, и даже над собой — сначала продемонстрировав, что может провести тонкие параллели с «Бурей» Шекспира, а затем уничтожив созданное впечатление незнанием текста «Ромео и Джульетты» («...попробовать снадобье, которое превратило Ромео в хладный труп до пробуждения»)...
Корделия, 22 августа 2015 г. 22:57
Это первоначальный вариант книги, принёсший автору известность. Позже Антон Чиж переделал его в «Пять капель смерти» (2013). Большая часть двух произведений схожа. Переработанный вариант, на мой взгляд, стал лучше, занимательнее и как-то изящнее, что ли...
Самые существенные изменения произошли даже не с сюжетной линией, а с главным героем, который изменил к лучшему и внешние данные и семейное положение.
В «Божественном яде» Ванзаров — толстый, одышливый и сутулый господин, не имеющий ни грамма романтического ореола. Он скучно живёт, заменяя работой скучный отдых, и скучно женат.
Тот Ванзаров, которым он стал в «Пяти каплях», производит совершенно иное впечатление. Яркий, моложавый, быстрый, очаровательно усатый и располагающий к себе женщин — такой герой получился в соответствии с логикой развития образа, после того как ему была придумана биография в других романах цикла.
На мой взгляд, «Божественный яд» стоит прочесть лишь тому, кому любопытно проследить за творческим процессом и сравнить две книги.
В ином случае читайте только второй вариант.
Антон Чиж «Пять капель смерти»
Корделия, 20 августа 2015 г. 23:02
Излюбленный приём писателя, создающего исторический роман, — сделать так, чтобы реальные, уже известные события проистекали из тех событий и действий, которые он сам придумал. Чтобы вымышленные персонажи творили Историю.
Это мы видели у Александра Дюма... Так же любит развлекаться и непосредственный предшественник Антона Чижа в литературе Борис Акунин.
В «Пяти каплях» автор раскрывает читателю глаза на причины первой русской революции.
Занимательно, весьма.
Описаны, разумеется, и реальные исторические личности. Например, поп Гапон.
Но гораздо интереснее и жизненней мне показался один из второстепенных персонажей: ужасная женщина Софья Петровна. Муж от неё сбежал, но она нашла ему замену и под прикрытием родственных чувств тиранит Ванзарова. А ему и хочется её послать подальше — но воспитание вкупе с родственными чувствами загоняют в угол безысходности.
Вот за счёт таких ярких бытовых сцен роман выигрывает гораздо больше, чем странной трактовкой исторических фактов.
Корделия, 6 июля 2015 г. 22:20
Антон Чиж откровенно ввязался в литературное соревнование.
Не только между Фандориным и Ванзаровым. Акунин, как экспериментатор, несколько раз «дописывал» классику («Ф.М.», «Чайка» и пр.). Чижу тоже захотелось увенчаться подобными «классическими» лаврами. Он решил «дописать» за Толстого. Удивлённый читатель в романе «Опасная фамилия» обнаруживает продолжение «Анны Карениной». Даже те, кто никогда не читал роман Льва Николаевича, знают, что Анна Каренина бросилась под поезд. Что может быть интересней, чем игра с общественным мнением, с тем, что известно всем?
В «Чайке» Акунин превратил самоубийство в убийство. Что же сделал с самоубийством Чиж?
Отвечать на вопрос и писать спойлер не хочется. Конечно, игра с известными сюжетами и персонажами занимательна. Но в этой игре Чиж заранее проигрывает Акунину. Ведь тот был первым. Чиж, в любом случае, только второй...
Антон Чиж «Смерть носит пурпур»
Корделия, 4 июля 2015 г. 21:44
На мой взгляд, не лучший роман у Чижа.
Подоплёка преступлений весьма сомнительна:
Заинтересовало меня в основном любопытное описание Царского Села конца XIX века. Местность и история мне, как экскурсоводу, знакомые. Автор, пожалуй, фон событий описал вполне достоверно. Вот за это баллов добавлю, а не за детективный сюжет.
Корделия, 1 июля 2015 г. 00:24
«Закрытый детектив» а-ля Агата Кристи: поиск преступника в замкнутом пространстве + постоянно добавляющиеся преступления. Написано интересно. Кроме самой сюжетной линии, меня заинтересовали исторические факты. Конечно, Чиж интерпретирует их вольно, но зато он подвиг меня на изучение фактов о первой российской олимпийской сборной. Как и Александру Дюма, автору удалось умело «повесить на гвоздь истории» свой роман.
Не самый стандартный приём для детектива, в котором участвует полицейский: у Чижа преступление всегда раскрыто, но закон не торжествует! Правосудие, если может, вершит сам Ванзаров своими методами.
Антон Чиж «Безжалостный Орфей»
Корделия, 29 июня 2015 г. 22:30
Со всем циклом стала знакомиться в хронологическом порядке событий, а не написания романов. Поэтому Ванзаров взрослеет с каждой книгой, которую я прочла, набирается опыта. И здесь он уже отточен, как кинжал, жёсток, дипломатичен и блестящ — залюбуешься! Уже куда-то делся тот смущающийся увалень, с которого всё начиналось. Родился Холмс-профессионал :)
И не слышно больше пустых мечтаний о «Великом сыщике» — они перекочевали в голову Коли. А Коля здесь исполняет роль Анисия Тюльпанова при Фандорине (без параллели с книгами Акунина никак не обойтись!).
Только вот Лебедев разочаровывает: выглядит жалким и самовлюблённым надутым индюком. А хотелось всё же увидеть заявленного гения криминалистики.
Очень понравилось великолепное прозвище Ванзарова, вынесенное в заголовок. Такие впечатляющие антично-литературно-кинематографические аллюзии возникают! И мне приятно, что я их увидела. Всегда люблю игру автора с эрудицией читателя. Этим отличаются и Акунин, и идущий по его стопам Чиж.
Антон Чиж «Формула преступления»
Корделия, 7 июня 2015 г. 22:28
Самое интересное в этой книге — аллюзии. Я аннотацию не прочитала и стала постепенно догадываться обо всём сама. Для тех, кто хочет такого же сюрприза, какой получила я, остальное прячу под «спойлер».
В общем, кто Пушкина не читал, тот аллюзий не оценит и в персонажах не разберётся. Впрочем, и без Александра Сергеевича всё достаточно занимательно. Ведь Чиж не повторяет чужие сюжеты, а лишь кагбэ намекаэ :)
Но как ни старается автор затмить своим Ванзаровым Акунинского Фандорина, это вряд ли когда-нибудь удастся. Как минимум — седые виски и заикание куда как эффектнее полноты и «воронёных усов» :)
Правда, для меня у Чижа нашёлся дополнительный плюс: на стороне Ванзарова — Петербург!
prouste, 7 июля 2013 г. 14:59
Средний уровень расцветшего диким цветом после Акунина ретродетектива. Автор наворотил будь здоров от гермафродита с сомой до маячащего в роли эдакого закулисного Мориарти молодого Сталина, берет нагроможденьем. Слог усредненный не без напыщеннных оборотов, читается достаточно легко. Много от полицейского романа по принципу — иди от трупа к трупу, собирай улики, а в конце книги центрального сыщика прорвало на интуитивные озарения ( до этого ничего не предвещало). Центральная фигура неинтересна совершенно, статисты тоже так себе. Право, после чтения книги Чижа Акунина стал ценить побольше. О Юзефовиче говорить не приходится — недосягаемый идеал.