Павел Андреевич Бляхин — русский советский прозаик и сценарист; член РСДРП с 1903 года, активный участник революционного движения и Гражданской войны в России. С января 1945 года — член Союза писателей СССР.
Родился 13 (25) декабря 1886 года в селе Верходым Петровского уезда Саратовской губернии (ныне Шемышейский район Пензенской области) в семье чернорабочего. В четырёхлетнем возрасте остался без матери — рос, батрача на своего дядю. Окончил церковно-приходскую школу в селе Селитренном Енотаевского уезда Астраханской губернии. В 1903 году уехал в Астрахань, устроился учеником наборщика в одну из типографий.
Вскоре приобщился к политической борьбе: в 1903 году вступил в подпольный рабочий кружок РСДРП, печатал и распространял листовки, доставал для типографии шрифт. В июне 1904 — июле 1905 года Павел Бляхин жил в Баку, работал переплётчиком в переплётной мастерской. Был организатором социал-демократических кружков на нефтяных промыслах, участвовал во всеобщей стачке нефтяников, за что был арестован и заключён в Карсскую крепость. В октябре 1905 года был амнистирован. Уехал в Москву, где установил связь с Московским комитетом РСДРП. Был агитатором, боевиком-дружинником, участвовал в Декабрьском вооружённом восстании. В 1906 году стал партийным организатором Городского района. По поручению Московского комитета вёл работу в профсоюзах, стал членом первого совета профсоюзов Москвы и его исполнительной комиссии.
Осенью 1907 года Бляхин вошёл в состав Московского комитета РСДРП. Вскоре опять был арестован и сослан на три года. С ноября 1911 года находился в политической ссылке в городе Вельске Вологодской губернии. В ноябре 1913 года бежал и перешёл на нелегальное положение. С ноября 1913 по февраль 1917 года вёл подпольную работу в комитетах РСДРП(б) в Москве, Баку, Костроме, Тифлисе. Февральская революция застала Бляхина в Баку, где он вошёл в состав президиума Бакинского Совета рабочих депутатов. В мае 1917 года Бляхина избрали председателем губернского Костромского Совета, с апреля 1918 по май 1920 года он был председателем Костромского горисполкома и губисполкома. С мая 1920 года — председатель губернского ревкома Одессы, с 3 сентября 1920 года — Екатеринославского. Принимал участие в разгроме махновщины. С ноября 1920 по декабрь 1922 года был ответственным секретарём Костромского губкома РКП(б).
В 1922 году Бляхин был командирован в Баку. По неожиданно оказавшейся долгой — вместо трёх дней почти месяц — дороге туда из Костромы в вагоне-теплушке он написал свою повесть «Красные дьяволята». Рельсы, маузер, карандаш, обёрточная бумага — в такой обстановке под стук колёс поезда, словно опасаясь не успеть высказаться, Павел Бляхин спешил создать героические образы юных бойцов за победу Советской власти. Это была одна из первых книг о гражданской войне. Сам автор в газете «Тифлисский рабочий» от 20 января 1935 года так писал о ней: «Повесть явилась полусказочным отражением мрачных событий, связанных с именем небезызвестного главаря кулацких банд батьки Махно, с которым нам приходилось иметь дело в 1920 году в районе Екатеринославщины, где я был председателем губревкома». По воспоминаниям автора, повесть впервые была издана в Баку в 1922 году. И уже в 1923 году вышел в свет кинофильм «Красные дьяволята», поставленный в Грузии по повести и сценарию Павла Бляхина режиссёром Иваном Перестиани. Уже после смерти автора, по мотивам «Красных дьяволят» был поставлен знаменитый советский героико-приключенческий фильм «Неуловимые мстители» (1966).
В 1925 году Павел Бляхин занял должность председателя Главполитпросвета Азербайджана, а после его реорганизации возглавил отдел народного образования. Являлся членом ЦК Азербайджанской компартии (большевиков), участвовал в работе Центральной контрольной комиссии ЦК АКП(б). 20 марта 1925 года на заседании Кинокомиссии ЦК обсуждался вопрос об укреплении кадрового состава киноорганизаций работниками-коммунистами. В результате обсуждения было принято решение о введении Бляхина в состав художественного совета по делам кино при Главполитпросвете РСФСР. С марта 1926 по июнь 1927 года работал заместителем заведующего отделом печати ЦК ВКП(б), членом коллегии Главлита от отдела печати ЦК ВКП(б). С июня 1927 по декабрь 1928 года — член правления «Совкино». С декабря 1928 по октябрь 1934 года — заместитель председателей Главреперткома (Ф.Ф. Раскольникова, К.Д. Гандурина, О.С. Литовского). С октября 1934 по ноябрь 1939 года — председатель ЦК Союза кинофотоработников СССР, литературно-сценарный работник на дому. В ноябре 1939 — июле 1941 года — главный редактор сценарного отдела киностудии «Мультфильм».
Когда началась Великая Отечественная война, Павлу Андреевичу было почти 55 лет. По возрасту и состоянию здоровья он мог остаться в тылу, но он настоял на зачислении в июле 1941 года добровольцем в 22-ой полк 8-ой Краснопресненской дивизии народного ополчения. Чтобы скрыть свои седины, Бляхин даже остригся наголо, думая этим как-то «обмануть» командование. В эту дивизию вместе с рабочими Трёхгорной мануфактуры, сахарного и вагоностроительного заводов, вчерашними школьниками на войну ушли многие представители столичной интеллигенции — немало было в ней добровольцев из числа профессоров, учёных, преподавателей, студентов университета, юридического института, консерватории, артистов и писателей. Роту, в которой Бляхин стал рядовым бойцом-пулеметчиком, называли «писательской», в ней служили многие другие известные литераторы: Александр Бек, Степан Злобин, Эммануил Казакевич, Рувим Фраерман. Дивизия была занята на строительстве оборонительных рубежей, затем вступила в бой 4 октября 1941 года и почти вся погибла 6-7 октября 1941 года.
В октябре 1941 года Бляхин получил командирское звание и стал литсотрудником газеты 49-й армии «За Советскую Родину», откуда в январе 1943 года был переведен на должность специального корреспондента газеты 61-й армии «Боевой призыв». Газетным псевдонимом Бляхина стало его журналистское прозвище «Дед-Непосед», позже появился ещё один псевдоним «Дед Панас — сто глаз». Павел Андреевич не только писал о фронтовых героях, но и сам не раз проявлял смелость, мужество и отвагу. В конце ноября 1941 года Бляхин добился у командования разрешения побывать у партизан. Он тщательно готовился к переходу немецких позиций: раздобыл поношенную шубу, ватные штаны, старую шапку, залатанные валенки. Отрастил бороду. Выменял у старушки даже крестик. «Завтра, — писал он в одном из писем, — еду в неизвестность. Километров сорок пешком в тыл к немцам, к партизанам… По-видимому, я как был, так и остался романтиком. Тянет на большие и опасные дела, а главное — тряхнем стариной: опять явки, псевдонимы, подполье…» Десять дней был Бляхин у партизан, участвовал вместе с ними в боевых операциях. А потом написал серию газетных очерков о нелегкой партизанской жизни и самоотверженной борьбе.
В основу своего творчества Бляхин положил принцип «не сочинять, а писать то и так, как это было в действительности». Тем не менее он стал автором (под псевдонимом «Дед Иван — старый ветеран») многих сатирических и юмористических фронтовых материалов, в том числе — кроме очерков и статей — стихотворных фельетонов, печатавшихся в форме раёшников, народных лубков и даже сказок. Он хорошо понимал, как важны для бойца в трудную минуту добрая шутка и острое слово. У него появилась даже мысль вслед за Александром Твардовским создать своего «Василия Тёркина». И Павел Андреевич написал поэму в 600 строк, героем которой стал Ваня Хваткин. Этот стихотворный жанр «попал в точку», бойцы слушали и читали поэму с интересом, уверовав, что Ваня Хваткин — живой герой.
В годы войны сражался не только сам Бляхин, но и его «Красные дьяволята»: только лишь в осажденном Севастополе не менее трехсот раз показывали этот фильм, перетаскивая кинопередвижку и киноленту из блиндажа в блиндаж под непрерывным огнем фашистов. А в 1943 году произошло второе рождение фильма — он был сведён в одну серию и озвучен. Павел Андреевич даже взялся за продолжение повести «Красные дьяволята», рассказывая о ставших теперь уже взрослыми своих любимых героях, об их невероятных приключениях, но уже на фронтах Великой Отечественной войны. И новая повесть «Красный дьявол» тепло была встречена читателями армейской газеты.
Начав войну рядовым, Бляхин закончил её в звании майора. За годы войны Павел Андреевич был награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»; был представлен к ордену Красной Звезды (28.03.1942), награждён орденами Красной Звезды (16.05.1943) и Отечественной войны I степени (20.02.1944). Последняя запись во фронтовом дневнике была сделана Бляхиным в латвийском городе Тельшай 10 декабря 1944 года. Здесь он серьезно заболел, попал в госпиталь. Был комиссован из армии в январе 1945 года и вскоре вернулся в Москву. В 1955 году в стране широко отмечалось 50-летие первой российской революции, и Павел Бляхин как активный участник тех бурных событий был награжден орденом Ленина.
Пятидесятые годы были особенно благодатными в творческой жизни Бляхина. Хотя его имя как автора повести «Красные дьяволята» и нескольких сценариев, по которым были поставлены фильмы, было широко известно, но настоящее литературное признание к писателю пришло только после войны. Именно тогда были написаны и впервые изданы задуманные ещё на фронте повести «На рассвете» (1950), «Москва в огне» (1956), «Дни мятежные» (1959) и, наконец, переработанная на основе этих трёх повестей трилогия «Дни мятежные» (1961). Спустя 21 год после окончания Великой Отечественной его фронтовой дневник — безусловно, доработанный — превратился в книгу «Годы великих испытаний» (1966).
В последние годы жизни Павел Андреевич стал страдать эмфиземой легких и по рекомендации врачей в апреле 1961 уехал с женой в Ялту. Но уже 12 мая почувствовал себя очень плохо, врачи признали обширный инфаркт. Утром 19 июня 1961 года Павла Андреевича не стало. Похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище. Эпитафия на его надгробном памятнике столь же скромна, как был скромен при жизни и сам Павел Андреевич: «Коммунист, писатель, боец».
©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)