Все отзывы на произведения Адриана Чайковски (Adrian Tchaikovsky)
Отзывы (всего: 73 шт.)
Рейтинг отзыва
Адриан Чайковски «City of Last Chances»
Shining, в 14:00
Прекрасная книга, хотя и не в том смысле, в котором я ожидал поначалу.
После прочтения первых глав кажется, что впереди нас ждут древние боги, чужеродные чудовища, загадочная лесная магия, проклятия и аналогичные штуки. И... да, они будут, но в не самом большом количестве (кроме, пожалуй, концовки). Прочитав аннотацию, я ждал чего-то в духе New Weird, но City of Last Chances — это не «Вокзал потерянных снов», а Чайковски — не Чайна Мьевиль. И хоть город Илмар и работает по причудливым правилам (тут есть своя Запретная территория, демоны на фабриках и таинственный лес), книга всё-таки про людей и революцию, а не про загадочных тварей. Хотя они тоже найдутся, чего греха таить.
Значительную часть здоровенной книги занимают описания интриг и заговоров местных заправил, но от этого хуже не становится. Есть несколько удивительных поворотов сюжета — например, суть жены Хеллгрэма повергла меня в шок (но кто я такой, чтобы осуждать чужие вкусы?) Найдётся место и боевым сценам из разряда «куча на кучу». Очень впечатлил Ясник со своими трудными отношениями с божеством (особенно в конце, когда
Я рад, что наткнулся на эту книгу и этого автора.
Адриан Чайковски «Дети времени»
Gantzyaka, в 02:46
Роман захватил мгновенно и не отпускал до самого финала. Очень редко такое знакомстао с книгами у меня происходит, Проект Аве Мария — из последних прочитанных с таким же восторгом и увлеченностью зашел. Всем рекомендую и хвалю. А решил оставить тут коммент из-за вопиющей дерзости обвинений в плагиате. Пытался «глубину в небе» осилить, на которого многие комментаторы ссылаются. Ожидал настолько же увлекательное чтиво, и прогадал. У Винджа от «пауков» одно название, это скорей гуманоидные инопланетяне с множеством лап и особенностью климатической, принуждающих их вести свои жизненные циклы определенным образом. Можно легко заменить их на человеческих туземцев, заброшенных на другую планету, и всю мишуру «отличий» вынести за скобки — ничего ровным счетом не поменяется. У Чайковски же пауки — это максимально членистоногие, и минимально человекообразные. Человеческий опыт автор на них конечно переносит, без этого никак, но здесь он хотя бы пытается делать все в рамках заданного изначально контекста — это гребаный паук, а не многорукая обезьяна. Впечатления от книг — они отличаются как небо и земля.
Адриан Чайковски «Дети времени»
But_An, 22 декабря 2024 г. 14:50
Эту книгу заприметил давно, ещё когда она только готовилась к выходу. Но когда она появилась, не сразу взялся за чтение. С одной стороны, роман позиционировался как научная фантастика, а по ней, по хорошей, я уже соскучился — редко в последнее время попадается что-то грамотное, стоящее и в то же время приятное для души. Подкупала ещё тема дальнего космического полета, исследования иных миров, встреча с... Вот тут сложно написать, чтобы не проспойлерить, но как раз то, о чём сейчас рассказывать не хочу, меня и останавливало от чтения, заставляло откладывать книгу. Напрасно прочитал раньше времени читательские отзывы и комментарии, которые как раз и содержали в себе некоторые спойлеры. Но в итоге я всё же решился, прочитал и не пожалел об этом. «Дети времени» Адриана Чайковски — хороший роман.
The_tick_hero, 17 декабря 2024 г. 23:31
Лучше чем «Долгий закат» Макдевита, но хуже чем «Додж в Аду» Стивенсона.
Адриан Чайковски «Children of Memory»
shatterling, 25 ноября 2024 г. 05:14
Вообще первые две трети у меня шли тяжело, особенно по сравнению с предыдущими книгами, где в двух разных таймлайнах каждая глава заканчивается бодрым клиффхэнгером.
Объективно говоря, деревенская жизнь опростившихся колонизаторов весьма проигрывает в интересности той же эволюции пауканов или самоотверженной любви к осьминожкам одного обсессивного ученого. Да и первый твист считывается довольно рано, но герои будут вязнуть и барахтаться в этом странном болоте ещё очень долго. В какой-то момент даже крайне сильно солидаризируешься с Авраной, которую это все очень сильно заколебало. В общем, необходимый для повествования эффект муторности достигается, однако какой ценой...
Однако последние двести страниц искупают все. Тут и заход на новые виды разумности, и интересный ракурс на сознание, и очень добрый гуманистичный финал с большей портеидской буквы П. И да, вороны прикольные, но жижка, жижка с экзистенциальным кризисом — это очень мощно!
Адриан Чайковски «City of Last Chances»
Алексей121, 11 ноября 2024 г. 01:41
В Великом городе Илмаре всегда была Тьма. Когда-то там, где теперь возвышаются его кварталы, простирался бескрайний лес. Пройдут века, когда само название города забудется, и лес снова будет стоять. А пока от него осталась лишь роща с ее странными обитателями, носящими глухие деревянные маски, сторожащими порталы, ведущие в иные места, некоторые лучше чем это, а другие — гораздо хуже. Иногда через порталы в Илмар проникают беглецы. Чаще — чудовища. А самые отчаянные могут попытаться через них покинуть город. Для этого есть подходящий повод: уже несколько лет город был оккупирован Пеллсинами, которые стремятся привнести свой Порядок в полный суеверий, хаоса и скверной магии мир. Уже давно они научились ковать из сверхъестественных существ и артефактов оружие, силой которого завоёвывают мир (и уже точат ножи на миры иные). Но даже им приходится идти на компромиссы в городе где призванные заклинателями демоны вращают монструозные механизмы фабрик и заводов, где в проклятом районе, огороженном магическими метками, до сих гуляют духи давно свергнутой династии, устраивая балы и ристалища, где давно забытые боги умоляют тех, кто способен их услышать, поклониться им. Где клубок интриг сплетён настолько туго, что всего одно убийство может стать искрой, от которого разгорится пламя революции, вот только птицами революции будут Вороны и Стервятники. Таков Илмар, город неверных решений и последних шансов.
Удивительно, с какой фантазией и изобретательностью Чайковски подошёл к своему миру. Почти в каждую деталь, каждый сюжетный ход он постарался вложить что-то оригинальное и необычное. Почти каждая глава удивляет. Особенно это относится к самому началу романа, где мы видим город сразу с множества точек зрения, подчас весьма неожиданных. Роман имеет весьма сложную, мозаичную структуру, но при этом не рассыпается на ряд микроисторий, все сюжетные линии плотно увязаны друг с другом. Каждый человек, от коменданта оккупационных войск до бездомного жреца давно забытой религии, от лидеров восстания до молодой наивной студентки сыграет свою роль в разворачивающейся драме.
Нет, это не быстрое чтение. Создаваемая автором картина удивительно многомерна. От лекционных залов местного университета, до подвалов заклинателей-демонологов (которые уже давно больше похожи на юристов кручкотворцев, контракты которых содержат слишком много пунктов со звёздочкой), от тюремных застенков до проклятого района, в который до сих пор проникают смельчаки, чтобы поживиться сокровищами, рискуя в лучшем случае умереть, а в худшем — потерять рассудок и навсегда присоединиться к нечестивому празднеству. Роман требует всего читательского внимания, ведь, хотя, практически на все вопросы ответы будут получены, многие из них не проговариваются прямо, а требуют немного пораскинуть мозгами и сопоставить предоставленные автором подсказки.
Нет, это не быстрое чтение. Язык Чайковски весьма сложен, но сложность эта приятна (в отличие от того же Бэнкрофта). Владеет пером он гораздо лучше, чем большинство современных авторов фантастики и фэнтези, а уж насколько хороши краткие предисловия перед каждой главой — не передать словами.
А ещё этот роман полностью закончен. Да, мир романа получился весьма насыщенным, и я не удивлен, что у Чайковски нашлись ещё истории, чтобы их рассказать, но умение распутать все сюжетные клубки в одной книге в наше время редкость.
Обидно, что творчество Чайковски получает так мало внимания. Как по мне, он в разы достойнее тех, кто гребёт престижные статуэтки пачками. Удивительно, как ему удается поддерживать поразительную работоспособность при высочайшем качестве текстов.
Пожалуй, «Город последних шансов» один из лучших романов, прочитанных мной в этом году и точно лучшее городское фэнтези за последние годы.
Адриан Чайковски «Дети времени»
neli mustafina, 18 октября 2024 г. 12:00
Далёкое будущее. ИИ, который руководил всеми земными общинами на планетах и спутниках, и на самой Земле, — в результате то ли сбоя, то ли вируса, то ли атаки одной из вражеских группировок, начал уничтожать поселения людей. А война на Земле довела до оледенения и планета стала непригодной для жизни. Однако сохранились (или были восстановлены) знания далёких предков, где на космических просторах вселенной остались планеты, терраформированные ими для эксперимента «создай разум». Для эксперимента был создан нановирус, внедрение которого стимулировало бы ускоренное развитие одного из земных биологических видов животного.
Туда и отправляется ковчег «Гильгамеш» с надеждой восстановить человечество.
2000 лет полёта в анабиозе, и уже на подлёте к заветной планете, экипаж корабля сталкивается опять с древним ИИ, который запрещает спуск на планету. Возникает бунт. И протестанты решают ослушаться запрета.
Между тем, реализация операции «создай разум» оказалась успешной, с одним НО, — разум хотели создать у обезьян, но получились арахниды...
Несмотря на многие клише (апокалипсис, ковчег, ИИ), произведение получилось интересным. А тема разумности арахнидов, и взаимоотношений человека и пауков не так уж и освещена.
Читать всем АРАХНОФОБАМ! ;-)
Кстати, после прочтения «Эхопраксии» я интересовалась этим видом пауков PORTIA (они у нас тоже водятся). Они и правда занятные, — шустренькие, умненькие, наблюдательные. Но представить их размером с большую собаку...брррр!!!! Ужас!!! Человек не смог избавиться от этого древнего ужаса перед членистоногими...
Заканчивается повествование триумфом арахнидов, но это победа и всех разумных видов, — арахниды освоили формулу: «мы одной крови, мы — это вы, не убий»
Адриан Чайковски «Eyes of the Void»
_AVP_, 10 октября 2024 г. 21:16
Книга бесшовно продолжает события первой части. Все то же самое, но немножко больше. Оли все так же бесит своей напускной грубостью, Солис своим патриотизмом (и всей системой имен и званий у Парфенона — «слишком-выкрутастые-чтобы-пытаться-запомнить»), Ирдис со своей меланхолией, Семейство Ускаро своей патологической мерзкостью. А еще есть Тотиаты (люди с симбионтами), абсолютно нереалистичные в своей неуязвимости, в догонку к которым добавили еще кристаллических марионеток самих Архитекторов.
Но в целом, интересные локации, события. Мир с гигантскими растениями, впитывающих убийственную радиацию близкой звезды, мир студентов-дуэлянтов, корабли-сады.
Повествование словно кричит: «это должно было быть телесериалом», что порой немного карикатурно. И нагнетание, нагнетание, нагнетание тайны, как задел к следующему сезону.
Адриан Чайковски «The Final Architecture»
_AVP_, 9 октября 2024 г. 11:58
Что будет, если скрестить «Пространство», «Mass Effect», и немного приправить щепоткой «Дюны»? Такая она «Финальная Архитектура», или скорее «Итоговый Замысел».
У нас имеется:
- Человеческая междоусобица: Колонии — раздутая, бюрократизированная, корумпированая структура; Парфенон — милитаризированный, высокотехнологичный орден с высшими целями, и «Космеры»? — формально часть колоний, но со своими представлениями о прекрасном. И куча политики и интриг между ними.
- Разношерстная команда контрастных персонажей на одном отдельно взятом корабле.
- «Неведомая, неостановимая, непостижимая» угроза Архитекторов, периодически зачищающая разумную жизнь.
- Таинственные Создатели, оставившие после себя систему червоточин между звездами и руины на разных планетах.
- Особые навигаторы (но с грубой операцией на мозге вместо специй) для космических перелетов.
- Несколько видов чужих рас со своей специализацией: Маленькие умелые в экономике и планировании Хани; грозные суровые Кастигары; Кочующий флот оставшихся без планет Нмромати; Высокотехнологичные мнящие себя богами устрицы Эссиель; ну и отделившийся от людей ИИ «Собрание».
И вроде бы много интересных событий, но ощущение лоскутности и, в отличие от тех же «Детей», вторичности не отпускает на протяжении всего цикла. Излишний контраст и стерильность персонажей, искусственное нагнетание таинственности и пафос как у бюджетного телесериала, а также «рояли в кустах» и «доски для сюжета» портят общее впечатление.
В целом, читается средне, комбинация сложного лексикона с простыми концепциями, но при этом не хочется бросить сразу, а все же дочитать до конца. Откровенно слабее «Детей времени» того же автора, но все еще интересно.
Адриан Чайковски «Shards of Earth»
_AVP_, 9 октября 2024 г. 11:31
Итак, первая книга трилогии, как и в пространстве, только знакомит с миром, основными персонажами, нагнетает интригу.
Персонажи, контрастные до карикатурности:
Меланхоличный Ирдис, Холеричная Оли (причем своей напускной агрессивностью раздражает весь цикл), Сангвиник Роло (вроде бы и капитан, но кажется вторичным), Флегматичная боевая Солис, спортсменка-комсомолка Крис — боевой адвокат это серьезно, и предприимчивый краб по имени Кит, бравый чекист Хавир, откровенно мерзкое семейство Ускаро, и хитрый «поп» Гатиель.
Построение мира кажется шитым белыми нитками.
Орден амазонок Парфенон, который боятся и презирают, «бояре» с Магды, буря в стакане вокруг навигаторов-посредников в целом, и конкретно Ирдиса в частности. Крайне скучная версия «жнецов» в виде кристальных шариков размером с луну. Почти никак не интегрированные чужие — люди почему-то предпочитают ненавидеть друг друга, когда им вполне есть на кого переключиться.
Веся первая книга — завязка для последующих событий. Она пока только набирает обороты и по сути — это компактная детективная история, которая оборачивается большими неприятностями.
За исключением намеренного упрощения, продолжение читать захотелось.
Адриан Чайковски «Дети времени»
anka_hobby, 30 сентября 2024 г. 02:00
«Дети времени» Адриан Чайковски, 560 страниц
Доктор Керн проводит эксперимент, где на специально подготовленной планете должны быть выпущены обезьяны и нановирус, способный сделать их разумными. Но многое идёт не так, обезьяны гибнут и разумными становятся совсем иные существа.
Тем временем Земля умирает и последний ковчег движется по космическому простору в поисках нового дома.
Такого рода научную фантастику я просто обожаю. Знаю, что многие посчитали ее тяжёлой и слишком заумной, но у меня ни разу не возникло такого ощущения. А ещё мне никогда не было скучно, ни в какой из моментов.
Две сюжетные линии — одна в космосе, на корабле людей, а вторая уже на планете у новой разумной жизни. Как же много тут конфликтов и интересов, и так здорово сделан финал.
Очень было интересно наблюдать за жизнью на планете, такой непохожей на нашу, со своими законами, устройствами и открытиями. И не менее интересно смотреть на людей на ковчеге, особенно когда счёт на корабле перевалил не то, что за десятилетия, а за добрую сотню лет.
Из обидного — это цикл, но продолжения у нас пока не вышло. Но в целом и без него книга довольно самостоятельная, так что прожить только с первым томом возможно.
Если такая вся научная фантастика, то отсыпьте мне ещё. А в целом у меня следующая на примете лежит «Ложная слепота», посмотрим, впечатлит она меня также или окажется намного сложнее для восприятия.
Адриан Чайковски «Дети времени»
Demetriy, 17 сентября 2024 г. 14:04
Занимательный мир рода Portia и бесконечное путешествие рода человеческого.
Начинается роман с эксперимента по терраформированию планеты, которую должны заселить приматы с нановирусом для обеспечения развития цивилизации. Как водится, эксперимент пошел не по плану и в результате мы имеем разумных пауков, которые шаг за шагом начинают строить свой мир. Наблюдать за пауками интересно, рассказы, которые сшивают не отличаются какой-то оригинальностью, но вместе создают интересную канву развития арахнидов.
Культура и быт пауков самобытен, но всё же отдаёт человечностью ощутимо. Особо позабивало движение за равенство полов, вроде всё предсказуемо, но написано так, что становится интересно как революция будет происходить в деталях.
Религия цивилизации пошла по заданному экспериментатором вектору, по сути, это даже религией назвать сложно, ведь богом для пауков стал их создатель, который обладал очень ограниченными возможностями.
Параллельно с миром Portia мы наблюдаем за космическим «ковчегом» призванным найти новый дом для человечества. Этот путь занимает долгое время и на протяжении своего путешествия герои корабля сталкиваются с различными трудностями, чтобы в конце концов встретиться с расой чужих для них арахнидов. Не считаю это спойлером, т.к данный сюжетный финт понятен читателю с самого начала. Наблюдать за людьми на корабле менее интересно чем за пауками, т.к. проблемы человека стары и они просто перенесены в неизвестную точку пространства. Местами происходят вспышки интересной активности, но на наиболее интересны они всё же во взаимодействии с другими обитателями космоса.
«Глубину в небе» не читал, возможно, поэтому мне роман показался самобытным и интересным, во многом за счёт детального описания паучьей культуры. Сам сюжет удовлетворительный, но написано увлекательно, что несколько компенсирует недостаток глубины произведения. Местами поднимаются этические, философские проблемы, которые приглашают читателя к рассуждению, что для меня является плюсом работы. В итоге роман вышел явно на любителя, к которым я себя причисляю.
Адриан Чайковски «День Вознесения»
Отзывчивый, 11 сентября 2024 г. 12:08
Судя по другим книгам автора, он очень любит писать о людях, чьи гены смешаны с генами каких-нибудь насекомых, так что гибриды генокрадов должны были вызвать у него естественный интерес. В относительно коротком «Дне Вознесения» не очень много действующих лиц, да еще и часть повествования отведена техножрецам, так что из всей линейки юнитов для настольной игры мы увидим только несколько разновидностей гибридов.
Келлерморф — трехрукая убийца, вдохновляющая всех на борьбу с тиранией техножрецов, правящих Мородом (название и описание планеты явно отсылают к Толкину). Персонаж достаточно хорошо соответствует своему описанию из лора вархаммера.
Магус — по сравнению с тем, как описывает магусов культа настольная игра, здешняя магус какая-то... никакая.
Биофагус — не выдерживает конкуренции ни с героиней Сакири ни с деятельной Давиен. Он не только робок и пассивен, он еще и некомпетентен. Потенциальный мастер генных манипуляций и биоалхимии, здешний биофагус по имени Теслинг никого не заражает и только пытается лечить других гибридов, слушая голоса в голове. Вряд ли плоды такого лечения (а выживает менее половины его пациентов) можно поставить ему в заслугу.
Аберрант — большой, сильный, туповатый. Здесь автор никак не мог ошибиться.
Упоминаются и другие виды гибридов, например, Аталанские Шакалы, но какого-то значимого раскрытия эти персонажи не получили. Основными гибридами являются Сакири и Давиен. Им противостоит генетор Гаммат Трискеллиан, которому мелко гадит генерал-фабрикатор Бурзулем.
Для более полного понимания книги желательно иметь хотя бы общие представления о поколениях гибридов генокрадов и иерархии механикус. Для лучшей визуализации образов — просмотреть арты с гибридами и техникой механикус. Или поразглядывать миниатюрки для настольной игры.
Адриан Чайковски «The Expert System's Champion»
glaymore, 20 июля 2024 г. 08:52
Совершенно ненужный сиквел к шедевральному «Брату экспертной системы», построенный вокруг удивительно дурацкого НФ-допущения. Во враждебной землянам экологии колонизируемой планеты люди вдруг обнаружили гигантских улиток-долгожителей, внутри тела которых находится полость с удивительным свойством: любой объект, оказавшийся внутри полости, немедленно врастает в улитку изнутри.
Что это за абсурдный биологический механизм? Для чего он вообще? Как эволюция могла такое создать? Если он хоть для чего-то нужен, то почему улитки им не пользуются (если бы пользовались, то за их многовековую жизнь полости были бы полностью заняты рандомными предметами)?
Увы, эта дикая идея введена в повесть ровно с одной целью — для драматического сюжетного хода «колонисты залезли в улиток, вросли в них и давай так жить.»
Неожиданно глупая для Чайковского книга. Не рекомендую.
Адриан Чайковски «Raised in Darkness»
glaymore, 17 июля 2024 г. 09:08
Довольно простецкий рассказ про то, как инквизиторы нашли и уничтожили секту генокрадов на захолустной аграрной планете.
Единственный интересный момент (ради него, как я понимаю, рассказ и писался), это когда уже в финале, на допросе, у директора колхоза выясняют, почему он решил сотрудничать с генокрадами и покрывать их — а он отвечает в том плане, что почему бы и нет, они на полях работают, старательные, непьющие. Но ведь они вас всех сожрут, изумляется инквизитор. Да какая разница, пожимает плечами арестант, может, нас завтра генокрады сожрут, может, орки зарубят, может, хаос разверзнется, а может, милостью Императора нас всех велят казнить. Наше дело маленькое — сеем, собираем урожай, живем сегодняшним днем, выполняем план.
Вот это прям неплохо вышло, считаю.
Адриан Чайковски «The Expert System's Brother»
glaymore, 13 июля 2024 г. 20:00
Короткая «планетарная» НФ повесть в лучших традициях Вэнса и Ле Гуин. Продуманная экология, необычная культура, сложные взаимоотношения между группами земных поселенцев. Нетривиальный взгляд на проблему адаптации человека к инопланетным условиям.
В очередной раз убеждаюсь, что у Чайковского можно (и нужно) читать все подряд, он крайне хорош.
Адриан Чайковски «Children of Memory»
_AVP_, 16 мая 2024 г. 01:01
«Почему? Почему?! Почему?!! А.. вот почему».
Именно такие мысли закрадываются в процессе прочтения. И это нормально. В данном случае, пожно пропустить целостность сюжета, описания и даже главных героев. Это не книга про Лифф, не про Холта, не про Миранду и ее старых знакомых. Это про вопросы о жизни, вселенной, и вообще.
Первая книга спрашивала, каким может быть нечеловеческий разум, можно ли воссозданный машиной разум все еще считать человеческим.
Вторая книга показывал, что значит децентрализованное сознание и как может работать разум-рой.
В третьей книге мы сталкиваемся с распределенным сознанием, но это уже попадалось у того же Винжа. Но самое главное, обязательно ли достаточно продвинутый разум должен обладать сознанием? Достаточно ли очень сложной симуляции личности, чтобы считать ее реальной? Что вообще считать реальным?
В общем, отличное продолжение отличной серии.
Адриан Чайковски «День Вознесения»
AshBorndBooks, 29 апреля 2024 г. 14:55
Очень простой и короткий роман. Скорее повесть.
Событий мало, всё крайне примитивно, атмосфера отсутствует.
Стиль повествования — будто в детском рассказе.
Даже по меркам Вахи очень слабо.
Темы генокрадов и шестеренок не раскрыты.
Читать смысла нет.
Адриан Чайковски «Guns of the Dawn»
kavarkad, 10 апреля 2024 г. 21:29
Не люблю писать отзыв на романы, на которых больше отзывов нет. Накладывает ответственность... Но к чёрту её. Книга мне не понравилась.
Это не боевик. Это любовный роман. Сценаристы фильмов о ВОВ могут поклониться своему подельнику.
И от фэнтэзи тут почти ничего нет. «Волшебники» хоть что-то и могут, но для сюжета важности никакой.
Начинается, что мужик какой-то осторожно ухаживает за девушкой из семьи с которой враждовал.
Позже после отправки на службу в армию у неё появляется другой ухажёр. И она постоянно возвращается к размышлениям на тему любви... ну, отношений.
Совсем уж в женский роман не превращается. Есть тут боевые сцены, но... Битвы не главное. Даже война не главное. Размышлений о ней врядли больше размышлений о чувствах. Забавно, но больше всего написано о войне уже ближе к концу, когда война уже закончена, но зато там основная мотивация вернуться в бой — это любовь к конкретному человеку.
Возможно, я перебарщиваю с балансом любви, но... Я запомнил только описание бедных солдат, боевые сцены и размышления о мужиках.
Ну да, да, зато ощущается, что это женщина, а не мужик в юбке, но... Мне от этого интересней не становится. Парадокс. Но не является ли такое изображение воительницы ещё большим шаблоном?
Ну, очень отдалёно это похоже на линия Пьера из «Войны и мира». Сперва долго мирная жизнь, а о войне знает лишь по-наслышке, а затем попадает. Наверное, есть примеры получше, но я их не помню.
В общем речь о войне. Довольно стандартное описание её ужасов... ну, в основном неудобств и грязи. У них на болоте нет мирных жителей, которых можно ненароком положить, а воюют винтовками, поэтому ни вырезанных кишок, ни кучи, сваленных пулемётом. Даже на фронте девушка в основном занималась разговорами.
В целом показано правдоподобно. В том числе самое занятное: призыв женщин на войну, и то как к ним относятся мужчины. Многие стали подстилками ради более менее тёплых мест. Но многие и воюют (аристократки вообще откупились слугами и не поехали).
Забавно, что из-за главперсы произошла драка. Реалистично? Да. Но вот только ради этого пришлось сделать одного персонажа маньяком: он вспомнил, что женский долг — рожать солдат, а не быть солдатихой.
Само противостояние имеет странную диспозицию. Новоявленная республика воюет с монархий. Ну, аналог войн с Францией. Но здесь монарх настолько хочет победить, что довёл страну до отправки на фронт женщин. Это уже нелепость, даже если страна обороняется. А ведь у республиканцев на это другой взгляд. Реакция главперсы на ту речь интересна:
В итоге?
Ну, если взять базу, то могла получиться повесть о патриоте, который из обычного призывника стал героем, а в конце разочаровывается
Но тут скорее к любовный роман про женщину, которая не может выбрать между тремя: страной, мужиком 1 и мужиком 2.
Адриан Чайковски «Cage of Souls»
_AVP_, 4 февраля 2024 г. 15:42
После «Детей времени» этот роман выглядит откровенно слабым.
Мир «в конце времен» не выглядит правдоподобно. При населении города в 100 тысяч, отправлять на каторгу 3 тысячи в год — непозволительная роскошь. Впрочем, это лишь подчеркивает сквозную мысль романа, что вымирают люди не просто так, и их и не должно быть жалко. Такова природа.
Персонажи достаточно колоритные и запоминающиеся, хотя некоторые из них явно просто функции, вроде «демона» Гаки. Главный герой — не герой истории в привычном понимании. Скорее наблюдатель и хронолог, и постоянно об этом напоминал. И явно обладая удивительными способностями, не соизволил их не то что развивать, но даже пытаться использовать (лишь единожды, максимально нелепым образом). Его друг Питер даже больше подходит на главную роль. Но большая часть из них — фон. Можно просто удалить их из истории, и ничего не изменится. Часть — просто попытка навести тумана, не давая ничего (Вера, ты вообще зачем там?).
От «богов из машины» порой хочется прикрыть лицо. Всегда «вдруг» появляется кто-то или что-то, что все вытягивает. История с «орудием» откровенно раздражает своим «потому что». Ни причин, ни логики, просто надо как-то заканчивать.
А в итоге все цепочки интриги, все загадки, все мотивы героев на «большой земле», все теряет всякий смысл. Стефан прямо на первой странице мог бы просто выпасть с лодки и потеряться в лесу.
Адриан Чайковски «Silicon Hearts»
Алексей121, 26 января 2024 г. 19:06
Мне кажется, что Чайковски подошёл к вопросу написания рассказа на заявленную антологией тему (искусственный интеллект и творчество с оглядкой на развитие нейросетей) излишне прямолинейно.
Если коротко, сюжет о том, что
На мой вкус, слишком уж незамысловато. Буквально первая идея, которая приходит на ум. Берется современная повестка (уже упоминаемый случай с журналом Нила Кларка, который нейросетевыми шедеврами завалили), немного экстраполируется и вот, рассказ на заявленную тему готов.
Сейчас, конечно, текст звучит актуально. Сохранит ли он актуальность через год? Не уверен. Я в целом сомневаюсь, что генерируемый художественный текст будет востребован: кожаные мешки и так генерят его больше чем нужно, зачастую абсолютно бесплатно.
Не могу сказать, что рассказ плох: написан он уверенной рукой, стиль выдержан и концовка вполне шеклианская, но от Чайковски я ожидал большего.
Адриан Чайковски «Дети времени»
AndrewBond, 12 декабря 2023 г. 22:40
Не люблю пауков и почти сразу собрался бросить книгу. Однако, всё откладывал и в конце концов дочитал. Вполне хороший роман, достаточно увлекателен, твердая НФ, хотя и много условностей.
Но, это ж не научная работа в конце концов.
Адриан Чайковски «The Long and Hungry Road»
glaymore, 16 сентября 2023 г. 10:44
Это не рассказ, а просто беллетризованный отчет о прибытии роевого флота на планету Империума.
Зачем это написано — хз.
Текст чисто для фанатов вахи, художественной ценности не несет.
Развязка ожидаемая, без сюрпризов.
Как в детском стишке, «Тираниды прилетели, на планету сели, всех съели, дальше полетели».
Ну и ладно.
Зато написано хорошо, красиво. Чайковски умеет.
Vishnya, 8 августа 2023 г. 20:36
Повесть очень понравилась. Свежо и интересно. Забавно, как он пишет от двух лиц. Кажется, я наконец-то нашла, какого автора мне почитать, уже вторая книга Чайковски идет «на ура».
Адриан Чайковски «Дети времени»
Elvirovich, 11 мая 2023 г. 09:40
Наслушавшись-начитавшись восторженных отзывов в рунете купил сразу на бумаге и пожалел потраченных средств. Тут много философских рассуждений об этом романе. Я же оцениваю только увлекательность чтения, а оно, к сожалению не на высоте. Местами так много ненужного текста, что порой таки пропускал некоторые обзацы. Идея интересная, реализация нудноватая.
Адриан Чайковски «Children of Memory»
glaymore, 9 марта 2023 г. 08:18
После Children of Ruin возникло неприятное подозрение, что цикл попал в ловушку сериальной структуры и теперь Чайковски долго будет рассказывать нам про очередные планеты, заселенные аплифтнутыми животными, которые поначалу ведут себя агрессивно, но разум и гуманизм обязательно помогут экипажу «Энтерпрайза» (зачеркнуто) «Вояджера» наладить взаимопонимание с новой цивилизацией.
Но Чайковски, судя по всему, и сам понял, что уклоняется в сериальную сторону, и принял меры.
Без нового вида разумных животных, конечно, не обошлось. На этот раз нам представляют врановых, у которых в ходе форсированной эволюции случилось необычное отклонение. Полноценно разумными они так и не стали, но часть из них приобрела врожденную психопатию с обостренным стремлением изучать и каталогизировать все новое, а часть — неудержимую тягу все разбирать и собирать обратно (в буквальном смысле все, от механизмов до социальных систем). И вот когда две птицы с разными психопатиями образуют пару, то в таком тандеме у них образуется некое подобие разума. Правда, сами птицы свою разумность отрицают и считают себя разновидностью продвинутой нейросети, заточенной на решение проблем. Впрочем, они и людей считают разновидностью продвинутой нейросетки, так что fair enough :)
В общем, «раса недели» в романе налицо — но никакой «планеты недели» нет и в помине! Children of Memory рассказывает вообще про другое — какая-то крохотная деревня примитивных поселенцев на краю леса, в котором живет злая ведьма, и тут же до кучи древние проклятия, колдовство, блуждающие по ночам духи мертвых, оборотни... В итоге все это, конечно, увязывается в общую вселенную предыдущих романов, но поначалу читатель будет немало удивлен.
Больше ничего писать про книгу не буду, чтобы не заспойлерить плот твист, на который она вся завязана. Внимательный читатель где-то к середине романа сам поймет, в чем подвох, а невнимательному в финале все разъяснят.
В целом, считаю, Чайковски в очередной раз «взял высоту» и написал отличную НФ с интересными идеями и рассуждениями о природе разума, очень мрачную, но при этом очень гуманистическую. Кому понравились первые два романа — Children of Memory обязателен к прочтению.
Адриан Чайковски «Children of Ruin»
glaymore, 21 февраля 2023 г. 11:32
«Дети времени» задали настолько высокую планку твердой космической НФ, что второй раз допрыгнуть до нее уже малореально. Чайковски немного не допрыгнул, но все же это была очень хорошая попытка и достойное продолжение первой части.
Сначала про минусы книги. Минус тут, собственно, один. Начинает вырисовываться сериальная структура, «планета недели». В первой книге мы вместе с автором исследовали цивилизацию аплифтнутых пауков и решали проблему сосуществования людей с арахнидами. В сиквеле вместо пауков выступают осьминоги, ну и далее по накатанной, прилетаем в новую систему, первый контакт, натыкаемся на враждебность и непонимание, испытываем приключения, в финале всех мирим и живем дружно. В третьей книге («Дети памяти»), судя по тизеру в эпилоге, ожидается примерно то же самое.
Все, негативную часть доклада закончил, далее будет сплошное восхваление.
Чайковски безусловно твердый фантаст, но, как Ваттс, он тяготеет скорее к биологии, чем к физике. Поэтому значимая доля текста посвящена описанию «девятимозгового» мышления цефалоподов, которое вообще ничего общего не имеет с человеческим (у осьминогов нервная система состоит из головного мозга и восьми квази-самостоятельных моторно-когнитивных центров, по штуке на щупальце). Чайковски так живописует особенности мышления осьминогов, что к середине романа жутковатые пауки Порция уже воспринимаются как старые добрые приятели.
А как только читатель начинает немного привыкать к абсолютно нечеловеческому мышлению осьминогов, автор выводит на сцену _такую_ разумную жизнь, что уже осьминога хочется обнять как брата. Более жуткого «чужака» еще не встречал в литературе.
Но тем не менее все заканчивается хорошо, и абсолютно разные виды сапиенсов снова находят общий язык (ну или по крайней мере временный повод перестать уничтожать друг друга). В этом плане продолжение развивает гуманистический мессадж первой части, «разум сильнее агрессии».
Короче, роман вышел слегка вторичный, но исключительно добротный.
Чайковски в очередной раз доказал, что является топовым НФ автором нового столетия.
Немедленно перехожу к третьей части цикла.
8.5/10
glaymore, 8 октября 2022 г. 12:42
Наверное, Ogres — это самая социально заряженная книга у Чайковского, уровня Firewalkers или даже мощнее.
В этом коротком романе человечество отброшено в новое средневековье и страдает под тиранией жестоких великанов, которые рассматривают людей как нечто среднее между рабами и мясным скотом.
Читатель разгадывает жуткую тайну появления великанов чуть раньше, герой романа (как и положено слегка туговатому крестьянину) — чуть позже.
Главный вопрос в другом — как жить дальше, когда ты ЗНАЕШЬ?
9/10
Адриан Чайковски «Дети времени»
Neveriel, 13 сентября 2022 г. 21:46
Откровенно говоря, разочарован.
В процесе чтения не веришь ни единому размышлению\идее автора о разумной расе пауков, настолько она человечна. Огромное количество допущений и нелогичности. Концовка в целом настолько предсказуема и глупа, что возникло ощущение, что прочел сценарий очередного фильма Марвел.
Адриан Чайковски «Дети времени»
Neradence, 12 сентября 2022 г. 08:55
Итак, что делать, если страшно хочется стать титулованным фантастом, а своих идей для этого нет? Ответ прост: надо выбрать какое-нибудь не сильно известное современной публике произведение, которое уже получило несколько престижных премий, и переписать его, как говорят школьные учителя, «своими словами». И ещё запастись некоторым количеством денег, чтобы занести обзорщикам и рецензентам, которые расскажут, что это совершенно необычное, уникальное, ни на что непохожее, совершенное творение, и они никогда такого прежде не видели.
А дальше сеть сама обо всём позаботится и потащит в массы уже без авторского участия.
Речь, конечно, идёт про «Глубину в небе» Винджа, и я даже при очень большом желании не смогла найти ни одного внятного различия между романами, зато весь сюжет, все философские идеи и все персонажи прям вышли из одного творческого котла.
Просто, что говорится, следим за руками.
Люди, оказавшиеся перед лицом безжалостного космоса без инструментов и технологических запасов, и их единственная надежда — мир пауков. Пауки, которые освоили собственные технологии и построили совершенно отличную цивилизацию, но именуются «для удобства» человеческими именами, потому что такова задумка. Главный герой — «транскриптор», переводчик или классицист, который способен коммуницировать с обеими культурами. Биологические компьютеры из живых существ, приравненных к насекомым, только здесь в самом деле насекомые, а там были люди, полностью отъехавшие от этой реальности. Вирус, который уничтожает остатки человечества и порабощает их во имя местного диктатора. Внезапный сплав человеческого и паучьего сообщества во имя светлого будущего.
Божечки-кошечки, да Чайковски даже финал скопипастил со своим «Вояджером», только вместо винджевского Нювена у него в новый полёт к бескрайним холодным просторам с мотивацией «потому что тянет» отправляется какая-то праправнучка первых недоколонистов.
Новшеством, вероятно, можно считать то, что диктатором здесь выступает не мужчина, а женщина, некая истеричная бабища с манией величия, которая почему-то должна представляться читателю гениальным учёным. По факту она и оказывается не более, чем истеричной бабищей, у которой мозг давно заморозился (если когда-то был, потому что по сценам из пролога чёткое ощущение, что его всегда заменяло ЧСВ), к тому же, предательницей интересов собственного биологического вида.
Но сейчас модно продвигать повесточку «агрессивное поведение приматов — вина всех бед человечества, и вот если от него избавиться, то всё станет хорошо и наступит коммунизм», не думая о том, куда именно заведёт при столкновении с другим видом, эволюционировавшим из хищника, отсутствие агрессии. Однозначно, к миру и процветанию. Это ж всегда так работает. Вот жрёт тебя голодный крокодил — и мирно процветает.
Мир прописан кое-как. Как работает нановирус, например, который и стал завязкой всей этой так себе истории, чем он там разум стимулирует? Или почему этот долбанный искусственный спутник с Керн просто не сбили, разогнав парочку астероидов и навсегда прикрыв эту богадельню, которая с какого-то чёрта уверовала, что в праве решать за всё человечество? И любая мало-мальски важная техническая подробность лора не описана, зато нытьё истеричной Керн, которую ущемили в её божественности, размазывается на десять листов. Ой, да какая разница, книга ведь не о том. (тм)
А о чём книга? О том, какое неудачное человечество, и как обязательно надо его генетически модифицировать, чтобы оно стало аморфной массой, которая булькает восторгом от пауков? Спасибо, очень свежо.
Что имеем по итогу: плохой плагиат хороших идей, фанфик на «Глубину в небе» Винджа, в который ещё насыпали прямых цитат из «Возвышения» Брина. Будь это хотя бы хороший фанфик, я бы поставила оценку повыше.
Но нет. Он убог, потому что для переработки чужих идей тоже надо усилия прикладывать, чтобы можно было сказать «не украл, а вдохновился». И это не тот случай: усилия автора закончились на том, что он глубокомысленно задвинул в предисловии, что это «чрезвычайно личная» история.
Да что вы говорите.
Единственный выхлоп, который я смогла получить — вспомнила, что не прочитала третий тон «Зоны мыслей», хотя он уже у меня есть, чем, пожалуй, теперь и займусь. А Чайковски искренне желаю, чтобы его, так сказать, роман целиком украл какой-нибудь Netflix или Disney+, поменял персонажам цвет кожи и снял «оригинальный сериал», не выплатив ему ни цента роялти. Будет абсолютно справедливо.
Адриан Чайковски «День Вознесения»
Fobian, 29 июля 2022 г. 17:35
Дополню отзыв glaymore — откровенный борщ происходит в самом конце книги, когда
А так книга хорошая.
Адриан Чайковски «Shards of Earth»
malecula, 16 июня 2022 г. 20:50
В далёком-далёком будущем, нафантазированном Адрианом Чайковским, земляне освоили космические путешествия, познакомились с инопланетными цивилизациями и успели кое-чего колонизировать. Люди разделились по интересам (политическим, религиозным и генетическим) и по отвратительной, но освящённой веками традиции фракции норовят затеять взаимно-уничтожительную войну. Но тут к Земле прибывают Архитекторы. Нечто огромное, кристаллическое и неостановимое трансформирует обитаемые планеты в своеобразные скульптуры-цветочки, уничтожая разумных обитателей. Весь военно-технологический арсенал человечества и союзников не причиняет Архитекторам ощутимого вреда.
Действие книги начинается через тридцать лет после того, как люди победили в войне с Архитекторами не очень понятным им самим способом.
Автор населяет галактику инопланетянами разной степени милоты: крабы, увешанные рекламными щитами, черви с мордами-пулемётами, цивилизация-улей, выделяющая для выхода наружу временных особей, и слизняки-симбионты для бессмертия и карательной вивисекции. Последней увлекается мой любимчик – чокнутый гангстер Аклу Неописуемый, Бритва и Крюк.
Человечество тоже не дремлет и трудами гениального/безумного учёного (любимый приём Чайковского, если судить по «Детям времени»/«Детям руин») выделило из своих рядов расу амазонок, совершенных морально и генетически. Ещё люди настрогали себе мутантов с психическими сверхспособностями для навигации за пределами проторённых космических путей.
Декорации не новые, но живописные. Приключаться в них довелось команде из разномастных космических бродяг на корабле с названием «Бог-стервятник». Специализируются на грузоперевозках и делишках сомнительной законности. Убегают, догоняют, вляпываются в бандитские, политические и археологические разборки. Отовсюду торчат уши незабвенного «Светлячка», хотя капитан у них больше похож на выходца из Чарльза Диккенса.
Чайковский, видимо, пишет специально для меня, потому что собирает в своих книгах множество моих любимых сюжетных ходов и приёмов. За пределы моего одобрения выходят только ментальные сражения. Эта часть получилась мутноватой. В целом увлекательно, подожду продолжения.
Адриан Чайковски «День Вознесения»
glaymore, 2 июня 2022 г. 10:21
Чайковски сыграл на абсолютно чужом поле (книги по тактической настольной игре — это особый жанр), и таки не подвел! Заглянул в голову простым парням (и девчонкам) из культов генокрадов, и внезапно оказалось, что они не абстрактные пластиковые злодеи, которые заняты исключительно призыванием всепожирающих монстров из космической бездны, а вполне себе живые люди, со своими страданиями и мечтами.
Опять же, орден техно-священников Адептус Механикус показан с немного неожиданной стороны. Все эти бюрократические проблемы и внутренние терки между департаментами... очень жизненно, прямо как в любом большом госучреждении.
Насчет лора вроде все нормально, откровенного борща автор нигде не допустил. Хотя я не настоящий вахер, мог чего-то и не заметить.
Короче, хорошая книга. Считаю, если в Черную библиотеку почаще приглашать таких авторов, как Стейблфорд или Чайковски, от этого всем (кроме любителей болтер порно) будет только лучше.
Адриан Чайковски «Дети времени»
vanchetius, 12 мая 2022 г. 19:50
Идея книги блестящая: эксперимент по внедрению на планете вируса, ускоряющего эволюцию специально привезенных приматов идет не так как задумано и срабатывает не на обезьянах, а на пауках. В результате чего пауки и прочие насекомые стремительно эволюционируют, становятся доминирующим видом на планете и развиваются в космическую цивилизацию, совершенно не похожую на человеческую.
Но исполнение этой идеи не впечатляет. Текст довольно сухой, герои заурядные и плохо запоминающиеся, кульминация и концовка сюжета разочаровывающие.
Есть и хорошие моменты, конечно. Кроме самой завязки сюжета, мне понравилось как автором была продумана цивилизация разумных пауков, их общество, язык, политическое устройство, их изобретения и технологии — все это довольно интересно и неординарно.
Адриан Чайковски «Дети времени»
Sunny wi, 15 апреля 2022 г. 12:15
В ходе прочтения возникают ассоциации с другими произведениями, например «Сами боги» или «Древний». Но ассоциации возникают на определённые приемы: такие как общение с другим разумом или путешествие во времени путем анабиоза. В целом книга понравилась, в некоторых комментариях люди пишут, что книга плагиат на произведение «Глубина в небе» — не читал, добавить не чего.
Затянутое начало, неожиданная концовка. Одна из немногих книг, которая не была отложена из-за отсутствия интереса.
К прочтению рекомендую на шестьдесят процентов. Время, проведенное с книгой, зря потраченным не считаю.
Адриан Чайковски «Дети времени»
chitun_fantast, 8 апреля 2022 г. 12:55
Взялся почитать по рекомендации и знатно офигел. Такого плагиата ещё не видел.
Читал я в далёких и бородатых книгу Вернора Винджа Глубина в небе. Сначала подумал: нет, кажется, не может быть. А потом гляжу, я не один такой, увидевший дублирование многих моментов истории. И в чём разница: снова молодое распиаренное произведение и старенькая зачуханная фантастика, о которой знают единицы, ибо тогда, я так понимаю, это так не пиарилось. Один блоХер сказал, что это шедевр, и все побежали читать.
Немного из дублей повествования: снова у нас люди попадают в «неприятное положение», и вот мы имеем крутую расу пауков на планете. Тут и войны подъехали, непростые герои. Глав герой в одной книге переводчик, в другой — переводчица выступает мотиватором одного из главных героев. Ну и ещё там полно моментов, всех уже не вспомню (компьютеры из насекомых, компьютеры из людей), но ощущение дежавю при смаковании новой истории с языка уходить не хотело.
Концовочки тоже по мне так похожи. Да, понимаю, что оригинальный сюжет, когда так много всего написано, придумать, наверно, сложно (я не писатель, понятия не имею, как это происходит), но всё же, осадочек остался. Хотя, как знать, может автор Детей даже не в курсе, что задублировал кучу эпизодов, а может, вдохновился. В общем, за вторичность оценку снимаю.
Адриан Чайковски «Дети времени»
sergtrav, 19 января 2022 г. 13:40
Дичайший плагиат на «Глубину в небе» Вернора Винджа, более писать не о чем.
Адриан Чайковски «Дети времени»
igor_pantyuhov, 8 января 2022 г. 20:02
Долгий был путь у этой книги к изданию на русском. Ожидание, однако стоило того. Мне книга очень понравилась. Начиналась она конечно как твердая НФ с кораблем-ковчегом.. Ну я книгу уже думал относить в библиотеку, но потом я решил дать ей второй шанс и тут Остапа понесло, т.е., я уже не смог остановиться пока не прочитал книгу всю. Что хочется сказать. Во-первых, роман этот не твердая НФ а скорее космоопера. Что мне нравится. Во-вторых, несмотря на заезженное клише с разумными арахнидами, автору удалось привнести что-то новое в это. В результате, получилось что-то свое, новое. Вообще, главы с арахнидами — мои самые любимые. В-третьих, роману очень повезло что у него такая структура, которая размазывает сюжет на несколько тысяч лет, и отдельные части обрываются на самом интересном месте. Это придает истории полноценность, как ни странно это звучит. В четвертых, автору удалось передать атмосферу «равнодушного космоса», как он сам же и выразился. Не знаю как у него получилось, но я прямо ощутил это. В-пятых, мне не понравилась последняя часть, которая состоит всего из одной главы. Можно было бы написать еще страниц 100-150 и посвятить их взаимодействию пауков и людей. Было бы интересно. Так всегда получается, когда тебе интересен понравившийся роман, его объем непростительно мал, а вот когда неинтересен, то начинаются тонны «воды» 9/10
Адриан Чайковски «Дети времени»
Clown, 26 ноября 2021 г. 01:50
Ну, не знаю, это скорее технофентези\космоопера, чем научная фантастика, я люблю фентези и все такое,но уж слишком много тут сделано допущений. А еще тут вагон жанровых и не очень клише: полубезумные ученые,« апокалипсис в 1 день», мегавирус, примитивные аборигены с рогатками побеждают вояк намного более продвинутой цивилизации, взлом седалища\космического корабля (Почему ? Как ? Потому что вот так!), один человек устраивает диверсию на удаленном, автономном объекте(космическом корабле) и т.д. Это только то, что я сейчас вспомнил!
При всей моей критике книга написана технично, читается легко. Отлично подойдет для не напряжного чтения, особенно если вы не знакомы с жанром (хотя тут скорее сеттингом, автор оперирует известными вещами)
glaymore, 23 ноября 2021 г. 18:37
Классическая планетарная НФ в стиле ле Гуин, про простого антрополога, который старательно исследует быт примитивных племен на далекой планете и в итоге попадает в приключения.
Старую схему сильно оживляет современное чередование — одна глава глазами землянина, одна глазами местного жителя. Все строго по третьему закону Кларка – один персонаж воспринимает все происходящее как героический квест юной принцессы и древнего колдуна, а другой как попытки неопытного ученого погрузиться в социум дикарей и разобраться в творящейся чертовщине.
Путешествия, приключения, подвиги прилагаются. Очень психологично, очень точно, очень увлекательно. Чайковский на пике формы. Жаль, что всего сто страниц.
P.S. Авторское посвящение отсылает нас к Trip Trap Джина Вулфа, что лично для меня (и, надеюсь, для вас) стало поводом перечитать этот замечательный рассказ.
Адриан Чайковски «Дети времени»
Anahitta, 15 июня 2021 г. 13:47
В фантастике полно описаний самых разных разумных инопланетян – на любой вкус, от гуманоидных, до всяческих причудливых тварей, вплоть до разумного океана Соляриса. А слабо описать разумную цивилизацию, развившуюся из вполне земного вида? Пауки, конечно, тоже мелькали среди инопланетных разумных тварей, но то были скорее злобные чудовища.
Будущее. Земляне находят в космосе планеты, похожие на Землю, проводят там терраформирование. Следующий этап – заселение. И вот тут на одной конкретной планете в виде эксперимента решили поселить колонию обезьян и запустить к ним нановирус, ускоряющий формирование разума. Чтобы спустя столетия земляне могли прилететь на планету и встретить там уже довольно разумных помощников. Как водится, если что-то может пойти не так, то это обязательно случится. В результате диверсии корабль, доставивший груз, взорвался, а капсула с обезьянами сгорела в атмосфере. Нановирус, однако, благополучно приземлился на планету – что ему, вирусу, сделается? На орбите осталась наблюдательная станция с доктором Керн, которая и затеяла этот эксперимент, а теперь намерена дожить до его окончания, хоть во плоти, хоть слившись с компьютерным разумом.
Нановирус принялся за дело. За неимением обезьян он внедрился в членистоногих: насекомых, ракообразных в морях и пауков. Вот эти последние как раз и достигли самых больших успехов по пути создания цивилизации. Причем цивилизация получилась очень своеобразной. Учитывая огромные физические отличия пауков от млекопитающих, а также отсутствие на планете залежей органического топлива, они пошли по пути не техники, а биохимии.
Между тем по космосу блуждает корабль-ковчег с остатками человечества. Они покинули ставшую совершенно непригодной для жизни Землю и ищут другую подходящую планету. За несколько тысячелетий поисков бодрствующие люди вели себя как и подобает венцу творения, которому дали в руки ружье. Споры, конфликты, сбрендивший на почве мании величия капитан. В итоге корабль просто начал приходить в негодность. Единственным решением казалось вернуться на планету пауков, откуда в первый раз людей выперли, и уничтожить ее обитателей, даже не дав себе труда задуматься: а что это такое, а не разумное ли оно. В общем, мои симпатии были на стороне пауков.
Очень хорошая твердая НФ. Альтернативная цивилизация прописана великолепно.
Адриан Чайковски «Shadows of the Apt»
Svoland, 7 мая 2021 г. 12:26
Чайковски, даром что зоолог, обожает вплетать в сюжет элементы, связанные с профессией. Технофэнтези-цикл «Тени одаренных» не стал исключением. Общий смысл сеттинга отражен в моей аннотации к циклу, а в рецензии я лишь расскажу почему прочитал его от корки до корки, несмотря на то, что из десяти книг на русском издана только первая, увы.
Прежде всего, основная причина это персонажи. Если брать каждую книгу по отдельности, то у читателя может сложиться ощущение картонности героев. Но причина лишь в том, что Чайковски растягивает раскрытие их личностей и взаимоотношений на весь цикл, синхронизируя эту задачу с движением магистрального сюжета. У такого подхода есть свои плюсы и минусы, но так или иначе в результате читатель обнаруживает иногда совершенно неожиданное развитие событий.
Глубина проработки характера и судеб участников эпических событий столь же велика, как и их разнообразие, причем запоминаются даже персонажи второго плана (Дрейфус, Амон, Балтус и Хокиак, к примеру), которые иногда внезапно выдвигаются автором в самые первые ряды. Что касается основных героев, то, как отмечают многие читатели, среди них выгодно выделяется антагонист Таларик, чья история оказывается весьма непредсказуемой, в полном соответствии как со спецификой его профессии, так и с тем, что несмотря на декорации цикла, Чайковски пишет прежде всего о людях. И выглядят эти люди сквозь призму обстоятельств вполне достоверно. Стенволд, Чи, Тинисса, Тисамон, Алвдан II, Седа, Тото — десятки их, но безликих не встречается даже среди проходных.
Чайковски находит способы вовлечь события нашего реального мира в концепт самобытного повествования, благо начало-середина ХХ века просто напрашиваются для проекции в базу сюжета с его конструктами прогресса и гонки вооружений. Тем не менее, цикл нельзя назвать абсолютной калькой периодов Первой и Второй мировой воин уровня Дерлавая у Тертлдава, несмотря на бросающиеся в глаза признаки — от технической революции до воинствующей амбициозной нации под черно-желтым стягом, все глубже погружающейся в бездну мировосприятия сквозь призму расового превосходства. Это лишь фон с ориентиром на театр действий Западного фронта, поверх которого Чайковски накладывает самобытные штрихи и находит поводы напомнить, что мир отнюдь не черно-белый, как кажется на первый взгляд.
Романтические линии присутствуют, но деликатны и ненавязчивы. С ними сопряжен один из сюжетных твистов с выходом в финал, причем построение вполне реалистично. Большее внимание уделяется межличностным взаимоотношениям, нежели связанными с ними процессами близких контактов, которых лишь обозначены при необходимости.
Боевая составляющая проработана довольно глубоко. Читатель встретит и глобальные столкновения, и личные дуэли, и осады городов, и магические конфликты, и продвинутые технологии от авиации до оружия массового поражения. При этом все компоненты поданы максимально кинематографично и в контексте самобытного миротворчества.
Сам по себе цикл неравномерен и встречаются, как чрезвычайно сильные и значимые книги («Путь скарабея», «Наследница клинка»), так и очевидно проходная «Морская стража», без которой, впрочем, автор не смог бы завершить картину стратегической расстановки для развязки цикла. Динамика также варьируется от книги к книге, но для такой крупноформатной эпопеи сюжет движется довольно шустро.
«Тени одаренных» это не «Игра престолов» и вау-эффекта избалованному читателю ожидать от цикла бессмысленно, но Чайковски сделал все для того, чтобы читатель погрузился в созданный им мир авантюр, интриг, войны и прихотей судьбы, дабы по завершению повествования у читателя оставалась легкая печаль от расставания с героями. В этом плане, он полностью оправдал мои ожидания.
Нортон Коммандер, 29 апреля 2021 г. 21:29
Роман «Псы войны» сильно превзошёл ожидания от него. На первый взгляд могло показаться, что это будет простой фантастический боевик про собаку-биоробота.
Главная идея об искусственных разумных существах продолжает линию начатую ещё с «Франкенштейна» и азимовских роботов. По версии автора вместо привычных роботов будут более актуальны биороботы — биоформы — которые по сути модифицированные животные, управляемые мозгом, а не процессором, но с необходимой электронной начинкой.
Постепенно автор затрагивает такие аспекты изображаемого им близкого будущего, как искусственный интеллект, клонирование, права животных и человека, антивоенную тематику, природу разума и личности, двойные стандарты политики, власть корпораций, зомбирование людей и даже приближается к теме сингулярности — того, как уже скоро всё человеческое общество может кардинально измениться под влиянием технологий. При этом всё это реализовано в форме напряжённого сюжета, а герои получились запоминающимися.
Прочитав те немногие книги Адриана Чайковски, которые были изданы у нас, я понял, что это талантливый фантаст, который не разочарует.
glaymore, 26 марта 2021 г. 12:39
<< Меня зовут Рекс. Я хорошая собака.
Сегодня мои напарники — Дракон, Косолапая и Рой. Они называются «полиморфная штурмовая стая». Они — не хорошие собаки.
Я приближаюсь к вражескому лагерю с подветренной стороны. Чувствую запах примерно тридцати врагов. Чувствую запах их оружия. Не чувствую запаха взрывчатки. Не чувствую запаха других биоформов.
Мои наплечные пушки докладывают, что все системы в норме и готовы к поражению целей. «Хорошие пушки», говорю им я. «Хороший песик», отвечают они.
Хозяин по защищенному каналу передает, что мы можем атаковать. Напоминает, что все враги должны быть ликвидированы. Мне очень хочется порадовать Хозяина. >>
Отличная визионерская повесть про будущее войны, где ЧВК кидают в горячие точки по всему миру не людей, а генмодифицированных собак, бронированных медведей, камуфляжных аллигаторов и коллективно-разумные рои пчел с широким выбором дизайнерских ядов. Так дешевле, так лучше для пиара, и говоря словами одного из (анти) героев повести, << Они не люди. Никакие «права человека» их, к счастью, не защищают. С ними удобно работать, их удобно ликвидировать. >>
Но когда Рекса и Косолапую отправляют
Адриан Чайковски «Чернь и золото»
Нортон Коммандер, 19 марта 2021 г. 19:37
Об Адриане Чайковски я узнал, когда прочитал его роман «Дети времени»; возникло желание познакомиться и с другими его произведениями. Раньше я бы скорее всего прошёл мимо книги «Чернь и золото», одна только «вырвиглазная» отечественная обложка способна отпугнуть потенциального читателя.
Как оказалось, Чайковски работает в широком диапазоне от приключенческого фэнтези (собственно, «Чернь и золото») до практически твёрдой научной фантастики (как раз таки «Дети времени»). Чайковски по одному из своих образований зоолог и биологическая тема играет важную роль во многих его произведениях. Например, у него также есть цикл о биоформах (на русском издан роман «Псы войны») и цикл о животных-оборотнях. Даже фэнтези у Чайковски биологическое. В мире романа «Чернь и золото» живут множество народов, каждый из которых несёт в себе гены какого-либо членистоногого прародителя (насекомых, пауков, скорпионов); таким образом, каждый народ обладает своим Наследием, отличающем его от других. Некоторые народы умеют летать, муравины телепатически общаются между собой, осоиды стреляют током из рук и т.д.. Некоторые народы сохранили магические способности, но не способны понять технику; другие же развивают технологию, но не обладают магическими способностями. При этом в мире «Черни и золота» магия присутствует очень дозированно, она почти забыта, а развитие технологий уже дошло до создания аэропланов и поездов.
О героях нельзя сказать, что они глубоко раскрыты. Психологию каждого героя можно полностью раскрыть несколькими предложениями, так что они получились немного схематичными. Сюжет чисто приключенческий — исход большинства событий в романе полностью зависит от того, насколько удачно тот или иной персонаж увернётся от стрелы и насколько удачно «рубанёт» мечом противника. Однако, большого количества сюжетных «роялей» не замечено, всё вполне обоснованно. С задачей создать нескучное приключенческое фэнтези автор справился.
Это только первая часть цикла из 10-ти романов, но остальные на русский не переводились.
Адриан Чайковски «Children of Ruin»
_AVP_, 18 марта 2021 г. 12:39
Эта книга доказывает минимум дважды на примере Дисры и Мешнера, что люди с тараканами в голове иногда оказываются крайне полезными. Но ближе к делу.
Вторая книга куда более контрастна в эмоциональном плане, чем первая. Драматизм, ужас, надежда, трагедии. Истории стали чуть более личными, и от этого более цепляющими.
«Капитан продолжает следовать протоколу, мы продолжаем работу, как будто ничего не произошло. А Дисра наслаждается компанией своих питомцев. Боже, да он самый вменяемый из нас всех».
Событий намного больше, больше деталей, идей, больше логичности. Терраформирование, дизайны кораблей, баталии, ксенолингвистика, биология. Человеческий интеллект, интеллект с прямой передачей памяти, интеллект-рой, искусственный интеллект, сегментированный интеллект и не только.
В общем, ценителям фантастики должно понравиться. Впечатление немного портит концовка, достаточно сжатая, резкая и поверхностная.
Адриан Чайковски «Дети времени»
_AVP_, 6 марта 2021 г. 00:54
Арахнофобам проходить за километр. Гуманистам за полтора. Но ближе к сути.
Да Винж, да «Глубина». Да корабли поколений, гибернации и игры с субъективным временем. Да арахниды и их цивилизация. Но это все только на беглый взгляд. Пауки здесь не водят машин, не сдают детей в школы, не работают в университетах и не ездят в отпуска. Не смотрят телевизор и не играют на фондовой бирже. Тяжелую промышленность и ядерную энергетику они так же не думали развивать. И, в отличие от «Глубины», это действительно пауки, а не «просто что-то примерно их напоминающее с виду».
Да, текст суховат. Но позволяет оценить эволюцию от и до. От мимолетных инстинктов до философских размышлений. От первобытной структуры, до целой цивилизации. От неприятных ползучих тварей, до существ, за которых переживаешь больше, чем за людей.
Комментатор чуть ниже упустил простую мысль. Это не «людишки недостойны», это выбор людей вести себя как люди. Действие — последствие. Если все пытаются уничтожить все, что им не нравится или чего они не понимают, в результате гибнет все. Но это именно выбор, а не предначертание.
В сухом остатке, достаточно занимательно и динамично. Без острой эмоциональной составляющей, как в «глубине», но интересно с точки зрения социологии. От муравьиной фермы, до пауков в банке.
Адриан Чайковски «Firewalkers»
glaymore, 16 февраля 2021 г. 11:11
Короткий роман в лучших традициях социально-экологической НФ семидесятых.
Недалекое будущее, глобальное потепление. Половина суши скрылась под водой, вторая половина превратилась в некое подобие экваториальных пустынь, только без песка. Во что превратились экваториальные пустыни, лучше не думать. Ничто живое не может там существовать.
В этом раскаленном аду работают автономные солнечные коллекторы, питающие орбитальные лифты. Лифты очень важны — на них богатая часть человечества покидает умирающую Землю, поднимаясь на борт гигантских космических гостиниц, переполненных роскошью.
У подножия лифтов ютятся толпы беженцев, готовых за воду и убежище от пекла обслуживать эвакуацию аристократов и миллиардеров. И когда солнечные коллекторы по непонятной причине перестают подавать энергию, кому-то из этих обездоленных придется отправиться в пекло, чтобы найти и устранить поломку (которая, конечно, окажется СОВСЕМ не такой, как ожидал читатель).
4 1/2 звезд, как обычно у Чайковского.
Адриан Чайковски «The Doors of Eden»
glaymore, 16 февраля 2021 г. 10:01
Длинный и, честно говоря, довольно занудный НФ-триллер про то, как две юные лесбиянки, трансгендер из Лондона и неандертальцы из параллельного измерения спасают мультивселенную от схлопывания. При этом главные герои за всю книгу не делают фактически ничего полезного, просто наблюдают за потоком событий и наслаждаются постоянными восхищенными возгласами окружающих «ооооо, это же наши главные герои, какая честь, что они с нами!!»
Злодеи абсолютно карикатурные, какие-то мультяшные трампы, которые бегают с перекошенным от злобы лицом и с пеной у рта визжат про проклятых иммигрантов, испортивших великую Британскую Империю (не шучу!)
Все проблемы мироздания решаются посредством сильной математической магии. Мы применили математику и открыли порталы в восемь параллельных миров. Мироздание погибнет, если мы не спасем его при помощи математики. И так далее.
В целом книга где-то на «три с плюсом». Плюс ставлю чисто за роскошные описания экзотических версий Земли, в которых эволюция то космических трилобитов создаст, то мегастаю разумных крыс, занявшую всю поверхность планеты, то осьминогов с их ледяными компьютерами... Все остальное для Чайковского очень слабо, и это обидно, потому что он может несравнимо лучше.
Адриан Чайковски «Дети времени»
Corwin Morgan, 12 февраля 2021 г. 16:37
Роман «Дети времени» оказался для меня очень подходящим произведением. Может быть это характеризует меня как посредственного читателя, но, хоть я и люблю научную фантастику, на многие современные образчики жанра у меня не хватает терпения: то автор пол книги описывает мир будущего, забывая про персонажей; то чтение превращается в изучение технической документации, да ещё и к выдуманному устройству. В этом плане, вышеупомянутая книга Адриана Чайковски на удивление сбалансирована и «человеколюбива», чем и пришлась мне по душе.
В «Детях времени» одновременно представлена значительная часть НФ тем: постапокалипсис, космические путешествия, «корабль поколений», терраформирование и колонизация миров, первый контакт, заигрывания с искусственным интеллектом, даже путешествия во времени, если за таковые принять стазис. И, казалось бы, такой винегрет вряд ли будет съедобен, но нет — Чайковски каким то образом выстроил все эти элементы в правильном, непротиворечивом порядке. Некоторые условности, конечно, есть: не очень понравилось, что муравьи выступают этакой палочкой-выручалочкой, закрывая практически все слабые места паучиного общества. Также, сначала не очень понравилась концовка — показалось, что получилось слишком много влияния deus ex machina. Однако, чуть позже, я осознал, что автор поступил вполне честно — как в хорошем детективе, ключевая подсказка была ещё в самом начале произведения.
На мой взгляд, роман «Дети времени» вышел очень увлекательным. Автор грамотно расставил акценты на событиях глобальных и локальных, поэтому интересно следить за судьбой как человечества и «паучечества» в целом, так и за отдельными их представителями.