Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Гарри Гаррисона (Harry Harrison)

Отзывы (всего: 3037 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Государственный служащий»

Darth_Veter, 10 января 22:27

Говардс планирует устроиться на престижную работу в почтовую службу. Думаете, это так легко сделать? В нашем времени — возможно, а вот в недалеком будущем... Для этого, по крайней мере, вначале придется пройти краткий курс обучения, а потом уж сдать весьма нелегкий экзамен... Гарри Гаррисон всегда писал не совсем серьезные произведения — точнее, остросоциальные произведения, написанные полушутливым тоном. Поэтому не стоит надеяться, что в данной новелле он изменит своему принципу. Конечно же, значение Почтовой службы было явно им преувеличено, чтобы показать, к каким несуразностям это может привести. Чтобы получить подобную работу, кандидат должен быть не только очень вежливым и терпеливым, но и бесстрашным, чтобы умело нейтрализовать очередного грабителя. А посетители вовсе не собираются облегчать ему работу — их требования столь разнообразны в своей глупости, что голова буквально кругом идет. Одному нужны марки, которые уже не выпускают, другому — навести порядок в личных документах, без которых невозможны социальные выплаты, а третьему нужно помочь написать письмо дяде с просьбой выслать 100 кредитов (так называются деньги недалекого будущего). По каждому такому случаю госслужащий должен дать толковый совет. Интересно, а зачем тогда нужны другие чиновники, если и без них всё так прекрасно обходится? Возможно, американцу проще ответить на такой вопрос, чем русскому. Тем более, что у нас на почтового служащего никогда не взваливали подобный ворох проблем. Одно можно сказать точно: автор явно не угадал с перспективой почтовой службы. В связи с появлением Интернета, она практически на ладан дышит. Еще 10 лет — и вообще может исчезнуть за ненадобностью: всеми человеческими делами будет заправлять электронный мозг. А экзамены будут сдавать только те, кто рискнет пообщаться с ним накоротке. Но это уже совсем другая история...

-----------

РЕЗЮМЕ: немного шутливая история о том, насколько важной окажется в недалеком будущем профессия почтового служащего. Это даже не фантастика, а очень заумный анекдот на социальную тему.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Чума из космоса»

IgorLutiy, 8 января 03:50

Вслед за «Неукротимой планетой», решил продолжить знакомство с фантастикой середины прошлого века того же автора. Все-таки есть что-то в литературе той эпохи, представителем которой является Гарри Гаррисон. Может быть ностальгия по детству, когда солнце светило ярче, трава была зеленее, а книги интереснее. Ну ладно, книги были не интереснее, но они были первые. И оставили неизгладимый след после себя от прикосновения к чему-то волшебному и невероятному. И, по правде сказать, не все из этих книг не прошли проверку временем. Многие из них можно перечитывать и сейчас, не боясь разочарования.

Герой у нас медик, а в прошлом десантник, не забывший боевых навыков. Удачное сочетание. Он случайно попадает в ненужное место, в ненужное время. Почему он поступает так, а не иначе? Увы, узнать нам это не судьба. Да и не нужно это. Он просто прет вперед по сюжету как танк. Равно как не нужно нам и узнать более-менее научные подробности полета исследовательской экспедиции на Юпитер. А что, взяли да полетели. Потом вернулись, да не с пустыми руками... Вот что интересно, так это болезнь и эпидемия. Но здесь тоже без лишних деталей. Увы.

Многие книги тех лет имеют сходные черты. Они в чем-то просты, можно даже сказать примитивны. Герои картонные, а их поступки не блещут особой мотивацией. Допущения максимально вольны, а сюжет стремится к линейности длинной прямой палки. Представления о науке еще более поверхностны, чем персонажи. Данная книга как раз из такого ряда.

Однако, несмотря на все это, в книгах тех лет есть какая-то своеобразная романтика. Они даже интересны, если не ожидать от них слишком многого. Герои таких книг всегда принимают правильные и нужные решения, бесстрашно бросаются в любую заварушку, где неизменно одерживают верх над любым противником. Они готовы рисковать и жертвовать собой, ведь с ними все равно не случится ничего плохого. В сложных ситуациях всегда находятся нужные знакомые или товарищи, которые без проблем поддержат их. И, конечно же, обязательно должна быть девушка, которая в ходе повествования полюбит героя. Почему полюбит? Потому что. Не стоит задавать глупых вопросов по поводу содержания подобных книг.

Такие книги читаются легко и быстро. Это перерождение приключенческой литературы девятнадцатого и начала двадцатого веков, которая воплотилась в таком вот новом виде. В виде фантастических приключений. Сменился антураж, но элементы остались прежние. Задача этих книг развлекать. Поэтому глупо искать в них глубину. Цели другие и инструменты их достижения тоже.

Когда хочется отдохнуть от чего-то слишком серьезного, после бурных размышлений над сложными хитросплетениями очередного шедевра литературы, самое оно взять что-то из той поры, уже вполне классической фантастической литературы середины прошлого века. Отдохнуть, взбодриться. И для такой цели «Чума из космоса» подходит великолепно. Хорошая книга на вечер-другой. В меру интересная и бодрая, без лишних изысков, но со своим шармом и атмосферой времен, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон, Том Шиппи «Молот и Крест»

ANTI_VSE, 5 января 23:56

Отличная книга. Самый настоящий шедевр!

Смесь альтернативной истории, реальной истории и немного (самую малость) мистики (точнее мифологии)

Книга совсем не Гаррисоновсая — видимо большое влияние соавтора.

А скорее всего соавтор и есть автор, а Гарри Гаррисон только своё всем известное имя дал на обложку для лучшей продаваемости.

Но из всех книг про викингов — это самая самая.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон, Том Шиппи «Король и Император»

ANTI_VSE, 5 января 23:50

Долой прогресс!

Не было Шефа с его катапультами — две небольших толпы сошлись, порубились немного мечами и разошлись.

Появился Шеф с его техникой — началось завоевание мира.

Оценка: нет
– [  -3  ] +

Гарри Гаррисон «Конные варвары»

kab_messia, 22 декабря 2024 г. 22:02

Мдаааа, ну и бред! Игрок обладает большими познаниями в физике, химии, металлургии и пр. Народ, живущий на ужасной планете, которую сам такой сделал и ведущий постоянную войну с местной флорой и фауной, не может справиться с какими-то всадниками. Вождь всадников уничтожает ружья и пистолеты пришельцев, но сам хочет открыть секрет пороха и т.д. Ничего интересного в этой трилогии нет и даже отношения между людьми написаны не интересно...

Оценка: 4
– [  7  ] +

Гарри Гаррисон, Том Шиппи «Молот и Крест»

Corwin Morgan, 17 декабря 2024 г. 12:08

Скорее понравилось, чем нет. Но лишь с небольшим перевесом.

Вообще, сама история Шефа по-хорошему проста и имеет классическую канву — становление героя, спасение дамы в беде и всё такое. Но вот сама структура романа, на мой взгляд, сильно рушит темп и не даёт нормально проникнуться злоключениями протагониста: вот мы следим за переживаниями Шефа перед очередной битвой, а в следующий момент переносимся за плечо военачальника вражеской армии. Признаю, это помогает лучше понять общую картину происходящего, но, субъективно, происходит слишком часто и раздражает. Ощущение, будто попадаешь в «красную» полосу светофоров и приходится ждать на каждом перекрестке.

Постфактум понял, что известный сомнительный сейчас ход Deus ex machina используется в этой книге чуть ли не десяток раз — по-моему, перед каждым испытанием Шефу снился божественный сон, дававший ту или иную критически полезную подсказку.

Не как недостаток (тут уж всё по законам жанра), но в книге масса насилия и изощрённых пыток. Автор их не смакует. а, скорее, описывает фактологически.

В целом, мне читать было интересно, но, будто бы, неудобно. Есть два продолжения и с ними знакомиться не очень-то хочется. P.S: У скандинавов масса отвратительных мифов, но история

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хеймдаля и происхождения родов человеческих
мне кажется (пусть не по смыслу, а по форме) одной из самых мерзких.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Тренировочный полёт»

Groucho Marx, 13 декабря 2024 г. 13:36

Как и уважаемый Error, я не отношусь к поклонникам творчества Гарри Гаррисона, поскольку считаю, что он почти всегда писал ниже своего реального уровня таланта. Он мог писать такие книги, как «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», а тратил своё время и силы на коммерческую ерунду. Тем не менее, во многих его «коммерческих» рассказах, написанных для потехи невзыскательной публики, светится настоящий талант. Этот рассказ относится как раз к такой категории.

По сути, это «антихайнлайновский» рассказ, противостоящий показу «первопроходцев Космоса», как суровых ковбоев с железными мускулами и стальными нервами. И ещё более любопытно, что «Тренировочный полёт» является прямым предшественником желчных «нововолновских» романов Барри Молзберга про невротичных, съезжающих с катушки астронавтов.

Гарри Гаррисон указал на реальную проблему, стоящую перед астронавтами, но разрешил её ироническим хэппи-эндом в стиле О´Генри. Эта финальная ироническая нотка показывает, что сам автор решения проблемы не видит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Последнее сражение»

Igninus, 12 декабря 2024 г. 05:09

Эталонный образец микрорассказа.

Интригующее повествование, неожиданный финал, пища для размышлений о прошлом и будущем человечества, юмор, антивоенное высказывание без высокомерного морализаторства — и всё это на одной странице текста.

Оценка: 9
– [  -4  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

kab_messia, 5 декабря 2024 г. 17:37

Прочитал в 70-х эту книжку, а в 24 году решил перечитать — зря, видимо это чтиво рассчитано на подростковый возраст.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Робот, который хотел всё знать»

1001, 1 декабря 2024 г. 23:26

Вот рецензия на этот рассказ с чисто инженерной точки зрения:

Рассказ этот явно был написан для девушек от 12 до 20 лет. По всем канонам жанра- бездушное существо обретает способность любить.

Увы, это всего лишь обычная попса (попса бывает разная, и литературная гораздо старше музыкальной :)

Реальный источник можно легко проследить: маленькая девочка, роняя игрушечную машинку, поднимает ее, прижимает к груди и приголубив ее, говорит «бедненькая!» (у пацанов как-то все по другому получается :)

Т.е. в основе таки лежит биология и присущий всему женскому полу материнский инстинкт (а так же его разновидность — супружеский :)

В детстве, в подготовительной группе детского сада, одна из девочек взяла опеку надо мной. Естественно, на уровне детского сада :)

Много лет спустя, уже имея опыт семейной жизни, я вспомнил этот эпизод и понял, что многие аспекты поведения женщин в браке буквально заложены в них на уровне инстинктов (я не про это :)

Плюс многолетний опыт пионерских лагерей — очень ясно было видно, как внезапно, в один и тот же год, практически одновременно у всех детей определенного возраста — появляется вдруг интерес к противоположному полу. Увы, это все — лишь чистая биология.

Сорри, у роботов, даже обладающих развитым ИИ — биологических инстинктов нет и не может быть в принципе. Так как даже если у них появиться то, что в быту и поэзии именуется «душой» — соответствующих органов у них нет и быть не может (к нашему с вами счастью :)

Плюс у них нет и выработанных миллионнолетней эволюцией инстинктов (любовь ведь действует наперекор разуму, не так ли? :)

Так что все произведения с подобным сюжетом (включая и известный фильм Спилберга) — это таки попса в чистом виде. Увы.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Гарри Гаррисон «Фантастическая сага»

1001, 1 декабря 2024 г. 01:25

В общем, эта книга не про путешествия во времени (это только средство), а про искусство кинематографа :)

Причем написана она столь захватывающе, что прочитав ее в свои 11 лет — я твердо решил стать кинорежиссером, когда вырасту :)

Увы, в том возрасте мои возможности были ограниченны чисто технически (у меня в то время не было даже фотоаппарата).

Однако я нашел выход — в журнале «Мурзилка» использовался прием «бумажных фильмов»: надо было вырезать столбик рисунков (вариант комиксов) и протягивать его покадрово через две специальные прорези на странице (звуковое сопровождение было устное :) С данной технологией нас познакомили еще в старшей группе детского сада (где-то 1966 г, если не ошибаюсь).

В журнале каждый «фильм» состоял из 5-6 кадров, но идею можно было развить путем склеивания полосок бумаги.

Начал я, как и положено историей кинематографа, с черно-белых «фильмов» с классическим соотношением сторон 4:3 (на собственные сюжеты)

Но, прочитав «Сагу», я замахнулся на большее — мои фильмы стали цветными и широкоэкранными.

И, как можно догадаться — первым таким фильмом стал фильм с названием «Викинг-Колумб» (естественно, он начинался с кадра «Дракон на носу ладьи викингов, плывущей по ночному морю на фоне звезд» — точно как у Гаррисона :)

Но далее я столкнулся с тем, что сюжет фильма был описан не очень подробно (надо сказать, что любовная линия меня не интересовала тогда совершенно :)

«Сняв» где-то эпизодов пять, я столкнулся с фактом незнания типовых сюжетов Голливуда (над которыми так удачно простебался автор книги :)

И тогда мне пришла в голову блестящая идея — снять фильм не про викингов (про которых я знал только по одной картинке из учебника истории для 4 класса — «Заморские гости» Рериха, конечно :) А фильм Ричарда Флейшера в СССР показали только в 1979.

Я решил экранизировать книгу самого Гаррисона (благо, в «фильм» можно было легко вставить уже «отснятые» кадры :)

Это был нелегкий труд, но я с ним справился.

Поскольку «съемки» были завершены уже в пионерском лагере — у меня была масса благодарных зрителей (которые Гаррисона никогда не читали :)

Сохранилась сделанное в лагере фото, где я сижу с довольным видом, держа в руках кинокамеру, сделанную из пластилина.

(Таким образом, погружение в книгу Гаррисона у меня было полным, как ни с одной другой книгой :)

Побочкой стало то, что я осознал необходимость сценария. Все дальнейшие «фильмы» были сняты уже по заранее написанным сценариям (с раскадровкой). И опять же — спасибо Гаррисону (см. в книге эпизоды со сценаристом, это жиза :)

В конце концов я отказался от устаревшего формата и начал рисовать то, что позже стало нам известным под названием «комиксы».

(нет, несмотря на толчок, заданный чтением «Саги» и сильное желание — кинорежиссером я не стал, так как реально оценил свои шансы в реалиях эпохи конца 70х. Но таки смог оторваться на художественной самодеятельности в чисто техническом ВУЗе :)

Вот так — эта книга могла изменить всю мою жизнь... возможно :)

Оценка: 10
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон «Уцелевшая планета»

1001, 1 декабря 2024 г. 00:46

Честно говоря — я не знаю, существовала ли тактика с использованием подземных туннелей (см. «тоннели Кути») в то время, когда Гаррисон писал свой рассказ (война в Индокитае шла с 50х годов, так что все возможно).

Если же нет, такой тактики еще не было — то мы имеем дело с еще одним блестящим предвидением Гаррисона (в таком случае он развил некоторые моменты войны на Тихом океане и таки угадал будущее).

За формально фантастическим сюжетом вполне можно разглядеть реалии Вьетнамской войны. С единственной существенной разницей в том, что место «глаз»-беспилотников в реале использовались «Tunnel Rats».

И тут смысл данного рассказа меняется самым кардинальным образом...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Ремонтник»

1001, 1 декабря 2024 г. 00:26

Конечно, это не самый лучший рассказ Гаррисона, но достаточно интересный. Я его прочел в сборнике 1970 издания и таки хорошо запомнил.

В детстве для меня это был просто фантастический рассказ (причем еще и с элементами ужастика — да, я про эпизод с выжиганием глаз :)

Сейчас же для меня очевидны явные аллюзии на общие признаки всех мировых религий (в рассказе автор дал легкие намеки на каждую из них, не только на христианство, что говорит о хорошем знании Гаррисоном темы).

(и да, если взглянуть на египетские пирамиды сверху — там таки ровные площадки, ну типа как места для бассейна с охлаждающей водой :)

Впрочем, суета вокруг назначения пирамид существует давно, еще со времен Геродота. А наше поколение массово смотрело фильм «Воспоминание о будущем» и было в курсе всех веяний.

Как, очевидно, и сам Гаррисон.

Ну а дальше — собственно сюжет. Технически он бессмысленный — никто не будет строить столь сложные устройства, продолжительность работы которых составляет столетия, а назначение — крайне важно для космической навигации, в таких ненадежных местах, как поверхность геологически (см. текст рассказа) и биологически активных планет. Где-то в космосе, на астероиде, имеющем стабильную орбиту — да. Или вообще на каком-то аналоге МКС будущего (использование водяного охлаждения? Да у автора не было опыта работы не то что инженером-гидравликом, но и простым сантехником :)

Впрочем, это нам, имеющим опыт протечек фирменных СВО, судить легко. А в 1958 и труба со стенками в три метра казалась вполне рабочим вариантом :)

Ну и главное — на столь ответственное задание посылают только одного специалиста (причем по характеру и темпераменту полностью совпадающего с Янки при дворе короля Артура, надеюсь все его узнали :) Вот этот момент — и есть настоящая фантастика.

Да, и по поводу Янки. Реальную версию того, что произошло бы на планете «рептилоидов» мы наглядно увидели в фильме Виктора Греся (массовое побоище аборигенов, как неизбежное развитие сюжета рассказа. Несмотря ни на какие запреты- там есть своя логика неизбежного развития событий)

Отсюда, кстати, и понятие «прогрессорства» в понимании Стругацких — скрытое и незаметное для местных вмешательство.

И сюжет книги Гаррисона мог бы получить более глубокое и правдоподобное развитие. Но автор решил спрятаться за иронией, осторожно оставив проработку данной темы другим авторам (Френку Герберту в том числе :)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Рука закона»

1001, 29 ноября 2024 г. 05:42

«взял за основу не рассказ Гаррисона»

Нет, похоже, что таки рассказ Гаррисона (в «Бегущем по лезвию» совершено другая тема).

У фильма «Робот-полицейский» совпадает с рассказом Гаррисона не только основная идея — но и основные линии сюжета (слабость полиции даже не то что против организованной преступности — а против единственной местной банды).

Причем я не помню ни одного похожего сюжета во всей фантастике 40-50-60 годов («Урфин Джюс и его деревянные солдаты» не в счет :)

Забавно, что хорошо помня рассказ — я забыл кто его автор, и сейчас, при перечитывании сборника Гаррисона, его, Гаррисона, рейтинг в моих глазах сильно повысился — нет, не только «Неукротимая планета», есть у него и не менее интересные вещи :)

И да — актуальность рассказа за 70 лет ничуть не снизилась, жаль только, что это и сейчас всего лишь фантастика :)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Портрет художника»

1001, 29 ноября 2024 г. 05:24

Где-то в мои одиннадцать лет мне попался этот рассказ в сборнике 1970 года выпуска.

А надо сказать, что с комиксами мы тогда были знакомы только по журналам «Веселые картинки» и «Мурзилка» (при этом само слово «комикс» нам еще не было известно).

Так что суть рассказа была вполне понятна, особенно с учетом того, что к тому времени я уже прочел «Золотой теленок» и термин «Резиновый Полыхаев» мне был знаком :)

Техническая сторона сюжета рассказа на тот момент воспринималась вполне абстрактно — как обычная научная фантастика вроде полетов к звездам.

А вот судьба главного героя вызывала вопросы, ведь по моим тогдашним понятиям, он должен был просто выйти на пенсию и условно «играть в домино».

(последующая жизнь сильно подкорректировала мои знания по этой теме).

Как бы оно не было — но рассказ не был забыт, хотя я его никогда не перечитывал — буквально до вчерашнего дня.

«Ай да Гаррисон! Ай да сукин сын!» (с) — молча воскликнул я во время чтения: 100% попадание в реал, крайне редкий случай в фантастике.

(включая и апгрейд устаревшего компа :)

Боюсь, что Гаррисон угадал не только техническую сторону, но и итоговый результат: все халтурщики (зачеркнуто) — иллюстраторы таки реально могут остаться без работы в самом ближайшем будущем (разглядывая результат генерации изображения, выполненный FLUX 1)

Чуть позже я таки понял/вспомнил причину столь точного попадания — в конце 50х — начале 60х тема искусственного интеллекта была не менее популярна, чем сейчас. И именно тогда были придуманы/изобретены все основные принципы работы генеративного штучного интеллекта. Правда, реализовать их на практике тогда было невозможно — компьютерная техника была слишком примитивна.

Но сама тема ИИ была сложна (технически) и большинство фантастов-гуманитариев описывали ИИ упрощенно, не вникая в детали.

А у Гаррисона мы видим тщательно проработанный сюжет, со всеми техническими деталями и без грубых ошибок.

Причем описывает он не достигнутый сейчас уровень, а следующий за ним.

И вот тут печалька — столь точное предвидение в раскрытии темы указывает на то, что и последствия были угаданы тоже точно...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Немой Милтон»

1001, 29 ноября 2024 г. 04:29

«Актуально для Америки, не очень близко нам»

Да нет, и для нас оно актуально.

Просто мысленно замените чернокожего американца на гастарбайтера из Средней Азии.

Национальная и расовая ненависть есть везде. По факту они являются одним из вариантов самоутверждения личности за счет других.

При этом не имеет значения, о каких именно различиях идет речь — расовых, национальных, культурных, религиозных, половых, физических и умственных. Просто расовые и национальные наиболее заметные. Но суть везде одинаковая.

Это свойство давно замечено, тщательно изучено и активно используется с давних времен: «разделяй и властвуй».

В своем детстве и юности я жил в практически мононациональном городе (а о расах и представителях других религий не было и речи)

Потом уже, попав в другой советский город (университет) я жил в общежитии и столкнулся с совершенно иной средой.

Так как в университете учились тогда представители многих разных стран (кроме китайцев, конечно) — руководство (не знаю, на каком уровне) решило, что «на всякий пожарный» советских студентов следует селить вместе с иностранными — ну так, чтобы была возможность приглядывать за деятельностью иностранцев :)

Так что в нашем блоке жил полный интернационал. Плюс все были молоды и международные и межрасовые браки случались очень часто.

(была у нас одна красивая кубинка, мулатка. Намного интереснее, чем показано в фильме «Баламут». Потом она, правда, познакомилась с моей женой. После чего какие-либо контакты были полностью исключены, даже еще, собственно, и не начавшись :)

Забавно, что основной мой итоговый вывод совпал с известной некогда рекламной фразой: «Все одинаковые!». Особенно, если находятся в одинаковых бытовых условиях. (и немцы (ГДР), и португальцы, и арабы, и евреи, и кубинцы, и иранцы и т.д. Много их было )

Жаль только, что подобный опыт есть не у всех.

Что до самого рассказа, то единственный фантастический элемент в нем явно притянут за уши. Так как эпоха индивидуальных фундаментальных открытий, к сожалению, закончилась еще в ХIХ веке.

Что-то подобное может создать только общими усилиями групп ученых и специалистов. Кстати, международных :)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Тренировочный полёт»

1001, 28 ноября 2024 г. 04:26

Один из лучших рассказов не только у Гаррисона, но и вообще в мировой фантастике.

Впервые я его прочел в журнале «Вокруг света» (за 1967 год), на тот момент уже архивном (там еще была замечательная иллюстрация, я помню ее до сих пор :)

Кстати:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея из этого рассказа была почти сразу (после публикации в «Вокруг света») использована С. Михалковым для его пьесы «Первая тройка», или Год 2001 (опубликована в первом номере журнала «Пионер» за 1970 год) — и через несколько лет послужила основой для сюжета фильма «Большое космическое путешествие».

С годами я лучше познал этот мир и понял, что сюжет рассказа хоть и фантастический, но максимально приближен к реальности — именно ощущение реальной опасности и творит чудеса героизма.

И да — мелкодисперсная пыль таки способна проникать даже через плотно закрытые двери — ведь они иногда открываются (некоторое время я жил в квартире, окна которой выходили на оживленную городскую улицу. И, несмотря на постоянно закрытые металлопластиковые окна с двойным уплотнением — даже обычная земная пыль упорно просачивалась в квартиру, почти как в данном рассказе :)

Оценка: 10
– [  9  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

IgorLutiy, 20 ноября 2024 г. 05:07

Этот роман был написан более 60 лет назад, практически в середине прошлого века. В тот момент человек еще даже не полетел в космос. Однако, несмотря на некоторую наивность и простоту сюжета и персонажей, дебютный роман Гарри Гаррисона до сих пор читается интересно и не кажется морально устаревшим.

Безусловно, ключевая роль этого в основной идее произведения. Пирр особая планета, с особым животным и растительным миром и с особенными жителями. Главный герой попадает в эту среду и сам меняется под воздействием окружения. Меняется сам и меняет окружающий мир. Выглядит это пусть немного просто, примитивно и наивно, с точки зрения взрослого человека с богатым жизненным опытом, но все еще вполне убедительно. Насколько это нужно для подобного рода произведений. В конце концов, мы читаем подобные книги вовсе не для глубоких психологических переживаний персонажей или разбора глубоких философских вопросов, поставленных автором. Это вполне типичная классическая фантастика, где есть интересный мир, не менее интересные герои и в достаточной мере присутствует действие и приключения. Безусловно, в детском возрасте подобное воспринимается чуть иначе, но хорошая книга остается хорошей даже спустя десятилетия после ее написания и спустя десятилетия после ее прочтения.

Помню в детстве, более 30 лет назад, когда я впервые прочитал «Неукротимую планету», меня особенно впечатлило оружие пиррян. Пистолет в кобуре на предплечье, который фактически реагирует на нервные импульсы владельца и может выстрелить едва ли не быстрее, чем у человека появится мысль об этом. Сейчас воспринимается это несколько иначе, но все равно впечатляет. И пусть оружия такого еще не придумали, но нейроинтерфейсы тестируют вовсю.

А сама планета? Это было что-то невероятное. Мир, который стремится уничтожить человека. А человек упорно сражается, чтобы выжить. Люди с самого детства становятся почти что супергероями. По крайней мере именно такими они казались в детстве. Сейчас, на фоне массового распространения комиксов и всего прочего супергеройской тематики, таким уже не удивишь и пирряне уже не кажутся слишком особенными. Но они все еще пирряне, люди, которые с детства приучены выживать в самых суровых условиях.

Да, сейчас таким уже, пожалуй, и не удивишь. В множестве произведений описаны и более жестокие планеты, и более крутые персонажи и идеи взаимодействия людей и окружающего их мира, а также поиски возможных причин конфликтов и нахождения компромиссов. Сейчас можно сказать, что все это уже было. Но сейчас — это спустя более 60 лет после написания. Сейчас, это спустя более 30 лет со дня моего первого прочтения этой книги. Но тогда это было свежо и необычно. Интересно и захватывающе.

И вот я перечитал произведение, которое когда-то мне очень понравилось. Какие-то книги, прочитанные в детстве и казавшиеся невероятными тогда, спустя годы оказываются совсем другими. И воспринимаются совсем иначе. В детстве, в момент знакомства с огромным миром фантастической литературы, многое кажется совсем другим. Волшебным, необычным, невероятным, захватывающим и интересным. Многое со временем теряет свое волшебство и становится просто проходным романом из далекого прошлого.

Однако «Неукротимая планета» не такая. Пусть она простая, герои не блещут глубиной, а сюжет хитросплетениями происходящих событий. Но это все еще очень интересная книга об удивительном и опасном мире и с хорошим посылом. Миру мир — как сказал бы Язон динАльт, после того, как его изменил Пирр. Мир между людьми и природой и мир между людьми и людьми. Есть ценности которые вечны. И радует, что даже такая простая, по сути, книга несет в себе и что-то поучительное.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон, Гордон Диксон «Спасательный корабль»

Фабио Стеффарден, 14 ноября 2024 г. 11:54

Доброго времени суток!

«Спасательный корабль» — это простая как прямая кишка социалочка в сеттинге нескольких жанров.

Нет, не понравилось! Сухофрукт сочнее этого романа.

Я хочу, чтобы меня правильно поняли и поэтому буду гундеть про:

Минус №1.

Есть книги, которые со 100% уверенностью можно причислить к тому или иному жанру, а есть те, которые несут определённую идею и мимикрируют под популярные жанры. Пример:

Мой «любимый» ромфант. Котёл с бурлящими гормонами — это костяк, скелет, фундамент истории, а вокруг элементы того или иного жанра — вот тройничок из особенной ГГ и двух безмозглых аленят (гуглим это слово через «А»), которые бегают за гг и не могут поделить и ГГ не может выбрать одного из них и так всю книгу, а на заднем фоне пролетел дракон и всё — это уже фантастика/фэнтези!

В случае со спасательным кораблём это топорная социалка про генетически изменённых рабов, их феодалов и инопланетян. Для мира во всём мире эти три класса должны подружиться и вместе навести порядок и все заживут мирно и счастливо. А уже декорациями служит космос, межзвёздные корабли, планеты, миры и т.д.

Лично я в книгах отчётливо чую эту самую грань между реальными представителями жанра и залётными.

Минус №2

Сюжет. Он тощий. Похож на освобождённого пленного из Освенцима. Мяса нет вообще.

Помните фантастические фильмы середины 20-го века? Какие они несуразные, простетские, прямолинейные и одноклеточные в смысле конструкции повествования? ВОТ! спасательный корабль именно такой. Вот прям ни то ни сё!

Минус №3

Мешанина из жанров/поджанров.

Начинается как НФ, продолжается как клаустрофобный триллер-детектив, заканчивается космооперой, где нет особо ни космо ни оперы. И всё такое мизерное, минимальное, но всего понапихано как в оливье. Ты выбери направление и развивай особенно в формате не до романа (около 250 стр. или 4,5 часа аудио), а не корми меня кашей-малашей (кто помнит это словосочетание из детства, то значит Вам скоро на пенсию)))))))))).

Мне День триффидов зашёл больше чем это. Сравниваю, потому что обе книги из второй половины 20-го века. Обе книги это социалка, но Уиндем хоть какие то положительные эмоции мне подарил. А Гаррисон со своей спасательной шлюпкой оставил полностью равнодушным.

Пока не буду делать выводы об авторе, потому что 1. эта книжица была написана им в соавторстве 2. по одной книге не сужу о всём творчестве. На очереди его чума из космоса и я ПРЕДПОЛАГАЮ, что это тоже социалка.

Гаррисоновский спасательный корабль не спасает от равнодушия и скуки при его прочтении!

Оценка: 3
– [  6  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

1001, 6 ноября 2024 г. 22:32

Написав рецензию, я, заодно, решил в очередной раз перечитать книгу :)

И разобрать ее уже не как любимую книгу из моего детства — а как собственно научно-фантастический роман.

И тут же обратил внимание на ряд вещей, на которые раньше не обращал внимания.

(Внимание! Далее идут сплошные спойлеры, не читавшим книгу — не читать!)

1. Язон и Керк на Кассилии. Таки не зря Язон напрягся — вычислить его было бы очень сложно. Он явно не афишировал себя как удачливого игрока и, в общем и целом — явно старался быть как можно незаметнее (так как «ваши рыжие кудри примелькаются, и вас просто начнут бить» (с)

Однако натуральный дуболом Керк (что видно из всего дальнейшего) каким-то образом его вычислил.

Причем с упоминанием «планеты Мэхаут, казино «Туманность» и кучи других».

Очевидно, что пирряне имели разветвленную разведывательную сеть на многих планетах (а это довольно дорогое удовольствие) и обменивались информацией с другими разведслужбами.

При этом сами пирряне имели характерную внешность и вряд ли могли просто засылать свою агентуру (анекдот про негра-шпиона, да).

Тут уже возникает мысль о том, что Пирр крышевала какая-то другая планета, используя пиррян втемную.

Далее. Казино — это не ресторан. Большие деньги (а данном случае — очень большие деньги) — это всегда тесно связано с «теневой» экономикой и всеми сопутствующими делами и деловыми людьми.

Выиграть такие деньги Язон мог, а вот унести их и остаться в живых... Да еще при прикрытии в лице только одного «бывшего борца» (хорошая, большая мишень).

Плюс еще в детстве сильно смущал эпизод со сломанной рукой у крупье — ну никак это не могло остаться незамеченным и безнаказанным (разве что Керк держал пистолет прижатым к спине крупье, но это еще более невероятно). И да, как вообще в казино могли пустить клиентов с оружием? :)

Далее идет эпизод с расстрелом людей в машине (просто мчавшейся им навстречу) — три трупа, но план «Перехват» не объявлен. Герои спокойно обедают в ресторане, в то время, когда убийцу трех человек (с очень приметной внешностью) должна усиленно разыскивать полиция (а рестораны и гостиницы — это ж первым делом :)

Вокзалы, аэропорты и космопорты должны быть перекрыты спецназом (дело таки чрезвычайное, и дело не только в трупах). И снайперы должны занять свои места.

Однако ничего подобного не происходит. Таки да — возникает мысль о том, что прикрывает Язона вовсе не Керк.

Далее. Корабль «Гордость Дархана» имеет возможность в любой момент взорвать гостеприимный город на Кассилии на...

Это так же вероятно, как разрешение на вход в порт Нью-Йорка пассажирского лайнера с официально подтвержденным наличием водородной бомбы на его борту (и с возможностью ее использования вахтенным офицером, причем без согласования с кем-то либо)

2. Путь на Пирр. Ну, причину того, что Язон захотел попасть на Пирр весьма прозаична — ему надо где-то укрыться и переждать годик-другой, пока охотники за головами не займутся кем-то другим. А Пирр, где не бывает интуристов — место практически идеальное (если не выходить наружу от Бруччо).

То «бла-бла», что он несет Кирку (простите — Керку :) — просто отмазка. Плюс интересный роман с Метой (и таки да, у Марка Цукерберга этот роман явно любимый :)

3. Выход наружу. Опа, а вот с этого места начинаются странности. И я не о практически полном отсутствии других женских персонажей на Пирре (хотя детей там имеется во множестве) — а о странном поведении Язона. Как-то оно не вяжется с моральным обликом профессионального игрока (а по факту — шулера), причем имеющего на руках очень солидные деньги.

Язон начинает действовать — и действовать очень профессионально. Как профессиональный разведчик (Бонд, просто Бонд :)

Причем профподготовка у него феноменальная — он по факту управляет заведомым психопатом- Керком, и без физических последствий для себя.

Кстати, тут же возникает вопрос, как такие неуравновешенные люди, как Керк, могут управлять хозяйством целой планеты. Хотя он всего лишь начальник отдела снабжения мясокомбината (зачеркнуто). (Прим. — про мясокомбинат, это для людей, еще помнящих советские времена :)

Далее — хотя официально Язон слабее пацана с пистолетом, он таки ухитряется выжить и в одиночку (хотя и проффи может ошибаться, см. случай с прорывам периметра).

И даже при реальной угрозе скорого изгнания — он не прекращает своей разведывательной деятельности (непрофессионал просто бы запил с тоски :)

Еще одно примечание: «Неукротимая планета», безусловно, относится к жанру фантастического вестерна. Поэтому появление индейцев было только вопросом времени :)

Итак, Язон отправляется к «корчевщикам». Для этого он дарит Краннону свою зажигалку с гранатой из ультранита (и как он таскал ее через все таможни? :)

После чего крайне профессионально заводит общение с корчевщиками (для которых он лютый враг по умолчанию).

После чего становится двойным агентом (и без каких-либо сомнений, да, прямо как Верная Рука :)

Самое интересное, что Керк поверил Язону после возвращения от корчевщиков — похоже на то, что Язон мог управлять не только игральными костями, но и мышлением людей.

И снова -о! Язон, профессиональный шулер — таки обладает навыками конструирования сложной радиоаппаратуры. Прямо на коленке собирает локатор (а он еще и паять умеет :)

Все, тут «подкладка» со стороны автора становится очевидной — Язон таки «засланный казачок» от внешней могущественной организации, работающий под прикрытием с легендой «я профессиональный игрок и все». Причем отлично подготовленный к любым неожиданностям и физическим перегрузкам (а попробуйте таки 2g в реале :)

Задание у него непростое — внедриться на Пирр, произвести разведку и найти возможность решить проблему противостояния планеты и людей.

(Результат — богатая ценными ресурсами планета станет доступной для полноценной эксплуатации).

Награда Язона, помимо морального удовлетворения — те самые миллионы кредов (плюс Метабонус :)

Недалекому Керку была подброшена идея и необходимая информация (а возможно — и деньги). Неназванная автором служба обеспечила Язону удачную, без проблем, игру, безопасный выход из казино и отлет на Пирр.

Кстати, у автора мысли самого Язона описаны очень аккуратно — ничто не противоречит именно такому ходу вещей :)

Оценка: 10
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон «Запад Эдема»

Stalk-74, 23 октября 2024 г. 22:06

Рабочее произведение. Фабула тривиальна — вариант совместного сосуществования в древности людей и рептилоидов. Версия — роль личности в истории, благодаря какой условные варвары побеждают условных римлян. Побеждают сильно фантастическим методом, с помощью «бога из машины», который — раз — и решает все проблемы.

Ведь иначе первобытному кочевому племени, не развившемуся до обработки металлов никогда не победить организованный полис, продвинувшийся до аэросъемок.

Если бы Гаррисон ваял бы очередную авантюру Стальной Крысы, где стёб заменяет всё, вопросов было бы меньше, но всё-таки здесь фантастика написана по реалистическим канонам.

Нет в людском племени и интриг. Тут Гаррисон, очевидно, не стал усложнять себе жизни, ограничившись хроникой. Да и характеры главных героев, вплоть до нашего Маугли, упрощены до схематичных. Поэтому роман сугубо жанровый, не претендующий на более высокий статус.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Фантастическая сага»

Invincible, 15 октября 2024 г. 00:47

Мне интересно проверять книги с высокими оценками и хорошими отзывами через свое восприятие в 2024 году. С момента написания Фантастической саги прошло почти 60 лет. И тем не менее Сага оказалась увлекательным, немного сумасбродным и очень динамичным чтивом.

Главный герой — режиссер и продюсер Барни Хендриксон, как впрочем и всегда у Гаррисона, активная и деятельная личность, которая принимает бензедрин для бодрости, решает спасти разоряющуюся киностудию самым невероятным и сумасбродным способом — с помощью машины времени.

Именно эта сумасбродность и кипучая деятельсность — то что привлекает в героях Гаррисона, будь то Язон дин Альт или Джимми ди Гриз. Барни из той же породы, и меня быстро захватил водоворот задач, проблем и неприятностей, через которые проеходит сьемочная группа фильма. Читать было интересно, комичные ситуации разбросаны достаточно равномерно на протяжении всей Саги.

Мне кажется, и возможно это недооцененный момент, что Гарри Гаррисону удадось достаточно точно отобразить суматошную изнанку киноиндустрии, после прочнения немного больше зауважал труд кинорежисеров и продюсеров.

Понятно, что викинги и некоторые представители киноиндустрии выглядят шаблонно, но Гаррисон ведь не Хейли и на его роль не претендует, как и на глубокое раскрытие персонажей.

Я могу смело порекомендовать книгу в 2024 — она увлекательна, читабельна и вполне может увлечь вас на 5-6 часов от будничной рутины. Послевкусие от прочтения также самые приятные.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

1907, 12 октября 2024 г. 08:46

Прочитал я этот небольшой роман Гаррисона часа за полтора. Ночь была холодная и бессонная. За окном падал снег — первый в октябре. А в душе тоска. Время моей молодости ушло. Я старею. Пусть мне ещё чуть больше сорока, но чем дальше, тем меньше во мне остаётся красоты, грации и силы. Остаются только желания. Но что толку желать? Мир не изменится, а время не пойдёт вспять. Судьба тащит меня к последней черте. А там, может быть свобода? В общем взял от скуки «Неукротимую планету» и затянуло. Как хороший приключенческий фильм с элементами фантастики. Такие фильмы американская империя грёз штопает по штук десять в год. И как всегда, в стиле американского сверхиндивидуализма, главный герой — это одиночка с суперспособностями. Ясон его имя (Ясон ты отнял у меня сон). Он телепат и любитель игорных заведений. Свои способности он использует строго для собственного обогащения. При этом он очень азартен. По стечению обстоятельств этот Ясон попадает на планету Пирр — мир, в котором вся флора и фауна до безумия ненавидит поселенцев. То есть, природа этого места эволюционировала таким образом, что вся живая система этой планеты — от бактерий до высокоорганизованных животных- настроена на уничтожение именно человека. При этом поселенцы Пирра, это тоже не простые люди. Это скорее тупые машины-убийцы, в костюмах из крови и плоти. В общем Ясону, там было очень трудно. Но в итоге, сообразительный малый всех помирил и принёс нежданное спасение пиррянам.

Как относится к этому роману? К сожалению, «Неукротимая планета» не оставила никаких впечатлений. Пустая по существу книга. Приключения есть, риск есть, страх есть. Есть планета с кровожадными монстрами, и корабль космический есть. Ну и что с того? Нет ощущения реальности происходящего. Книга написана в стиле романтизма, где главный герой всех побеждает и ничего не боится. Ложь в каждом предложении. Нет науки, нет обоснованных предсказаний. Нет любви, ради которой стоило отдать жизнь, нет Бога. И ведь многие американские фантасты пишут в таком стиле. Тот же Хайнлайн, по сути, пишет приключенческие детективные истории с небольшим добавлением фантастики. Хвалёная «Дверь в лето» это сплошное разочарование. Только одно название «Дверь в лето» даёт для воображения бескрайнее пространство. Название очень волшебное, а книга похожа на штатный многотиражный роман для чтения в аэропорту. Я там чуда искал, где его нет.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Специалист по этике»

Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 23:14

Вторая после «Планеты смерти» книга из цикла про Язона ДинАльта. На сей раз почти никак не связанная с адской планетой Пирр, но почти столь же динамичная и насыщенная приключениями. Никакой экспозиции, ноль рассусоливания: уже на третьей что ли странице Язона похищает галактический фанатик-моралист и везет отдавать под суд за его страшшные-ужасные преступления против священной частной собственности и богоданного уклада. Но наш герой не так-то прост, и в результате спровоцированного крушения космолета он вместе со своим врагом оказывается на деградировавшей варварской планете, где потомки первых колонистов влачат жалкое существование разной степени примитивности. Без средств связи, оружия и прочих благ цивилизации, оба сразу попадают в рабство к аборигенам, и тут бы и сказочке через какое-то время конец… Но космический авантюрист вновь не унывает и начинает действовать, вооруженный лишь своим интеллектом и неукротимым стремлением выжить.

Роман короткий и состоит из почти безостановочного действия. Даже быстрее, чем в первой части – тут какие-либо интермедии практически отсутствуют, во всяком случае мне так показалось. Ключевым элементом сюжета является прогрессорство и перемещения горемычных попаданцев по социально-историческим формациям, от примитивного неолитического рабовладения до развитого феодализма с техническими элементами более поздних эпох. При этом, за простеньким приключаловом кроются кое-какие авторские мыслишки об общественном устройстве и принципах развития цивилизации. Местами довольно неоднозначные – например, кровавая всемирная война с перспективой объединения микрогосударств в одну планетарную империю, походя объявляется устами главного героя объективным благом, которое необходимо всячески приближать, и пофиг сколько там людишек перережут в процессе. Но вполне возможно, я путаю здесь мысли автора с мыслями морально-серого персонажа (мошенника, плута и эгоиста), так что не буду делать выводов. Есть и вопросы без ответов: типа, стоит ли навязывать или проповедовать свою мораль в обществе, которое является абсолютно аморальным (с твоей точки зрения) и имеет ли смысл освобождать рабов, которые не только не хотят этого, но и не знают самой концепции свободы.

А вот главный антагонист Майк (в оригинале Micah) выведен очень уж карикатурным и двумерным. Максимально тупорылый, упоротый и упертый персонаж с элайнментом lawful stupid. Понятно, что это по всей видимости карикатура на определенные неприятные автору типажи, но я не очень люблю такую прямолинейность. Кроме того, изрядный кусок текста посвящен сравнению понятий «этос» и «этика», происходящих, как известно, из одного корня, но означающих существенно разные вещи.

В целом же, я прочитал книгу с огромным удовольствием – приключенческая фантастика здорового человека, золотой фонд жанра.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Безработный робот»

muravied, 9 октября 2024 г. 14:02

Отличная история. Я хохотал уже на втором абзаце, когда главный герой снял «самый просторный» номер в отеле. Грешным делом подумалось, что это рассказ из цикла «Подвиньтесь!» про перенаселение, но тут другая беда: мрачное будущее, где роботы стареют, ржавеют и их пользуют как рабов. Первая половина просто отличная сатира на 10-ку и мне очень хотелось, чтоб несчастный Джон Венэкс пришёл по тому объявлению, получил нужную работу, а бабками поделился бы с ржавеющим корешем с Марса. Но Гарри Гаррисон тут завернул сюжет несколько в иное русло. Прям боевик в духе Стальной Крысы под конец рассказа. Я конечно не против экшена, но ожидал совсем другой концовки..

Оценка: 9
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон «История конца»

vorpol, 6 октября 2024 г. 03:52

Гаррисон попытался в кои века выдать не проходное произведение для книжек в электрички, а что-то более-менее серьезно-вдумчивое, как например ФКД. Худо-бедно у него получилось, хотя как-то уж натужно сюжет идет — половина книги ушла на описание бассейнов-охладителей с дверьми (прямо бассейн ПэЖе из «Кин-дза-дзы») и т.п. декорации, а вот на собственно «главную мысль» ушло всего чуть-чуть места.

Да, и продолжая логику Гаррисона, двоичное исчисление было придумано предками человека у которых было аж два пальца.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Месть Монтесумы»

йети, 4 октября 2024 г. 16:26

На мой взгляд, это какой-то гротескный литературный комикс. О фантастике здесь речи нет, для серьезного детектива — слишком легковесно. Для чтения в пути -в самый раз, не заскучаешь, обильно сдобрено юмором. Имеет полное право на существование, такие романы тоже нужны.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Проникший в скалы»

1001, 27 сентября 2024 г. 00:26

О! Благодаря этому сайту я нашел тот самый номер ЮТ и определил год, когда этот рассказ был прочитан.

Читал его всего один раз, в 1971 году — но запомнил на всю жизнь.

При этом я почти не помню собственно сюжет (какой-то криминал) — зато сама идея продвижения сквозь скалы оказалась очень интересной и породила поток моих фантазий на тему (нет, рассказы я тогда не писал, все фанфики были сугубо для моего внутреннего употребления :)

Похоже на то, что инженерный склад ума был у меня с самого детства (а так оно потом и пошло — места работ и должности менялись, но суть всегда оставалась одной и той же :)

В общем, спасибо Гаррисону за наше счастливое детство :)

Оценка: 10
– [  18  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

1001, 15 сентября 2024 г. 04:44

1972 год, журнал Вокруг Света, в нем — начало фантастической повести.

Захватывающее с первых же минут чтение, сюжет совершенно необычный (даже в «Искателе» который я регулярно тогда читал, не помню чего-либо подобного) . И облом на самом интересном месте — «продолжение в следующем номере».

А номер то был майский, что означало конец учебного года и скорый отъезд в пионерский лагерь (на все три смены подряд, да — такое было у меня детство, я 14 лет (именно лет :) провел в лагерях, так как мои родители-педагоги, в силу не очень большой учительской зарплаты, вынуждены были постоянно там подрабатывать. Начал я с 3-летнего возраста, а закончил уже работая в лагерях пионервожатым ;)

Пришлось уже в лагере искать возможность прочесть продолжение (желающих было полно, причем желающих взрослых было больше :)

В конце концов удалось уговорить родителей на краткое возвращение в город — с единственной целью проверить почтовый ящик (удачно:)

Сказать что это был хит или блокбастер — это ничего не сказать. Еще бы — в этой книге детям разрешалось стрелять! (в силу возраста это казалось весьма заманчивым, много позже, уже в армии — пришло прозрение).

И финал книги тоже был принят на ура — все норм, так и должно было быть.

Много позже я смог купить и прочесть другие книги Гаррисона и единственным моим огорчением стало то, что «Неукротимая планета» — его лучшая вещь.

(к слову, следующей книгой, вызвавшей у меня такой же восторг, стал «Главный полдень» Мирера. Но это уже совсем другая история)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Фантастическая сага»

Rin1106, 10 сентября 2024 г. 18:33

Замечательный роман Гарри Гаррисона, наделенный юмором. Можно было бы подумать, что съемка фильма пройдет гладко, но судьба постоянно подкидывает персонажи проблемы, что требуют креативности и умения выпутываться из неординарных ситуаций. Прекрасный, легкий, приключенческий роман о производстве кино. И когда бы его не снимали, в Голливуде 20го или 13 века, в нем всегда есть частичка магии.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

Ku39, 7 сентября 2024 г. 22:44

От романа ожидал большего. Начали за здравие , закончили за упокой. В начале был очень бодрый экшен ,был уверен , что в таком духе и будет вся книга , но нет. Главный герой в середине книги начинает руководствоваться главной моралью кота Леопольда и пытается подружить все живое на Неукротимой планете. Сюжет книги очень напомнил мультфильм «Как приручить дракона» . Да кстати, на планете действует сила притяжения 2G , об этом нам скажут (реально!) больше 15 раз за весь текст романа.

Слог автора простой, мораль главная очевидна сразу. Какими-то технологиями роман не блещет, это не «твердая НФ». Романтическая ветка для галочки.

В данном классическом боевике не хватило боевика !

Из плюсов отмечу: добрый посыл, бодрую завязку и разумный хэпиэнд .

«Давайте жить дружно» — кот Леопольд.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Гарри Гаррисон «Билл, герой Галактики, на планете роботов-рабов»

k2007, 2 сентября 2024 г. 08:23

Второй роман сатирического цикла про армию. Такой же стебный, как и первый, но с неизбежными повторами. Но как развлечение на одно прочтение пойдет

Оценка: 6
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Билл — герой Галактики»

k2007, 30 августа 2024 г. 08:50

Безжалостная насмешка над армией, которую автор откровенно не любил (хотя в мемуарах особо ее не топтал). Ну и над военной фантастикой тоже.

Роман остроумен и действительно смешно написан, но читать его надо, обладая некоторым жизненным опытом. Тогда можно получить удовольствие от всей это бюрократии и абсурдистики, которую люди совершают с абсолютно серьезным лицом.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Попутчик»

vanishrap, 27 августа 2024 г. 08:59

Рассказ «Попутчик» — это история о том, как паранойя и страх могут довести человека до саморазоблачения. Когда ты знаешь, что совершил преступление, каждое событие вокруг начинает казаться подозрительным, и ты видишь угрозу во всём. Главный герой, находясь в состоянии внутренней тревоги и измены, видит опасность в каждом моменте и не может понять, когда он в безопасности, а когда нет.

Сюжет разворачивается вокруг того, как преступник встречает случайного попутчика и начинает подозревать, что тот что-то знает или подозревает о его преступлении.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Охваченный страхом, он решает убить попутчика, но его попытка проваливается, и в результате его замечают полицейские.

Концовка рассказа носит ироничный характер: страх и паранойя самого героя привели к его разоблачению, хотя изначально никаких угроз не было. Этот рассказ, с одной стороны, погружает читателя в параноидальное мышление преступника, а с другой — воспринимается с определённой долей юмора, особенно в финале.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Портрет художника»

technocrator, 23 августа 2024 г. 13:28

Один из тех крайне немногочисленных случаев, когда фантастические произведения с описанием достижений технического прогресса не только не устаревают, но и приобретают острую актуальность. Рассказ шестидесятилетней давности, который когда-то читался как ироническая зарисовка, сейчас выглядит шокирующе точным предсказанием! Узнаются использование «промптов» и выбор стилей при создании изображений нейросетками, и то тяжелое потрясение, которое испытывают коммерческие художники-иллюстраторы, профессия которых под угрозой отдачи на откуп роботам...

Кроме того, как и в замечательном рассказе Станислава Лема «137 секунд», интересно развёрнуто показаны технические детали внедрённой «интеллектуальной» автоматизации в производственно-оформительский процесс.

9 (с плюсом) из 10

Оценка: 9
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон, Роберт Шекли «Билл, герой Галактики, на планете закупоренных мозгов»

k2007, 23 августа 2024 г. 08:31

Здесь гораздо меньше сатиры и гораздо больше абсурдных приключений. Конечно, армии достается, но в этом романе армия — не главное. Главное тут — цепь безумных событий и постоянно появляющихся одних и тех же людей (и инопланетян). И совершенно невероятные способы, которым герой спасается от очередной опасности. В целом неплохая развлекательная вещь, которая тебя развлечет, но в памяти вряд ли останется

Оценка: 6
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон «Месть Стальной Крысы»

SeverianX, 22 августа 2024 г. 18:07

Второй роман начинается со свадьбы главного героя. Его не менее талантливая жёнушка буквально под дулом пистолета ведёт его под венец. Да и положение обязывает – как-никак она ждёт ребенка. Однако тихая семейная жизнь не для него, и он соглашается на буквально самоубийственное задание, лишь бы сбежать подальше. Дело в том, что межгалактические войны на тот момент считались невозможными и попросту невыгодными. Тем не менее одна зарождающаяся империя успешно захватывает одну мирную планету за другой. Джиму предстоит разобраться, в чем же секрет непобедимости этой планеты. С присущей ему изворотливостью главный герой проникает в армию, стараясь выведать ее секреты.

Во втором романе становится заметно, что автор немного подустал описывать, хоть и динамичные, но однообразные приключения своих героев. Гарри Гаррисон пытается привнести в роман больше серьезности, вводя изрядную дозу социального подтекста. Именно поэтому динамика снижается, и у читателя появляется время задуматься о происходящем. Тогда и становятся заметны все «рояли в кустах», самоповторы и мэрисьюшность главного героя. Хитроумных комбинаций становится все меньше, а сюжет выезжает исключительно на богоподобном везении главного героя.

«Месть Стальной Крысы» по большей части высмеивает армию, как явление. Все офицеры в ней – узколобые недалёкие мужланы, страдающие алкоголизмом. Ни для кого не секрет, что сам Гаррисон крайне негативно относился к армии, что заметно в его произведениях.

К минусам романа я также отнес бы и его финал. Завязка главной интриги была очень хороша, но вот решение проблемы войн Джим предложил крайне спорное. Ожидал я совсем иного, но, как говорится, наши ожидания – это наши проблемы.

Итог: «Месть Стальной Крысы» заметно уступает первому роману. Динамики в нем поубавилось, что не пошло роману на пользу. Попытка порассуждать на остросоциальные темы привела к не самому удачному финалу. Однако образ самого Скользкого Джима все также хорош, а за его приключениями интересно следить. Правда, стоит изначально настроить себя на лёгкое негрузящее чтение и не ждать глубокой философии.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Стальная Крыса»

SeverianX, 22 августа 2024 г. 18:04

Джеймс Боливар ди Гриз по прозвищу Скользкий Джим – преступник галактического масштаба, вор и мошенник, мастерски меняющий внешность и ускользающий от правосудия. Он циничен, никогда не унывает и четко придерживается своих жизненных принципов. Совершает преступления Джим от скуки, а не от нужды или жажды обогащения.

Перед нами далёкое будущее, в котором человечество освоило и колонизировало тысячи планет. Люди живут в богатом содружестве планет, а преступления становятся чем-то невероятным. Века генетического контроля привели к тому, что люди с предрасположенностью к преступным наклонностям появляются крайне редко. Те же, кто все-таки решается идти против закона, вычисляются ещё в детстве и перевоспитываются. По всеобщему мнению, подобные индивиды страдали психологическими расстройствами и подлежали лечению. Лишь единицам по всей Галактике удавалось ускользать от правосудия и совершать масштабные преступления. Именно из-за них в содружестве все ещё существовала полиция. Скользкий Джим – один из таких. Сам протагонист сравнивал преступников с крысами. В столь жёстко регламентированном обществе и крысы должны быть подходящими – стальными. Только такие могли найти лазейки. Однако не стоит считать Джима совершенно беспринципным – он никого не убивает. Жизнь, по мнению главного героя, – яркая искра, которой каждый волен распоряжаться сам. Этим он разительно отличается от многих своих собратьев.

Во время одного из своих дел Джим встречается с представителями Специального Корпуса – особого подразделения, призванного бороться с преступниками его масштаба. Да, его поймали и перехитрили, однако история на этом не заканчивается, а только начинается. Дело в том, что практически все агенты корпуса – это бывшие преступники, применяющие свои недюжинные таланты для борьбы с себе подобными. Отныне именно таков путь главного героя. Став агентом корпуса, Джим в душе остаётся все тем же преступником, и ему порой с трудом удается сдерживать свои наклонности.

Проходя обучение агента, главный герой случайно натыкается на странный план строительства космического корабля. По документам это большой транспортник, но в его чертежах четко прослеживаются черты военного линкора, каких не строили с самого периода межгалактических войн. Указав начальству на это, Джим отправляется на расследование запутанного дела. Прибыв на место, главный новоиспеченный агент узнает, что линкор уже построен и похищен. Теперь Скользкому Джиму предстоит найти корабль, дабы избежать масштабного кровопролития. Есть тут и личный мотив: Стальной Крысе не терпится померяться талантами со столь же изощренным умом, как его собственный.

Отличительной чертой романа является бешеная динамика. Буквально за пару страниц главный герой успевает несколько раз сменить внешность и уйти от погони. Такая специфика отлично подходит, чтобы разгрузить мозг после тяжёлого трудового дня, или, как в моем случае, отдохнуть от более сложного и длинного произведения. Первый роман цикла – это приключенческий роман в чистом виде. При всей своей несерьезности в нем существует интересный конфликт между Джимом и Анжелой – преступницей, идущей на убийства без всякого зазрения совести, презирающей людей и весь окружающий мир. Подобную точку зрения Джим понять не может.

Итог: В первом романе цикла Гарри Гаррисон смог найти идеальный баланс, благодаря чему читать о похождениях неимоверно везучего преступника очень интересно. Бешеная динамика скрывает за собой и картонных второстепенных персонажей и некоторые провалы в логике. Читается роман буквально на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон «Пришельцы, дары приносящие»

vorpol, 11 августа 2024 г. 00:05

Аж диву даешься что «это» мог выдать автор «Неукротимой планеты». Сюжет рассказа плоский и тонкий как лист бумаги — шпили-вили, гешефт и космо-гомосятина + проллетарская ненависть направленная на владельцев бизнеса — все это без какого-либо смысла или идеи.

Единственный твист — читайте внимательно описание капитана и его отношение к новому пассажиру. Потом поймете, в чем был прикол.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон «Мир, который построил Оталми»

Тимолеонт, 8 августа 2024 г. 16:08

А разговоров-то было по поводу офигенной крутости ГГ... Неясно, нафига его было делать членом какого-то сверхэлитного и крутого общества наёмных убийц, если ведёт он себя крайне бездарно и бестолково, не заботится планами и разведкой, вместо них — просто прёт напролом. В боевиках — это уровень начинающего головореза, а не матёрого наёмника. Но, конечно же, благодаря авторскому произволу, ГГ беззастенчиво везёт, у него всё получается, по определению, без особых проблем и потерь. Успех во всём, горячая красотка и жизненный успех ему гарантированны. При экранизации это был бы средненький боевичок категории «В» по русскому алфавиту.

P.S. Позабавила сама идея, что некая гильдия наёмных убийц могла навести порядок на планете пиратов и разбойников. Вообще не очень понял, как оно должно было работать, если они работали только за деньги.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон «Они поют нашу песню»

Тимолеонт, 8 августа 2024 г. 15:56

Я почти уверен, что авторы комикса Hack/Slash читали эту крохотную зарисовку — сюжет одной из арок явно вдохновлён «Они поют нашу песню». Впрочем, в комиксе эта была полноценная и интересная боевая история, а тут — просто краткая шутка, максимум — метафора о взаимоотношениях суперзвёзд и согласных на всё поклонниц.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Гарри Гаррисон «Ni venos, doktoro Zamenhoff, ni venos!»

Тимолеонт, 8 августа 2024 г. 15:41

Чтобы проникнуться этим рассказом, надо любить лингвоспоры о самом лучшем и удобном языке. Всегда был к этому равнодушен — во все времена господствовал тот язык, что был основным в актуальной на тот момент «сверхдержаве». Две с половиной тысячи лет назад это был греческий, после несколько веков — латынь. Некоторое время — французский, сейчас — английский. У русского языка был потенциал стать мировым, если б мы дольше продержались в статусе глобальной мировой державы — под закат СССР по всему миру русским языком владело под треть миллиарда человек и их число постоянно росло.

Впрочем, как забавный юмористический рассказ «Ni venos, doktoro Zamenhoff, ni venos!» вполне хорош — он остроумен, необычен и с довольно оригинальной развязкой).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Калифорнийский айсберг»

Тимолеонт, 7 августа 2024 г. 09:27

В мире с глобальным дефицитом пресной воды, решаются на рискованный эксперимент — с помощью супербуксира с полюса тащат целый караван гигантских ледников. Невероятно важная, опасная и рискованная задача, от успеха\провала которой зависят десятки миллионов жизней. В общем, типичный производственный роман вполне в стиле Беляева, да ещё с вкраплениями крапивинского мальчика, мечтающего о море. Вообще не ожидал такой работы от Гаррисона).

Подробное описание выполнения важной задачи — плюс истории. Можно было бы отнести к минусам абсолютно одномерных персонажей-функций, но я всё ещё сомневаюсь, что для всех работ обязателен толстовки-достоевский психологизм и терзаемые внутренними демонами персонажи. Не каждая история — про людей, иногда они нужны только как статисты.

Удивило ещё только возмущение автора предыдушего отзыва — мол, как так, не разорвали на части капитана, привёзшего сына на свой корабль. Алло, под ответственностью капитана имущества на безумные деньги — прямо же говорится, что воды в айсбергах минимум на миллиард долларов в каждом, да и сам атомоход с двигателями стоит явно больше годового бюджета среднего провиниального города. Странно удивляться тому, что такой человек не сумел бы договориться, чтобы «попутками» ему доставили любимого сына, чтоб не так тоскливо работать было.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Я вас вижу»

vanishrap, 6 августа 2024 г. 19:52

Это отличный рассказ. На момент записи мыслей, я не знал, в каком году он был написан, но он не теряет актуальности и заставляет задуматься. Он напоминает мне о Сингапуре, о том, насколько этот город обставлен камерами и как в нём комфортно, но он ощущается стерильным. Рассказ показывает, что будет, если стерильность и наблюдение за человеком возвести в высший ранг.

Рассказ не с точки зрения законопослушного жителя, который наслаждается благами и не замечает недостатков. Этот рассказ о беспощадной машине, которая везде сможет тебя увидеть, следить, несмотря ни на что. Если ты нарушишь закон, ты станешь рабом системы без выхода, и это превращается в безумие.

Персонаж рассказа не был безумен, он оступился, надеялся искупить вину, найти смысл в жизни за решёткой. Он столкнулся с человеческим фактором. Система безупречна, судьи роботы, но люди влияют на многое в городе. Человеческий фактор стал разрушительным.

Виновата не система, а те, кто использует её. Люди, стоящие выше системы, принимают решения с неизбежными последствиями, что привело к плохой концовке. Но с другой стороны, плоха ли концовка, в которой человек оказывается свободен?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Пришельцы, дары приносящие»

Тимолеонт, 6 августа 2024 г. 12:42

Очень добрая, чувственная и забавная романтическая история. ГГ исполняет своё давнее обещание, находит одобрение своего отца и заводить деловые отношения со своим идеалом вожделения. Ну, я не знаю, как ещё можно рассказать эту историю без спойлеров! Вообще редкий случай, когда рассказ, сочинявшийся для нескольких последних строк, оказывается хорош весь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Гарри Гаррисон «Отверженный»

Тимолеонт, 6 августа 2024 г. 11:35

Прекрасная история, построенная на дискуссии вокруг врачебной этики. Долго можно спорить, гуманно ли ставить опыты на людях. Ну так тут в качестве подопытных — смертники-добровольцы, которые иначе были бы казнены 100%. Можно ли делать операции против воли пациента? А вот тут сложней... С одной стороны, мне очень сильно не хотелось бы, чтобы в случае тяжёлой неилечимой болезни, доставляющей мне безграничные страдания, врачи «боролись» бы за мою жизнь, по факту только продлевая бессмысленные мучения. С другой — здесь всё же не тот случай, данный пациент был явно не в адеквате и не понимал последствий своих «пожеланий».

В общем, редкий случай, когда хороший сюжет сочетается со сложными моральными дилеммами, способными действительно убедить задуматься над сложными вопросами.

Позволю себе ответить на некоторые вопросы Gourmand.

1. Оговаривалось, что заражено уже не менее половины людей на корабле. В такой ситуации уже нет смысла в карантине. И да, ГГ оговаривался, что рекомендует провести немедленную вакцинацию, которая просто «осталась за кадром».

2. Межпланетный шум был. ГГ ославили «Палачом» по всему сектору, а лицензию были готовы возобновить на родной планете капитана, которая то ли находится в другом секторе с менее строгими правилами, либо ценят хорошие шутки выше, чем межпланетное осуждение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Когда всё съедено»

Тимолеонт, 6 августа 2024 г. 11:12

Как модно говорить среди подрастающего поколения:«Гаррисон изложил базу». Помимо экологии здесь могло быть авиастроение (штатные киллеры Боинга передают привет), банковское дело, IT-технологии, да и вообще любая отрасль, где вращаются более-менее значительные деньги. Рассказ короток, жесток и однозначен. Не могу отделаться от ощущения, что автор писал его в очень плохом настроении — это прям чувствуется, по-минимуму шуток, отсутствие хеппи-энда для кого-нибудь, кроме богачей и т.д.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Беглец»

Тимолеонт, 6 августа 2024 г. 11:03

Хорошо там, где нас нет. Несчастный наивный ГГ, искренне убеждённый, что оказался в лучшем мире, где господствуют невероятные свободы совести и вероисповедания. Он молодец — добился своей цели и достиг того, чего хотел. А очень многие из нашего мира были бы очень рады переселиться к нему на Родину, где немыслива сама мысль об убийстве и подавляющее большинство людей органически неспособны убить другого. Даже грозных Инквизиторов специально учат, чтобы они хоть парализаторы применять могли...

Мне показалось, именно это является здесь главной мыслью и идеей, а не очередное пространственно-межмировое путешествие, которые действительно были привычной темой ещё полвека назад.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Гарри Гаррисон «Моя война с армией»

Тимолеонт, 6 августа 2024 г. 10:58

Спроси у среднего мужика, что у него было в жизни интересного за последний год — промолчит. Спроси его, как ему служилось в армии, и он не заткнётся в ближайшие сутки. Рассказ, актуальный для любых времён и любых стран, где есть срочная служба и мобилизация. Люблю я, читая такие истории, осознавать, насколько похожи армии разных стран и времён. Очень весёлый, каплю абсурдный, но в то же время — крайне реалистичный и правдоподобный рассказ. «Моя борьба с армией» вполне могла бы быть ещё одной новеллой фильма «ДМБ», который многие считают чуть ли не документалкой о наших срочниках.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон «Капитан Бедлам»

vanishrap, 5 августа 2024 г. 17:32

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет рассказывает о том, что для космических перелетов мозг человека отключается. История повествует о студенте, который обнаружил этот факт, хотя это скрывалось от публики. Он спорил с преподавателем, который тоже не знал, что человек не может существовать в космосе.

Студента заметили в школе пилотов и предложили пройти серию упражнений. Суть в том, что у человека существует несколько личностей, которые не знают друг о друге. Когда пилот входит в рубку капитана, его основной мозг выключается, и включается другой, тренированный на рефлексах. Наличие нескольких личностей, которые не осведомлены друг о друге, показалось мне интересным.

Эта идея напомнила мне сериал 'Разделение' от Apple. В нем также исследуется тема нескольких личностей, которые не знают о существовании друг друга. В какой-то момент появляется даже третья личность, о которой другие ничего не знают, и главный герой на секунду видит звезды, что делает его счастливым.

Оценка: 6
⇑ Наверх