Выбор жизненного пути.
Быков Ролан Антонович (Роланд Анатольевич) родился в семье красного командира Анатолия Быкова и красавицы Ольги Матвеевны из интеллигентной семьи. По словам самого актёра и режиссёра, от отца он унаследовал склонность к бунтарству и лихости, а от матери — любовь к искусству.
Выбор жизненного пути был для него естественным. Театр вошёл в его жизнь в школе, когда он начал заниматься в студии Дома пионеров. После окончания школы он твёрдо решил стать актёром. Но тут его ждало серьёзное испытание. Быков последовательно проваливался на экзаменах сначала в школу-студию МХАТ, затем во ВГИК, а в ГИТИСе прошёл только первый тур. Отборочные комиссии как-то плохо представляли себе актёра с таким своеобразным лицом, да ещё с маленького роста.
Поступление в Театральное училище имени Щукина стало его последним шансом. Быкову удалось доказать приёмной комиссии, что актёрами могут быть не только высокие парни с красивой внешностью. Закончив в 1951 году Щукинское училище (мастерская В. К. Львовой и Л. М. Шихматова), Быков стал актёром Московского ТЮЗа. Молодой актёр очень удачно вписался в творческий коллектив. На его сцене он за семь сезонов сыграл более сорока ролей.
Ранние работы в кино.
Сниматься в кино Быков начал с середины 50-х годов, первоначально в небольших ролях. В 1954 году он появился в роли реалиста в фильме «Школа мужества». На следующий год сыграл две роли — Переца в «Педагогической поэме» и Беника в фильме «Пути и судьбы», а в 1958 — Лакшина в картине «Это начиналось так». Ещё не имея большого жизненного и актёрского опыта, Быков практически в те годы играл самого себя — простого, ничем не примечательного паренька. Но делал он это с необычайной жизненной достоверностью.
Первый значительный образ в кино Быков создал в фильме «Шинель» (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность «маленького человека». Огромные лучистые глаза Быкова умели передать радость и страдание его героя. Слабый и нерешительный Акакий Акакиевич совершенно не соответствовал сильному и решительному характеру Быкова. Однако актёр сумел донести до зрителя правду об этом человеке так, будто сам родился и вырос в шинели несчастного чиновника.
Удачно складывалась и его театральная карьера. Поэтому для многих было неожиданностью его решение покинуть ТЮЗ и возглавить в 1957 году малоизвестный студенческий театр МГУ. До 1959 года он был художественным руководителем и режиссёром театра. Одновременно с 1958 по 1960 год Быков исполнял обязанности главного режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Он сумел собрать очень талантливый коллектив, поставить несколько ярких спектаклей, получить огромное признание у коллег и публики. Это был конец 50-х прошлого века, цензура в те годы чуть-чуть ослабила свою хватку, однако из студенческого театра Быков ушёл, потому что труппу после первого успеха охватила «звёздная болезнь» — начались интриги внутри коллектива. С 1960 года Ролан Быков перешёл работать режиссёром на киностудию «Мосфильм». С тех пор он и сам стал ставить фильмы и продолжал сниматься.
Тема «маленького человека», начатая им в «Шинели», в разных регистрах проигрывается в ряде других актёрских работ Быкова: эксцентрично («Я шагаю по Москве», 1964), фарсово («Женитьба Бальзаминова», 1965; «Последняя реликвия», 1971), трагифарсово (телефильм «Вызываем огонь на себя», 1965; «Андрей Рублёв», 1966), приобретая драматическое измерение («Звонят, откройте дверь!» и «Здравствуй, это я!», 1966) или даже трагический пафос («Комиссар», 1967, выпуск 1988, премия «Ника» за роль). «Комиссар» так и не вышел в те годы на экраны — картину запретили по идеологическим соображениям. Заслуженную известность она получила лишь спустя годы.
Лучший режиссёр детского кино.
В начале 60-х состоялся и режиссёрский дебют Быкова — весьма легкомысленная, но талантливая комедия «Семь нянек». Тогда ещё Ролан Быков не знал, что очень скоро его имя и творчество станет навсегда символом детского кинематографа. Это произошло, когда вышла на экран его выдающаяся режиссёрская работа — эксцентрическая комедия «Айболит-66».
Картина «Айболит-66» гениально сочетает в себе уникальный кинематографический эксперимент с доступностью содержания. В искусстве такое встречается исключительно редко. Фильм оказался броским по форме, очень смешным, очень музыкальным, очень глубоким по смыслу. В фильме ярко проявилась страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приёмов игры, сознательному нарушению рамок искусства. Сам Быков лихо и виртуозно сыграл в этой картине роль Бармалея.
Следующей детской картиной Быкова-режиссёра стала лента «Внимание, черепаха» — о том, как дети спасают черепаху, заблудившуюся в районе танковых учений. В этой картине он сыграл сразу две роли — Диденко и бабушку Манукян.
Чуть позже Ролан Быков решил повторить эксперимент «Айболита» и сделал для детей изысканную по форме картину «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Фильм получился очень хорошим, хотя «Айболита» всё же не превзошёл. Здесь Быков сыграл сразу четыре роли: Музыканта, Леонида Ломакина, бабки Марьи Фёдоровны и дирижёра.
С этих пор Быкова заслуженно стали считать лучшим режиссёром детского кино. Именно в эти годы окончательно определились жизненные и творческие цели Ролана Быкова — он посвятил себя искусству для детей.
Правда, как актёр он продолжал сниматься как во вполне взрослых лентах: «Комиссар», «Мёртвый сезон», «Служили два товарища», «Проверка на дорогах», «Большая перемена», «Серые волки», так и в детских фильмах: «Приключения Буратино» (замечательная, запоминающаяся роль кота Базилио), «Деревня Утка», «Про Красную Шапочку» (лицемерный и трусливый охотник), «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников». Замечательной работой стала роль отца Фёдора в знаменитых «12 стульях».
Актёру хватала таланта и мастерства, чтобы сыграть любую роль. Зрители встречались с ним в роли адвоката и военного дирижёра, милиционера и виноторговца, офицеров разных званий, сумасшедшего и правителя… Некоторые фразы его героев вошли в обиход и уже давно стали афоризмами. Вспомнить хотя бы: «Нормальные герои всегда идут в обход» Бармалея или «Какое небо голубое!» кота Базилио и лисы Алисы. Кстати лису Алису с «Приключениях Буратино» сыграла жена Ролана Быкова Елена Санаева. Какое-то особое изящество пронизывает их дуэт. А их песни из фильма «Какое небо голубое» и «В стране дураков» давно стали шлягерами.
После постановки нескольких картин для детей и юношества он смог добиться на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации «Носа» Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты встретили раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз. Вынужденно сосредоточившись на актёрской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа («Подранки», 1977; «Из жизни отдыхающих», 1981).
С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он смог в 1984 году снять свою самую бескомпромиссную работу — нравственную драму из жизни школьников «Чучело» — честный, жёсткий, драматичный и необычайно талантливый фильм о подростках, где главные роли сыграли юная тогда Кристина Орбакайте и неподражаемый Юрий Никулин (Государственная премия СССР, 1986). Эта режиссёрская работа (как оказалось, последняя) стала вершиной его творчества.
Другая деятельность.
Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении «Юность» на «Мосфильме», потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), актёр стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишённые трагизма («Письма мёртвого человека», 1986; «Серые волки», 1992) или траги-фарсовые («Оно», 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актёрского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов.
Помимо актёрской деятельности, Ролан Быков вёл режиссёрскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров (ВКСР). Работал на радио и телевидении. Почётный профессор МГУ (1998). Одно время он даже возглавлял банк, увлёкся компьютерной графикой, писал стихи, публицистику, прозу... Его стихи можно услышать в фильме «Страсти по Андрею» режиссёра Андрея Тарковского, где он сам их и читает.
Казалось, его энергии нет предела. Но предел был. Врачи нашли у него рак лёгких. Он умирал в больнице, до последнего дня пытался ещё что-то сочинить, написать, создать. Он хотел снять картину о Великой Отечественной войне...
Огромные толпы самых разных людей пришли проститься в Дом кино с замечательным актёром и режиссёром. Похоронен Ролан Антонович Быков в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награды и премии
Народный артист СССР (1990)
Лауреат Государственной премии СССР (1986, «Чучело»)
Лауреат Премии Московского комсомола (1967) за создание фильмов для детей и юношества
Фантастика в творчестве автора
К профильным произведениям автора можно отнести его единственную сказку «Заколдованная принцесса», которую он написал перед смертью, но так и не опубликовал. Сказка повествует о невероятных приключениях юной принцессы Дионеллы, над которой тяготеет загадочное проклятие.