Все отзывы на произведения Грега Игана (Greg Egan) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 363
Страницы: 1 2 3 4 5 [6] 7 8
«Нежность» |
| |||
Bahinski, 14 февраля 2019 г. в 19:36 | ||||
Что-то, а Иган писать умеет. Порою его язык кажется сухим и излишне тяжеловесным, но с другой стороны это его изюм. Рассказ напомнил мне его же «Карантин», напомнил детективом. Начало спокойное, история странная, развязка резкая. После думаешь: генная инженерия не всегда есть хорошо. Вроде и полезна, но будет ли таковой в руках богатого психа. Хотя химере вроде нормас. | ||||
| ||||
«Дневник, посланный за сотню световых лет» |
| |||
Visor., 20 августа 2018 г. в 12:12 | ||||
Хм... странный какой-то рассказ. Вроде бы и идеяя интересная, а не зацепляет. Интересная завязка есть, а концовка смятая. Главный вопрос: так врут нам или нет, остался не решённым. И насколько всё детерминировано — тоже. Да что уж тут говорить, в случае такого детерминирования и выборы и вообще вся жизнь становится фарсом (как и пытается показать нам автор). По факту мы видим представление вселенной, в которой всё происходит вне зависимости от того, кто что отправляет, что говорит и что пытается изменить... но... позвольте, понимая, что происходит подмена понятий, ложь и всё такое... я не понимаю самой концовки рассказа. Детерминизма всё-таки не существует и герой смог нарушить законы физики, установленные в начале рассказа? Это вообще странно. Вроде бы и есть какое-то интересное зерно в рассказе, но... нет... чего-то не хватает. Сухо и немного нелогично. А вот небольшую повесть на этом фундаменте можно было бы построить, размочив сухарь подробностями и объяснив происходящее более подробно. И даже когда главный герой выжег на чипе ошибки, и это не помешало законам физики сделать в компьютере сбой и записать совершенно иную информацию, можно же было как-то раскрыть ситуацию более детально, написать продолжение к этому? Да, они скормили сказку маленькому ГГ, но всё же... не верю, что всё именно настолько детерминированно, настолько измеримо, что нет смысла даже пытаться что-то менять. Может, именно знание будущего заставило всё застыть, как на картинке? Беспросветно всё как-то. И Главный герой просто скрылся в раковину. Странные ощущения от прочитанного. Не особо верю в проиходящее и, увы, не зацепило. | ||||
| ||||
«Видеть» |
| |||
Yazewa, 12 июня 2017 г. в 17:33 | ||||
Начало было многообещающим. Однако заключительная часть меня откровенно разочаровала. По-моему, напрашивался какой-то гораздо более нетривиальный ход... Странно было бы упрекать в этом автора, но ощущение осталось именно такое. | ||||
| ||||
«Моральный вирусолог» |
| |||
A.Ch, 28 мая 2017 г. в 19:43 | ||||
История о том, что в руках истого фанатика науки и религии даже, казалось бы, правильно и целенаправленно применённое оружие может стать ещё опаснее. Нарушение законов естественного, по замыслу героя, есть величайшее зло и должно быть наказано, вот только изобретение повернулось против своего создателя. Герои у Игана тусклы и незаметны. Да, обладают силой воли и характером, но не лицом и поступками. Так, неизвестные персонажи пожелтевших страниц. Проблема биологического заражения и выбора “один и одна до конца жизни” заботят автора, что раскрыто досконально и подробно. Не урок физики и биологии, а популяризация их. Смелый жёсткий и пессимистичный рассказ, где чётко заложенные правила легко сменятся поколебленным героем в последних строках. | ||||
| ||||
«Йеюка» |
| |||
A.Ch, 23 апреля 2017 г. в 14:26 | ||||
Рассказ об идеальном будущем, в котором почти для всех побеждены все болезни, для этого нужно только носить особое кольцо Здравохранителя на пальце, препятствующее развитию вирусов в организме. Но доступность именно что “почти для всех”, во вселенной рассказа Игана ещё существуют страны, в которых возникают новые болезни. Йеюка в заглавии и есть новая напасть, с которой борются в Уганде. Произведение не относится к сверхтвёрдой научной фантастике, в области которой часто пишет автор. Это больше производственный роман, рассказ о простом враче, который хочет добиться чего-то своими руками, пока не поздно, пока не пришло будущее, в котором будет не нужна медицина. Герои Игана описаны не то чтобы парой штрихов, а больше, как модели, образы, растаявшие круги на воде. Не ощущаешь их и не сочувствуешь. Главное для рассказчика – описание проблемы и слегка наивный способ её решения. Но с другой стороны перегружение ненужными деталями лишь утяжелило бы текст, увеличив объём, и усложнило бы восприятие. | ||||
| ||||
«Митохондриальная Ева» |
| |||
osipdark, 23 декабря 2016 г. в 21:36 | ||||
Все люди — братья. Так и в религиях (от части), так и в генетике (практически доказано), так и я считаю (мое повседневное поведение, исходящее из сложившихся на данный момент взглядов на мир), и так же думает Грег Иган. Только в своем рассказе сразу с двумя выдуманными науками, несколькими квазирелигиозными культами (технокультами?), переплетениями генетики с квантовой механикой, он несколько необычно и иронично (почти сатирично) освещает данную проблему, давая на нее объяснение в принципе сходное с сегодняшним взглядом официальной науки (генетики, палеонтологии и т.д.). Буквально несколько лет в будущее от данного года. Самое ближайшее будущее. Войны никуда не делись. В честь вполне возможно несуществующих богов, уж точно глупых и необоснованных суеверий и далеко не общих политических целей одна национальность встает под ружье против другой. Человек ненавидит человека лишь из-за его происхождения, цвета кожи, разреза глаз, места обитания, принадлежности либо к «чужим», либо к «своим». Развитие науки и ее популяризация ведут, неизбежно, к образованию духовных и в чем-то религиозных движений. Почти что культов. И если в случае саентологии отношение к науки можно экстраполировать лишь с приставкой «квази-«, то «Дети Евы» вполне базируются на выводах современной науки и не отходят от них. Наоборот, они помогают ей с развитием, финансируют некоторые исследования, как, например, проект главного героя рассказа. И члены этого культа, движения вовсе не какие не сектанты. Они не отбирают ни чье имущество. Они истинные гуманисты с христианскими идеалами, ведь хотят прекратить войны между людьми по признаку неродства раз и навсегда, доказав, что всеми в той или иной мере родня друг другу. И разве не замечательны и не достойны похвалы их цели? Достойны, но вот только дальнейшие открытия в сфере генетики привели к появлению «Сынов Адама» — также квазирелигиозным формированиям, которые ищут своего национально-расового предка лишь среди мужского населения древней Земли по Y-хромосоме в отличие от Детей. И группа, ратовавшая за единение человечества, толерантность, ради победы идеи «единой матери всея человечества Евы Африканской» ведут себя и говорят не чуть не лучше каких-нибудь шовинистов или сексистов. Но что, если и сторонники Евы, и сторонники Адамов (Адама) не правы и правы в равной степени? Может ли быть у человечества один единственный предок? Когда и где он существовал? И существовал ли вообще? И как в этом помогут открытия в квантовой физике? В итоге имеем еще один короткий, но, несмотря на это, отличный рассказ Грега Иган, по тематике очень похожий на «Ров» («The Moat»), но показывающий проблему при помощи ироничных, доходящих до саркастических красок и нот. Ведь даже пытаясь найти ключ к единению своего вида, люди обязательно будут отливать свои собственные «более лучшие, подходящие, и, соответственно, достойные» варианты ключей, избавляясь от одних стен и окружных рвов и запросто находя другие, столь же высокие и глубокие. И когда мы проберемся сквозь все эти преграды к долгожданному понимаю и единству, я не знаю. Но очень хочется верить мне, как и Игану, что когда-нибудь, но это обязательно случиться. И любые войны, в том числе и Предков, станут историей глупостей человеческих в школьных учебниках по истории. | ||||
| ||||
«Отчаяние» |
| |||
k2007, 30 сентября 2014 г. в 13:32 | ||||
Неплохой роман про будущее, про то, как там будет все устроено. Показанный вариант вызывает доверие, вполне так может быть (ну, с поправкой на время написания. Мобильная связь показана неубедительно). Загадка, возникающая перед героем, интересна. Но где-то после двух третей романа что-то меняется, темп, настрой и ощущения становятся уже не такие. В целом неплохо, но вот не удержался автор до конца на уровне. | ||||
| ||||
«Теранезия» |
| |||
Gynny, 17 марта 2013 г. в 15:35 | ||||
Предыдущий отзыв был о научном и философском наполнении романа. Я же, в первую очередь, воспринимала его как историю Прабира. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Мальчика, которого гражданская война грубо вырывает из тропического Эдема и бросает в жесткий большой мир. Мальчика, на глазах которого погибают родители, причем он создает некий психологический щит, чтобы не расклеиться и, сознавая реальность, одновременно как бы верит, что они ждут его там, куда он плывет. Мальчика, который обожает младшую сестренку и всю жизнь отдает одному — защитить малышку от ужасов и идиотизма мира взрослых. Он счастлив, когда она становится самостоятельной и вырывается из-под опеки, но и потерян, потому что с этого момента его собственная жизнь теряет для него смысл. | ||||
| ||||
«Индукция» |
| |||
god54, 13 января 2013 г. в 09:09 | ||||
Создается впечатление, что автор в данном рассказе попробовал отойти от своей любимой манеры насыщать рассказы огромным количеством научных терминов и строго научным описанием физических процессов. А в итоге получилось крайне безэмоционально. Есть некий процесс освоения далеких планет новым, совершенно новым способом, растянутым по времени на столетия, ибо люди бессмертны и вообще они уже не люди. А в итоге лишь концовка пытается сформировать некую идею бесконечности жизни, но это уже поздно... | ||||
| ||||
«Похищение» |
| |||
god54, 12 января 2013 г. в 18:24 | ||||
Я бы сказал, что это классический философский рассказ на тему извечного спора между философами: что есть реальность, ибо весь мир это мои ощущения. А ведь интересно: существует ли тот мир, который я не ощущаю, тот мир, который я вижу по телевизору, ведь он мне дается просто в зрительном образе... Одним словом тема, которую я так не любил в институте на занятиях по философии. А здесь автор используя элементы твердой фантастики начинает великий эксперимент с доказательством от обратного. Как мне кажется, на этом пути он увлекся больше психологией и оставил в стороне действие, событие, напряжение и драму события, чем снизил объективное восприятие на уровне увлекательности. | ||||
| ||||
«Причины для счастья» |
| |||
Mindover, 07 мая 2011 г. в 20:30 | ||||
На вкус и цвет товарища нет. Вижу, что рассказ нравится многим моим единомышленникам, раз уж он попал в мои индивидуальные рекомендации. Но мне совершенно не интересны и даже неприятны мало аппетитные фантазии о больном человеке. | ||||
| ||||
«Ковры Вана» |
| |||
Evilgoat, 22 ноября 2010 г. в 19:00 | ||||
у меня с начала и почти до самого конца мозг рвало направо и налево, причём, практически напрасно, ибо не так уж было интересно (в плане событий. герои же, напротив, порвали мозги в хорошем смысле). но сами КОВРЫ! Только Иган мог такое написать! (на самом деле, не знаю, может быть и не только он:) но из всего, что я читал, пока что только Игану удавалось так ошарашить меня своими идеями! | ||||
| ||||
«Видеть» |
| |||
Evilgoat, 22 ноября 2010 г. в 18:54 | ||||
Впечатлило, как всегда. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Совсем не сложно для понимания, но ужасно интересно для размышления.Вид от третьего лица, наполовину додуманный, наполовину генерируемый наблюдаемым персонажем. | ||||
| ||||
«Во тьму» |
| |||
Evilgoat, 22 ноября 2010 г. в 18:48 | ||||
Идея замечательная, очень порадовали детали и мелочи, позволившие буквально полностью прочувствовать атмосферу! | ||||
| ||||
«Ореол» |
| |||
Lyolik, 08 ноября 2010 г. в 12:48 | ||||
На некой далекой планете в далекой-далекой галактике доминирует два государства – по-нашему сверхдержавы. Но людям интересны не они, а артефакты цивилизации Ниа, исчезнувшей много столетий назад и добившейся невероятных успехов в математике. Двум земным ученым предстоит совершить невероятное по своей сложности путешествие, чтобы раскрыть тайну гибели Ниа. У Игана получается необычная иллюстрация идеи, что любой двухполярный мир развивается за счет соперничества полюсов, но когда в результате этого, или по другим причинам, полюс остается один, то цивилизация успокаивается и стагнирует. И тогда даже появление врага не сможет вывести её из состояния «сна». Мне кажется, что автору удалось придумать непротиворечивую историю, где на каждый из этих миров можно посмотреть взглядом из другого мира. Да и сам по себе рассказ получился нескучным. | ||||
| ||||
«Тёмные целые» |
| |||
слОГ, 17 июля 2008 г. в 21:45 | ||||
Альтернативная история, альтернативная география, а у Игана понятное дело — альтернативная математика. Очень твердая, очень научная, очень математическая — и при всем этом увлекательная вещь. | ||||
| ||||
«Хранители границы» |
| |||
vorpol, 16 июля 2024 г. в 18:26 | ||||
Мешанина из описания хай-тек футбола в предельно занудном виде (действие происходит 7000 лет+ в будущем, но никаких имплантов-вычислителей человечество не освоило, хорошо хоть не с логарифмическими линейками в руках играют), хронооперы тысячелетних масштабов, психологических драм в «лучших» традициях женских романов и псевдо-религиозных рассуждений. Относительно свежее произведение — 1999й — но очередной автор в очередной раз пугает и стращает дичайшим перенаселением, хотя вся история и статистика говорят об обратном — городские цивилизации в любых культурах и странах испытывают сокращение численности. Центральная проблема скуки и пресыщения, которая во весь рост произростает из проблемы бесмертия, не затронута вообще никак, хотя в том же «Видоизмененном углероде» она проработана гораздо глубже. | ||||
| ||||
«Phoresis» |
| |||
glaymore, 08 апреля 2024 г. в 09:59 | ||||
Игана нежно люблю (хоть он и зануда), но тут у него явно что-то пошло не так. Вместо книги получился подробный 100-страничный отчет о жизни обитателей системы из двух ледяных планетоидов, вращающихся друг вокруг друга. На родном шарике постепенно заканчивается еда, и обитатели вынужденно реализуют мегапроект — построить гигантскую ледяную башню аж до точки Лагранжа (благо обе планетки крохотные и крутятся совсем близко друг к другу), а с ее вершины на планерах спуститься на «сестру Земли». Сначала Иган подробно описывает, как жители проектируют башню, потом — как они ее строят (это занимает несколько поколений), потом — как первые экспедиции планеристов отправляются покорять новый мир (он в точности похож на старый, только ресурсы не растрачены), потом — как колонисты строят симметричную башню со своей стороны и соединяют оба планетоида ледяным мостом. На этом отчет о строительстве заканчивается. Было очень скучно, спасибо. Неизбежные ассоциации с «Астронавтами в лохмотьях» Шоу заметно не в пользу Игана. 3/5 за оригинальную идею с башней. | ||||
| ||||
«Заводная ракета» |
| |||
vorpol, 09 декабря 2023 г. в 21:31 | ||||
Мне очень понравились «Дихронавты», хотя в них не было шикарных подсказок в виде иллюстраций, как это сделано в «ЗР». Поэтому я настроился на приятное и интересное чтиво и ... ... и буквально увяз в нем, причем не столько в научной составляющей (она худо-бедно понятна, опять-таки, спасибо иллюстрациям), а в пространной попытке описать мир. Как мне кажется, Иган пытался совместить несовместимое — твердейшую фантастику, с не то, что продуманной — с заново созданной физикой и мягчайшую фантастику «про эльфов», т.е. про жизнь иномирян. В итоге вышло не то, ни се, ибо созданный мир настолько надуман и неитересен, что начинает просто раздражать (грубо говоря, стимпанковый религиозный Иран с биологией размножения от инфузорий). Все мысленные усилия уходят на путешествие по новой физике Игана, но постоянно приходится отвлекаться на выдуманные производственно-социальные проблемы. Иган к сожалению, не смог состыковать две части книги более-менее ровно, как это получилось у того же Вейра в «Аве Марии». | ||||
| ||||
«Город перестановок» |
| |||
k2007, 31 августа 2023 г. в 08:42 | ||||
в общем, я не понял этой книги. Я даже основной идеи романа не понял. (Что виртуальная среда сложнее того, что ожидали при ее проектировании и что любой разум, даже искусственный, может как ошибаться, с одной стороны, так и выйти из под контроля?). Из героев не цепляет никто. В остатке — идеи мне неинтересны (или я их не смог понять), герои тоже неинтересны. Книга совершенно не для меня | ||||
| ||||
«Отчаяние» |
| |||
IlyaT, 24 августа 2023 г. в 09:35 | ||||
Как в одной песне пелось: «Я надену всё лучшее сразу». Так и здесь автор попытался запихать в одну книгу все известные ему и все вымышленные им теории из области физики, космологии, физиологии, социологии итп (список далекооо не полный)... Обычно из такого полная ерунда получается, но нет справился неплохо. Текст ловко разбавлен приемлемым количеством экшена, детективными загадками, сюжетными твистами и всё как-то органично получилось. Немного раздражает ГГ, который с одной стороны в состоянии «с листа» разбираться в сложнейших научных вопросах человечества, а с другой — безбожно тупит в простейших житейских вопросах, впрочем я и в жизни таких людей знаю. | ||||
| ||||
«Дисперсия» |
| |||
technocrator, 08 июля 2023 г. в 00:05 | ||||
Когда-то Гарри Гаррисон в своём первом опубликованном НФ рассказе «Проникший в скалы» предложил и увлекательно развил идею об особом виде материи, временно позволяющем перемещаться в/под землёй, не взаимодействуя с окружающими атомами. Грег Иган свою повесть основывает на похожем, но более сложном фантэлементе: в его мире земля и минералы всегда «плотны», а вот все остальные вещества и живые существа относятся к шести разным «фракциям», обычно неосязаемым друг для друга. Только в отдельные периоды, рассчитываемые с помощью замысловатой системы «циклов», жители разных поселений могут видеть, слышать и касаться друг друга. Интересно показаны в таких необычных условиях социальные конфликты, разгорающиеся из-за распространения новой болезни, в чём радикалы винят контакты с «чужаками»; процесс научных экспериментов, когда и исследователи и образцы относятся к различным «фракциям»; построение и проверка теоретической модели Дисперсии; стихийные бедствия, незаметно подкрадывающиеся, но всё так же разрушительные; пугающее ожидание очередных невидимых угроз... | ||||
| ||||
«Хрустальные ночи» |
| |||
melnick, 08 января 2022 г. в 20:29 | ||||
Начало рассказа вызвало определенный скептицизм из-за фамильярности со стандартными тестами в системе Линукс и просто-таки вульгарными действиями с суперпроцессором (куда его засунули и насколько по-детски непосредственно с ним потом обращались). Но вот развитие очень даже впечатлило. И своей непохожестью на другие рассказы об ИИ, и какой-то вызывающей доверие последовательностью событий. Очень удивило, что заказчик так безоговорочно доверял Примо и дал ему карт-бланш. Несмотря на то, что на протяжении всей истории к ИИ относились с подозрением и опаской. Тем не менее, все получилось очень увлекательным, правдоподобным и даже приводящим в восторг. | ||||
| ||||
«Бегство» |
| |||
слОГ, 11 ноября 2021 г. в 15:35 | ||||
Рассказ про близнецов/клонов с тезисом, что «твоя судьба -не только твоя судьба». Присутствует открытый, но довольно мрачный финал, много недосказанностей и некая аналогия с Ле Гуин и её «Девять жизней». И тут хочется поднять тему Иган и недосказанности. У меня часто создается впечатление, что у Игана есть фишка — краткость сестра таланта. Он понимает, что пишет беллетристику, но пишет до тех пор пока тема интересна лично ему, а сделать реверанс в сторону читателя и немного рассказать про характеры героев вне заданных условий — научный склад ума не позволит. Четыре главных героя, ладно что близнецы, которые практически почти со-разумны, так и на деле, в рассказе почти не отличимы. В связи с этим конфликт выглядит достаточно надуманным, а так как и изначальное НФ допущение не сказать, что очень оригинальное — рассказ ощущается, как весьма сырое произведение. С другой стороны Игана читают не за его литературные достоинства... Отдельный прикол — сделать названием английскую идиому, которой меньше ста лет и которую фиг переведешь на другие языки. | ||||
| ||||
«Нежность» |
| |||
aiva79, 12 сентября 2021 г. в 18:25 | ||||
История об извращенном понимании красоты. Хотя, что является нормой, а что выходит за ее пределы — каждый человек ощущает по своему. В этой истории злодеем выступает ученый гений — ценитель прекрасного, перфекционист и любитель искусства. Будучи абсолютно неограниченным в средствах, он позволяет себе создавать «живые» картины, максимально приближая их к оригиналу, максимально настолько, что герои картин не только внешне, но и внутренне схожи с персонажами полотен. И казалось бы, что это совершенно безобидное занятие, тешащее самолюбие идеалиста и не более, но... Рассказ начинается как детектив, в котором главный герой полицейский ведет расследование убийства дамочки занимающейся генетическими опытами. Все обычно и стандартно за исключением того, что в доме, где совершено убийство он находит химеру, нечто среднее между женщиной и леопардом. Лично у меня данный факт не пробудил какого-либо гипер интереса к истории, интерес проявился в момент, когда автор неожиданно начал уделять достаточно много внимания внутреннему миру героя и в этом был определенный смак. Ну, а дальше как веревочке не виться, а по закону жанра злодей и полицейский должны найти друг друга. Самое главное же в этой истории- это развязка, простота и банальность которой удивила и запомнится. | ||||
| ||||
«Отчаяние» |
| |||
scafandr, 30 марта 2021 г. в 13:40 | ||||
«Твердую» НФ я одновременно люблю и боюсь. Мне нравится этот жанр за возможность поскрипеть мозгами и залезть ту область науки, в которой ты ничего не понимаешь. И ровно этот же факт вызывает у меня боязнь за то, что я что-то совсем не пойму, поэтому потеряю главную суть романа. В этом плане «Отчаяние» был для меня чуть более комфортным романом, потому что в нем Грег Иган взял за основу не физику, а метафизику. А мне философия все же ближе точных наук. В 2055 году ученые подошли вплотную к тому, чтобы объявить Теорию Всего. То есть они смогут объяснить существование Вселенной. После этой Теории в мире не останется тайн. Журналист-документалист отправляется на искусственный остров-государство, которое живет по анархическим законам, поэтому называется Безгосударство, на котором должна состоятся конференция ученых. Среди участников есть 27-летняя ученая, которая как раз и занимается Теорией Всего. Как быстро выяснилось, у этой теории есть как сторонники, так и противники. Причем противники прямого действия, которые слова подтверждают делом (читай, практически что терроризмом). В этом противостоянии, лично для меня, кроется странность романа. То, что лежит в основе теорий, описываемых в романе, находится на уровне утопии. Это все интересно, но не более чем словоблудие. И для меня очень странно было читать о реакции на эту «туманную» теорию. Даже главный герой говорит: «Ну почему вы решили, что объяви Теорию Всего, Вселенная самоуничтожится?». И у меня точно такой же вопрос. С другой стороны, я всегда считал, что на любое неожиданное открытие может быть получена негативная реакция. Вечный двигатель или дешевая замена нефти кому-то будут в радость, а кто-то решит убить ученого, придумавшего все это, и его записи, в которых он делает открытие. Поэтому как раз научная составляющая романа была для меня не совсем убедительной. никаких доказательств теории нет и в помине, просто слова. Но на роман можно посмотреть и с другой стороны. Как развилось человечество к 2055 году? Процветающая журналистика, 5-минутное воскрешение трупов, но самое для меня интересное — это расширение двух полов до пяти. Есть мужчина, женщина, сменивший пол мужчина и женщина, а также асексуал, который отверг вообще какое-либо понятие чувств и отношений. И как же здорово Иган показал отношение мужчины к асексуалу — просто сказка. Честно, хотелось бы про это прочитать целую отдельную книгу=) Местами очень интересный и необычный роман, написанный несложным языком. К сожалению, чуток не дотянул до 8-ки, потому что люблю, когда теория подтверждается практикой. А рассуждать о том, как влияет шахматная доска на фигуры — это не более чем слова, после которых странно хвататься за штамм вируса... | ||||
| ||||
«Карантин» |
| |||
bbg, 05 января 2021 г. в 12:46 | ||||
Неожиданно забавно, если продраться через первую треть. А вообще, ещё у Герберта Уэллса был рассказ: «Человек, который умел творить чудеса». Собственно, весь «Карантин» сводится именно к обретению героем (героями) волшебных свойств, ибо чем, как не волшебством, надо назвать умение управлять вероятностями (даже если назвать их чистыми квантовыми состояниями)? Наблюдение. Этот роман ярко иллюстрирует одну из смешных особенностей так называемой серьёзной фантастики. Она чудовищно многословна. Она переполнена смысловыми повторами, словно авторы не верят, что читатель поймёт их с первого раза. Рефлексии героя длительны, расписаны с удручающими подробностями. Наверное, это связано с тем, что западным авторам платят пословно. Хотя сама идея внедрить квантовые абстракции в вещный макромир, в человеческое мышление и в принятие решений — необычна. Ах, если бы ещё она не была разжёвана в столь жидкую кашу! | ||||
| ||||
«Ковры Вана» |
| |||
morbo, 25 декабря 2020 г. в 09:39 | ||||
Несмотря на то, что этот рассказ является отрывком романа, на меня он произвёл впечатление вполне целостного и самостоятельного произведения. Немного подкачал перевод. Например, в одной из фраз расстояние измеряется в кубических световых годах. Но в целом эти ляпы не влияют на восприятие идеи и сути рассказа. Мне рассказ показался довольно ироничным. Люди переселились в виртуальную реальность и обитают в обособленных друг от друга «полисах». Каждый полис формируется по принципу приверженности определённым философским взглядам. Есть полисы, в которых преобладаест солипсистский взгляд на мир, его обитатели пытаются конструировать виртуальные формы жизни. В полисе Картер-Циммермана преобладает материалистический взгляд на мир, его обитатели отправили в космос корабли с собственными клонами на поиски внеземных форм жизни. От успехов полисов будет зависеть их престиж, который в свою очередь позволит привлечь новых членов. Ирония заключается во-первых в том, что существа, давно отказавшиеся от своей телесной оболочки и переселившиеся в виртуальную реальность, продолжают считать себя материалистами. Они произвольно меняют свой внешний вид, стирают собственную память, понятие пола утратило у них абсолютность и стало относительным. Если ты считаешь себя мужчиной, то твой партнёр является для тебя женщиной, даже если он считает себя мужчиной. С его точки зрения дело обстоит точно таким же образом. И лишь третьи люди, близко знакомые с обоими партнёрами, могут обнаруживать противоречия в их взаимной половой идентификации. Вторая ирония заключается в том, что существа, считающие себя материалистами, Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) обнаруживают в космосе форму жизни, которая тоже является виртуальной. Внешне эта форма жизни представляет собой полимерное соединение, которое прирастает новыми элементами и распадается на части меньшего размера. Это полимерное соединение представляет собой автомат Тьюринга, внутри которого моделируется виртуальная реальность, имеющая сложность гораздо более высокого порядка. В целом, идеи этого рассказа оказались для меня не новы. Основная идея этого рассказа, среди прочих, обсуждается в книге Дэвида Дойча «Структура реальности». Мы сами представляем собой сложный конгломерат молекул, действующих по принципам химии и физики. Интуитивно кажется невозможным чтобы молекулы обладали сознанием. Можно сравнивать их с Китайской комнатой, действующей по заранее написанным и не меняющимся законам физики и химии. Кажется, что молекулы не могут ничему научиться, в них не может существовать никаких знаний, чувств, они не способны на творчество. Однако, молекулы складываются в биологические автоматы, а из биологических автоматов формируется общество, внутри которого существует целая вселенная, которую невозможно просто вывести из законов физики и химии. Получается, что нет разницы между физической и виртуальной реальностью — это всё разные слои одной реальности. Каждый из этих слоёв интересен, причудлив и безграничен. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Находка членов полиса Картера-Цимермана должна примирить соперничающие друг с другом полисы в полном соответствии с соображениями о единстве реальности. | ||||
| ||||
«Милашка» |
| |||
vam-1970, 12 сентября 2020 г. в 08:47 | ||||
Рассказ — номинант Премии Сэйун 2000 года. Жестокий сюжет. Талантливый рассказ. Наивысший балл, хотя автор и пересекает красную черту. Размышлял, ставить ли десятку или нет, давать отзыв или нет. Решил, что такой сюжет надолго остается в памяти , очень пронзительный. Из всех рассказов автора наиболее сильный своей философией бытия. Многослойный сюжет — любовница наотрез отказывается иметь ребёнка — верх достижений феминизма; у мужчины неодолимое желание иметь ребёнка, на помощь приходит медицина, позволяющего ему — мужчине — самому выносить и родить дитя, и автор очень подробно описывает весь процесс зачатия и деторождения; Но наука даёт этому ребёнку только пару лет жизни и с разумом маленькой обезьянки — а для того лишь, чтобы позабавить родителей, далее дети взрослее им надоедают из-за своих проблем; но произошел сбой -девочка начала развиваться не по правилам — она впервые произнесла слово «папа»; Как теперь допустить запланированную ей смерть? Такое смешение сюжетов делает рассказ исключительно талантливым и выдающимся. | ||||
| ||||
«Во тьму» |
| |||
vam-1970, 19 июня 2020 г. в 11:49 | ||||
Рассказ -номинант Премии читателей журнала «Азимов» 1993 года. Столкновение человека на своей же территории с неведомым, чужим и опасным, непонятным и ужасным. И смелость людей- бегунов- спасающих детей. Пронзительный сюжет с психологической стороны. И твердость фантастики восхищает — тема не исследована да и не будет никогда исследована человеком, так что можно фантазировать во все стороны. | ||||
| ||||
«Город перестановок» |
| |||
ibel, 16 мая 2020 г. в 10:58 | ||||
Давненько я не читал такой качественной твёрдой фантастики. Написан роман в 1994, и написан о такой невероятно быстро развивающейся отрасли, как информатика (в очень широком смысле), но при этом всё воспринимается актуально, нет ничего устаревшего. Более того — хотя, очевидно, мы уже отстаём от предсказаний, кое-что, похоже, сбылось: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) сидит девушка за компьютером, слышит непонятный термин, говорит — определи «эффект бабочки» — и компьютер послушно ищет информацию на эту тему. Сейчас-то, в эпоху конкуренции голосовых помощников, это воспринимается как должное, но придумать такое в 1994 году (это как раз когда мы только-только начинали учить MS-DOS по книге Фигурнова)! Одна из интересных идей — то, что вычислительные мощности торгуются на бирже, примерно как сейчас нефть. Облачные вычислительные ресурсы и сейчас купить можно, но до жёсткого дефицита мы пока не дошли и на вряд ли дойдём в обозримом будущем. С другой стороны, на проекты, описанные в романе, мощностей потребуется очень много, так что кто знает… Неизвестно, возможно ли хотя бы теоретически скопировать личность в компьютер. Ведутся кое-какие работы по моделированию человеческого мозга, но копирование сознания — пока только фантастика. Роман вкратце рассматривает множество вопросов не только технического, а скорее даже социально-экономического плана, которые возникнут при появлении такой возможности: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) кто будет платить за вычислительные ресурсы, требуемые для поддержания виртуального сознания, потенциально бесконечное количество времени? В идеале человек за свою жизнь накапливает пенсионные сбережения, и потом существует (виртуально) на проценты с них, но на вряд ли все люди смогут накопить необходимую сумму (что и произошло с одним из героев). Сканирование сознания — по роману, очень недешевая операция, доступная только ограниченному кругу очень богатых. Ситуация, когда богатым доступно бессмертие, а бедным нет, может привести к социальному взрыву... ну или конфискации вычислительных мощностей на законодательном уровне. В общем, действительно интересный роман. Есть о чём подумать. | ||||
| ||||
«Степени свободы» |
| |||
vam-1970, 04 декабря 2019 г. в 15:34 | ||||
Отрывок взят из романа «Диаспора». По какой причине — не знаю. Издан в нескольких изданиях как отдельный рассказ и судя по отзывам с плохим переводом. Я же читаю весь роман и перевод другой Сташевского и смысл романа в целом и рассказа — это одно целое. Разорвать вот так нельзя, как это кто-то ранее сделал. Это крупная ошибка! Поэтому для тех, кто в недоразумении от рассказа: Читать Грега Игана с успехом и пониманием могут только физики-теоретики и математики. Весь сюжет технократический -основное для Игана -это научные идеи, которые он воплощает в своих сюжетах да ещё и дополняет романы в конце приложениями с формулами и графиками.Терминология того же века, который он описывает — у переводчиков ум заходит за разум и требуется реабилитация после окончания перевода. К сути романа и рассказа — цифровое человечество в 39-м веке столкнулось с космической катастрофой, которая уничтожила всё живое на Земле.Развёрнута программа полёта к ближайшим звёздам для поиска цивилизаций, чтобы понять, как в будущем избежать таких катастроф и что это была за катастрофа? Поиски ведутся в направлении контакта с более развитыми цивилизациями, которые могут обладать опытом и знаниями. В отрывке -подготовка экспедиций к ближайшим звёздам для поиска цивилизаций. | ||||
| ||||
«Лихорадка Стива» |
| |||
technocrator, 24 октября 2019 г. в 11:06 | ||||
Рассказ с одной из самых интригующих завязок, что мне встречались в фантастике. Вроде бы вполне благополучная семья, трудящаяся над сбором урожая. И вместе с тем что-то ненормальное и зловещее: почему ферма обнесена решётками и следящими датчиками? Какие причины заставляют подростка притворяться и строить хитроумный план побега? Можно смело поспорить, что без спойлеров развитие событий окажется для читающего весьма неожиданным и из экспозиции практически невозможно угадать, что на самом деле происходит... Жутковатый мир с конклавами «зомби-лунатиков» и необычными фабриками, производящими качественные пиратские подделки обуви. Оригинально вплетённые мотивы легенды о Гамельнском крысолове. С любопытной стороны затрагиваются характерные для творчества Игана вопросы определения границ человеческой личности, сознания и индивидуальности. А также границ свободы при контроле над разумом. 9 (с плюсом) из 10. З.Ы. Если интересно почитать ещё нешаблонной НФ о пугающих последствиях Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) рекомендую также познакомиться с историей Iceman «Дружба это оптимум».запуска «дружественного» ИИ с не совсем корректно сформулированной задачей, | ||||
| ||||
«Сейф» |
| |||
kven irden, 29 июля 2018 г. в 22:39 | ||||
Любопытная фант. идея. Немного скучное начало, дальше становится интересней. Правда, не потому, что тут какой-то великолепный стиль или острый сюжет, а просто из-за того, что интересно представить себя на месте героя и понаблюдать за его поведением и решениями, может быть, сравнить со своими. Возможность проживать тысячи разных жизней в чужих телах, при этом сохраняя собственное сознание и восприятие, привлекательна уже в силу одного любопытства, не говоря о всяких открывающихся возможностях. Хотя, по правде, я так и не решил до конца, хорошо это или плохо и насколько. В концовке у главгероя появляется догадка о причинах с ним произошедшего, и он принимает довольно кардинальное решение. Жаль только, что на этом рассказ и заканчивается. Можно сказать, на самом интересном. | ||||
| ||||
«Дихронавты» |
| |||
Waterpls, 14 декабря 2017 г. в 21:56 | ||||
Довольно обычная приключенческая фантастика. С добавлением иной физики (и, следовательно, биологии). И небольшой долей социальной тематики, проблемы сожительства разумных симбионтов. По форме и составу роман очень напоминает «Заводную ракету» от того же автора. | ||||
| ||||
«На развалинах» |
| |||
krampuls, 12 ноября 2017 г. в 08:09 | ||||
Рассказ про упадок и разложение системы образования (в США); система «проектов» и необходимость «презентации» своих учебных достижений вытесняют содержимое, оставляя только пустые внутри «проекты» и «презентации» в стиле популярных лекций TED, выступлений Маска и творчества камеди клуба. В рассказ встроена довольно интересная задачка по механике, на мой взгляд встроена недостаточно бесшовно. | ||||
| ||||
«Хрустальные ночи» |
| |||
tombrady, 30 мая 2017 г. в 16:36 | ||||
Интересный рассказ. Хотя и слишком короткий. Поднимает ряд значимых вопросов, но в основном эти идеи только обозначены, развить их наверное читателю предлагается самому. Интересна, например, такая концепция. Создатель виртуального мира имеет доступ к каждому биту информации об этом мире, но при этом не может понять язык созданных им же существ, поскольку язык оперирует абстракциями, а абстракции в этом мире совсем иные. | ||||
| ||||
«Синглетон» |
| |||
П.К., 21 апреля 2017 г. в 23:16 | ||||
Книга сама по себе так себе. Вымученная интрига, жевание соплей, да и язык плохонький. Всё окупает послесловие. Которое без художеств. | ||||
| ||||
«Отчаяние» |
| |||
Alexey, 07 марта 2017 г. в 21:32 | ||||
Иган здесь в своей стихии. Очень он любит и умеет работать на грани физики и метафизики. В общем-то, многие его произведения сводятся к солипсизму и формуле «мысль первична», что позволяет сильнее вовлечь читателя в мир романа, в его идеи, заставить соотносить себя с ними. Это хороший прием, если делать умеючи (а Грег умеет). Однако я снизил оценку за то, что эпилог написан в стиле полдня 22 века Стругацких. Я не против Стругацких, сам их уважаю, но это другой стиль и настроение, чем были необходимы в этом романе. | ||||
| ||||
«Причины для счастья» |
| |||
BorodaNeBoroda, 18 февраля 2017 г. в 10:19 | ||||
До последнего надеялся, что это не будет очередной историей о чудесном спасении смертельно больного человека, которое кардинально меняет его мировоззрение и вынуждает его близких переосмыслить свою жизнь. Этим автор не ограничился, добавив еще парочку смежных идей и получив в итоге рассказ-солянку с моралью о том, что надо любить себя таким, какой есть и что иногда бывает полезно пустить все на самотек (может, я и не прав, но понял это так). Очередной «Человек дождя» (не могу не упомянуть, уж слишком напрашивающаяся ассоциация), раскрученная и проверенная тема, и, если бы «Оскар» вручали и за литературу, рассказ наверняка попал бы в список номинантов. Занятно, что автор, как сказано в предисловии, отозвался о нем «как об одном из самых значимых и противоречивых своих произведений» и «доволен каждым словом в тексте». По второму пункту у меня вопросов нет, написано грамотно, но содержанием я разочарован. | ||||
| ||||
«Карантин» |
| |||
A.Ch, 26 декабря 2016 г. в 21:02 | ||||
И закрыта стала Солнечная система от всего окружающего далёкого мира Пузырём; наступило время осмысления и определения роли Человечества в судьбе всей Вселенной и как же, если не бросанием костей, понять её? Начавшееся как детектив, переходящий в теориивероятностный триллер, произведение в конце перемудрило себя и выдало эпилог в виде одной из миллиардов в миллиардной степени возможностей. Не стоит играть с размазыванием и схлопыванием себя, если чужие и родные могут пострадать. Как предупреждение и результат. Раскрытая, но неудовлетворяющая детективная часть, красивая стройная и увлекательная твёрдонаучнофантастическая и сюрреалистичный эпилог – краткое содержание произведения. Суховатое, но не до погрызания, лиричное, но без розового цвета, интересное, но уж слишком сдерживающее темп нарастания этого интереса. После прочтения его вспомнился “Обмен разумов” Роберта Шекли. Своей часто ругаемой психоделической и резкой концовкой, но для меня там всё в меру, всё на месте, что нельзя сказать про роман Игана. “ Он лежал под привычным зеленым небом Стэнхоупа и обдумывал это предположение. Оно казалось маловероятным. Разве дубы-гиганты не перекочевывали по-прежнему каждый год на юг? Разве исполинское красное солнце не плыло по небу в сопровождении темного спутника? Разве у тройных лун не появлялись каждый месяц новые кометы в новолуние? Марвина успокоили эти привычные зрелища. Все казалось таким же, как всегда. И потому охотно и благосклонно Марвин принял свой мир за чистую монету, женился на Марше Бэкер и жил с нею долго и счастливо.” Ник, а у тебя получится также? | ||||
| ||||
«Оседлав крокодила» |
| |||
Hostis, 02 сентября 2016 г. в 23:47 | ||||
Повесть оставила неоднозначные впечатления. Хоть действие и происходит в той же вселенной, что и «Ореол», последний рассказ интереснее и содержит больше новых идей. Все инопланетяне в данной повести обладают слишком уж человеческим мышлением, причем мышлением современных жителей западных стран. Иган хоть и большой выдумщик по части технологий, но в психологии он также ограничен, как и мейнстримовые писатели. Единственное, что может заинтересовать — это описание межзвездных путешествий в данной цивилизации. Мотив суицида героев также смотрится немного нелепо, на фоне того сколько они уже прожили и сколько раз были клонированы. Они беспокоились, что время изменит их личность, но даже у обычного человека, живущего в наше время личность тоже постоянно меняется под воздействием обстоятельств и среды, но мало кто кончает жизнь самоубийством именно из-за этого. А у людей такого отдаленного будущего вполне может быть возможность редактировать мозг по собственному усмотрению или сохранять предыдущие состояния мозга про запас, для сопротивления давлению среды. | ||||
| ||||
«Неустойчивые орбиты в пространстве лжи» |
| |||
Hostis, 03 июня 2015 г. в 18:29 | ||||
В некоторых рассказах, Иган отходит от привычной для его творчества твердой фантастики. Это как раз типичный пример. Здесь автор, как и в рассказе «Причины для счастья» исследует мировоззрение каждого человека, и то, что оно может сильно зависеть от его окружения. Сложно оставаться собой, когда на тебя давит общество, в данном рассказе это приобрело буквальный смысл. | ||||
| ||||
«Карантин» |
| |||
smykov, 10 мая 2015 г. в 22:15 | ||||
Литературным елеем роман обделён, но идея...Иган фонтанирует безумными, бузумно-интересными идеями, и, в меру своего писательского таланта, претворяет их в НФ-романы. Весьма сильное произведение. | ||||
| ||||
«Отчаяние» |
| |||
Хеймдалль, 16 апреля 2015 г. в 09:52 | ||||
Довольно неплохо. Не супер, не откровение, но из тех книг, которые можно рекомендовать. Тут и научная линия присутствует, и легкая детективность сюжета делает текст более бодрым. Короткая, отличный вариант, если хочется почитать что-то яркое и увлекательное, не впадая в многонедельный марафон. | ||||
| ||||
«Оседлав крокодила» |
| |||
god54, 14 января 2013 г. в 15:27 | ||||
Повесть посвящена очень далекому будущему, когда человек возможно уже не совсем человек, ибо может превращать себя в программу, так что определить где он, а где его копия и могут ли они взаимодействовать не представляется возможным. Одним словом огромное количество инновационных фантастических идей. Но, с другой стороны, если перед этим вы прочитали другие рассказы автора, то нового, к сожалению, уже ничего не найдете. Сюжет произведения также не вызывает каких-либо удивлений, хотя первоначально поставленная задача и первичное описание условий вызвали во мне волну серьезных эстетических и эмоциональных ожиданий, которые были разбиты финалом напрочь. Обидно, но это уже второй раз и похоже автор начинает вырабатывать устойчивое решение многих задач не решая их. Возможно это повод для последующего продолжения, появления циклов, хотя ранее он к этому не обращался, за что ему честь и хвала. А так вполне хорошее произведение в стиле самого автора (хорошо, когда есть свой собственный стиль). | ||||
| ||||
«Неустойчивые орбиты в пространстве лжи» |
| |||
god54, 12 января 2013 г. в 18:51 | ||||
Наконец-то автор полностью погружается в мир психологического размышления о сущности верования, почему один человек становится заложником одной отдельно взятой идеи и лишь единицы свободны от влияния общества, идей и сами выбирают свой путь. Но в итоге он приходит к странному выводу, ох как я не люблю философию, что даже тот кто считает себя незаивисимым также есть зависимый от своей идеи и они также объединены и они также полезны, как переносчики... Похоже и меня понесло на философские темы. Одним словом рассказ явно на любителя философских проблем, ибо кроме рассуждения не содержит больше ничего, а такое читать уже трудно. | ||||
| ||||
«Хранители границы» |
| |||
seregaS, 22 июля 2011 г. в 10:41 | ||||
По итогу идея рассказа оказалась очень интересная — бессмертие, смогут ли люди быть бессмертными с психологической точки зрения, не устанут ли, не наскучит ли им такая жизнь и т.д. Но чтобы добраться до этой интересной части рассказа пришлось буквально продираться через скучную и непонятную первую половину. Даже пару раз бросал чтение. Но в конце концов, времени своего не пожалел после прочтения. | ||||
| ||||
«Неустойчивые орбиты в пространстве лжи» |
| |||
prokofyev, 19 октября 2010 г. в 08:24 | ||||
Аллегорический рассказ, в котором автор размышляет, достаточно ли для того, чтобы быть свободным, отказаться от всяких убеждений, и не приводит ли это к зависимости другого рода. | ||||
| ||||
«Причины для счастья» |
| |||
Nog, 30 апреля 2009 г. в 18:10 | ||||
Рассказ стал первым моим знакомством с творчеством Игана (впрочем, это относится и к многим другим авторам антологии). Впечатления остались не то чтобы противоречивые, но какие-то незаконченные, что ли. Тема для рассказа выбрана интереснейшая, соединяющая и достойную фантастическую идею, и важный психологический аспект. Здесь однозначно есть над чем подумать. Однако автор, похоже, так и не сформулировал до конца своё собственное отношение к поднятой проблеме, оставив её целиком на откуп читателю. Это, безусловно, право автора, однако финал рассказа вышел каким-то оборванным. | ||||
|
Страницы: 1 2 3 4 5 [6] 7 8