Все отзывы на произведения Марии Вой
Отзывы (всего: 6 шт.)
Рейтинг отзыва
Buhrun, 22 марта 2023 г. 23:29
В мае 2022 года я попал в больницу, со мной были все три с половиной тысячи книг в читалке, но я нацелился строго на одну:
«Сиротки» Марии Вой.
Я видел ее иллюстрации в Инсте, слышал восторженные отзывы, читал, что это «эталонное» темное фэнтези.
Три суждения навскидку:
Это не темное, а каноническое средневековое фэнтези, каким я его себе представляю: грязь и роскошь, необразованность и ученость, магия и сталь, свобода и власть.
Это легко, правдоподобно, стильно написанный роман.
Это рельефные, обоснованные, дышащие эмоциями герои.
Сюжет описывает гражданскую войну в королевстве Бракадия. Конфликт несколько раз взрывался: с одной стороны король и его верный маг Свортек (мы увидим его живым только раз и в самом начале книги, но он — красная нить, сшивающая здесь все, мозг войны и проклятье практически всех героев), с другой религиозный лидер, его собрат полководец и много простых горячих людей.
Из этой руды можно было выковать, что угодно.
Мария превратила «Сироток» в павильон из ажурной, где-то вороненой, декоративной, где-то хирургической, но, по большей части, оружейной стали:
Свортек и его женщины.
Свортек и его друзей.
Свортек и король.
Свортек и его настоящие планы.
А далее, когда Свортек погиб:
Король и его дети
Верный слуга короля и дети короля
Первая колдунья королевства
Первый генерал
Последняя шлюха
Немой брат этой шлюхи
Возлюбленный сын восстания
Их много — героев и мотивов. Они не подвешены в воздухе, они — плоть от плоти художественного мира (который уверенно опирается на историю гуситских войн и берет лучшее от крестьянских восстаний и религиозных бунтов). На все вопросы найдутся ответы.
«Сиротки» меня откровенно порадовали, но удивили угловатостью, дискретностью событий, когда сюжет понятен, но постоянно опирается на некую тайную, тело айсберга, историю. У всех персонажей есть не просто камень за пазухой — черная дыра в душе, из которой веет смертным хладом, у всех событий есть корни, у всех поступков — обман, горечь или ошибки, совершенные в прошлом.
Поэтому я не выдержал и тут же попросил у Марии второй том — «Отцеубийцы», чтобы закрыть ноющий гештальт. И стало мне круто, ведь второй книгой роман окончательно и плотно закрывается, по сути являясь задней обложкой не дилогии, а одного большого тома.
«Отцеубийцы» отвечают на вопросы, «Отцеубийцы» полны разрешения, смертей, выборов, мизерикордии.
Война набирает обороты, перестает быть волнением на воде, превращается в ураган, подминает под себя страну, повстанцы движутся 4 столице, оставляя за собой победу за победой
Но слишком простой была бы история, слишком наивно смотрелась бы, если бы за все не нужно было платить. И здесь Мария берет мои аплодисменты честностью:
В средневековье битва чаще всего оборачивалась полем павших тел и небом, черным от воронья.
Лихие герои находили свой конец в благородном поединке или были закиданы пехотным мясом.
Магия не спасала от коварства или жестокости.
Короли роняли корону, если не были поддержаны своими подданными.
Восставшие умирали от ран или расходились по домам, опустошенные и глухие от криков.
Бракадия пережила Сироток. Они оставили ей глубокие шрамы. Магия свернулась змеей в душах тех, кто смог ее спрятать. Герои обрели покой.
Но Свортек, мертвый маг, кукольник, жертва, честный грязный человек, не ушел.
Кому читать:
Любителям натуралистичной/жесткой/темной фэнтези (Мартин, Сапковский, Кук, Аберкромби), гуситских войн, Чехии, стильных и неоднозначных героев, сюжетного тропа «из грязи в князи», обоснованного сюжета, четкости в сочетании с глубиной.
Кому не читать:
Любителям «чистого» фэнтези (романтическое/сказочное), противникам натурализма в описании боев, ранений, нелюбителям мата (его здесь дозировано, но герои не стесняются крепкого словца), ценителям хеппи-эндов (финал здесь уместно-грустный, но справедливый).
Отдельно советую приглядеться к Марие Вой и ее новым работам, она не только классная писательница, но и крутой иллюстратор и татуировщик.
Manowar76, 30 декабря 2022 г. 10:40
Почему решил прочитать: темное фэнтези в сеттинге условных гуситских войн; обещание мощных батальных сцен во второй части. При этом я понимал, что судя по, скорее всего, псевдониму авторки, чтение может оказаться русским женским янг эдалтом в духе Лии Арден и Уны Харт; жанр, который я стараюсь изо всех сил избегать.
Северное Мироздание. Несколько стран. Уходящая из мира магия. Носителей Дара остались единицы, грифоны вымирают.
Всего чешского колорита — несколько характерных топонимов на «-ец», да имя Ян у погибшего предводителя повстанцев. Как в нашей реальности радикальные последователи Яна Гуса назвали себя Сиротками, так и в романе это сделали последователи Яна Хроуста.
Конечно, у названия есть и вторая коннотация — главная героиня и её братик сироты.
Шарка становится обладательницей магического Дара, который ей половым путем передает последний колдун-кьенгар. Практически сразу кьенгар погибает в бою, Шарку насилуют и почти убивают, но демоны Дара выправляют ситуацию, практически ополовинив население небольшого городка. Шарка пускается в бега. Король высылает в погоню весь цвет королевства: главного генерала; лучшего воина; герцог-наркомана-дидинсайда, подозреваемого в мужеложстве; лучшую ученицу колдуна и еще пару дюжин отборной вооружённой массовки.
Дальше начинается роуд стори.
Уже на четверти тома становится понятно, что авторка у нас из фанфик-райтеров. Такое ощущение, что читаешь фэнтези-трилогию Моргана на минималках. Никто открыто не признаётся в своей ориентации, сплошные намёки и переживания.
Еще одно ощущение, на котором поймал себя — кажется, что наблюдаешь, как девочка играется красивыми пластиковыми куклами типа Барби. Какое-то всё пластмассовое. Легкий интерес вызывает только Морра, лучшая ученица колдуна, работающая «под прикрытием». Врёт, изворачивается, рискует собой.
Слог гладкий, видно, что автор, а, возможно, и редактор, не раз вычитывали текст.
Немного порадовали смерти персонажей, которых считал ключевыми, пусть и не главными. То есть выписывала-выписывала авторка, допустим, Генерала или Убийцу. Черты, характер, бэкстори, потом бац, и труп, бац, и еще один труп. Ну, видимо, после Мартина, некоторые авторы считаю эту фичу обязательной.
Умилила нечаянная параллель с «Законом Ордена» Гурского. В Бракадии, как и в мире «Ордена», есть обособленные общины нации, списанной с китайцев. Хунги у Гурского, хинну у Вой. Хотя, казалось бы, откуда взяться этим хинну в аналоге средневековой Европы. Инклюзивность и репрезентация. Главное, чтобы не апроприация.
По некоторой сумбурности повествование может сравнится с «Гуситской трилогией» Сапковского. Все мечутся туда-сюда. Композиционной стройности не хватает.
У Шарки два робких романтических интересах — королевская колдунья Морра и Принц Сироток Латерфольт.
Восхваляемых сражений из второй части в первой не было. А была, по факту, история бедной девушки, ставшей макгаффином для целого королевства. Чуть жестковатый, но янг-эдалт.
Вторая часть в очереди. Во второй.
5(СРЕДНЕ)
Мария Вой «Сиротки. Отцеубийцы»
annahoffrid, 24 ноября 2022 г. 18:28
Я часто пишу о том, за что так сильно люблю темное фэнтези. Но, кажется, не упоминала ни в одном из своих длиннопостов главную причину. Дарк-фэнтези — это истории, пропитанные кровью, горечью и страданиями. Но не потому что авторы смакуют всякие жуткие детали и, коварно хехекая, с наслаждением выписывают их на страницах. Напротив — именно эти книги, погружая нас в сердце тьмы, говорят: «Посмотри, что происходит. Видишь? Видишь смерти, чуешь зловонную гарь от трупных костров? Слышишь погребальный звон колоколов и плач осиротевших детей? Прочувствуй все это, чтобы понять — так быть не должно». Именно эту мысль, на мой взгляд, и старалась вложить в читательские головы Мария Вой, когда писала свою темную историю.
Вторая часть «Сироток» получилась сочной и жесткой. Жестокой — здесь мы видим множество боевых сцен, нас забрасывают в них уже в первой главе. Я ждала боевки, потому что именно они вызывают у меня главный интерес в фэнтези. Именно они являются признаком мастерства автора героики и дарка. Не всем удается прописать их так, чтобы они выглядели реалистично, чтобы читатель, стоя посреди мясорубки, испытывал страх, сомнения и фантомные боли.
Мария — умеет.
Очень часто я читаю в сети стереотипные высказывания в духе «Женщинам не дано писать боевые сцены». Really? Так вот, Мария Вой утерла нос всем подобным измышлителям и доблестно защитила нашу, так сказать, девичью честь:)) И отстояла право на написание дарка. А тем, кто считает иначе, хрен Свортека на весь макияж (хрен Свортека тут выступает как спойлер 😁, if you know what I mean 😏).
Убедительно. Четко. Динамично. Метафорично. Вот так прописаны сцены сражений в обоих книгах.
Отдельно меня порадовала магия. Если в «Сиротках» Дар был представлен в общих чертах, то здесь мы углубляемся в самую его суть, видим, насколько губительным и страшным он может быть в воинственных руках (и уже не в одних!).
Интересно было наблюдать за трансформацией героев и за тем, как менялись по ходу сюжета мои предпочтения (эх, Латерфольт...). Уже не бесила Морра (не скажу, почему), Шарка «выросла», а Ян Хроуст... Здесь как раз тот случай, когда я практически угадала намерения этого разудалого деда. И Рейнар... Но о них я вам точно ничего не скажу, потому что получится прям король Редрих всех спойлеров, а мы так не играем.
Я обожаю сложные арки (речь не об архитектуре, а о развитии персонажей). Морра, ее судьба и то, как Мария переплела линии персонажей, оставили меня сидеть с открытым ртом. Это была реакция из разряда WTF?, поскольку я пару моментов приняла за чистую монету. Поэтому, если вы любите сюжетные твисты и тайны-загадки, Бракадия придется, вам, как и мне, по вкусу.
Финал меня растоптал, разбил, а потом снова собрал по кусочкам, но оставил грустное послевкусие. Каждый получил по заслугам, а кое-кто даже удостоился второго шанса начать все сначала. И все же... За этот шанс им пришлось заплатить слишком большую цену. Все по канонам дарка. Все как в жизни.
Когда я перевернула последнюю страницу, то впервые почувствовала... Нежелание покидать мир темного фэнтези. Мне захотелось вернуться в него, а также прочитать все будущие книги Марии Вой. Теперь, когда вы увидите ее имя на обложке, вы сможете быть уверены, что это — гарант крутого текста и шикарных иллюстраций, которые Мария рисует сама (вы посмотрите на одну только потрясающую обложку!).
И пока я сижу в обнимку с книгами Мари, вы можете последовать моему примеру и окунуться в эту историю. Клянусь, она захватит вас и никогда не отпустит.
Здар, Мария Вой! Здар, Бракадия!
Zivers, 28 августа 2022 г. 23:05
Стоит сразу уточнить, что, несмотря на «взрослые» темы типа мата, наркоты и расчленёнки, книга относится скорее к янг адалту.
Мат совсем не в тему ни истории, ни сеттинга и выглядит как корове седло.
Написано не очень, у автора это дебют, может позже она наберётся мастерства, пока же, имхо, на уровне очень среднем.
Хотя народу вон нравится.
Сравнивать с продвинутыми писателями смысла нет, пока на уровне начинающих. Задатки у автора скорее есть, но пока совершенно нереализованные.
Дарья Сталь, 7 августа 2022 г. 15:04
Мало какие русскоязычные авторы мне нравятся, и с этой книгой я очень хотела познакомиться после Уны Харт. Впервые взялась за тёмное фэнтези и не разочаровалась (в моем представлении должно было быть ещё что-то более мрачное, и я не знала, зайдёт ли мне такое).
Жесткая и правдивая история о шлюхе, которая случайно получила магический дар и стала самой желанной союзницей для всех воюющих сторон. Из пустого места поневоле превратилась в свет и надежду для других, через непонимание, боль, смерти, попытки разобраться в происходящем принимая свой новый путь.
Самое интересное, что нам, вошедшим в этот мир, ровно также сначала ничего про него непонятно. Мы узнаем о самой природе магического дара вместе с героиней по мере развития сюжета, и ровно так же погружаемся в хитросплетения многолетней войны, в которой многие персонажи запутались сами. Кто на чьей стороне, и где — правильная сторона? Нет ответа и, наверное, судя по нарастающей мрачности, и во второй части дилогии всё будет тоже неоднозначно. Даже зло можно полюбить, даже добро может творить дичь.
К концу книги шахматы, наконец, встают на свои места. Но до шаха и мата ещё ох как далеко, и за героев весьма волнительно.
Отдельно меня восхищает талант автора как художника! Рада, что купила книгу в бумаге, потому что смотреть на иллюстрацию одновременно с прочтением сопутствующего момента очень ценно и атмосферно. Иллюстрации на обложке и форзацах, карты, внутренние изображения к главам — прекрасны.
Этот роман — однозначно жемчужина российского книжного рынка, которая заслуживает места на полке. Жду вторую часть под названием «Отцеубийцы» осенью.
heresyhub, 25 июня 2022 г. 22:40
Отменное дарк фэнтези, лучшее впечатление последних месяцев. Великолепная находка, от которой сложно оторваться.
Последний черный колдун страны заходит в кабак «Хмельной кабанчик», чтобы закусить и развлечься с малолетней шлюхой, но вскоре после этого бесславно гибнет. Лучшие воины короля разыскивают его кольцо, в котором скрывался Дар разрывать в клочья врагов, но тот достается не колдунам, а бесполезной девке с немым братом, которую охотящиеся за ней считают простой вещью. Ничего хорошего этот факт не принесет ни ей, ни охотникам за силой, ни скрывшимся в лесах партизанам, вынашивающим план восстания.
Прекрасный язык, захватывающий сюжет и экшн, богатые и мрачные иллюстрации, сделанные самой Марией, и та смесь цинизма, черного юмора и красоты, что я люблю. Наблюдательность и жесткость заставляют вспомнить 2-3 тома Глена Кука местами, так это славно. Штучная вещь, очень хочу продолжение.