Биография Лукиана восстанавливается лишь на основе его собственных сочинений. Современники его игнорируют (единственное исключение — врач Гален, высказывающий о нём нелестное мнение). Позже, уже в V веке его вспоминает христианский апологет Лактанций (фразой «не щадил ни богов, ни людей»).
Жил Лукиан во II веке. Родился он в сирийском городе Самосате, ставшем позже городом Самсат в турецкой провинции Адыяман. В 1990 году Самсат был затоплен водохранилищем, созданным после строительства Плотины Ататюрка.
Родным языком Лукиана был арамейский, а греческому он научился уже в школе. Родители планировали отдать его в обучение дяде-скульптору, но столкнувшись с упорным сопротивлением мальчика, решились дать ему дорогое риторическое образование, о котором он мечтал. Учился Лукиан в Ионии (теперь это западное побережье Турции, вокруг Измира). Окончив обучение в 22 года, стал софистом — так в то время называли профессиональных ораторов. Он много путешествовал по всей Империи, от Македонии до Галлии, зарабатывая произнесением речей в судах.
В возрасте около 40 лет испытал некий кризис и отошёл от судебного ораторства. Он увлёкся философией, но вскоре резко разочаровался в ней. Стал сочинять комические диалоги, которые исполнял перед публикой.
Лукиан бывал в Риме и Антиохии, при Марке Аврелии надолго поселился в Афинах, а при Коммоде (около 180 г.) префект Египта назначил его на высокооплачиваемую синекуру в своей администрации. О последних годах его жизни ничего не известно, время смерти неизвестно даже приблизительно.
Известный портрет Лукиана выполнен английским художником Уильямом Фэйторном в XVII веке в виде бюста. Позднее на его основе возникли многочисленные модификации.
Фантастическое в творчестве
Если бы Лукиан узнал, что через 1800 лет его объявят одним из основоположников жанра фантастики, он разве что горько посмеялся бы. Не было у беспочвенных выдумок, сказочных вымыслов, несбыточных фантазий большего врага, чем Лукиан. «Правдивая история» с островом древолюдей, полетом на Луну, мини-государством в чреве кита как раз и написана, чтобы высмеять неправдоподобные рассказы путешественников.
«Любитель лжи» высмеивает род «рассказов о необыкновенном», прекрасно известный и поныне — о «паранормальных явлениях»: привидениях, полтергейсте, наваждениях и т.д. Даже сюжетная схема со времён Лукиана ничуть не изменилась: явилась во сне покойная жена, просила положить на могилу её сандалию, которая завалилась за кровать, а утром стал искать — и точно, вот она, в том самом месте... Впрочем, один из вставных рассказов послужил основой для известного сюжета об ученике Агриппы Неттесгеймского, который с помощью магии заставил метлу таскать воду, но не знал, как её остановить. Позднее этот сюжет вдохновил Гёте на балладу «Ученик чародея».
Два путешествия Мениппа в поисках истины, на небо и в подземное царство, вызвали множество подражаний.
«Диалоги мёртвых» стали практически самостоятельным сатирическим жанром, особенно популярным в XVIII и XIX веках. Ему отдали дань Фонтенель и Монтескье, Томас Браун и Уильям Сэвидж Лэндор, Фридрих Великий и Эрнест Ренан... Эта традиция была жива ещё в XX веке, например, для Карла Радека («Разговор Никколо Макиавелли с Ж.-Ж. Руссо о демократии и диктатуре»).
Роман «Лукий, или Осёл», сохранившийся только в кратком пересказе Фотия, по сюжету идентичен «Золотому ослу» Апулея, и среди учёных до сих пор нет единства, кто у кого списал, или же оба списывали с какого-то общего источника.