Забытый Антивсех


  Забытый «Антивсех»

© Алексей Копейкин


Об авторе этой книги сейчас мало кто помнит. Так уж вышло, что нынешние издатели упорно обходят его своим вниманием, переиздавая порой не самые лучшие образцы советской фантастики шестидесятых годов, — времени, когда имя Александра Полещука было гораздо более известно. Тогда он регулярно печатался в коллективных сборниках и журналах, выпустил несколько книг, хотя в Союз писателей так и не вступил. Посещал литературные «посиделки» в редакции фантастики издательства «Молодая гвардия», был дружен со многими ведущими фантастами той уже почти легендарной эпохи…

Друзья называли его «антивсех», потому что он постоянно со всеми спорил, всех критиковал, как вспоминала знаменитый «молодогвардейский» редактор Белла Григорьевна Клюева: «Саша Полещук — судьба его сложилась очень интересно: по образованию он юрист, и из юриспруденции перешел в педагогику, в школе физику преподавал…»

Первый его литературный опыт — фантастическую повесть «Звёздный человек» — трудно назвать удачным. Её напечатали в «Пионере» еще в 1957 году, а через шесть лет она вышла отдельным изданием в «детгизовской» «рамочке». И хотя у коллекционеров книга эта ценится высоко, но, скорее, из-за своей редкости, ведь сохранилась она далеко не во всякой библиотеке.

А в шестидесятые на «посиделках» в «Молодой гвардии» друзья в шутку вручили Александру Лазаревичу специальную премию — «Гриадного крокодила». («Гриадным» крокодил назван был не случайно. Дело в том, что вышедший в 1960 году роман писателя А.Колпакова «Гриада» был настолько плох, даже ужасен, что название его на долгие годы сделалось почти нарицательным.) Этой сомнительной награды он удостоился как раз за «Звездного человека», признанного самой неудачной книгой года.

Как бы там ни было, уже в «Звездном человеке» Полещук попытался соединить две, казалось бы, столь разные стихии — вымысел и реальность, фантастическое и бытовое. Попытка, как было сказано, закончилась неудачей. И в дальнейшем, в других романах и повестях писателя («Ошибка Алексея Алексеева», «Падает вверх», «Эффект бешеного солнца»), можно было наблюдать нечто похожее. Фантастика и реализм никак не хотели уживаться друг с другом на страницах его книг, они существовали всегда как бы сами по себе. Складывалось ощущение, что одаренный бытописатель Полещук забрел в фантастику по ошибке. Реалистические страницы его книг были полны метких житейских наблюдений, колоритных персонажей, сочного юмора, а вот фантастика… Фантастика всегда оказывалась какой-то анемичной, удручала банальностью и вообще была, что называется, «не из этой оперы»…

И все же в одной книге Полещуку удалось так искусно соединить эти две стихии, что получилась настоящая творческая удача. Читая «Великое Делание…» (а оно выходило двумя изданиями — в 1959 и 1965 годах), порой забываешь, что держишь в руках фантастическую книжку. По жанру ее, вероятно, следует отнести к научно-художественной прозе, хитроумно сочетающей напряженный приключенческий сюжет и занимательные факты из истории науки. А по форме повесть эта напоминает матрешку. Несколько разных историй — одна интересней другой — вложены друг в друга и пересекаются самым неожиданным образом. События, описанные в повести, начинаются в наши дни, когда из-за государственной границы появляется таинственный автомобиль с водителем-иностранцем и его собакой по имени Альма, чья сообразительность производит почти пугающее впечатление. Затем перед нами оказываются записки талантливого ученого, доктора Меканикуса, последнего представителя древнего рода фламандских алхимиков, рода, на протяжении веков хранившего удивительную тайну. А потом действие и вовсе переносится в середину XIII века, когда занятия алхимией почитались еще вполне уважаемым и даже респектабельным ремеслом.

Особый интерес для любознательных читателей представляли сопровождавшие книгу примечания, из которых можно было узнать, например, что такое философский камень или пантакль Сулеймана, кто такой Гермес Триждывеличайший, или Джабир ибн Хайан, «известный в средневековой алхимической литературе под именем Гебера», или Николас Фламель, «полулегендарная фигура средневековой алхимии». Более того, в этих примечаниях приводилась настоящая таблица алхимических символов!

Полещук сумел настолько занимательно и заразительно рассказать о том, как из средневековой алхимии выкристаллизовалась современная химия, что известны случаи, когда после прочтения его повести многие школьники всерьез начинали подумывать о карьере учёного-химика…

Наверное, эту книгу нельзя назвать в полной мере «забытой». Те, кому посчастливилось прочесть её в своё время, вряд ли смогут её когда-нибудь позабыть. Забыли её издатели. А жаль. Ибо своего познавательного и художественного значения повесть, как представляется, не утратила и поныне, и даже присущая ей антиклерикальная направленность, обязательная для времени её создания, не вызывает сегодня особого раздражения.

По слухам, переиздать некоторые произведения Александра Полещука, в том числе и «Великое Делание…», намеревалось издательство «Текст», но, видимо, намерения эти так и остались намерениями…

 

источник: BiblioГид


⇑ Наверх