Художник — Борис Владимирович Иогансон
Родился: 25 июля 1893 г.
Умер: 25 февраля 1973 г.
Борис Владимирович Иогансо́н — русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. В творчестве заметно влияние импрессионизма. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда.
Картины Б. В. Иогансона в советской живописи считались образцовыми, идеально соответствующими принципам социалистического реализма.
Учился он в Москве, сначала в художественной студии П. И. Келина (1912), затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913-18).
В начале 1920-х годов он уже нашел свое место в группе художников, поставивших традиции повествовательной передвижнической живописи на службу пропаганде новой, советской жизни. Они себя называли АХРР — Ассоциация художников революционной России.
В эти годы в живописи Иогансона господствует рассказ, много внимания уделяется подробностям сюжета. Он пишет панорамы строек: «На борьбу с разрухой» (1922), «Постройка Земо-Авчальской гидроэлектростанции» (1925).
Рассказывает, четко обозначая свои симпатии и антипатии, о новых отношениях и порядках: «Советский суд» (1928). Ищет новый социальный типаж: «Рабфак идет (Вузовцы)» (1928).
Множеством почти самостоятельных эпизодов переполнена картина «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928).
В 1930-х годах, не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Он ищет образы «героев» и «злодеев» нового политического мифа и сталкивает их в драматических ситуациях. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937). Ключ последней — в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с «передовым» пролетарием. Художник писал также портреты (среди них — актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947; режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948, и др.).
В 1950 году под его руководством целая группа художников создала громадное, полотно «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» — характерный образец поощрявшегося тогда обезличенного коллективного творчества.
В 1940-60-х годах много времени Иогансон уделял преподавательской работе (в ИЖСА, МГХИ), руководил творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Ленинграде, затем в Москве. С 1962 года — президент Академии художеств.