Художник — Богдан Павлович Виллевальде
Родился: 31 декабря 1818 г.
Умер: 11 марта 1903 г.
Богдан (Готфрид) Павлович Виллевальде (нем. Gottfried Willewalde; 31 декабря 1818 [12 января 1819], Павловск, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 11 (24) марта 1903, Дрезден, Королевство Пруссия) — русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств.
Отец живописцев Александра (род. 1857) и Павла (род. 1863) Виллевальде.
Художник, баталист, крупнейший и наиболее типичный представитель того направления батальной живописи, которое господствовало в первой половине XIX века, со всеми его сильными и слабыми сторонами.
Зависимость от официальных сфер, которые тогда одни создавали и поддерживали существование батальной живописи, и малое ещё развитие реализма в искусстве вообще вызывали особые требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, главным образом, внешняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая официальному представлению о войне, реляциям о ней. Такой и была вся живопись Виллевальде: всегда внешне точная, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая.
Ученик А. И. Зауервейда, Виллевальде отличался успехами ещё в академии художеств и в 40-х годах был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года; в 1844 году он был вызван в Санкт-Петербург, ввиду смерти Зауервейда, для окончания начатых им работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40-х годов в звании профессора и академика стал во главе батального класса.
Мало оригинальный и самостоятельный, Виллевальде первое время находился под влиянием немецких мастеров, в особенности мюнхенского художника Петера Гесса (в его духе написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле»), потом образцом ему служил «король баталистов» Орас Верне, но образцом недосягаемым в легкости кисти и французском изяществе.
Капитальными трудами Виллевальде в этот первый период являются четыре громадных полотна из истории 1813—14 годов, висящих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».
Не раз возвращаясь к этой эпохе («Русские на Монмартре», «Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), Виллевальде потом живописует и усмирение польского восстания 1831 года («Грохово», «Остроленка»), и венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие), и Крымскую кампанию («Схватка под Севастополем»), и борьбу на Кавказе («Башкадыклар», «Под Карсом», «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля»).
Войны 70-х годов также нашли себе отражение в живописи Виллевальде, хотя сравнительно малое («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»).
В последний период своей деятельности Виллевальде обратился вновь к любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущественно изображениям военно-бытового характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везле дома», «Не бойтесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так далее.
Отличный знаток военного строя, Виллевальде хорош также и там, где парады и маневры изображаются сами по себе, а не служат образцом картины войны, например, «Конное учение лейб-гвардии конной артиллерии под Красным Селом» и другие.
Виллевальде пробыл руководителем баталического класса академии художеств вплоть до реформы её в 90-х годах XIX века, его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.
Сам человек строго выдержанных художественных взглядов, Виллевальде, хотя и журил молодежь за разные новшества, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие разнообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш, Мазуровский, Бродовский и другие.
Обложки изданий (4)
Внутренние иллюстрации изданий (1)
Примечание