Художник — Сергей Николаевич Спицын
Родился: 8 июля 1923 г.
Умер: 25 марта 2014 г.
Сергей Николаевич Спицын — русский художник, живописец, график. Один из видных книжных и станковых графиков Санкт-Петербурга. Лауреат золотой медали Академии Художеств (2003).
Родился в Детском Селе. Детство провёл на Крестовском острове и в Лигово. Его отец, Николай Васильевич Спицын, входил в религиозно-философское общество «Воскресение» Александра Мейера, был репрессирован в 1929, погиб в Соловецком лагере.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. до конца войны, 14 мая 1945 г. В составе 9-го стрелкового полка 20-й дивизии в начале ноября 1941 г. участвовал в боях на жертвенном пятачке Невской Дубровки. С декабря 1941 г. по март 1942 г. находился в блокадном Ленинграде, продолжая обучение в СХШ. В конце марта 1942 г. вместе с другими учениками и преподавательским составом СХШ эвакуировался в Самарканд. В августе 1942 г. был призван в армию, вернулся на фронт. С осени 1943 г. в составе 27-й Ясловской ордена Кутузова Гвардейской миномётной бригады командиром отделения радиосвязи дивизиона с боями прошёл до Праги. Имеет боевые награды (орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другие).
Выпускник СХШ (1948) и Академии Художеств (1954). Член СХ России с 1955 г. Постоянный участник городских, зональных и всесоюзных выставок, выставок станковой и книжной графики (более 200) и нескольких групповых зарубежных выставок (Италия, США, Мексика, Австралия, Германия, Англия, Франция, Голландия); в том числе шести персональных.
В 1954—1962 гг. входит в круг ленинградских художников «сурового стиля». Работы этого времени: серия литографий к поэме А. Твардовского «Дом у дороги» (1955—1956); серия офортов «41-й год»: «Отступление», «Бой», «Затишье» (1956—1957). В 1961—1962 гг. сделал широко известную серию офортов «Рабочий поезд», в 1962-м серию «Рабочая молодёжь».
После 1962 отклоняет создавшиеся возможности успешно работать в официальном советском искусстве.
В 1963—1973 гг., сближаясь с художником В. В. Стерлиговым, учеником Казимира Малевича, входит в живописно-пластическую традицию русского авангардного искусства. Это изменение в творческом пути художника было связано с тем, что с начала 1962 г. В. В. Стерлигов начал развивать теорию К. С. Малевича о новых прибавочных элементах в изобразительном искусстве, и открыл прибавочный элемент искусства этого времени: «прямо-кривую». В это открытие он посвящает нескольких художников, в том числе С.Н. Спицына; совместно они начинают разрабатывать эту идею и работать в новой пластической форме. Этот узкий художественный круг соратников по искусству получил название « Старопетергофской школы», так как встречи художников, совместная работа и выставки проходили у С.Н. Спицына в Старом Петергофе (пригород Петербурга). «Старопетергофская школа» была создана В.В. Стерлиговым и С.Н. Спицыным в 1963-65 годах; в круг этой «школы» входили художники входили художники Т. Н. Глебова, В. П. Волков, Г. П. Молчанова, Е. Н. Александрова, П.М Кондратьев и искусствоведы А. В. Повелихина, Е. Ф. Ковтун. «Старопетергофская школа» продолжала своё существование до 1973 года.
С начала 1970-х гг. С. Н. Спицын работает над развитием собственных пластических принципов, сочетающих достижения русского авангарда и традицию русской иконописи. В 1982—1983 гг. делает первую серию работ «по мотивам русских фресок», с этого времени развивая эту тему на продолжении многих лет. Серии работ: «Енисей» (1966—1968), «Шестнадцать пятниц» (1968—1969), «Сенеж» (1970), три «крымские» серии (1984, 1987, 1990), «Фрески Дионисия. Ферапонтово» (1980-е), живописная и графическая серия «Прощание с Финским заливом» (1980-е-1992), «Святители» и «Иноки» (1991—2000).
В 1960-1970-х гг. принимает участие в подготовке и проведении выставок художников русского авангарда в выставочных залах Ленинградском отделении Союза художников, способствуя их «возвращению»: ( выставки П.Н. Филонова 1968( подготовка выставки и экспозиция), первой послевоенной выставки К.С. Малевича 1968 (подготовка, буклет) , первой выставки Л.А. Юдина 1973 (подготовка, буклет, экспозиция, вечер памяти) , В.М. Ермолаевой 1972 (подготовка, буклет, экспозиция, вечер памяти), выставки П.И. Соколова 1971 (подготовка, буклет, экспозиция, вечер памяти), М.Ф. Ларионова и Н.С Гончаровой, а также выставок В.В. Стерлигова, Т.Н. Глебовой. В 1985 г. подготовил и провёл первую персональную выставку художницы, входившей в группу «13», О.Н. Гильдебрандт-Арбениной в Доме писателей им. В. В. Маяковского.
Автор воспоминаний о художниках Л. А. Юдине, П.Н.Филонове, В. В. Стерлигове, П.И.Басманове.
Работал в книжной графике с 1954 г. до 2000-х гг. С 1954 г. начал постоянную работу с издательствами: «Детгиз», «Лениздат», «Гослитиздат», «Советский писатель», «Детская литература» и др. Иллюстрировал, преимущественно, книги для детей и юношества (более ста изданий). Оформил и проиллюстрировал почти все изданные книги ленинградского писателя Радия Погодина.
В 1980—1990 гг. принимал участие в открытии Собора Архангела Михаила в Ораниенбауме, Собора Петра и Павла в Петергофе.
В 1994—1995 гг. расписывает фресками (по собственному проекту) алтарную апсиду храма преподобного Сергия Радонежского (арх. А. М. Горностаев, 1861) в Троице-Сергиевой приморской пустыни под С.-Петербургом.
В 2006 г. пишет алтарные иконы для храма Св. Андрея Первозванного в Петергофе.
В 2009 г. награждён серебряной медалью «Святого Апостола Петра».
Скончался 25 марта 2014 г. в Петербурге. Похоронен на Бабигонском кладбище в Петергофе.