Работы художника С В ...

Художник — Сергей Васильевич Малютин

С.В. Малютина
Страна: Россия
Родился: 22 сентября 1859 г.
Умер: 6 декабря 1937 г.

Сергей Васильевич Малютин — русский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.

Родился в Москве в семье фабриканта. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1883–1886), где среди его наставников были И.М. Прянишников и В.Е. Маковский. Жил преимущественно в Москве. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1913), а также «Союза русских художников».

В 1880-х годах начал выставлять свои работы — пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36», «Союза русских художников» и «Салона». Также принимал участие в Париже на «Exposition de l’Art russe», устроенной С. П. Дягилевым при «Осеннем салоне» (Salon d’Automne).

Для его живописи конца 19 – начала 20 вв. характерно «передвижническое» бытописание (Подруги, 1893), порой социально-критическое (По этапу, 1890; обе – в Третьяковской галерее). Черты модерна резче проступили в его экспрессивных портретах (Автопортрет, 1901; М.В. Нестеров, 1913; К.Ф. Юон, 1914; оба последних – пастель; все – в Третьяковской галерее). Еще более ярким новатором он выступил в своих декоративно- прикладных работах. Иллюстрировал Сказку о царе Салтане и Руслана и Людмилу А.С. Пушкина (1898), оформлял постановки Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова (Илья Муромец В.С. Серовой, 1899; Кащей Бессмертный Н.А. Римского-Корсакова, 1902), в 1901–1903 работал в имении княгини М.К. Тенишевой «Талашкино» под Смоленском, разрабатывая дизайн мебели и утвари для организованных ею мастерских художественной резьбы. По его эскизам были выстроены и украшены «Теремок», театр и Спасская церковь-усыпальница в Талашкино (1901–1903), музей «Русская старина» в Смоленске (1904–1905), дом Перцова в Москве (1910, совместно с архитектором Н.К. Жуковым). «Русский стиль», объединяющий все эти работы – декоративно-прикладные и архитектурные, – красочно-ярок, пластичен, тесно связан с орнаментикой крестьянского фольклора.

После октябрьского переворота Малютин, крайне критически относившийся к «левому» авангарду, примкнул к молодым художникам-традиционалистам, став одним из организаторов АХРР (1922). В поздние годы демонстрировал незаурядное живописное мастерство (портрет Д.А. Фурманова, 1922; Обед артели, 1934; обе – в Третьяковской галерее), но его замечательный талант оформителя оставался невостребованным. Долгие годы (1903–1923) работал как педагог – в училище, которое окончил сам, а также во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).

Умер Малютин в Москве 6 декабря 1937.

© АртРу.инфо



Обложки изданий (4)

1898

В сонном царстве
1898 г.
2009

Кысь. Зверотур. Рассказы
2009 г.
2015

Руслан и Людмила. Песнь о вещем Олеге. Сказки
2015 г.
2016

Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма
2016 г.

Внутренние иллюстрации изданий (10)

1898

В сонном царстве
1898 г.
1899

Руслан и Людмила
1899 г.
1914

Лукоморье № 1, 16 апреля 1914 г.
1914 г.
Лукоморье № 6, 21 мая 1914 г.
1914 г.
Лукоморье № 9, 11 июня 1914 г.
1914 г.
1916

Солнце Россiи № 311 (5). Январь 1916 г.
1916 г.
Лукоморье № 11, 12 марта 1916 г.
1916 г.
1967

Сочинения в четырех томах. Том 2
1967 г.
1975

Том 7
1975 г.
2012

Руслан и Людмила
2012 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх