Художник — Сергей Васильевич Малютин
Родился: 22 сентября 1859 г.
Умер: 6 декабря 1937 г.
Сергей Васильевич Малютин — русский художник, архитектор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Предположительно является автором росписи первой русской матрёшки.
Родился в Москве в семье фабриканта. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1883–1886), где среди его наставников были И.М. Прянишников и В.Е. Маковский. Жил преимущественно в Москве. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1913), а также «Союза русских художников».
В 1880-х годах начал выставлять свои работы — пейзажи, интерьеры и портреты на московских выставках, в том числе на выставках «Мира Искусства», «Выставка 36», «Союза русских художников» и «Салона». Также принимал участие в Париже на «Exposition de l’Art russe», устроенной С. П. Дягилевым при «Осеннем салоне» (Salon d’Automne).
Для его живописи конца 19 – начала 20 вв. характерно «передвижническое» бытописание (Подруги, 1893), порой социально-критическое (По этапу, 1890; обе – в Третьяковской галерее). Черты модерна резче проступили в его экспрессивных портретах (Автопортрет, 1901; М.В. Нестеров, 1913; К.Ф. Юон, 1914; оба последних – пастель; все – в Третьяковской галерее). Еще более ярким новатором он выступил в своих декоративно- прикладных работах. Иллюстрировал Сказку о царе Салтане и Руслана и Людмилу А.С. Пушкина (1898), оформлял постановки Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова (Илья Муромец В.С. Серовой, 1899; Кащей Бессмертный Н.А. Римского-Корсакова, 1902), в 1901–1903 работал в имении княгини М.К. Тенишевой «Талашкино» под Смоленском, разрабатывая дизайн мебели и утвари для организованных ею мастерских художественной резьбы. По его эскизам были выстроены и украшены «Теремок», театр и Спасская церковь-усыпальница в Талашкино (1901–1903), музей «Русская старина» в Смоленске (1904–1905), дом Перцова в Москве (1910, совместно с архитектором Н.К. Жуковым). «Русский стиль», объединяющий все эти работы – декоративно-прикладные и архитектурные, – красочно-ярок, пластичен, тесно связан с орнаментикой крестьянского фольклора.
После октябрьского переворота Малютин, крайне критически относившийся к «левому» авангарду, примкнул к молодым художникам-традиционалистам, став одним из организаторов АХРР (1922). В поздние годы демонстрировал незаурядное живописное мастерство (портрет Д.А. Фурманова, 1922; Обед артели, 1934; обе – в Третьяковской галерее), но его замечательный талант оформителя оставался невостребованным. Долгие годы (1903–1923) работал как педагог – в училище, которое окончил сам, а также во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Умер Малютин в Москве 6 декабря 1937.
Обложки изданий (4)
Внутренние иллюстрации изданий (10)
Примечание