Художник — Людмила Евгеньевна Чирикова-Шнитникова
Родилась: 22 ноября 1896 г.
Умерла: 23 сентября 1895 г.
Людмила Евгеньевна Чирикова-Шнитникова (урожд. Чирикова) 10/22 ноября 1895 (Минск) – 23 сентября 1995 (Галфпорт, Сент-Питерсберг, шт. Флорида, США). Художник-график, танцовщица.
Средняя дочь писателя Евгения Николаевича Чирикова (1864–1932) и драматической актрисы Валентины Георгиевны Чириковой, урожд. Григорьевой (сценич. псевд. Иолшина; 1874–1966).
В 1906–1917 жила в Петербурге. Окончив гимназию в 1913 поступила на Бестужевские курсы и одновременно в Новую художественную мастерскую (школу кн. М. Д. Гагариной), где в те годы преподавали Е. Е. Лансере, О. Э. Браз, М. В. Добужинский. В 1914 оставила Бестужевские курсы и всецело занялась живописью, поступив в частную мастерскую Д. Н. Кардовского, где проработала до 1917. В 1917 участвовала в художественных кружках «Новая школа» и «Молодое искусство».
Во время Октябрьской революции находилась в Москве с родителями и младшей сестрой Валентиной (Чирикова-Ульянищева, 1897–1988). Весной 1918 выехала с ними в Крым, на семейную дачу в кооперативном имении Батилиман. В 1918–1919 занималась графикой под руководством И. Я. Билибина – соседа по даче и давнего знакомого отца. Участвовала в выставке «Искусство в Крыму» (Ялта, октябрь 1918).
В феврале 1920 эвакуировалась вместе с сестрой и Билибиным из Новороссийска в Египет. Была спутницей Билибина сначала в Александрии, затем в Каире, помогая ему в работе над большими заказами по декорировании дворцов и церквей. Рисовала образцы старинной керамики Арабского музея в Каире для музейного издания.
В апреле 1922 переехала к отцу в Прагу, а оттуда – в Берлин. Сотрудничала с издательствами. Исполнила обложки для книг «Силуэты русских художников» С. К. Маковского (Прага: «Наша речь», 1922), «Царь-девица» М. И. Цветаевой (Берлин: «Эпоха», 1922), «Красота ненаглядная» (Берлин: Изд-во О. Дьяковой, 1924), для литературно-художественного журнала «Жар-птица» (1922. № 8) и др.
В ноябре 1922 перебралась в Париж, где в 1923 вышла замуж за экономиста Бориса Николаевича Шнитникова (1886–1961), с которым была знакома по Крыму; в 1924 у них родилась дочь Елена. В Париже работала для журнала «Vogue» (виньетки и шрифты), издательства Tolmer (обложка и декоративные рисунки), художественного агентства Paul Mouton (рисунки для тканей).
В 1925 переехала с семьей в Нью-Йорк по приглашению американской шелковой фирмы «Amalgamated Silk Corp.», где в течение двух лет состояла главным дизайнером по разработке узоров для шелковых тканей.
В последующие годы сосредоточилась на книжной и плакатной графике для различных американских издательств. В Автобиографии, написанной в 1931, указаны некоторые работы: обложка и серия иллюстраций к книге L. F. Ruoquette. The Great White Silence (изд. The Macmillan Co), обложка к книге Е. Нарышкина Куракина «Under Three Tsars» (изд. E. P. Dutton), 12 обложек для журнала «Curander», серия плакатов для пароходных обществ «The Cunard Steam Ship Co» и «Furness Bermuda Line» и др.
В 1932 исполнила костюмы для русской постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». В 1936 оформила интерьеры ресторана «Русский медведь» в Бостоне (росписи на темы русского фольклора). Перед Второй мировой войной совершила поездку к родным в Чехословакию. В годы войны, наряду с творческой работой, занималась техническими чертежами.
Последние годы жила в Гольфпорте, шт. Флорида.
В 1991 передала Советскому Фонду культуры часть своей переписки с И. Я. Билибиным и свой портрет, исполненный им в 1919, а также часть своей переписки с М. И. Цветаевой. Ныне эти материалы находятся в Культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой» в Москве.
Обложки изданий (1)
Примечание
На фото — портрет Л. Чириковой работы И.Я. Билибина.