Художник — Юрий Васильевич Копейко
Родился: 21 декабря 1933 г.
Умер: 4 января 2010 г.
Юрий Васильевич Копейко — художник-иллюстратор.
Муж Галины Александровны Макавеевой. Отец Василия Юрьевича Копейко ((р. 1960) — советский и российский графический дизайнер).
Родился в Свердловске. Жил и работал в Москве.
В 1954 году окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР.
В 1959 г. окончил Московский полиграфический институт. Учился у А. Д. Гончарова, П. Г. Захарова, Г. М. Горошенко.
Жизненный и творческий путь Юрия Васильевича Копейко богат и разнообразен. Он заслужил общественное признание: Народный художник России, действительный член Академии художеств России; действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Член графической комиссии СХ России (1970-2006 гг.); Главный художник издательства «Малыш»(1986-1990 гг.); Народный депутат Моссовета (1991-1993 гг.); Председатель творческого объединения художников книжной графики МСХ (1993-2000 гг.). Обладатель более 90 наград. Среди них серебряная медаль им. М. Б. Грекова за оформление и иллюстрации к книгам А. Митяева: «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов», диплом АХ СССР и премия им. В.А.Фаворского за иллюстрации к рассказу А. И. Куприна «Белый пудель», золотая медаль Российской академии художеств. 2005 году был награжден орденом Почета. Участник многочисленных персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Оформил и проиллюстрировал более ста книг. Среди них: А. Куприн «Белый пудель», (1973), А. Яшин «Сладкий остров» (1973), Ф. Абрамов «Пряслины» (1977) и «Алые олени» (1980), Л. Н. Толстой «Лев и собачка» (1981), оформление Библии для детей (1991).
Мастерская была его вторым домом. В ней он проводил едва ли ни большую часть жизни. Московские художники, особенно книжники, знали её хорошо. На этом длиннющем, любовно обустроенном чердаке большого, когда-то доходного дома, где в укромном уголке висит над одним из рабочих столов красивая фотография жены, любили собираться художники, чтобы посмотреть и обсудить работы, посетовать на трудное житьё-бытьё, а то и попросить помощи — благо хозяин был щедр на любую поддержку. В более молодые годы шумно отмечали юбилеи.
Юрий Васильевич жестко строил конструкцию формы, создавая выверенные пластические композиции, насыщая их романтическим звучанием. Именно ему и никому другому, поручали в «Малыше» книги на героические темы, столь решительно исчезнувшие ныне. Дети наши остались без патриотических идеалов, без зримых образцов подвигов, а Копейко надолго отдался от живописи.
А тогда, в 1960-80-е годы, подвиги папанинцев, челюскинцев, Чкалова, героев Великой Отечественной войны, а потом первых космонавтов он буквально воспевал, и делал это с каким-то мальчишеским азартом. Художник выступил как свидетель космической эпохи. Он многократно посещал космодром Байконур, зарисовывал ночные и дневные запуски ракет, невероятные особенной красотой и мощью. Он был подкупающе достоверен, документально точен в своих иллюстрациях и впечатляющ эпическим размахом. Незабываемая картина приземления космонавта, найденность образного хода. Впечатляющий, символический образ!
Его манили и пейзажи, прежде всего русский Север. Я думаю потому, что ему близки были мужественные характеры поморов, лаконизм и простота природных форм, геометрия суровых северных построек.
«Наконец лес раздвинулся, и мы увидели сказочной красоты деревню. По безлесной горе поднимались кверху ряды домов. Они сходились у шатрового деревянного храма». Можно увидеть этот пейзаж в книге Феликса Льва «У самого Белого моря».
«Русский Север навис над Россией на десять тысяч километров — от Кольского полуострова до Чукотки. Красота этих мест всегда восхищала художников и поэтов, Красивее этих мест для меня нет, хотя я побывал в тридцати шести странах и видел очень многое».
Рисунки автора этих строк убеждают. Копейко иллюстрировал много детских книг о Севере, шесть из них собраны в сборник «Северное сияние». В 2008 году он издан «Московскими учебниками».
В 2009 году на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» в номинации «Лучшая книга года» Копейко был награжден, как и издательство, дипломом первой степени. Это еще раз говорит о том, что старшее поколение русских иллюстраторов детских книг пока остается непревзойденным.
Окончательно «светлой» живопись Копейко стала после того, как он побывал на Святой земле. Он писал с натуры «Церковь Святой Марии Магдалины», «Гефсиманский сад», «Гора искушений», «Море Галилейское. Тиберия», «Храм Гроба Господня», «Гробницы древних пророков», — не всякий светский художник способен выразить мистический, потаенный смысл святых реликвий. Видимо, Копейко был готов к такому осмыслению. Его картины религиозны, они пронизаны светом, излучают мягкий благодатный покой. Недаром одно из произведений художника «Преображение», работе над которым он посвятил несколько лет, находится в Отделе внешних сношений Данилова монастыря.
Среди основных работ: иллюстрации и оформление книг:
Ю. Гагарин «Дорога в космос» (1963),
Г. Титов «Семнадцать космических зорь» (1963),
«Мир приключений» (1965),
«Космонавты рассказывают» (1966),
Ю. Гагарин «Вижу Землю...» (1968),
С. Маршак «Разноцветная книга» (1972),
А. Яшин «Сладкий остров» (1973),
С. Алексеев «Они защищали Москву» (1975),
Ф. Абрамов «Пряслины» (1977),
Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине» (1979),
Ф. Абрамов «Алые олени» (1980),
Л. Н. Толстой «Лев и собачка» (1981),
А. Ляпидевский «Челюскинцы» (1986),
Б. Никольский «Как живет аэродром» (1987),
Г. Байдуков «Через полюс в Америку» (1988),
А. Галлай «Валерий Чкалов» (1990),
оформление Библии для детей (1991),
А. Барто «Детям» (1992),
Р. Киплинг «Маугли», «Евразийский регион» (1993), «Слоненок» (1994),
иллюстрации к повестям Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Белый пароход» (1999).
Обложки изданий (34)
Внутренние иллюстрации изданий (43)
Другое (5)
Примечание