Художник — Галина Александровна Макавеева
Родилась: 30 ноября 1936 г.
Галина Александровна Макавеева — художник, иллюстратор.
Галина Александровна Макавеева родилась в 1936 году. С 1937 года живет в Москве. В 1959 окончила Московский полиграфический институт, училась у А. Д. Гончарова. С I960 года начала иллюстрировать детские книги. С 1969 по 1979 год работала главным художником в журнале «Мурзилка». В 1971 году вступила в Московский союз художников. Иллюстрировала около 70 детских книг. На всесоюзных и всероссийских конкурсах «Искусство книги» неоднократно награждалась дипломами. В 1983 году получила премию Московского союза художников «Лучшая работа в графике». В 1997 году Макавеевой присвоено звание Заслуженный художник России. Награждена Серебряной медалью Российской Академии художеств за цикл станковых работ (1993), Золотой медалью – за циклы «Путешествие по Китаю» и «По Святой Земле» (2007). В 2007 году избрана членом-корреспондентом Российской Академии художеств. С 1977 года участвовала в выставках в России, а также в Варшаве, Братиславе, Болонье, Барселоне, Брно, в Италии и Голландии. Персональные выставки художницы (совместно с мужем, академиком Академии художеств России Ю.В. Копейко (1933 – 2010) состоялись в Финляндии (1990 –1994), в Китае (город Чанша, 2002) и в залах Академии художеств (2004). Работы находятся в Третьяковской галерее, Русском и других российских музеях, а также в частных зарубежных коллекциях, в коллекциях Русской духовной миссии в Иерусалиме и в Патриархии Свято-Данилова монастыря в Москве. В последнее время занимается станковой живописью и графикой.
Галина Александровна огромная почитательница Татьяны Алексеевны Мавриной, но её путь в искусстве книги иной. Опытный глаз знатоков найдет традиции художников 60-х годов, с их приверженностью к выстроенности рисунка и в то же время неподдельной искренностью. Макавеева умеет и строить рисунок и «удивляться». Она приводит слова философа Павла Флоренского: «Удивление ... для души оно есть нечто, расширяющее её сферу». Художник решительно утверждает, что это лишь любимые разговоры взрослых: «доступно ребенку изображение или недоступно, понятно – непонятно». Она считает, что «детям интересно все». Поэтому не приседает на корточки, не сюсюкает, а разговаривает с детьми поэтическим языком художника – и в иллюстрациях к стихам А. Барто, и к повести Радия Погодина «Книжки про Гришку», и к рассказам Юрия Коваля, впрочем, так поступают все настоящие художники.
Когда Макавеевой пришлось иллюстрировать рассказы Юрия Коваля, она пожила в описываемых им местах, в Чистом Доре, порисовала, но не пошла, как говорится, буквально за писателем, а попыталась передать в своих рисунках главное, «потайное» звучание его прозы. «Вода под лодкой чёрная, настоялась на опавших листьях. Над нею синие стрекозы перелетают... Захотелось что-нибудь спеть, просто так. От хорошего настроения...». Две голубые стрекозы ложатся на темный фон крупно, декоративно, образуя первый план. Коричневые стволы деревьев, за ними темными штрихами водная гладь озера, стена дальнего леса, небольшое светлое пятно слева вверху – для коричневых листиков, неожиданно сохранившихся на ветке сухого дерева. Сам же герой – крохотная голубая фигурка в лодке на воде. Видно, как выстроен рисунок, но главное впечатление – поэзия лесного озера. Для Макавеевой важно не развитие сюжета, не поющий герой, а чувство восхищения перед лицом природы, которое она сумела цельно выразить.
В рисунках к повести Погодина «Книжки про Гришку» Макавеева ведёт свой изобразительный рассказ голубым, розовым, желтым – прозрачными цветами неба. Летнего солнечного дня. В сердцевине белых ромашек, окружающих Гришку, – темные пятнышки – «рыжие глаза в странных белых ресницах». Ромашки – взор природы. Широко распахнутые цветы будут рядом с мальчиком, когда он под радугой пройдет по тропинке к свету и вернётся назад преображенным, с новым пониманием жизни. Образовавшаяся радугой, цветными тропинками сфера предстает всевидящим оком.
И Ковалю, и Погодину нравились рисунки Макавеевой, а ведь они сами были художниками, кроме прозы писали картины маслом, к тому же были очень требовательными. Они понимали, что ей удается передать их сокровенное отношение к миру – а это не каждому дано.
Обложки изданий (12)
Внутренние иллюстрации изданий (11)
Примечание