Художник — Виктор Николаевич Вакидин
Родился: 28 августа 1911 г.
Умер: 19 ноября 1991 г.
Виктор Николаевич Вакидин — график, живописец, один из основателей графики «сурового стиля». Член Союза художников (1939).
Родился в Воронеже.
Работал в области станкового рисунка, сценографии, монументального искусства. В 1920-е годы рисунки Вакидина экспонировались на выставках самодеятельных художников Воронежа: «Воронеж. Пейзаж с Покровским собором», «Пейзаж. Воронеж» (1928-29, ВОХМ). Учился в Ленинградском ВХУТЕИНе (1929-30), МПИ (1930), МИИ (1930-35). Участник республиканских, всесоюзных, международных выставок с 1936. С середины 1930-х годов совместно с В.А. Фаворским и А.Д. Гончаровым участвовал в театрально-декорационных и монументальных работах. Выполнял иллюстрации для журналов «Дружные ребята», «Затейник», «Пионер» (1937-40), «Вокруг света» (1947), «Искатель» (1961-76). Оформил более 70 книг для Детгиза, издательства «Советский писатель», Гослитиздата и др. Автор цикла автолитографий «Пейзажи Москвы» (1955-58). Посетив в 1973 Воронеж, исполнил серию рисунков «Весна в Воронеже»: «Дом моего детства на Б. Чернавской», «Старый дом на улице Бучкури», «Алексеевский монастырь» и др. Представлен в ГТГ, ГМИИ, ГРМ, ВОХМ.
Тесное общение со своими учителями, такими как Л.Г. Бродаты, А.Д. Гончаров, В.А. Фаворский, П.Я. Павлинов и др., возможность в течение ряда лет пользоваться советами К.Н. Истомина, Н.А. Удальцовой, Л.А. Бруни, П.В. Митурича, А.В. Куприна способствовали развитию его устойчивого пристрастия к станковому творчеству и прежде всего к натурному рисованию. В то же время, активно увлекаясь, как и многие его сверстники (а в будущем коллеги по художественному цеху В. Горяев, А. Ливанов, А. Васин, Л. Сойфертис, И. Поляков, В. Чернецов) новаторскими явлениями в театре и кино, Вакидин умел ценить в работе динамизм сюжета, озорную выдумку, острый композиционный ракурс. Не случайно вместе со своими друзьями – погибшим на войне Иваном Безиным и будущим знаменитым оператором и режиссером Сергеем Урусевским он увлеченно брал у А. Родченко практические уроки фотосъемки на Чистых Прудах.
Видимо, тогда и зародились основы укрепившейся позже любви к внешне неброскому, но богатому внутренним «суровым» лиризмом городскому графическому пейзажу, виртуозным мастером которого в послевоенные годы стал Вакидин. Всячески избегая «открыточных» архитектурных видов Москвы, на изображение которых к тому же довольно долго требовалось специальное «охранное» разрешение, художник сумел обнаружить неисчерпаемый запас ее живых, трогательных и скрытых от ленивого взгляда мотивов, которые не только уникально передают ее старый и «новый», но теперь все равно безвозвратно ушедший от нас облик, но еще и заставляют по достоинству оценить почти утраченную сегодня высокую культуру бережного, точного и предельно искреннего графического рисования.
============================================
Дополнительно:
Елена Грибоносова-Гребнева «Старая Москва и другое…".
Фото. Источник: Юбилейная дата. Имена Воронежа
© Страницы из дневника / Сост. Е.М. Жукова. М., 1991.
Обложки изданий (6)
Внутренние иллюстрации изданий (39)
Другое (1)
Примечание