Художник — Орлова-Мочалова Мария Николаевна
Родилась: 1898 г.
Умерла: 1958 г.
Мария Николаевна Орлова-Мочалова (1898, Ярославская губ. — 1958, Ленинград) — художник-график, ксилограф, работала в техниках ксилографии, линогравюры и офорта. Член Ленинградского Союза совестских художников (ЛССХ) с 1941г.
Родилась в Ярославской губернии. В 1919 году поступила в училище Штиглица, занималась у В. В. Лебедева. С 1921 училась во во Всероссийой Академии Художеств на графическом факультете. В 1923 году она окончила мастерскую Павла Александровича Шиллинговского (1881–1942).
Участник обществ: Общество поощрения художеств, Секция граверов.
Летом 1936-го Мария Николаевна Орлова-Мочалова приезжала в пушкинские места. Мария Николаевна обратилась к пушкинской теме в 1930 году. Совместно с В.М. Конашевичем, С.М. Мочаловым и Н.К. Фан-дер-Флит она создала очень удачные иллюстрации к «Сказкам Пушкина» (книга вышла в серии «Дешёвая библиотека классиков») .
Два графических листа Марии Орловой-Мочаловой 1936 года, изображающие уголки Тригорского парка – «Дуб в Тригорском парке» (автолитография, 320х290 мм) и «Парк в Тригорском» (автолитография, 450х410 мм). В этих пейзажах всё овеяно тонкой лиричностью, погружает в созерцательное состояние.
Позже, в 1948 и 1950 годах, она вновь обратилась к сказкам поэта («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане») . В технике ксилографии Орлова-Мочалова исполнила иллюстрации к книге В. Широкого «Пушкин в Михайловском» (1936), поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1941, 1947).
К творчеству Лермонтова обращалась дважды – в 1941 и 1947 гг. В 1941 г. выполнила серию гравюр на дереве на тонкой бумаге: «Мцыри бежит из монастыря» (13,7×10,2), «Мцыри и грузинка» (14×11,5), «Мцыри и барс» (13,5×11,4), «Возвращение Мцыри» (13,2×12,3). В 1947 г. М.Н. Орлова-Мочалова в этой же технике дополнила серию иллюстрациями «Исповедь Мцыри» (15×9,5), «Мцыри в монастыре у окна» (15×10,6), «Старик в ауле» (14,5×11,5), «Мцыри в горах во время грозы» (14,5×11,2), «Мцыри на краю пропасти» (15×11,2), «Грузинка у реки» (29×21), «Мцыри в лесу» (13,8×13), «Возвращение Мцыри в монастырь» (14,5×11,5), «Монахи несут Мцыри в монастырь» (14×11,5) и заставками «Мцхетский монастырь», «Горы» (каждая 8×12,5). Для гравюр художницы характерна острота и выразительность, чёткость линий, «невероятная сжатость и краткость выражения, её немногословие» (1;1). Серия работ в отдельных собраниях произведений Л. не воспроизводилась, по книжным изданиям известна только две иллюстрации к «Мцыри», которые приведены в книге «М.Ю. Лермонтов в портретах, иллюстрациях и документах» (М., 1959). Серия гравюр передана художницей в 1946 и 1950 гг. в фонд музея ИРЛИ РАН.
Автор серии гравюр на дереве «Ленинград».
Участвовала в выставках с 1927 года.
Муж — художник Сергей Михайлович Мочалов.
Обложки изданий (2)
Внутренние иллюстрации изданий (6)
Примечание