Владимир Васильев «Техник Большого Киева»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Странный мир, напоминающий миры мечей и колдовства, но в этом мире роль мечей выполняют ружья и пистолеты, роль верного коня — мотоцикл или джип, мир, где вместо магии — техника. Мир гигантских мегаполисов, где все механические устройства живут своей, независимой жизнью и вовсе не нуждаются в присмотре со стороны живых. Мир, стоящий на грани гибели, где главному герою приходится одновременно и спасти мир, и убить его.
Книга, изданная в серии «Звездный лабиринт» существует в двух вариантах. 1998 год — только роман. 2000 год — роман и два рассказа: «Ведьмак из Большого Киева» и «Долг, честь и taimas».
Написана в 1997 году. Тогда же была выложена в сеть FIDO.
Входит в:
— цикл «Большой Киев»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 307
Активный словарный запас: средний (2927 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 1999 // Меч Руматы | |
номинант |
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (7), литовский (1), чешский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- К. Шинделарж (1), Н. Якубаускайте (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ксенобайт, 10 октября 2024 г.
Данная книга вначале мне очень понравилась. Непонятный мир, закрученное начало, охота на грузовики... Нетривиально. Завязка для меня оказалась лучшим, что есть в этой книге. А дальше всё по наклонной, и вроде интересно, но всё более пресно. После половины становится совсем скучно. Не хватает чего-то. Не приключений, а глубины и смысла происходящего. Да, там под конец появляется немного интересного повествования
Я вот даже немного подумал и понял, что это не так сложно исправить, но нужно добавить экспозиции. Историй о проблемах в городе, голод, бандитизм, показать, что система не идеальна. В отрыве от главных героев. Акцентировать внимание на застое. Или, наоборот, показать, что система жестока. Например, к концу крымчане могли показать, что они, собирая статистику, узнали, что система не дает вырасти популяции больше 1 миллиарда человек, с точным процентом всех рас. И как количество живых увеличивается выше, начинает противодействовать их росту, мешая продовольственным поставкам, устраивая разборки банд и т. п. И на острове не просто убили всех долгоживущих, а просто так получилось, что из-за их сражения с системой они больше всех пострадали, и на данный момент остались только люди. И тут у нас уже философский вопрос, оставляем систему, чтобы жилось неплохо, но с ограничением, или действительно её рушить. Да ещё и у главного героя ребенок, который сможет ли пережить разрушение системы в итоге.
В общем, концовка всё порушила очень сильно. Будто за автором фанаты с топорами всё быстрее бежали, а он на бегу отбивался и писал.
Южанка, 28 сентября 2021 г.
Читаешь великое множество книг. Разных. И художественных, и научных. И даже на английском. Всё в кучу. Что-то помнишь, что-то сразу забываешь. Вот прочла название «Техник большого Киева» — мало что вспомнилось, честно. Уж очень давно было. Но, как-то хорошо стало на душе. Воспоминание об удовольствии, что ли. Желание перечитать. Значит — ставлю 10 и иду искать книжку...
ponom1, 18 августа 2021 г.
Самое ценное в этом романе — это красивая идея устройства мира с живыми машинами, механизмами, оружием, домами, заводами, поездами, кораблями. Все это плодится само по себе, взаимодействует друг с другом в огромных полуразумных городах. Дикие машины можно приручить, но знания техники фрагментарны, символичны и носят характер магии. Другой магии, кроме технической, в этом мире нет.
Мир романа, кроме людей населенный гномами, эльфами, орками и другими расами, подозрительно похож на нашу Землю. Пожалуй, это она же, но только в одном из параллельных миров. Действие происходит в Большом Киеве, который поглотил множество мелких украинских городов, ставших его составляющими, но упоминаются и Большая Москва, и Большой Берлин и много других мегаполисов. Названия районов городов тоже легко узнаваемы, хотя расстояния между ними и взаиморасположение не всегда соответствуют нашим.
Книга насыщена пасхальными яйцами, многие персонажи имеют реальных прототипов в жизни. Например, с черным орком Васей из Одессы можно пообщаться на этом сайте. Это Василий Спринский, зарегистрированный здесь под ником Sprinsky. :)
Что касается собственно развития сюжета, то тут книге похвастаться особо нечем. Действие немного затянуто, приключения не слишком увлекательны, развязка скомкана и на мой взгляд нелогична. Но все равно мне было интересно. :)
Отдельно хотелось бы отметить красивое пояснение в книге разницы между долгоживущими расами (эльфы, гномы, орки) и короткоживущими (люди). Главный герой говорит своему другу гоблину Гонзе:
— Знаешь, что я скажу, Гонза? Вам, долгоживущим, легко рассуждать о благих целях, потому что у вас есть время достичь их. И собственными глазами увидеть, что все было не зря. А люди чаще всего просто не доживают до дня, когда цель будет достигнута, и для нас благие цели – всего лишь пустой звук, абстракция. Химера, которой оправдываются все, кто нас обманывает. Именно поэтому люди не умеют прощать. Запомни это.
Правда красиво и точно? Мне очень понравилось. :)
ahenobarbus, 17 ноября 2019 г.
Как по мне, несколько нудноватая книжка. Вроде бы и приключений есть у автора. То нападение на поезд, то битва с мотоциклистами, то полноценный морской бой, но как-то они не зажигают. И мелковаты — уровня бандитских разборок, и описаны зачастую маловыразительно. То «раз — и покрошили всех в капусту», то «раз — и половину наших убили». Ну, в общем, проникнуться не удается. Действие развивается вяло. Первые глав пять — хоть они и невелики по объему, можно вообще безболезненно выбросить. Я совершенно не вижу, к чему было с таким смаком описывать, в какой постоялый двор герой заселился, что он ел, как он спал и где прогуливался. В дальнейшем в тексте периодически встречаются не несущие никакой нагрузки сцены едопоглощения и пивораспития, также имеется несколько музыкальных пауз — в каждой на паре-тройке страниц герои слушают очередную душещипательную песню группы «Берег» (интересно, она реально существует?). Всё это драйва не добавляет, а драйв бы «Диким грузовикам» не помешал. Кстати, пиво герои пьют постоянно, все без исключения и во внушительных количествах, иногда, впрочем, изменяя ему с напитками покрепче. Это, пожалуй, самая запоминающаяся черта в характерах персонажей, с другими туговато.
Даже основные действующие лица, которых чуть больше полудесятка, запоминаются и различаются друг от друга с некоторым трудом. Так, например, два приятеля-гнома настолько схожи и действуют настолько синхронно, что тот из них, который упоминается несколько реже, выглядит просто тенью того, который упоминается несколько чаще. То же самое касается пары эльфов. Несколько более запоминающимися выглядят Гонза — благодаря кепочке и ушам, Инси — благодаря, хм, глазам, да Вася Секс — благодаря оптимизму. Когда просматриваешь приведенный в качестве приложения перечень участников «команды Вольво», понимаешь, что по большей части они для тебя просто имена, за которыми ничего или почти ничего. Что это были за люди, извиняюсь, что за живые? Что они делали на страницах романа? Автор не наделил их не только достоверными характерами, но и хотя бы какими-то запоминающимися чертами. У них нет даже никакой собственной роли в событиях. Массовка. Не картон — просто пустота. Самым ярким в этой книге оказался совершенно эпизодический Дюша, и я сильно подозреваю, что автор списал его с какого-то реального прототипа как есть. Остальных, вероятно, тоже, но более ярких личностей, чем Дюша, в авторском окружении, видимо, не нашлось. Что вовсе не странно, неумеренное потребление пива и слушание «Берега» вряд ли развивает харизму. Впрочем, всё это уже в чистом виде мои домыслы.
Логика поступков хромает даже не на две ноги. Ног у нее, по ходу, нет вовсе. Герои из кожи вон лезут, сражаясь с Системой, но с чего их головами овладела такая сомнительная идея — понять сложно. Чем плоха Система-то? Дома растут, машины шуршат, живые не бедствуют. Автор, намекните хоть полсловом, что не так? Не дает ответа. Из всех обоснований — «четырнадцать тысяч лет ничего не менялось, ужас, ужас, если так будет продолжаться, мы все умрём!» Почему вдруг? И почему вдруг именно сейчас? Четырнадцать тысяч лет не умирали, а тут вдруг возьмём и умрем? Да будьте вы здоровы с такой аргументацией. При этом герои с юношеским задором предвкушают, что разрушение Системы неизбежно повлечет за собой коллапс, катастрофу и массовые жертвы. Единственный вопрос, который тут же возникает у здравого читателя — они поголовно идиоты? Особенно, если учесть, что в иерархии этого мира персонажи занимают совсем неплохое место. Ладно, были бы они алчными подонками, которые ценой всеобщей беды намереваются обрести еще больше власти и благ, чем у них и без того было — знает новейшая история такие примеры. Но нет. Ничего подобного нам тоже не показывают. Один из них без колебаний отказывается от высокой должности (кажется, должности), другие не жалея сил приближают эпоху, в которой представители их народов в целом явно окажутся на вторых ролях, а то и вовсе исчезнут. Опять же бывают случаи массового клинического идиотизма (мне с ходу вспоминаются русские, радостно голосовавшие за независимость республик, в которых потом сами же стали людьми второго сорта), но такое обычно удел рядовых граждан. Элитарии же и их обслуга всегда преследуют свою выгоду, хотя могут и просчитаться. В общем, мотивы остаются загадкою. Дерусь, потому что дерусь, хочу перемен, потому что хочу перемен, и неважно, сколько народишку при этом перемрет.
Я бы мог предположить, что оппозиция Крым — Киев (хотя тут всё-таки больше Крым — весь остальной мир) и революция, приходящая из Крыма в Киев, являются аллюзиями на внутриукраинскую политическую ситуацию, но верится в это с трудом. Во-первых, слишком уж Васильев аполитичен во всех известных мне его произведениях. Во-вторых, даже если это вдруг так, то приходится признать, что изложено это неубедительно. Даже для меня, вполне готового симпатизировать такой трактовке, что уж говорить об остальных. Поэтому я всё же склонен считать, что это случайные аберрации восприятия, не обусловленные авторским замыслом, и не учитываю их при анализе романа.
В стремлении к своей, мягко говоря, странноватой цели герои встречаются с противодействием. Система борется с ними, но выглядит это также странно. Я так и не понял, зачем организовывать нападение на поезд, если можно организовать его крушение? Зачем таранить джипы героев грузовиком-камикадзе, если сами джипы могут взбеситься и погубить пассажиров? Зачем устраивать морской бой, если броненосец незадачливых революционеров мог бы сам утонуть, взорваться или на нем мог бы начаться пожар? В конце концов, в ходе повествования герои не раз пользовались лифтами. Почему ни один лифт не оборвался? И всё бы закончилось, не начавшись.
Хитрые планы крымчан — тоже песня. К чему было тащить своих контрагентов к себе на остров, тратя время и рискуя их жизнями, если на этом самом острове они по итогу проведут не более суток? Если на самом-то деле задача состоит в том, чтобы доставить крымскую технику в большой мир и средства доставки уже и без того имеются? Если у крымчан есть неубиваемое оружие против всего, что этот самый большой мир мог бы им потенциально противопоставить? Зачем им вообще нужна команда Техника Большого Киева, если они просто могли бы проводить экспансию, откусывая от мира, как учила Алису гусеница — по кусочку? А там и коллаборационисты бы подтянулись. Путешествие, составляющее основу сюжетной линии романа, оказывается еще одной вопиющей бессмыслицей. Еду в Крым, потому что еду в Крым. Маттаку.
Ах да, нам же вроде как намекнули, что путешествие было чем-то вроде испытания для нового техника. Но здесь все тоже не очень хорошо. Прежде всего, никак внятно не объясняется, чем вообще был плох техник уже имеющийся. Здесь в миниатюре повторяется то же, что с вышеупомянутой борьбой с Системой — надо поменять, потому что надо поменять, ни у кого это не вызывает ни сомнений, ни вопросов, в том числе у самого сменяемого. Реалистичность этой ситуации, конечно, не то чтобы под вопросом, а просто равна нулю. Непонятно, почему проверять кандидата нужно именно таким способом, словно играя в «Зарницу» с реальными трупами. Но еще непонятнее, какие именно результаты дала эта самая проверка. Выбранный в итоге кандидат впечатления не производит.
Всю дорогу Васильев усердно, хотя и не блестяще, описывает провинциального паренька, не хватающего звезд с небес. Да, вероятно, бойкого, да, возможно, неглупого, да, может быть, обученного паре или больше фокусов. Но серого, как доска в заборе. Невыразительного. Таких за пятачок пучок. На протяжении всего романа он не принимал судьбоносных решений, не проявлял чрезмерного героизма, не демонстрировал особых способностей, никого и ничего не спас. В нём нет и намёка на лидерские качества. Он даже не был особо и в центре событий. Просто тащился вместе со всеми, тянул свою лямку, всё. И вдруг автор кладет ему руку на плечо, выталкивает вперед и говорит: «вот это именно он необходим всем просто до зарезу». Зачем? Почему? В упор не видно. Зато с этого момента начинается лавинообразно стремительное превращение героя в Марти Сью, что тоже не добавляет плюсов произведению. Более того, слегка раздражает.
Введение в сюжет лонгеров напрочь убивает авторскую концепцию различия между краткоживущими, но быстро соображающими, и медлительными туповатыми долгожителями. Более того, под занавес нам сообщают, что лонгеры даже не способны с людьми скрещиваться. То есть, они даже не один биологический вид. Выходит, они стоят от людей даже дальше, чем эльфы, с которыми, как нам популярно объясняли немногим ранее, скрещивание возможно без проблем. Внутренняя логика (та, что вообще была) похоронена одним махом и навсегда — просто потому, что автору захотелось одарить героя на прощание еще одним ништяком. Напоминает все это воплотившиеся мечты пэтэушника. Чтоб у меня всё было в шоколаде — клёвая тёлка, надёжные кореша, много денег и машин, всеобщий почёт и уважуха, а на сладкое ещё и долгая-предолгая жизнь. Но нужно же меру знать. Нужно же иметь — я не побоюсь этого слова — уважение к созданному тобой самим миру, и не насиловать его так жестко в угоду нереализовавшимся пубертатным фантазиям.
Описанный в романе мир мне, как и многим, понравился. Да, необычно, интересно и будоражит воображение. Сочетание почти сказочного антуража со знакомой географией, мега-города, дикая, но симпатичная техника — это действительно очень удачно. Достойные декорации для легкой, яркой, ненапряжной авантюры. Но вот сама авантюра как-то не задалась. Что еще в позитиве? Какие-то мелочи, достаточно удачные, не в таком большом количестве, но они были. Термин «живые», упомянутая уже кепочка Гонзы — неплохая находка, особенно когда герой-человек размышляет, что этот головной убор старше него самого.
Забавным показался большекиевский социум, как он описан автором. Собственно, о жизни Большого Киева мы узнаем не так уж много. С тем, как все организованно и крутится, автор не заморачивается даже по минимуму. Понятно, что есть вроде бы какая-то власть, пару или тройку раз на страницы просачивается прилагательное «президентский», из чего можно сделать вывод, что где-то есть какой-то президент (Большого Киева?), упоминаются полиция и военные. Но персонажи ведут себя буквально как на Диком Западе. На первых же страницах герой походя прямо на улице и при свидетелях убивает из огнестрельного оружия оскорбившего его орка и вовсе не страшится неприятностей с законом. Даже не думает о них. Все таскаются с оружием (с очень серьезным оружием, не с короткостволом каким-то) совершенно не скрываясь. Пассажирский поезд взрывают и обстреливают, гости из Турции совершают вооруженный налет на местный порт — им никто не противостоит, кроме самих жителей. Лишь однажды герои натыкаются на полицейский кордон, который ничего вообще не делает. Это, конечно, следствие собственных пристрастий Васильева. Отмечается у него какая-то нездоровая тяга к блатной и приблатненной романтике — благородные пираты, крутые парни, подписывающиеся на сомнительные делишки, и т.п. Но вот никак не могу отделаться от мысли, что этот конкретно роман в этой конкретно части оказался вполне пророческим.
Первоначально я выставил «Охоте» более высокую оценку. Выставил, ориентируясь на единственное, что запомнилось после прочтения, имевшего место около двадцати лет назад — необычный и привлекательный авторский мир. Перечитав, немного скорректировал в сторону понижения. Всё-таки роман очень слаб, увы.
xdma, 24 декабря 2018 г.
Ещё один образец интересной литературной идеи, угробленной невероятно бездарной реализацией. И совершенно не ясно — откуда столько восторга от данного опуса, или я прочитал совершенно другую книгу? Может — от болезненного патриотизма или просто от ностальгии о мутных 90-х ? Или — от очень частых смачных описаний пьянок с обильной закуской ?
А как занятно начинался роман ! Странный мир — вроде бы и пост-советское время, а Киев полон представителей различных рас, которые чудесно уживаются(или не уживаются) вместе. Правда, все эти расы — фэнтезийные — орки, гоблины, эльфы и т.д. . И абсолютно вся техника, наполняющая город, живёт своей жизнью. И никто из проживающих в городе не имеет ни малейшего представления как эта техника функционирует и даже — откуда она взялась... А ещё — слегка детективное начало романа, лёгкий юмор — ну чем не добротная завязка !
Я, в своей наивности, уже предвкушал бурные приключения, занятный экскурс по миру, сногсшибательные сюжетные повороты и ошеломительные откровения. Первую половину романа я следил со всё убывающим интересом за приключениями как-то уж подозрительно быстро сформировавшейся группы колоритных персонажей, надеясь что вот-вот начнутся какие-либо внятные объяснения и мотивации. Но где там — с эпизода «приручения» броненосца нелепость происходящего начала нарастать как снежный ком, очень скоро перерастая в лавину откровенного идиотизм. Я собрал волю в кулак и, перелистывая по несколько страниц, дочитал роман до конца, всё ещё надеясь что автор каким-то чудесным образом хоть немного исправит ситуацию. Но окончание романа убило меня наповал, оно достойно в равной степени как самого лютого трэшевого грайндхауса, так и тупейшего мексиканского сериала! Нет желания перечислять всё абсурдности романа — слишком много потребуется текста, кому любопытно — может сам почитать книгу(или отзыв Cumbrunnen).
Оценка 3/10 — только за многообещающее начало ...
AlisterOrm, 11 июля 2016 г.
...Представьте себе мир, где вы, выйдя из подъезда, встретитесь на улице с орком, подметающим двор, войдя в метро, купите жетон у гнома, а зайдя в парк посидеть на лавчонке, будете искать свободную от эльфов. И это вас ничуть не удивит.
Вас удивит мысль, что машину нужно чинить. Слово «завод» вы будете только слышать вполуха, с трудом вспоминая его значение. Вы понятия не будете иметь, откуда в магазины приходят продукты, в которых нет недостатка. Интересный мир, да? Если выражаться заскорузлым и всем надоевшим, но более или менее годным жаргоном старика Мордехая, «средства производства» полностью отделены от общества. Как там это называется? «Классовая гармония»? Каждый как-то работает, строит свою жизнь, получает деньги, у магазинов есть хозяева, есть фирмы, которые продвигают те или иные услуги... Практически всеобщее равенство, да, перед лицом и под бережной опекой мегалополисов планеты Земля, один из которых именуется Большим Киевом.
В общем, вы поняли — это мир, живущий по законам фэнтези, точнее, некого утопического варианта фэнтези, где нет гнёта сильных мира сего (хочешь не хочешь, но он присутствует всегда, закон жизни), а разумная техника выполняет роль живущей самой по себе стихии, над природой задумывается мало кто из «живых», как называют представителей всех рас Земли. Если, конечно, ты не Техник — аналог мага в этом непростом мире. Хакер и механик в одном лице, способный одинаково виртуозно обращаться и с программными кодами BIOS, и лазить в нутряшке дикой машины. Да, я не оговорился — техники занимаются приручением диких машин, которые катаются сами по себе на просторах мегалополисов.
Вот такой вот антуражик, совершенно сносящий крышу, особенно в школьные годы. Конечно, нестыковок различных, в том числе и формально-логических, хватает, перечислять их можно довольно долго. Например, очень плохо прописан социальный строй и экономическая составляющая жизни «живых», которая в таких условиях вряд ли будет похожа на нашу.
Несмотря на это, всё равно — мир получился на ура, на полную десятку. Он хотя бы заставляет работать воображение. Итак, зачем это всё наворочено?
Во первых, кто у нас тут имеется? Знакомтесь: Пард Замариппа — юный техник, человек, 27 лет (как я прям), способный и талантливый в программёрском деле. Характер взрывной, непостоянный. Склонен к подчинению, податлив к чужому влиянию. Рохля, коим все вертят так, как хотят, хоть он этого и не замечает. Главная ценность для сюжета: быстро и качественно соображает, но не думает, легко податлив. Завязка: Пард со своим другом, техником-гоблином Гонзой Аланзабаром, оказавшись на точке пересечения интересов различных сил, каждая из которых в нужный момент выскакивает из тени. Оба наших героя вступают в команду Техника Большого Киева (местный компьютерный архимаг), и их конечная цель — изменить мир, дать ему новый импульс для развития...
Это уже к слову о сюжете. Первую половину, страниц двести, он идёт достаточно гладко. Динамичный боевик, с неплохо закрученной интригой, яркими и запоминающимися героями (Пард и девчонка Инси не в счёт, они какие-то пенопластовые). Но после этого сюжет начинает спотыкаться... Дальше под спойлер.
Есть остров Крым. Неким загадочным образом они начали массовое производство всех машин, и в присутствии их техники разумная машинерия мегалополисов дохнет. Так, ясно. Далее. Всех долгоживущих на Крыме истребили до последнего «живого», и этот тотальный геноцид встречен крымчанами, судя по всему, с большим энтузиазмом. И Крым, организовавший, по сути, поход команды Техника к своим берегам, хочет распространить это «счастье всем и каждому» на все остальные города, что, по их мнению, приведёт к гибели Системы. Таким образом, Крым, обладающий технологическим превосходством над всеми остальными, диктует, по сути, свою волю миру, становясь в нём господином...
Да, всё так. И Воха, кстати, пытается найти происходящему La Revolution оправдание, для чего в тексте и присутствует Пард. Он олицетворяет собой Человека, который во всём превосходит долгоживущих «живых» — он быстрее соображает и усваивает информацию, делает всегда только то, что нужно, руководит всегда с творческой выдумкой... Куда уж долгоживущим до него... Вот только голоса самоуничижающегося эльфа Халькдаффа, ворчащего Алеся Вольво, удручающе-весёлого Гонзы звучат как-то чрезвычайно фальшиво — автор отчаянно подыгрывает Парду, принижая при этом «долгоживущих», но выходит у него крайне неубедительно, даром что он — автор сего опуса.
...А когда Воха ввёл в сюжет лонгеров — долгоживущих людей — я почувствовал, что он издевается. Ладно, допустим, люди быстрее соображают и приспосабливаются, допустим (хотя опыт общения с обычными людьми в массе меня в этом ну никак не убеждает). Но жизнь человека коротка, творческая активность крайне мала, особенно у технарей. Тогда появляются лонгеоы — долгоживущие люди, которые соображают, как короткоживущие, но при этом они долгоживущие... Удобно, да? С одной стороны, они принадлежат к Высшей Расе, и могут плевать на этот нелюдской гумус (в будущем гумус, по всей видимости), с другой же — живут сотни лет. Да уж...
А Крым, со своим приторно-фальшивым Техником, почти социалистической демонстрацией явно не существующих в других частях острова благ, и слетающих с губ слов ««нелюдь»? Ну, вы и сами знаете. Как там на местном гномском это будет звучать? «Ди фаане хох, ди райэн фэст гешлоссен, зи марширт мит рюих фестерн шритт...».
А вот взять — и просто взять под контроль основные узлы Системы, научиться её контролировать? Попытаться приручить её торговые и информационные потоки? В голову не приходит? Представляю себе личико крымчанина, и унылую фразу: «А как так... Не ломать ничего, что ли? А весёлый геноцид?». А вот так, голуба моя. Приятно рассуждать о революции, Жизни и благостном прогрессивном крушении всего, когда и так ясно, что ты во флагмане, и будешь диктовать всем и вся... Сохранить, по возможности, то, что есть, это, конечно, не по нашему, неинтересно. А мы такое ведь уже проходили, да?
Итог: потрясающий антураж, динамичность, интересные герои второго плана. Минусы: многочисленные недоработки по миротворчеству и весьма сомнительная идейная составляющая. Конечно, истории «Ведьмака...», по крайней мере, часть из которых происходит после крымского Walkurenritt, показывают, что их план сорвался, и Киев живёт, пусть и немного по другому. Сам роман не простой, и автор пытался сказать многое... сказал бы больше, но, видимо, не хватило возможности, и рамок идеи, которая захватила его мысль в цепкий плен...
Kolesnik Sergey, 17 января 2019 г.
Владимира Васильева, считаю, довольно не плохим автором и даже местами отличным, но выдающимся я бы его не назвал. Что касается его романа «Техник Большого Киева». В данной книге мне больше всего понравился сам вымышленный мир. Мегаполисы размером со страны, ожившая техника которую можно ловить и приручать, по мимо людей мир населён традиционными для фентази народами – гномами, эльфами, гоблинами, орками и прочими (хотя Владимир Николаевич мог бы выдумать и свои народы, но и традиционно фэнтезийные здесь тоже смотрятся неплохо). Не понравился в Технике мне сам сюжет, точнее то, что я угадывал, что будет дальше, на следующей странице, в следующей главе, какой-то легко предсказуемый сюжет. Концовка романа даже немного меня расстроила, такой интересный вымышленный мир, а главный герой со своей компанией его, по сути, “убивают”.
На мой взгляд, данному вымышленному миру не хватает какой ни будь концепции, почему всё вокруг именно так, а не иначе? Почему техника стала живой? Почему города выросли до размеров стран? Владимир Васильев в романах не приводит никаких обоснований своему вымышленному миру, а, на мой взгляд, это было бы интересно, не обязательно всё объяснять с научной дотошностью, достаточно и сказочного предания из глубины веков. В общем, моя оценка 7 из 10.
ewtim66, 12 декабря 2015 г.
После прочтения романа впечатление двойственное. С одной стороны, читается легко, глаз «не спотыкается», сюжет развивается вполне динамично. Тут и перестрелки, и погони и катастрофы.
С другой стороны, непонятно, как мог появиться такой мир (существующий, кстати, уже 14 тысяч лет) с техникой на уровне 20 века (двигатели внутреннего сгорания). Особенно странно, что люди гадают, что означает слово «завод», хотя само слово не забыли. Автор этого либо не смог придумать, либо не удосужился сообщить об этом читателю.
Да и сама идея романа на тему «весь мир насилья разрушим до основанья, а затем…» не вызывает никакого сочувствия. Выбиваться из сил, уничтожая всемирную полностью самоуправляемую и самовосстанавливающуюся Систему, обеспечивающую людей всем необходимым! Ведь даже дома растут сами: заходи и живи! И это ради того, чтобы можно было «построить машину, какую захочешь». Как будто в том мире, в котором мы живём, где люди всё делают сами, можно получить то, «что захочешь». Извини, дорогой, «ешь, что дают».
Люди уничтожают Систему, которая, похоже, уже 14 тысяч лет сохраняет экологию планеты: ведь между мегаполисами «больших городов» находится нетронутая природа.
Значит, металл для изготовления машин получают отнюдь не в доменных печах, а каким-то другим способом. Видимо, все производственные мощности, располагаются под землей, на большой глубине. Опять же странно, что за 14 тысяч лет никто так и не разобраться, откуда же берутся все эти грузовики с товарами, которые отлавливают на дорогах и «приручают».
Наверное, героям романа, если уж им спокойно не сидится, было бы логичнее искать не пути уничтожения Системы, а взятия её под свой контроль. Хотя, в романе техники даже центральный компьютер броненосца не смогли «уговорить». Что уж говорить о главном компьютере Системы.
Reynar9, 25 апреля 2016 г.
Прочитал с удовольствием. Больше всего мне лягло на душу то, как уживаются и сосуществуют в этом мире такие разные существа. Особенно актуально это теперь, когда обострилась до предела рассовая и национальная неприязнь. Мы же дельм один мир и плывём в одной лодке. Тонуть, в случай чего, тоже придётся в месте.
mogzonec, 10 апреля 2016 г.
Интересный мир, интересные идеи, динамичный сюжет, тщательно отработанный, живые и «живые» механические персонажи. На мой взгляд Васильев входит в десятку лучших писателей-фантастов второй половины 90-х — начала нулевых. Созданный им цикл безусловно интересное явление в русскоязычной фантастике этого периода.
Tygdym, 21 мая 2013 г.
Вообще-то удивительно, что рецензия на книгу написана про одно, а сама книга — про другое. Ну да ладно! Главное, что книга — отчаянно хороша! Мир, параллельный нашему, с тщательным и продуманным описанием предметов параллельного же быта, сюжет, несколько раз меняющий своё направление (казалось бы, читатель понял, на чём будет держаться сюжет дальше — ан нет, автор быстренько раскрывает эту тайну и изобретает новую, ещё более интригующую) и самое главное — всё написано просто прекрасным русским языком, до которого ой как далеко нынче многим нашим писателям-фантастам! Правда, немного грустный финал (это я о жертвах во имя светлого будущего), и ещё неясность, зачем всё-таки Крыму нужны были патрули ... Но это всё сглаживается изумительной прорисовкой характеров таких разных персонажей — за время книги к ним настолько привыкаешь, что расставаться не хочется...
LAWaSh, 29 декабря 2011 г.
Как раз таки читал Васильева после Сапковского. Очень даже интересно сравнивать эти два шедевра. Словно два полюса магнита, как две противоположности одного целого. Мир волшебства и мир техники наверняка два параллельных мира :beer:. Возможно произведение Васильева не так фундаментально и уступает в сэжетном разнообразии, однако есть у него и свои сильные стороны: очень-очень интересная идея замены магии техникой (причем не просто мир где нет магии, как например у А. Рудазова на планете Плонет, а именно техника и есть магия) и воплощение живых существ в машинах (не киборги и не терминаторы, а именно ЖИВЫЕ машины), еще конечно сам мир порадовал своим разнообразием био- и ноосферы. Роман читается легко и непринужденно, советую читать параллельно/последовательно с «Ведьмаком» Сапковского. Я начал читать «Ведьмака» Васильева из-за того, что стал скучать по приключениям «Белого волка», и Ведьмак Большого Киева действительно увлек своею оригинальностью.
GrininSM, 22 ноября 2012 г.
Отлично.
Не понятно, почему на основе книги не создали какой-нибудь межавторский цикл. Мир с живыми механизмами был бы хорошим конкурентом «Сталкеру» и еще с ним.
Stirliz77, 18 февраля 2011 г.
Лень человеческая является самым сильным двигателем прогресса. Именно благодаря ей было сделано множество открытий и изобретено множество орудий и механизмов. Но человек так устроен, что даже современную мегакомфортную городскую жизнь он стремится ещё облегчить, придумывая всевозможные аппараты, призванные сделать существование ещё более приятным и необременительным. Но всем жизнь не облегчишь, ведь кто-то же должен собирать эти аппараты, а кто-то станки для их сборки, а кто-то и сырье для всей промышленности добывать. Да и кушать все хотят три раза в день или даже чаще, а пища тоже сама по себе не появляется — её нужно вырастить, заготовить и приготовить. И никак человечеству не обойтись без труда, что физического, что умственного, хотя долю первого и стремятся планомерно уменьшать. Лишь писатели-фантасты не устают подогревать воображение читателей различными картинами будущей жизни, где человечество навсегда избавится от обязанности физически трудиться, переложив эту функцию на плечи различных роботов, киборгов, клонов, наносборщиков и т.д. Автор «Техника...» тоже предложил свой вариант, который никак не укладывается в сложившуюся НФ-традицию, так как основывается на магических законах, лежащих в основе технологического общества. Представьте себе мир, в своем развитии не сильно отличающийся от нашего с вами, но населенный, наряду с людьми эльфами, гномами, виргами, гоблинами, орками и прочими хольфингами. Мир Больших Городов — этаких гиперполисов, растянувшихся на сотни и тысячи километров. Здесь спокойно ездят на автомобилях, здесь ходят рейсовые автобусы и поезда, все расы привычно пользуются телефонами, телевизорами, компьютерами, есть свой интернет. Вот только никто ничего не производит, не выращивает. Любой механизм, которым пользуются живые (общее название представителей разных рас), является одушевленным предметом, который в диком виде обитает в окружающей природе. Для того, чтобы им можно было пользоваться, его нужно «приручить». Да ещё, вдобавок, необходимо знать определенные формулы, нужные для приведения его в действие. Продукты питания, насколько становится ясно из текста, тоже никто специально не производит и не выращивает, они просто появляются уже упакованными на складах. Даже дома здесь ростут подобно деревьям, хотя и нуждаются в помощи со стороны различной строительной техники. В таком странном для нас, но совершенно обыденном на свой взгляд, мире проживает некий молодой человек неполных тридцати лет, известный в узких кругах как Пард Замариппа. Он Техник, то есть живой, который способен находить общий язык с разнообразными техническими устройствами и механическими приспособлениями. До поры, до времени он со своими друзьями занимается своими делами в Николаеве — пригороде Большого Киева, но в один прекрасный момент решает вдруг наведаться в Центр, чтобы наладить контакт с Техником Большого Киева. И для этого у него есть весьма весомая причина — дело в том, что Пард случайно узнает, что на полулегендарном острове Крым, о котором никто ничего доподлинно не знает, знают секрет ИЗГОТОВЛЕНИЯ машин, то есть умеют их делать, а не ловят, как во всём мире. Он бы что бы то ни стало хочет проникнуть на остров и завладеть великим секретом крымчан, но сам (и даже с друзьями) такое солидное дело явно не потянет. Поэтому он решает заручиться поддержкой такой внушительной силы, как Техник Большого Киева.
Первое, на что обращаешь внимание при чтении этого романа — это яркий, нестандартный и идущий наперекор множеству фантастических шаблонов мир. Ядреная смесь фэнтезийных реалий и картины современного технологичного общества дает несколько сюрреалистический результат. Похожий прием, только с большей толикой магии и несравненно большим количеством мрачности в тексте, использовал Майкл Суэнвик в романе «Дочь Железного дракона», кстати, Пард, по пути в Большой Киев, читает именно этот роман, что, несомненно, является явным реверансом автора в сторону произведения, вдохновившего его на написание своей книги. Вот только, при ближайшем рассмотрении, этот парадоксальный мир вызывает просто море вопросов. Совершенно никак не объясняется возникновение такого техномагического мира, нет ни легенд, ни мифов, ни каких-либо исторических фактов хоть чуть-чуть приподнимающих завесу тайны над этим вопросом. А ведь было бы черезвычайно интересно отследить хотя бы основные вехи развития цивилизации в таких условиях. Да и многие основополагающие вопросы функционирования общества в подобных условиях не освещены, в лучшем случае объяснение занимает от силы пару фраз. Пард по ходу действия часто удивляется таким вещам, как рельсы, по которым ходят поезда, метро, трамваи, он не может себе представить, что же такое цирк, дворец спорта, почему улица называется улицей Космонавтов. Он знает эти слова, но совершенно не представляет их значения. За этим, явно, должна скрываться какая-то тайна, но автор ни на йоту не развивает эту интригу. Есть здание цирка, здание дворца спорта, есть многочисленные заводы — всё как в нашей реальности, но вот для чего они предназначены, зачем они «проросли» в мир Большого Киева? Нет ответов. В тексте как-то упоминается такой факт — в мире нет специалистов-Техников, занимающихся «приручением» дикого оружия, оно вроде как сразу получается «прирученным». Но почему на оружие не распространяются общие для мира законы? Хотя в другом месте разговор заходит о месте проживания диких танков. Так оружие сразу «одомашнено» или всё же изначально дикое? И это только основные пробелы и неувязки. Если же не обращать внимание на недочеты, то перед читателем оказывается увлекательнейший боевик, написаный в оригинальных декорациях и рассказывающий весьма неглупую историю. Здесь будут и охоты на диких грузовиков, и многочисленные схватки с разнообразными врагами, и «приручение» броненосца, и многоходовые интриги, и срывание масок и многое-многое другое. И всё это написано образным и богатым языком, не дающим оторваться от текста и с головой погружающим в сюжет. Большой интерес вызывает так же и цель путешествия Парда сотоварищи — остров Крым, который явно возник из образа, созданного Василием Аксеновым. Но и здесь вопросы традиционно остаются без ответов: как и в результате чего возникла зона, где не действуют общемировые законы, как крымчане смогли развить свои технологии без притока сырья извне? Ни за что не поверю, что всё необходимое они могли добывать на своём острове. Почему соседство с крымскими механизмами так губительно действует на живую технику? И если это соседство так губительно, почему тогда попавшие как трофей к Парду сломанные наручные часы не вызвали одним фактом своего существования лавину отказов техники в Большом Киеве и его окрестностях? Как жаль, что автор обошел вниманием и эти вопросы. Но, насколько я понял, у романа есть несколько продолжений, так что шанс получить ответы хотя бы на часть моих вопросов сохраняется. Да и сама история явно далека от завершения и финал романа с большим успехом может стать началом другой истории, ведь спасение мира ещё не состоялось, конфликт мертвой и живой техники только-только наметился, да и Система, просто пугавшая своими неограниченными возможностями на протяжении всего романа, пока ещё никак не ответила на вторжение. Финал вообще получился несколько скомканным, а основная причина всех сюжетных коллизий — натянутой. «Жизнь — это вечное движение. Если стоять на месте, тебя неизбежно нагонит смерть. Я думаю, она уже близко ко всем нам. Ко всему миру». Но мне не кажется таким уж бесспорным утверждение, что научно-технический прогресс по крымскому образцу — это добро для мира. Живой пример того, к чему он может в итоге привести, у нас перед глазами. И сам Мир, жаждущий сбросить с трона Систему, вполне может ошибаться.
Итог: несомненно увлекательный приключенческий роман, которому катастрофически не хватает глубины. История наступления глобальных перемен в мироустройстве так и не получила подходящих декораций. Читая текст, лучше не пытаться задумываться о глубинных причинах представленных в нём событий, ведь логика происходящего во многих местах оказывается несостоятельной. Жаль, что автор так и не смог до конца раскрыть потенциал такого оригинального сюжета. Ознакомиться с текстом конечно же стоит, хотя бы из-за черезвычайно удачного и самобытного антуража, но не нужно ждать от него слишком многого.
Cumbrunnen, 27 марта 2009 г.
Таки интересная идея, плюс знакомая география. Но отвратительнейшее исполнение. Герои симпатичы но мертвы, этакие самодвижущиеся плюшевые игрушки, действие бессмысленно и рояли строем выходящие из кустов, чем ближе к финалу — тем больше.
Почему мир не устраивает героев, чем он плох и зачем его менять — автор не сообщил. Идея нового дивного мира путем предварительного уничтожения старого — не нова, но все также маразматична. Плюшевые эльфы с гномами всеми силами приближают свою собственную безвременную кончину, периодически вздыхая о величии человека, при том, что фигура этого единственного человека ну никак не потрясает. 70-ти летняя женщина-лонгер, да еще и самый большой законспирированый начальник, ведет себя как 15-ти летняя пэтэушница. И конечно же голливудский феерический финал:
Тьфу, какая мерзость!!!