Фредерик Пол «Ретроспектива будущего: Мемуары»
В 1978 году в нью-йоркском издательстве Ballantine, в редакции писателя-фантаста и большого фэна и знатока жанра Лестера Дель Рея, которое так и называлось «A Del Rey Book», вышли мемуары Фредерика Пола. Эти мемуары интересны не только взглядом писателя на историю двадцатого века, Фредерик Пол был одним из первых фэнов, создателем первых КЛФ в 1930е гг, он еще и участник легендарного клуба любителей фантастики «Футурианцы», с которого и начались конвенты любителей фантастики вообще. Подробно, с юмором и колоритными деталями Фредерик Пол описывает быт и нравы фантастов «золотого века», съезды, самиздат, официальные журналы, методы работы с редакторами, уловки американских издателей. Это тем более интересно, так как в определенный момент жизни Ф. Пол сам стал литагентом, а потом и редактором — и тут его взгляд на литературный процесс начинает приобретать стереоскопичность и объёмность. «Ретроспектива будущего» Фредерика Пола получила в 1979 году приз «Локуса» в категории нон-фикшн.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1979 // Справочник |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (2)
- /перевод:
- А.А. Петрушина (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Souris Fatale, 23 января 2018 г.
Кто-то считает, что искусство и художник — единое целое. Другие, напротив, говорят, что личность творца роли не играет, главное — его наследие. Но есть и третий вариант, когда личность может посоперничать с творениями. Фредерик Пол — тот самый третий случай. Потрясающий человек, уникальная личность, замечательный писатель... список можно продолжить, но приходится держать себя в руках, всё-таки отзыв — дело серьёзное.
Автобиография Пола уникальный случай, под стать писателю. Несмотря на заявленный жанр, это не столько документальное, сколько художественное произведение без капли вымысла. Написано с юмором. Читается на одном дыхании. В плане истории НФ «Ретроспектива» и вовсе кладезь полезной информации. Только не ждите сухих фактов. Не зря Пола считают одним из лучших писателей своего времени. Представитель золотого века, он полностью оправдывает свой статус. Интересна подача материала. При минимуме субъективизма, Пол проводит читателя по аллее памяти, где оживают герои, ярко воссоздаются события. Перед нами разворачивается история целой страны и культового жанра с момента его становления и до нынешних высот. Картинка получается удивительно яркая, насыщенная. Пол не забыл никого и ничего! К хвалебным эпитетам прибавлю ещё парочку. Пол — настоящий мастер слова, потрясающий стилист. Там, где другим нужны пространные описания, он справляется двумя-тремя ёмкими фразами. Ничего лишнего. Читатель получает двойное удовольствие — от текста, и от языка.
Говоря о стилистике, нельзя не отметить, что во многих автобиографиях «я» преобладает над остальным содержанием. Пол же поразительно деликатен и с невероятным мастерством вплетает свою личность в канву событий. Он — как стерженёк пирамидки, на который планомерно нанизываются другие колечки с единым основанием — научной фантастикой. Пол пишет не столько о себе, сколько о Ней, своей главной любви. Не зря в конце, подводя итог, он проводит параллели именно с любовью. Как говорится, бывает любовь к женщине, а бывает любовь к родине, вот теперь будут слайды) Если серьёзно, то научная фантастика стала для Пола настоящей спутницей жизни со всеми вытекающими. Ведь любовь — не вздохи на скамейке. Иногда случаются ссоры, недопонимание. Случаются конфликты, грозящие перейти в расставание. Автор постоянно подчёркивает, что путь писателя тернист, но если есть Любовь с большой буквы, то жизнь прожита не зря.
На этом, наверное, закончу, и передам слово Мастеру. Пусть скажет сам, у него это получится в разы лучше.
Этот вопрос я слышал не раз. Сам постоянно им задаюсь – правда, в последнее время всё реже. Логичный вопрос и нелогичный ответ: любовь. Всё, что делается, делается мною по любви. В научную фантастику я влюблён с детства. Отныне и навсегда, вопреки любым невзгодам.
Пару слов о том, как люди влюбляются, просто, чтобы вы поняли – из всех человеческих поступков этот самый нелогичный и необъяснимый. Итак:
Джон и Джоан встретились – не важно, как и где. Джон отметил, что у Джоан приятный запах, соблазнительная фигура, очаровательная улыбка и большой интерес к его персоне. Джоан отметила примерно то же самое. На основании этих обрывочных сведений они составляют мнение друг о друге. Иными словами, фантазируют по полной! Не имея фактов, придумывают с оглядкой на идеал. Джон всегда мечтал, чтобы вторая половина обожала скрипичную музыку, любила секс по утрам и долгие пешие прогулки. Не факт, что у Джоан есть все эти качества. Но где гарантия, что их нет? В итоге, Джон проецирует на неё свою ожидания, и потом весь остаток жизни сравнивает мечту с реальностью. Разница, конечно, будет. Главное, чтобы не слишком большая, тогда всё в порядке.
Так и со мной. Влюбившись в научную фантастику, я не знал, какой монстр таится под маской. Просто любил и мечтал.
Увы, моё первоначальное представление оказалось в корне неверным. Я сильно ошибся, полагая, что существует секретный навык написания НФ. Освоишь раз, а дальше как на велосипеде – всё легче и легче. Держи карман шире! Еле-еле я научился паре приёмчиков, потом еле-еле отучился. А легче не стало до сих пор. Я уже молчу про однообразие и беспросветную скуку, которые преследуют автора изо дня в день. Вот только лучшей доли мне не надо! Однообразие, скука, отчаяние, когда тупо смотришь на печатную машинку и не знаешь, какую клавишу нажать; редкие минуты вдохновения и радости, если хоть что-то получается – всё это необходимо мне как воздух.
Даёт ли фантастика что-нибудь взамен?
Разумеется. Моя биография – наглядное тому подтверждение. Однако не в этом суть. Именно любовь рождает желание отдавать, а не наоборот. Поэтому спасибо НФ за щедрые дары, но я полюбил её искренне, бескорыстно. Отныне и навсегда.