Александр Силецкий «Красный, чтобы увидеть издали…»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Для героев рассказа двадцатитрехлетний Сойкин не был ни учителем, ни другом «на всю жизнь», просто они как-то тянулись к нему. Он часто играл с ними — в футбол и в другие игры, которые придумывал сам. Что тогда произошло — ребята не поняли, была это какая-то игра или Сойкин испробовал на них какое-то изобретение, но то, что они увидели, запомнили на всю жизнь...
Входит в:
— антологию «Сергей Павлов. Неуловимый прайд. Феликс Дымов. Благополучная планета. Александр Силецкий. Тем временем где-то…», 1988 г.
— сборник «Тем временем где-то...», 1989 г.
— сборник «Смещение», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 30 октября 2009 г.
Рассказ, написанный на конкурс. Была такая история в 70-е годы. Журнал «Техника — молодёжи» попал тогда в неприятную ситуацию, рассказ, который должен был идти в номер, зарубила цензура. А обложка с иллюстрацией к этому рассказу уже была отпечатана. Рисунок известного художника (чуть ли не Авотина) изображал человека в скафандре, который лежал ничком на каменистой равнине, сжимая в руке красный фонарь. А на заднем плане стояли ещё два космонавта и смотрели, не смея приблизиться. Пускать под нож готовую обложку никто не захотел, и тогда на обложке была сделана надпечатка. Редакция объявляла конкурс фантастических рассказов по этому рисунку. Я даже читал пару опубликованных сочинений о том, как герой героически полз, а когда дополз, то воткнул что надо куда следует. Рассказы эти мгновенно испарились из памяти, потому что всё-таки иллюстрации должны рисоваться к рассказу, а не наоборот. Оказывается, и Александр Силецкий принимал участие в этом конкурсе, только у него никто уже не ползёт, сцена с лежащим космонавтам представлена детишкам, как некая данность. Тем не менее, рассказ такой же незапоминающийся, как и все предыдущие на этом конкурсе.
И ещё один момент. Когда Александр Силецкий, я имею в виду взрослого Александра Силецкого, поскольку он, как и многие из нас, был некогда школьником, но уже тогда писал фантастические рассказы и даже публиковался в журналах «Знание — сила» и «Юный техник», так вот, когда взрослый Александр Силецкий принимается писать о детях, он вдруг становится чудовищно многословен, многословней даже, чем я в этом отзыве. Отчего это происходит -- не знаю. Тем не менее, факт остаётся фактом: такой короткий рассказ и такая прорва лишних слов. Мне-то что, я сейчас прочту другой рассказ другого автора и сменю стиль, а рассказы Александра Силецкого такими и останутся. Беда...
VAI, 19 сентября 2008 г.
Я помню эту картину, вот только автора не помню. Мертвый космонавт с горящим фонарем над головой. Но вот такие глубоко философские выводы не сделал... А действительно — каждый должен зажечь фонарь, осветить путь людям, идущим за ним, и чтобы освещал он путь даже после смерти. И все это передано большим мастером художественного слова, передано через детское восприятие, как запомнившееся на всю жизнь впечатление детства. Но вот только сумел ли герой рассказа зажечь свой фонарь? Спичками путь не осветить...
Александр Силецкий свой фонарь зажег. И виден он издалека и виден будет очень и очень долго!