Виталий Каплан «Круги в пустоте»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство | Язычество | Религия, придуманная автором ) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Что делать адептам старых богов — Высоких Господ — когда приверженцы Единого бога набрали непреодолимую силу? Можно попробовать перебраться в другой мир (другой Круг) и попробовать начать все сначала. Прямого пути нет? Не проблема — в качестве перевалочного пункта придется использовать Железный Круг (наш мир). Что на фоне таких событий судьба обычного земного мальчишки Митьки, ставшего рабом Митикой в чужом Круге?
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 665
Активный словарный запас: средний (2861 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Премия Кира Булычева, 2004 // (роман 2002 года) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LAN, 24 августа 2008 г.
Что может получиться из попытки глубоко верующего человека, православного христианина написать фантастическую книгу? Роман московского писателся Виталия Каплана дает ответ на этот вопрос. Итак, в Олларе приверженцы старой веры — Высоких Господ теснятся набирающими силу сторонниками Единого бога. И вся магия Тхарана (что-то типа жрецов Высоких господ) бессильна. Единственный выход для спасения старой веры — эвакуация верхушки Тхарана в Древесный Круг — мир, населенный первобытными людьми. Но напрямую из Оллара в Древесный Круг не попасть. Волей-неволей в качестве плацдарма приходится использовать наш мир — Железный Круг. И вот к нам для подготовки этого плацдарма отправляется эмиссар Тхарана, маг Великого Посвящения Меккос Хайяар. Но существует еще один закон перехода из Круга в Круг: для сохранения Равновесия взамен перешедшего к нам Хайяара в Оллар должен отправиться кто-то из нашего мира. Судьба не улыбнулась обычному подростку Митьке — и вот он уже Митика — раб верного ученика Хайяара кассара Харт-ла-Гира. Такова завязка этой книги.
Роман получился увлекательным, динамичным, совсем не дидактичным. Концепции миров (Кругов) и религий — продуманными и логичными. Герои (и главные, и второстепенные) — живыми, чувствующими, меняющимися (развивающимися) на протяжении повествования. Язык — лишенным заметных ляпов. Сюжет, развивающийся параллельно в двух мирах, — логичным.
На мой взгляд, книга — несомненная удача Виталия Каплана. Десять баллов. (Девять с половиной, к сожалению, поставить нельзя:smile:)
Lartis, 11 января 2010 г.
Ходим Кругами?
Название романа московского писателя и критика Виталия Каплана «Круги в пустоте» можно понимать буквально, поскольку речь в книге идёт о параллельных мирах, называемых Кругами (мы с вами, кстати, живём в Железном Круге), разделённых пустотой – Тонким Вихрем. Возможна и более глубокая трактовка, а именно: вся наша жизнь, а в особенности жизнь людей, не сумевших обрести утешение в вере — есть бессмысленные круги в пустоте. Третью интерпретацию оставим на совести отдельных любителей каламбуров, утверждающих, что сочетание слов в названии книги совпадает с их оценкой данного произведения.
Синопсис: из Круга под названием Оллар, где правит магия, через наш Железный Круг, используемый в качестве пересадочной станции, намечена эвакуация нескольких тысяч олларцев в дикий и малонаселённый Древесный Круг. Это «лучшие представители» иерархической верхушки магов, адепты Тхарана, так называемого «Великого Утёса мудрости», поклоняющиеся группе богов — Высоким Господам. Они спасаются от набирающих в Олларе силу фанатиков-единян, исповедующих монотеизм -квазихристианскую веру в Единого. Для подготовки плацдарма переброски в Москву прибывает эмиссар Тхарана маг Хайяар. Согласно постулируемому В.Капланом принципу симметрии, для того, чтобы перенести энное количество индивидуумов в смежный Круг, необходимо отправить такое же их количество в Круг исходный, то есть совершить нечто вроде рокировки. Переброшенные временно используют души друг друга, строго «прописанные» в родных Кругах, становясь при этом как бы напарниками («лемгну»). Гибель одного из обменявшихся душами незамедлительно приводит к смерти напарника. Чародею Хайяару, материализовавшемуся в московском парке, под руку попадается мальчик Митька, которого он делает своим «лемгну» и переносит в жестокий мир Оллара. А там в самом разгаре междуусобная религиозная война, желающих отправить Хайяара на тот свет, прикончив Митьку, хватает, поэтому мальчика оберегает ученик и помощник Хайяара — колоритный и мужественный Харт-ла-Гир. Олларская одиссея этого своебразного тандема увлекательна и поучительна. Надо сказать, что наш родной Железный Круг не беспомощен перед лицом магической инвазии: в России уже давно существует и успешно функционирует организация под названием УКОС — Управление по контролю за оккультными сообществами (похожая организация фигурирует и в ранней повести В.Каплана «Юг там, где солнце»). Полковник со смешной фамилией Петрушко (его сын тоже похищен магами Оллара), штатный колдун УКОСа Гена и несгибаемый майор Юрий Семецкий (в этой книге Семецкого почему-то так и не убили) дело своё знают.
По сравнению с предыдущим романом Каплана «Корпус», более отточенным стилистически, «Круги в пустоте», особенно в первой части, производят впечатление некоторой невычитанности, грешат повторами, как отдельных слов, так и целых абзацев. Опасаясь, что читатель его не поймёт, автор многократно объясняет одно и то же. Книге не помешало бы некоторое сокращение, своеобразная динамизация. Но это претензии скорее к редактору книги. Автор очень подробно описывает магические обряды, иногда явно перебарщивая (кровавая сцена ритуального убийства олларского мальчишки-единянина). Недостатки романа искупаются его многоплановостью и убедительно-достоверными характерами персонажей. Писателю, безусловно, удался противоречивый образ Хайяара. С одной стороны – это маг Великого Посвящения, жестокий и могущественный колдун; с другой — пожилой человек, полюбивший на старости лет в юную девушку, православную христианку, чистая вера которой неподвластна чёрной магии Тхарана. Вообще, религиозная составляющая, теософская накачка книги весьма интенсивна и заслуживает отдельного анализа, невозможного в рамках короткой рецензии. Герои романа ищут правду и истинную веру в разных реальностях и пространствах, а в результате находят себя. Это касается как взрослых, так и подростков, без которых не обходятся произведения Каплана. Автор, в прошлом школьный учитель, руководитель детской студии литературного творчества, хорошо зная психологию и внутренний мир тинейджеров, конструирует своеобразный «роман воспитания», иногда отдающий излишней дидактичностью. «Круги в пустоте» — вторая книга Виталия Каплана, но уже сейчас видно, что писатель достаточно серьёзно претендует на место в ряду таких отечественных фантастов, как В.Крапивин, С.Лукьяненко, А.Мирер, пишущих (писавших) о подростках, но вовсе не только для подростков.
© Владимир Ларионов, февраль, 2003 г.
С небольшими сокращениями опубликовано в газете «Книжная Витрина» (Новосибирск) # 9 (84) от 13 марта — 18 марта, 2003:
http://www.top-kniga.ru/kv/review/detail.php?ID=15690