Алекс Громов «Практика обитания инопланетян в городах и сёлах»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2018», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 26 ноября 2022 г.
Хороший повод построить некую многомерную модель пространства оценки качества кирпичиков Светлого Храма Фантастики. Семимерная сфера, вернее — своеобразное многополюсное яйцо, разноразмерное по каждой из осей координат. Внутри оного «многополярного шишковатого яйца» — собственно Фантастика, во всём её многообразии, вовне — околоЖанровая графомания, неистребимая и плодовитая аки саранча.
Первая ось, размер единичного деления по которой наиболее значимый, это Классика Жанра (Стругацкие, Логинов, Ефремов, Биленкин, Герберт, Гаррисон, Саймак и тд). Чем ближе книжка к началу координат по этой оси, тем она гениальнее. И тем ближе — естественно, к центру, к сердцу Светлого Храма Фантастики (что характерно и для каждой последующей оси, все они — суть разные Лики Храма). Вторая ось, соседняя, чуть поменьше масштабом — олицетворяет современные тенденции интеллектуальных космических и военных боевиков, остросюжетных фантДетективов и жанровых психологически драм (Глебов, Злотников, Ланцов, Лукьяненко, Олди, Морган, Лю Цысинь и тд). Третья ось — дань современной ментальности среднестатистического обывателя, ещё чуть короче первых двух. Это — всяческие попаданцы в Средневековье, прогрессоры начала и середины 20-го века, космические скитальцы self-made, а также — победители драконов, похитители принцесс и прочие властелины всяческих колец (Большаков, Оченков, Еськов, Вязовский, Дроздов, Марков-Бабкин, Толкин и тд). Это, так сказать — «безусловно позитивные измерения (координаты) многомерного пространства Храма, его, так сказать кровля, верхняя триада.
Помимо оной кровли есть ещё пара осей «жанрового дна» и пара «жанровых прыжков вбок, всяческих «*-измов» Фантастики. Пара осей «дна» — она представлена гораздо более короткими ортами («орт» — это вектор, он лежит на оси, направлен туда же, куда направлена ось, его длина равна единице — по этой осевой координате). Самый короткий орт — по оси квазиФантастики: это всяческие спекуляции на привлекательности Жанра, в которых фантастический элемент зачастую представлен или всего лишь «предположением между строк», или — откровенной натяжкой (например, описание ментальных драм пациента сумасшедшего дома). Всё прочее в оных текстах — грубый и откровенный мейнстрим, мерзкая боллитра. Авторов оной оси не называю не по причине брезгливости, а по незнанию: не запоминал, и — не буду, ибо — нЕзачем. Вторая из негативных осей, чуть подлиннее предыдущей — позволяет чуть посвободнее оперировать на промежутке между Сердцем Храма и откровенной графоманией. Это всяческие «попутчики» собственно Фантастики: мистика, магический реализм и тп. Удержаться подальше от границы поверхности многомерного яйца и отстраниться от графомании — как и в предыдущей оси — авторам довольно сложно, практически — маловероятно, однако, при наличии писательского таланта — всё же вполне возможно.
Оставшаяся пара измерений — это, если говорить аналогиями живописи, что-то вроде специфических кубИЗМов, примитивИЗМОв, авангардИЗМов и тп. То бишь — всё ещё искусство, но… эээ… более чем специфическое, так сказать — исключительно на любителя . Первая ось пары — примыкающая непосредственно к первой тройке — это тоже дань современной ментальности, но либо — упрощенная до уровня первичных инстинктов (агрессия, секс, снобизм и тп), либо — не утруждающая себя логикой мотивации и обоснования нюансов создаваемой Реальности. Это — Щепетнов, Поселягин, Сахаров, Асприн и тп. Ну, и последнее из имеющихся измерений, примыкающее к паре «дна» — это измерение «жанровых абстракций» и «жанровых недоразумений».Тут — куча всего, что теоретически — таки, да, фантастика, но практически же — нечто неопределенное: юмористическая фантастика, жанровый стёб, изыски психоделики и тп.
Вот сей, конкретно, текстик — он из этой породы, уважаемый потенциальный читатель. Исключительно по сей оси, практически полностью, НЕ ОТКЛОНЯЯСЬ, и где-то — в серёдке орта
Dollar44, 9 апреля 2018 г.
Как только мне в руки попала бумажная книга РФ – 2018 – 1, то я сразу её пролистал, и мое внимание сразу привлек данный рассказ. Я чуть-чуть прочел и отложил, но мысль дочитать до конца — жалила. И вот свершилось…
Откровенно говоря, я читал фантастики не так много, поскольку я не очень люблю сей жанр, по крайней мере, в его классическом понимании (другие планеты и пришельцы), но ведь речь и не обо мне. В принципе именно такое читаю впервые.
Начнем с того, что это не рассказ, а публицистика. Если б я увидел эту статью в каком-то научном журнале, я бы ей поверил. Написано добротно, без особых худ. образов, и живенько для «научного трактата». Описаны география земли, её «инопланетная история», далее экономика и социальная структура пришельцев, «галактические бомжи»… жизненный уклад на земле, опасности и фобии, жены-землянки и не очень…
Все шло прекрасно до раздела №8. Он о том, как «Найти инопланетян на планете» — и вот здесь мне стало скучно. Автор зачем-то добавил пафоса и забил раздел «адресной ерундой». Не верю в контексте всего изложенного. Ну и далее статья «зашаталась» (главы 9-11). Глава 11 вообще убила своей моралью, не приемлю мораль в искусстве. А главное то, что здесь автор меня заставляет поверить в правдивость его инфы об инопланетянах, с помощью мам и бабушек. Заставлять – это еще хуже, чем мораль.
В целом, прикольная штука, и фанатов фантастического жанра может потянуть и перечитать. Философия космоса – это многослойная штука… Мое личное мнение: я рад, что этот рассказ есть в данном сборнике, так как ради него человек может купить всю книгу. Идеальных текстов нет, а тут и правда свежий ветер литературы, для меня точно.