Василий Звягинцев «Книга вторая. Одиссей покидает Итаку»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Одиссей покидает Итаку» > роман «Одиссей покидает Итаку», 1992 г.
— антологию «Десант из прошлого», 1988 г.
— журнал «Гея № 8», 1989 г.
— антологию «Вдова колдуна», 1991 г.
— антологию «Одиссей покидает Итаку», 1991 г.
— антологию «Украсть у времени», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 3 января 2024 г.
События второй книги происходят параллельно с событиями первой. На этот раз героями произведения становятся новые люди, в частности, капитан дальнего плавания Воронцов, которого уже в самом начале романа посылают «в командировку» в самые первые дни Великой Отечественной. Он должен доставить т.н. «форзейлям» дневник их пропавшей экспедиции в прошлое. В то же самое время герои прошлого произведения, используя телепортатор Левашова, начинают обустраиваться на новой планете, чтобы сбить с толка других инопланетян, которых форзейли условно называют «аграми». Естественно, не обойдется без очередного вмешательства во временную линию нашего мира: кроме Воронцова, ограничившегося минимальным вмешательством в ход истории, на встречу со славным прошлым отправятся еще двое — Новиков и ранее побывавший в 60-х годах прошлого века Берестин. На этот раз автор предложил читателю более интересное решение: герои отправятся в 1941 год не физически, а духовно. Говоря проще, произойдет «обмен разумами» с ключевыми фигурами советской истории — Сталиным и одним из его маршалов по фамилии Марков. Такой ход интересен прежде всего тем, что Марков стал жертвой сталинских репрессий и до начала войны не дожил. А в новой истории ему предложена чуть ли не ключевая роль — за два месяца подготовить Советскую Армию к противостоянию с фашистской Германией. Учитывая, что к началу войны наша армия практически была обезглавлена стараниями НКВД, сделать подобное кажется мне невозможным. Дело ведь не только в размещении войск, но и в их подготовке! А за 2 месяца нужные кадры всё же не подготовишь. Кроме того, нужно было наладить выпуск более современного оборудования и техники (на Т-28 далеко не уедешь!), а для этого нужно было навести порядок в экономике и тяжелой промышленности, что кажется еще более невозможным, чем подготовка войск. Так что, на мой взгляд, тут автор нам банально соврал, организовав один из своих «сюжетных роялей», которые у слабых писателей всегда спасали плохо проработанный ими сценарий. (Особенно бесит меня т.н. «рог изобилия», благодаря которому герои на своей базе могли синтезировать любую существующую вещь — даже боевой танк!). Единственное, что мог сделать тот же Марков — так это перебазировать все военные аэродромы куда-нибудь вглубь страны: в первые дни войны на них было уничтожено 90% имеющихся в наличии у СССР самолетов. Однако, спасение авиации — это еще не панацея. Нужно было кардинально модернизировать технику, в первую очередь, танки и артиллерию, которые оставались на уровне 20-х годов прошлого века. А с такой вот задачей один человек точно не справится — тут требуются усилия многих людей, как политиков, так и промышленников. В нашей истории знаменитая «тридцать четверка» появилась только к 1943 году, а не менее знаменитый АК — только в 1947 году (когда большая война уже закончилась). Ну не верю я в то, что тоталитарное государство может так быстро и качественно измениться за каких-то два месяца! Если агры хотели бы гарантированно добиться своих целей, нужно было отсылать своих агентов на 10 лет раньше. Впрочем, их расчет строился не на ослаблении культа личности Сталина, а, напротив, на его усилении. Но всё равно: отведенные для этого временные рамки кажутся мне нереальными даже для инопланетной цивилизации.
К «плюсам» произведения следует отнести не только приключенческую составляющую сюжета, но и детальное описание автором всех событий в стране, предшествовавших началу войны — видать, он досконально изучил соответствующие хроники и документы, открыв нам не только несколько новых имен (того же Маркова), но и целую кучу взаимосвязанных фактов. Единственное замечание: не стоило уделять деятельности Маркова столько страничного времени — всякие несущественные подробности только рассеивают внимание читающего и понижают его интерес. А что касается приключений, то они не зацикливаются на одной только Великой Отечественной войне, а включают в себя еще и «войну вероятностей», связанную с противодействием потоку «обратного времени», в котором живет цивилизация агров. Правда, финальная сцена штурма их бастиона на Валгалле, как мне кажется, автору не удалась — и не только потому, что она резко прерывается на полуслове. К этому моменту автор, наверное, уже понял, что не сможет ограничиться только двумя романами, и решил продолжить свою историю в следующей части.
Суммируя всё вышесказанное, скажу, что хотя второй роман и получился более насыщенным на события и находки, он содержит почти такое же количество натяжек, допусков и прочих «роялей». Так что в целом оценка осталась той же самой. А вот дальнейшие романы цикла, на мой взгляд, читать не стоит, ибо они идут по тому же пути и ничего нового читателю не приносят: меняются только формы (например, в кого именно вселяются герои следующий раз), но суть остается той же самой. По тем же самым рельсам автор пытается проехать уже в ином направлении. Новизна при таком подходе такая же, как получение информации о некотором событии из разных газет и источников — маловато существенных отличий и подробностей. Кроме того, литературный стиль Звягинцева настолько своеобразен, что кое-кого может утомить уже после первой сотни страниц. Пишет он, конечно, лучше Сергея Снегова, но некоторые параллели между этими авторами всё же провести можно. Главная из них — излишнее стремление к подробностям в описании событий и слишком уж объемные беседы между основными персонажами (особенно, в самом начале романа).
------------
РЕЗЮМЕ: история противостояния двух внеземных цивилизаций на фоне земной истории середины ХХ века — с войнами, дипломатическими увертками и невозможными социальными экспериментами. По сути своей, весьма актуально и для нашего времени — во всяком случае, для историков, социологов и политиков. Если вы политикой не интересуетесь, лучше и не беритесь за чтение совсем.
mputnik, 21 мая 2019 г.
А вот это уже совсем другая книжка. Второй том дилогии, а впечатление, что Автор – иной, концепция текста – иная, образные средства и прочие литературные особенности – тоже совсем из другой оперы. Причём всё – в ЛУЧШУЮ сторону, разумеется.
Самый оригинальный подход к тематике «попаданцы в Великой Отечественной». Естественно, что оное утверждение – ИМХО, но только весьма вряд ли, что кто-то оспорит справедливость такового утверждения. Во-первых: намешано в кучу всего «фантастического» помимо собственно путешествий в прошлое и прогрессорства (и пришельцы, и спасение артефактов и галактическая война и т.п.). Так что не возникает впечатления, что книжка – в какой-то момент – из категории «фантастика про попаданцев» плавно перетекает в область «бьём фашистов как деды и прадеды». При этом я не говорю, что последнее – плохо, я даже не заикался об этом, про «бьём фашистов» — это шикарные книжки, правильные, грамотные, интересные. Но фантастику тоже при этом забывать не надо, как бы, потому как — жанр обязывает (вот в этом тексте – всё в порядке с фантастическим Антуражем, ЗАМЕТЕН вполне). Во-вторых: реалистичность описания событий и участников той Великой Войны – вызывает уважение. Автор взял на себя труд живописать не просто нечто, напоминающее громыхающий огнём боевик, а отобразил происходящее во всём его многообразии, включая и неприятные для просто «гордости потомков» детали и эпизоды, не умаляя при этом НИ ГРАНА их подвига. А это – дорогого стоит.
Ну, и – в-третьих: это – не просто «наши на Той Войне», эта книжка – гораздо ШИРЕ, и по тематике, и по философии внутренней. Отдельное спасибо Автору – за ненавязчивую рекламу Великой Литературы. Например, прием с «Розой Мира» Даниила Андреева – это просто перл, шикарно и бесподобно.
Короче, уважаемый потенциальный читатель: можешь смело потрать время на чтение. Каковыми бы ни были твои вкусы, совсем разочарованным — ТОЧНО не будешь
dxbckt, 26 сентября 2019 г.
Книга вторая-Одиссей покидает Итаку
Часть-02-Критерии отбора
Комментирую каждую из глав по отдельности, т.к было бы сложно охватить (не забыть все) в одном комментарии... Конкретно в этой главе описываются события со стороны некоего дополнительного (но центрового) персонажа который «поключается к игре» уже по воле неких доп.сил (новых игроков), которые (на этот раз) якобы противостоят сверхцивлизации устроившей «каскад изменений» в нашей реальности...
В общем «первоначальная матрица» еще раз усложняется и сюжет от чисто философского начинает переходить к динамичному описанию многочисленных проблем (возникающих у ГГ «походу пьесы»). Пока линии «доп.героя» и основной группы еще не пересеклись, но... если в первой части жанр был «чисто НФ», то тут уже «пробиваются первые ростки» жанра «попаданцы» (пока нелепого и бесполезного, прям в стиле тов.Корчевского)... Поэтому собственно и приходится писать про каждую главу отдельно.
В Звягинцев-Глава-02-На далеком берегу
Комментирую каждую из глав по отдельности, т.к было бы сложно охватить (не забыть все) в одном комментарии...
Вторая глава данной книги по «плотности событий» превосходит первую в разы...
1.Если в начале книги мы являлись свидетелями противоборства «А» с «Б» («простыми парнями с Советской глубинки» с некой космической супер-расой), то тут «влазит» еще одна (супер-раса) которая уже «враг моего врага».
2.Появляется магическая «скатерть самобранка» с помощью которой ГГ (герои) обретают сверхспособность «получать хабар из ничего» + так же появляется новая планета (!!??) на которой герои вынужденно прячутся... и накоторой (в свою очередь) однаруживается дополнительная «родная» цивилизация чем-то отдаленно напоминающая мир из «Обитаемого острова» Стругацких...
3.Появляется новый «центровой персонаж», который дополняет сложившуюся группу «главгероев».
В общем новые интриги и новые развязки (в стиле более поздней книги Е.Прошкина «Истребитель родина»), заканчивающийся уже совсем другой главой...
В Звягинцев-Глава-03-Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
Если предыдущие главы написаны в различных стилях (НФ, фантастический боевик и пр), то данная глава (внезапно!) описывает события в стиле «попаданец» (или «АИ»)... и вероятно данный опыт был одних из самых первых (на мой субъективный взгляд).
Конечно сам метод (подселения) был выбран несколько неудачный (перенос сознания в тело реципиента) и на мой (опять же) субъективный взгляд был обоснован только необходимостью кардинального слома «хода истории» (дабы избежать столь глобальных потерь первого года войны). В целом данный метод был оправдан тем что Л.П Берия (и прочие «близкие») были «уволены» дабы столь резкое изменение в поведении вождя не «бросалось в глаза», но сам «вождь народов» (при этом) все же был «неоднократно сунут лицом в грязь» автором (по типу какое время такие и вожди и пр). И конечно удивляет что результат столь кипучей деятельности … (об этом уже в другой главе).
Глава-04-Как кончаются звездные войны / 2019.10.29
Наконец-то я «добил» последнюю главу этой книги — о чем с нескываемым восторгом и могу заявить... И не то что бы эта книга была уж сильно... навязчивой, однако порой за день читаешь сразу половину, а то и всю — а тут ее «мучишь и мучишь»....
Нет конечно — для своего времени эта книга «супер-мега хит»: разности жанров и сюжетов отдельных глав просто поражают своим «разбросом». Тут тебе и НФ и галактические «игры сверхцивилизаций», и «хроноклазмы?» (прости господи) и прочие парадоксы времени...
В общем автору вполне удачно удалось все это органично объединить в одном произведении.
Единственно — в настоящее время все это уже не производит «столь оглушающего эффекта» в силу избалованностью «подобных подходов» и пресыщенностью «книжного вала».
Конкретно эта часть написана в стиле (если сравнивать с гораздо более поздним произведением «Схрон» / Бич Времен» В Головачева): ГГ решают «одним махом разрубить гордеев узел» и решить все накопившиеся проблемы (и в том числе, «походу пьесы», заодно спасти свою планету от будущего вторжения).
Глава очень маленькая (по сравнению с предыдущими) и повествует о «решении проблем» лишь в части... так например не совсем понятно что стало с альтернативном мире 1941-го в котором «ГГ сыграли главные роли»... и вообще... видимо это задел на продолжение данной СИ.
Почему я говорю «видимо»- зная что такое продолжение есть? Просто «всю книгу» я был уверен что читаю (эту собственно книгу) в первый раз... Однако завершая ту или иную главу — я вспоминал уже прочитанное … Видимо «когда-то давным давно» я ее все же читал — хоть и забыл об этом напрочь... и вовсе не уверен что не «вспомню» о чем идет разговор дальше))
Но дело тут собственно не в этом... Как я понял (субъективное предположение) главной особенностью этого раннего произведения от своих «более поздних собратьев» (по перу) является вовсе не «закрученность сюжета» (подобного и сейчас «пруд пруди»), а зацикленность (автора) вовсе не на описании того или иного события — а на «конспектировании» многоречивых и подробнейщих «закоулков сознания» героев (и героинь) данного произведения. Если «сейчас» большинство главгероев по факту — это «супер-пупер индивидуальности» (которые могут … подставить нужное), то у автора это именно «группа людей» сплоченная общей целью (прям комсомольская ячейка — несмотря на «явную нелюбовь автора» к партии и тп.)