Анатолий Васильевич Кузнецов «Юрка, бесштанная команда»
Конец августа, идут дожди, все дороги развезло, но шофёру совхоза Горлову вместо того, чтобы выпить на именинах у знакомых, надо ехать в город за новым трансформатором. Настроение не улучшает и то, что новая учительница внезапно попросила его взять в город своего сына Юрку, чтобы купить ему школьный костюм: мальчику скоро в первый класс, а у него порвались последние брюки. Прожжённый циник, любитель выпить и урвать, где можно, лишнюю копейку, за время поездки Горлов в компании семилетнего Юрки неожиданно для себя преображается. Общение с мальчишкой, который, как и сам Горлов в детстве, растёт без отца, пробуждает в шофёре чувства, на которые он, казалось, был уже давно не способен...
Входит в:
— журнал «Юность 1960'08», 1960 г.
— сборник «Селенга», 1961 г.
Экранизации:
— «Юрка — бесштанная команда» 1961, СССР, реж. Антонис-Янис Воязос, Андрей Смирнов, Борис Яшин, Рамиз Аскеров
— «Мы, двое мужчин» 1962, СССР, реж. Юрий Лысенко
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tam, 11 октября 2021 г.
Стало интересно, что же это за рассказ, который почти сразу после публикации (1960) был дважды экранизирован в СССР, сначала вгиковским студенческим коллективом из аж четырех режиссеров (в их числе Андрей Смирнов) и двух операторов в 1961 году, а затем одним Юрием Лысенко, но под чуть измененным названием «Мы, двое мужчин» (1962). Сценарий для второго фильма написал сам Кузнецов, и был очень доволен результатом, но позже его негодование вызвали цензурные вмешательства и снятие фильма с показа на кинофестивале (см. заметку «Как умер фильм “Мы, двое мужчин”», уже времен эмиграции). Любопытно, что главную роль в обоих фильмах сыграл Василий Шукшин.
Так вот, рассказ оказался замечательным. Даже перечитав его, всё равно ставлю 10. Да, это такая почти что сказка времен «оттепели». Тридцатитрехлетний холостой шофер совхоза, грубиян и пьяница Горлов, который считает, что «копейка правит человеком», выезжает на грузовике в город за трансформатором под дождем, по сплошной грязи и дико злой, что не дали выпить на именинах, да еще учительница всучила в попутчики семилетнего сына, попросив купить ему в городе школьный костюм (это вместо того, чтобы наконец расслабиться в пивной!), — а через сутки обратно возвращается преобразившимся за время общения с ребенком, в нем если не полностью проснулось, то по крайней мере начало просыпаться что-то человеческое. И не то что школьный костюм купил на деньги матери мальчика, но еще и свои кровные потратил на новые ботинки Юрке.
А в финале — просто классика «диалектики души»: еще вчера родной совхоз «лепился грязными унылыми кубиками мазанок, с редкими общипанными деревцами между ними», а сегодня «на холме белыми крапинками привольно раскинулись домишки», а совхозный пруд, в начале пути казавшийся «обтоптанным и загаженным», «похожим на лужу», по возвращении «блеснул», и на поверхности его виднеются «едва различимые точки гусей».
«Этот мир был тревожен, красив и наполнен до краев, как бывает в детстве, как в дни любви.»
Маленький шедевр!