Фредерик Пол «The World at the End of Time»
Человеческая экспедиция на трех кораблях отправляется в систему звезды, которая была сочтена перспективной для колонизации ввиду наличия маркеров биологической жизни. Не успев достигнуть ее, экспедиция оказывается единственным выжившим осколком человечества. Не успев приспособить выбранный мир под свои нужды, колонисты понимают, что со Вселенной за пределами системы творятся странные дела — или, точнее, сама центральная звезда с ее выводком планет и несколькими соседками, ощутимо потускнев, разгоняется до скорости убегания относительно остальной Галактики, как если бы некое божество в припадке веселья или ненависти решило отфутболить этот звездный кластер на самый край обозримого космоса. Аналогия в действительности не слишком далека от буквальной истины — правда, колонисты не подозревают, что для божества звезды являются гурманской пищей...
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Научная фантастика - Роман (США) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 16 ноября 2024 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/vz8II).
Темная материя и темная энергия, как я указывал в своих заметках, уверенно продвигаются к статусу современных теоретических эпициклов — они с некоторой натяжкой объясняют всё, везде, сразу и в то же время абсолютно ничего, а экспериментальными подтверждениями, увы, гнушаются: приходится довольствоваться блужданием в сужающемся коридоре потенциальных отклонений от Стандартной Модели или теории относительности. Тем не менее мы, будучи людьми, просто не в силах удержаться от попыток разработки подобных моделей, одна из которых (само собой, довольно старая) активно и мастерски задействована Фредериком Полом.
Но не только этим хорош роман, иначе было бы к нему не меньше претензий с точки зрения стиля, чем к «Диаспоре» и «Планковскому прыжку» Игана. Это один из ранних предков (ага, опять — см. https://fantlab.ru/work435261 ) идеи, именуемой нынче с подачи пиарщиков, экранизаторов и переводчиков Лю Цысиня Темным Лесом — объяснение парадокса Ферми тут дается подчеркнуто мимоходом,
Подобно жителю Нью-Йорка, Лос-Анджелеса или Москвы, которого жизнь благословила квартирой с фиксированной арендной платой, такой архонт старается без надобности не переезжать, пока не износит очередную звезду.
Тем сильнее злобная бесшабашность всемогущих трусливых подростков, которые искренне полагают себя наделенными отменным чувством юмора. Ну да, представления о смешном у них скорее соответствуют скабрёзным шуткам, опрокидыванию лицом в торт и всему такому. Но ведь и о многих людях подобное можно сказать? В том числе и о членах экипажа корабля поколений «Новый Мэйфлауэр».
Хотя, возможно, это лишь мне видится Темный Лес гностицизма за древами жизни, окружающими фонтан юности Виктора Соррикейна, самого старого космопилота во Вселенной, а Полу в действительности и не было дела до Гебдомады. Или же Архонтам просто нечего делить (и нечем делиться) с разработчиками и поклонниками несколько уже заплесневевшей теории Калуцы-Клейна.
Krio, 16 апреля 2019 г.
Отличная книга — жаль до сих пор не переведена на русский ((((
Я читал лет 15 назад в оригинале и был просто оглоушен необычностью сюжета.
Повествование ведется, во-первых, от лица людей, отправленных на гигантском корабле к другой звезде. Полет запланирован на срок в 100+ лет. Пассажиры(=переселенцы) в анабиозе, экипаж бодрствует посменно. Потом происходит ряд роковых событий: взрыв сверхновой, которого просто не должно было произойти со звездой определенного типа, мятеж или борьба за власть на корабле — с последующей анархией, деградацией общества и т.п. Корабль летит уже по инерции, сменяются поколения людей. Главный герой — сын астронома, которого разбудили нежданно из-за сверхновой и который попытался как-то осмыслить и объяснить эту аномалию. Я уже не помню всех подробностей, вроде бы парень тоже был разморожен в какой-то момент, потом опять заморожен, в результате после смены поколений на корабле он оказывается самым старым из живущих людей..
Во-вторых, повествование параллельно ведется от лица некого сверхсущества, сверхразума, живущего внутри звезды. Причем звезды рождаются и умирают, а оно по мере их «износа» перебирается в новый «дом». Причем предпочитает звезды определенного класса.
В какой-то момент (миллион или миллиард лет тому назад))) ему становится скучно, «не с кем пообщаться», и оно создает некое подобие самого себя. Но конечно, с определенными ограничениями. Результат боль всего похож на общение с компьютером, не подключенным к сети. Делает еще одну попытку, стараясь усложнить мыслительные возможности своего «сынка». Потом — еще, и еще, и еще.. В результате практически полностью копирует самого себя. И сначала очень нескучно общаться, а потом начинается война всех со всеми, как в «Горце» — «должен остаться только один». Поэтому-то и начинают взрываться звезды, которым это и не положено было по законам физики.
В результате этой войны во Вселенной остается только одна звезда с планетной системой, одно сверхсущество (то самое, «прародитель») и некое количество выживших и полуодичавших людей на звездолете, который к оставшейся звезде как раз и движется.
.. В общем, это надо прочитать самостоятельно, чтобы проникнуться оп-настоящему. Так что, у кого будет такая возможность — прочтите обязательно, не пожалеете