Павел Басинский «Посмотрите на меня»
1902 год. Австрия. Тироль... Русская студентка Сорбонны Лиза Дьяконова уходит одна гулять в горы и не возвращается. Только через месяц местный пастух находит ее тело на краю уступа водопада. Она была голая, одежда лежала рядом. В дорожном сундучке Дьяконовой обнаружат рукопись, озаглавленную «Дневник русской женщины». Дневник будет опубликован и вызовет шквал откликов. Василий Розанов назовет его лучшим произведением в отечественной литературе, написанным женщиной. Павел Басинский на материале «Дневника» и архива Дьяконовой построил «невымышленный роман» о судьбе одной из первых русских феминисток, пытавшейся что-то доказать миру...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 5 февраля 2022 г.
Когда-то давно мне попалась в руки книга Павла Басинского про Толстого. И хотя я не большой любитель такого рода биографической литературы, отлично помню, что открыла книгу в библиотеке и зачиталась. История Лизы – из той же серии. С той разницей, что я ее слушаю.
Оторваться невозможно вообще!
В основе книги – дневник реальной девушки (1876-1902), который был издан и стал довольно популярным в свое время. Она начала вести его в 11 лет и продолжала до самой смерти. Уже сам по себе дневник – довольно интересный документ, но книга дополняет его кучей любопытных сведений о жизни того времени, нравах, поступках, привычках, гласных и негласных правилах и нормах поведения, понимание которых совершенно по-другому расставляет некоторые акценты. Ну, например, хотя мы проходили в школе «Что делать», мне и в голову не приходило, что эта книга привела к популяризации фиктивных студенческих браков, смысл которых был в том, чтобы сделать девушку свободной в праве распоряжаться собой. Например, поступить с разрешения мужа на Бестужевские курсы, где преподавательский состав, как ни удивительно, был чуть ли не лучше, чем в университете. Кстати, именно там (и в тоже самое время) училась Надежда Крупская.
Забавно, кстати, что где-то в начале сестра Лизы (девушки из хорошей купеческой семьи) говорит, что ее бабушка не умела толком ни читать, ни писать, но отдала свою дочь (их маму) в гимназию. В свою очередь, они теперь смогут учиться на курсах, а там, глядишь, их дочери уже и в университет будут поступать. Интересно, что это примерно так и получилось. Моя прабабушка немногим моложе Лизы и ее сестры. Она, конечно же, была грамотной, закончила гимназию, но о высшем образовании даже и не мечтала. Впрочем, с 5 детьми не до университетов. Моя бабушка закончила медицинский институт и стала врачом. У моих родителей и у меня – уже по два высших образования.
Вообще, автора в этой книге, пожалуй, куда больше, чем самой Лизы, но это скорее плюс. Потому что он вовлекает в свой рассказ и обсуждает в книге огромное количество всего, что происходило тогда в России, при этом делая акцент не на политических событиях, а мыслях, представлениях и возможностях молодой девушки.
Не обошлось и без некоторых противоречий. Вначале Лизу преподносят нам, как исключительно умную и толковую барышню, всей душой стремящуюся получить образование. И вообще, эдакую феминистку, которая разве что самого термина не знает Однако, мне представляется, что все эти желания — скорее попытка сбежать из родного дома и от собственной незавидной доли. Лиза – некрасива, и когда ее младшую сестру уже зовут замуж, она осознает, что у нее самой надежд нет. Или убеждает себя в этом. У нее вообще довольно специфические представления о поведении мужчин и женщин. А образование это – путь к независимости и уверенности.
Впрочем, Лиза действительно умна. Она закончила гимназию с медалью. У нее широкий круг чтения, она читает в том числе на французском и немецком, причем не бульварные романы, а философскую литературу, интересуется литературными новинками (например, Крейцеровой сонатой Толстого) – и все это лет в 17-18. Хотя, кто в этом возрасте не интересуется всем подряд?
Но вот она поступает на курсы, и выясняется, что у нее проблемы с памятью, она испытывает трудности при сдаче экзаменов, сбежав из семьи, с другими курсистками она тоже не находит общего языка, да и нервы не в лучшем состоянии. Плюс на нее валится куча информации, которая заставляет ее пересмотреть свои представления в том числе о вере. Все это нервное напряжение, наложившееся на внутреннее заболевание, приводит к тому она попадает в больницу, что, кстати, служит для автора хорошим поводом рассказать про состояние больниц.
В общем, это совершенно прекрасная книга, которую я очень и очень рекомендую.
majj-s, 31 октября 2021 г.
История тотального одиночества
«Она смогла поставить красивую точку в своей судьбе! Заставила всех посмотреть на себя, черт бы их побрал! Она доказала, что она героиня романа, который будут читать и через сто лет.»
Перед Тотальным диктантом 2019, который мы писали за длинными столами в библиотеке, я спросила соседей, читал ли кто-нибудь из них автора. Мужчина сидевший рядом, ответил, что да, он читал «Дневник Лизы Дьяконовой», историю молодой женщины... Закончить не успел, начался диктант, мы писали что-то о персонажах «На дне» Горького, кажется сопоставление образов Сатина и Луки, и доброта последнего приравнивалась к лицемерию, впрочем не помню.. А после продолжить разговор не случилось. Но желание прочесть книгу впервые возникло именно тогда.
Воплотившись спустя два с половиной года, когда выходит английский перевод книги Павла Басинского , название которого звучит как Liza's Waterfall. The hidden story of a Russian feminist (Водопад Лизы. Тайная история русской феминистки). Почему название в переводе так радикально изменилось? Главным образом для того, чтобы избежать невольной ассоциации, которая возникает из совпадения форм обращения единственного и множественного числа второго лица в английском: в то время, как на русском «посмотрите» естественно прочитывается как обращение к обществу, в английском варианте с дословным переводом названия, может быть принято за обращение к мужчине.
Поскольку мы в русскоязычном пространстве — «Посмотрите на меня», история старшей из пятерых детей богатого купца, после смерти которого дело пришло в упадок и было за бесценок продано вдовой, а рожденная в богатстве отцова любимица Лиза, в одночасье потеряла любимого папу, оказалась бесприданницей и осознала себя уродом. В двенадцать-тринадцать, возрасте гадких утят, редкая девочка не ужаснется, посмотрев в зеркало. После, подавляющее большинство приноравливается к своей неидеальной внешности, учится подчеркивать достоинства и нивелировать недостатки, а потом мы перерастаем и начинаем себе нравится.
За редкими исключениями, к которым принадлежала и Лиза. Уникальное сочетание воли, интеллекта и трезвомыслия направило ее помыслы в сторону построения карьеры, а какой могла быть сфера приложения способностей для женщины в российской провинции конца девятнадцатого века? Учительство, и в самой отдаленной перспективе — руководство женской гимназией. Незавидно? Но пока альтернатив нет, стану учиться, а там, глядишь. что-то изменится — подумала наша героиня. Вообще-то она мечтала о юриспруденции, хотя само словосочетание женщина-адвокат тогда звучало нонсенсом.
Замужество как возможная сфера приложения талантов не рассматривалось вовсе, не только по причине недовольства собственной внешностью и недостатка средств, но, главным образом, потому, что французские романы (читала она по-французски свободно с детства) рано и довольно подробно просветили девочку в вопросах отношений между мужчиной и женщиной. из собственного опыта могу подтвердить: Мопассан, прочитанный в детстве, способен сделать девочку на некоторое время мужененавистницей. Потом болезни роста, главная из которых первая влюбленность, отменяют это. Снова не в случае Лизы.
Было еще одно, о чем она смутно догадывалась, а может сопоставила обрывки разговоров, в разное время достигавшие ее ушей. Любимый батюшка вел довольно беспутную жизнь, а обстоятельства его болезни и смерти заставляют думать, что причиной явился сифилис, которого тогда не умели лечить, травя пациентов ртутью. Так вот, по некоторым признакам девочка оказалась несчастной носительницей наследственного сифилиса, каковое обстоятельство расставляет по местам и ее нежелание замужества, и стремление к карьере. Стоп. а как же остальные дети? Кажется их миновала чаша сия, колода тасуется причудливо и если тебе выпадает ухмыляющийся джокер, он вполне может выпасть тебе одной. Хотя, в психической неуравновешенности младшего брата Александра, вполне возможно, проявился тот же недуг.
На самом деле, максима «не мы такие, жизнь такая» здесь не работает абсолютно. Все, что случилось с девицей Дьяковской, вся ее короткая грустная жизнь и страшная нелепая смерть, потому что она была такой, какой была: упрямой, несгибаемой, ставившей умствования выше веления сердца, подозревавшей у себя болезнь, которая лишала права сближаться с людьми. Она была редкой умницей, великолепно образованной, целеустремленной, храброй. И тотально одинокой. А молодым женщинам это противопоказано.
И природа, сколько не прячься от нее, в конце концов берет свое. Кто же виноват, что рыцарь Ланцелот, навстречу которому ринется измученное одиночеством сердце, окажется мещанином, да к тому же не разглядит в экзальтированной русской своей Гвиневры. Кто виноват, что сердце, которое она так усердно закаляла, окажется столь хрупким. И не найдется рядом друга, который выслушал бы, понял, утешил.
Не думаю, что стоит увязывать это с феминизмом. Для меня — трагедия человека, который не может быть как остров, сам по себе.
Иногда создается впечатление, что Дьяконова словно поставила над своей жизнью какой-то жестокий эксперимент. На что способна женщина как личность, оставаясь при этом женщиной. Не женой, не матерью, не феминисткой, не революционеркой, не писательницей и не ученой дамой.
В конце концов, она задавала себе один и тот же вопрос. Для чего я, вот такая, как я есть, появилась на этом белом свете? Для чего мой ум, моя душа и мои страдания?
Посмотрите на меня!