Михаил Ланцов «Лжедмитрий. Игра за престол»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Наш современник проваливается в прошлое, за пару лет до начала Смутного времени. Внешнее сходство с покойным Иваном Грозным играет с ним злую шутку — все принимают его за царевича Дмитрия. Но «чудом спасенный» Дмитрий Иванович не желает вступать в игру за престол. Он готов подружиться с Борисом Годуновым, чтобы совместно отбить польскую интервенцию. Однако судьба распоряжается по-другому — в России начинается боярский мятеж, переросший в «бессмысленный и беспощадный» народный бунт. И чтобы спасти страну от ужасов гражданской войны, Дима решается стать правителем.
Лжедмитрий? Да. Но это совсем другой Лжедмитрий…
Входит в:
— цикл «Лжедмитрий»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 194
Активный словарный запас: средний (2869 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 29 марта 2019 г.
Да, обманывать себя не будем — это вполне себе специфическая фантастика, настаивать на полном соблюдении канонов «серьёзной литературы» — как бы не совсем корректно. Но. И ещё раз – НО! Этого и не требуется. В данном конкретном случае.
Для традиционной попаданческой темы «наш человек вместо царя» начальный период восприятия книжки — довольно стандартный. Натяжек — много, неестественность «везучести» ГГ, его неимоверных памяти и «соображалки» — не просто смущают, они — раздражают. Ну, не бывает же так, ёкарный бабай, ну — сказка же... Но это — только в начале, это — очень быстро сходит на нет, перестаёт восприниматься вообще (не просто как значимый фактор, а именно — вообще).
Есть вполне себе четкая, устойчивая ассоциация на эту тему, из «параллельных пространств», из толстовского Петра Первого. О том, как в ганноверском свете воспринимали экзотику «юного русского царя»: «...Курфюрстины были в восторге. Они прощали ему и грязные ногти, и то, что вытирал руки о скатерть, чавкал громко, рассказывал о московских нравах, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту...». Эта фраза — просто идеально подходит для описания ситуации с восприятием книжки.
Автору не просто можно простить всяческие огрехи несущественные (да гори они синим пламенем, эти огрехи, есть они или нет их — это все не важно абсолютно). Потому как — вот же, тут, прямо перед нами Госпожа Фантазия творит свои Чудеса, вот же — сказочное очарование волшебного фокуса «...как оно могло бы быть, ЕСЛИ БЫ...». А на эти великолепные фокусы — веером накладываются бурлескные выплески «хулиганского юмора» авторского – в части обмусоливания артефактов 21-го века в реалиях века 17-го. Вроде знаменитой сцены из «Мы из будущего», когда на вопрос часового арестанту на гауптвахте «Ты где там есть, почему не отвечаешь», наш приколист выдает: «Абонент временно недоступен…». Трудно сказать, почему это так «трогает аудиторию», но более чем бурная реакция на эту сцену – она неизменна, постоянна, аки склонность солнца каждое утро восходить на востоке.
Вообще, сама проблематика «...как оно могло бы быть, ЕСЛИ БЫ...» — где-то сродни магии, некому изящному щёлканью пальцами с озвучиванием заклинания «Свет мой, зеркальце, скажи…». И ведь оно – говорит же, да еще и так прикольно. Короче, это (текст сей, вернее – множество таковых текстов) – некий обязательный элемент комфорта 21-го века, без таких книжек жизнь была бы скуШна и неинтересна: в космос – вышли, атом – покорили, компьютер – изобрели, так — что бы машину времени да и не смоделировать в развлекательных целях – да не может же такого быть!
Странник2015, 30 сентября 2018 г.
Первый роман цикла «Лжедмитрий»- «Игра за престол» читается легко, с удовольствием. Некоторые события эпохи Лжедмитрия I стали понятнее. Интерес автора к военной истории средневековой Европы и опыт реконструкторской деятельности привносит в его творчество ценное содержание. Чувствуется что Михаил Ланцов всерьёз интересовался и изучал историю. Роман написан иронично, иногда в жанре стёба, что не портит впечатление за исключением тех случаев, когда автор с непонятным усердием начинает стебаться над религией. Особенно понравились описания боевых действий и неординарные гипотезы о ранней истории Руси, об установлении династии рюриковичей.